Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАШЕСТВО В христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала, при котором христианин посвящает свою жизнь молитве , исполнению евангельских заповедей и борьбе со страстями, при этом удаляется от мира, т. е. отказывается от богатства , семьи и, как правило, переселяется на жительство в монастырь . М. практикуется как отдельными лицами, так и группами людей, предполагает особую форму посвящения - постриг с принятием обетов послушания , нестяжания и целомудрия (см. в ст. Девство ), а также подчинение определенному уставу монашеской жизни. К моменту возникновения М. (III в.) в христ. аскетизме начал спонтанно проявляться ряд особенностей, к-рые впосл. стали существенными признаками М. Первое, что отличает М. от др. форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, к-рая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование. Существенной характеристикой М. является также целомудрие, аскетическое упражнение наряду с молитвой, постом, бдением, физическим трудом. В монашеской лит-ре жизнь монахов нередко уподобляется жизни ангельской, поскольку монахи, подобно ангелам, посвящают большую часть своего времени общению с Богом в молитве, а не заботам о житейских нуждах, неизбежных для семейных людей. По мере развития организационных форм монашеской жизни и умножения числа монашествующих сформировался институт духовного наставничества, были выработаны общие правила в отношениях между монахами внутри мон-ря. Эти правила, зафиксированные устно или письменно в виде уставов, регламентируют вступление в мон-рь, прохождение испытательного периода (искуса, новициата), распорядок дня монахов, их обязанности, дисциплинарные санкции за нарушения устава и проч. Во 2-й пол. IV - нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1851 г. С 14 февраля 1851 года начались мои письменные сношения с известным церковным писателем и ревнителем Православия, Андреем Николаевичем Муравьевым 163 . Вот что он писал мне на первый раз из Петербурга: «Приношу благодарность за ваш отзыв, честнейший отец ризничий, но не сетуйте, если остаюсь им не удовлетворен и паки прошу ваше высокопреподобие потрудиться о том же предмете. Я уверен, что А.В. Горский, который занимался этими вопросами, может указать, где именно находится сия рукопись, потому что не может быть, чтобы не сохранились деяния соборные, на коих присутствовали восточные патриархи с нашим, когда и при начале исправления книжного бывший собор Никонов уцелел в деяниях. Не знает ли о том ваш предместник, мне же справиться здесь нет никаких средств. Сделайте милость, спросите его и Горского, постарайтесь отыскать и сию рукопись и меня благоволите уведомить о последствиях. С чувством уважения остаюсь и проч.»... 21 ч. писал мне из Иванова племянник, единоверческий дьякон Ф.С. Виноградов и, между прочим, извещал, что к Покровской церкви села Иванова, на место умершего священника Григория Розанова, определен возвратившийся из Иркутска священник Василий Гаврилович Былинский. О. Былинский – мой товарищ по семинарии и земляк, урожденец села Дунилова, он один из числа 10 учеников Владимирской семинарии, отправленных в 1841 г., по распоряжению высшего начальства, в Иркутскую епархию для занятия священнических вакансий. 2 марта писал мне из Вязников о. Вас. Богородский. «Любезный друг! доброта души вашей произвела во мне смелое дерзновение просить вас, как благоприятеля ближнему. Вот моя просьба!.. Родной мой брат Иван волей Божией, а может быть и своей, недоучился в семинарии. Исключенный, поступил во Флорищеву пустынь, откуда о. архимандритом Иеронимом переведен и взят в его Спасский, Муромский монастырь, и около 8 лет проживает в послушническом звании, и, кажется, вовсе наклонился к одиночеству. Но у нас и монашество не скоро дается исключенному из словесности, да и что здесь в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа да умножится! Появившееся в последнее время и смутившее многих православных, монахов и мирян, учение схимонаха Илариона о сладчайшем Имени Господнем Иисус было предметом тщательного рассмотрения в Святейшем Синоде. Для достижения возможного беспристрастия Святейший Синод выслушал три доклада (при сем прилагаемые), составленные отдельно один от другого, и, по достаточном обсуждении, единогласно присоединился к окончательным выводам этих докладов, тем более что эти выводы вполне совпадают и с суждениями греческих богословов с острова Халки и с решением Святейшего Вселенского Патриарха и его синода. Не входя здесь в подробное изложение новоявленного учения и всех доказательств его неправославия (желающие могут прочитать эти подробности в прилагаемых докладах), Святейший Синод находит достаточным указать здесь лишь самое главное и существенное, с одной стороны, в учении о. Илариона, как оно изложено в книге " На горах Кавказа " , а с другой -- в мудрованиях его афонских последователей, как эти мудрования выражены в " Апологии " иеросхимонаха Антония (Булатовича) и в разных воззваниях и листках, рассылаемых с Афона (некоторые от имени Союза Архангела Михаила). Что касается, прежде всего, книги " На горах Кавказа " , то она нашла себе довольно широкое распространение среди монашествующих и встречена была сочувственно; и не удивительно: она имеет своим предметом самое драгоценное сокровище подвижников " умного делания " ; она утверждает необходимость этого делания, иногда пренебрегаемого современным монашеством; она дает ясное выражение многому, что переживалось самими подвижниками на опыте, но в виде неясных предощущений и догадок. Беспристрастно судить о такой желанной книге, тем более осудить ее, заметив ее недостатки, было нелегко; всякого должна была связывать боязнь, как бы, осуждая недостатки книги, не набросить какую-либо тень и на самые святые истины, в защиту которых она выступила. При всем том с первого же своего издания книга эта многим опытным в духовной жизни показалась сомнительной. Святейшему Синоду известна, например, одна из знаменитых наших северных обителей, где чтение книги " На горах Кавказа " было запрещено старцами. В чем же ошибка о. Илариона? В том, что, не довольствуясь описанием умного делания, его духовных плодов, его необходимости для спасения и проч., о. Иларион поддался искушению дать свое как бы философское объяснение, почему так спасительна молитва Иисусова, и, позабыв руководство святой Церкви, заблудился в своих измышлениях, выдумал, как он сам говорит, " догмат " , не встречавшийся раньше нигде и приводящий не к возвеличению сладчайшего Имени Иисус и не к вящему утверждению умного делания (каково было, думаем, намерение о. Илариона), а совершенно наоборот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1346...

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла третья научно-практическая конференция «Монашество в истории» 7 февраля 2019 г. 15:55 5 февраля 2019 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Встречи представителей духовной и светской науки, проходящие в Ивановской обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — часть монастырского образовательного проекта. В конце 2018 года монастырь получил свидетельство о церковной аккредитации одной из составляющих этого проекта — курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Действует и постоянно пополняется новыми материалами сайт «Монашество в истории» . Председателем оргкомитета конференции является настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), всю организационную работу ведут заместитель председателя, кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова) и научные кураторы — кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко. Рабочий день конференции начался с молебна, который отслужил в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Николай Лызлов. Если два предшествующих научных собрания отличались весьма широким охватом тем, связанных с христианской аскетической традицией, то на этот раз устроители несколько изменили подход и сосредоточились на теме «Послушание. Целомудрие. Нестяжание. Три обета монашества в исторической перспективе», что позволило более углубленно, детально обсудить данную проблематику. Первым на утреннем заседании прозвучал доклад М.В. Бибикова, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующего Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН, на тему «Преподобный Антоний Печерский в " Славянском сборнике " афонского книжника Иакова Неаскитиота». Михаил Вадимович познакомил аудиторию с новыми материалами, найденными им во время посещения Святой Горы Афон в ноябре прошлого года. Докладчик заметил, что постижение смысла святых иноческих обетов неминуемо обращает нас к афонской традиции, в том числе к литературе разных жанров, созданной на Святой Горе, и напомнил о введенном с недавнего времени в научный оборот обширном творчестве монаха Иакова (1790-е — 1869). Иаков (помимо Неаскитиота именовавшийся Ватопедским, Святогорским и т. д.) занимался в библиотеках многих афонских монастырей самой разной деятельностью — копииста, редактора-составителя, историографа, был также гимнографом, литургистом и проч. Наиболее известен его фундаментальный труд «Афониада», созданный на основе многочисленных архивных документов и устных преданий Святой Горы.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Вопрос: Почему православные священники ставят чуть ли не в один ряд " традиционных " протестантов – англикан, лютеран – и всякие еретические секты типа Свидетелей Иеговы? Если я готов понять неприятие католичества с непогрешимостью папы, то что касается лютеран и англикан – не лучше ли, не вдаваясь в тонкости богословия, просто сотрудничать христианам разных ветвей в служении Господу – служении делом, как проповедовал апостол Иаков? Может быть, сотрудничеством традиционных ветвей христианства, проще будет оградить неведующих от еретических сект? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Константин! Не знаю, какие именно публикации Вы имеете в виду. Это существенно, потому что многое зависит от контекста. Возможно, такое сближение лютеран и представителей некоторых сект произошло в работе, в которой автор говорит о сохранении неповрежденным апостольского учения в Православии. С этой точки зрения между протестантами и сектантами различие несущественно. Степень заблуждений разная, но единит одна принципиальная особенность: все они отвергли Предание. У них весь период христианства с 2 века до М.Лютера (а у секты Свидетелей Иеговы – до Ч.Рассела) стоит под знаком минус. Однако же не все в этом 1,5 тысячелетнем опыте Церкви сводится к индульгенциям, папским злоупотреблениям, ложным идеям о «сверхдолжных заслугах» и проч.? Были семь Вселенских соборов, на которых святые отцы догматически раскрыли богословские истины, которыми живет ныне христианский мир. Был многовековой опыт монашества, воспитавшего подлинных исполинов духа. Целый сонм подвижников веры поднялся на ступень святости. Одни обладали даром прозрения, творили чудеса и даже воскрешали мертвых (свят. Николай, преп. Макарий Великий, авва Сисой и др.). Иные (преп. Антоний Великий, Арсений Великий, Пахомий Великий и др.) своими впечатляющими подвигами доказали великие духовные возможности человека. Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).    

http://pravoslavie.ru/6752.html

Декларация Временного правительства о полной амнистии по политическим делам, о предоставлении гражданских свобод, демократизации местного самоуправления и проч. Серия определений Св. синода о признании Временного правительства, в частности: «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» и «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего Дома» Установление Временным правительством текста «Присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий» Постановление Временного правительства об аресте Николая II и его семьи Арест императора Николая II и его семьи Объявление Св. синодом новой формы государственной присяги по духовному ведомству «для исполнения» Обнародование послания Св. синода «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» Введение формы торжественного обещания для членов Временного правительства Постановления правительства об отмене смертной казни и военно-полевых судов Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» Похороны «жертв революции» в Петрограде Постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишённых сана по суду духовному» Апрель Роспуск Временным правительством практически всего дореволюционного (зимней сессии) состава Св. синода и назначение новых членов в высший орган церковной власти Заявление («нота») министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова о необходимости продолжения войны до победы Массовая антивоенная демонстрация в Петрограде Постановление Св. синода «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишённых сана за политические убеждения» Обращение Св. синода к Церкви «о восстановлении древнего принципа выборности епископата» Постановление Св. синода о подготовке Поместного собора РПЦ. Учреждение Предсоборного совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития святых жен в пустынях Востока отшельницы Сирийские, Второй Сирии и Месопотамии, Малой Азии; Отшельницы в Константинополе. Книга 2 Источник Святые жены в пустынях Востока VI. Сирия Первым пустынником в Сирии и основателем там монашества считали Аонеца или Евгения; в введении к первой книги мы изложили неправильность этого мнения и доказали положительными свидетельствами, что монастыри существовали в Месопотамии гораздо прежде переселения туда Евгения, а Месопотамия, по древней географии, составляла с Сирией одну провинцию. Достоверно лишь то, что Евгений был одним из первых отшельников в этой стране, с двумя товарищами своими, Гадданом и Азизом. Существует повествование о св. Лукияне, пресвитере Антиохийском, потерпевшем мучение в 312 г., и бывшем будто бы монахом до принятия священства; не доверять сказанию этому невозможно, так как оно подтверждается св. Афанасием, который называет Лукияна – «великим аскетом». – Из сего явствует, что в Сирии были монахи прежде 312 года, от которого до конца предшествовавшего века весьма недалеко. Сочинители, отвергающие житие св. Февронии, как недостаточно достоверное, соглашаются, однако с тем, что до Диоклетианова гонения – «в этой стране монахов было не много», немного, но монахи были же. Вернейшим доказательством сему служит сказанное уже нами о монастыре Аввы Маркела, о котором еще будет речь в житии св. Февронии. Таким образом и Лукиян, хотя известный более как пресвитер и мученик, нежели как отшельник, судя по повествованию его жизнеописателя, был истинным монахом. – «Он строго соблюдал все правила монашества; отречение от всего, воздержание и смирение, его были все полны; он вкушал один раз в сутки, около трех часов по полудни, но нередко оставался без пищи по целым неделям; молитвы его были продолжительны, часто во всю ночь; чтения Св. Писания – постоянны, и проч. Св. Великий Златоуст посвятил одно из превосходнейших своих слов восхвалению этого священномученика, который был тайно зарезан в темнице, по повелению Максимиана, не дерзнувшего предать его смерти перед народом. Маркел тоже, прежде пресвитерства своего, был уже побудителем к восприятию многими монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из троицы Великих Каппадокийцев Василий, как признанный администратор, взял на себя труднейшую миссию привести корабль церкви к тихой пристани «мира церковного.» Без тактических приспособлений к совести немощных этого сделать было нельзя. Афанасий был борцом. Но сколько смут поднялось по поводу его деятельности! Василий жаждал отишия. Но люди уже вошли во вкус вражды, интриг и подозрений. Василий, как организатор и друг каппадокийского монашества, имел в нем опору. Но среди его же он имел и придирчивых критиков. Вот маленькая иллюстрация из писем Григория Богослова. На праздник памяти мученика Евпсихия 7 ноября 371 г. в Кесарии Каппадокийской сошлось немало гостей. Вот что читаем y Григория (Ер. 58 или 26) в блестящем переводе Болотова: «Некоторые расходившиеся после праздника гости завернули по пути в Назианз к отцу Григория Богослова. Здесь за обедом зашла речь ο Василии и Григории. Хвалили того и другого и Афины и проч. И вдруг среди этого хора похвал поднялся один монах. «Какие же вы, господа, льстецы и лжецы! — резко оборвал он.— Хвалите Василия за что угодно — не спорю. Но в самом главном, что он и православен, я не согласен. Василий предает истину, a Григорий ему поблажает.» Впечатление вышло поразительное. Григорий был возмущен до последней степени. «Я возвращаюсь, — продолжал монах, — с праздника св. Евпсихия. Слышал я там, как богословствует «великий» Василий. Говорил он об Отце и Сыне — превосходно, бесподобно, как никто! Но как только зашла речь ο Святом Духе, так и осекся (το Πνευμα δε παρασυροντας). Словно река текла по каменистому руслу, дошла до песка и пропала. Пошли какие-то неясные намеки и прикрытая блестящим красноречием двусмысленность.» Напрасно Григорий разъяснял всю необходимость такого поведения Василия. Монах, y которого нашлись сочувствующие, твердил свое. «Нет! Все это слишком политично, чтобы быть благочестивым! Довольно нам этой икономии! До каких же пор мы будем скрывать светильник под спудом,» — цитировал он слова, сказанные когда-то Григорием.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435080/

К.А. Докучаев-Басков Кожеозерский монастырь Находится в онежском увзде, архангельской губернии, в 120 верстах на юговосток от города Онеги, близь границы пудожскаго у., олонецкой губернии. 134 Из изданных описаний уже известно, что начало монашеской общины положено здесь около половины XVI века, священноиноком Нифонтом, старцем жизни строгой, подвижнической; что сподвижник его Серапион и затем «Хозьюгский пустынник Никодим» и Леонид Устьнедумский прославились святостию жизни. Но не таково было большинство, не таковы были последователи Нифонта и Серапиона, их современники и потомки... Замечательно, что последний был из татар – даже татарский хан царства казанскаго, Турсас Гавирович, при крещении Сергий; пришел к основателю Кожеозерскаго монастыря Нифонту в 1566 г. и принял от него монашество, с именем Серапиона. Нифонт умер в Москве, отправившись туда просить дозволения у царя устроить монастырь... В следствие сего Серапион и вынужден был сам отправиться в Москву: царь Федор Иванович уважил его просьбу, приказал Михаилу Дятлеву и Юрью Челидину отвести землю под монастырь – остров Лопский, и кругом озера Кожи, имеющаго в длину 25, в ширину 4 версты, матерой земли по четыре версты во все стороны, на что и дана в 1585 г. (30 сентября) царская грамота, а с нею от митрополита благословенная грамота же на устроение обители. Серапион построил 2 церкви: во иия Богоявления Господня и Благовещевия Богородицы, также и проч. монастырския здания; при нем собралось братии 40 человек; управлял монастырем до 1608 г., скон. в 1611 г. При нем была получена еще обильная грамота, от 19 марта 1595 г., с купленных деревень с четырех! обеж, да с полу-прена пиальскаго (приступлено значит к варке соли), да с двора, что в Турчасове, – податей никаких брать не велено. Построенный Серапионом церкви стояли впрочем не долго: 8 июня 1634 г. сгорели обе; и в следующем 1635 г. опять были построены при игумене Ионе и, впоследствии (через 96 лет) опять подверглись той же участи со всем монастырем... После Серапиона, по 1722 г., Кожеозерский монастырь управлялся игуменами; их насчитывается 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каппадокийские Отцы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Сегодня великая радость — Отцы Каппадокийцы, как я и обещал. Прежде всего немного географии. Каппадокия — это площадь в 90 км, возникшая в результате вулканической деятельности. На ней располагается большая гора Аргеос — 4500 метров, в прошлом она была вулканом. От этого Аргеоса и до другой горы — Дак расстояние больше ста километров, здесь место Северной Каппадокии, где находился город Арианз, епископская кафедра святителя Григория Богослова. Есть турецкое предание, что какие-то святые христиане разговаривали один с одной горы, а другой — с другой, и оба слышали друг друга. Это предание о святителях Василии и Григории. Я был в тех местах, там прекрасные древние церкви и фрески, “вкопанные” в этих маленьких горах. Большая часть из них разрушена, но в некоторых сохранились даже фрески до­иконоборческого периода. Потом их закрывали и во время иконоборчества рисовали только цветы… А христиане жили вместе. Кто был из вас в Греции, видел Метеоры 1 ? Это что-то подобное. В общем, там сейчас идет большой туризм, Турция заинтересована в этом, и мы даже служили в одной из церквей… В VII веке нашествие арабов и потом сельджуков вынуждало христиан скрываться в подземные города, я служил даже на восьмом этаже под землей. Ну, что это за этаж — полтора метра всего, и там сохранилась церковь в виде креста. В ней мы служили тайно от турок: заплатили там наверху, где другие занимались деньгами, сигаретами и проч., а мы в это время служили внизу. В общем, Каппадокия. Место, где родились преподобные Отцы наши, святители Василий Великий и брат его Григорий Нисский, да его самый лучший друг Григорий Богослов и двоюродный брат Григория Амфилохий Иконийский. Родились они около 330 года, Григорий немножко старше — может, в 329. Василий Великий родился от отца Василия и материи Эммелии (что значит: мелодичная). В семье было десять детей, один умер в раннем возрасте. Старшей была преподобная Макрина. Очень интересная это была семья. Преподобная Макрина была подвижница и лучше святителя Василия знала Священное Писание, — и все никак не отделялась от матери. Мать даже говорила: “Всех детей я отогнала, но Макрину не смогла”. А Макрина затем привлекла в монашество и мать свою.

http://pravmir.ru/kappadokiyskie-ottsyi/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010