Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Память смертная 01. 11. 2001 г. Отец Алексий: Мы уже говорили о том, какое значение в принципе имеет культура в жизни христианина 1 и как она помогает формированию души, и я просил вас немножко почитать Пушкина и Достоевского с тем, чтобы увидеть, каким языком можно разговаривать с детьми о таком важном аскетическом понятии, как память смертная. О памяти смертной дети узнают, когда они читают первый том Добротолюбия, из поучения преподобного Антония Великого, но я, может быть, и повторюсь, однако о памяти смертной обязательно говорится в каждом святоотеческом аскетическом произведении. Наиболее кратко сказал, по-моему, преподобный Арсений Великий: Имей память смертную и во веки не согрешишь. Антоний Великий говорит то же самое другими словами: Умирай ежедневно и будешь жить вечно, и еще многократно об этом говорил. Как же нам научиться осмыслить с детьми, что такое память смертная? Мы должны понять то, что и так всем понятно: единственное, что человек знает о себе с абсолютной достоверностью — это что он обязательно умрет. И меньше всего на свете он думает о смерти. С чем это связано? Почему человеку тяжело сохранять память о смерти? — Это потому, что для человека смерть неестественна, и мысль о ней — мысль о неестественном, о том, что человеческой душе не принадлежит, что ей неизвестно и Богом не уготовано. Память смертная — это сверхъестественное чувство, хотя о смерти нам напоминают каждый день; о ней говорят все новости, которые мы смотрим по телевидению, почти все фильмы. И человек боится смерти. А каково должно быть правильное к ней отношение? Ведь и ребенок о ней думает, и младенцы уже встречаются со смертью животных, растений и, конечно, со смертью своих престарелых родственников. Часто родители прячут от ребенка смерть, избегают этих разговоров — и делают ошибку, потому что говорить с ребенком о смерти очень важно, но только говорить правильно. Действительно, человек не может примириться со смертью, не может ее принять — и правильно; он не может, не должен принимать смерть.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Пирамида, или столп во блаженной памяти преставившемуся к Богу превеликому Его милости господину отцу Иннокентию Гизелю, архимандриту великой Чудотворной Лавры Киевской, поставленный на вечную память о нем в годовщину погребению его, месяца февраля, в 24 день, 1685 года «Вовеки память его в благословении» ( 1Мак. 3:7 ). «Память о нем не погибнет, и имя его будет жить в род и род; премудрость его прославят народы, и Церковь исповедует хвалу его» ( Сир. 39:12–13 ). Смерть и время издавна стремятся и людей, и память о них истребить на свете, слушатель преизрядный, что и доказывают своим действием. Ибо смерть обращает людей в не людей, а время – память о людях в непамять. Смерть вводит каждого во гроб, а долгое время предает каждого забвению. О, как много людей, начиная с Адама, смерть смешала с землей! А время! Сколь много человеческих дел, начиная с потопа, оно сравняло с землей! Смерть поглощает людей, а время пожирает и саму память о них, почему и названо мудрыми вещью поедающей. Но если острая смертная коса попадет на камень, а истребляющие зубы времени на мрамор, то ничего сделать не могут. Когда, говорю, они попадут на такого свято пожившего человека, смерть которого не смерть, а начало вечной жизни, и добрые дела которого записаны на вечную память и в небесных книгах, и в сердцах человеческих, то и коса смертная притупится, и зубы времени, поедающие все вещи, сокрушатся. Именно о таком человеке Сам Дух Святой говорит у Сираха: «Память о нем не погибнет, и имя его будет жить в род и род; премудрость его прославят народы, и Церковь исповедует хвалу его». О таковом человеке, усопшем в Боге, превеликом его милости господине отце Иннокентии Гизеле, архимандрите сей святой великой чудотворной Лавры Печерской Киевской, отце и пастыре нашем, мы творим ныне годовое поминовение. «Память о нем не погибнет», а имя его будет жить в последующие века. Мудрость его известна и посторонним, а за свои добрые дела он имеет похвалу в устах всех. Здесь и ты, смерть, бессильна, ибо «упование его бессмертия исполнено» ( Прем. 3:4 ), и ты, время, не изгрызешь своими зубами забвения памяти о таком человеке, ибо «в память вечную будет праведник» ( Пс. 111:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом Содержание О поэме Предисловие. Православная поэма, победившая время Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными К читателю Глава 1 Блудный сын Глава 2 Неделя о мытаре и фарисее Масленица Поклоны начинаются тогда Царица-Смирение Апокалипсис, 4 глава Любви к Богу Любви к ближнему Глава 3 Царица-Гордость Вечер понедельника 1-й седмицы Св. поста Поклоны  Сластоядение, нападающее в Пост Суббота 1-й седмицы, в которую почитается память св.Феодора Тирона     Икона Спасителя Иконоборчество Мученичество за иконы Неделя 1-я Св.поста, в которую празднуется восстановление икон Неделя 2-я Св.поста, в которую почитается память свт. Григория Паламы      Есть ангел, который молитву молящихся к Богу возносит    Неделя средняя Св. поста, в которую поклоняемся Честному Кресту Глава 4 Глава 5 Второзаконие, глава 9, стих 26  Неделя 5-я Св.поста, в которую почитается» память прп. Марии Египетской  Суббота Лазарева Неделя Ваий Седмица Святых Страстей Неделя 4-я Св. поста, в которую почитается память св. прп. Иоанна Лествичника Глава 6 Суббота Акафиста Глава 7 Святая Великая пятница Победоносный Воскресения день К читателю стихи окончательные 9 апреля 1737 года Современный поэтический перевод сделан священником Игорем Кобелевым в 2001 году 1 О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель – тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Умирай ежедневно, и будешь жить вечно 10.12.2008 424 Время на чтение 3 минуты Память смертная - добродетель, о которой редко вспоминают обычные люди, но о которой много говорят отцы Добротолюбия, - является одним из самых творческих потенциалов в человеке. Имей память смертную Умирай ежедневно, и будешь жить вечно, Прп. Антоний Великий Память смертная - добродетель, о которой редко вспоминают обычные люди, но о которой много говорят отцы Добротолюбия, - является одним из самых творческих потенциалов в человеке. Это только кажется, что если мы будем думать о смерти, то сойдем с ума. На самом деле люди боятся думать о смерти, потому что по большому счету вообще боятся жить. В наши дни вошло в привычку проводить время, но никак не жить. Люди не только проводят время, но даже думают, как бы это время убить. С одной стороны, его вроде как не хватает, а с другой - слишком этого времени много, потому что... скучно. Жить, имея память смертную, страшно потому, что с таким памятованием надо все изменить: надо дорожить каждой минутой, проживать каждый час, творчески, наполняя его глубоким содержанием. Я помню, как митрополит Антоний Сурожский, вспоминая о смерти своей матери, говорил, что год, в который она умирала, был самым счастливым в их отношениях. Было неизвестно, когда завершится ее тяжелая болезнь, и каждый день, встречаясь, как в последний раз, для них было важно дать друг другу полноту любви. Они знали, что завтра такой возможности может уже не быть. Когда человек живет памятью о смерти, его жизнь становится совершенно иной. Если это твой последний день, тогда, конечно, глупо грешить. Глупо проводить время впустую: разгадывать кроссворды, читать детективы. Глупо ругаться, спорить. Глупо обижаться на других людей. Какой смысл обижаться, если ты живешь последний день, лучше простить и наполнить это время добром и любовью. Если человек и согрешит в этот день, он не будет долго медлить, а сразу покается, сразу придет попросить прощения. И так каждый день, в течение всей жизни, пока не умрет. И когда человек находит в себе мужество так жить, его жизнь становится очень творческой, очень счастливой, очень наполненной. Он дорожит каждой минутой: молится ли, беседует ли с другими людьми, сочиняет ли стихи или пишет картины, изобретает или строит, он понимает, что, может быть, в последний раз ему дается возможность сделать что-то полезное на этой земле, как-то потрудиться для ближних. И так всё для человека приобретает совершенно новый смысл. Вот что такое память смертная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Н. Василиадис Память смертная Вспомним о смерти Христианская душа, живущая с твердой надеждой на загробную жизнь и в сладком предчувствии многожеланного рая, старается хранить живую память о смерти. Премудрость Сирахова гласит: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя» ( Сир.7:39 ), то есть во всех своих действиях и делах помни конец жизни своей, последняя твоя, смерть. Христианин знает, что он будет жить после смерти, и постоянно осознает свою нынешнюю смертность, имея перед очами свой исход из мира сего, Второе Пришествие, грядущий Суд и вступление в бесконечную вечность. Потому-то святитель Григорий Богослов часто повторяет слова Платона о том, что настоящая жизнь должна быть «помышлением смерти». Своему другу Филагрию он советует жить «вместо настоящего будущим, обращая здешнюю жизнь в помышление о смерти». 639 К священнику Фотию он писал: «Теперь у меня об одном забота – об отшествии, к которому собираюсь и приготовляюсь». 640 Святой, носящий имя бессмертия, в сочинении «О девстве» также советует: «Каждый час помни о своем исходе и каждый день поминай смерть, к которой должен приготовляться». 641 И преподобный Иоанн, игумен Синайский, учит: «Память смерти да засыпает и да восстает с тобой». 642 Возможно, кто-либо возразит, что если постоянно памятовать исход из временной жизни, то не приведет ли это к болезни? Не остановит ли эта память нашу деятельность? Не означает ли такая установка презрения к настоящей жизни, которая есть дар Божий? Конечно, люди, далекие от Христа, не верующие в загробную жизнь, обычно страшатся, помышляя о смерти. Поэтому они избегают разговоров о ней. Самого слова «смерть» достаточно, чтобы вывести их из душевного равновесия. Они предаются развлечениям, пирам и кутежам по слову: будем есть и пить, ибо завтра умрем ( Ис.22:13 ). Этим способом они стараются забыть о том, что существует смерть!... Все эти речи, которые часто можно слышать, о продлении жизни, о скорой победе над смертью, все усилия многих обезопасить себя являются мучительными попытками спастись от ощущения беззащитности. Ибо преизобилие греха приводит современных людей к состоянию неуверенности, и они упрямо отказываются вступить в диалог со смертью. Поэтому, «когда неудержные мысли или внешние события доносят до них дыхание смерти», их бросает в дрожь. 643

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Смерть Не забывай о смерти Твердые души не бледнеют при виде своего гроба: он телом на земле, а духом на небесах… Одна императрица еще при жизни приказала изготовить для себя гроб и часто, показывая на него детям, говорила: «Можно ли нам гордиться? Вот куда чрез несколько лет перейдут повелители народов». Польза от размышления о смерти Блаженный Исихий Хоривиг, живший, сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келии молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу. – И подлинно, не может согрешать! «Поминай поздняя твоя, и вовеки не согрешиши», – учит премудрый сын Сирахов ( Сир.7:39 ) («Пролог», 3 окт.). Память о смерти Св. Иоанн Милостивый, патриарх александрийский, желая навсегда сохранить память о смерти, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они и в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен, итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Таким напоминанием блаженный Иоанн понуждаем был непрестанно хранить память смертную и всегда быть в готовности к переходу от временной жизни к вечной (журнал «Воскресное чтение»). Грустная смерть Одного священника позвали к постели умирающего богача. Священник опустился на колени у постели больного и хотел, молясь за него, взять его руку. Но, к удивлению священника, больной не хотел протянуть ему руки. Когда больной умер и подняли одеяло, то в сжатой руке нашли ключ от ящика с деньгами. Сердце и рука до последнего вздоха принадлежали земле, а между тем бедный богач ничего не мог взять с собою. Рассказы о блаженной кончине праведников

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6. Слово пред погребением тела светлейшаго князя Михаила Иларионовича Голенищева-Кутузова Смоленскаго. (Говорено в с.-петербургском Казанском соборе, в присутствии их императорских Высочеств государей великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, июня 13 дня. Напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)» 1813 Благопоспешно бысть спасение рукою его: и огорчи цари многи, и возвесели Иакова в делех своих, и даже до века память его во благословение. 1 Макк. III. 6–7. Так в дееписании сынов Израилевых истина и признательность, совокупясь, старались одушевить чертами славы и безсмертия утешительный образ Вождя, о потере котораго «плакал и рыдал весь Израиль плачем велиим». Не обновляются ли пред нами 59 сии древния черты, не кажутся ли оне теперь только взятыми с величественнаго образа 60 , который наполняет ныне ваши мысли, ваши сердца, ваши чувства, сетующие пред Богом сыны России?.. Приидите, утвердим единодушно на предстоящем гробе столь давно готовое и никогда не обретавшее столь приличнаго места надгробие: «Благопоспешно бысть спасение рукою его: и огорчи цари многи и возвесели Россию в делех своих, и даже до века память его во благословение». Итак, он был для нас поспешником «спасения»: и мы ли для него закоснеем в безплодном чувствовании потери? «Огорчая» врагов, он был нашим «веселием»: и мы ли неутешною о нем печалию нарушим его торжественный покой и возвеселим врагов наших? Его память «даже до века во благословение»: и где же время жалоб и стенаний? Не отступай от нас, безсмертная память мудраго и сильнаго Богом Вождя; утешай нас благословением и похвалами тебе сопутствующими; сокрой, если не можешь исцелить, или, по крайней мере, укрась нашу скорбь, да не будет она оскорблением Безсмертному! Но нет, и цветы сельные не сияют под бурным небом, и плоды не созревают среди дождей: и среди бури смертной, под слезным дождем, не созревают, ниже процветают похвалы безсмертных. Чем обильнее было сеяние, тем долее не соберется жатва: и слабая рука не свяжет рукояти олив и лавров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь», – сказано в Священном Писании (Прем. Сираха 7, 39). А преподобный Антоний Великий говорит: «Ложась спать, давайте помнить, что можем не дожить до утра, а утром напоминать себе, что можем не дожить до вечера. Если будем помнить о смерти, не будем грешить». Но даже память о смерти не помогает нам не грешить. Потому что в одно время человек помнит о смерти, а в другое – грешит. И даже если в момент совершения греха он вспомнит о том, что ему придётся умереть и дать Богу ответ за всё содеянное, это его не остановит, потому что грех сильно увлекает душу и несёт её в пропасть. Желание утолить греховную страсть, которая в настоящий момент яростно требует себе «пищи», оказывается сильнее, чем память смертная. У заядлых курильщиков никотин въедается в кожу пальцев, они становятся коричневыми, их не отмыть, но эти люди не оставляют своей привычки. Ещё сложнее «отмыть» от греха душу, потому что греховная страсть пересиливает все благие помышления человека, его желание жить по заповедям и творить добро. Человек это понимает, на определенном этапе расстраивается, но... продолжает грешить. Почему память о смерти не помогает нам воздерживаться от грехов? Ведь помогала же она преподобному Антонию Великому, раз он сказал такие слова! Нам надо не просто теоретически признавать факт того, что мы умрём. Неверующие люди тоже осознают, что умрут, но все равно стремятся пожить подольше, покомфортней и послаще. У святых память о смерти – иная, не такая, как у нас. Им яснее открывалась реальность встречи каждого из нас с Богом, неизбежность посмертных испытаний, очевидность духовного мира, в который мы перейдём. Для нас все эти реалии, по большому счёту, – чистая теория. Как же изменить эту ситуацию, чтобы «не прозевать» свою жизнь? Однозначного рецепта нет. Если бы можно было сказать: «Сделайте то и то, и всё у вас будет хорошо», или добавить: «Ты вот этого не сделал, поэтому у тебя не получается». Но мы не можем так рассуждать. Поэтому надо жить, как Господь заповедал, духовно трудиться на своём месте, молиться о том, чтобы Господь укрепил нашу веру, сделал её из теоретической практической, чтобы мы на практике познакомились с духовным миром. Тогда и вера будет посильней, и ответственность за свои действия строже. Тогда грешить захочется меньше, а желание духовного совершенства чаще будет пересиливать желание земных удовольствий.

http://pravoslavie.ru/113927.html

Карачев. Церковь Осии Пророка. Бывшая Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Осии Пророка Год постройки:Между 1740 и 1893. Год утраты:1943 (взорвана немецкими войсками при отступлении) Адрес: Брянская область, Карачевский район, г.Карачев, ул. Советская Координаты: 53.116569, 34.984805 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1893 году состоялось торжество по случаю освящения в городе Карачеве 31 октября 1893 года переустроенного и обновлённого бывшего храма Преображения Господня во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Авгутейшею Семью (видимо, Августейшею Семьёю) от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года, октября 17 дня. В тексте говорится о том, что «с давнего времени на южной и возвышенной окраине города Карачева, по дороге, называвшейся в прежнее время Спасской, существовала каменная, трёхпрестольная, древняя и обветшавшая церковь во имя Преображения Господня». В 1888 году была освящена новая каменная церковь во имя Преображения Господня. А старая стала разрушаться. И, как долго бы она разрушалась, не известно, если бы не благотворитель Иван Николаевич Кочергин, который захотел возобновить и приспособить старый храм к отправлению в нём богослужения для учеников учебных мужских заведений, посвятив самый храм во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств со всею Их Августейшею Семьёю от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года октября 17 дня, дабы увековечить это великое и знаменательное событие милости Божией к Державному Помазаннику и Его Августейшей Семье на все времена и года в умах всех поколений граждан, а тем более учащейся молодежи. Как всегда у нас бывает, Орловское Епархиальное Начальство запретило что-либо в старом храме ломать и переделывать. Однако опасные трещины внесли своё дело, и Кочергин отправился в Петербург, к Обер-Прокурору Святейшего Синода с докладной запиской, в которой он подробно изъяснял обстоятельства начатого им дела возобновления церкви, с переделкой всей трапезной церкви с упразднением двух приделов и верхнего яруса колокольни, сделав храм однопрестольным. Синод дал своё согласие, и работа закипела.

http://sobory.ru/article/?object=41536

Скачать epub pdf Память смертная 229 . Того же к тому же великому старцу. Окажи мне милость, владыка, и скажи, как спастись в настоящее время, ибо помысл боязни вошел мне в сердце. Что повелишь мне делать? Ответ . Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всём и иметь смиренное сердце, и смерть всегда перед глазами, то может спастись благодатию Божией; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой забывает заднее и простирается вперед ( Флп. 3, 13 ). Поступай так и будешь спасен Богом беспечально. Вопрос 389 , того же. В Писании сказано: «Искуси меня, Господи, и испытай меня» ( Пс. 25, 2 ), и еще: «с великой радостью принимайте... когда впадаете в различные искушения» ( Иак. 1, 2 ); а в другом месте: «не введи нас во искушение» ( Мф. 6, 13 ), Господи; и еще: «молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение». Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений. Ответ прп. Варсанофия . Сказать: «Искуси меня, Господи, и испытай меня» может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам, и отсюда несомненно происходят радость и преуспеяние, ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: «не введи нас во искушение» означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения, потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: «молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение». Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную. Вопрос 498 . Когда я говорю брату, то часто с гневом произношу словá; а стараясь сказать как бы с любовью, тотчас чувствую скверное услаждение и движение в теле, так что без сего не могу взглянуть на лицо братнее, что мне делать, отец мой?

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010