18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником – с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых. И сегодня, предстоя у раки честных мощей преподобного Сергия, мы вспоминаем, как во время служения Божественной литургии преподобным Сергием небесный огонь сошел в святую чашу. И все – кто сослужил ему, и кто присутствовал в храме – были свидетелями этого удивительного чуда. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, небесный огонь сходит на Святые Дары, чтобы преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Мы не видим этого нашими физическими очами, но ощущаем присутствие Божие и дуновение Святого Духа в те минуты, когда возносим молитвы Господу о том, чтобы хлеб стал Телом Христовым, а вино стало Кровью Христа. Когда предстоятель за Божественной литургией молится об этом Господу, он говорит: «Ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащия дары сия». То есть мы просим, чтобы Святой Дух сошел не только на хлеб и вино, но и на нас, чтобы мы стали достойны причастия Святых Христовых Таин и через причащение соединились с Богом так, как с Ним соединялись через служение Божественной литургии преподобный Сергий, братья его святой обители и многие святые и преподобные отцы, которые духом своим созерцали Божественный огонь, нисходящий в святую чашу. Когда по нашей молитве Святой Дух сходит на Святые Дары, то хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христовы. Не просто в какие-то символические воспоминания, а в реальное Тело и в реальную Кровь Господа Иисуса Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то принимаем внутрь себя не простой хлеб и не простое вино, но Самого Воплотившегося Бога. И Его Тело, входя внутрь нашего тела, соединяется с ним и обоготворяет его изнутри, а Его Кровь, входя в нашу кровь, начинает течь в наших жилах.

http://mospat.ru/ru/news/45354/

Ежегодно, летом и осенью, в дни памяти преподобного Сергия множество паломников, священников и архиереев устремляются в Лавру для прославления игумена Земли Русской. По традиции праздничные торжества в обители Преподобного в эти дни возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл в своем послании с сожалением сообщил о причинах, которые не позволили ему в этот день посетить Троице-Сергиеву лавру: «С глубочайшим сожалением хотел бы засвидетельствовать, что не могу в этот раз разделить радость молитвенного общения со всеми вами. Причиной этого стали мои недавние контакты с человеком, у которого была обнаружена коронавирусная инфекция».  «Время, необходимое в соответствии с медицинскими предписаниями для моего личного карантина, еще не истекло. Посчитал невозможным подвергать всех вас опасности заражения», — пояснил Святейший Владыка. «Памятуя о том, что для молитвы нет ни границ, ни расстояний, я духовно сорадуюсь сему торжеству и вместе со всеми вами возношу молитвы к Преподобному», — подчеркнул Предстоятель. За Литургией митрополиту Волоколамскому Илариону сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский Фома , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.  В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником — с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем. Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5703389...

8 октября 1992 года. 600-летие преставления Преподобного Игумена Сергия Радонежского и всея Руси Чудотворца. Народу в Лавре-уйма. Пройти, конечно, на патриаршее богослужение в Успенский Собор практически невозможно. Давка страшная. Патриарх Алексий-2 шествует с Предстоятелем Американской ПЦ митрополитом Феодосием Лазором, который умер в конце октябре 2020 года в возрасте 87 лет, будучи на покое. Думаю -сейчас раздавят. Каким то путем меня выносят вновь на площадь, и я иду в маленькую, но очень уютную Смоленскую церковь, где оказывается служит митрополит Иоанн Снычев с двумя епископами. Церковь эта , как известно махонькая, как и сам Святитель, который служит очень тихо, но уверенно. Приятно звучит женский хор. Я стою на службе у митрополита Иоанна в Троице-Сергиевой Лавре. Служба закончилась. Святитель говорит прекрасную проповедь о значении Преп. Сергия Радонежского для всея России и мира. Затем в окружении епископов выходит из Смоленской Церкви. Все бросаются к нему на благословение. И я за всеми подхожу с Святителю и протягиваю руки. Он сморит на меня своим мудрым архирейским старческим взглядом, благословляет троеперстно и кладет свою руку в мои пригоршни. Я заметил, что рука у Святителя -- мощная, не маленькая, достаточно рабочая, и теплая. Из биографии Святителя Иоанна видно, что он ведь родился в крестьянской семье, где крестьянский труд был основным в жизни. Поэтому, такие большие, рабочие, натруженные руки у Святителя Иоанна Снычева. После чего, Владыка шествует на молебен у Святого Источника на Лаврской площади. Во время возгласов в микрофон был слышен такой слабенький, нежный, протяжный голос Владыки Иоанна -- Пресвятая Богородице---Спаси нас ! А потом, после молебная Владыка прошествовал с членами Снода на Лаврскую Трапезу в Трапезный Сергиевский Храм Лавры. Шел он один, без иподиакона, как бы независимо от других синодалов. Вот таким я его, один раз живым,реально запомнил на всю жизнь. Очень милый, добрый, чудный, абсолютно как бы сказали сейчас, сверхпритягательный Старец-Святитель, в памяти оставляющий дивный образ. Царство ему Небесное ! Святителю отче Иоанне -- моли Бога о нас !

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/pamyat...

За богослужением молились сотрудники Астанайского епархиального управления, активисты Астанайского православного молодежного движения, преподаватели и воспитанники центральной воскресной школы. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Казахстан А.Н. Бородавкин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Республике Казахстан П.В. Утюпин, сотрудники дипмиссий и представители этнокультурных объединений. Почтить праздник и поклониться великой святыне Православия собрались многочисленные верующие. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением Ольги Варенцовой. Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. По запричастном стихе иерей Григорий Куликов огласил послание митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю принесения в Казахстан мощей преподобного Сергия Радонежского. В завершение Литургии духовенство, хор и верующие совершили славление Игумену земли Русской перед ковчегом с его честными мощами, новомученикам и исповедникам Казахстанским. Митрополит Александр поблагодарил иерархов, священнослужителей и всех участников торжеств за общую молитву, поздравил собравшихся с днем памяти новомучеников и исповедников Казахстанских и радостью принесения в столицу республики великой святыни Православной Церкви, а затем обратился к верующим со словом назидания. «Сегодняшний воскресный день, " Малая Пасха " , отмечен для всех нас сугубыми торжествами: мы чествуем Собор новомучеников и исповедников Казахстанских — славу и украшение нашей Церкви, и встречаем в столице страны, под сводами Успенского кафедрального собора, великую святыню Православия — честные мощи преподобного Сергия, Игумена Радонежского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этом году совершается принесение ковчега с мощами аввы Сергия в епархии Русской Православной Церкви. Огромное число людей в России и Белоруссии уже поклонились этой святыне, вознесли свои молитвы к одному из самых почитаемых угодников Божиих, а ныне преподобный Сергий своими честными мощами посещает благословенную Казахстанскую землю и изливает на нас с вами Небесную благодать.

http://patriarchia.ru/db/text/5960607.ht...

Сокровищами Святой Православной Церкви являются Священное Писание , Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужение и весь многовековой опыт Церкви, отраженный в писаниях её верных сынов – святых отцов и подвижников благочестия. В Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и пастырей, имеющих апостольское преемство, дает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Церковь освящает его, возводит на высоту святости и богоподобия. Бесчисленные сонмы святых дают примеры того, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви. Русская Церковь , прославляя одного из своих великих угодников – Преподобного и богоносного авву Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, особенно ярко свидетельствует это. Преподобный Сергий всю свою жизнь был верным сыном Православной Церкви, духовно породившей его в таинстве святого Крещения. В обстановке истинной церковности прошла его юность, и храм был местом постоянного его пребывания. Слово Божие и молитва с юности питали его душу. Псалтирь – книга, по которой обучался он грамоте. Жития святых – книги для чтения, в которых он черпал для себя примеры неуклонного следования за Христом. В Житии святого Сергия говорится, что он «помышляше во уме жития великих святых, иже в плоти живуще на земли ангельски пожиша, реку: Антония Великого , Евфимия, Савву Освященного, Пахомия ангеловидного, Феодосия общежителя и прочих. Сих житию и нравам удивлялся блаженный, како плотяни суще бесплотныя враги победиша, ангелом служители быша... Сих жития на сердци имея, блаженный моляшеся Святыя Троици, дабы невъзвратно по стопам сих преподобных отец шествовати». В двадцатитрехлетнем возрасте приняв монашеский чин, Преподобный Сергий всего себя отдает служению Святой Церкви. Затем он принимает священный сан и становится игуменом основанной им обители и духовным руководителем многих иноков и мирян. Служа Святой Церкви, он раскрывает свое сердце ее духовным сокровищам. Церковь взрастила в душе своего великого сына многие и чудные добродетели, и прежде всего любовь к Богу, ближним и Родине. Постоянно возгревая в себе дар любви, авва Сергий шел навстречу всем обиженным и обездоленным, примирял ссорящихся, исцелял немощных, водворял мир среди враждовавших князей, воодушевлял своих соотечественников на защиту Родины и Православной Церкви от иноверных поработителей. Всей своей жизнью он призывал людей быть истинными чадами Православной Церкви и в ней созидать свою духовную жизнь, свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности. Архимандрит Макарий, иеромонах Филофей Троице-Сергиева лавра и предстоятель русской церкви Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие 1340–1440 годы куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В. О. Ключевский, “древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нём возвышались нравственные силы”. Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви — преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.). Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). “Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником”. Святые подвижники “подвизались каждый на своём поприще, делали одно общее дело Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV в. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром”.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Настоятельство в этом монастыре с самого начала было Игуменское, а с 1694 года, по просьбе братии Вологодских граждан, Патриархом Адрианом рукоположен в Архимандрита из Рождественского Сямского монастыря Игумен Сергий, и дана ему в служение среброкованая шапка. С тех пор до Штатов 1764 года продолжалось там начальство Архимандрическое. Крестьян имелось за монастырем до 1764 года, 1.964 души. По Штатам положен в 3 классе степенью 3 с настоятельством Игуменским; но ныне там Настоятелем Архимандрит Август Албенский на Игуменской вакансии, переведённый из Вологодского Спасокаменного монастыря в 1799 году Декабря 16 дня. Из зданий замечательны в этом монастыре: 1) СОБОРНАЯ каменная ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы, пристроенная к приделу Иоанна Предтечи; 2) примыкающая с правой стороны к сему приделу ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом: но когда почитание их началось, не известно; 3) наверху соборной церкви, в самой главе церковной – ЦЕРКОВЬ во имя Сергия Радонежского Чудотворца; 4) при Настоятельских кельях – ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы; 5) каменные двое Настоятельских ПОКОЕВ двухэтажные, из коих одни предоставляются для приезжих, а внизу под оными кладовые; 6) при святых воротах – каменный КОРПУС двухэтажный братских КЕЛИЙ, а с другой стороны – конюшни каменные же; 7) ОГРАДА вокруг монастыря деревянная, рубленная в террасы. Вне монастыря на горе построена ЧАСОВНЯ над колодезем, ископанным самим Преподобным Павлом, коего и келья отшельническая была при оном. Из вещей его сохранились в монастыре только: 1) КРЕСТ медный литой, коим благословил его Преподобный Сергий Радонежский, на коем сверху припаяны после две другие иконки; 4) дупло того дерева, в коем Преподобный Павел жил три лета. При монастыре, на речке Нурме, находится монастырская мельница и пашня, обрабатываемая братией и служителями. Грамоты, относящиеся к истории Павлова монастыря I. Hecyдuмaя, данная от Государя Царя Михаила Феодоровича. Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал Вологодского уезда Живоначальной Троицы Павлова монастыря Игумена Алимпия с братией, или кто по нём в том монастыре иной Игумен и братия будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную грамоту рве (7125/1617) года за подписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова с прежней жаловальной грамоты блаженной памяти Деда Нашего, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России, на их монастырскую вотчину и на всякие угодья, а владеть им той вотчиной и всякими угодьями по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В столицу Белоруссии святыню привезли 6 октября – в день памяти свт. Иннокентия Московского. Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия, заместителя владыки по внешней миссии иерея Дионисия Гришкова и духовенства Минской епархии совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» Минска. Поклониться Кресту Господню приехали многочисленные паломники из разных городов Белоруссии и даже из Латвии. Владыка Евфимий посетил Минскую духовную академию, пообщавшись там со студентами-«академистами», а также заинтересованными встречей студентами Белорусского государственного университета. Московскому гостю задали много вопросов. Состоялась также встреча владыки с коллегами из Миссионерской лаборатории и Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви имени прп. Иосифа Волоцкого. Владыка отметил, что прошедшие встречи с белорусскими миссионерами и студентами не были восприняты как официальное, «казенное» мероприятие, а стали живым, углублённым общением, наполненным дискуссиями. В итоге была принята программа тесного взаимодействия между двумя братскими миссионерскими организациями. Конечно, пристальное внимание и множество вопросов, порой весьма острых, «принял» на себя Николай Петрович Бурляев – и на встрече с коллективом Национальной библиотеки, и на круглом столе, прошедшем в храме-памятнике в честь Всех Святых Минска. Приведём отрывок из интервью Николая Бурляева телеканалу «Спас», данном в Белоруссии: «Россия, Украина, Белоруссия – едины в духе, в Господе и неделимы, хоть их и попытались разделить. Но этот Крестный ход показывает, что мы едины и непобедимы. Крест – это ведь символ присутствия Божьего на земле. Это знак распятия Христа, но за распятием, это мы знаем грядет Воскресение», – сказал Николай Петрович. Восьмого октября Годеновский Крест прибыл в Тулу. Это стало «средоточием» всего Крестного Хода, поскольку в Туле пересекаются маршруты «Север-Юг» и «Запад-Восток». В этом городе-герое чудотворный Крест оказался в храме во имя Преподобного Сергия Радонежского прямо в канун памяти великого Игумена Земли Русской.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/12/go...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010