от лат. occultus – тайный, скрытый

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
Г. принял монашество, очевидно, в ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Лат. тексты библейских песен и молитв сопровождаются межстрочным переводом, а широкие расстояния между строками всей рукописи позволяют утверждать, что предполагалось т. о. выполнить весь текст Псалтири. В неск. списках Геннадиевской Библии помещено краткое Житие блж. Иеронима, переведенное с неизвестного лат. оригинала (публ. : Ромодановская В. А. Рассказ о блаженном Иерониме в русской рукописной Библии XV в. ТОДРЛ. Т. 57) в печати () . Публицистическая деятельность Геннадиевского лит. кружка была непосредственно связана с борьбой против еретиков. С этой целью был выполнен перевод 2 лат. антииудейских трактатов: в 1501 г. - «Против коварства иудеев» (Contra perfideam judeorum) Николая Лиры, в 1504 г. - «Обличение на иудейские блужения» (Epistola contra Judaeorum errores) Самуила Евреина. Трактат Николая Лиры, переведенный Герасимовым (лат. текст и пер. опубл. : Николай де Лира. Доказательство пришествия Христа: Лат. теолог. трактат и его церковнослав. пер., выполн. Дм. Герасимовым, кон. XV в. Пер. на рус. яз., предисл., аналитич. обзор, указ. слов и словоформ Е. С. Федоровой. М., 1999. 2 т.) , был извлечен из 4-томного издания Библии с толкованиями Николая Лиры ( ... далее ...
КАТОЛИЦИЗМ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... I тыс. внутритроичное исхождение (processio) Св. Духа мыслится как двойное - от Отца и Сына, что зафиксировано через различные формулы в нек-рых зап. исповеданиях веры, в решениях ряда Толедских ( 589, 633, 638, 675, 693; см. ст. ) Enchiridion. N 75, 470, 485, 490, 527, 568, 617; Decretum Aquisgranense de processione spiritus sancti a patre et filio Hrsg. H. Willjung MGH. Conc. 1998. T. 2. Suppl. 2. Das Konzil von Aachen 809. S. 237-249 (. Признанное Римскими папами как догматически верное, это учение было рецепиировано католич. Церковью и нашло выражение в нормативном литургическом) в лат. мессе (использовании Filioque в Никео-Константинопольском Символе веры) Credo (, окончательно санкционированным папой Бенедиктом VIII в 1014 г.) см. : Oberdorfer. Filioque. Сер. XV в. Фрагмент алтаря «Св. Троица со св. Агриколой и заказчиком» из Булбона, Франция. Неизвестный художник (Лувр, Париж) Эксплицитно подтверждая идею о вечном сущностном и субсистентном (subsistens) происхождении Св. Духа от Отца и Сына в качестве «законной и разумной» для разъяснения троичной истины, Соборы в Лионе (1274) и во Флоренции ( 1439-1445 ) , имевшие целью унию с правосл. Церковью (см. статьи ... далее ...
БРАТСКИЕ ШКОЛЫИскать в Источникеpravenc.ru
... (Смотрицкий) . «Грамматики славенския правилное синтагма». Евье, 1619 (РГБ) . Титульный лист Богословие преподавалось по катехизисам. Первый правосл. катехизис был издан Стефаном Зизанием в 1595 г. (не сохр.) . «Катехизис, албо Вызнане веры святое соборное апостольское въсходное Церкви» (Вильно, 1600) являлся извлечением из обширного курса догматики, читавшегося в виленской школе. Использовались также «Катехизис» Лаврентия Зизания ( К., 1627 ) , сочинения правосл. полемистов, в первую очередь Захарии (Копыстенского) . Диалектика сначала преподавалась по соч. Иоанна Дамаскина, затем и по лат. пособиям. Риторика и гомилетика первоначально изучались по лат. и польск. руководствам, в 1659 г. впервые была издана «Наука, албо Способ, зложения казаний» Иоанникия (Галятовского) (впосл. неоднократно переиздавалась) . Пению учили по Ирмологиям, до XVIII в. существовавшим в рукописном виде. Пособием по пиитике в какой-то мере выступало «Перло многоценное» Кирилла ( Транквиллиона-Ставровецкого ) (Чернигов, 1646) . Светский характер образования в Б. ш. вызывал критику со стороны части западнорус. правосл. об-ва. Афонский мон. Иоанн (Вишенский) выступал против изучения риторики и ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... к Никейской империи, Синоп и Кастамон, отошедшие к Румскому султанату. С тех пор она вышла из борьбы за восстановление под своей эгидой В. и. Третье греч. гос-во - Эпирское царство - основал знатный греч. динат Михаил Ангел Дука. В 1204 г. он управлял фемой Пелопоннес, затем перешел на службу к Бонифацию Монферратскому и в конце 1204 г. воспользовался мятежом греч. архонтов в феме Никополь для захвата власти. Ему удалось овладеть большей частью Эпира, опираясь на родовые владения своей семьи в этой области. Захватив Зап. Фессалию, он смог изолировать Фессалоникийское королевство от лат. владений в Ср. и Юж. Греции. Его брат и наследник Феодор I Ангел в 1224 г. захватил Фессалонику и затем короновался императором. Обряд коронования совершил архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан. Обострилось соперничество Никеи и Эпира в борьбе за К-поль, но в 1230 г. войска Феодора Ангела были разбиты в битве при Клокотнице болг. царем Иоанном Асенем II. Болгары овладели частью Фракии и Юж. Македонии. Эпирское гос-во распалось на две части - Фессалоникийскую империю, завоеванную затем Никеей в 1246 г., и собственно Эпирское царство со столицей в Арте. За счет рациональной организации ... далее ...
ДИСПЕНСАЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Содержание Понятие «Д. » в западном каноническом праве [лат. dispensatio], термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Д. не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio) , с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Д. также не является прощением (excusatio) , приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio) , отпущением грехов (absolutio, indulgentia) , фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia) , привилегией (privilegium) . Д. позволяет не соблюдать определенную норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «Д. » восходит к лат. глаголу pensare с двойным значением: «взвешивать металл» (гл. обр. медь) и «платить» (распределять взвешенное) . В юридических текстах глагол dispensare употреблялся в ... далее ...
ИЛАРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... свт. Амвросия Медиоланского гимны И. были введены в богослужебное употребление в Испанской Церкви на IV Толедском Соборе 633 г.) прав. 13 (. Долгое время «Книга гимнов» считалась утраченной, пока ее фрагменты не были обнаружены в аретинской рукописи, к-рая содержала «Tractatus mysteriorum». До наст. времени сохранилось только 3 гимна во фрагментарном виде: «Ante saecula qui manes», «Fefellit saevam» и «Adae carnis gloriosa») CPL, N 463; PLS. 1. Col. 271-281; CSEL. 65. P. 209-216 (. Каждый из гимнов написан особым стихотворным размером; в 2 первых начальные буквы строф следуют в порядке лат. алфавита. По содержанию все гимны можно отнести к догматическим: 1-й гимн посвящен раскрытию тринитарного учения о равенстве и единстве между Сыном и Отцом; во 2-м воспеваются победа Христа над смертью и надежда на вечную жизнь; 3-й гимн затрагивает тему искушения Христа и победы над диаволом) подробнее о лит. особенностях и содержании гимнов см. : Kannengiesser. Утраченные и неподлинные По свидетельству блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 100) , во время ссылки во Фригию И. написал экзегетический «Трактат на Книгу Иова» (Tractatus in Job) , к-рый представлял собой букв. перевод ... далее ...
АРМЯНСКИЙ ОБРЯД • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... арм. мон-ря св. Иакова в Иерусалиме ( Hieros. Arm. 121, 1192 г. ) , проведено сравнение с рукописями Paris. Bibl. Nat. 44 и Erevan. 985 (X в.) . Последняя имеет ряд особенностей (наличие специфических арм. праздников и др.) , отличающих ее от др. уже упомянутых и одновременно сближающих с более поздними памятниками - напр., рукописями Venet. 169 и Paris. Bibl. Nat. Arm. 110. Различия между рукописями Paris. Bibl. Nat. 44 и Hieros. Arm. 121, отражающими иерусалимскую практику соответственно 417-439 и 439-442 гг., касаются гл. обр. Страстной седмицы: древний принцип lectio continua (лат. продолжающееся чтение: отрывки, читаемые в соседние дни, следуют друг за другом и в Библии) сменяется особыми чтениями, подобранными согласно исторической последовательности событий Евангельской истории (J. Baldovin) . Подробное исследование истории Лекционария, включающее анализ данных др. источников (сочинения историков и комментаторов, канонические памятники) , классификацию типов и список рукописей, опубликовано Рену в 1989 г. (Renoux C. Le Lectionnaire de Jérusalem) . На основании ряда критериев (общий план, система чтений, указания мест совершения служб - признак стационального ... далее ...
ИОАНН БРИЕННИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... В результате возле Эль-Мансуры войско крестоносцев было окружено и блокировано среди каналов; после того как султан приказал разрушить плотины, в результате чего были затоплены позиции противника, крестоносцы сдались, возвратив аль-Камилю Дамиетту в обмен на свободу (30 авг. 1221) . И. Б. на некоторое время стал заложником султана, с к-рым у него установились почти дружеские отношения. И. Б. смог заключить с аль-Камилем новое, 7-летнее перемирие. Стремясь привлечь внимание европ. правителей к судьбе Иерусалимского королевства, И. Б. в 1222 г. отправился в Европу вместе с легатом Пелагием, лат. патриархом Иерусалимским и магистрами духовно-рыцарских орденов. Он встретился с папой Гонорием III в Ферентино, где магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца предложил И. Б. обручить его дочь Изабеллу с имп. Фридрихом II Штауфеном, недавним противником рода де Бриенн. И. Б., рассчитывая на военную помощь буд. зятя в борьбе за Иерусалим, дал согласие, что привело к резкому охлаждению отношений с франц. кор. Филиппом II Августом. В 1223 г. И. Б. посетил королевские дворы Франции и Англии, собирая средства на нужды крестоносцев. В следующем году он совершил паломничество к гробнице ... далее ...
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... сад». Курс состоит из 2 «ограждений» (частей) : 1-е «ограждение» «охватывает поэтический сад, или саму поэзию вообще» (поэтику) , 2-е «содержит очень полезные плоды Туллиевой Свады» (риторика, ориентированная на Цицерона) . Поэтика состоит из 3 книг - «цветков», которые подразделяются на главы - «плоды». 1-я книга - о поэтическом искусстве в общем (об определении и о сути поэзии, о ее происхождении, о преимуществе и значении, о задачах, предмете и форме, о назначении, пользе и делении поэзии) . Во 2-м «цветке» речь идет о родах стихов (польских и славянских) (о вспомогательных средствах лат. стихов, т. е. о просодии, стопе, складе, букве и т. д., об искусстве стихосложения вообще, о метре, стихе, стихотворных строфах и об их названиях, о наиболее употребительных и достойных изучения родах стихов) . 3-я книга-«цветок» говорит о поэзии в частности: об эпической поэзии и о ее видах, о трагической поэзии, о комической поэзии, о сатирической, буколической и земледельческой поэзии, об элегической поэзии, о лирической поэзии или об одах, об эпиграмматической поэзии, о ее делении и частях, об эпитафии, об эмблеме, о символе и об иероглифе, о загадках как о поэтических произведениях, ... далее ...
ГАБСБУРГИИскать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 10, С. 180-185 опубликовано: 18 сентября 2010г. ГАБСБУРГИ [нем. Habsburger], династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. ( с 1867 - в Австро-Венгрии ) , в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах ( 1477-1795 ) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866) ; императоры Римско-Германской империи ( в 1438-1806, кроме 1742-1745 ) . В XVI в. императоры из рода Г. носили титул «защитников веры» (лат. defensor fidei) . Родоначальником династии был предположительно Гунтрам Богатый († ок. 950) из В. Эльзаса. С 1090 г. Г. - графы, с 1135 г. - ландграфы на В. Рейне и в Ср. Швейцарии. В швейцар. обл. Аргау ок. 1020 г. еп. Страсбургским Вернером († 1028) , одним из внуков Гунтрама, был построен замок Habsburg, от к-рого произошло название династии. Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. ( Художественно-исторический музей. Вена ) Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. ( Художественно-исторический музей. Вена ) В 1020 г. внук Гунтрама Богатого Ратбон основал близ Шафхаузена в ... далее ...
  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: от лат. occultus – тайный, скрытый
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера