История царства иудейского может быть разделена на два периода: 1) от разделения царства до падения израильского царства и 2) от падения израильского царства до плена вавилонского. I). В первое время раздельного существования иудейского и израильского царства и до вступления на престол Ахава, царя израильского, между ними происходили почти не прекращавшиеся войны. Пророк Самей успел убедить Ровоама, царя иудейского, не начинать междоусобной войны тотчас после совершившегося разделения ( 3Цар.12:21,24 ; 2Пар.11:1–4 ). Тем не менее между Ровоамом и Иеровоамом, царем израильским, происходила, – очевидно, мелкая, – война во все дни жизни Ровоама ( 3Цар.14:30 , 2Пар.12:15 ). Ровоам укрепил несколько городов в коленах иудином и вениаминовом и снабдил их оружием и запасами ( 2Пар.11:5–12 ). Но это не спасло его царства от нашествия египетского царя Сусакима (Шешонка), который в пятом году Ровоама вторгнулся в пределы иудейского царства, взял Иерусалим, ограбил храм и дворец царский, но этим, кажется, и ограничился. Правильного подчинения Иудеи Египту, кажется, не последовало ( 3Цар.14:25–26 , 2Пар.12:2–10 ). Это нашествие египетского царя дееписатель выставляет, как наказание Ровоама за отступление его и его народа от Господа ( 2Пар.12:1,2 ) . В первое время своего царствования Ровоам верно служил Иегове; в его царство перешли священники из рода Аарона и левиты из израильского царства, не захотевшие принимать участие во введенном Иеровоамом служении тельцам ( 2Пар.11:13–17 ). Но с течением времени он и его народ оставили закон Господа. В стране появились «высоты, статуи и капища», сначала, быть может, служение Иегове на высоких местах под чувственным образом, а потом и языческое идолопоклонство с позорным служением блудников (кедешей, 3Цар.14:22–25 ). Преемник Ровоама Авия (956–954 г.; Кампг. 920 – 918 г.) продолжал враждебные отношения к израильскому царству и одержал даже значительную победу над Иеровоамом ( 2Пар.13:1–19 ). В этой войне он стоял в союзе с дамасским царем Тавримоном ( 3Цар.15:18,19 ). Пред большим сражением с Иеровоамом. Авия хвалится тем, что иудеи не оставляли Господа и что у них священнодействуют сыны Аарона и левиты ( 2Пар.13:5–12 ), тем не менее дееписатель говорит о нем, что он ходил во всех грехах своего отца, а о жене его (Милхе-Ане) прямо говорится, что она устроила в Иерусалиме срамный истукан Астарты ( 3Цар.15:13 , 2Пар.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Такой же проповедь Спасителя была вначале и в Галилее языческой. Христос был сдержан также и в чудотворениях, говоря Матери Своей – ещё не пришёл час Мой ( Ин. 2:4 ). Христос был сдержан, «дабы, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – не было разделения в народе на последователей Иоанна и Христа». После заключения крестителя в темницу отпала опасность этого разделения. Поэтому, братия и сестры, неудивительно, что в Галилее Христос повторил в Своих обращениях к народу призыв Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 3:2; 4:17 ). Как человек своего времени, своего народа, и своего пророческого служения, Иоанн хорошо знал грехи и недостатки ветхозаветного человека и призывал к покаянию в этих грехах и недостатках. Как Предтеча Христа, долженствующий особо строго подготовить сердца людей к встрече Спасителя, он требовал покаяние в грехах соединять с исправлением: с принесением плодов, достойных покаяния ( Мф. 3:8 ). Однако он знал, что и этого покаяния было недостаточно, и потому соединял покаяние с крещением ( Мф. 3:6 ). Но и крещения было недостаточно, ибо оно было крещением лишь водою ( Мф. 3:11 ), т. е. не имело благодати подлинного прощения грехов, не давало духовного возрождения и обновления. (Крещение Крестителя было всего лишь Предтечей благодатного крещения Спасителя, его предзнаменованием, символической подготовкой к нему). Отсюда мы видим, братия и сестры, как много предстояло совершить Спасителю для возрождения людей, для спасения рода человеческого. И вот раздался Его голос: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяться – значит углубиться в своё внутреннее состояние, почувствовать свою греховность, своё окаянство перед Богом, пережить свою немощь духовную, осознать свою зависимость от милосердия Божия и принять решение исправиться. В своём высшем выражении, покаяние – это встреча кающегося человека с Богом внутри обнажённой совести, обличающей, укоряющей, бичующей и на милосердие Божие лишь уповающей. Образец такого покаяния указал Сам Христос в притче о мытаре и фарисее в лице кающегося мытаря 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 4. Неделя мясопустная. О страшном суде. О милосердии Божием и суде Божием (Мф. 25:31–46) «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Наступает, благочестивые слушатели, последняя неделя перед святой четыредесятницей. Начиная с недели мытаря и фарисея, святая Церковь напоминает нам о необходимости покаяния дивным, трогающим наши сердца, церковным песнопением: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В притче о мытаре и фарисее святая Церковь предложила нам образ истинного покаяния в лице мытаря, смиренно и сокрушённо в притворе храма каявшегося в грехах своих и взывавшего к Богу: Боже, милостив буди ко мне грешному ( Лк. 18:13 ). В истекшую неделю, неделю о блудном сыне святая Церковь продолжала готовить нас к святой четыредесятнице, назидая ещё более глубоким примером покаяния – образом блудного сына. В этом образе дана вся история человеческого греха, начиная с его зарождения (своеволия), развития (распутства), кончая покаянием (в себя пришед) и возвращением к Отцу Небесному. Велика радость Отца о каждом кающемся грешнике, ибо мёртв и ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Братия и сестры! Неизреченная милость Божия, как это видно из двух указанных притч, ожидают всякую раскаявшуюся душу, если раскаяние её приводит к перемене жизни, к возвращению в дом Отца Небесного. Об этих милостях Божиих святая Церковь напоминает нам и в наступающую неделю, неделю Сырную, Евангельским повествованием о Страшном суде при втором славном пришествии Сына Божия. Внешним выражением этого суда будет разделение людей на два группы: праведников – справа и грешников – слева от Престола Божия. Праведникам будут сказаны слова великого милосердия Божия: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. «С какими благами может сравняться это наименование – благословеннии, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не оказал: приимите, но сказал: наследуйте Царство, как своё обетованное, как отеческое, как от века вам принадлежащее».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАХАЗ [Иохаз; евр.  ,   греч. Ιωχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоахаз (ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. ( Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. ( Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет). В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода ( Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82). Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» (  ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени ( Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash//VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей ( Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

http://pravenc.ru/text/578136.html

Т. о., Летописец связывает воедино 2 эпохи - Давида и Соломона, объединяющей их темой является строительство храма ( Wilcock. 1994. Р. 362; Hicks. 2001. Р. 210). В стихах 7-10 объясняется, почему храм построил не Давид, а его сын Соломон: Давид «пролил много крови на землю пред лицом» Господа. Возможно, автор хотел сказать, что строить храм надо в период «мира и покоя», а не во время «войн и кровопролития» ( Hicks. 2001. Р. 214). В главах 23-27 описана история установления храмового ритуала и гос. управления. Давид, возведя Соломона на престол, передал ему царство совершенно организованное в светской и в религиозной сферах. Первую составляют 3 основные группы: военные подразделения, израильские колена и центральная администрация (гл. 27). Духовенство представлено священниками и левитами (1 Пар 23. 2), в свою очередь левиты разделены на 4 группы: певцы, привратники, старосты и судьи (1 Пар 23. 4-5). В большей части этого раздела, по-видимому, описана ситуация, современником которой был Летописец, хотя все религ. установления принадлежат непосредственно Давиду ( Wilcock. 1994. Р. 406-407). Именно в этих главах Давид наиболее ясно изображен «вторым» Моисеем. 1 Пар 28-29 содержит рассказ о конце правления Давида, о том, что он собрал весь израильский народ на торжество воцарения Соломона. Этот материал есть только в П., Летописец не следует Книгам Царств. Он пропустил историю о политической интриге, в результате к-рой Соломон взошел на престол, продолжил свою главную тему «храма» и исключил все, что не служит его цели. В 2 Пар 28. 11-19 сообщил, как Давид передает Соломону чертеж храма, полученный им от Бога. Т. о., Летописец провел параллель с сооружением скинии Моисеем (Ibidem), поскольку в обоих случая был употреблен одинаковый евр. термин   - «образец» (ср.: Исх 25. 9, 40). Царствование Соломона (2 Пар 1-9) В основу описания правления Соломона в П. положен рассказ из 3 Цар 1-11, однако повествование П. во многом отличается от источника ( Johnstone. 1997. Р. 296). Летописец не написал о грехах Соломона.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Этот факт относится к тому времени, когда культ Ваала, введенный Ахавом, был уничтожен Ииуем и был восстановлен культ тельцов. Об Ахазе говорится, что он шел путем царей израильских и даже сделал литые статуи Ваалов (28:2); последняя прибавка показывает, что здесь разумеются не те только цари израильские, которые вводили культ Ваала, но и все другие, которые, следовательно, делали неугодное Богу, служа тельцам. Такой же взгляд существовал и во время происхождения 3 и 4 книг Царств. Это следует также из отзывов писателя о культе Иеровоамовом. Так писатель говорит, что Иеровоам вводит культ тельцов золотых для того, чтобы отклонить израильский народ от хождения в Иерусалим ( 3Цар.12:28 ), и что «это повело к греху» (Ст. 30). И после Иеровоам не сходил со своей худой дороги, и это повело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли (13:33,34). О последующих царях израильских говорится, что они делали неугодное пред очами Господа, ходили путями и во грехах Иеровоама. Так Нават, сын Иеровоама, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех (15:26). Вааса истребляет весь дом Иеровоама за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа, Бога Израилева (ст. 30); но и сам Вааса делает неугодное пред очами Господа, ходя путями и во грехах Иеровоама (ст. 34; 16:2,7); он и сын его, Ила, раздражали Господа, Бога Израилева, своими идолами (ст. 13). И Замврий согрешает, ходя путем Иеровоама, сына Наватова (ст. 19). Амврий «во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими» (ст. 26). Ахаву мало было «впадать в грехи Иеровоама... он стал служить Ваалу и поклоняться ему» (ст. 31). Охозия «делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама,.. который ввел Израиля в грех " (22:52). Иорам, сын Ахава, делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец и мать его: он снял с места статую Ваала, которую сделал отец его; однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них ( 4Цар.3:2,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основная мысль этих книг – показать, что исполнение своей воли вопреки воле Божией ведет человека к падению и что Бог прощает и возвышает человека, верного Ему и кающегося в своих грехах. 3-я и 4-я КНИГИ ЦАРСТВ. 3-я и 4-я книги Царств так же, как 1-я и 2-я, составляли в еврейской Библии одну книгу. Они продолжают повествование, начатое в предыдущих книгах. Открываются книги описанием пышного царствования Соломона. Прославляются его замечательная мудрость, богатство, отмечается строительство им Иерусалимского храма. Новых завоеваний Соломон не сделал, но он усовершенствовал устройство государства и управление им. После смерти Соломона в истории страны произошла огромная трагедия. В 931 году до Рождества Христова совершился раскол на Иудейское и Израильское царства, которые часто вели между собой братоубийственную борьбу. После этого события история народа описывается в этих книгах раздельно, по царствам. Содержание 3-й книги Царств. Царствование Соломона над Израилем. Мудрость Соломона и его слава. Постройка храма в Иерусалиме. Увлечение Соломона религией его жен-язычниц, идолопоклонством, конец его царствования. Разделение царства при его сыне на Израильское и Иудейское (931 год до Р.Х.). Пророк Илия, обличающий и карающий идолопоклонство, введенное царем Ахавом. Содержание 4-й книги Царств. Пророк Елисей и его деятельность. Израильский царь Ииуй – мститель за пророков дому царя Ахава. Попытка первосвященника Иодая восстановить истинное богопочитание в Иудейском царстве. Междоусобные войны царств. Ослабление Израиля. Новые завоеватели – ассирийцы. Конец Израильского царства, переселение 10 колен в Ассирию (721 год до Р.Х.). Угодный Богу иудейский царь Езекия и пророк Исайя. Царь Иосия. Восстановление царем Иосией богослужения в храме и празднования Пасхи. Измена его потомков Богу. Плата Иудеей дани Египту, потом Вавилону. Конец Иудейского царства и переселение иудеев в Вавилон (597 год до Р.Х.). Осада и взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (587 год до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Следует подчеркнуть, что составитель не искажает фактов в угоду идее и местами смягчает свой жесткий схематизм. Например, он описывает политические успехи царя Омри (евр. Амврий), хотя тот «делал неугодное пред очами Господа», напротив, благочестивый царь Иосия гибнет на поле боя. Тем самым автор дает понять, что тайна Промысла не целиком укладывается в проводимую книгой схему. Неравномерность распределения исторического материала выражается в том, что ряд эпизодов описан подробно, а основной ход истории ветхозаветных царств очерчен бегло, с использованием определенных стереотипов. Подробно сказано: 1) о воцарении Соломона и начале его царствования; 2) о построении Храма и богатстве Соломона; 3) о его грехах и разделении царства; 4) о пророках Илии и Елисее; 5) о нашествии Синнахерима; 6) о реформе Иосии; 7) о падении Иерусалима. История других царей Израиля (Ефрема) и Иуды сжато пересказывается по определенному плану: 1) дата воцарения, 2) имя матери, 3) скупая характеристика царствования в религиозном и политическом отношении, 4) смерть, погребение, преемник. 2. 1–2 Книги Паралипоменон служат дополнением к Книгам Царств. В еврейской Библии они именуются «Дела (минувших) дней», и первоначально были одной книгой. Септуагинта, разделив их на две части, дала им заглавие Паралипоменон, «То, что опущено» (имеется в виду опущенное в других Исторических книгах). В Вульгате принято название «Хроника» (Летопись), однако оно не должно вводить читателя Библии в заблуждение. 1–2 Кн. Паралипоменон не есть летопись в обычном смысле слова. Они представляют собой краткий очерк, или резюме, истории Ветхого Завета от Адама до Плена Вавилонского. К 1–2 Кн. Паралипоменон непосредственно примыкают книги Ездры и Неемии, составленные в нынешнем виде тем же автором, которого принято называть Хронистом. Труд Хрониста был написан в послепленную эпоху, около 350–300 годов. По выражению прот. А. Князева, он является «преимущественно церковной историей Израиля». На первое место Хронист выдвигает Храм, левитов, богослужение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Исполняя повеление, данное Илией, он помазывает на царство сирийское Азаила (4 Цар. 8: 7–15). А на царство израильское помазал рукою одного из сынов пророческих – Ииуя (4 Цар. 9: 1–6). И последнее чудо Елисей совершил уже после своей смерти. Когда мимо пещеры, где покоились кости пророка, несли мертвеца, увидели отряд моавитян. В страхе мертвеца, чтобы он не мешал бежать, бросили спешно в эту пещеру, и тот, коснувшись костей Елисея, ожил. Заметим, что если Илия совершил одно чудо воскрешения, то Елисей – два, таким образом подтвердив двойное пребывание на нем духа пророческого. Однако даже усилия этих великих пророков, а они были не одиноки, множество чудес, ими совершенных, не смогли отвратить Израиль от нечестия.   Глава 17. История Южного (Иудейского) царства История Иудейского царства будет раскрыта несколько полнее, поскольку именно там сохранялось, хотя и не всегда успешно, благочестие и правили потомки Давида, от которого надлежало прийти Христу. 17.1. Правление царей иудейских от Ровоама до Ахаза Рассмотрим в основном религиозные аспекты правления царей иудейских . Некоторые из них могут быть названы благочестивыми, а самых лучших Писание сравнивает с самим Давидом. Например, Аса, Иосафат, Езекия и Иосия в некоторые периоды жизни « делали угодное очах Господних и ходили путем Давида». Амасия делал « угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид». 1. Ровоам , сын Соломона (926–910). Поначалу Ровоам, формально ставший виновником разделения, хотел подчинить себе северные колена силой, но пророк Самей воспрепятствовал этому намерению, поскольку таков был суд Божий. Ровоам занялся укреплением городов в Иудее. Из Северного царства к нему начали стекаться священники и левиты, не желавшие участвовать в грехах Иеровоама, а за ними стали приходить многие благочестивые люди, так что « укрепили они царство Иудино» (2 Пар. 11: 17). На четвертом году правления, « когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2 Пар. 12: 1). Под влиянием матери, аммонитянки Наамы, Ровоам стал поклоняться идолам и увлек за собой в идолопоклонство своих подданных (3 Цар. 14: 21–23). По всей стране на холмах и под священными деревьями иудеи начали поклоняться чужим богам. Вскоре последовало наказание. Фараон Сусаким (Шешонк) напал на Палестину и опустошил Иудею и часть Израиля. Он ушел лишь тогда, когда Ровоам заплатил громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского храма и царского дворца, собранные Давидом и Соломоном (3 Цар. 14: 25–26). Весьма символично, что золотые щиты в храме были заменены на медные (вспомним символику употребления золота и меди в скинии).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=890...

почему надобно непрестанно внимать чувству сокрушенного исповедания (питать сие чувство), чтоб совесть наша как-нибудь не обманула себя, подумав, что уже довольно сокрушалась и исповедывалась Богу. ибо суд Божий гораздо строже суда нашей совести, хотя бы кто и ничего не знал за собою худого с полным удостоверением, как учил премудрый наш Павел, говоря: «но ни сам себе востязую: ничто же бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя, Господь есть» ( 1Кор.4:3–4 ). Если же мы не будем достодолжно и об этих (невольных и неведомых) грехах исповедываться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтоб в то время оказаться непричастными никакому страху: ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что это боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть. Обрадоваемая же любовью Божией душа в час разрешения от тела, с Ангелами мира несется выше всех темных полчищ, потому что такая душа некако окрылена бывает духовной любовью, имея в сей любви полное без всякого недостатка исполнение закона. Почему исходящие из сей жизни с таким дерзновением и во второе пришествие Господне восхищены будут со всеми Святыми. Те же которые во время смерти хотя мало поражаемы бывают страхом, будут оставлены тогда в толпе всех других людей, как состоящие под судом, чтоб, испытаны быв огнем суда, должный им по делам их удел получили они от благого Бога нашего, и Царя Иисуса Христа. Ибо Он есть Бог правды, и Его есть на нас любящих Его богатство благ Царствия его, в век и во все веки веков. Аминь. Св. Максима истолкование, по вопросу некиих, следующих слов настоящей сотой главы: чтоб испытаны быв огнем суда... и проч. «Стяжавшие совершенную любовь к Богу и крылья души чрез добродетели соделавшие легко парительными, восхищаемы бывают, по Апостолу, на облаках, и на суд не приходят; не достигшие же такого совершенства, и при делах добрых не чуждые и грехов, – эти приходят в судилище суда, и там чрез изследование их добрых и худых дел, как бы огнем испытуются; если чаша добрых дел перетянет, они избавляются от наказания». Читать далее Источник: Добротолюбие т.3 - М., Паломник - 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010