Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Гомер и Давид: пересечение параллельных Наброски к теме 12.05.2021 1586 Время на чтение 12 минут Поэмы Гомера… древни, как псалмы Давида . Н.И. Гнедич 1. У поэм Гомера сладкий привкус нектара, который, возможно, тем и открывает читателю многомерную реальность, соотносимую со всем, одновр еменную всему. Веками загадочный автор воспринимался цивилизованным языческом миром как человек каждому близкий, почти родной, так воспринят он был и эпохой Возрождения. Вот и в русском сознании Гомер уже лет двести растворён, может и незаметно, но именно как золото в крови. В «Повести временных лет» Нестор-летописец (сам носитель гомеровского имени множество раз цитируя пророка Давида, вдруг, перечисляя земли, отошедшие Иафету, сыну Ноя, называет в числе различных территорий девять небольших остров, которые взяты из поэм Гомера Через столетия в лексиконе А. Пушкина только в «Евгении Онегине» тема Гомера комментариями Набокова отмечена с десяток раз. Через несколько лет после Пушкина, в 1840 Ф.М. Достоевский в 19 лет, ведя литературный спор с братом, напишет: «Вот как я говорю: Гомер (баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу… Ведь в «Илиаде» Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной и земной жизни, совершенно в такой же силе, как Христос новому». В этом есть молодой задор спорщика, но в этом есть и правда. Здесь же заметим, что имя «Гомер» не было чуждо слуху древнего еврея. Оно встречается в Ветхом Завете (Танахе). Гомер – имя старшего сына Иафета, внука Ноя (Быт. 10: 2-3). В Книге пророка Иезекииля (VI в. до РХ.) Господь обещает спасти народы, в том числе некоего «Гомера со всеми отрядами его» (Иез.38:6). В-третьих, в Книге пророка Осии (VIII в. до РХ.) имя это мы видим в «женском роде»: «И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима» (Ос. 1: 3). Толкователи имя Гомер определяют как «полный», «совершенный». Но не слепой! Тексты Гомера обрели свой нынешний вид в Александрйской библиотеке во II в. до Р.Х. Учёные-филологи во главе с Аристархом Самофракийским (216-144) совершили научный подвиг. В гомеровских текстах, собранных со всего света, ими устранены разночтения, для удобства хранения тексты разбиты на главы (по числу букв в алфавите). Еврейский канон, Танах – еврейская Библия, принял свой канонический вид много позже. Но Септуагинта – перевод Танаха на древнегреческий был выполнен там же, в Александрии, примерно в тоже время, в III-I веках до РХ.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

     Один из механизмов нашей жизни, болезненно неизбежный, - узнавание её изнанки через страдания. То есть гуляет человек по улице большого города или сидит в теплом доме у телевизора, или лепит снеговика с младшим сыном. Всё хорошо. Но вот приходит в его жизнь болезнь. Она может прийти к тебе самому, или к тому, кого ты любишь. И ты погружаешься в совершенно другую реальность. Попадаешь в больницу, видишь очереди больных людей, забеганных, замученных врачей, получающих, кстати, не очень большие зарплаты, которые обязаны всех любить, но на это души не хватает. Попади в ожоговое отделение – там у тебя прямо душа задрожит от этих всех ран, которые на людях, обварившихся кипятком или ударенных током. Попади в травматологию – там от этих поломанных рук-ног и от запаха гипса у тебя тоже закружится голова. Ты попадешь в какой-то параллельный мир. И этих людей будет очень много. Ты опять выйдешь на улицу – и снова увидишь, что все нормально. Зайдешь туда – увидишь, все не нормально. И это терапия такая вот, терапия болью, лечение болью. Это очень важная вещь, для того, чтобы знать, что мир – не только глянец. Как-то нам настырно глянец подсовывают под нос, и на глянце все белозубые, все успешные, все богатые, все, так сказать, подкачанные в фитнес-залах. И все не боящиеся будущего, потому что у них в душе много лет. Значит, ешь, пей, веселись. Это глянец, глянец жизни. И он как-то привыкает к человеку, и человек к нему, прилипает к сознанию. Вот так люди смотрят на жизнь. Но вдруг беда выдергивает человека из привычного состояния. Например, у мамы заболел ребенок. Ребенок маленький, который без нее не может быть в больнице. Она попадает в больницу, где тысячи сумасшедших мам, которые уже на грани отчаяния от того, что дети болеют. А нужно и день для этого, и всё. Они как взаперти, как в тюрьме, в этих больницах сидят, ходят по коридорам, и так далее. И человек удивляется: Боже, другая какая-то жизнь совсем. А для чего это всё? А есть еще дома престарелых, которые безрадостнее, чем тюрьма. Потому что из тюрьмы есть надежда выйти. Из дома престарелых – нет. Есть хосписы, которые могут быть зализанными, красивыми и чистыми. Но они похожи на дома престарелых, потому что из них только один выход, только в одну сторону.

http://pravoslavie.ru/109019.html

     Что такое современная война? Извольте. Каждый день сотни миллионов людей по всему миру – и детей, и юношей, и жен, и мужей – сидят у мониторов и играют в войнушку в разных ее модификациях. Часами. И оторвать их от этого занятия решительно невозможно. «Игра в войнушку», конечно, понятие условное, но некоторые и в самом деле играют в войну и кажутся себе брутальными и непобедимыми воинами; другие заняты менее милитаризированными вещами, но вот именно что заняты, и это главное. Для противника. Потому что идет война за души людей, и главное для врага – связать душу, занять ее чем-нибудь бесполезным для вечности и таким образом погубить без единого выстрела. Здесь как раз выстрелы меньше всего и нужны, потому что смерть тела ради истины, ради стояния за правду, смерть, условно говоря, от злой пули – такая смерть делает душу человека причастной высшей правде и блаженству духовному, а это и есть то, чего никак не хотят допустить наши враги. Вот они и ведут иную, незаметную по возможности и тайную войну . Разлагающую. Впрочем, тайной она остается только для тех, кто не хочет задумываться о самом себе, о цели своего существования в этом мире и в вечности. А цель ведь простая – здесь на земле потрудиться в послушании Богу, чтобы наследовать Царствие Божие в вечности. Определение-то простое, но, чтобы понять его глубину и смысл, нужно потрудиться немало, потому что сокровищницы духовной жизни открывает Господь тем, кто Ему послушен, кто ищет Его настойчиво и с понуждением себя на всякое доброе дело. Сотни миллионов людей, что просиживают часами в интернете, кажутся себе участниками великих свершений, побед и открытий, а на деле… Итак, все те сотни миллионов людей разного пола, возраста и характера, что просиживают часами в интернете, кажутся себе участниками великих свершений, побед и открытий, а на деле… на деле – это люди с усталыми, изможденными лицами, с покрасневшими глазами, сутулые люди, сутками просиживающие без движения перед информационными идолами. И тот, кто владеет этими идолами, – побеждает этих людей без единого выстрела. Делает ни на что не годными бездельниками, мнящими себя если не вершителями судеб, то уж во всяком случае людьми, живущими многоцветно и полно. Жизнь этих людей отравлена туманом, наваждением, сном духовным, который навевает им до поры до времени сладкие грезы, но реальность, параллельная сну, становится между тем всё более мрачной и безысходной. Потому что война. И в этом ее цель – обезвредить врага любыми средствами. А затем погубить.

http://pravoslavie.ru/78109.html

— Ваше Высокопреосвященство, какую роль, на Ваш взгляд, играет грантовая поддержка учреждений образования в рамках конкурса «Православная инициатива» в современной системе образования в России? — В течение двух лет, возглавляя совместно с Любовью Николаевной Глебовой направление «Образование и воспитание», я заметил две тенденции. Первая — увеличение числа интересных заявок. Наше направление лидирует по числу поданных заявок, в 2011 году их было 359 из более чем 1100 в целом по конкурсу. Вторая — расширение тематики направления, включение в основную идею поддержки проектов не только «в области православного просвещения и духовно-нравственного воспитания», но и «овладения всем богатством родной культуры, развития способностей, становления всесторонне развитой личности». Однако, если говорить о системе образования вообще, то придется констатировать, что для большинства образовательных учреждений конкурс «Православная инициатива» остается где-то в параллельной реальности — кто-то что-то, может, и слышал, но что? где? как к нему подступиться? да и надо ли? Кто-то не хочет связываться с бумагами, заявками, отчетами, полагаясь на русский авось, — авось и так сладим, потихоньку, как-нибудь… А многие и вовсе ничего не слышали. Но посмотрим с другой стороны. Грантовая поддержка ведь оказывается не системе, а конкретным инициативам конкретных организаций, в том числе связанных с образовательной и воспитательной деятельностью. И эти учреждения, получая реальную финансовую помощь своим проектам, начинают реализовывать их на новом уровне возможностей. Проекты не остаются просто хорошими интересными идеями, а воплощаются в жизнь, давая другим пример, опыт, образец, вдохновение — а это уже касается системы. Какая-нибудь школа проводит с помощью полученного гранта интереснейшую акцию, а педагоги другой, может быть, и не зная ничего о конкурсе, думают: «И мы так хотим! И мы так можем!» И ведь находят возможности, поддержку, перенимают опыт, читают изданные при грантовой поддержке методические пособия, книги, и делают что-то нужное, важное, необходимое, как для детей, так и для родителей и для самих педагогов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2483023...

Встреча европейской цивилизации и древнего Востока, вызывала сильнейшее потрясение, нарушила его многовековой мир и покой, но и богатейший тысячелетний религиозный опыт Востока, неожиданно стал вызовом для всей западной цивилизации, такой, какой она сформировалась, начиная с епохи Ренессанса. Каковы основные свойства современной западной культуры? Она возникла, как протест против средневекового акосмизма и юридического понимания спасения. Возвращаясь к эллинским критериям истины, она все больше строилась на вере в человека и его разум, все больше доверяла чувственным знаниям и науке, все больше ориентировалась на время и материю (природу), теряя ощущение реальности присутствия Бога и духовного мира, способность прозревать истинные отношения Бога, природы и человека. Западный средневековый религиозный утилитаризм в современной культуре, перерос в утилитарное отношение к природе, протестантский же утилитарный индивидуализм, стал исходной точкой идеологических и общественных движений и религиозных течений, утративших чувство истинного единства и неподдельной общности. Унаследовав древнеримскую идею универсализма, в ее римохристианской интерпретации, с параллельным заимствованием принципов природной неизбежности, современная культура с самого начала стремилась к господству в мире путем насилия. Свойственная ей алчность и от нее рожденная, технократическая цивилизация, поставили человека перед серьезной опасностью – стать рабом собственного создания, и рано или поздно оказаться в метафизическом одиночестве, отчужденным не только от своего Первоисточника, но и от других людей и от окружающего мира. Всё это наполняет современного западного человека беспокойством, и жаждой спасения, избавления от неуравновешенности и беспокойства, толкает к поиску покоя и равновесия. Этот поиск заметен даже там, где на первый взгляд, его не может быть – в наркомании, сексе, возникновении сект. Через все это, и многое другое, проявляется поиск тепла, единения, бегство от обезличивания и превращения человека в предмет, среди таких же бездушных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Встреча современного Запада с восточной сотериологией Понятие «восточные сотериологические учения» неопределенно и достаточно широко. Поэтому необходимо сразу, в самом начале, подчеркнуть, что речь пойдет не о традиционных древних восточных религиях (индуизме, брахманизме, буддизме или исламе) и их сотериологических учениях, но о сотериологических понятиях некоторых новых духовных движений, выросших на почве религиозных традиций Древнего Востока, в особенности после его встречи с современной западной культурой. Встреча европейской цивилизации и Востока вызывала в нем сильнейшие потрясения, нарушила его многовековой мир и покой; но и богатейший религиозный опыт Востока неожиданно послужил вызовом для западной цивилизации, такой, какой она сформировалась начиная с эпохи Ренессанса. Каковы основные свойства современной западной культуры? Она возникла как протест против акосмизма средневековья и юридизма в понимании спасения. Возвращаясь к эллинистическим критериям истины, она все больше строилась на вере в человека и его разум, все больше доверяла рациональным знаниям и науке, все больше ориентировалась на время и материю (природу), теряя ощущение реальности присутствия Бога и духовного мира, способность чувствовать истинные отношения Бога, природы и человека. Западный средневековый религиозный утилитаризм в современной культуре перерос в утилитарное отношение к природе, протестантский же утилитаристский индивидуализм стал исходной точкой идеологических и общественных движений и религиозных течений, утративших чувство истинного единства и неподдельной общности. Унаследовав древнеримскую идею универсализма в ее римо-христианской интерпретации с параллельным заимствованием принципов природного детерминизма, современная культура с самого начала стремилась к господству в мире путем насилия. Свойственная ей алчность и от нее рожденная технократическая цивилизация поставили человека перед серьезной опасностью — стать рабом собственного создания и рано или поздно оказаться в метафизическом одиночестве, отчужденным не только от своего Первоисточника, но и от других людей и от окружающего мира.

http://pravoslavie.ru/2073.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Деформация ценностей Она происходит через театр и масс-медиа 14.02.2022 2914 Время на чтение 5 минут Фото: zen.yandex.ru/Культуный Петербург Константин Сергеевич Станиславский создавал свою знаменитую «систему», чтобы вывести театр из ремесленничества в зону высокого искусства. Ремесло – это обладание знанием и навыком применения особых профессиональных приёмов. Образцом ремесленничества являлся условный плохой провинциальный театр, в котором актёры показывали пьесы, используя типичные модуляции голоса и жесты, вроде прикладывания руки к сердцу при изъяснении в любви, разрывание ворота в момент смерти и вскакивания на ноги при произнесении особо выигрышных фраз. Тот, старый театр обогатил наш язык целым рядом слов с отрицательной коннотацией: актёрство, фиглярство, театральщина. Общий их смысл состоит в том, что нам предлагается нечто показушное, искусственное, ненастоящее. Неподлинность настолько очевидна, что лезет из всех щелей.   В противовес этому была выдвинута концепция «жизни на сцене». В момент представления зритель оказывается настолько захвачен происходящим, что сценический мир оживает для него как имеющий право на существование. Возникает, как мы можем сказать сейчас, параллельная реальность, убедительная в своей внутренней логике. Условность театра стала интерпретироваться иначе: теперь она не является техническим дефектом, возникающим в силу замещения подлинной жизни игрой; условность – это инструмент, позволяющий отсекать лишнее, отвлекающее зрителя от погружения в создаваемую на сцене конструкцию альтернативного мира.   В своё время театр «по Станиславскому» мог считаться «театром актёра»: «захват» зрителя в нём обеспечивался силой актёрской игры. Параллельно существовал театр Мейерхольда – изначально режиссёрский театр, в котором актёр был лишь функциональной единицей, а не самостоятельной сущностью, цветом в палитре, из которой режиссёр собирал итоговую картину. В настоящее время это противопоставление уже не столь значимо. Классическая постановка пьес встречается крайне редко. Никому не интересно буквально следовать пьесе. Обычно постановка строится на тех или иных режиссёрских «находках». При этом от актёров ожидается игра с полным погружением в сценический образ.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/14/de...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Заевшая пластинка госнацполитики Речь давно идёт о самом существовании государства 09.10.2021 2911 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Как не надоедает официозу от власти одна и та же трель?! Хоть бы со стороны на себя посмотрели… Пластинка не просто заезженная, но заевшая на одном и том же месте, игла старого патефона всё время соскакивает на одну и ту же фразу: «У преступности нет национальности, в России отсутствуют межнациональные проблемы». И подобная болтовня о «дружбе народов, толерантности, безнациональности преступности, формировании новой общности россиян». И этими заклинаниями всему обществу предлагают не видеть очевидного. Ведь, кроме всего прочего, этим девальвируется государственная власть. Как так можно разговаривать с людьми? Похоже, люди во власти живут в своей параллельной реальности, не заботясь хотя бы в создании видимости адекватного и ответственного разговора с гражданами своей страны. Но главное, о чем писал и в 2011 году , и в 2013 году , и в 2016 году , и в 2018 году , и в недавних материалах – этим самым создается русофобский мультикультурализм. Мигранты видят заигрывание с ними со стороны органов власти России, слабость государства в поддержке русской культуры, традиционных ценностей, самих русских, что даёт дополнительную мотивацию прибывающим миграционными потоками лицам в игнорирования интересов русского народа и дерзновенного их поведения. В результате снижается рождаемость в русских регионах, насаждается бардак и неразбериха по всей России. Из России создаётся нерусь. Наконец – гибнут люди! Русских, да и не только русских, просто убивают! Причем лучших – самых совестливых, светлых, отважных. Над другими – издеваются, насилуют, избивают до полусмерти. Неужели утеряна у многих официальных лиц во власти элементарная ответственность за жизнь граждан государства, которое они имеют честь представлять во власти?! Вы поймёте, наконец, или нет, что речь идет о человеческих жизнях?! Хотя бы это поймите!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/09/za...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Киев осуществил попытку прорыва. Наши «устали считать убитых боевиков и уничтоженную технику» Прорыв украинских ДРГ не допущен 13.03.2024 145 Время на чтение 14 минут Источник: газета Завтра Враг пехотными силами (включая коллаборационистскую вырусь из запрещённых в РФ террористических " Русского добровольческого корпуса " и Легиона " Свобода России " ) при поддержке бронетехники попытался проникнуть на территорию Белгородской и Курской областей. Параллельно атаковал дронами. Одновременно ципсота начала в бешеном темпе " духоподъёмные " фейковые заготовки о сбитии российского самолёта, о том, что бои вовсю идут на территории Белгородской и Курской областей, что украинские ДРГ захватили пгт Тёткино и даже зашли в г. Белгород, где якобы ведутся перестрелки. По линии ЦИПсО стартовали массированные призывы к " свержению власти " . Вести из хохлодурки: Ну а реальность такова. Прорыв украинских ДРГ не допущен, уничтожено множество боевиков и нацистской техники, информационное сопровождение попытки - вообще жалкое зрелище, показавшее, насколько бандерлоги и западные кураторы далеки от реальности. Наши воины достойно выполняют воинский долг, накосили нечисти знатно, раскатали ублюдков по полной. Очередная кровавая пиар-вылазка, организованная ГУР МОУ, целиком провалилась. -------------------- Сегодняшние (12.03.2024) сообщения Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ. 8:35. " Около 07.30 мск пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку по объектам на территории Российской Федерации с применением реактивной системы залпового огня RM-70 «Вампир» и тактического ракетного комплекса «Точка-У». Дежурными средствами ПВО восемь реактивных снарядов и одна ракета ТРК «Точка-У» уничтожены в воздухе над территорией Белгородской области " . 8:54. " Сегодня ночью пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку c применением 25 БпЛА самолётного типа по объектам на территории Российской Федерации. Дежурными средствами ПВО перехвачено и уничтожено над территориями Московской (2 БпЛА), Ленинградской (1 БпЛА), Белгородской (7 БпЛА), Курской (11 БпЛА), Брянской (1 БпЛА), Тульской (1 БпЛА) и Орловской (2 БпЛА) областей " .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/13/kiev_o...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Народ Божий и церковная бюрократия 29.05.2010 5608 Время на чтение 6 минут За последнее время мы много слышали об «успехах» и «укреплении» Русской Православной Церкви. Однако при ближайшем рассмотрении эти «успехи» и «укрепление позиций» оказываются чисто виртуальной реальностью, не имея собственно к Церкви и к делу спасения никакого отношения Сравнительно недавно мы достаточно подробно, с помощью целого ряда весьма красноречивых примеров уже показали, что в реальности позиции Церкви в современном российском обществе как раз ослабляются ; однако параллельно с этим церковная бюрократия действительно укрепляет свои позиции и в России и в мире, причем делает она это так, что самый непритязательный анализ заставляет говорить о последовательном и все нарастающем перерождении самой церковной институции. С прискорбием приходится констатировать, что времена сложных аналитических построений, доказательств, основанных на логике и богословских знаниях, стремительно проходят, и в этом смысле мы с горечью ощущаем, что наши собственные, сравнительно недавние, работы быстро устаревают, теряя свое актуальное прикладное значение. Богословие, догматы, каноны и пр. в нынешней церковной «элите» мало кого интересуют; на смену церковности и духовному взгляду на мир приходит «чистая» дипломатия и политика на грани политиканства. Еще совсем недавно официальные церковные СМИ и разного рода клерки в рясах потратили немало усилий, доказывая, что во время визита Святейшего Алексия в Соборе Парижской Богоматери не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились самостоятельно, отдельно друг от друга; сегодня же впавшая в состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные сообщения о том, что католические епископы «присутствовали» за православной литургией, отслуженной митрополитом Илларионом в одном из католических храмов Милана . Мне не вполне понятно, почему столь гостеприимные католики никак не возмутятся этими стереотипными сообщениями патриархийных СМИ: ведь в них фактически предполагается, что те настолько неблагочестивы, что перестают молиться в своих храмах у принадлежащих им святынь всякий раз, как только это начинают делать православные! Столь «дипломатическая» трактовка предполагает, естественно, что католические епископы и не причащались; как быть с многочисленными призывами наших модернистов причащаться за каждой литургией, остается пока неясным…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010