Закрыть itemscope itemtype="" > Святые равноапостольные солунские братья К Кирилло-Мефодиевским торжествам 21.05.2007 431 Время на чтение 3 минуты СВЯТОЙ КИРИЛЛ Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин) - просветитель славян, родился в 827 г. в г. Солуни в семье знатных аристократов. Он был младшим из семи братьев. Слушая лучших учителей Константинополя, в том числе будущего патриарха Фотия, он получил блестящее образование. За светлый ум и большие познания Константина прозвали Философом. В школе он был другом будущего императора Михала III. Константин знал греческий, латинский, древнееврейский и славянские языки. Посвященный в пресвитера, он стал главным архивариусом патриаршей библиотеки при Соборе св. Софии. Направляясь с миссией в Хазарию, он посетил Корсунь, задавшись целью найти мощи святого апостола Климента - папы Римского. Замечательный успех Константина произвёл сильное впечатление не только в Крыму, но и во всей Западной Европе, когда мощи апостола преемника апостола Петра были доставлены в Рим. Через два года вместе с братом Мефодием по просьбе моравского князя и по изволению патриарха императора Константин прибыл в Паннонию, затем в Моравию, где св. братья составили славянскую азбуку. Вместе с помощниками они проповедовали и переводили на славянский язык богослужебные книги. То был период резкого обострения отношений между Римом и Византией патриарх Фотий предъявил папе Николаю 60 претензий в отступлениях от " правой веры " . Бывший учитель философии в высшей столичной школе Константин был убеждён в том, что каждый народ вправе иметь своё письмо, свой язык, чтобы приобщиться к ценностям мировой культуры. Богослужение должно быть тоже на родном языке. Сохранились записки Анастасия Библиотекаря, близкого к папе Николаю, в которых он с восторгом отзывается о достоинствах Кирилла, как мыслителя, богослова и проповедника. Император вызвал братьев из монастыря " Олимп " и послал к хазарам для проповеди и диспутов о вере. Немецкие епископы, служившие в Моравии по-латыни, подали жалобу на братьев, переговоры с которыми вёл папа Адриан II, сменивший Николая. Он не только одобрил труды братьев-просветителей славян, но по их просьбе даже посвятил их помощников-учеников в священный сан и утвердил богослужение на славянском языке, о чём издал буллу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ответ свт. Фотия на письмо папы Николая от 25 сентября 86о г. был написан в августе или сентябре 861 г. Здесь поднимаются вопросы, лежавшие в основе конфликта с Римом – церковная юрисдикция над византийскими владениями в Южной Италии и диоцезом Иллирик, куда входила основная часть намеревавшейся принять крещение Болгарии, а также поддержка Римским престолом эмигрировавших сторонников низложенного патриарха св. Игнатия. После получения ответа от папы свт. Фотий оставил надежду на компромисс и до своего низложения в октябре 867 г. больше в Рим не писал. Перевод выполнен Д. Е. Афиногеновым по изданию: Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. В. Laourdas et L. G. Westerink. Leipzig, 1985. Vol. 3. P. 124–138. Во всем святейшему священнейшему собрату и сослужителю Николаю, папе ветхого Рима, Фотий, епископ Константинополя, нового Рима. То, что поистине нет более почтенной или драгоценной вещи, чем любовь, и общими понятиями признано и засвидетельствовано божественными Писаниями. Ибо ею связуются разделенные и примиряются борющиеся, и свои еще более сплачиваются, не позволяя возникнуть мятежам и распрям. Ибо она не мыслит зла, но все покрывает, всего надеется, все переносит и никогда, согласно блаженному Павлу, не перестает ( 1Кор 13:5–8 ): она и согрешивших слуг примиряет с господами, представляя во извинение проступка равночестность природы; она и услужающих наставляет кротко переносить неистовую ярость господ, утешая неравенство участи подобием претерпевающих одно и то же; и утихомиривает отцовский гнев на детей, и отцов призывает без огорчения воспринимать ропот детей, вооружая естественную связь против неестественного бешенства; и легко устраняет возникающие между друзьями ссоры, увещая уважать общность жизни так же, как и природу; и опять-таки, держащихся единого мнения о Божестве, даже если они живут очень далеко и никогда не видели друг друга в глаза, приводит к единству и связует умонастроением, и делает истинными друзьями. И если когда и случится, что один впадает в неосмотрительные порицания против другого, она легко исправляет случившееся, заставляя одного не принимать это в расчет, а другого раскаяться, и сохраняет союз единства нерушимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Едва возвратились Св. братья из этой миссии 5 , как в конце 862 г. Славяно-Паннонские Князья, Ростислав, Святополк и Котел, «не имея истинного учителя своему народу» (хотя Латинские Священники и были у них 6 ), а еще более того чувствуя нужду слышать на родном языке богослужение и учение о вере 7 , просили Императора Михаила и П. Фотия прислать к ним нужных для них учителей 8 . Кого же и избрать было для сего, как не благочестивых и образованных урожденцев Солуня? Св. Кирилл, понимая и важность перевода святых книг на народный язык, и трудность дела, с благоговейным приготовлением сделал первый опыт перевода. Царь и Патриарх радовались решимости благочестивых братьев на великий подвиг и поспешили отправить их 9 . На сем пути Мефодий успел произвести перемену в Болгарском Царе, Борисе, так что тот не только сам принял крещение, но и решился бороться с языческим упорством своего народа 10 . В Моравии Кирилл и Мефодий с усердием Апостольским совершили дело, для которого были призваны, – обучали детей, устроивали богослужение, то и другое на Славянском языке. Им надлежало бороться и с отстатками язычества, и с невежеством Латинского Христанства 11 . Одушевляемые ревностию, они переходили из области одного Князя к другому с проповедью о истине на понятном для всех языке. Четыре года с половиною (с 862 по 867 г.) Кирилл и Мефодий исполняли Апостольское распоряжение Восточного Патриарха во славу имени Христова 12 . «И ради быша Словене слышаще величья Божья своим языком» 13 . Но слишком нерады были тому питомцы Рима, Немецкие Епископы. Они осыпали бранью Славянских проповедников за Славянское богослужение и за учение, несогласное с их невежеством. Папе, каков был Николай, не могло нравиться, что проповедники чистой Веры, покоряя сердца Христу, не имеют в виду Папы. Несчастная война Ростислава с Германцами 14 и низложение Фотия открыли Николаю давно желанный простор потребовать Греческих проповедников в Рим. На дороге, в Венеции, просвятители Славян должны были опять выдержать жестокий спор о правота дела 15 . Однако П. Адриан (с 4 Дек. 867 г.), преемник Николая (+31 Нояб. 867), опасаясь потерять все влияние на Моравию и Паннонию, как потеряно оно было прежде 16 , а вместе ласкаясь надеждами на Болгарию, принужден был остаться довольным просвещенными братьями, и тем более, что властолюбие его со стороны Греции было успокоено виъ Царьграде, а благочестивые братья, по благоговению к месту подвигов Апостольских и по положению своему в Моравии, явясь с священным даром, с мощами Св. Климента, показались для Папы покорными Папе. Адриан счел за нужное оправдать Славянскую службу даже особым посланием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из-за фигуры Патриарха Варфоломея выглядывают уши Ватикана Константинопольский Патриарх - марионетка в руках более серьезных политических сил. В первую очередь - того же Ватикана, во вторую – США 06.09.2018 3422 Время на чтение 5 минут 31 августа Патриарх Кирилл нанес визит Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Хотя в последовавшем за ним интервью Предстоятель Русской Церкви заявил, что встреча прошла хорошо, всего через пару дней последовало нечто вроде революции в стамбульском квартале под названием Фанар. Здесь проходил Синаксис Константинопольской Церкви, который 2 сентября заявил: «Константинопольский Патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований» (с иными заинтересованными Православными Церквами). Заметим, что именно с подобных этим наглых заявлений начался видимый раскол между Церквами Рима и Константинополя в IX веке. Тогда низвергнутый Царской властью Патриарх Игнатий обратился к папе Николаю с просьбой о защите. Результатом вмешательства Рима во внутренние дела Константинопольской Церкви стала смута, на преодоление которой потребовались десятилетия. Папа Николай отстаивал следующий принцип: низвержение Игнатия без согласия Римского престола недействительно, равно как недействительно и возведение в патриаршее достоинство Фотия, поскольку Рим обладает верховной властью над всеми другими Церквами. По прошествии почти 12 веков нынешний Патриарх Варфоломей, не имея ни обширной паствы, ни могущества папы Николая, решил пойти по его стопам. Это его движение, не имея внутренних оснований, говорит лишь о том, что он марионетка в руках более серьезных политических сил. В первую очередь - того же Ватикана, во вторую – США. Америка заинтересована в переформатировании Украины из части Русского мipa в разряд западной колонии, что предполагает прежде всего коренное изменение сознания. Для этого нужна полноценная религиозная смута. Ватикан, целенаправленно ведущий экспансию на Восток, еще более заинтересован в том, чтобы православные граждане Украины напрямую подчинялись давно им прирученному Фанару.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/06/iz...

Интронизационное послание Патриарха Фотия папе Николаю Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 (Epistula 288) Это первое послание новоизбранного Патриарха Фотия Римскому папе Николаю I, отправленное через год после вступления на кафедру (то есть в 860 г.) с посольством, возглавляемым протоспафарием Арсавиром, которое доставило в Рим также письмо от императора Михаила III. Хотя текст носит достаточно формальный характер интронизационного послания (так, исповедание веры дословно повторяется в Окружном послании Восточным патриархам (Ep. 289)), мотив личного нежелания Фотия занимать этот пост выражен, пожалуй, с большей силой, чем того требовали риторические условности. В последующей переписке эта тема получит дальнейшее развитие. Ответ папы (Epis­tula 3, Mansi XV, 168A–C) содержал протест против поставления в патриархи мирянина, в основном повторявший подобные же претензии, предъявлявшиеся Римским престолом Патриархам Тарасию и Никифору. Перевод выполнен по изданию: Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lipsiae, 1983–88, Epistulae. Vol. 3. 1985. P. 115–120. Во всём святейшему, священнейшему собрату и сослужителю Николаю папе Старшего Рима Фотий, епископ Константинополя, Нового Рима. Когда я представляю в мыслях величие священноначалия и человеческое ничтожество, далеко не достигающее присущего тому совершенства, и начинаю оценивать немощь моей силы и то понятие, которое я всегда имел о высоте такого достоинства, заставлявшее удивляться и изумляться тем, кто из нашего поколения (чтобы не говорить о предыдущих) принял на себя страшное иго архиерейства, будучи людьми, связанными плотью и кровью, но отваживаясь совершать дела бестелесных херувимов, — когда я исследую и рассматриваю это и вижу, что ныне сам уловлен в том же, что, созерцаемое у других, приводило меня в волнение, невозможно высказать, какую я испытываю боль и каким унынием пребываю одержим. Ведь хотя у меня с детства была забота, возраставшая вместе со мной и меня сопровождавшая, жить спокойно в размышлениях о себе самом, освободившись от житейских дел и треволнений — ибо надлежит, начав писать к Вашему Преподобию, говорить правду, — пусть даже почести царских должностей, удерживая это стремление, принуждали обращаться к иным занятиям, тем не менее для меня никогда не была переносима смелость взять на себя исполнение архиерейского достоинства.

http://pravmir.ru/intronizatsionnoe-posl...

6-го числа Св. Фотия, патриарха Константинопольского «Прежде всего призывали меня к добродетели отец, который для православия и истинной веры, отказавшись от богатства и почестей, согласился все вытерпеть и скончался мученически в изгнании, и матерь Боголюбивая, привязанная к добродетели и ревностная, ни в чем не отстававшая от своего супруга»... Так пишет о себе Фотий и вместе с тем являет собою жизнь, высота которой действительно почерпнута из непреложно-спасительного источника: христианского воспитания, полученного от родителей. Выдвигающийся между современниками своими необычайным умом и изумительным многосторонним научным образованием, – даже враги его отзывались о нем: «сведениями почти во всех свободных науках светских он столько отличался, что по праву мог быть признаваем за славу своего века и даже мог спорить с древними», – Фотий выше всего, однакоже, ставил предметы св. веры. «Наши благородные музы, – писал он, – столько же выше муз еллинских, сколько благородный дух превосходит жизнь рабскую, а истина – ложь». Внук св. Тарасия, патриарха Цареградского, состоявший в родстве с царским домом, бывший начальником гвардии и первым государственным секретарем в сенате, Фотий с молодых уже лет был поставлен на блистательном поприще, но не увлекался им; иночество более соответствовало стремлениям души его к уединению, углублению в себя, внутреннему деланию. Но и духовного высокого сана он не искал и уклонялся от него всеми силами, когда последовало избрание его в патриархи. Вот какими письмами отзывается Фотий на это избрание: «Приступают ко мне собором избранные из клира, епископов и митрополитов, и впереди их и вместе с ними благочестивый император... Не отступали от меня, доколе не совершили дела, мною нежеланнаго, а им приятнаго»... (письмо к патр. Антиох.). И в письме в Варде: «Не испытав на деле, я чувствовал себя недостойным степени архиерейского... В то же время смущало меня ожидание неприятностей, ныне обуревающих душу мою. Колеблемый и томимый ими, я плакал, молил, употреблял все меры, чтобы отклонить от себя избрание»... В письме к папе Николаю: «я, как виновный, содержим был под стражею; приговор о мне был положен против моего желания; я плакал, умолял, терзался, когда возводили меня в сию должность. Это знают все».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Письма (фрагменты) - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Фотий, Патриарх Константинопольский Письма (фрагменты) [из письма к кесарю Варде, по поводу низвержения патриарха Игнатия] " Еще не испытав, я чувствовал себя недостойным сана и степени архиепископской, и обязанности пастырской, и по этой-то причине, влекомый и принуждаемый, столько сопротивлялся. О, если бы смерть постигла меня прежде, чем я был избран! Ныне учит меня самый опыт, обличая довольно мое недостоинство, и уже не страх ожидания меня объемлет, но отчаяние, но болезнь, нанесшая мне смертельную язву, но вопли и воздыхания. Когда, видя всех иереев и каждого: страждущих, биемых, окованных, лишенных языка, не должен ли я назвать умерших блаженными паче меня? Человек бедный и без покровительства претерпел столько бедствий вместе: он был предан, бит, брошен в тюрьму, лишен языка, но что всего ужаснее - будучи пресвитером. Часто за него я ходатайствовал, часто молил тебя, но слышал одни только тщетные обещания; это знают все видящие; если они забыли, не забыл Бог. Сие написал я кровавыми слезами. От тебя зависит, чтобы это письмо было первым или последним. Господом свидетельствуюсь, что если ты принял намерение и впредь обманывать нас и презирать увещательные ходатайства, не буду более писать и беспокоить тебя; но размышляя о самом себе и оплакивая собственную участь, умолкну " . [из письма патриарха Фотия к папе Николаю (861 г.)] " И наше смирение, руководимое чувствами той же любви, без обиды оставляет укоризны, какими ваша отеческая святость уязвила нас как стрелами, ибо они не были внушены чувством раздражения или сварливости, но скорей были выражением непосредственного душевного расположения, весьма строго относящегося к церковному чину. Если и самое зло при избытке доброты перестает рассматриваться как зло, так как не имеет источника в злом намерении, хотя бы оно опечаливало, поражало и причиняло мучения, не может почитаться злом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

священник Александр Полховский О личности Патриарха Константинопольского Фотия , канонизированного Константинопольским Патриархатом XIX веке, но вошедшего в святцы Русской Православной Церкви не сразу, известно немного. Каким он был в действительности? Исследование писем святителя, судьба которого была отнюдь не из легких, может поспособствовать раскрытию его незаурядной личности. Кандидат богословия, выпускник Минской духовной академии священник Александр Полховский предлагает всестороннее рассмотрение вопроса о публикации и существующих переводах писем Патриарха Фотия, а также перевод на русский язык некоторых их них. Письма Патриарха Фотия весьма важны и интересны для исследователя хотя бы по той причине, что в них содержится важная объективная историческая информация, касающаяся в первую очередь личности Фотия. Каким он был в действительности? Лицемером и обманщиком 1 , или высоконравственным человеком? Как известно, эпистолярный жанр дает автору писем определенную свободу изложения мыслей и возможность выражать их предельно искренне. Первое издание писем Фотия было предпринято в 1601 году Дэвидом Хошелом (David Hoecshel) 2 . Оно включало в себя 37 писем, которые были взяты им из рукописи, принадлежавшей Максиму Маргуниосу (Μξιμος Μαργονιος), епископу Кипрскому 3 . Несколько ранее этого издания, но в том же 1601 году, Конрадом Риттерхаусом (Conrad Ritterhaus) было опубликовано так называемое утешительное письмо к игуменье Евсевии по поводу смерти ее сестры, снабженное латинским переводом. Более полное собрание писем Патриарха Фотия вышло в свет в Лондоне в 1651 году благодаря Ричарду Монтегю (Richard Montague), епископу Нориджскому 4 . В свое издание он включил 249 писем, снабдив их латинским переводом. Письма были адресованы главным образом епископам, игуменам и простым монахам, а также императорам Михаилу III и Василию I и другим лицам, занимавшим высокие государственные посты. Однако при этом в данном издании отсутствовали письма к папе Николаю I и архиепископу Аквилейскому об исхождении Святого Духа 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ипатий, митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимире-Волынской епархией (Потей или Поцей Адам Львович) Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия. Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному – главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста. Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу. С 1580 года – земский судья в Бресте. С 1589 года – сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии. 20 марта 1593 года (по другим источникам. в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа. 2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию. 12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от «всего духовенства и вверенных им овец». С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, – словом, все, что определено Тридентским Собором (1545–1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры . Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но. приняв, дали в этом присягу за себя и за других.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости 3 июня, 2013 В донских вузах введут курсы православной культуры В состав гуманитарных блоков войдут 'Русская религиозная философия', 'Православная биоэтика', 'Православная архитектура' и тому подобные направления. 3 июня, 2013 В Жуковском прошел благотворительный концерт в пользу сожженного храма и воскресной школы В ночь на 9 мая в Жуковском в результате поджога загорелся храм Михаила Архангела. Огонь уничтожил кровлю храма, также серьезно пострадало соседнее здание воскресной школы - досугового центра, в котором занимается более 150 детей. 3 июня, 2013 В Рязани китайские студенты прошли курс " Русская духовная культура " Всего по программе обучалось 14 человек. В процессе обучения студенты изучали историю, вероучение и культуру Русской Православной Церкви. 3 июня, 2013 На вокзале Владивостока установлен барельеф Цесаревичу Николаю Александровичу Мероприятие организовано администрацией города и Владивостокской епархией в год 400-летия воцарения Дома Романовых. 3 июня, 2013 Православная молодежь Томска провела акцию «Спасибо маме, что я есть!» Каждому из детей, собравшихся во множестве на городской праздник, предлагалось выразить благодарность своим маме и папе за то, что они не сделали в свое время аборт и родили его. 3 июня, 2013 В Полтаве прошел " Парад семьи " В ходе мероприятия использовались транспаранты с лозунгами Крепкая семья - крепкая Украина», «Отец, мать, дети - в согласии счастливы навеки», «Где в семье семь - там доля всем», «Традиционная семья - наше будущее», «Укрепим семью - возродим страну», «Семья - малая Церковь». 3 июня, 2013 В Брянской епархии совершено Таинство Венчания с сурдопереводом В будущем, по благословению Епископа Брянского и Севского Александра, для инвалидов по слуху и слабослышащих прихожан в храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла планируется ежемесячно совершать Божественную литургию с синхронным переводом. 3 июня, 2013 1025-летие Крещения Руси отметят масштабными крестными ходами по всей России

http://pravmir.ru/category/news/page/443...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010