II, § 68)... Сочинение " О девстве " написано в ответ на упреки в адрес святителя Амвросия, будто бы он слишком превозносит девство над брачной жизнью. Опровергая их, святитель снова восхваляет девство и отмечает его преимущества... " О воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии " - здесь передается речь святителя Амвросия при по-стрижении Амвросии и опровергается еретичество Боноза, отвергавшего приснодевство Божией Матери... " Увещание к девству " представляет собой речь, сказанную святителем по случаю освящения храма, построенного одной вдовой, которая и свою жизнь посвятила Богу, и привела к тому же своих детей... Сочинение на подобную же тему: " О падении посвященной девственницы " - относится к разряду сомнительных. Кроме святителя Амвросия его приписывают блаженному Августину, блаженному Иерониму, святителю Иоанну Златоусту и святому Никите Ремесьянскому. За принадлежность этого сочинения святителю Амвросию говорит сходство его содержания в отдельных местах с другими трактатами святителя о девстве. Так, заканчивается оно, как и эти последние, гимном, воспеваемым падшей и восставшей девственницей. Следует еще добавить, что данный гимн напоминает другие восторженные песнопения святителя. Нет в сочинении и резких расхождений с подлинными в стиле. В творении " Две книги о покаянии " святитель Амвросий опровергает мнение новациан, утверждающих, что тяжких преступников нельзя прощать, и доказывает, что жизнь обещается не только тем, кто всегда хранит заповеди Господни, " но и кто по падении будет их также хранить " [с. 26]. Святитель увещает не отлагать покаяния: " Отлагающих покаяние Сам Господь довольно увещевал, глаголя: Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Не знаем, в который час приидет тать, не знаем, не в сию ли нощь истяжут душу нашу " [с. 73]. Разнообразны по своему содержанию слова святителя Амвросия. Как-то: О кресте Господа нашего Иисуса Христа; О Таинстве Крещения и к оглашенным; О том, кто болий есть в Царствии Небеснем; О зерне горушном; О многоценном бисере; О пользе постов; на апостольские слова: Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

674 В простом народе (но не среди интеллигенции, хотя бы «богословски» образованной; см. взгляд ее в статье: Балов А. Молитва в народных верованиях/Русский Паломник. 1900. 20. С. 347) хорошо это понимают и исполняют. 675 О пономарях и проч. в «Учительных известиях» (при Служебнике) заповедано: «Престола же божественнаго, паче же самых божественных на нем сущих Тайн, такожде сосудов служебных, и иных священных вещей, никакоже прикоснуться да дерзнут, да не в грех впадут; разве светильников и свещ, кадильницы же и иных меньших священных вещей». А те обычаи первохристианских времен, когда Церковь дозволяла касаться, брать руками и уносить домой св. Тайны, и даже женщинам (см., например, житие преп. мученицы Евдокии, † ок. 160–170 г.: «Основы» Отдел III. Гл. 7. § 5. Таинство св. причащения), давно отменены самой же Церковью. Первые христиане были харизматики, духоносцы, в них Сам Св. Дух обитал. Да впрочем, у нас теперь, наоборот, часто так бывает, что ко кресту-то человека и насильно не подтащишь прикоснуться (облобызать), ибо бесноватых много. 678 Об иконостасе и солее см.: Никольский К. Т. Пособие по изучению Устава богослужения... С. 27; Деболъский Г., прот. Попечение Православной Церкви о спасении мира... СПб., 1885. С. 456; Martigny J. A. Dictionnaire des antiquites chretiennes. Paris, 1877. P. 739. У последнего приведена цитата из блаж. Иеронима (Contre les luciferiens...), говорящая о древнем существовании солеи и священности этого места, ради преподаяния на нем св. Даров епископом. По этой причине пол ее старались покрасить более драгоценным и более красивым материалом, чем в храме. По историку Кедриану, солея Великой церкви в Константинополе была выстлана ониксом. Иконостаса в древности не было в теперешнем виде – он заменялся простой (низкой) решеткой или завесой. См.: св. Григорий Богослов . Творения. Ч. 4. Слово 43, а также пророческий сон о храме Воскресения (там же. С. 271). 679 Каждый неф, в свою очередь, разделялся поперечными перегородками. В первой части его, при самом входе стояли высшие степени кающихся и оглашенные, затем стояли верные, а в передней, примыкающей непосредственно к алтарю, – монахи и монахини (т. е. посвященные Богу девы). См.: св. Амвросий Медиоланский . Творения по вопросу о девстве и браке/Перевод под ред. проф. Л. Писарева . Казань, 1901. С. 255. О падении посвященной девственницы. Гл. 6, 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   94. Ныне, Господи, молю Тебя: как вечный Первосвяшенник, призри на этот дом Твой, на эти освящаемые ныне жертвенники, на эти духовные камни, в каждом из коих освящается Тебе живой храм; и по Твоему божественному милосердию приими молитвы рабов Твоих, изливаемыя на месте сем. Да будет Тебе священным благовонием всякая жертва, приносимая в храме сем с чистой верою и святою ревностию. И взирая на ту спасительную жертву, ради которой отъемлется грех мира сего, воззри также и на эти жертвы святого целомудрия и не лиши их (своей) вечной помощи, да будут оне Тебе жертвами благоприятными в воню благоухания, угодными Господу Христу, и удостой соблюсти дух их в непорочности, а душу и тело — безпечальными даже до дня Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.    Т. е. в девственном состоянии    В книге Притчей нет подходящаго места, выясняющаго положение автора; в виду этого, вероятно, некоторыя манускрипты и представляют другое чтение: in aliis locis, которым имеются в виду, очевидно, вообще места из различных книг Священнаго Писания и прежде всего книга Екклезиаст, как это и доказывается следующими затем фразами.    Т. е. духовная жизнь, полная мысли. О падении посвященной девственницы Глава первая    1. Зачем, душа, хранишь молчание? Зачем волнуешься размышлениями? Почему не стремишься излить и выразить в слове порыв своей мысли, чтобы получить (таким образом) некоторое утешение? Если ты откровенно изложишь совершенное преступление, то это, конечно, будет для твоей болезни как бы лекарством. Ведь даже и припухшая язва, когда ее вскроют, освободившись от гноя, доставляет болезни облегчение.    2. Выслушайте же меня ныне вы, которые находитесь возле, и вы, которые стоите вдали, и вы, боящиеся Господа, и радующиеся радостью Его Церкви, и печалующиеся ее печалью, как написано: «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Римл. 12:15). К вам, говорю, взываю я, — к вам, соблюдающим истинную любовь Христову, к вам, не выражающим радости в виду несчастия, а наоборот, оплакивающим его. Внемлите словам уст моих, судите о том, что исходит от праведной скорби (моей), ужасайтесь вместе со мной необычайности обнаруженного преступления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если же обратимся к книжным сокровищам Церкви, то увидим, что девству поется сплошной, дивный, восторженный гимн чуть ли не всеми святыми отцами древней Церкви. Каждый из них превозносил его и чудными стихами и прозой, посвящая ему целые книги. Св. Мефодий, епископ Патарский, пишет «Пир десяти дев» (« Συμποσιον η περι αγνειας»), где говорит о высоте девства и о превосходстве его пред супружеством; св. Киприан Карфагенский пишет «Об одежде девственниц»; св. Григорий Богослов воспевает девство в стихах; св. Григорий Нисский пишет ему похвалу в прозе («О девстве»); св. Иоанн Златоуст , по обычаю, самым блестящим образом развивает мысль апостола ( 1Кор. 7, 38 ), прославляя девство («О девстве»); св. Амвросий Медиоланский посвящает несколько книг восхвалению этой же добродетели: «О девственниках», «О девстве», «О воспитании девственницы и приснодевстве Св. Марии», «Увещание к девству», «О падении посвященной девственницы» и другие. Нет возможности изложить в нескольких строчках их сочинения, нет сил не имущему их дара представить молниезрачную красоту непорочного, ангельского сего состояния... Жаждущий пусть идет на указанные источники и пиет досыта. Да и какие похвальные венцы в состоянии украсить сию царицу 109 добродетелей? «Девству достаточно одной похвалы – объявить его добродетелию выше всяких похвал и выражать удивление к его чистоте более жизнию, нежели словом», – говорит св. Григорий Нисский 110 Как хлеб дается в пищу младенцу после того уже, как он бывает вскормлен молоком, так и человек, который хочет преуспевать в божественном и стяжать девственную чистоту души, должен «прежде всего устранить себя от мира, как младенец от объятий и сосцов материнских. Телесное делание предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного, потому что последнее рождается от первого, как колос из пшеничного зерна. А кто не имеет душевного делания, тот лишен и духовных дарований» 111 Поэтому выпишу из святых отцов – Киприана Карфагенского и Амвросия Медиоланского – правила, руководствующие внешнее поведение дев, решившихся спасаться ради Господа и быть в числе мудрых, а не юродивых – μοραι, «безумных», или «глупых» 112 ( Мф. 25, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Среди сочинений этой группы наибольшей известностью пользуется трактат в 3 книгах «De officiis ministrorum» (Об обязанностях священнослужителей, ок. 389), название к-рого говорит о влиянии соч. Цицерона «Об обязанностях». Это своего рода руководство для пастырей, содержащее рассуждения на моральные темы. Ряд творений А. посвящен учению о девстве, теме, к раскрытию к-рой обращались многие древнехрист. писатели, начиная с Тертуллиана . 3 книги «De virginibus» (О девах, 377) составлены по просьбе его сестры Марцеллины из проповедей, произнесенных в первые годы епископского служения. Святитель восхваляет девство, представляя примеры его (мц. Агния , ученица ап. Павла мц. Фекла , покровительница Медиолана), прославляет Богородицу, показывая, что Ее жизнь - правило и образец поведения для дев. В заключение А. прославляет дев, к-рые предпочли смерть оскорблению невинности. Близким к нему по содержанию является др. произведение, «De viduis» (О вдовах, ок. 377), написанное по поводу намерения одной вдовы вторично выйти замуж. Святитель старается удержать ее от этого намерения, рисуя высоту и нравственную ценность вдовства, его преимущество по сравнению с брачной жизнью, на библейских примерах указывает добродетели, к-рыми должны украшаться вдовы-христианки. «Впрочем,- замечает А.,- мы высказываем это в виде совета и не предписываем как заповедь; мы убеждаем вдову, а не связываем ее... Скажу более, мы не препятствуем второму браку, но не одобряем и частого повторения их» (De viduis. 68). Трактат «De virginitate» (О девстве; 377) написан в ответ на упреки в том, что А. принижает достоинство брачной жизни; отрицая это, святитель не упускает случая вновь восхвалить девство. В соч. «De institutione virginis» (О наставлении деве, 392) передается речь А. при пострижении девы Амвросии и опровергается еретическое учение Боноза Сардикского, отвергавшего Приснодевство Божией Матери. «Exhortatio virginitatis» (Увещание к девству, 394) представляет собой речь по случаю освящения храма, построенного на средства одной вдовы, к-рая свою жизнь посвятила Богу и привела к тому же своих детей. Соч. «De lapsu virginis consecratae» (О падении посвященной девы) относится к разряду тех, авторство к-рых сомнительно: кроме А. его приписывают также блаженным Августину и Иерониму , святителям Иоанну Златоусту и Никите Ремесианскому. В пользу принадлежности его А. говорит сходство отдельных мест с др. трактатами святителя о девстве: оно заканчивается воспеваемым падшей и восставшей девственницей гимном, напоминающим песнопения А. Письма

http://pravenc.ru/text/114346.html

Таких трактатов с именем св. Амвросия до настоящего времени сохранилось шесть:1) О девственницах (dé virginibus) в трех книгах, написанных к сестре его Марцеллине,2) о вдовицах (de viduis) в одной книге,3) о девстве (de virginitate) в одной книге,4) о воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии (de institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной книге, написанной к Евсевию,5) увещание к девству (exhortatio virginitatis) в одной книге и6) о падении посвященной девственницы (de lapsu virginis consecratae) в одной книге.Первые пять трактатов вне всякого сомнения принадлежат св. Амвросию; вопрос же о принадлежности ему последнего трактата: «О падении девственницы» подвергается сомнению в виду неясности и сбивчивости древних свидетельств. Имея в виду те или иные соображения, одни из ученых исследователей приписывают его бл. Иерониму, другие — бл. Августину, третьи — Никите, епископу романцианскому, и четвертые — наконец — св. Амвросию. За принадлежность трактата св. Амвросию говорят в значительной степени некоторые такие особенности, которые присущи и всем другим его трактатам о девстве. Как и эти последние, сочинение «О падении девственницы» заканчивается гимном, который влагается в уста падшей девственницы. Этот гимн напоминает многочисленные восторженные песнопения св. Амвросия. Нет особенно резких отличий от подлинных сочинений св. отца и в самом стиле этого произведения, а некоторые своеобразные выражения, присущие и спорному, и подлинным произведениям св. Амвросия, как то: Synagoga (для обозначения иудейских взглядов на значение Ветхозаветного закона в его отношении к христианству — «Увещ. к девству» §§ 67, 81, стр. 235, 241 и «Опадении девствен.» § 30, стр. 257), лилия (как особенный эпитет девства — «О падении» § 5, стр. 248; «О девстве» § 51–52, стр. 132), еще более подкрепляют авторство св. Амвросия и для данного произведения.Предлагаемый перевод всех указанных трактатов сделан с оригинального латинского текста по изданию Миня (Patrologiae cursus completus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Но Господь, зная, что целомудрие, возвещаемое всем, должно составлять предмет подражания для немногих, сказал: Не все вмещают слово сие, но кому дано ( Мф. 19:11 ), то есть: целомудрие не составляет удел множества (людей) и не есть явление обыкновенное; и не даруется оно ради слабости, а подается ввиду добродетели» 269 . Поскольку же целомудрие есть «цвет из цветов» кафолической Церкви и избравшие его суть «избранные из избранных» (подразумевается, естественно, «избранничество» подвига, труда и скорбей), то, согласно Медиоланскому епископу, тем страшнее падение таких «избранников», их позорное дезертирство, навлекающее кару на них самих и служащее пагубным соблазном для других. Поэтому в своем сочинении «О падении посвященной девственницы» он говорит: «Скажет кто-нибудь: лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор. 7:9 ). Но ведь эти слова касаются той, которая еще не дала обещания, которая еще не возложила на себя покрывала. Та же, которая обещалась Христу и приняла священное покрывало, уже вступила в брак, уже сочеталась с бессмертным Мужем. И если она захочет выйти замуж даже по общему закону супружества, то и тогда она совершает прелюбодеяние, делается служительницей смерти. Если же это так, то что нужно сказать о той, которая оскверняет себя постыдным блудом тайно и скрытно и в то же время представляется такою, какою она не состоит? По одеянию она девственница, но на самом деле она уже не девственница; она сугубо прелюбодействует: и делом, и притворством» 270 . Предъявляя столь высокие требования к избравшим девственную жизнь, св. Амвросий ясно осознавал, что «на земле человек достигает только полусовершенства, полное же совершенство для него станет возможным лишь там, в будущей жизни» 271 . Поэтому, по его словам, «девство не может быть повелеваемо, но только желаемо: то, что превыше нас, и выражается более в форме совета (in voto), а не в форме научения (in magisterio) " 272 . Однако раз выбран этот самый тяжкий и самый тесный путь, то возврата с него нет, ибо возложивший рук у свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лк. 9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

50. «Что пользы в крови моей, когда я сойду» к тлению ( Пс. 29, 10 )? «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? или врачи воскресят» ( Пс. 87, 11 )? Твои слова, Твое обетование: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти» (Иезек. 33, 11); к Тебе, Боже мой, обращение (мое), ибо только Ты один можешь обновить все, и из преисподней воззываешь души. Ты разрешаешь находящихся в узах: Ты, Боже, воздвигаешь сокрушенных, просвещаешь слепых и воскрешаешь мертвых ( Пс. 145, 7 ). 51. «Заблудилась я, как овца потерянная»: взыщи рабыню твою ( Пс. 118, 176 ), дабы лютый волк не поглотил меня. «Многие говорят душе моей: нет... спасения ей в Боге " ее ( Пс. 3, 3 ). Но совет Твой с Тобою. Сколько дней рабыни Твоей, когда Ты произведешь суд надо мной ( Пс. 118, 84 )? Но не входи в суд с рабыней Твоей ( Пс. 142, 2 ). «Истаевает душа моя о спасении Твоем,... истаевают очи мои» от слез( Пс.118, 81–82 ) «излилась на землю слава моя» ( Плч.2:11 ) . Когда же призрев восстановишь душу мою ( Пс. 34, 17 ) Ради беззакония моего наказал меня и исчезнуть заставил душу мою, как паутину ( Псал. 38, 12 ). Вспомни, Господи, что я прах; посмотри на смирение мое и труд мой, и оставь все грехи мои ( Пс. 24, 18 ). Отпусти мне, «чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня» ( Псал. 38, 14 ), и не будет в преисподней исповедание (мое). 52. Ты, Господи, не возгнушавшийся оскверненною Раавью ( Нав. 2, 2 ), силен растерзать вретище и препоясать меня веселием ( Пс. 29, 12 ), разрешить оковы мои, которыми я крепко связана. Гнев Твой, Господи, отыми от меня, ибо я жестоко согрешила пред Тобой, доколе Ты не оправдаешь меня в согрешении моем и не изведешь меня во свете. Боже сил! даруй исполнение покаянию, твердость исповеданию, дабы не укрепил меня обольститель души (моей). Я желаю, Боже, чтобы от Твоего источника явился мне этот дар (donum), явилась мне эта благодать; дабы во век исповедоваться Тебе, – Тебе, живущий и царствующий в Троице во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке/пер. с лат. А. Вознесенский, под ред. Л. Писарева – Казань: Типо-литогр. Импер. Унив., 1901. – 266 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Так входя в алтарь, он зажигает свечи, подает иерею огонь, подает просфоры, воду и теплоту и т. п. Если местом служения причетника определена средняя часть храма, то и причащение его должно быть там же, наряду с мирянами. Если и после этого может быть какое-либо недоразумение относительно места причащения причетников, то оно устраняется ясным и положительным учением Церкви, выраженным в писаниях отцов и учителей Церкви. Наприм., Симеон Солунский (гл. 79) так описывает народное причащение вне алтаря и вне царских дверей: «Прежде других всегда причащаются иподиаконы, находящиеся при всяком священнодействии, потому что они, хотя следуют за диаконами, но неприлично им причащаться в алтаре, потому что не в алтаре и посвящаются: потом причащаются чтецы и монахи, и затем миряне. В алтаре, кроме архиереев, пресвитеров и диаконов, никто не причащается, потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие вне алтаря. И в руки не принимают тела Христова, потому что они чином своим меньше и по степени чести ниже, хотя бы и отличались добродетелями. Поэтому каждому из них надобно соблюдать свой чин, как заповедует и св. ап. Павел; кийждо в звании, в нем же призван есть, в том да пребывает, тем более что основание добродетелей есть смирение, даже в ангелах (См. Нов. Скриж. част. 2 гл. VII § 81, а также нашу статью в «Рук. для седьск. паст.» за 1878 г. т. II 24, посвященн. «решению вопроса относительно причащения причетников»). 68 Служащий священник должен потреблять оставшиеся Дары на жертвеннике прямо по окончании литургии, прежде всяких требоисправлений, а не отлагать этой важной обязанности до того времени, когда будут исправлены различные требы (Распоряж. Сам. Духовн. Консист. по случаю пролития Св. Таин в одной церкви, вследствие небрежности в приходе священников, и предписание всем священникам епархии, напечатанное в Самарских Епарх. Ведом. за 1871 г. 21). 69 Явные и нераскаянные грешники устраняются от Св. Причастия, равным образом еретики и раскольники, доколе не отрекутся от своих заблуждений; не допускаются к принятию Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

— Каковы задачи преподавания теологии в рамках общего университетского курса? — Религия продолжает играть существенную роль в жизни людей. Общегуманитарная цель преподавания теологии в университете заключается в том, чтобы дать возможность студентам получить знания в области религии. Но не религии вообще, а в связи с конкретными, как говорят специалисты, «кейсами», то есть реальными обстоятельствами и историческими событиями. Таким способом можно не только объективно раскрыть жизнь и служение Церкви в современном мире и в исторической ретроспективе, но и показать, как вообще «работает» религиозный фактор. Преодоление невежества в сфере религии, которое мы унаследовали от советского прошлого, — самая первая задача кафедры. Но перед нами стоят и другие. Теология — наука в значительной степени междисциплинарная, имеющая большой опыт взаимодействия с разными гуманитарными дисциплинами. Теологическое измерение можно обнаружить в самых разных направлениях гуманитарного знания. Пример элитарных высших школ Европы и Нового Света, таких как Женевский университет (Швейцария), Оксфордский университет (Великобритания), Кембриджский университет (Великобритания), Гарвардский, Принстонский, Стенфордский университеты (США), Университет Тюбингена (Германия), доказывает: теология прекрасно уживается в академическом пространстве, не занимаясь при этом идеологическим диктатом и не привнося клерикализации. Напротив, тот коммуникативный опыт, который накоплен за века присутствия теологии в высшей школе, дает нам возможность эффективно выполнять функции посредника академического междисциплинарного диалога. Этот коммуникативный и междисциплинарный потенциал теологии в значительной мере недооценен, но при этом востребован в академической среде. Курсы от ведущих богословов — Кафедра теологии — одна из самых молодых в МИФИ. Каких результатов вам уже удалось достичь? — Нашим студентам доступны по выбору несколько курсов. Один из них — «История искусства» — посвященн общей теории и истории искусства. Его читает представитель искусствоведческой школы Московского университета, доктор искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Стефан Ванеян. В течение многих лет читая лекции, в том числе студентам МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Ванеян составил базовый курс, позволяющий за краткое время сформировать у студентов представление о художественных идеалах и ценностях, повлиявших на лучшие умы настоящего и прошлого.

http://e-vestnik.ru/reports/teologiya_v_...