о Спасо-Каменном мон-ре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Google-карта Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных. Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 ... далее ...
ГРИГОРИЙ БОРИСОВ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре, что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в ... далее ...
ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре. В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Ист. : Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же Памятники письменности в музеях Вологодской обл. : Кат. -путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели Изд. подгот. : Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа ... далее ...
ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... жалованья мон-рю. Царь в дополнение к прежнему содержанию пожаловал на 22 насельника денежную и хлебную ругу: по 2 р. в год на человека, по 2 четверти ржи и по 2 четверти овса. В 1659 г. распорядился выдать единовременно по 3 р. каждому иноку. П. И. Савваитов упоминает о 9 грамотах 2-й пол. XVII в., по к-рым В. м. получал из вологодских таможенных доходов жалованье деньгами, хлебом, воском, ладаном, церковным вином, пшеницей и солью. В XVIII - нач. XIX в. мон-рь приобрел земельные угодья, мельницу и рыбную ловлю. В 1764 г. В. м. был оставлен на своем содержании. В 1775 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре на Кубенском оз., сгоревшая обитель была переведена в В. м. со штатным содержанием, в ризницу В. м. поступила сохранившаяся церковная утварь из Каменного мон-ря, в Свято-Духовский собор были перенесены мощи прп. Александр I Павлович. В XIX в. в В. м. велось каменное строительство. В 1810-1811 гг. к Свято-Духовскому собору была пристроена 3-ярусная колокольня. Впосл. храм неоднократно ремонтировался, в 1871-1872 гг. вместо обветшавшей была построена новая алтарная часть. По описанию Г. К. Лукомского, к нач. XX в. Свято-Духовская ц. «представляла собой сооружение в стиле ... далее ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. ( ЦМи-АР ) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. ( ЦМи-АР ) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских, - в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом ... далее ...
ДИОНИСИЙ ГРЕКИскать в Источникеpravenc.ru
... нареченному митр.) Митяю (Михаилу) или Пимену (. При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному архиерею было возможно только в случае вдовства Ростовской кафедры либо продолжительного отсутствия епископа на месте. В правление вел. кн. Димитрия Иоанновича подобная ситуация складывалась дважды: после смерти митр. св. Алексия - в 1378-1380 гг. - и после изгания из Ростова еп. св. Иакова - в 1386-1389 гг. Второй вариант находится в противоречии с хронологией Жития прп. Дионисия Глушицкого, родившегося ок. 1362 63 г. и в юном возрасте принявшего от Д. Г. постриг в Спасо-Каменном мон-ре) к 1393 прп. Дионисий Глушицкий уже прошел 9-летний искус послушания в обители (. Отсутствие архиерея в Ростове между кон. 1378 и сер. 1379 г. подтверждается свидетельством Жития свт. Стефана, еп. Пермского, к-рый) будучи поставлен в иеродиаконы еп. Арсением (для хиротонии во иерея был вынужден поехать в Москву, где его по повелению нареченного митр. Михаила рукоположил Коломенский еп. Герасим) Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 88-89 (. Исходя из этого можно предполагать, что посланцы из Спасо-Каменного мон-ря приезжали в Москву в кон. 1378-1379 гг.) возможно, ... далее ...
ИОНА СОЛОВЕЦКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... зело полезна отца Нила» (изд. по данному единственному списку краткой редакции: Казакова Н. А.) Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. ; Л., 1960. С. 319-341 (; большую подборку статей с предисловием из собрания сочинений прп. Максима Грека в редакции кон. XVI в., близкой к Синодальной; древнейший список «Повести о новгородском посаднике Щиле») изд. : Еремин И. П. Из истории старинной рус. повести: Повесть о посаднике Щиле: (Исслед. и тексты) Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 59-151 (; краткий) очевидно, первоначальный (вариант Сказания Паисия) Ярославова ( о Спасо-Каменном мон-ре ) изд. Г. М. Прохоровым: КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162 (; список кормовой книги Тихвинского монастыря 1590 г.) изд. по данной рукописи: ДАИ. Т. 1. № 135 (. Особое значение имеет переписанный И. С. текст Первого послания кн. А. М. Курбского царю Иоанну IV. Сделанный, вероятно, в период посещения книжником Москвы в 1595 г., данный список является единственным сохранившимся списком XVI в. текста из переписки Курбского и Грозного, он сыграл решающую роль в полемике о подлинности переписки) см. : Морозов. 1987 (. В одной тетради с посланием Курбского находится ... далее ...
ДИОНИСИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Собр. Един. пост. № 205. Л. 239-241; Калиганов. 2000. С. 345, 348) указывает на то, что создание проложного Жития не связано с канонизационными Соборами сер. XVI в. В месяцеслове в рукописи РНБ. Погод. № 637, XVII в., читается Месяцесловная редакция Жития Д., являющаяся, по-видимому, результатом сокращения редакции печатного Пролога в ее основном варианте. В XIX в. Основная редакция Жития Д. перерабатывалась путем заимствования сведений из «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря». С. А. Семячко Биография По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Д. в юности принял постриг в Спасо-Каменном мон-ре от игум. св. Дионисия Грека (впосл. епископ Ростовский) , при к-ром в обители был введен общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Д. был отдан под начало «старцу духовну наказати его иноческому житию» (Прохоров. Сказание. 2005. С. 35) . Через 9 лет Д. испросил у игумена благословение «наедине безмолствовати». Покинув Спасо-Каменный мон-рь в 1392 93 (6901) г. вместе с иноком Пахомием, Д. возобновил иноческую жизнь в запустевшем общежительном мон-ре в местности Св. Лука (Лучица) . Сначала иноки поставили келью, затем церковь, к-рая была освящена во имя свт. ... далее ...
расширенный поиск подписаться на rss-канал ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Кирилла ( Транквиллиона-Ставровецкого ) , чье «Евангелие учительное» было признано московскими богословами еретическим; в кон. 1627 г. был издан указ царя Михаила Феодоровича об уничтожении книги, и 4 дек. в Москве сожгли 60 экземпляров. А. говорил, «бутто те книги сожжены не по делу». А. с единомышленниками распространяли католич. учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. По царскому указу «за то воровство и за ересь» А. и его ученики были подвергнуты наказанию и разосланы в разные мон-ри «под крепкие начала». Дальнейшая судьба А. неизвестна. Ученик А. Яков, находясь в заточении в Спасо-Каменном мон-ре, продолжал распространять взгляды А., из-за чего в февр. 1629 г. началось новое следствие и Яков был сослан в тобольский Знаменский мон-рь. Лит. : Оглоблин Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. М., 1900. Ч. 3. С. 63; Шашков А. Т. Еретики в Сибири в 1-й пол. XVII в. Уральский сб. : История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 277-278. А. Т. Шашков Рубрики: Русская Церковь. Введение патриаршества ( 1589 - 1700 гг. ) . Монашество Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь Ключевые слова: Монашество Русской Православной ... далее ...
ИОАСАФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в Спасо-Каменном мон-ре 5 лет и скончался. «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки И. исцеление. 3 сент. 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного мон-ря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же» (Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 42-43) . Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сказание о Спасо-Каменном мон-ре послужило одним из главных источников Жития И., составленного в кон. XV - 1-й пол. XVI в. В наст. время известно 24 списка Жития XVII-XVIII вв. (перечень рукописей в кн. : Там же. С. 53 следует дополнить списками XVII в. : ГИМ. Син. № 797; ГИМ. Увар. № 122-8°, 257-8° и 759-4° и списком XVIII в. ГИМ. Муз. № 1510) . Житие И. компилятивно: вступление, Похвала святому и предсмертные молитвы И. восходят к Житию прп. Евфросина Псковского (а через посредство этого текста - к Житию прп. Дионисия Глушицкого) , рассказ о жизни И. в монастыре - к Житию прп. Макария ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: о Спасо-Каменном мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"