II, 558, 559. Излишне останавливаться, как во время внутренних волнений, восстания претендентов и борьбы политических партий вернопдданическая присяга и клятва делались игрушкой. Вспомним однако ж, что Стратиотину не помогли против Комнина присяга и подписка, взятые с сенаторов, что Диоген должен был сдаться вследствие измены гарнизона и ему не принесло пользы клятвенное поручительство греческих архиереев. См. «Византийское государство и церковь » соч. Скабалановича, rл.I и II. 74 Напр. большая часть слов патриарха Иоанна Ксифилина изобличаетъ корыстолюбие, Migne, СХХ, 1203–1292. 76 Были судьи, которые на свою профессию смотрели не иначе, как на способ торговать голосами. Хонаит, рус., 334. Продажность до такой сте­пени въелась в правосудие, что об нее разбивались все попытки судебных реформ. Андроник Палеолог пришел было к мысли, нельзя ли попра­вить дело, сделав судьями иерархов, поставив суд в ближайшее отно­шение к церкви. Он назначил в храме четырех «вселенских судей», в том числе одного епископа, и взял с них клятву, что будут творить суд неподкупный. Но это ни в чему не повело. Судьи оказались такими же продажными душами, как и заурядные визант. чиновники (Григора, рус., 432), о продажности которых не раз открыто свидетельствовали с высоты трона сами визант. государи. (Любопытно в этом отношении наставление, сказанное в 1447 г. деспотом Мореи и Пелопоннеса Константином Палеологом Георгию Франци при назначении его правителем в Спарту. Наставление это, самим же Франци записанное в его хронику (ed. Bonn. 200–2021), предосте­регало, между прочам, и от подарков, которые вредят правосудию и до такой степени ослепляют, что заставляют поступать беззаконно и несправедливо). 78 Феодор Палеолог, деспот пелопоннесский, в 1392 г., после одного сражения, взял в плен немало греков, сражавшихся за его врага-латинянина. Турки, вознамерившись при Иоанне Палеологе, в 1432 г., взять Констан­тинополь и имея надобность в проводниках, подкупили для этого греков рыбаков. В 1452 г., когда Магомет проходил по Карамении, он был осаждаем греками изменниками, которые предлагали свои услуги против имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Догмат непогрешимости в наши дни закрепил за паством все его монархическое значение. VIII За это время вселенская Церковь представляла следующий вид: 1)             Латинские церкви Португалии, Испании, Италии, Франци, Ирландии, Австрии и Польши; 2)             Греческие церкви Византии, Дунайских государств и России; 3)             Протестантские церкви Швейцарии, св. Германии, нидерландов, Дани, Швеции, Англии и Шотландии. Из латинских – церкви Португалии и Польши, дальнее расстояние которых заменяло им независимость, приняли без возражения дисциплинарные, монархические постановления Тридетского собора. Испания их ограничила. Парламенты Франции их отвергли, как противные правам галликанской церкви, правам, которые впоследствии в 1682 г. были еще больше подтевржден 286 . Австрия и Венгрия сохранили также идеи самостоятельности Констанцского и Базельского соборов. В Италии Венеция запретила своему духовенству сноситься с римом без посредничества государства. Короли Англии поступили, как начальство Венецианской республики. Из греческих церквей русская была уже лавно народною, и ни Иван Великий, ни Василий, сын его, ни Иван Грозный, внук, не такие были люди, чтоб дать другим хозяйничать у себя. Монах с горы Афонской, Максим, уроженец Арты в Албании, друг Ласкариса и Альдо Манучи, был любимцем Василия и принес ему на службу свою ученость, свои знания, свои способности для сношений этого государя с Львом X, Климентом VII, Максимилианом, Карлом V, Густавом Вазою, Солиманом Великолепным и Селимом. Но как только Грек захотел вмешаться во внутренние дела, Василий выдал его народному духовенству и митрополит Данил заключил его в Тверской монастыр 287 . Иван Грозный, попросив митрополита Макария короновать его, оставил за собою управление духовными делами в ллице своего духовного советника священника Сильвестр 288 , который позже разделил участь Максима. Когда Василий (т.е. Иоанн Грозный) сломил на плахе возмущение олигархов, он низложил архиепископа московского Филиппа, заступившегося за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Для протяжённого пространства базиликального интерьера характерен исторически-повествовательный принцип построения иконографических программ, часто в верхнем регистре ветхозаветные, в низу – новозаветные сюжеты. В романский период существуют алтарные образы, ещё не порвавшие с канонической традицией христианской живописи. Сначала это предалтарные композиции – антепендиумы, украшавшие переднюю стенку престолов (рельефный Золотой антепендиум начала XI в. из Майнца или Фульды с. 144], испанские примеры: антепендиумы XII в. из Museo de Arte Antigua в Барселоне), известные и в Византии (уже упоминавшийся Palo d’Oro из собора св. Марка в Венеции), а затем заалтарные образы – ретабли, свойственные и последующим периодам западноевропейского искусства. В рамках традиций церковной живописи совершенствуется и западноевропейская миниатюра. Это и Евангелие аббатиссы Уты, и работы придворных мастеров Оттона III и Генриха II – конец Х – начало XI вв. сс. 95–125]. Развито искусство малых форм (многочисленные реликварии из эрмитажного собрания, часто в форме того фрагмента мощей, который в них помещался), их поверхность, как правило, украшена живописью в технике перегородчатой эмали. Распространены костяные рельефные оклады богослужебных книг Готика как новый период в архитектуре и изобразительном искусстве получила своё название в более позднее время и имеет несправедливый оттенок пренебрежения, сами же жители средневековых городов называли это направление стрельчатым стилем или французским произведением – opus francigenum. Начало его во Франци середины XII столетия, а завершение в большинстве стран – в XV в. У истоков готики стоял один человек – аббат Сугерий, деятельность которого прекрасно описана Э. Панофским Настоятель Сен-Денийского аббатства под Парижем (места погребения французских монархов), однокашник и друг короля Луи ле Гро (Людовика Толстого), не мог не заинтересоваться личностью патрона своего монастыря и всей Франции св. Дионисия. В отличие от современных церковных историков, Сугерий полагал, что священномученик Дионисий, епископ Парижский, как и Дионисий Ареопагит , а также автор корпуса работ, носящих его имя, – всё это одно лицо.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Господи Иисусе Христе Боже наш, жертву сию юже Ти со благодарением о твоих благодеяниих приносим, в воню благоухания духовнаго, в пренебесный твой жертвенник приими, и ихже [или егоже] услышати, и помиловати благоизволил еси, от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, благоутробно сохрани, и всегда в любви, яже к Тебе, и искренняго, и во всякой добродетели преуспевати сотвори, и небесных твоих благ сподоби. Желающие иметь более полный сборник таковых молитв могут находить оные в старинных служебниках Киевских, Львовских и Черниговских XVII и XVIII в., а также приобретать и в настоящее время в Киево-Печерской Лавре, где для большего удобства они печатаются не отдельных листах, подобно проскомидийным листам, и потому также могут быть привешиваемы в церкви на стенах и употребляемы, смотря по надобности или востребованию. – (Сравн. выше. Отд. V , § 92). Д. Порядок совершения литургии в случае отправления ее тремя священниками без диакона В главе IV-й, о совершении литургии, Отд. VI, ст. 4, § 121. 3-й священник 3-й священник 3-й священник I . В начале святой литургии Совершает проскомидию и первое каждение пред литургиею… Начинает литургию и произносит первую ектению с возгласом. Вторая малая ектения с возгласом: «Яко благ»… Произносит малую ектению с возгласом: «Яко твоя держава»… На малом входе несет Евангелие и произносит: «Премудрость прости»… и возглав: «Яко свят»… II . По «Святый Боже»… пред прокимном «Премудрость» «Мир всем» «Вонмем». По прокимне пред Апостолом: «Воимем» и «премудрость» и совершает каждение во время чтения Апостола. III . Пред Евангелием и после онаго «Вонмем». «Мир всем», и «от NN святаго Евангелия чтение». Читает Евангелие и произносит сугубую ектению. Ектения: «Елицы оглашения изыдите» Ектения: «Помолитеся оглашении Господеви». Последняя ектения пред херувимскою песнию и каждение во время ее. IV . На великом входе и после онаго Берет чашу и поминает Государя Императора и императрицу Берет св. крест и поминает св. Синод и местного архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Этот горестный и чрезвычайно возмутительный факт не только не имеет никакого внутреннего оправдания, но, наоборот – представляет собою совершенно нежелательное и ущербное для славы Церкви явление, лишая молодое верующее поколение замечательного и назидательного примера исповеднической стойкости «даже до смерти» на фоне всеобщего маловерия и шатания. Длящееся десятилетиями (!) сознательное замалчивание имени и образа митрополита Петра объясняется лишь ярко выраженным усердием не по разуму современных несчастных руководителей церковной жизни, безмерно раболепствующих в угоду «атеистического» мракобесия, распоясавшегося, как известно, до последнего предела; этим бесчестным способом современное церковное руководство стремится заработать политический капитал и как бы искупить прошлое непоколебимое стояние на страже интересов и целости Церкви Патриаршего Местоблюстителя, не желавшего, подобно своим преемникам, угодничать перед «внешними» за счет достоинства и внутренней свободы Церкви. Так, наглость современных церковных «историков» в этом отношении дошла, например, до того, что один из них прямо пишет в официальном печатном органе Церкви, «Журнале Московской Патриархии» 4 5,1968 г.) следующее: «...После кончины Патриарха Тихона, с 27.11 (10 декабря) 1925 года возглав- ление Русской Православной Церкви перешло к митрополиту Сергию [Страго- родскому]...» (!) 5 Коротко и... лживо. Поэтому, стремясь не только сохранить память (за нее не боимся: «в память вечную будет праведник; от слуха зла неубоится»! ( Пс. 111,6 −7)), но, по возможности, и воссоздать образ и великий исповеднический подвиг нашего первого доблестного Патриаршего Местоблюстителя, вполне сознавая и всю скудость своих сил, мы, однако, отважились собрать здесь воедино все известные и доступные нам данные, касающиеся интересующего нас Святителя Божия, и приведя их в относительно стройную систему, надеемся донести до сознания читателя всю огромность значения его жизненного подвига для современного и будущего русского Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Мы не знаем, когда и где возникла икона Деисиса, но факт тот, что она получила всеобщее распространение в Церкви . Конечно, она имеет и первостепенное догматическое значение для того, что можно назвать соединенной мариологией и иоанноло–гией. Деисис значит моление. На иконе Спаситель изображается в царском или архиерейском облачении, в величии и славе, сидящим на престоле, Богоматерь и Предтеча предстоят с молитвенно воздетыми руками. О чем это моление? Не о грехах своих, ибо их нет, и вообще не о себе самих. Пребывающим в прославленное™ уже не о чем просить, ибо они всё имеют, — они могут лишь славословить и благодарить подобно ангелам. Поэтому их моление не о себе, но о мире и о человеческом роде, коих они суть предстоятели в Церкви, пред престолом Божиим имеющие великое молитвенное дерзновение. О том, что Богоматерь молит Сына Своего о всех, несомненно исповедует Церковь в молитвах и песнопениях. Об этом свидетельствует, прежде всего, праздник Покрова Богоматери, как и явления разных чудотворных богоматерних икон. Также исповедует св. Церковь, что и святые молятся Господу о грешном мире, и первый из них — Предтеча, однако в Деисисе содержится нечто и боле значительное. Здесь мы имеем не простое моление в числе других святых и вместе с ними, но и некое молитвенное первостоятельство, молитвенное возглав–ление всей Церкви. Здесь это предстояние даже не одной Богоматери и не одного Предтечи, но вкупе обоих, Предтечи и Богоматери. Это не есть только молитвенное стояние рядом, но соединение во Христе и через Христа в полноту всей молитвы церковной, как бы некое первосвященничество в Церкви, молитвенное предстояние престолу Христову, богослужение от лица всей Церкви. Деисис выражает собой всю полноту любви Церкви к Богу и к человеку. Это — молящаяся Церковь, которая предстоит Христу и окружает Его в чине, это моление Церкви о Церкви. Деисис— соединение миров небесного и земного, человеческого и ангельского в богочеловечестве Христовом, в Церкви — Теле Его. Это молитвенный покров, простертый над миром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Каменные дома жмутся друг к другу или тянутся вверх, выступая один над другим и загораживая свет Божий. Присутствия здесь величайших христианских святынь почти не видно издали. Господствующая, магометанская религия гордо поднимает здесь свою голову. В то время, как купол храма Гроба Господня совершенно теряется среди окружающих его пристроек, мечеть Омара величественно подняла свою главу и её грандиозный купол действительно виден со всех сторон в Иерусалиме, и даже из ближайших окрестностей его, – днём, когда золотой луч солнца играет на рогах высящегося над куполом полумесяца, и вечером, когда серебрит его лунный свет. Не слышно в Иерусалиме и звона христианских колоколов, тогда как завывания муэдзинов, призывающих правоверных с высоты своих минаретов к молитве, далеко разносятся по городу. Одно во внешней физиономии Иерусалима даёт знать, что мы имеем дело с необыкновенным турецким городом, – это чрезвычайное разнообразие состава его населения. „Нигде в целом свете, справедливо говорит знаток Палестины В.Н. Хитрово , (Сообщ. Имп. Прав. Пал. Общества, октябрь, 98 г. Письма о Св. Земле) не найдём мы такого уголка, как Иерусалим, где, как бы в большом караван-сарае, сталкивались не только простые представители всего мира, но и фанатические представители —476— всех убеждений и верований“. Лица всех национальностей, и не национальностей только, а всех рас и цветов встречаются на каждом шагу на улицах Иерусалима. Азия и Европа, Африка и Америка имеют здесь своих представителей. Представители всевозможных национальностей прочно осели в Иерусалиме, который иеговисты-евреи, мусульмане-турки, христиане-арабы считают своим родным городом, – на что в последнее, особенно, время высказывают притязание и другие европейские народы, приобретающие там землю и строящие дома. Такая разнокалиберность населения влияет на внешнюю физиономию города. Часто здесь рядом с восточным домом феллаха высятся палаты какого-нибудь англиканского приюта для детей; а рядом с подвалом бедного еврея – дворец франци- —477— сванских монахов, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 42–42 об. Рукописный подлинник. Черновой автограф П. В. Верховского. На л. 42 об. у левого края листа вертикально поверх текста помета: « Вопросы об удовл.». Материалы отделов Собора Отдел о Временном высшем церковном управлении 46. Черновые записи к протоколу 1. 20 мая 1919 г. Заседание отдела открыто под председательством архиепископа Димитрия Таврического. По предложению владыки Димитрия избраны единогласно товарищами председателя о. протопресвитер Георгий Шавельский , граф П. Н. Апраксин. Секретарем отдела – А. И. Ивановск ий. Отцом протопресвитером Шавельским сделан доклад о цели учреждения Временного высшего церковного управления и прочтено Положение о Высш[ем] церковном управлении, выработанное Предсоборной комиссией. По оглашении проекта Положения возникли прения по принципиальному вопросу о принятии проекта, в которых приняли участие: арх[иепископ] Димит[рий], епископ Гермоген, граф Граббе, о. Ломако, Востоков, Рождественский, Якушев, Кожин, Оппоков, Верховской, Шавельский, Свенцицкий. Отдел единогласно призна необходимым учрежд[ение] Вр[еменного] высш[его] церк[овного] упр[авления] на Юго-востоке России прин[ято] единогласно. Заседание комиссии 2) Врем[енное] В[ысшее] церков[ное] упр[авление] на Юго-востоке Р[оссии] должно возглав[ляться] епископом , состоит из епископов, пресвитеров и мирян. Большинством всех прин[ято]. 2, 5, б при 1 против. 6) 174 [...] Предс[едатель] и члены В[ысшего] ц[ерковного] упр[авления] – избираются Поместным Собором. Единогласно. 7) 175 [...] – до созыва нового Собора (единогласно). 8) 176 […] – единогласно. 9) По вопросу о местопребывании В[ысшего] церк[овного] упр[авления] высказались Граббе, Шавельский, Черняв[ский], Рождественский, Якушев, Свенцицкий, Левшин, Апраксин, Ивановский, Кожин. Большинством 24 – против 13. В комиссию согласительную по выработке издания – князь Трубецкой, Сенько-Поповский, протоиерей Смирнов, Ломако. ГАРФ. Ф. Р-3696. Οп. 1. Д. 1. Л. 56–56 об. Черновик. Рукопись – предположительно автограф секретаря отдела А. И. Ивановск ого. Карандаш. 47. Проект Положения о Временном высшем церковном управлении Юго-Востока России мая 1919 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

406), мы сделали замечание, что с этим мнением нашего историка нельзя согласиться (Современн. богослужен. на православн. востоке. Киев. в. 1, стр. 114, прим. 1). Теперь в капитальном труде о святогорском искусстве приват-доцента Лейпциг­ского университета Г. Брокгауза под заглавием: «Die Kunst in den Athos-Klöstern», Leipz. 1891, мы находим полное подтверждение нашей мысли. Из этой книги видно, что храмы святогорские, по обычаю православного востока, всегда расписывались религиозной живописью. Расписывались эти храмы и в 1312 г. (один из параклисов Ватопедского монастыря), и в 1360 г. (параклис св. Николая в лавре св. Афанасия), и в 1425 г. (параклис св. великомученика Георгия в обители св. Павла), и в 1512 г. (в Карейском соборе) – (Brockhaus. S. 273–277). Сличая, далее, «зографическую летопись» преосв. Порфирия с подобною летописью, составлен­ною Генрихом Брокгаузом, который некоторые надписи афонских храмов воспроизводит в своей книге с дипломатическою точностью и даже Факсимиле, мы видим, что «летопись» нашего историка страдает большими хронологическими погрешностями. Так, например, роспись параклиса св. Николая в лавре св. Афанасия г. Брокгауз относит к 1360=6868 году (S. 274), а преосв. Порфирий к 1580–7868 году (стр. 408; ср. Перв. путеш. в афон. мон., ч. I, отд. II, стр. 207), роспись параклиса св. Георгия в Святопавловском монастыре к 1425=6933 году (S. 275), а преосв. Порфирии к 1393 году (стр. 406), роспись Кутлумушскаго монастыря к 1540=7040 году, преосв. Порфирий же на целое сто­летие позже – к 1640 году (стр. 409), чем самого себя поставил в большое затруднение, когда ему пришлось говорить о времени построения этого монастыря (Перв. путешеств., ч. II, стр. 190–191), роспись Дионисиатскаго монастыря Брокгауз датирует 1547=7055 годом (S. 284), а преосв. Порфирий относит ее к 1647 г. (стр. 410), хотя год от сотво­рения мира читаем в надписи тот же самый 7055 (Перв. путешеств., ч. I, отд. II, стр. 92) и т. д. Таких погрешностей немало и в других датах, и произошли они или от неправильного и поспешного чтения надписей, или, как, например, в первом и последнем случаях, от неправильного перевода летосчисления от сотворения мира на летосчисле­ние от Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Этот последний стих повторяется трижды как бы в ознаменование того, что мы обращаемся с своим славословием и молитвой ко всем трем лицам пресвятой Троицы и что наше славословие и молитвы искренни и решительны. В следующих затем стихах выражается причина, почему именно мы к Господу обращаемся и прибегаем с нашей молитвой и славословием. Причина этому та, – что Господь всегда был и есть наше прибежище, что нам не к кому другому больше обращаться с молитвой; что ежели и грешим мы, то перед Ним же грешим; что Он Бог наш, что Он один – источник вечной жизни, источник света и блаженства. Господи, говорим мы в нашей молитве, Господи, – «прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох; – научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!» И вся эта торжественно-молитвенная и хвалебная песнь, чудно и превосходно сложенная из выражений ветхого и нового завета, прилично подобранных, как выражается блаженный Марк Ефесский , заканчивается серафимским славословием: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас!» Начавшись ангельской песнью, воспетой при рождении Господа, наше славословие заканчивается серафимской песнью, немолчно воспеваемой, как слышал Исаия, – у престола Божия. После неоднократного пения трисвятого, славословие заканчивается: все небо и земля и все создания – составили один великий хор и в честь и славу воскресшего Господа; жизнь вечная с ее блаженством, с ее неумолкаемым славословием воскресшему Господу как бы предначата уже нами. Весьма умилительно, бл. слушатели мои, зреть, как при словах священника: «слава Тебе, показавшему нам свет!» все присутствующие во храме повергаются в прах перед Господом и потом тихо повторяют за клиром свое славословие Господу. (См. Объясн. богослужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010