67. 1451 г. января 31. Грамота польского короля Казимира IV московскому митрополиту Ионе на управление киевской митрополией Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 245 об.–247; издана была в I-м томе Актов Исторических под 42, по списку, находящемуся в синодальном списке 562, л. 95–97. Настольная королевская, на Киев, дана Ионе митрополиту всея Руси 2659 Всяко дело благо и всяк дар свершен свыше сходит от божественного изволения, во имя святой 2660 и живоначальной неразделимой Троицы, в разум и в утверждение идучи 2661 первобывших почестей 2662 врядности, как было за отца нашего, короля Володислава, и великого князя Витовта, дяди нашего, и иных предков наших, мы Казимир, Божьей милостью король польский и великий князь литовский и русский и жемотский и иных, гадавше и добре смотривше с нашим братом, великим князем Василием Васильевичем 2663 , и с нашими князьями и панами, с нашей Радой, полюбили есмо себе отцом митрополитом Иону 2664 , епископа первобывшего муромского и рязанского, и дали есмо ему столец митрополич киевский и всея Руси, как первое было, по уставлению и по обычаю русского христианства; а он имает свою честь и своего митропольства уставность по старому править, как митрополиты первобывшие предкам нашим и христианства своего добрыми 2665 обычаями правили. Про то же князи наши, и епископы, и бояре, и архимандриты, и игумены, и попы, и дьяконы, и иноки, и все причетники церковные, и все посполитые народы 2666 христианства русского, имейте и чтите его, и послушны будете в духовных правах того митрополита, отца нашего Ионы 2667 , как первобывших митрополитов. А при том выбраньи 2668 были: стрыйко наш князь Швитрикгайло, брат наш 2669 князь Олександро Володимерович, князь Матей, бискуп вилинский, воевода вилинский пан Кгастов 2670 , воевода троцкий 2671 пан Манивид 2672 , воевода новгородский, маршалок земский, пан Петр 2673 Монтикгирдович, пан Судивой, наместник 2674 смоленский, пан Семен Кгедикголдович, пан Ондрей Немирович, пан Ондрей Исакович, наместник полотский, пан Юрша, староста брясловльский, пан Михало, канцлер, и иные многие наши князья и панове. 2675 А дана в Вилне, яннваря 31, индикта 14, под леты Христова нарождения 1451. 2676 2659 В синодальном списке озаглавлено: Поручение митрополиту московскому на киевскую митрополию от короля. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В авг. 1568 г. Борзобогатый-Красенский впервые упоминается как нареченный епископ Пинский и Туровский. В сент. 1568 г. он вел на землях епархии торговлю, занимаясь сплавом леса по рекам Полесья. В дек. 1568 г., после смерти Луцкого еп. Марка (Жоравницкого), родственника Борзобогатого-Красенского (дочь Борзобогатого-Красенского Анна была замужем за сыном Жоравницкого), стала вакантной Луцкая кафедра. С сер. дек. 1568 по апр. 1569 г. Луцкой епархией в качестве нареченного епископа временно управлял луцкий подстароста Андрей Русин-Берестецкий, хлопотавший перед королем и «панами-радой» о предоставлении ему Луцкой епископии и Жидичинской архимандритии в постоянное управление (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Однако король выбрал Борзобогатого-Красенского, к-рый с 1 мая 1569 г. упоминается в документах как нареченный епископ Луцкий и Острожский. Андрею Русину-Берестецкому тогда же пожаловали вакантное Пинское епископство, к-рое считалось менее почетным. Незадолго до назначения Борзобогатого-Красенского на Луцкую кафедру, в 1569 г., скончался его родственник, архим. Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иона (Илья Борзобогатый-Красенский); после его смерти часть оставшегося имущества разграбили местные шляхтичи. Нареченный Луцкий епископ инициировал судебное расследование хищения, в которое вмешался попечитель обители кн. Роман Сангушко (Володимирський гродський суд. К., 2002. С. 151). Борзобогатый-Красенский добился того, что кор. Сигизмунд II привилеем от 26 дек. 1569 г. «за различные заслуги» передал ему Жидичинский монастырь в пожизненное владение и он стал нареченным архимандритом жидичинским (АЗР. 1848. Т. 3. С. 149-150, 47). За получение монастыря шляхтич отдал одно из монастырских имений литов. подканцлеру Остафию Воловичу. Поначалу Борзобогатый-Красенский управлял Луцкой кафедрой, не имея монашеского пострига и хиротонии, вслед. чего митр. Иона III (Протасович) принял против него чрезвычайные меры. Как сообщается в акте Луцкого гродского суда, в окт. 1570 г. слуга Киевского митрополита вручил нареченному Луцкому епископу «неблагословенный митрополичий лист», в к-ром Борзобогатый-Красенский порицался за то, что, оставаясь светским человеком, он владел имениями Луцкой епископии и Жидичинского мон-ря и отказывался прибыть к митрополиту для принятия посвящения в сан. Было издано окружное послание митр. Ионы с угрозой отлучения Борзобогатого-Красенского от Церкви. Ввиду конфликта последнего с митрополитом в 1570 - нач. 1571 г. Луцкой епархией управлял Солунский митр. Иона, посол К-польского патриарха, живший в мест. Корец.

http://pravenc.ru/text/578298.html

- Увы, СЦКК не смогла повлиять на интенсивность и характер обстрелов территорий республик со стороны Украины. Здесь всё упиралось в отсутствие политической воли украинского руководства выполнять условия перемирия - Украина тянула время и использовала его для восстановления своих вооруженных сил и дипломатических атак на Россию. Но всё же СЦКК помогала Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ фиксировать обстрелы территорий республик со стороны ВСУ. Нужно говорить не об эффективности СЦКК, а о результатах «Минска-2». Какая из сторон в большей мере воспользовалась почти трехлетней передышкой? Не думаю, что мы сейчас можем дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Покажет будущее. Что касается последствий от сворачивания работы СЦКК. Непосредственным следствием выхода русских офицеров из СЦКК станет осложнение работы СММ ОБСЕ и растущая угроза жизням её сотрудников. Однако имеется и более отдаленная и опасная перспектива, не лежащая на поверхности. На мой взгляд это событии говорит о резко возросшей угрозе войны. Если быть точнее, о приближающемся её начале. Сошлюсь на авторитетное мнение очень осведомленного человека, совпавшее с моим собственным - первого зам. председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича. В своем интервью от 18 декабря он заявил, что уход русских офицеров из СЦКК приведет к тому, что властям Украины придется напрямую и без посредников взаимодействовать с ДНР и ЛНР. Киев не станет разговаривать с республиками Донбасса, а начнет полномасштабные военные действия. Клинцевич подчеркнул, что Россия будет просто обязана вмешаться, чтобы не допустить геноцида русских людей в Донбассе. «СП»: - Почему все же Москва решила вывести своих представителей? Так ли Киев мешал работать? Почему только сейчас это «заметили»? - Согласно заявлению Минобороны России украинцы намеренно препятствовали выполнению русскими офицерами своих функций. Всячески ограничивалась свобода передвижения, на всем пути следования русских офицеров сопровождали украинские соглядатаи. Каплей, переполнившей чашу терпения, стали новые правила посещения Украины гражданами России с 1 января 2018 года, принятые Верховной радой. Русских офицеров заставляли выдать всю информацию о себе и месте и времени прохождения службы и даже об их семьях. Это неприкрытое психологическое давление, а точнее угроза им самим и членам их семей. Само по себе достаточное основание для выхода из миссии. Поэтому я не стал бы недооценивать фактор безопасности. Украинцы - холопы, ставшие панами. Они пережили несколько котлов, спасались от огня ополченцев на территории России. То, что украинская армия не уничтожена полностью - заслуга (или вина) политического руководства России и, вероятно, западных «друзей», поставивших ультиматумы Москве. Но все эти ужасы украинцами забылись, и они вновь жаждут побед. И ведут себя так словно они уже победили.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/21/ki...

1781, 18662). Так, сообщается о том, что икона находилась в Десятинной церкви, куда она была поставлена вел. кн. Владимиром. Ок. 1500 г. татар. хан Ахмат-Гирей со 100-тысячным войском отправился под Киев, где объединил свои силы с Мехмет-Гиреем. Во время ограбления города татарами икону забрали из Десятинной церкви, с нее содрали драгоценный убор, сам образ бросили в Днепр. С ангельской помощью по воде, икона оказалась в Минске на р. Свислочь, где остановилась «под замком». От иконы исходило сильное сияние. Местные жители достали ее из воды и поставили в замковой церкви (в честь Рождества Пресв. Богородицы). В 1-м издании указано, что икона была обретена 13 авг., во 2-м - 15 авг. В замковой церкви М. и. находилась 116 лет. В 1616 г. по воле Иосифа Рутского, митр. униат. церкви, она была взята в базилианскую ц. Св. Духа. Перенесение иконы совершилось 18 окт., в день памяти ап. Луки (что впосл. послужило поводом к возникновению в благочестивой традиции мнения о том, что М. и. была написана апостолом). Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг. Фрагмент Минской иконы Божией Матери в процессе реставрации. 1991–1992 гг. Во время Брестской церковной унии 1596 г. возникла конфронтация между принявшим унию митр. Михаилом Рагозой и Минской радой. Согласно копии документа из дела «по жалобе митр. Михаила Рагозы на неповиновение ему минского протопопа Родиона троицкого, от 3 марта 1597 года», когда иерарх прибыл в Минск, то городская администрация запретила духовенству сослужить ему, «потому что его милость не есть митрополит». Собираясь сам совершить литургию в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы, Михаил Рагоза намеревался облачиться в ризнице храма, но со слов пономаря Ильи Убердатого узнал, что та совсем обнищала; на вопрос митрополита, «где же девались гривны, ланцуги (цепи), клейноты (драгоценности), золотые червонные, талеры и перстни от того образа Пречистыя, который надала славной и святой памяти королева Олена», получил от пономаря ответ, что все это взял пан Андрей Маслянка с панами бурмистрами (Описание док-тов архива западнорус.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

Кроме императора и придворных не многие присоединились к унии, из духовенства только три епископа и несколько клириков. В столице обнаружилось волнение. Толпы клириков, монахи и народ бросились в монастырь Пандократора к Георгию, (в монашестве Геннадию), Схоларию и спрашивали, что им делать? Геннадий вывесил на дверях своей келии воззвание, внушавшее, чтобы греки вместе с городом, который должен пасть, не погубили и своего православия, обращаясь за помощью не к Богу, а к франкам. Воодушевление Геннадия воспламенило умы народа. Все проклинали унию. Везде раздавались крики: «не нужно нам ни помощи латинян, ни унии, не принимаем богослужения азимитов!» В церковь св. Софии перестали ходить. Греческий писатель Дука говорит: «если бы явился ангел с неба и обещал грекам спасение под условием унии с латинянами, то они все-таки отвергло бы ее» 1214 . Эти волнения и разделение в среде самих греков много способствовали падению империи. Константинополь был взят Магометом II 29 мая 1453 г., через четыре месяца после объявления унии во храме св. Софии. Вместе с падением империи сама собою окончилась и уния. Но она еще раз была осуждена на Константинопольском соборе в 1472 г. при патриархе Симеоне 1215 . Предпринятая без убеждения греков в истине латинского учения, незаконно вводившаяся, она была законно осуждена 1216 . 12. Отвержение унии в России. – По окончании Ферраро-Флорентийского собора русский митрополит Исидор отправился в Россию в качестве легата апостольского престола для всех северных земель. Из Будина, столицы Венгрии, он разослал грамоты в подведомые ему епархии литовские, русские и ливонские, извещая христиан латинской и греческой церквей о совершившемся в Италии соединении церквей. В Кракове и Львове он совершил литургии в латинских храмах; для Владимира-Волынского поставил епископа Даниила, согласившегося принять унию; в Холме дал грамоту в защиту одного священника, подвергавшегося притеснениям от своих сограждан. Неизвестно, как в Киеве приняли его духовенство и народ, но известно, что он прожил там всю зиму и князь Александр Владимирович, с князьями, панами и всей радой, дал ему грамоту, в которой называл его своим господином и отцом и утвердил за ним все доходы и отчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Идеалами ее стали польские бискупы и приоры. Иезуиты всячески старались усилить в ней недовольство тем, что в ее суды и управление вмешиваются миряне, не только паны, но и какие-нибудь скорняки, кузнецы и седельники, тогда как в католической церкви бискуп есть сильный орган святейшего отца, указывали на то, что польский примас и несколько бискупов заседают в сенате, куда Речь Посполитая постыдится допустить иерархов, подчиненных патриарху – рабу султана. Король Стефан со своей стороны много помог иезуитам, назначая на православные епископии и настоятельства людей, какие именно и нужны были для целей унии, большею частью из дворян, нисколько не приготовленных к духовному служению и желавших только попользоваться церковными имениями. Монастыри с их имениями даже прямо раздавались католикам. В епископы посвящались лица недостойные, даже двоеженцы и женатые. В таком положении находилась западно-русская церковь , когда на польский престол вступил (1587 г). Сигизмунд III, с детства воспитанный иезуитами и готовый для католичества на все, и наступило самое опасное и тяжелое время для Православия. Какими же средствами могла располагать церковь для предстоящей борьбы, когда для этой борьбы оказывалась несостоятельной сама ее иерархия? Средства эти она и теперь нашла в той же живой связи с народом и оставшимися в православии панами, на которую опирались прежде, т.е. именно в том, в чем иезуиты видели ее слабую сторону и ее позор. Борцы за Православие Между панами – защитниками православия главными явились переселенец из Москвы князь Андрей Курбский и князь Константин Константинович Острожский. Князь Курбский, ученик Максима, по удалении из Москвы в Литву посвятил на защиту православия все свои средства и силы. С этой целью он вел живую переписку с влиятельными горожанами и панами западной Руси, предостерегая их одинаково и от протестантства и от католичества. Считая самым лучшим средством для борьбы с врагами умножение книг и переводов, он очень жалел, что, по ленности церковных учителей, не переведено на русский язык и десятой доли необходимых отеческих книг, наконец, даже сам принялся за это дело, для чего уже стариком выучился латинскому языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Еще при жизни владык короли уже назначали им преемников иногда людей светских, бояр, «ласково взглянувши на их верную службу, по желанию воеводы и бояр». Иногда престарелый владыка сдавал управление епархиальными делами какому-нибудь светскому лицу, оставивши за собою только звание и старшинство; новый правитель обращался к королю с просьбою об утверждении его на владычном столе в случае смерти старого архиерея. Назначивши митрополита в Киев, король давал знать об этом патриарху константинопольскому, чтоб тот благословил нового митрополита; грамота королевская патриарху в этом случае имела такую форму: «Даем знать достоинству вашему, что в панствах наших Великого княжества Литовского в животе не стало митрополита киевского и галицкого и всея Руси; на его место представлен нам от жителей греческого закона годный на то, смиренный владыка такой-то. Благословите его на митрополию по закону вашему, к службе церкви святой христианской, к научению и управлению всем, принадлежащим к этому достоинству, за что будет получать и от нас такую же благодарность, какую от предков наших прежние митрополиты получали. При этом желаем вам всякого добра». Мы видели, что распря полоцкого владыки с митрополитом о титуле и распря того же владыки полоцкого с владыкою владимирским решены были королем с панами радными: но в 1548 году, когда полоцкий архиепископ Симеон вместе с князьями, панами и боярами своей области подал жалобу королю на митрополита Макария, что тот поставил его опять ниже владыки владимирского, то митрополит объявил королю, что это суд духовный, в который король не может вступаться в силу привилегии, данной митрополиту Иосифу, что дело должно быть решено на соборе, по закону греческому; король согласился на созвание собора, выговорив, что если которая-нибудь из тяжущихся сторон найдет соборный приговор несправедливым, то имеет право перенести дело на решение королевское. В том же году бурмистры, радцы и мещане виленские греческого закона выпросили у митрополита грамоту, по которой виленское духовенство отдавалось в их управу и, если б кто-нибудь из священников не захотел их слушаться, того они могли отставлять от церкви и замещать другим с позволения митрополичьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

А если и одно Великое княжество Литовское, без Польши, захочет нашего государствования, то это нам еще приятнее. Скажи панам радным, чтоб не выбирали в короли француза, потому что он будет больше желать добра турецкому, чем христианству; а если возьмете француза, то вы, литва, знайте, что мне над вами промышлять. Еще объявляю тебе: из ваших земель многие писали ко мне, чтоб я шел с войском к Полоцку, и тогда вы будете нам бить челом, чтоб, не пустоша земли, был я вашим государем. Другие писали такие вещи, которые к делу нейдут, иные просили у нас денег и соболей, за что обещали хлопотать, чтоб сын наш был выбран в короли; скажи это панам радным». Когда Гарабурда уже совсем был готов отправиться в обратный путь, пришли к нему окольничий Умный-Колычов, думный дворянин Плещеев, дьяки Андрей и Василий Щелкаловы и сказали от имени Иоанна: «Если Великое княжество Литовское хочет видеть его своим государем, то он на это согласен; и будьте покойны, Польши не бойтесь: господарь помирит с нею Литву». Потом из Новгорода присланы были пункты (главизны), о которых статьях писарю Гарабурде не изъявлено: 1) Короноваться и ставиться на Корону Польскую и В[еликое] к[няжество] Литовское государю нашему по христианскому обычаю, от архиепископов и епископов, и римского закона бискупам по римскому закону в то время не действовать, а быть бискупам в своем чину с панами радными. 2) Божьим судом царское величество и его сын царевич Иван Иванович не имеют у себя супруг, а царевич князь Феодор Иванович приближается к тому возрасту, когда жениться надобно; так паны радные волю бы дали царскому величеству в Русском царстве, в Короне Польской и В[еликом] к[няжестве] Литовском выбирать и высматривать из подданных, кого пригоже по их государскому чину. А у государей жениться царскому величеству нейдет, к пожитью несхоже, потому что так высмотреть наперед нельзя. А если выйдет такой случай, что можно будет жениться и на государской дочери, то царское величество будет говорить о том с панами радными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

После того львовский староста сам, своею властию ввел Григория Балабана (1576) в управление Львовскою епархиею как законного архипастыря на основании прежней грамоты, данной ему покойным королем Сигизмундом Августом . Принял ли теперь Григорий Балабан епископский сан с именем Гедеона или еще несколько времени оставался светским владыкою, неизвестно . На кафедру Пинской епархии по смерти нареченного владыки Андрея Русина избран был протопоп замкового Дмитриевского собора в Пинске Кирилл Семенович Терлецкий, и избран не королем, как бывало прежде, а панами радами — это случилось, вероятно, в междуцарствие после бегства из Польши короля Генриха. Сами паны рады дали Кириллу и грамоту на Пинскую епископию и на все принадлежащие ей имения, сами и отправили его с своею грамотою к митрополиту Ионе, который и рукоположил его во епископа. А когда на престол польский взошел Стефан Баторий, епископ Кирилл испросил себе (8 июля 1576 г.) подтвердительную королевскую грамоту на данное ему панами радами владычество Пинское и Туровское . В 1578 г. он жаловался королю, что владельцы населенных имений в Пинской епархии отнимают у него из-под власти и суда всех попов и людей православной веры и не позволяют ни ему, ни его протопопам и слугам въезжать в эти имения для духовных дел, а сами вступаются в духовные справы и суды, несмотря на данную еще прежде королевскую грамоту, запрещавшую им такое своеволие. Король дал подтвердительный универсал к землевладельцам Пинской епархии, чтобы они не вмешивались в духовные справы и суды и не стесняли законных прав Пинского владыки . Полоцкая епархия после взятия Полоцка русским войском (1563) не упразднилась, и хотя с того времени в Полоцк присылались архиепископы из Москвы, называвшиеся Полоцкими и Великолуцкими, но и в Литве после некоторого перерыва существовали свои архиепископы Полоцкие, Витебские и Мстиславские, вероятно жившие в Мстиславле или Могилеве. Таковы были: Варсонофий Валах, неизвестно когда рукоположенный, и преемник его Феофан—Богдан Рпинский или Рыпинский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Яков Захарьич, услыхав это предложение, сам поехал в Москву объявить о нем великому князю. Иоанн сначала приговорил было с боярами, что Якову не следует посылать к Заберезскому своего человека с ответом на его предложение, но потом, когда Яков уехал уже в Новгород, великий князь передумал и послал ему приказ отправить своего человека к Заберезскому, не прекращая, впрочем, военных действий, «потому что и между государями пересылка бывает, хотя бы и полки сходились»; велел писать вежливо, потому что Заберезский писал вежливо; посланный должен был изведать все тамошние дела: как Александр живет с панами, как у них дела в земле, какие слухи про Александровых братьев. В Москве поняли, зачем в Литве хотят прежде начать дело о сватовстве, и потому посланец Якова Захарьича должен был сказать Заберезскому, что до мира нельзя толковать о браке. Но литовские паны продолжали настаивать на сватовстве: тот же Заберезский писал в Москву к тамошнему первому боярину, князю Ивану Юрьевичу Патрикееву: «Дознайся у своего государя, великого князя, захочет ли он отдать дочку свою за нашего господаря, великого князя Александра? А мы здесь с дядьми и братьями нашими (т. е. с старшими и равными панами) хотим в том деле постоять». Наконец, в ноябре 1492 года явился в Москву посол от Александра, пан Станислав Глебович, который начал дело жалобами на прежние обиды Литве от Москвы при Казимире и новые при Александре, на сожжение Мценска и Любутска, взятие Хлепеня и Рогачева, сожжение Масальска, взятие Негомири и Бывалицы – волостей князя Бывалецкого-Вяземского, Тешинова – волости князей Крошинских. Отправивши посольство, Станислав обедал у великого князя, который, по обычаю, отпустил после обеда на посольское подворье князя Ноздреватого с медом поить Глебовича. Во время угощения, уже в нетрезвом виде, Станислав начал говорить Ноздреватому о сватовстве и заключении мира, объявил, что должен говорить об этом с князем Патрикеевым, и действительно на пиру у последнего начал речь о сватовстве; но Патрикеев на этот раз ничего не отвечал, потому что время и положение Глебовича было неприличное, на другой день уже по приказу великого князя он спросил у посла о деле, и тот отвечал, что говорил от себя, а не по приказу своего великого князя, и просил, чтоб Патрикеев выведал у Иоанна, хочет ли он выдать дочь свою за Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010