Об аскетизме вообще и об Аскетике, как науке. Значение Аскетики для науки Пастырского Богослови По новому академическому уставу к науке Пастырского Богословия присоединена Аскетика. Сделано то, недостаток чего чувствовался всегда и раньше; мы бы сказали даже: вложена живая душа в тело и осмыслена и оживотворена самая наука Пастырского Богословия. До сих пор наука Пастырского Богословия строилась почти исключительно в исторической перспективе: давалась история пастырства и Пастырского Богословия, приводились в систему разные свидетельства, касающиеся пастырства, делались попытки указать систему обязанностей пастыря, но существо пастырского служения оставалось в тени, не определялось. Пастырское Богословие в существе дела не было самостоятельной наукой: оно брало элементы своего содержания из соприкасающихся с ним наук – гомилетики, литургики, канонического права. Пастырское Богословие сводилось, таким образом, только к изучению формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво. Лишь недавно появился курс Пастырского Богословия Архиепископа Антония, который представляет первую попытку раскрытия существа Пастырского Богословия, существа внутренней психологии пастырства. В такой постановке вопросы Пастырского Богословия получают особенный, глубокий, жизненный смысл. Не сомневаюсь, конечно, что даже у многих и из Вас, моих слушателей, эти мои слова о значении аскетики, быть может, вызовут улыбку, так как у нас вообще к слову – аскетизм и аскетика установилось отношение довольно странное, если не сказать более того. У многих считается даже неловким, и говорить серьезно об этом предмете; а теперь, когда нужно будет говорить об Аскетике в смысле уже науки, пожалуй – похоже, будет на то, как вызывать перед глазами и к удивлению слушателей сами тени Египетских, Палестинских и наших древних подвижников, который, если и не отвергаются в своем историческом бытии, то все же и не имеют в общем нашем христианском сознании (особенно научном) такого жизненного значения, чтобы к ним установилось и отношение, как к живому и реальному факту церковной жизни. Так ведь и вообще-то ко всему церковному у нас нет еще и не сложилось отношения (повторяю: особенно в научном мышлении), как к живому факту и реальному настолько же или даже больше, насколько реальными признаются всякие другие проявления внешней жизни (возьмем хотя бы реальность духовного мира, злых и добрых духов, реальное значение молитвы и пр. Все это больше у нас догматические понятия, а не реально переживаемая вами и опознаваемая стихия нашей жизни. Не забудем только, что ведь в таких бесспорных теперь уже живых начал, как признаваемые в медицине невидимые организмы, тоже не признавали, по недостатку опыта, но ведь от этого реальность их не уменьшилась).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения Задача, метод и определение науки пастырского богословия Пастырское богословие, определяемое с самой общей, формальной точки зрения, есть наука о пастырском служении, которое должно быть рассмотрено в ней со стороны сущности предмета, его проявления и способов к его осуществлению. Но такое общее определение дает полный простор говорить в пастырском богословии о весьма многих вопросах, имеющих к тому же особое место в области других специальных наук. И это прежде всего нужно сказать о сущности служения православного пастыря. Разумеется, она должна вообще совпадать с сущностью христианства. Но когда об этой последней поднимается вопрос, то возникает необходимость рассмотреть различные решения его. Следовательно, объем и задачи пастырского богословия расширяются до почти неограниченных размеров, расплываясь до полной неопределенности. С другой стороны, проявления пастырского служения настолько многообразны и многочисленны, что представляется почти невозможным даже лишь пересчитать их, а тем более осветить обстоятельно; таким образом, и здесь теряется рельефность науки. Ввиду этого пастырское богословие должно заранее ясно отграничить свою задачу и показать, каким именно методом намерено оно рассматривать специально подлежащие ему предметы. В науке пастырского богословия как на Западе, так и у нас можно указать два основных течения. Одно из них, преимущественно протестантского происхождения, отмежевывает в свою область такие вопросы, как сущность христианства, идея Царства Божия, подробное обследование жизни Господа Иисуса Христа как Пастыря, то есть вообще всей Евангельской истории, и т.п., то есть захватывает собой предметы, прямо относящиеся или к догматическому, или нравственному, или библейскому богословию. Притом же эти вопросы рассматриваются или совсем безотносительно к пастырству или лишь отчасти, побочно. В результате подобной постановки дела наука пастырского богословия кажется совсем излишней, почти целиком распределяемой по другим областям. Такие голоса действительно и раздаются, особенно среди протестантских богословов, что, впрочем, естественно, как ввиду отрицания ими специального Таинства священства и, следовательно, института пастырства, так и ввиду малого отсюда опыта специально пастырского содержания, настроенности. Подобные задачи и метод в пастырском богословии действительно делают науку – с точки зрения самостоятельности – сомнительной, а потому и должны быть отвергнуты, по крайней мере в полном объеме их, так как специально к пастырю подобное пастырское богословие почти не имеет отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

II. Предмет науки. Определение понятия «пастырское служение» в «Книге о должностях пресвитеров приходских» и у проф. В. Ф. Певницкого. Наше определение Предметом науки Пастырского Богословия служит пастырское служение. Понятие «пастырское служение» нуждается в точном определении, ибо с ним связывают разное содержание, разумея под ним то один из институтов христианской Церкви ( Еф.6:11 ) как должность, то внутренний подвиг пастыря как настроение, то как пестунство, или пастырство в тесном смысле слова, то, наконец, как соединение нескольких подобных сторон пастырской деятельности. «Книга о должностях пресвитеров приходских» определяет пастырское служение как «служение в Новом Завете, от Христа Апостолам и их преемникам переданное, состоящее в проповеди Слова Божия и строении таинств, дабы сими средствами примирив грешников к Богу, совершить их в вере и святом житии к получению живота вечного во славу Божию» (1–2 гл.). Согласно с этим через 120 лет определяет пастырское служение проф. В. Ф. Певницкий . «Священническое, или пастырское, служение, – говорит он, – есть особое, существенно необходимое служение в Церкви Божией, ведущее свое начало от Основателя Церкви, Господа Иисуса Христа, поручаемое избранным и освященным лицам, состоящее в строении Тайн Божиих, проповеди Слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни» 24 . По существу, оба определения одинаковы. Разница между ними лишь в том, что первое без возражений могло бы быть принято и в протестантском богословии, второе же исключает подобную возможность, упоминая о совершителях пастырского служения как об освященных лицах. Кроме того, второе разделение представляет объем пастырского служения, когда указывает виды его: проповедь , строение Тайн Божиих и душеводительство. Но ни первое, ни второе определение пастырского служения нас не удовлетворяет. Первое цель пастырского служения ограничивает примирением пасомых с Богом, совершением их в святом житии и приготовлением их к потусторонней жизни. Между тем жизнь христианина должна быть не только благочестива, но и творчески разумна; он не только должен готовиться к небу, но и возвышать и всячески, в согласии с волей Божией, украшать земную жизнь. Второе – проф. В. Ф. Певницкого – определение пастырского служения кроме строения Тайн Божиих и проповеди слова Божия задачу пастырства видит в попечительном руководстве людей в духовной жизни. Но тут не уяснен объем понятия «духовная жизнь». Если под нею разуметь богомыслие, молитву, пост и милостыню, которыми некоторые ограничивают благочестие, то попечительное руководство пастыря в отношении пасомых не может ими одними ограничиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В Псково-Печерской духовной семинарии по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона начался курс лекций о священстве, предназначенный для клириков Псковской епархии и семинаристов. Курс читает библеист, миссионер и богослов протоиерей Геннадий Фаст. По определению самого отца Геннадия, это «не учебный курс, а беседы пастыря с другими пастырями и с теми, кто готовится стать таковыми». Мы предлагаем вашему вниманию первую лекцию цикла, посвященную патриархальному священству и его актуализации в современном мире. Митрополит Тихон: Дорогие отцы и братья, сегодня мы начинаем курс лекций отца Геннадия Фаста. Я хочу поблагодарить батюшку от лица всех присутствующих за согласие выделить свое время для этих лекций. Уверен, что это будет необычайно интересно и принесет настоящую пользу всем присутствующим. Еще раз повторю, что эти встречи мы организовываем в Псково-Печерской духовной семинарии, но подключаться могут клирики Псковской епархии и в дальнейшем – мы уже с владыкой Сергием говорили – всей Псковской митрополии. Это беседы для тех, кто действительно желает посвятить время и силы совершенствованию своего пастырского искусства Лекции будут проходить примерно раз в неделю. Подробности уже оговорены и будут вам сообщены. Еще раз повторю, что эти беседы не обязательны. Они для тех, кто действительно желает посвятить время и силы совершенствованию своего пастырского искусства, своего пастырского ремесла, своего пастырского дела. У нас также намечена встреча с епископом Верейским Пантелеимоном. У него особая тема – исповедь. Это, как уже обозначено в патриархийных документах, курсы повышения квалификации священников. Раз в месяц они будут обязательны для всех клириков епархии. А что касается лекций отца Геннадия, то я сам с огромной благодарностью и радостью буду на них присутствовать, когда смогу. Когда не смогу, буду обязательно прослушивать их в записи. Запись лекций мы будем располагать и на нашем епархиальном сайте, и на сайте Православие.ру. Хотел бы пожелать всем нам благословенных успехов в том служении, на которое Господь поставил нас, а мы подтвердили свою готовность быть Его соработниками своей священнической присягой. Спасибо большое, отец Геннадий. Я прошу прощения, мне сейчас надо идти по епархиальным делам, но я непременно посмотрю эту лекцию в записи. Храни Господь!

http://pravoslavie.ru/144467.html

Пастырское выгорание: не нужно ничего замалчивать!. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Пастырское выгорание: не нужно ничего замалчивать! 30.01.2013 14:14 Версия для печати Чем отличается «выгорание» от изначальной холодности к служению? Есть ли практические приемы, как бороться с пастырской усталостью и апатией? По следам  интервью психолога Светланы Перегудовой  и в продолжение темы о феномене «выгорания», мы обратились с вопросами к прот. Павлу ВЕЛИКАНОВУ, доценту МДА и главному редактору портала «Богослов.Ру» – Отец Павел, обычно говорят о выгорании у социальных работников. А что такое пастырское выгорание? Какие у него специфические симптомы?  – Да, действительно, синдром профессионального выгорания чаще всего встречается у людей, по характеру своей деятельности активно взаимодействующих с другими людьми: это учителя, врачи, работники социальных служб.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Православное пастырское служение «Книга архимандрита Киприана «Православное пастырское служение» является, на наш взгляд, лучшим руководством для пастырей, написанным до сего дня на русском языке. Живым и доступным языком отец Киприан говорит о том, что узнал из собственного опыта на протяжении многих лет пастырского служения. Речь в книге идет о духовно–нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел книги посвящен «душепопечению» — духовному руководству и исповеди. Нам представляется, что труд архимандрита Киприана должен стать настольной книгой каждого священнослужителя Русской Православной Церкви.» — отзывался о предлагаемой книге митр. Иларион (Алфеев) в одной из своих книг. Православное пастырское служение Киприан (Керн) Часть 1-я. Основы пастырского служения Идеологические обоснования пастырства. Прежде чем перейти к изучению традиционных вопросов пастырского богословия, надо выяснить те принципиальные предпосылки, которые должны лечь в основу пастырского делания и которые надо строить в полном согласии с основными данными православного мировоззрения. Пастырство само по себе предполагает известную среду. Пастырствовать в пустыне и в затворе нельзя. Уединенная жизнь есть особая форма служения Богу, но в ней нет места деятельности пастыря, которая проходит в миру и в обществе людей. Поэтому надо выяснить, каково будет отношение будущего пастыря к этому миру и к человеку. Надо определить отношение человека в миру. Пастырь должен правильно оценить этот мир и общество, которое притягивает человека к земле и часто отвлекает его от Бога. Первый вопрос, который встает перед нами: " Что такое мир? " Надо сразу же признать, что этот термин в богословской литературе сбивчивый и часто двусмысленный. Мир, кроме своего прямого значения, употребляется в богословии и в качестве известного аскетического термина. Вот к этому второму значению слова " мир, " как духовно-нравственной категории, мы и обратимся в первую очередь, чтобы потом сказать о мире в его прямом смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Скачать epub pdf Вводный отдел. Предварительные сведения 1. История науки, содержание, предмет, важность, метод и положение в ряду других богословских наук а) История науки Пастырское богословие (или пасторология), которое предстоит нашему изучению, занимает исключительное положение во всем Богословии. Среди православных богословских дисциплин нет менее разработанной дисциплины, чем Пастырское богословие. В то время, как у протестантов эта наука сводится к наставлению об учительствовании, а у католиков – к практическому руководствованию пастырей, у нас, в православном русском богословии, она еще в сущности не нашла богослова, который придал бы ей совершенно законченное содержание и форму. Последними пасторологами – профессором В.Ф. Певницким , протоиереем С.А. Соллертинским, епископом Феодором и митрополитом Антонием – лишь намечен путь для Пастырского богословия; каждым из них в известной части и каждым с особой окраской путь отличный и от католического, и от протестантского, путь православный. Задача новых наших пасторологов этот путь расчистить и, идя в намеченном направлении, создать настоящую научно-обоснованную и идейно-жизненную систему Пастырского богословия. Неразработанность науки православного Пастырского богословия, может быть, объясняется тем, что в богословской литературе Пастырскому богословию в праве именоваться наукой в собственном смысле и требовавшие исключения его из ряда академических наук. Против Пастырского богословия, как науки, выставляют два главных возражения. Говорят, во-первых, что пастырство есть дело внутреннее, чисто субъективное, которое никак нельзя выразить в точных научных понятиях. Добрый пастырь будет с успехом исполнять свое служение, будет иметь нравственное влияние на пасомых; дурной пастырь не будет иметь этого влияния, хотя бы и старался выполнить все те приемы, которыми достигает его пастырь добрый; та доброта, которая обуславливает успех последнего, чисто внутренняя, индивидуальная и не поддается точным определениям. Правда, ответим мы на это возражение, не легко выразить в точных и ясных понятиях те свойства, какие необходимы для успеха пастырства, но не следует забывать и того, что трудное не есть невозможное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Содержание Предисловие I. Пастырское богословие. История науки, важность, содержание и ее положение в ряду других богословских наук. Источники и пособия II. Предмет науки. Определение понятия «пастырское служение» в «Книге о должностях пресвитеров приходских» и у проф. В. Ф. Певницкого. Наше определение III. Понятие о царстве Божием. Царство природы. Проявление греха и его последствий в этом царстве. Роль человека – две обязанности: положительная и отрицательная. Орудия борьбы с грехом и его последствиями IV. Характеристика царства Божия с внутренней стороны: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:20–21). Учение св. отцов о царстве Божием. Устроение Христом Спасителем царства Божия. Виды пастырского служения V. Естественные основания для пастырского служения и его всеобщность в человеческом роде; его божественное установление. Христианское пастырство; избрание, посвящение, преемственность. Необходимость пастырского института, доказываемая учением о церкви как о теле. Наименования пастырского служения и пастырей в Св. Писании. Общий взгляд отцов церкви на пастырское служение VI. Пастырское призвание. Взгляд на него пасторологов. Призвание внутреннее и внешнее. Необходимость подготовки к пастырскому служению VII. Вопрос о пастырском настроении. Благодатный дар сострадательной любви. Отношение к нему пастырской личности. Вызываемые данными вопросами отделы нашей науки VIII. Христос пастыреначальник – образец для пастырей. Заповедь Самого Иисуса Христа Спасителя. Учение Апостолов. Примерный способ описания пастырства (У Блеки и Бека). Теория проф. С. А. Соллертинского. Вечное и временное в примере Иисуса Христа IX. Подготовка к пастырскому служению. Специализация. Образ пастыря в святоотеческом освещении. Обязательные качества пастыря по изображению св. отцов и пасторологов: внутренняя чистота, любовь к горнему миру, разнокачественность, уважение к святыне, знание природы своей должности X. Избрание и посвящение. Различие между православным, католическим и протестантским пастырством.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В.А. Юлин Архиепископ Тверской и Кашинский. Испытания войной и гражданской смутой 20 марта 1914 г. Владыка Серафим – архиепископ Тверской и Кашинский. В том же году ему было присвоено право ношения креста на клобуке. Положение в церковной жизни Тверской епархии обстояло сравнительно лучше, чем в тех епархиях, в которых Владыке Серафиму приходилось служить раньше. Поэтому важный опыт возрождения приходской жизни, который Владыка приобрел в течение предшествующих лет епископского служения, мог быть реализован в Тверской епархии во всей полноте, тем более, что принятое в 1914 г. Святейшим Синодом положение о новом приходском уставе во многом соответствовало основным представлениям архиепископа Серафима о развитии приходской жизни. Обобщив опыт своего служения в Орле и Кишиневе, архиепископ Серафим составил «Обращение» к духовенству Тверской епархии «по вопросу о возрождении приходской жизни». Это было послание, напоминавшее по глубине содержания сочинение по пастырскому богословию, в котором он обстоятельно изложил основы своей дальнейшей архипастырской деятельности. «Обращение» состояло из следующих разделов: «Возрождение приходов в зависимости от возрождения пастырства», «Возрождение приходов без деятельного участия епископов невозможно», «Затруднения, которые находит духовенство при возрождении приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости», «Основные понятия и положения о приходе. Примечания», «Программа подготовительных действий пастырей для возрождения прихода», «Могут ли участвовать в приходских советах женщины?», «Инструкция для пастырских собраний», «Окружные благочиннические пастырские собрания», «Уездные пастырские собрания», «Заключение». В «Обращении» подробно рассматриваются все стороны приходской жизни и пути ее оживления. По мнению Владыки Серафима, «для возрождения приходской жизни необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община занималась единодушно не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных у становлений...» 99 . Для возрождения пастырства и приходской жизни требуется прежде всего объединение пастырей с пасомыми. Этому могут способствовать пастырские собрания и съезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

протоиерей Алексий Остапов Предисловие Мысли, изложенные ниже, рождались по мере общения с нашими студентами, ставшими или готовящимися стать священнослужителями. Поводом были сначала отдельные беседы, ответы на вопросы, а затем «пятиминутки культуры», присоединяемые мною в Академии вот уже ряд лет к лекциям по Церковной Археологии. Некоторые из участников наших бесед о культуре пастыря просили дать мои записки, которых у меня до сих пор не было. Желание содействовать росту наших замечательных, добрых слушателей и побудило записать часть того, о чем говорилось, что интересовало нас всех. Говорить о культуре или об эстетике пастыря трудно, ибо все время попадаешь в «чужие» области нравственного или пастырского богословия. Пастырская эстетика – это и пастырская мораль, этика и нормы поведения, вытекающие из мировоззрения и сугубо нравственных основ пастырства. Важно усвоить, что священнослужитель не актер, не дипломат, он всегда должен оставаться самим собой, всегда быть на высоте своего сана. А сан обязывает его быть всесторонним, духовно-богатым, мудрым, опытным человеком. Культура пастыря и вообще каждого церковнослужителя – это не только его личное дело, это дело Церкви, дело Духовных школ, каждого их преподавателя и воспитателя. Все изложенное здесь – не инструкции и предписания, а просто размышления, советы, мысли для обсуждения. Если они будут приняты и кому-либо полезны и интересны, автор сочтет свой труд не пропавшим даром. Красота человека определяется и его содержанием, его делом на земле, и его поведением. В высочайшем пастырском служении много граней, и все они должны быть чисты и прекрасны, все они должны ярко светить людям. Эстетика – это чувство прекрасного и это наука о законах красоты. Чувство действительно прекрасного должно быть постоянным ощущением священнослужителя. Вся его жизнь, всё его служение – это выражение прекрасного и спасительного. Без красоты нет жизни – красота и вокруг нас, и в нас самих, и всё это – отблеск высочайшей и совершеннейшей Красоты Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010