Ок. 77% населения В.- христиане; древние меланезийские культы исповедуют ок. 8%; синкретические карго культы Дж. Фрума - ок. 15%. Римско-католическая Церковь . Хотя первые католич. миссионеры прибыли на остров Эрроманго еще в 1839 г., но систематическая евангелизация началась лишь в 1887 г. В 1901 г. была основана префектура, в 1904 г. она была преобразована в апостолическое вик-ство. Первый священник из числа коренного населения В. был рукоположен в 1955 г. Католики доминируют среди населения о-вов Вао, Вала и Атчин, а также присутствуют на всех др. крупных островах (15%). Еп-ство Порт-Вила входит в состав архиеп-ства Нумеа и Нов. Каледония. Протестантские церкви, деноминации и секты . Первые протестант. миссионеры, представители Лондонского миссионерского об-ва во главе с Дж. Уильямсом, высадились на о-в Эрроманго в 1839 г. Вскоре после прибытия они были убиты и съедены одним из местных племен. Миссионерское об-во, оправившись от потрясения, решило изменить тактику и подготовило за 10 лет миссионеров-полинезийцев, к-рые должны были проложить дорогу европейцам. В 1845 г. на о-ве Эфате появились неск. миссионеров, выходцев с о-вов Самоа, однако их постигла та же участь, что и европейцев. Позднее европейцам все же удалось создать на В. стационарные миссии. В 1848 г. туда прибыли англикане и сконцентрировали свои усилия на сев. о-вах Банкс и Торрес, где они доминируют и сегодня, а также на о-вах Аоба, Маэво и Пентекост (15%). Диоцез Вануату входит в состав Церкви Меланезии и является членом Англиканского содружества . Первые пресвитерианские миссионеры прибыли из Нов. Шотландии (совр. Канада) в 1848 г., позднее появились их братья по вере из Великобритании, Австралии и Нов. Зеландии. В наст. время пресвитериане являются крупнейшей христ. конфессией В. (ок. 37%), но их присутствие на разных островах неравномерно, напр., на о-вах Танна, Анива, Атчин, Вао, Вала они крайне немногочисленны. В 1903 г. в результате деятельности Миссии Церквей Христа Австралии была создана Церковь Христа на В., к-рая имеет наибольшее количество последователей на о-вах Аоба, Маэво, Пентекост (ок. 4%); Апостольская австралийская церковь основала свою миссию в 1945 г. и присутствует в основном на о-вах Аоба, Эспириту-Санто и Мало. Ассамблеи Бога появились в 1967 г. вместе с пастором с о-вов Фиджи. Существует также Свободная церковь (Eglise Libre), франц. протестант. церковь, к-рую создала группа, отколовшаяся от Евангелической церкви Нов. Каледонии. На островах действуют общины адвентистов седьмого дня (с 1912), к-рые объединяют почти половину населения островов Аоре, Атчин и Бунинга (6,2%), свидетели Иеговы (с 1933), которые до сих пор крайне немногочисленны (ок. 380 чел.), и мормоны (ок. 600 чел.).

http://pravenc.ru/text/154061.html

Традиц., юридическое, значение термина В. сохраняется в тех гос-вах, где наряду с гос. религией легально существуют иные вероисповедания, правовой статус религ. общин неодинаков и нет полной религ. свободы. Меру В. такого гос-ва характеризует правовой статус негос., или менее привилегированных, религий и исповеданий. Совершенное отсутствие В. по отношению к к.-л. религии в стране означает нелегальный статус этой религии (примером гос-ва, где отсутствовала В. по отношению к любой религии, являлась Албания времен коммунистической диктатуры). Во мн. гос-вах В. по отношению к легально существующим общинам религ. меньшинств не исключает юридического запрета на переход из одного вероисповедания в др., особенно это касается отпадения от гос. религии. Напр., в Греции отпадение от гос. правосл. религии ограждено 13-й ст. Конституции, запрещающей прозелитизм . В исламских гос-вах, где правовая система основана на шариате , легально существуют христ. и евр. общины, но переход мусульманина в др. исповедание не может быть легальным и преследуется самым суровым образом, вплоть до смертной казни. В. в Римской империи До эдикта имп. Галерия (311) правовая система Рима обнаруживала полное отсутствие В. по отношению к христианам, хотя по отношению к иным религиям - вост. языческим культам, иудейской - она проявляла В. Преследования христиан осуществлялись как на основании общих законов империи, так и по особым распоряжениям, издававшимся императорами. Одним из юридических принципов Рима, к-рые ставили христ. Церковь в нелегальное положение, было то обстоятельство, что рим. право признавало только «открытые коллегии», где присутствовал бы представитель власти, чего Церковь не могла допустить. Поэтому Церковь оказалась вне закона, недозволенной коллегией (лат. collegium illicitum), и христиане преследовались как участники тайных сборищ - гетерий. Церковные общины могли уклониться от такого обвинения, существуя легально под видом погребальных коллегий (collegium funeraticium), в к-рые разрешалось принимать даже рабов и куда при этом не назначался офиц. представитель власти ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 25-29). Поэтому катакомбы, места погребений, стали прибежищем для древних христиан. Самым грозным обвинением христиан со стороны властей было обвинение в преступлении против религии (sacrilegium). Это преступление состояло в отказе совершать обряды богопочитания, напр. воскурение фимиама перед статуей бога, но поскольку в Римской империи в сонм богов стали включать императоров, то обвинение в преступлении против религии легко перерастало в обвинение оскорбления величества, заключавшееся в отказе христиан воскуривать фимиам перед статуей императора (Там же. С. 30-37).

http://pravenc.ru/text/150455.html

Христианского миссионерского альянса (1930). В 20-х гг. XX в. на территории совр. И. появились миссионеры-пятидесятники из Европы и США. В нач. XX в. колониальная администрация разрешила протестант. миссиям проповедовать на Сулавеси, Юж. Молуккских о-вах и на Тиморе. С 1927 по 1940 г. ряд протестант. церквей на о-вах Сев. Суматра, Ява, Сев. Сулавеси и Молуккских о-вах стали автономными, выйдя из состава Протестантской церкви Нидерландской Ост-Индии. Для 1-й пол. XX в. был характерен значительный рост количества христиан: в 1941 г. при численности населения И. в 60 млн чел. насчитывалось ок. 1,7 млн протестантов и ок. 600 тыс. католиков. Интерьер ц. Пресв. Богородицы в Ларантуке (о-в Флоренс). Нач. XX в. Интерьер ц. Пресв. Богородицы в Ларантуке (о-в Флоренс). Нач. XX в. В 1942 г. И. была оккупирована Японией и все миссионеры-иностранцы были высланы. Церкви И. объединились в самоуправляющиеся региональные советы церквей, включавшие как католич., так и протестант. орг-ции. После окончания второй мировой войны и обретения И. независимости развитие христ. орг-ций пошло ускоренными темпами. В Пематангсиантаре, Джакарте, Салатиге и ряде др. городов появились христ. ун-ты, большинство крупных церквей основывали собственные школы или богословские фак-ты в существующих высших учебных заведениях. В 1961 г. началось становление католич. церковно-адм. системы И. Апостольское вик-ство Джакарта (до 1950 апостольское вик-ство Батавия) получило статус архиеп-ства Джакарта. Католики создали развитую систему богословского образования; ежедневная католич. газ. «Компас» стала крупнейшим печатным изданием в Юго-Вост. Азии. 29 июня 1967 г. архиеп. Семаранга Юстинус Дармоджувон стал первым кардиналом-индонезийцем. В 1970 г. состоялся визит папы Римского Павла VI в И. Кафедральный собор св. Иосифа и Вознесения Марии в г. Рутенг (о-в Флоренс). 2002 г. Кафедральный собор св. Иосифа и Вознесения Марии в г. Рутенг (о-в Флоренс). 2002 г. Задачей индонез. протестантов в 50-60-х гг. было создание единой церковной структуры.

http://pravenc.ru/text/389581.html

На выборах 8 июля 2009 г. за пост Президента И. боролись 3 кандидата - действующий президент, бывш. президент страны Сукарнопутри и действующий вице-президент Юсуф Калла. Юдойоно получил 60,8% голосов избирателей и во 2-й раз стал Президентом И. Е. А. Черепнёва Католич. школа в г. Ларантук (о-в Флорес). 1570 г. Согласно сообщениям араб. источников XI-XIV вв., уже с нач. VII в. на о-в Суматра и, возможно, на о-в Ява из Персии и Индии стали прибывать купцы-христиане. По преданию, первые миссионеры из антиохийских (сир.) христиан проповедовали в VII-VIII вв. в Баросе на Суматре. После того как скончались последние представители духовенства, местные жители христиане оказались в политической и географической изоляции. Тем не менее в XI в. католический миссионер обнаружил здесь потомков христиан, к-рые сохранили крупицы веры. Предание сохранило имена 3 епископов - Мар Ябаллах, Мар Авдишо и Мар Дынха. Однако сведений о жизни этих общин практически не осталось. О первых католич. миссиях на территории И. точных данных нет; францисканцы, посетившие архипелаг в кон. XIII - нач. XIV в. по пути из Европы в Китай, возможно, были первыми католич. миссионерами в И. Ок. 1324 г. на о-вах Суматра, Ява и Калимантан неск. месяцев проповедовал Одорих из Порденоне, положив основание христ. миссии. Организованная миссионерская деятельность в И. началась с приходом португальцев (1511). В 1534 г. католич. миссионеры обосновались на Молуккских о-вах (Амбон и Тернате). Пресвитер-иезуит Франциск Ксаверий провел в И. 14 месяцев (1546-1547), посетив о-в Тернате и основав там коллегию для подготовки местного духовенства. Миссионеры-иезуиты посетили также Сулавеси и окружающие острова. В 1562 г. на о-вах Флорес, Алор и Солор основали миссию доминиканцы. После 1570 г. католич. миссии понесли значительный ущерб в результате репрессивных мер со стороны султаната Тернате. На севере Суматры, в Аче, приняли мученическую смерть проповедники-кармелиты Дионисий из мон-ря Рождества Господня и Редемпт из мон-ря Св.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Перрон. там же, стр. 302. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 70. Спб. 1856 г. 392 Перрон, там же, стр. 299–300. Римск. катих. стр. 337. В некоторых случаях при мирономазании бывают у латин и восприемники. Перрон. там же, стр. 302. 395 Тертуллиан. О крещен, гл. 6. 7: твор. ч. 2, стр. 11–12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр; 281. Венеция, 1728 г. Геннад. массил. О церковн. догмат. гл. 21: прибавл. к 8 том. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 396 Постап. апостол. кн. 7, гл. 43–44: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 384–385. Амстердам, 1724 г. 397 Св. Кирилл. иерусал. Тайновод. слов. 3, чл. 3–4: твор. стр. 365. Москва, 1855 г. Св. Ефрем. сирин. Прибавл. к твор. св. отц. на 1849 г. стр. 123. II вселенск. собор. прав. 7 и VI bceлehck. собор. прав. 95: книг. правил, стр. 40. 104. Спб. 1843 г. 398 Ассеман. Собран. литург. т. 3, стр. 83–84. 111–112. Иосиф., армянск. архиеписк. Чин. миропомаз. у армян. Спб. 1799 г. 400 Тертуллиан. О крещен. гл. 7 и 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и Юбаиану. твор. стр. 269 в 281. Венеция, 1728 г. Св. Кирил. иерус. Тайновод. Слов. 3: твор. стр. 366–367. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств. кн. 3, гл. 2: твор. ч. 1, л. 234 на обор., изд. 1516 г. 401 Из творений отцев и писателей западной церкви, живших до седьмого века, видно, что в их время при совершении Миропомазания читалась молитва (Тертуллиан. О Крещении гл. 7: твор. ч. 2, стр. 12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр. 281. Венеция, 1728 г. Бл. Иероним. Разговор. прот. люцифериан: твор. т. 4, ч. 2, стр. 295. Париж, 1706 г.). Но какая именно была молитва сия, отцы и писатели эти не говорят. В первый раз встречается она в требнике св. Григория двоеслова (Твор. т. 3, стр. 73. Париж, 1705 г.), а потом и у других писателей западных, но в весьма разнообразном виде. Амалар. О служб. церковн. гл. 27. Александр. галенск. Сущн. богослов. ч. 4, вопр. 9, чл. 1. Кстати заметим здесь, что латинские писатели несправедливо поступают, когда с уничижением отзываются о словах, употребляемых при Миропомазании по чину Церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

об-ва пароходства и торговли: Газ. Од., 1860. 71, 72; Отчет о мерах, принятых к улучшению быта рус. правосл. поклонников в Палестине. СПб., 1860; Объяснительная записка г. Гос. Контролеру 25 нояб. 1866 г.: (Отчет Палестинского комитета). СПб., 1866; Ответ на ст. В. Н. Хитрово: Смета доходов и расходов Иерусалимской патриархии. М., 1884; Базилика имп. Константина в Св. граде Иерусалиме: По поводу рус. раскопок близ храма Гроба Господня. Х., 1885; Рус. раскопки в св. гр. Иерусалиме пред судом Рус. археол. об-ва. Рига, 1887. Вып. 1; Храм Св. Гроба Господня в его древнем виде. Рига, 1887 (нем. пер.: Die Kirche des Heiligen Grabes zu Jerusalem in ihrer altesten Gestalt/Übers. A. Boehlendorff. Hdlb., 1888); Макарий Афонский//РА. 1889. Кн. 2. 8. С. 569-576; Письма к К. П. Победоносцеву, 1886-1889//К. П. Победоносцев и его корреспонденты. М.; Пг., 1923. Т. 1/2; Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Сост., вступ. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2000. Т. 1. С. 216-237; 20152. Т. 1. С. 485-626 и др.; Письма из путешествия по Правосл. Востоку в 1857 г./Подгот. к изд.: К. А. Вах и А. фон Виннинг. М., 2014. Лит.: Дмитриевский А. А. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. Вып. 3. С. 446-457 (То же// Он же. Деятели Рус. Палестины. М.; СПб., 2010. С. 57-63); Лисовой Н. Н. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. земле и на Ближ. Востоке. М., 2006. С. 109-126; он же. К истории рус. духовного и полит. присутствия в Св. земле и на Ближ. Востоке//Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы. М., 20152. Т. 1. С. 24-29; Вах К. А. «Иерусалимский проект» вел. кн. Константина Николаевича//Вел. кн. Константин Николаевич и рус. паломничество в Св. землю. М., 2012. С. 10-111; он же. «Иерусалимский проект» России: Б. П. Мансуров и рус. постройки//Вел. кн. Константин Николаевич и Рус. Иерусалим. М., 2012. С. 21-36; он же. Из предыстории ИППО: Кризис Палестинского комитета, рождение Палестинской комиссии//Имп. правосл. Палестинское об-во: К 130-летию со дня основания: Мат-лы междунар. конф. М., 2012. С.

http://pravenc.ru/text/2561858.html

газета была названа «Православная Зарубежная Русь», однако затем для облегчения распространения ее в Польше и Прибалтике название изменили на «Православная Русь» . С газетой сотрудничали: Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий), Шанхайский еп. свт. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ), архим. Иоанн (Шаховской ; впосл. архиепископ), иером. Аверкий (Таушев ; впосл. архиепископ), прот. Кирилл (Зайцев; впосл. архим. Константин); Н. Д. Тальберг , И. А. Ильин , И. С. Шмелёв , А. В. Карташёв . К 1939 г. тираж газеты достигал 2,5 тыс. экз., она распространялась в 48 гос-вах. В 1938 г. у газеты появилось приложение (вкладка) «Вера, Родина, Семья». С 1935 по 1940 г. в качестве приложения к газете братство публиковало ежемесячный религ. детский ж. «Детство во Христе» (с 1939 - «Детство и юность во Христе»). Основателем его стал инок Алексий (Дехтерёв; впосл. архиепископ), оформлением занимался свящ. Киприан (Пыжов); с нояб. 1939 г.- вместе со свящ. Нафанаилом (Львовым). В 1939 г. вышел 1-й выпуск «Православного пути» как непериодического органа богословской и церковно-общественной мысли. Редакционный комитет возглавил архим. Филипп (Гарднер). «Православный путь», задуманный в противовес парижскому религиозно-философскому ж. «Путь», возобновился в США уже после войны и выходит поныне как церковно-богословско-философский ежегодник. В 1937 г. вышел 1-й каталог изданий И. П. м. (Почаевского братства) за 1924-1936 гг., включивший 38 названий книг и брошюр по 4 разделам: богослужебные книги и молитвословы, богословие и учебники, религиозно-нравственные книги и разные издания. В книжном каталоге 1940 г. названо уже 56 изданий. Во время второй мировой войны Словакия, где располагался И. П. м., выступила как союзница Германии. В 1-й период войны ладомировские издания, прежде всего газ. «Православная Русь», продолжали распространяться в гос-вах германского блока и оккупированных ими странах, а также в Скандинавии, на Дальн. Востоке и в Юж. Америке. После нападения 22 июня 1941 г.

http://pravenc.ru/text/578212.html

духовенства, 1 ремесленник, 10 буржуа, 7 земледельцев). В 1798 г. лат. архиепископ был вынужден покинуть Керкиру. Вскоре наступило разочарование как экономической (увеличение налогового бремени), так и религ. политикой французов (конфискация церковных владений, роспуск «Священного ордена», запрет колокольного звона, изъятие из храмов драгоценной утвари). Решение убрать мощи свт. Спиридона из собора вызвало всеобщее негодование. Поэтому, когда в кон. окт. 1798 г. к острову подошли российский и тур. флоты под командованием вице-адмирала св. прав. Феодора Ушакова и осадили франц. гарнизон в г. Керкира, местное население помогало во взятии крепости. После штурма 18-20 февр. 1799 г. французы капитулировали. Вел. протопресвитер встретил Феодора Ушакова в воротах крепости, торжественное шествие проследовало в собор свт. Спиридона Тримифунтского, где был отслужен молебен в честь освобождения Керкиры от «безбожных французов». На Ионических о-вах было образовано новое гос-во - Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом России и Турции (1799-1807). По инициативе Феодора Ушакова в 1799 г. на Керкире была восстановлена архиерейская кафедра. 7 июля 1799 г. митрополитом был избран Георгий (Халикиопулос-Мандзарос), занимавший должность вел. протопресвитера, но он внезапно скончался до совершения архиерейской хиротонии. В новых выборах участвовали 2 кандидата - Петр Поликарп Вулгарис и вел. дидаскал Никифор (Феотоки), бывш. архиепископ Славянский и Херсонский. В окт. 1799 г. большинство голосов получил Вулгарис, но его избрание было признано неканоническим, т. к. он был женат, имел детей и внуков. В результате повторных выборов 27 дек. 1799 г. митрополитом стал Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас), хиротонисанный 2 февр. 1800 г. Конституция 1803 г. провозгласила Православие на Ионических о-вах господствующей религией, а католичество - признанной и находящейся под покровительством. Др. вероисповедания не разрешались. 8 сент. 1803 г. Сенат принял церковный устав (проект которого, видимо, был составлен И.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛИНКА Федор Николаевич (8.06.1786, с. Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ.- 11.02.1880, Тверь), поэт, прозаик. Из мелкопоместных дворян. В 1798-1802 гг. учился в 1-м кадетском корпусе в С.-Петербурге, испытал влияние законоучителя архим. Михаила (Десницкого ; впосл. митр. С.-Петербургский). В июне 1802 г. поступил на военную службу; с дек. 1803 г. фактически стал адъютантом ген. М. А. Милорадовича, участвовал в войне с Францией 1805-1806 гг. Неск. лет из-за болезни пребывал в отставке, путешествовал по среднерус. губерниям. Во время Отечественной войны 1812 г. был свидетелем обороны Смоленска и Бородинской битвы. Вернулся на службу 1 окт. 1812 г., участвовал в сражениях при Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, Красном и в заграничных походах рус. армии, дошел до Парижа, награжден рус. и иностранными орденами и шпагой «за храбрость». Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. В 1816 г. переведен в Гвардейский генеральный штаб, в 1818 г. получил звание полковника. В 1817-1819 гг. редактировал «Военный журнал». С 1819 г. состоял чиновником «по особым поручениям» при с.-петербургском военном ген.-губернаторе Милорадовиче, заведовал его «особенной канцелярией». Являлся влиятельным членом масонской ложи «Избранного Михаила» (1816-1821; с 1817 был ее представителем в Великой ложе Астреи), декабристских орг-ций «Союз спасения» (1816-1818) и «Союз благоденствия» (1818-1821). Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», являлся важнейшим «агентом влияния» в лит. кружках и об-вах (в частности, в 1819-1825 избирался председателем Вольного об-ва любителей рос. словесности, в к-рое вступил в 1816), был противником военного переворота и выступал за сохранение монархии. Свое положение при Милорадовиче Г. использовал для благотворительной деятельности, защиты прав заключенных и т. п. (в 1820 способствовал смягчению участи А. С. Пушкина ). В 1821 г. прекратил участие в декабристских и масонских об-вах, однако, оставался под подозрением, в 1822 г. был переведен в армию. Знал о подготовке декабристского восстания 1825 г., пытался предостеречь зачинщиков от «насилий». После восстания арестован и сразу освобожден; в марте 1826 г. вновь арестован, до июня находился под следствием в Петропавловской крепости, был оправдан и освобожден, но уволен с военной службы и отправлен в Олонецкое губ. правление на должность советника. В 1830 г. переведен на такую же должность в Тверь, в 1832 г.- в Орёл. В 1834 г. вышел в отставку с чином действительного статского советника.

http://pravenc.ru/text/165141.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010