Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пастырь и пастух 24.12.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: св. Спиридон Тримифунтский Святой сам приходит ко всем почитающим его Святитель Спиридон Тримифунтский — современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и, кажется, не менее почитаем в православном народе, чем святитель Николай. И это почитание со временем все более возрастает. Святые мощи его в силу различных исторических обстоятельств перемещаются — вначале из-за набега варваров с Кипра в Константинополь, затем в период крестовых походов — в Сербию и снова в Грецию. В Четьи-Минеях святителя Димитрия Ростовского сообщается: «В первой половине XVIII века русский паломник Барский видел их на острове Керкира (греч. название — Корфу), в городе того же имени в храме святого Спиридона; мощи были в полном составе». А в наши дни, благодаря развитому паломничеству, тысячи верующих имеют возможность приложиться к его нетленным мощам. Хотя, конечно, далеко не все, потому что не у всех для этого есть средства. Мы помним, как недавно в Москве стояли многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, куда был привезен ковчег с частицей мощей святителя. Сам святой прибыл ко всем почитающим его. Один хорошо знакомый мне священник рассказывал, что он был в паломнической поездке на о. Корфу, участвовал во многих молебнах, в Божественной литургии у мощей святителя. Поэтому он не собирался идти в храм Христа Спасителя к привезенным мощам. Тем не менее, по долгу службы он должен был совершать там молебен. К его изумлению ему было дано глубокое благодатное утешение, какое бывает редко даже на Пасху. Он понял, что это было не ради него самого, а ради того, чтобы он как пастырь понял, что святые призирают прежде всего на нищету и смирение. Пастух и пастырь Жизнь святого Спиридона Тримифунтского исполнена необыкновенной высоты и красоты. Мы вспоминаем многие ее подробности в день его памяти из года в год. От юности, когда он был простым пастухом и вступил в христианский брак, до вдовства и монашества, до святительского служения, когда его избрали за любовь ко Христу и к людям архипастырем — пастухом стада Христова.

http://moral.ru/st_spiridon/

Пастырь и пастух. Памяти святителя Спиридона Тримифунтского 25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца Святитель Спиридон Тримифунтский – современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и, кажется, не менее почитаем в православном народе. И это почитание со временем всё более возрастает. Святой сам приходит ко всем, почитающим его Святые мощи его в силу различных исторических обстоятельств перемещаются: вначале из-за набега варваров с Кипра – в Константинополь, затем, в период крестовых походов, – в Сербию и снова в Грецию. В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского сообщается: «В первой половине XVIII века русский паломник Барский видел их на острове Керкира (греч. название о.Корфу), в городе того же имени в храме святого Спиридона; мощи были в полном составе». А в наши дни благодаря развитому паломничеству тысячи верующих имеют возможность приложиться к его нетленным мощам. Хотя, конечно, далеко не все, потому что не у всех есть средства для этого паломничества. Мы помним, как недавно в Москве стояли многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, куда был привезён ковчег с частицей мощей святителя. Сам святой прибыл ко всем почитающим его. Один хорошо знакомый мне священник рассказывал, что он был в паломнической поездке на о.Корфу, участвовал во многих молебнах, в Божественной литургии у мощей святителя, поэтому не собирался идти в храм Христа Спасителя к привезённым мощам. Тем не менее, по долгу службы он должен был совершать там молебен. К его изумлению ему было дано глубокое благодатное утешение, какое бывает редко даже на Пасху. Он понял, что это было не ради него самого, а ради того, чтобы он как пастырь понял: святые всегда, прежде всего, близ нищеты и смирения. Пастух и пастырь Жизнь святого Спиридона Тримифунтского исполнена необыкновенной высоты и красоты. Мы вспоминаем многие её подробности в день его памяти из года в год. От юности, когда он был простым пастухом и вступил в христианский брак, до вдовства и монашества, до святительского служения, когда его избрали архипастырем за любовь ко Христу и к людям – пастухом стада Христова.

http://pravoslavie.ru/37201.html

Мы должны помнить, что Церковь - это Тело Христа. Через Церковь Сам Христос говорит с нами. И как бы ни был грешен человек, Господь готов принять Его через покаяние. Но, к сожалению, слыша всё и даже соглашаясь, мы не делаем того, что должно. И покаяние наше бывает лицемерным, и возвращение наше к Богу - с оглядкой на мир падший. И вот для тех, кто по маловерию своему кается, но легко согрешает, а также для тех, кто не боится Бога и думает, что и так как-нибудь можно прожить жизнь, Святая Церковь представляет историю, которую рассказывает Сам Спаситель за три дня до Своей крестной смерти. История о гряду­щем - о Страшном Суде, когда Сын Человеческий придёт судить мip. Христос говорит о том, что наступит момент, когда Господь явится всему роду человеческому - от Адама до последнего человека, - чтобы судить. И здесь Спаситель пользуется образами, которые были понятны Его современникам: пастух (пастырь), стадо, послушное своему пастырю, Агнец Божий... поскольку в Израиле было развито скотоводство. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Что же это будет за Суд? Христос говорит, что Судья будет делить, как пастух: овец (праведников) отдельно от козлищ (грешников). Овцы пойдут одесную, а козлища - ошуюю. Обращаясь к праведникам, рассказывая о грядущем Суде, Господь говорит: Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира, ибо когда Я был голоден, вы Меня накормили, когда Я жаждал, вы напоили Меня, был наг - и вы одели Меня, был болен - вы Меня посетили, томился в темнице - и туда пришли и утешили Меня. На что праведники отвечают: «Господи, да когда же это было?» Христос им ответствует: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Обращаясь же к тем, кого отправил ошуюю, Он сказал: Отойдите от Меня, проклятые, вам уготована геенна огненная, вместе с сатаною и его приспешниками. Ибо когда Я был голоден, вы не накормили меня, когда жаждал - не напоили, был наг - не одели, был болен - не посетили, и в темнице Меня вы оставили. Те удивились: «Господи, да когда же такое было, чтобы мы не сделали этого Тебе?» Христос ответил: Когда вы не сделали этого тем, кто встречался на вашем пути, вы так обошлись со Мной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Пастух и пастырь. Встреча со святителем Спиридоном Тримифунтским То, что святитель Спиридон не похож на остальных святителей, становится понятно даже после первого взгляда на его икону. Древние святители чаще всего изображаются с непокрытой головой. Таков Златоуст, таков Василий Великий и многие другие. Святители поздних эпох кроме привычного архиерейского облачения имеют на голове митры. Митрой украшен Феодосий Черниговский, Тихон Задонский , Иоасаф Белгородский . Перечислять можно долго. А вот Спиридон, современник Николая Чудотворца, не простоволос, но и не в митре. У него на голове — шапочка из овечьей шерсти. Пастухом долгие годы был этот удивительный муж, а когда воля Божия привела его на епископскую кафедру, чтобы пасти словесных овец Христовых, то образ жизни Спиридон не поменял. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедно сти, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея. IV век, век жизни святителя, был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига и защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником и не оратором. Однако святой пошёл на Никейский Собор, созванный императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария. Ересь Ария поколебала вселенную. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слиш ком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за Истину. Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. Слава Тебе, Христе Боже! В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

10-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Беседа Иисуса Христа о добром пастыре ( Ин. 10:1–21 ) «Руководство для сельского пастыря» 1868 В связи с словами, которые Господь сказал к фарисеям по поводу исцеления слепорожденного, непосредственно следует притча о добром пастыре (10:1–18). Господь только что сказал (9:39), что Он пришел на суд в мир, чтобы невидящие видели, а считающие себя видящими были слепы. Фарисеи же считали себя зрелыми руководителями и пастырями народа и были, однако, самолюбиво гордыми руководителями слепых. Поэтому Иисус Христос с торжественною важностью (аминь, аминь) представляет им здесь образ истинного пастыря. Хотя евангелист далее (ст. 6) ясно замечает, что фарисеи не поняли этих слов Иисуса Христа, но тем не менее приточный образ был сам по себе не непонятен, так как он встречается в Ветхом Завете (ср. Иер. 23 и далее; Иез. 34 ; Зах. 11 и далее) и иудеи своих двух великих мужей, Моисея и Давида, обыкновенно называли «добрыми пастырями». Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. А входяй дверми пастырь есть овцсам, а не тать и не разбойник (ст. 1–2). «Двор овчий» на востоке не что иное, как большое место, огороженное стеною, куда пастух загонял вечером свое стадо. Пред дверью в него в ночное время находился помощник пастуха (дверник – ст. 3), вооруженный большою палкою или каким-нибудь орудием для предохранения и защиты от разбойников и диких зверей. «Двор овчий» служит образом Царства Христова на земли, или Церкви Его, которая также ограждена и заключена от остального мира. Овцы – это истинно верующие члены этого Царства (ср. Пс. 76:21; 94:7; 99:3 ); верховный Пастырь и Господь стада есть Христос, и законные пастыри суть Его преемники. При этом с первого раза может представиться странным, что Иисус Христос называет Себя и «добрым Пастырем» (ст. 11), и «дверью во двор овчий» (ст. 7). Но при внимательном взгляде на дело странность такого двоякого названия сама собою исчезает. Иисус Христос был Учителем истины и в этом Своем качестве был добрым Пастырем, руководившим, питавшим и охранявшим верующих. Но Он как Божественное Слово был также самая истина. Он был предметом Своего учения; и, как истина по преимуществу, Он есть дверь, которою человек входит в Его Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

протоиерей Александр Сорокин XI. Пастырские послания апостола Павла § 53. Общее введение Пастырскими принято называть три послания ап. Павла, персонально обращенные к тем, в ком апостол видел своих преемников в деле пастырского руководства основанными им христианскими общинами: два послания к Тимофею и одно к Титу. Хотя название «пастырские» закрепилось за ними довольно поздно (с начала XVIII века 1025 ), оно довольно точно выражает их главную и общую тематическую особенность. Здесь уже не идет речи о благовествовании и апостольской проповеди как о миссионерстве – апостола заботит сохранение общин в верности проповеданному Евангелию, прежде всего в связи с широким географическим распространением Церкви и невозможностью личного апостольского присутствия. Немаловажную роль играет и осознание неизбежной близкой кончины апостола, как на это, например, указывает 2Тим. 4, 6–8 : 6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится ап. Павлом в персональной ответственности им же поставленных лидеров общины – епископов, пресвитеров, иначе говоря, тех, кого сейчас мы называем общим термином «пастыри». Так на смену «ловцам человеков», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри стада уловленных, блюстители (по-греч. «епископы») Церкви: «Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь (пастух)» 1026 . Такими пастырями апостол поставил своих ближайших помощников – Тита и Тимофея. Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пастырских посланий, как обращение к чему-то уже сказанному, уже учрежденному и опробованному. Возникает ощущение нового этапа в жизни Христианской Церкви 1027 : нужно бережно хранить, блюсти и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Показательно, как очевидно изменяется роль Тита и Тимофея: если в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1Фес. 3, 2. 6 , или к коринфянам, см. 1Кор. 4, 17 ), то в Пастырских посланиях они выглядят как постоянные блюстители («епископы») проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах (на Крите и в Ефесе).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Вселенная В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Вселенная Велико поле колыбанское, много на нем скота астраханского, один пастух, как ягодка (небо, звезды, месяц) . На море, на коробанском, много скота тараканского, один пастух королецкий (звезды, месяц) . Поле поливанское, много скота ивановского, один пастырь и два яхонта (небо, звезды, Бог, луна с солнцем) . Широко поле карагайское, на нем много скота тараканского, один пастух, ровно ягодка (звезды, месяц) . Есть поле сиянское, в нем много скота монастырского, один пастух, словно ягодка (небо, звезды, месяц) . Полна печь перепечей, середи печи каравай (небо, звезды, месяц) . Расстелю рогожку, насыплю горошку, положу хлеба краюшку (то же) . Раскину я рогожку, насыплю горошку, поставлю квасу кадушку, положу хлеба краюшку (звезды, месяц, дождик) . Два стоящих, два ходящих и два минующих (небо и земля, солнце и месяц, день и ночь) . Два стоят, два ходят, двое промеж ними часы стерегут (небо и земля, солнце и луна, день и ночь) . Цветет без цвету (папоротник), стоит без ответу (конь), без коренья (камень) , выше лесу (светел месяц) , чаще рощи (часты звезды) , без умолку (река) , без перемены (воля Божья) . Поле водочное, огород кожаный, овцы аржанские, пастух уховский (небо, земля, лес, леший) . Сколько до неба высоко, по земле широко, до мертвых далеко? (Если б высоко – то там бы гремело, а здесь бы не слыхать было; если б широко – то солнышко в семичасовой день не обошло бы кругом; а умер отец и дед – так их и нет) . Два быка бодутся, вместе не сойдутся (небо и земля) . Стоит дуб стародуб, на том дубе стародубе сидит птица веретеница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица (небеса и солнце) . Что выше лесу? (Солнышко.) Что краше света? (Красно солнышко) . По заре зарянской катится шар вертлянский; никому его ни обойти, ни объехать (солнце) . Красная девушка в окошко глядит (солнце) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Труд (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я В Библии называются по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Всякий ли труд свят? Добрый день, дорогие друзья! Вспомним с вами о нашем праотце, которого звали Адам. Когда Господь насадил рай, когда Господь Бог поселил в этом саду человека, то Он поселил там не лентяя, который будет валяться под кустами, считать звезды на небе и слушать пение птиц. Он поселил в этом райском саду труженика. Первая профессия человека была садовничество. Кто из вас садовник, пусть перекрестится и скажет: «Аллилуйя», потому что вы занимаетесь работой, изначально порученной человеку. Место жительства – сад, род занятий – садовник: это человек. Возделывать и хранить эдемский сад повелел Господь новосотворенному человеку. Господь лентяев не создавал. Лень учит всем порокам. Человеческая душа, будучи деятельной, на месте оставаться не может. Ум человеческий непоседа, он вечно летает по всей Вселенной. Если человек не делает добра, то и ничего не делать он не может – тогда он обязательно делает зло. Будучи деятельным, повторяю, человек не может ничего не делать. Либо он упражняется в добре, либо, не упражняясь в добре, он – по неизбежности, по некоей проклятой необходимости – упражняется в зле. «И многой злобе научила праздность» (Сир. 33: 28), – говорит Священное Писание . Итак, место жительства – рай, род деятельности – садовник: это человек. Впоследствии какие священные профессии мы можем найти в Писании? Ну, например, пастух. Ничего особо красивого в этой работе нет. Святитель Григорий Богослов в одной из своих проповедей говорит: если мы хотим кого-то оскорбить, не называем ли мы его пастухом? «Эй ты, пастух, иди сюда!» То есть это человек, грубо одетый, необразованный, занимающийся простым неквалифицированный трудом. Между тем пастырем овец был Авель, пастырем овец был Давид, пастырем овец был Господь Иисус Христос – пастырем словесных овец, и Сам Себя Он называет пастухом: «Я – пастырь добрый» (Ин. 10: 14). Пастушки – удивительные люди. Это первые, кто услышали от ангелов слова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Если кто-то из вас пастух или работает с животными – с любыми животными: овец пасет, или козу доит, или на лошадях ездит, – тоже перекреститесь и скажите: «Аллилуйя!», потому что ваше занятие священно. Пастыри первыми узнавали тайны Божии от ангельского мира или от Самого Господа непосредственно.

http://pravoslavie.ru/94018.html

Скачать epub pdf Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 ). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим » 90 . И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем, – соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13–14 ). Соль предохраняет пищу от порчи и безвкусицы, а пастыри пасомых охраняют от тлетворных теорий совне, а внутри них охраняют религиозную мудрость. Соль сообщает пище вкус, а пастырское учение очищает внутреннее настроение служителей и придает ему свойство любви и братства во Христе. Пастыри – свет мира в смысле чистоты своих воззрений, осмысленности жизни, свечения светом Христовым, просвещающим мир. Для этого они сами почерпают свое учение из чистого источника истины, и жизнь их торжественна, трогательна и серьезна. Такою жизнью им свойственно вести поучаемых к такой же жизненной настроенности. Истинный пастырь должен прежде творить, а потом учить (см.: Деян. 1:1 ) и учением как нормою деятельности подготовлять людей к Царствию Божию. Если он по немощи падает, но своим падением не увлечет, а напротив, постарается учить исполнению этой истины в силу своего глубокого убеждения, то он будет не совсем чуждым Царства Небесного, именно одним из самых малых в нем (см.: Мф. 5:19 ). Более всего должно остерегаться пастырю разлада слова и дела своего или фарисейской праведности (см.: Мф. 23:3–4 ). Худо живущий не в состоянии говорить слов учения дерзновенно, из-за обличения совести в грехах. Разлад дела и слова препятствует пастырю иметь душевный покой и следить за ходом борьбы добра со злом в пасомых. И обратно, добрая пастырская жизнь созидает духовное образование людей, делает их похожими на руководителей уравновешенностью духа, покоем сердца и твердым исполнением христианского долга. Действительность живых примеров люди всегда и везде сознавали. В обществе истинный пастырь как раз и должен являть лучшие свойства человеческой души и распускать почки истинного доброделания. Дурные дела пастыря порочного не могут быть скрытыми, а скоро делаются известными. Его «падение» святитель Тихон Задонский сравнивает с падением большого дерева, сокрушающего мелкие деревья 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Миссионер. По-вашему, вся заслуга и все доблести пастыря будут заключаться в том, чтобы он, ничем в своей обыденной жизни не отличался от своих пасомых, даже умственно и нравственно был таков же, как и они. Во всех этих отношениях равные вполне запросто и обращаются между собою. По-нашему же, разница между пастырем и пасомыми не напрасно такая установлена; она должна быть и притом должна быть велика, – пастырь всем должен превосходить своего пасомого и быть настолько выше его во всех отношениях, особенно в умственном и нравственном, насколько обыкновенный пастух выше овцы, которую пасёт. Может ли быть отношение между пастухом и овцой, как между вполне равными существами? Не может; пастух может без меры любить своих овец и стараться об их благополучии; может быть кротким и милосердым в обращении с ними; может ради них жертвовать собой – своим покоем и всем. Перенося эти черты отношений пастуха к овцам на отношения пастыря к пасомым, мы увидим в пастыре сердечность, доброжелательство, готовность всегда служить интересам пасомых до забвения себя, до полного пожертвования собою. Если пастырь таков, то в своём обращении с пасомыми он всегда это выразит в формах самых приятных, – будет обходиться со своими подчинёнными умело, благородно, гуманно или – проще сказать – по-человечески. Это и будет отношение между пастырем и пасомыми, отношением «запросто». Но для того, чтобы установить такие отношения между пастырями и пасомыми, совсем не нужно, чтобы пастыри ели и пили непременно то, что едят и пьют их пасомые, – это для существа дела совсем вещь не важная; и одежда особенная нужна для отличия служение пастырей от другого рода званий и служб: не будь одежда священническая такого именно вида, какова она теперь, – она была бы другой формы, и всё-таки была бы, потому что каждая служба возлагает на исполнителя своего особую форму и в одежде. Возьмите, какие угодно, общественный службы, и вы увидите, что они все непременно присваивают одежде представителей своих ту или иную форму. Если вы требуете от пастырей, чтобы они не имели особенной одежды, то с таким же совершенно правом вы можете требовать этого и от всякой другой службы – гражданской и военной. Но что тогда было бы – подумайте?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010