На изделиях из дорогих материалов, связанных с различными функциями государственной власти, знаки креста имеют смысл инсигний. Крест в медальоне, который возносят два ангела, изображался на императорских диптихах из слоновой кости 5–6 вв. Крестовидный штемпель – государственный пробирный знак – контролеры ставили на доньях серебряных блюд, начиная с к. 5 до 2–й пол. 7 в. В 6–8 вв. распространяются свинцовые печати с крестовидными монограммами, которые принадлежали чиновникам и духовным лицам. Изображение креста как символа победы над смертью широко распространено в погребальном контексте. Ранний пример «латинского» креста – на саркофаге 340 г. из гротов Ватикана под церковью Св. Петра. Отметим, что наименования «латинский крест» и «греческий крест» очень условны. «Латинский» тип креста в 5–6 вв. широко распространен в Константинополе, Малой Азии, в Равенне, – в архитектуре, на амвонах и плитах алтарных преград, на саркофагах и могильных камнях, в сочетании с эпитафиями (например, в Стамбульском археологическом музее), часто вместе с символами бессмертия и рая (павлины, пальма и др.). На погребальных стелах коптского Египта 5–7 вв. крест–анх тоже соседствует с мотивами древа жизни, рыбы, арки. На некоторых стелах встречается фигура архангела Михаила–психопомпа (греч. ψυχοπομπς – «проводник душ»), держащего сферу с крестом. На мозаичных эпитафиях 5–6 вв. в Северной Африке распространены христограмма, ставрограмма, «латинский» крест с апокалиптическими буквами. Известно, например, 60 таких надгробий из Уппены в Тунисе. Изображение креста, как и христограммы, вместе с вариациями птиц, деревьев, гирлянд, светильников и других символов, распространено в живописи склепов 4–5 вв. в разных районах империи, от Малой Азии до Рима, включая Крым. В некоторых случаях изображения крестов сопровождаются текстами псалмов, как в двух боспорских склепах. Однако в живописи римских катакомб, где преобладают сюжетные сцены, изображения креста относительно редки. Особая композиция – группа из трех крестов, которые символизируют три Голгофских креста. В разных странах христианского мира (от Равенны до Палестины), но в особенности на Востоке, эта композиция встречается на алтарных преградах и в фасадном декоре храмов, в монументальной живописи, на саркофагах как в раннехристианскую эпоху, так и в Средневековье (рис. 41) 1533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известный в Греции переводчик и издатель русской духовной литературы архим. Тимофей (Саккас), человек сдержанный и «дипломатичный», говорил мне тоном высочайшей убежденности: «У вас в России ничего не получится с монашеством, если монахи не будут сами выбирать себе игуменов», (каковые у греков являются и духовниками)» .   Выборность в русских монастырях По справедливому замечанию отца Валентина, выборность, действительно, имела место в русских монастырях еще сравнительно недавно, например в XIX столетии. Об этом имеются многочисленные свидетельства. Так, в письме к игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии старец Амвросий Оптинский писал: «Около двух недель собирался я тебе написать об избрании новой Белевской настоятельницы, но до сих пор не мог этого исполнить, потому что все это время до изнеможения был обременен посетителями. Полагаю, что до вас уже достигли слухи, что на место покойной м. игуменьи Павлины избрана и утверждена м. Магдалина Челищева. Она получила 29 избирательных голосов, м. казначея Афанасия и м. Евфросиния Розова по 28, м. Павлина и м. Макария (казначеина сестра) по 23, а м. Мелания (сестра м. игуменьи Павлины) 18. Избрание происходило 31 июля. Более 3-х недель не было решения от Преосвященного. Наконец пришел указ: м. Магдалине Челищевой принять монастырь и явиться в Тулу к Владыке. По получении указа она приезжала к нам; от нас отправилась обратно в Белев, и в Тулу; а из Тулы через Калугу опять приехала к нам, к 7 сентября. После продолжительного безначалия и бывающих при этом толков и беспорядков, многие рады избранию м. Магдалины. Некоторые пожались и поморщились; но теперь дело уравнивается» . Весьма интересно описание способа избрания в игумении в Крестовоздвиженском Белевском монастыре: «После матушки Епафродиты в Белевском монастыре сменились две настоятельницы: матушка Зосима, пробывшая в Белеве всего два с половиной года, и монахиня Иоанникия, скончавшаяся через несколько дней. Последнее обстоятельство особенно смутило епископа Дамаскина: он увидел в этом перст Божий. Постепенно истина выяснилась, и клеветники были посрамлены. Владыка потребовал список трех кандидаток в игумении. Среди них было имя 35-летней монахини Павлины. Владыка положил имена кандидаток на престол своей домовой церкви – и дважды вынималось имя монахини Павлины. Она и стала игуменией» . Отпевали матушку (Павлину) все иеромонахи Белевского Преображенского монастыря и все городское духовенство. Кратко и сильно было надгробное слово. Владыка шел за гробом до могилы, указанной самой почившей. Грустно и сиротливо смотрели сестры. Владыка сказал им: Выбирайте себе игумению, а я буду молиться, чтобы вам Бог дал мать, хотя бы в половину заменяющую ту, которой вы лишились» .

http://bogoslov.ru/article/4294179

- Хорошо, но куда же он мог пойти? — всплеснула руками матушка Катя. — Батюшка, ты уж помолись, чтобы Господь нас вразумил! Горе-то такое! А матушка Татьяна, коря себя за невнимательность, уже бегала по деревне и спрашивала прохожих, не видели ли они незнакомого мальчика в очках? Так добежала она до сельского магазина, где выяснилось, что рано утром, чуть свет, похожий мальчик спрашивал, где здесь райских птиц разводят поблизости. - И что же ему сказали? — нетерпеливо спросила матушка. - Да тут вот в слободе, в городе, монастырь женский, там у них павлины есть,— мы ему так и сказали. А тут автобус подоспел — так он в него запрыгнул и уехал. Кто ж знал… Матушка выдохнула: «Жив, слава Богу!» Что делать? — Сели в автобус и поехали за Валькой.     А Валька тем временем уже добрался до монастыря и проталкивался сквозь толпу паломников, приехавших на многочисленных автобусах, — к вольеру, в котором были павлины. Наконец ему удалось протиснуться к самой решетке, но вот беда — птиц не было видно! - Поели они и спать ушли, — сказала ему пожилая женщина, стоявшая рядом. —  Не всем павлины показываются. К одним выходят, а другие сколько не выжидают — никак увидеть не удается. Валька чуть не расплакался от досады. «Как же так! Где ж справедливость? И что делать теперь?! Сейчас все проснутся и меня искать начнут!» — думал он. Вдруг неподалеку мальчик увидел монаха. На нем была полинявшая от времени ряса, длинные седые волосы ниспадали на плечи. Загорелое лицо обрамляла  белая широкая борода. Монах поднял голову, и мальчик увидел ясные голубые глаза, как будто совсем молодые. Ободрившись, он спросил: - Простите, а Вы не знаете, когда павлины выйдут? Монах перекрестился, задумался, а потом не спеша промолвил: - А ты в церковь-то ходил? Молился? - Нет… — растерялся Валька. — Я к павлинам ехал, не в церковь. - Ну как же так! Ты вот сходи, помолись сначала, а потом приходи на птичек смотреть. Бог даст, и покажутся тебе. Валька, даже не поблагодарив монаха, бегом понесся в храм. Там было так хорошо, так спокойно, что волнение как-то само улетучилось. Он постоял немного, помолился, поцеловал икону Божией Матери и Распятие, а потом снова галопом побежал к вольеру.

http://azbyka.ru/deti/o-sokolova-zakon-b...

Прекрасная Лань: А правда, Лев, что когда-то звери вместе с людьми жили в раю и были счастливы? Лев: Правда. Но знай – придёт время, и Господь изменит этот мир. Святые люди станут жить со Христом в Царстве Небесном. И звери снова будут жить в раю. Прекрасная Лань: Скорее бы пришло это время, царь зверей! Я так устала убегать от хищников и хочу хотя бы немного пожить в покое, в мире и радости. Лев: Если бы все люди на земле стали любить Бога и друг друга, твоя бы мечта исполнилась, Прекрасная Лань. А пока люди воюют и убивают друг друга, и мы, звери, остаёмся злыми и жестокими. Прекрасная Лань: Нам, наверное, пора спешить? Лев: Да-да, пора! Все звери давно собрались у Старой Пальмы. (Уходят. Открывается занавес. На фоне иконы Рождества Христова, ближе к краю сцены, стоит Старая Пальма. Вокруг неё сидят и стоят разные Звери. Входит Лев и Прекрасная Лань. Звери, увидев Льва, почтительно встают). Лев: Здравствуйте, звери земные! Приветствую тебя, Старая Пальма! Рад поздравить вас с Рождеством Христовым. Звери : Здравствуй, царь зверей! Старая Пальма: С Рождеством Христовым, Лев! Лев: Пойдёмте к Вифлеемской пещере, Христу-Младенцу принесём благодарение за то, что Бог нам жизнь подарил. (Подходят к пещере и смотрят на Богомладенца). Лев: Боже! Мы не люди и не умеем молиться. Но мы благодарим Тебя за прекрасный мир, который Ты создал. Благодарим Тебя за то, что Ты пришёл на землю, чтобы спасти людей от грехов их. Мы очень хотим, чтобы все люди стали похожими на Тебя. (Звери возвращаются к Старой Пальме). Лев: Спой нам, Пальма, свою древнюю песню о Рождестве Христовом. Расскажи нам о том, как это было. Ведь уже сотни лет прошло с тех пор. Ты одна только и помнишь ту Святую ночь. Ты, да ещё звёзды на небе, да люди, которые любят Бога. Старая Пальма (поёт песню): В пещере светильник мерцал, Ягнята шуршали в углу, Иосиф с дороги устал И сено стелил на полу. И запах засушенных трав Ослёнка будил и вола. Мария, Младенца прижав, В сторонке смиренно ждала. Иосиф затеплил очаг И ясли подвинул к теплу.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Одним из предметов обсуждения была точка зрения Правительства Украины по изучаемому вопросу, которую представил председатель Государственного комитета Украины по делам религий В. Д. Бондаренко. Стороны признали полезным состоявшийся обмен мнениями. Консультации между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, направленные на преодоление существующих разделений между православными верующими Украины, будут продолжены с учетом предложений, внесенных сторонами на состоявшейся встрече. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Московского Патриархата на состоявшихся переговорах. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о приходе Русской Православной Церкви в городе Пальма-де-Майорка (Испания). Справка. На имя Патриарха Московского и всея Руси поступило обращение приходской общины во имя Рождества Христова в городе Пальма-де-Майорка на Болеарских островах (Испания). В ноябре общину посетил епископ Корсунский Иннокентий. Проведено приходское собрание, на котором было принято решение об организации прихода во имя Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать приход Русской Православной Церкви во имя Рождества Христова в городе Пальма-де-Майорка на Болеарских островах (Испания). 2. Настоятелем Христорождественского прихода в городе Пальма-де-Майорка назначить архимандрита Макария (Розелло). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о Покровском приходе в Панаме. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Архимандрита Товию (Глазырина), освободить от должности настоятеля Покровского прихода в Панаме согласно поданному прошению и почислить за штат. 2. Священника Александра Горбунова освободить от должности настоятеля Александро-Невского прихода в Копенгагене (Дания) и назначить настоятелем Покровского прихода в Панаме. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О деятельности архимандрита Тихона (Бондаренко) в пределах Православной Церкви Чешских Земель и Словакии и об окормлении прихода святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге.

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

Увидев дерево, она сказала Иисусу: отдохнем немного под тенью его. Иосиф подвел её к пальме и ссадил с животного. Отдохнув немного, Мария взглянула на пальму и, заметив, что она полна плодов, сказала Иосифу: желательно было бы мне достать плодов этой пальмы. Иосиф сказал ей: удивляюсь, к чему ты говоришь об этом, видя как высоки ветви пальмы? Я вот крепко помышлял о воде, которой уже не остается в мехах, а между тем не откуда наполнять их, или, по крайней мере, подкрепиться самим. Тогда младенец Иисус, сидя с веселым лицом на коленах матери своей Марии Девы, сказал пальме: дерево! наклони ветви твои и подкрепи мать мою. Тотчас же поэтому повелению, пальма наклонила свою вершину даже до ступней Марии, и все подкрепились плодами её. После этого пальма пребывала еще наклоненною, ожидая подняться повелением Того, чьим повелением она была наклонена. Тогда Иисус сказал ей: поднимись пальма и ободрись, и будь причастницею моих дерев, находящихся в раю Отца моего! Но ты открой из-под корней твоих жилу, скрытую в земле, и да текут из неё воды для нашего насыщения. Пальма тотчас поднялась и через корни её начали выходить источники вод весьма сладкие, из которых затем все подкрепились, и потом воздали благодарность Богу». 280 Разница между апокрифом и Кораном, таким образом, только в том, что, по апокрифу, событие происходило в Египте, и значительно спустя после рождества Иисуса, а по Корану, в отдаленном месте, и во время рождества Иисуса. Очень может быть, что апокриф, очень распространенный среди евионитов Аравии, был переделан Мухаммедом в сказание о рождестве Иисуса. Это тем более вероятно, что выражение «отдаленное место» по неопределенности своей может означать и Египет, почему некоторые мусульманские писатели, как например, Аль-Кассий, в толкованиях своих на это место говорят о путешествии Марии в Мисрун, или Миср, разумея Египет, или точнее говоря, Мемфис. 281 По преданию Аль-Кассия дело было так: «слух о рождении Иисуса дошел до царя Хануша-бну-Гендеруша , который решился убить его с матерью и Захарией.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Изображение пальмы, всего дерева или только ветви его, у многих древних народов, как, например, у египтян, греков, римлян и евреев, было символом победы, и он часто встречается на памятниках античного мира. Христиане переняли эту фигуру, но у них она выражала торжество праведного над соблазнами жизни, торжество верующего над смертью, посредством воскресения. Это один из самых ранних христианских символов, его часто видишь в катакомбах, особенно, возле эпитафий. Пальмовую ветвь нередко соединяли с монограммой Христа или с каким-либо символическим изображением Его, желая выразить этим победу Спасителя над грехом и смертью. Если пальма вырезана на колечных камнях, вообще, на предметах ежедневного употребления, то тут она является, чтобы ободрить верующего в испытаниях и, напоминая ему обещанную награду, возбуждать его к борьбе и победе. Так как смерть за веру считалась христианами торжеством, то пальма сделалась символом мученичества. В церковной литературе очень часто встречаешь фразы, вроде следующих: martyrii palmam accepit – «он получил пальму мученичества»; martyrii palmam meruit obtinere – «он удостоился получить пальму мученичества»; martyrii palma coronatus est – «он был коронован пальмой мученичества», cursum palmiferum consummavit – «он совершил бег, в конце которого – пальма». Вследствие этого, стали изображать казненных за веру с ветвью пальмы в руке, обыкновение, сохранившееся до нашего времени в христианском искусстве. В мозаике св. Пракседы, в Риме (IX) с каждой стороны арки триумфальной 158 , представлены мученики, с пальмами в руках, согласно словам Апокалипсиса 159 . В барельефах саркофагов, во фресках катакомб и на стеклянных чашах, также, часто видишь этот символ победы. Пальмовая ветвь, являясь на гробнице, может свидетельствовать, что в ней покоится мученик, когда она представлена среди изображения инструментов казни, возле надписи, в которой говорится о насильственной смерти, или при особенных условиях, намекающим на страдания за веру погребенного, как в следующем примере: христианка, по имени Иноцентина, изображена на своем надгробном камне, с выражением радости на лице, держа в одной руке пальмовую ветвь, а в другой – венок. Не без основания можно, потому, предположить, что это – мученица. В большинстве случаев пальма указывала только место покоя верующего праведной жизни, она является также на могилах и после прекращения гонений, вообще, ее повторяли так часто в катакомбах, что у христиан были готовые формы для оттиска фигуры пальмовой ветви на свежей известке, соединявшей плиты loculus. Изображение этого знака торжества на диске лампы, может, иногда, свидетельствовать о назначении ее гореть у праха мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Победоносцев Поклонение волхвов Даровал Господь Младенца Деве, Пресвятой Божественной Марии. Не в палатах царственных, а в хлеве Встретил мир явление Мессии. В нищете Рожденный не угадан, Но пришли к Нему волхвы с Востока, Злато, смирну и душистый ладан, Принесли с собою издалека. И сложили дар свой многоценный, Пред Младенцем опускаясь долу, И в страну свою толпой смиренной Отошли, по Божьему глаголу. Ф. Глинка Бегство в Египет (Народное предание) Это было очень давно... В бесплодной песчаной пустыне далекого Востока росла красавица пальма... С каждым годом она становилась все сильнее и прекраснее. Многое пережила на своем веку. Не раз солнце грозило сжечь ее своими палящими лучами. И тогда был невыносимо знойный день. Единственный ручеек пустыни высох от жары. Природа изнывала... Пальма как будто заснула, и ни один листок ее не шевелился в воздухе. Но вдруг она вздрогнула и стала всматриваться вдаль. Скоро ее опытный взор заметил вдали две человеческие фигуры... Да, это были люди: мужчина и женщина, они шли прямо к ней. Но что это?.. Женщина, кажется, несет Ребенка!.. Дитя едва прикрыто одеждой Матери, Его не успели, наверное, одеть... Грустное настроение охватило пальму. Между тем, путешественники подходили все ближе и ближе. Уже можно было различить тонкие, почти детские черты лица молодой Матери, тихий, кроткий взгляд Ее глубоких, задумчивых очей. – Они идут ко мне, – подумало дерево, – и надеются найти здесь воду, но мой источник давно иссяк, и их надежда напрасна! Что же, однако, их могло заставить бежать в пустыню?.. И вспомнился пальме другой такой же жаркий день – первый день ее жизни. Много веков тому назад царица Савская, возвращаясь в свою страну, прощалась здесь с царем Соломоном и в память об этом опустила в землю маленькое пальмовое зернышко. – Из этого зерна, – сказала мудрая царица, – вырастет пальма: она будет жить и расти до тех пор, пока не увидит Царя сильнее царя Соломона. – Разве может быть кто-нибудь мудрее и сильнее царя Соломона? – думала в простоте пальма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

из безпробудных глин Воскрес навек из невозвратных саванов из смертной плащаницы Боже Боже Боже Боже О Безсмертный Боже Казанская Богородица Ах поедем на Русь порыдать Над избами нашими заживо насмерть забитыми заколоченными в лопухах погребенными Где наши старухи матери бабуси в гробных чистых платьицах с Евангелиями в кормильных усопших руках Лежат неоплаканные не отпетые не похороненные Поедем на Русь порыдать Где только в златых опадающих рощах кротко бредет шествует Богомать Да в свой необъятный омофор сбирает неистово золотой листопад Да избы забитые где уже восстают от смертного сна воскресают старухи святые к Небесному Царству готовые Аки бабочки возлетающие из священных сокровенных коконов Поедем на Русь ликовать Русь – Царствие Небесное Божье уже на земле не земное... Ночь Рождества 1 Рождественский святой мороз мороз объял безвинную заснеженную Русь Россию И на окнах моей одинокой калужской избы расцвели распустились Доверчивые кружевные льдистые алмазные звезднохвостатые безвинные павлины Ах родные зимние птицы мои безвинные Да откуда вы среди русской зимы откуда вы Ах вы же окружали оберегали Деву Роженицу в русских ледяных полях холмах Грядущую средь мертвых деревень моленных Ах вы оберегали от мороза Дитя Новорожденное Ах вы перьями алмазными Дитя от мороза ограждали лелеяли Ах что же вы бежали ушли от Девы и Дитя и собрались на одиноких моих окнах заметенных Ах павлины кружевные что ж вы от Роженицы отлетели Но вот в ночи рождественской пошел подул повеял Иерусалимский благовонный смолистый вифлеемский родной родной колыбельный ветер Теплый весновей ветер ветер Святого Вертепа средь холомов русских заметенных И Богодева Бога пеленает в теплом ветре колыбельном на холомах русских оснеженных И Вифлеемский Омофор Ея витает в русском поле и не дает остыть Новорожденному от ветра И на одиноких окнах избы моей истаивают кружевные льдистые звезднохвостатые павлины И Дева Вечная Роженица истаивает изникает в теплом ветре В русском неоглядном льдистом поле поле

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Евангелие в лист большого формата, также в серебряном позлащенном чеканном окладе, вышины 10 вершков и 7 вершков ширины (ок. 45 см. и 30 см.– прим. Редакции). С изображениями на финифти, кругом украшенными стразами: в средине – Воскресение Христово, а по углам – евангелисты. Пожертвовано в монастырь Знаменский елецким купцом Василием Николаевичем Игнатовым. Евангелие в лист большого формата, той же меры, как и предыдущее украшенное по малиновому бархату сребропозлащенными чеканными св. изображениями: в средине – Воскресение Христово, а по углам – евангелисты. К числу достопримечательных св. икон принадлежат: Небольшая св. икона Божией Матери Иверской, пожертвована в благословение игумении Павлине с сёстрами – Его Высокопреосвященством Исидором, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, во время посещения Им сей обители – 16 августа 1861 года. Библиотека Библиотека монастыря Знаменского по преимуществу состоит из богослужебных книг – на весь городовой круг. Между ними заслуживают особенного внимания по своей давности – местные Минеи, приобретённые монастырём стараниями первой игумении Иулиты. Об этом свидетельствуют уцелевшая надпись на месячной минее за май 7205 (З. С. Е. г.), которую и воспроизводим здесь со всеми орфографическими неправильностями. «Сия книга Минся месяц Маий выменена мирским подаянием в монастырь Ельца города девичий Знамения Пресвятой Богородицы именуемые Курские, что на Каменной горе, а ходатайствовал того монастыря игумении Иулиты, а подписал сию книгу по её игуменину велению Посадскому приказу Подъячий Иван Савельев сын Коротнев». Эти минеи месячные печатаны в Москве при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах. К числу духовно-нравственных книг принадлежит не менее замечательная рукопись, под названием «Скитский патерик». Эта объёмистая книга в лист большого формата, писана церковно-уставным шрифтом с киноварью – долголетний собственноручный труд игумении Павлины. На заглавном листе между виньетками написано: «Сия книга «Патерик Скитский словеса душеполезные Препод. Отец и Богоносных мужей; списана с настоящей печатной книги, рукою грешной старицы Павлины 1835 года. – И приносится в дар благочестивому мужу Ивану Семёновичу Ильину». Ниже первой надписи имеется другой на этой же книге, уже передаточная: «Сия книга Скитский патерик, в 1835 году, в дар мне грешному присланный из Севска по почте, находилось, как драгоценный дар у меня до сего времени, в коей по оставлении своеручного списка; ныне, согласно желания госпожи игумении Павлины отправляется по почте к ней в г. Елец для благословения ею дочери моей Июлии, в келейной у ней живущей, с искренейшим и сердечным моих желанием на душевное спасение ей и всем прочитывающим оную. Февр. 17 дня, 1870 года. Иван Семёнов Ильин, Рузский 2-й гильдии купец». Архив

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010