От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]. [Г. С.] Ист. описание соборных и приходских церквей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных. М., 1828. С. 18; Муромцов И. Глеб Василькович, кн. Белозерский//ЖМНП. Приб. 1846. Кн. 2. С. 30-36; Богословский Н. [Г.] Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей//Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 1. С. 5-6, 9, 47-50; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 154-157; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 16-20; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере, X-XIII вв. М., 1973. С. 60, 62, 195; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 120; Макаров Н. А., Захаров С. Д. Древности затопленного Белоозера//Белозерье: Ист.-лит. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 9, 10; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. М., 1998. С. 83, 350; Макаров Н. А., Захаров С. Д., Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. С. 181-183; Лаушкин А. В. К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском//ВМУ: Ист. 1999. 6. С. 10-12; он же. Малоизученный эпизод ростовского летописания 2-й пол. XIII в.//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 6-13; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 261-268. Использованные материалы А. В. Лаушкин, Я. Э. З. " Глеб Васильевич "http://Православная энциклопедия, т. 11, с. 565-567 http://www.pravenc.ru/text/165103.html Канонизированные святые. Список почитаемых святых Череповецкой епархии//Официальный сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии:   ПСРЛ.

http://drevo-info.ru/articles/13678478.h...

Более подробная Минейная редакция содержит также сведения о духовных дарованиях преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения и чудотворения. Д. сообщил братии о кончине вел. кн. Димитрия Иоанновича († 19 мая 1389) за неск. дней до того, как весть об этом дошла до Вологды. Святой предупреждал родного брата-купца, пришедшего из Переяславля за благословением, чтобы тот не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат ослушался и погиб. Мон-рь Д., находившийся близ дороги, ведущей к Белоозеру, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии святой подавал милостыню из пожертвований в мон-рь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой ограничивал себя в пище - во время общей трапезы ему подавали горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просфору. Круглый год Д. носил одну одежду из овчины, терпя зимой холод, а летом жару. В Житии сообщается, что Д. скончался в преклонном возрасте, предсказав время своего отшествия. Перед кончиной святой благословил на игуменство в монастыре Пахомия (в Минейной редакции Жития сообщается, что святой повелел свои останки бросить в болото). После смерти Д. мон-рь наполнился благоуханием. (В Житии указан день кончины преподобного без года. Дата, приводимая в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.),- 6900 (1392) г.- неточна, в ней не дописаны десятки и единицы; год смерти Д. определяется на основе датировки 1-го посмертного чуда.) Д. был погребен в деревянном Спасском соборе Прилуцкого мон-ря (ныне существующий каменный храм освящен в 1542). Согласно Описной книге 1623 г., над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницей была установлена медная литая сень. Мощи Д. никогда не вскрывались и до сих пор почивают под спудом в Спасском соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря. У гробницы святого до 20-х гг. XX в. хранились его вериги (весом 9,5 кг, ныне в епархиальном церковно-археологическом музее при мон-ре). Игуменский посох Д. находится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре хранились также предметы, к-рые предание связывает с Д.: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 133-134). Почитание

http://pravenc.ru/text/178017.html

Феодора, за что Ростовский архиерей на время был отлучен от службы по приказу Киевского св. митр. Кирилла II ( Приселков. 1950. С. 337). В нач. XIV в. и до 1408 г. ордынцы неоднократно грабили княжеские гробницы в Ростове и его пригородах, захоронения также страдали от пожаров. Мн. артефакты, связанные с М. М., в это время были утрачены. До нач. XV в. Спасский мон-рь стал мужским (в это время его настоятелем был прп. Григорий Пельшемский). После переезда в кон. XV в. бывш. правителей Ростовского княжества в Москву память М. М. была почти забыта. По крайней мере в созданном ок. 1479 г. Житии св. Петра, царевича Ордынского, нет упоминаний о М. М., хотя со св. Петром она несомненно должна была быть знакома. Начало каменного строительства в Княгинином Спасо-Песковском мон-ре относится, согласно записи, сохранившейся в его соборе, к 1603 г. В кон. XVII в. 5-главый Спасский собор был перестроен. В 1764 г. Княгинин Спасо-Песковский монастырь упразднили, в 1765 г. его собор приписали к ростовскому Спасо-Иаковлевскому Димитриеву мужскому монастырю. Спасский собор стал местом захоронения монахов. В 1850 г. настоятель Спасо-Иаковлевского мон-ря (1847-1867) Поликарп (Тугаринов; † 18 нояб. 1868) под полом Спасо-Песковского собора обнаружил гробницу некоей ростовской княгини. Его рассказ вскоре породил «слух об удивительной сохранности одеяния усопшей, в частности, желтых сафьяновых сапожках». В 1879 г. преемник Поликарпа архим. Иларион «произвел перестройку храма, уничтожил надгробные плиты и сделал мозаичный пол, лишь запомнив место погребения княгини, со временем забытое». В кон. 30-х гг. XX в., по воспоминаниям жителя Ростова С. Е. Богословского, «в городе вновь заговорили об обнаружении захоронения Марии, и будто бы по-прежнему в прекрасном состоянии оставались сафьяновые сапожки». По мнению Плешанова, «весьма странным кажется то, что княгиня-основательница Спасо-Песоцкого монастыря оказалась погребенной в светском наряде. Но несомненно одно: эти рассказы отразили былое почтительное отношение ростовцев к жене князя Василька» ( Плешанов.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Из хроникальных заметок монаха Кириллова Белозерского мон-ря Германа Подольного (Сорокоумова-Глебова) известно, что Н. имел брата Андрея Федоровича по прозвищу Майко ( Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897. С. 37-38). Андрей (в монашестве Арсений; † кон. 1502 - нач. 1503) был дьяком при дворе вел. кн. Московского Василия II Васильевича (Тёмного) (подпись Майко стоит под грамотой, жалованной вел. князем в 1453 Спасо-Каменному монастырю (АСЭИ. Т. 3. 266. С. 282)), а после смерти князя, в 1462 г., перешел на службу к его жене - вел. кнг. Марии Ярославне. Монограмма Андрея Майко находится на жалованной грамоте княгини игум. Кириллова Белозерского мон-ря Игнатию (АСЭИ. Т. 2. 207. С. 134-135, 1471-1475 гг.) и на ее же грамоте игум. Спасо-Каменного монастыря Логгину, жалованной в 1474-1478 гг. Осенью 1477 г. дьяк по поручению Марии Ярославны вел переговоры с игум. Кириллова Белозерского мон-ря Нифонтом (буд. епископ Суздальский и Тарусский) о постриге вел. княгини (АСЭИ. Т. 2. 249. С. 164). Впосл. Андрей Майко, возможно, служил вологодскому кн. Андрею Васильевичу Меньшому († 1481), о чем косвенно свидетельствует грамота вологодского князя игум. Спасо-Каменного мон-ря Нифонту, датированная 1480-1481 гг. Затем он перешел на службу к вел. кн. Московскому Иоанну III Васильевичу , в 1494-1501 гг. под началом дьяка Ф. В. Курицына принимал участие в переговорах с иностранными послами (СбРИО. 1882. Т. 35. С. 124, 157, 194, 206, 315), в 1495 г. в составе посольства, возглавляемого Борисом Кутузовым, ездил в Литву. В 1497 г. Андрей Майко и боярин Дмитрий Владимирович Ховрин выступали как доверенные лица вел. князя, когда тот просил митр. Симона принять его покаяние в том, что «уморил» в тюрьме своего брата, кн. Андрея Васильевича Угличского (Большого) (ПСРЛ. Т. 28. С. 160; Зимин. 1988. С. 272). При участии дьяка Майко составлялись «списки казанские старые и грамоты посыльные» в государевом архиве (Описи царского архива. М., 1960. С. 26). По свидетельству монаха Германа Подольного, дружеские отношения связывали Андрея Майко с боярином Иваном Гавриловичем Заболоцким (Всеволож-Заболоцкие принадлежали к высшей московской аристократии и находились в родстве с Ряполовскими и Патрикеевыми; в 1489/90 боярин был наместником Вологды). В конце жизни практически в одно время Андрей Майко и И. Г. Заболоцкий приняли постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. По мнению С. Н. Кистерева, именование Майко было личным прозвищем дьяка ( Кистерев. 2012. С. 305. Примеч. 32). Однако впосл. оно перешло и к Н.: «Письмо о нелюбках» называет его «по реклу Майков».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Предположительно с именем Г. Б. связано окончание строительства ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Спасо-Прилуцком мон-ре (1515; нач. 40-х гг. XVI в.), когда на один подклет были поставлены храм, трапезная палата и настоятельские покои - композиция, получившая широкое распространение в архитектуре Ростова и Углича во 2-й пол. XVI-XVII в. Кубический объем храма лишен алтарных апсид, завершен 3 рядами стрельчатых кокошников, увенчан барабаном с луковичной главой. Под кокошниками стены храма украшает широкий пояс из керамических балясин, поребрика и прямоугольных впадин. Анализ документально зафиксированных построек Г. Б. и близких к ним памятников позволяет определить характерные черты авторского почерка этого зодчего: 3-частное асимметричное деление стен узкими лопатками, декор в виде широкого карниза из кирпичных консолей, перспективные щелевидные окна, как бы вырубленные в толще стены, перспективные порталы без украшений; легкость и устремленность храмов ввысь подчеркивают ряды кокошников, завершающих стены. Общие черты объединяют трапезные храмы Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного и Ферапонтова мон-рей. Их стены имеют одинаковое сужение и лопасти в каждом последующем ярусе, украшены почти идентичными поясами узорчатой кладки. Совпадает и профилировка цоколей, отмечающих основания ярусов в храмах. Венчают храмы по 3 ряда кокошников, сужающихся у барабана. Г. Б. применял новый принцип композиционного решения: объединял в единое целое трапезный храм, трапезную и (в нек-рых случаях) настоятельские покои. В 30-х гг. XVI в. трапезные церкви его постройки часто имели столпообразную форму, характерную для храмов «иже под колоколы». Нек-рые исследователи относят к работам Г. Б. трапезные церкви в честь Рождества Христова Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (30-е гг. XVI в.) и Троицкого калязинского мон-ря (1525-1530), а также упоминают о его работе в Переславле-Залесском (Троицкий собор переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря , 30-е гг. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/166820.html

Феодора «О юноше князе Романе», чудо «О жене» - к чуду св. Феодора «О жене слепой». В Житии И. также приведены 2 самостоятельных рассказа о чудесах: «О избавлении мужа Иоанна от беса» и «Об исцелении несовершенного умом отрока Сампсона». автор Жития И. составил также службу святому, как он сам свидетельствует в Житии: «…мне же, смиренному, преже написавшу канон святаго, и тропарь, и кондак…» Служба И. обнаруживает зависимость от службы св. кн. Феодору Смоленскому. По мнению Е. Е. Голубинского, местное почитание И. началось сразу после его кончины. Основываясь на Сказании о Спасо-Каменном мон-ре и на Житии И., прот. В. М. Верюжский полагал, что насельники Спасо-Каменного монастыря решили не погребать тело князя, но поставили его раку перед иконостасом на правой стороне храма, «чтобы всегда иметь его перед глазами и подражать его житию». Согласно Житию, после пожара 1476 г. старец Мартиниан (Сокольников) собрал мощи И. в ковчег, к-рый поместили под престолом храма, часть мощей была вложена в крест. В 1650 г. по благословению свт. Маркелла , архиеп. Вологодского, мощи были перенесены в специально устроенную гробницу в каменной Преображенской ц. у южных ворот обители, возле стены. В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) под 10 июня отмечен праздник перенесения мощей И. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 278). Тогда же крест с частицами мощей святого обложили серебром и поместили на гробнице И. В Житии сообщается, что в мон-ре существовали «издавна написанные» иконы И.: одна находилась на аналое, другая - на гробнице святого. Имя «преподобнаго отца Иасафа, иже на Кубенском озере Каменном монастыре» внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) без указания дня памяти (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об., ок. сер. 50-х гг. XVII в.). Память святого под 10 сент. указана в «Описании о российских святых» (списки XVIII-XIX вв.). Житие И. поместил в «Алфавите русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский (ЯИАМЗ. 15544. Л. 295-298 об., 1807-1811).

http://pravenc.ru/text/578044.html

В 1479-1482 гг. (скорее, до 1480) произошел имущественный конфликт между возглавляемым П. Троице-Сергиевым и Кирилловым Белозерским мон-рями по вопросу о правах собственности на спорные деревни Саврасовскую и Гридину, их земли, леса, пожни и Троицкую ц. в Усть-Вашкуйце на Белоозере. По итогам суда верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, поддерживаемый в этом вопросе митр. Геронтием, выдал правую грамоту кирилло-белозерскому игум. Нифонту (см. Нифонт , еп. Суздальский) (АСЭИ. Т. 1. 467. С. 352-354). После этого авторитет П. в Троице-Сергиевом мон-ре из-за решения суда резко упал. Лишь вмешательство вел. кн. Иоанна III привело к тому, что дело было пересмотрено в пользу этой обители ( Лурье. 1960. С. 55, 307; Кистерев. 2012. С. 104-106). Вскоре П. был вынужден окончательно покинуть Троице-Сергиев мон-рь, потому что здесь он «не може черньцов превратити на Божии путь, на молитву и на пост и на воздержание». Монашеская братия, по мнению летописца, «хотеша… убити» П., т. к. в это время в обители в основном были «бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися» худородному в их глазах игумену (ПСРЛ. Т. 23. С. 184). Вместо него обитель возглавил игум. Иоаким (впервые упоминается до 24 авг. 1482 г.- РГБ. Ф. 304/I. Троиц. 408. Л. 507 об.), к-рый, однако, смог остаться настоятелем всего на один год. В сер. XVI-XVII в. в некоторых списках настоятелей Троице-Сергиева мон-ря неправильно отмечено, что П. был игуменом всего «два лета» ( Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в.//АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 293, 294; ВКТСМ. С. 15). По-видимому, в данном случае произошла распространенная у писцов ошибка при копировании цифры: вместо «д» (4) - «в» (2). В 1482-1484 гг. П. жил в Москве, события этих лет, связанные с ним, свидетельствуют о том, что П. мог пребывать на подворье Троице-Сергиева мон-ря или в одной из столичных обителей (Древнерус. патерики. С. 444). Предположение Г. М. Прохорова о том, что между 1481 и 1484 гг. бывший троицкий игумен уехал из Москвы в Спасо-Каменный мон-рь ( Прохоров. 1991. С. 150), источниками не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/2578675.html

XII в., сближающей ее с аналогичными постройками в Польше, Чехии и Венгрии, являются вскрываемые раскопками небольшие центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Назначение их не вполне понятно, возможно, то были церкви малых пригородных мон-рей или боярских вотчин. Эти формы отражались и в деревянном церковном зодчестве. Вероятно, к рубежу XII-XIII вв. (не позднее 1194, если эта дата читается в граффити на стене храма - Рождественская Т. В. Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992. 84. C. 125-126) относится создание ц. во имя вмч. Пантелеимона в Галиче, дошедшей до наших дней, хотя и с перестроенным верхом. Ряд технических особенностей и элементы декора роднят этот древнерус. по общим формам храм с памятниками цистерцианской архитектуры, особенно в Венгрии. Скорее всего в 1-й трети XIII в. была построена вскрытая раскопками каменная церковь в г. Василеве (ниже Галича по Днестру). После перерыва, вызванного монголо-татар. нашествием (в 1241 был разрушен Галич), каменное церковное строительство в Г. е. возобновилось не позднее кон. XIII в., когда во Львове, в 1268 г. ставшем стольным городом Галицкого княжества, была построена ц. во имя свт. Николая Мирликийского. Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина О мон-рях на территории Г. е. в домонг. время известно очень мало. Мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Галиче упоминается в Ипатьевской летописи в связи с погребением здесь в 1188/89 г. кн. Ростислава Иоанновича, двоюродного племянника Ярослава Осмомысла (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). Под 1240 г. в Галицко-Волынской летописи находим известие о небольшом (по археологическим данным, площадью 0,5 га) Богородицком мон-ре в г. Синеводске (по др. чтению, Синеволодске) в верховьях р. Стрый (Там же. Стб. 787). После 1269 г. галицкий кн. Лев I основал Георгиевский мон-рь во Львове. В кон. XIII в. свт. Петр , буд. митр. Киевский и всея Руси, построил на свои средства Спасо-Преображенский мон-рь на р.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Летом 1616 г. И. ездил бить челом царю об отмене пятинного сбора (чрезвычайного гос. налога размером в 1/5 всех доходов) с Соловецкого мон-ря и об «обелении» (освобождении от налогов) купленных обителью деревень на Онежском берегу Белого м. в Пурнеме и Лямце, где мон-рь собирался развивать соляные промыслы. Решение обоих вопросов было важным для экономического благополучия обители, поскольку его вотчины были разорены, а промыслы запустели. В Москву И. привез 1 тыс. р. оброка с соловецких вотчин и столько же пятинных денег (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 15. Л. 90 об.). 8 сент. 1616 г. И. бил челом государю о «монастырской хлебной скудости» и поднес ему в дар «кубок серебрян, золочен, на высоком стоянце, алтабас золотной и сорок соболей» ( Забелин И. Е. Дополнение к Дворцовым разрядам. Ч. 1//ЧОИДР. 1882. Кн. 1. Отд. 2. Стб. 56-57). Михаил Феодорович повелел оставить пятинные деньги за Соловецким мон-рем «для монастырьские хлебные скудости». Часть сэкономленных средств игумен передал в Вологде строителю соловецкого подворья старцу Иоасафу (впоследствии патриарх Иоасаф I ) для «хлебныя покупки» на монастырь (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 434. Л. 8 об.). Соловецкий монастырь вернул в казну неск. принадлежавших ему «белых» деревень в Турчасовском стане, а взамен этого были «обелены» приобретенные обителью деревни в Пурнеме, Нижмозере и Лямце (Там же. Л. 10). В последующие годы И. много внимания уделял расширению монастырских усолий (в Шуерецкой вол., в Польском усолье) и заведению новых (в 1617 - в Гридиной губе, в 1621 - в Поньгоме) (Там же. 15. Л. 114 об.). Во время настоятельства И. в Соловецком мон-ре было построено неск. каменных келейных корпусов, в 1615 г. сооружена 2-этажная иконописная палата, рядом в 1619 г. поставили кожевенный склад, в том же году, согласно «Соловецкому летописцу», была построена «казначейская палата о трех ярусах со сводами» ( Досифей (Немчинов). 1847. С. 57), по мнению А. К. Мельника и др. исследователей, палата была поставлена в сер. 70-х гг. XVI в. В игуменство И. был перестроен иконостас Спасо-Преображенского собора: в него был добавлен 5-й, праотеческий, ряд из 28 икон ( Щенникова Л. А. Вопросы изучения соловецких икон XVI-XVII вв.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Русского Севера. С. 268).

http://pravenc.ru/text/673965.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010