Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях Государственной церкви в английском обществе 1820-х гг. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 21 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Историю называют учительницей жизни, и в отличие от философии она учит примерами. В этой статье читатель познакомится со спорами в английском обществе в первой трети XIX b. о предоставлении гражданского полноправия сектантам при сохранении привилегий национальной Церкви. Обращение к этой теме не случайно. На мой взгляд, этот период религиозной истории Англии может стать хорошей иллюстрацией к тем дискуссиям о правах религиозных меньшинств, которые сегодня волнуют Россию. В статье три действующих лица: государственная власть, национальная англиканская Церковь и религиозные меньшинства, прежде всего протестантские диссентеры и католики, которым именно в то время, в 1828 и 1829 гг., было предоставлено гражданское и политическое полноправие. Нетрудно представить, что такая расстановка сил напоминает в некоторой степени ситуацию в нашей стране. Спора нет: между Русской Православной Церковью и англиканством общего мало (хотя вспомним: англикане настаивают на том, что в их Церкви сохраняется апостольское преемство), и исторические обстоятельства совершенно разные. Но все-таки проблема одна и та же: Церковь и сектанство, их взаимоотношения.  Английские нонконформисты Англиканская Церковь была призвана стать оплотом христианской веры в Англии, была утверждена как государственная и занимала в обществе привилегированное положение 1 . Англичане относились к национальной Церкви с огромным уважением; как писала одна из ведущих газет, англиканская Церковь оградила англичан от идолопоклонства римокатоличества и фанатизма кальвинистов 2 . В 1828 г. во время бурной полемики о полноправии католиков журнал “Christian Remem­brancer” убеждал современников: “Сейчас модно говорить о лживой свободе мнения, которая подразумевает или полное равнодушие к спасительному учению и Евангельской истине, или отношение к Церкви как к всего лишь вспомогательному органу управления Кажется, наши сограждане совсем позабыли о том, что англиканская Церковь стоит у основания наших свободных и благородных учреждений, у истоков нашей цивилизации, образования, просвещения” 3 .

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

Митрополит Иларион (Алфеев): Радикальный секуляризм опасен так же, как религиозный экстремизм На европейском континенте уже не одно десятилетие широко обсуждаются посягательства на права религиозных меньшинств. Но практика показывает, что положение большинства, которое традиционные христиане составляют практически во всех государствах-членах ОБСЕ, далеко не всегда является лучшей гарантией обеспечения их прав. 13 сентября, 2011 На европейском континенте уже не одно десятилетие широко обсуждаются посягательства на права религиозных меньшинств. Но практика показывает, что положение большинства, которое традиционные христиане составляют практически во всех государствах-членах ОБСЕ, далеко не всегда является лучшей гарантией обеспечения их прав. 12 сентября 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил на открытии встречи ОБСЕ «Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан» в Риме. Господин Председатель! Уважаемые участники встречи! Русская Православная Церковь считает важной и своевременной инициативу Литвы, действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), по проведению специальной встречи, посвященной положению христиан в регионе ОБСЕ. Высоко оцениваем также усилия Святого Престола, принявшего активное участие в организации мероприятия. Мы считаем, что пришло время открыто обсуждать нарушения прав христиан и общими усилиями отвечать на этот вызов. На европейском континенте уже не одно десятилетие широко обсуждаются посягательства на права религиозных меньшинств. Но практика показывает, что положение большинства, которое традиционные христиане составляют практически во всех государствах-членах ОБСЕ, далеко не всегда является лучшей гарантией обеспечения их прав. Самым убедительным примером здесь стало рассмотрение Европейским Судом по правам человеком дела «Лаутси против Италии», где рассматривался вопрос о присутствии распятий в школах Италии . Решение этого вопроса в пользу христиан стало возможным лишь благодаря объединению усилий целого ряда государств, сообща выступивших против первоначального решения Суда. Среди государств, объединившихся в поддержку христианской идентичности Европы, были: Россия, Армения, Болгария, Греция, Литва, Мальта и другие. Это беспрецедентный для современности факт многостороннего сотрудничества на основе общехристианских ценностей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90956.html 05 декабря 2011 Юлия Зайцева Христиане как самое гонимое сообщество в мире: свидетельства и анализ На международной конференции в Москве обсуждалось положение христиан в разных странах мира Источник:  Благовест-инфо Положение христиан в различных регионах мира, общие действия по защите прав христиан – эти проблемы определили тематику выступлений на двухдневной международной конференции " Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан " , которая состоялась в гостинице " Даниловская " в Москве. Утреннее пленарное заседание 1 декабря прошло под председательством апостольского нунция в Российской Федерации архиепископа Ивана Юрковича, вторую его половину вел председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Христиане в наши дни являются самым гонимым религиозным сообществом на планете – это известие стало доминантой форума. О том, какие преследования и испытания выпадают на долю христианского меньшинства в мусульманских странах, подробно рассказали участники и очевидцы событий. [Фото Службы коммуникации ОВЦС] Митрополит Багдадский Мар Гиваргис (Георгий) (Ассирийская Церковь Востока, Ирак) подчеркнул, что " страдания христиан в Ираке отличаются от страданий в других странах Ближнего Востока " , и призвал международное сообщество безотлагательно принять меры по спасению христианского меньшинства Ирака, остановить поток беженцев, которые покидают эту страну из-за религиозных преследований. По свидетельству митрополита, христиане в Ираке с трудом сохраняют надежду, т.к. не видят реальной помощи от структур ООН и Евросоюза. " Сейчас происходит много конференций, международных встреч, но никаких практических дел не предпринимается. Если все осуждают насилие, то почему оно продолжается в отношении христиан почти ежедневно? Неужели преступники сильнее всего международного сообщества? " – с горечью вопрошал иерарх Ассирийской Церкви. Он предложил собрать масштабную международную конференцию, посвященную преследованию христиан за веру, с участием руководителей всех церквей мира.

http://religare.ru/2_90956_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В чужой монастырь со своим уставом Митрополит Кирилл против Кондолизы Райс 07.12.2005 338 Время на чтение 4 минуты Доклад о религиозной свободе в мире, опубликованный 8 ноября этого года Государственным департаментом США, не мог остаться без внимания со стороны руководства Московского Патриархата (МП). В докладе среди главных врагов свободы религии в России, помимо власти и ФСБ, американские аналитики назвали еще и Русскую Православную Церковь. Не прошло и месяца, как председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с открытым письмом в адрес государственного секретаря США Кондолизы Райс. Как и год назад, разработчики доклада включили Россию в список стран, правительства которых проводят дискриминационную политику в отношении так называемых религиозных меньшинств. В тексте доклада было отмечено, что Русская Православная Церковь вопреки положению Конституции РФ о светском характере государства пользуется поддержкой федеральных и местных органов исполнительной власти. В Госдепартаменте США считают, что одним из нарушений закона о свободе вероисповедания в России является вмешательство ФСБ в дела, связанные с выдачей виз иностранным религиозным деятелям. " ФСБ рассматривает лидеров некоторых религиозных меньшинств как угрозу национальной безопасности " , - отмечается в тексте доклада. В своем " ответном " письме Кондолизе Райс глава ОВЦС не стал подвергать сомнению тот факт, что в России есть проблемы с реализацией религиозной свободы. Он объяснил их тем, что отношения в этой сфере приходится заново выстраивать после десятилетий государственного атеизма и открытой борьбы против всех верующих. Однако " абсолютно беспочвенным " митрополиту Кириллу видится утверждение, что Русская Православная Церковь по " статусу приближается к государственной " . По славам митрополита, Церковь " полностью отделена от государственного аппарата " , а священники " не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений " . " Это наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства " , - подчеркнул глава ОВЦС.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли шанс меньшинство сделать большинством? После отказа Антиохийского Патриархата ехать в Амман Иорданский собор провалился, не открывшись 24.02.2020 2262 Время на чтение 4 минуты Случилось то, чего многие меньше всего ожидали: 22 февраля Антиохийский Патриархат опубликовал официальное сообщение о своём неучастии в соборе Предстоятелей Православных Церквей, который должен открыться 26 февраля в столице Иордании – Аммане. Сейчас многие наши отечественные комментаторы пускают стрелы в адрес Антиохийского Патриарха Иоанна за отказ от участия в совещании. Отчасти это справедливо. Именно отказ Антиохии ведёт к провалу собора, который ещё и не открылся. Действительно, принимать такое решение за два дня до открытия собора - вряд ли можно считать дружественным жестом. Но надо быть справедливыми и признать: главная вина за провал собора лежит на Москве, на нашем внешнеполитическом церковном ведомстве, главным образом. Если трезво оценивать ситуацию, то этого можно было ожидать. Ещё в самом начале, когда Патриарх Иерусалимский Феофил выступил со своей инициативой собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей, мы указывали на ошибочность этого решения. На наш взгляд, такой собор надо было изначально проводить в Москве. И приглашение принять в нём участие должно было исходить не только от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но и от Главы Российского государства Владимира Путина . А вовсе не от Предстоятеля Иерусалимского Патриархата и мусульманина короля Иордании Абдаллы II. Нам возражали, что в Москву, мол, никто не поедет, что Амман - компромиссное место для встречи, поэтому всё сделано правильно, инициатива должна исходить не от Москвы, а от Иерусалима. А некоторые пускались в витийствования, что Иерусалимский Патриарх имеет полное право созывать Всеправославный синаксис, вспоминая при этом первые соборы Апостолов. Эти уловки не сработали. В Амман большинство ехать не захотело. А в самом деле, - какая разница между Иерусалимским и Русским Патриархами? Русская Православная Церковь, хоть и не является древнейшей Церковью, но входит в диптих Церквей Вселенского Православия. А третий, четвёртый или пятый по чести патриарх в диптихе - неважно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

М.В. Шкаровский Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны Предпринимая нападение на СССР, нацисты рассчитывали активно использовать религию в своих целях. Они уже имели богатый опыт проведения подобной политики как в Германии, так и на захваченных ими территориях в Европе. Методы и практика нацистской церковной политики были перенесены и на религиозные организации в СССР. Кроме того, эта политика здесь определялась в значительной степени общим отношением к славянам и к русским в частности. Уже вскоре после начала войны с СССР – 22–23 сентября 1941 г. в Берлине состоялось совещание ведавших церковными делами служащих государственной полиции. В ходе него группенляйтеры Главного управления имперской безопасности (РСХА) зачитали 10 докладов, содержащих указания о направлении дальнейшей деятельности. Среди докладов были следующие: «Мероприятия полиции безопасности по подавлению политических Церквей и сект», «Служебно-информационные задачи в борьбе против политического католицизма в рейхе», а также «Проблематика Восточных Церквей и служебно-информационные выводы». В последнем говорилось: «В результате наступления германских войск на Балканах и Востоке для нас очень остро встала проблема Православных Церквей… Большая часть членов Православной Церкви находится на территории Советского Союза. С течением времени эта Церковь была инфицирована большевизмом, так что о восстановлении Германией Церквей в завоеванном восточном пространстве не может быть и речи». В конце доклада были поставлены две задачи: 1. «Поддержка Церквей меньшинства» в ущерб более сильным. В частности, в Хорватии, где «по побуждению Римской Церкви был убит ряд православных священников», поддержка именно православных. Причем подчеркивалось, что «это происшествие необходимо использовать, чтобы настраивать друг против друга отдельные группы»; 2. «Внедрение в эти группы достаточной сети агентов, чтобы своевременно получать информацию обо всех политических течениях и не допускать слишком сильного роста влияния этих групп меньшинства» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О старце Косме Смирнове; о старце Серафиме Тяпочкине; о. Павле Груздеве . Есть такие москвичи, которые летом ездят в Латвию. Например, наша семья. Многие отправляются отдыхать на рижское взморье, кто-то навещает родственников и друзей. Но не все едут по обычным туристским маршрутам. Есть тонкий, но постоянный ручеек людей, который течет в Карсаву – маленький городок на самой российско-латвийской границе, если ехать со стороны Пскова. Некоторым не хватает на билеты, и они едут до последней российской станции, пешком переходят границу и садятся на местный автобус. Впрочем, едут не только москвичи – мне рассказывали, как однажды на таком пешем переходе пожилая женщина сразила пограничников, предъявив им французский паспорт. Приезжают люди из разных городов России, Латвии, ближних и дальних стран… В Карсаве расположен православный храм Св. Евфросинии Полоцкой, где служит архимандрит Виктор (Мамонтов) . В Латвии православные живут с давних времен, но они всегда были в меньшинстве. Здесь сохранились крепкие старообрядческие общины, здесь в середине XIX века многие крестьяне-латыши хотели перейти из веры своих баронов-лютеран в веру русского царя. Правда, царское правительство тогда доверяло больше самим баронам, и порой таких просителей вместо миропомазания секли розгами и отправляли обратно к помещикам. А в Карсаве церковь собрались строить перед самой Первой мировой, собирали деньги по всей России – но не успели. И в годы Гражданской временный храм был открыт в доме священника. Так он и стоит до сих пор, бревенчатый, с небольшой луковкой. Внутри – резные аналои, восковые свечи, деревянные иконы, чугунные подсвечники. Все настоящее, ручной работы, и ничего синтетического, штампованного. Приход – обычный деревенский, но летом, в сезон отпусков, местные в меньшинстве. Ведь и от москвичей мне доводилось слышать: «мы – прихожане храма в Карсаве». Раза два-три в год удается съездить в этот храм, не больше, но именно его считают своим. Нынешний настоятель Виктор Мамонтов родился на Дальнем Востоке, потом учился в Москве, стал кандидатом филологических наук, а его крестной матерью была Анастасия Цветаева. Тяга к монашеской жизни привела его в Почаевскую лавру, но Советская власть не захотела видеть человека с научной степенью в послушниках, и он уехал к своему духовнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину) в Ракитное. А через некоторое время по его рекомендации перебрался к митрополиту Леониду в Латвию. Здесь он был в 1980 году пострижен в монахи и в 1982 году рукоположен в священники. Недолго служил в Тукумсе, небольшом городке недалеко от Юрмалы и Риги, но с того же 1982 года он остается в Карсаве и, похоже, уже никуда отсюда не собирается. Двадцать лет назад это был самый обычный приход, куда люди время от времени приходили помолиться, но отец Виктор решил, что главное – создать общину, где люди будут жить в общении с Богом и друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Патриарх Феодор II: Положение христиан в Египте стабилизируется Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. 18 июля, 2014 Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется, а новый глава страны Абдель Фаттах ас-Сиси пообещал верующим поддержку и уважение государства. Еще недавно озабоченные ростом радикализма, поставившего под угрозу само их существование в Египте, теперь христиан все больше волнует реставрация древних храмов. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Беседовал Рафаэль Даминов. Александрийская православная церковь является одной из самых древнейших в мире и согласно преданию основана апостолом Марком. В настоящий момент патриархат насчитывает около 6 миллионов верующих, которые объединены в пять египетских и 19 африканских епархий. Резиденция патриарха расположена в северной столице Египта городе Александрия. —  В России да и, пожалуй, во всем мире были обеспокоены судьбой христиан Ближнего Востока и Северной Африки после «арабских революций» и усиления влияния в них представителей экстремистских группировок. Известны многочисленные случаи гонений представителей религиозных меньшинств, убийств и поджогов церквей. Скажите, изменилось ли в лучшую сторону положение православных христиан, верующих-коптов в Египте после отстранения от власти «Братьев-мусульман»? Насколько часты сейчас случаи нападений, дискриминации, насилия в отношении православных и вообще религиозных меньшинств в стране? Удается ли Церкви наладить взаимодействие с государством?

http://pravmir.ru/patriarh-feodor-ii-pol...

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Свящ. Игорь Ковалевский: " Всё-таки единства полного между нами нет " Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России. - Начнем с вашей оценки результатов первой встречи совместной рабочей группы по рассмотрению проблем существующих между Русской Православной и Римской Католической Церквями, которая состоялась 5-6 мая нынешнего года. - Взаимоотношения между нашими церквами нельзя назвать лёгкими, однако в последнее время наблюдается значительный позитивный сдвиг. Ярким свидетельством этого явился, например, визит в этом году митрополита Кирилла (Гундяева) в Польшу. В частности митр. Кирилл подчеркнул, что ни у Ватикана, ни у Католической церкви в России нет никаких директив по обращению россиян в католичество и нет никакой стратегии прозелитизма. Это огромный сдвиг. Однако существуют отдельные случаи, которые из-за недопонимания или отсутствия информации вызывают обеспокоенность со стороны Православной Церкви и интерпретируются как случаи прозелитизма. На заседании рабочей группы мы обсуждали именно такие случаи. Работа группы была направлена на то, чтобы на основании анализа этих случаев попытаться найти причины этих недоразумений и выработать общий " кодекс поведения " для обеих церквей. При этом работу группы нельзя рассматривать как своего рода трибунал над Католической церковью в России. Одна из трудностей в диалоге заключается в том, что вопросы взаимоотношения двух церквей касаются не только территории Российской Федерации, они распространяются на страны СНГ и, прежде всего, Украину. Во время своего визита кардинал Вальтер Каспер заявлял, что аналогичная группа должна быть создана и на Украине. Но наша рабочая группа компетентна рассматривать только проблемы, относящиеся к России. - Что должно входить в этот " кодекс поведения " ? - Католическая церковь в России была и всегда останется религиозным меньшинством, но меньшинством, которое готово к конструктивному диалогу с Русской православной церковью.

http://religare.ru/2_9446.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010