Все знали, кто явился причиной его ареста, многие тяжело переживали это предательство и часто жаловались ему на предателей в письмах. На что отец Рафаил отвечал: «Сын Божий, искупивый нас, грешных, на Кресте Голгофском Своими страданиями, в Своей предсмертной молитве взывает ко Отцу Своему за распинателей Своих: “Отче, прости им — не ведают, что творят!” Более того, Он учит: “Любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынове Отца вашего Небесного... ибо Он благ и к неблагодарным и злым”. И мы с тобою, грешные, нуждаясь в прощении грехов, молимся: Отче наш, Иже еси на небесех… и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить. Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя — не сердись ни на кого... как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей... и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь. Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле... А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией — ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь, со словом на устах и в сердце, с каким умер в изгнании святитель Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”...» После смерти в марте 1953 года гонителя христиан тирана Сталина верующие направили властям ходатайство об освобождении отца Рафаила. Однако все хлопоты их остались бесплодными. Он был освобожден только в 1955 году, после того как началось массовое освобождение из лагерей по неправосудным приговорам. В том же году он был назначен вторым священником в Благовещенскую церковь в Козельске. Перенесенные им в лагере страдания еще больше приблизили его ко Господу, сделав его сосудом Духа Святого, так что главное, что чувствовал человек, сколько-нибудь способный к восприятию духовного, когда соприкасался с ним, — это великая христианская любовь подвижника ко всем, незаметная для внешних в своем христианском смирении, но проникающая и исцеляющая страждущую душу всякого стремящегося ко спасению.

http://foma.ru/bez-kresta-net-vencza.htm...

Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий волю, свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, их надо было защищать, а потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония. А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, тоже вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те и другие любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, он становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак — это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, он тогда исполняет великие Божии слова. Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Это не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим близким, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечествупотому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как жить по совести и не любить народ свой? Как жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, рубежи.

http://pravmir.ru/episkop-stavropolskij-...

Никто из живущих сейчас на Украине не должен чувствовать себя чужим в своем родном доме, на каком бы языке он ни говорил. Нельзя допустить дальнейшей поляризации общества, роста насилия против мирных граждан, необходимо всему населению гарантировать реализацию его прав и свобод, включая право на участие в принятии судьбоносных решений. Те, в чьих руках находится власть, обязаны не допустить насилия и беззакония. Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять свое будущее. Братство русского, украинского и белорусского народов – реальность, выстраданная историей и многими поколениями наших предков. Эта реальность, живущая в наших сердцах, должна определить наше будущее, и ее нельзя приносить в жертву сиюминутным интересам. Сегодня, в Прощеное воскресенье, я обращаюсь ко всем моим братьям и сестрам во Христе с горячим призывом простить и понять друг друга. Обращаюсь ко всем власть имущим: не допустите насилия по отношению к мирным гражданам! Господи, благослови народ Твой и сохрани от всякого зла каждого, кто живет на украинской земле! Из обращения к местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Украинской Православной Церкви в связи с ситуацией на Украине Что такое изгнание из рая? Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом. Не полное отлучение человека от Бога, не предоставление человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешение человека от непосредственных отношений с Богом, в результате чего первые люди не смогли более вкушать от древа жизни. Никто не знает, что такое древо жизни. Может быть, это действительно физическое древо, но, может быть, это особый образ, особая аллегория, означающая непосредственную связь человека с Богом, посредством которой он получал токи бессмертия. Мы не знаем точно, но воспринимаем человеческими мыслями все то, о чем повествует слово Божие, и потому свидетельствуем, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. А произошло так потому, что человек захотел вкусить от другого древа – древа познания добра и зла. Бог запретил это делать, но по внушению извне, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить от этого плода, чтобы познать добро и зло и быть, как внушил ему диавол, как Бог.

http://pravoslavie.ru/68897.html

Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10 - 22), то есть добровольно обрекающий себя на эвтаназию - самоубийство, отказывается не только от воли Иисуса Христа, но и не желает спасительного пути вместе с Господом в Его обителях. Мы не вправе по своему хотению распоряжаться собственной жизнью, ведь она дана нам Спасителем и то, что мы можем заслужить терпением скорбей и немощей, неизмеримо по сравнению с тем, что приходится испытать каждому из нас в земной жизни. Однако современный человек, отвергаясь Божьего Промысла о самом себе, неизменно попадает в руки иного - отца лжи, становясь его рабом, ибо одевается в одежды неправды, предательства и потакания плоти, считая такой путь наиболее верным для себя, а когда приходит время воздаяния за нераскаянные грехи, вместо терпения человек выбирает самоубийство через эвтаназию, окончательно перечеркивая собственную христианскую душу. Поражает, с какой легкостью современное общество выбирает как собственную жизнь, полную страстей, так и собственную смерть, полную вечного забвения. 4) Как Вы думаете, насколько вероятен прогноз по финансовому кризису в Евросоюзе? Финансовый кризис в Евросоюзе уже не просто стучится в двери каждой европейской страны, но хозяйничает в каждом европейском доме. За депозиты нужно платить, при ставке рефинансирования ЕЦБ Марио Драги в 0,05% деньги все равно оказались не нужны, не востребованы большинством производителей, которые, спасаясь от финансового и экономического кризиса, выводят собственные предприятия в страны Восточной Европы и в Юго - Восточную Азию. Однако последние события на восточных фондовых рынках и прогнозах по росту промышленного производства в Китае, с все большей откровенностью для финансовых кланов говорят о том, что кризис окончательно стал системным и общемировым. Сегодня больше не осталось стран, чья экономика не подвергается кризису спроса, что говорит о самых масштабных и панических явлениях со времен возникновения капитализма. Сама идея бесконечного расширения рынков и роста спроса, казавшаяся незыблемой в 90-х годах прошлого века, сегодня стала окончательной явью и больше не дает прибыли банкам - кровеносной системе всей мировой экономики.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Но когда обращаем их на творения Божия с тем только, чтобы разсматривая красоту оных, возбудить в сердце своем пожелание суетности и вожделение плоти: тогда очи свои делаем рабами греха. Ежели мы отверзаем уши наши для того, чтобы слышать глас Господа Бога, песни и славословия, в прославление Его воспеваемыя: тогда уши наши становятся рабами в деле спасения нашего: но ежели мы отверзаем их для того, чтобы слышать злословия, срамныя речи, бесчестныя и любовныя песни: тогда они становятся рабами дел, готовящих нам мучение. Ежели язык наш песнословит Бога, проповедует учение его, утешает или подает советы ближнему, то он есть орудие добродетели; но когда он произносит хулы на Творца, или неправду, обманы, ложныя обвинения и вредные советы на ближняго, тогда он делается орудием греха. Самыя руки мы простираем по собственному своему хотению, иногда горе на прославление Божие, а иногда долу на похищение чуждаго имущества: ногами также спешим иногда на помощь ближнему, а иногда на соделание ему вреда. Вот как мы члены свои посвящаем на служение то добродетели, то греху, и приемлем себе отсюду или святость, или осквернение. Но выслушайте и то, какими, доказательствами Божественный Апостол тщится преклонить Христиан к тому, чтобы поработили себя легчайшему игу добродетели. ст. 21 и 22 Кий убо тогда иместе плод, о них же ныне стыдитеся? кончина бо онех, смерть. Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню: кончину же, жизнь вечную. Апостол здесь, сравнивая между собою действия греха и добродетели, доказывает ясным образом вред происходящий от грехов и пользу от добродетелей. Какой, говорит, вы получили тогда плод, когда, то есть, работали греху и творили такия дела, о которых одно воспоминание ныне заставляет вас стыдиться? Истинно же так, что грешник, как скоро предстанет творить грех, и исчезнет в нем ощущаемое от того удовольствие, тотчас стыдится и срамляется, хотя бы был самый бесстыднейший, Апостол присоединяет к сему и другое зло, порождение греха, то есть смерть, состоящую в вечном мучении: «кончина бо онех, говорит, смерть.» Но ныне поелику вы свободились от греха и соделались рабами Божиими, плод ваш есть святость, а конец ваших добрых дел, наследие вечной жизни и блаженства.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-ya-po...

Так, во главе движения встали бывшие активные антиникейцы Георгий Лаодикийский и Василий Анкирский. Афанасий не без жесткости сердечной долго продолжал еще называть Георгия просто арианином. Но оздоровляющее движение началось. Василий Анкирский, не откладывая в долгий ящик, воспользовавшись ближайшим поводом освящения в Анкире нового храма, перед Пасхой 12 апреля 358 г. созвал собор. Время для съездов было неудобное. Подъехало только 12 епископов. Но все равно он провел через этот собор свое окружное послание к епископам Финикии и других епархий Востока. «После того как наши отцы одержали над еретиками (Маркеллом и Фотином) такие важные победы, казалось, можно было надеяться, что настали времена мира, спокойствия. Но диавол нашел для себя новые сосуды. Опять слышно ο новшествах, ο скверных новоглаголаниях против истинного, подлинного (γνησιτης) сыновства Единородного.» Довольно пространное изложение веры собора заканчивалось восемнадцатью анафематизмами и против Маркелла, и против аномеев. Хотя тут староникейское омоусиос тоже отвергнуто, но анкирские отцы тут утверждали, что Сын подобен Отцу не только по энергии, но и по существу (!) и что Бог родил Сына не только по своему хотению (κατ " εξουσαν), но и по своей сущности (κατ " ουσιαν!!). Это был конец неопределенности и начало догматического уточнения . Отказ от «иносущия» и утверждение «родства по сущности.» Сыновство утверждалось не метафорическое, a подлинное: термины «γνσιος,» «γνησιτης.» Лишь от испуга перед савеллианством задерживались на « подобии по сущности»: «имеет сущность свою не в тожестве с Отцом, a только в подобии.» Св. Епифаний назвал этих анкирцев «полуарианами.» Но это исторически неточно, ибо они шли прочь от ариан. Анкирский собор 358 г. расколол антиникейскую коалицию. Началась борьба фракций. Собор послал своих депутатов к императору Констанцию. Констанций действительно хотел компромиссного мира, a не раздорных крайностей. Он с убеждением встал на сторону этих анкирских соборян 358 г. Решил предложить их программу на всеобщее приятие, на, так сказать, «епископский плебисцит.» Ради этого взял даже обратно свою утвердительную грамоту y Евдоксия на Антиохийскую кафедру, впредь до проверки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435041/

Святые напротив: сущие уже ангелы в созерцании такой высоты (Таин), но трепеща, подобно серафимам, божественных Таин, (как сказано), избегали ее (власти) и уклонялись от величия священного сана. А как вели себя, будучи удостоены его, видно из того, что они сделали. Поэтому и мы, возлюбленный, соделавшиеся, по божественной благости, причастниками достоинства святых, потщимся, сколько есть силы в нас, распоряжаться жизнию и управлять ею подобно им. Это дело не только для нас — слишком неопытных — есть дело, не соответствующее (нашему) достоинству, но даже для достигших высшей степени чистоты, сделавшихся подобными ангелам и самых ангелов. Это дело принадлежит одному Божественному Существу, которое произвело все из ничтожества и ныне сохраняет, и может переменить все по своему хотению. И это здесь очевидно. Потому мы одни из всех сотворенных существ нуждаемся в обновлении; и, так как мы помрачили и погубили первую красоту, преслушали вечного и бессмертного, и нетленного, и неизменяемого Бога, а послушали сотворенного добрым, но по своей воле падшего, и потерявшего божественное бессмертие, и сделавшегося смертным чрез удаление от бессмертного, то для нас и необходима благодать. И хотя отступник этот, по-видимому, живет и пребывает, но на самом деле истинной жизни — жизни Божией он лишился, самовольно передавшись на сторону зла и чрез самомнение сделавшись противником сотворившему его Господу, а чрез это и нам, прельщенным им, приготовив подобную же погибель. И этот отступник еще существует и не утратил своей злобы. А мы после падения, по благости Творца, получили средство к восстанию. Ибо он пал не вследствие обмана; не страдал плотию и не был связан материей, но добровольно отстал от добра, о котором имел истинное познание; поэтому, не имея места для покаяния, он и остается зложелателем и усиливается в злобе. А мы, обольщенные чувством и коварным обманом, получили благодать покаяния, для того, чтобы, дознавши на опыте зло, (нам) презирать его, — восчувствовавши истинные и божественные блага, от которых отпали, покаяться, тотчас отвечать на призвание, быть за это помилованными и получить опять дары божественной благости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3931...

Я ни к чему не принуждаю его, ничего не навязываю. В церкви стараюсь обращать его внимание на красоту службы, объясняю символику икон. Дома я сама читаю молитвы по молитвослову на церковнославянском и при случае привожу ему примеры красот церковного языка. Школа, в которой учится Ваня, - светская, а его лучший школьный приятель - из семьи антиклерикалов. Другой друг тоже недавно объявил, что он не верит в Бога. Есть в классе девочки, активно ратующие за права сексуальных меньшинств. Но меня это не пугает, потому что, к счастью, у сына уже сформировалось собственное мнение на этот счет. Я так и не решила для себя вопрос: нужно ли поститься детям? Священник сказал нам, что детям поститься не нужно, они растут, а вырастут - будут поститься уже по своему хотению. Я тоже так считаю и выхожу из положения так: ближе к Пасхе не покупаю Ване сладостей. Это для него пострашнее поста - он сладкоежка. Ребенка невозможно вырастить в оранжерее, рано или поздно дверь этой заботливо устроенной теплицы все равно распахнется, и туда ворвутся ветер, дождь, а то и ураган. Дачники знают, что даже рассаду нужно закалять. По этой причине мы ходим в обычную школу, ходили и в обычный детский сад. Бывает, что, когда ребенок ближе знакомится с «другим» миром, он начинает больше ценить свой, домашний мир. «А если я сделаю пирсинг, ты меня будешь любить?» Но не только церковное детство может дать примеры того, как воспитывать ребенка верующим родителям. - Мое детство было не церковным, но тоже в каком-то смысле «стерильным», - рассказывает сотрудник информационно-издательского отдела Саратовской епархии Елена Сапаева. - Это было советское детство. Воспитывала меня бабушка. В ее окружении не только курить, ругаться и появляться пьяными при детях, но и разговаривать при нас на многие взрослые темы было нельзя. Даже проблему экономического кризиса - что негде достать какие-то вещи, продукты - взрослые обсуждали с глазу на глаз, за закрытой дверью, а не за общим столом. Мы жили в парниковых условиях. И мне эта «стерильность» никак не повредила. Она не была следствием запретов, просто нас, детей, ограждали от всего недетского в этой жизни. Вообще, мне кажется, обсуждение взрослых проблем при детях для их духовного здоровья опаснее, чем услышанное где-то нецензурное слово или пошлая картинка. Чистота детства не связана с системой запретов - достаточно просто культуры поведения при ребенке.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/13/va...

По совести сказать, мы сегодня забыли это, а как нам в детстве бывало стыдно, если нам скажут: «где твоя совесть»? А сейчас это редко когда услышишь. И кто себя в этом смысле так сегодня испытывает? Так вот, может быть, хоть как-нибудь вернемся мы этим горьким лекарством к этому пониманию, чтобы как самарянка, жить по совести! Она не слукавила, она сказала Спасителю именно так, как есть. Причем сказала о неприятных сторонах своей жизни, поведала об этом чужому человеку. И вот, в этом смысле, перестать врать, лгать, когда об этом самому себе говоришь, говоришь другим людям, является нашей задачей. А особенно в бизнесе сегодня можно услышать: «как же это можно, делать бизнес и не врать»?.. Н. Бульчук: - А наши благочестивые предки как-то умели это делать... Митр. Алексий: - Умели. Так и нам надо этому учиться! Потому что, если мы этого в опыте своем не получим, то с чем же мы придем тогда при своем последнем вздохе пред очи Господа Вседержителя?! Поздно там уже будет... Вот, пока мы здесь, нам и надо меняться. Господь нам и помогает в этом. Н. Бульчук: - Некоторые святые отцы отмечают удивительность этой притчи еще в том плане, что ученики, сопровождавшие Спасителя (они в тот момент отправились за едой), по сути говоря, явились в чем-то духовно ниже самарянки. Она даже их в чем-то превзошла духовно, потому что она настолько открыла свое сердце Спасителю в этот момент, сказав: «я вижу, Ты пророк...», что уже не замечала ничего другого! И продолжала насыщаться животворными словами Спасителя. Святые отцы замечают, что самарянка тут явилась равноапостольной, потому что по ее слову пришли ко Христу жители всего ее селения. Как же так получается, что ученики в этот момент не смогли, что ли, сравниться с ней духовно в такой момент? Митр. Алексий: - А вот опять именно об этом я и говорю: значит, все-таки совесть их не была в меру ее чистоты, какой она была у нее, у самарянки! Они не смогли этого почувствовать: они искали, «кому сесть справа, а кому слева» около Мессии. И Царство Его - каким образом они его себе представляли? Абсолютно в измерениях земного царства... А самарянка пошла и сказала своему народу: «Вы пойдите и посмотрите, не Христос ли это? Не то ли это обещанное прародителям «семя Жены», после их падения в раю от Бога им обещанное, Которое придет «стирать главу змия»? Не Тот ли самый Пророк, на Которого Моисей указывал, что когда Он придет, уж Его-то вы слушайте не так, как меня слушали, а всей глубиной веры и верности Ему... Вот, к чему она их звала: «пойдите и посмотрите, не Мессия ли это, не Христос ли»? А если так, то нам нужно измениться в своей жизни - по образу и по подобию Его. Не под себя, не «по твоему велению, по моему хотению», как у Пушкина, в сказке о рыбаке и рыбке...

http://radonezh.ru/2020/05/22/seychas-vr...

Народ извратился. Так и сказано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления были зло во всякое время». И читаем далее: «Ной же обрел благодать перед очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6: 8–9). Праведный не означает «святой, безгрешный». Безгрешен только Бог. Здесь о Ное сказано, что он был праведен, но не безгрешен; что он был праведен «в роде своем» – то есть Ной был праведник в допотопном развращенном обществе, в тот исторический момент. «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6: 9). Но читаем далее: «Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 11–12). Люди стали жить, пренебрегая Духом Божиим, жить по своему хотению. Они стали воспринимать свободу как вседозволенность. Как писал русский философ Н. Бердяев: «Люди начали воспринимать свободу не “для”, а “от”». Не для служения Богу и людям, а от служения Богу и людям. Когда сегодняшняя молодежь говорит: «Ой, устали за неделю! Пойдем оторвемся в выходные», я всегда спрашиваю: «От Кого оторвемся? От Бога, Который есть Любовь и Жизнь?» И ведь действительно, в тех местах, в которые ходят «отрываться», можно и от Бога, и от жизни оторваться по полной программе – так, что после такого отрыва и вовсе не прийти в себя и не вернуться к жизни. Ковчег Кафедральный собор Монреале на Сицилии. Мозаика      И мы читаем далее Книгу Бытия: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Быт. 6: 13–16).

http://pravoslavie.ru/98976.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010