Период А. имеет свои уставные особенности. Отменяется пение «Gloria» на мессе (в галликанском обряде так было уже во времена Амалара Мецкого († 847), в рим.- с XII в.; в наст. время исключение делается для праздников (напр., Непорочного зачатия , 8 дек.) и «Te Deum» в оффиции (на богослужениях суточного круга). В средневек. миссалах отменялось также пение аллилуия , но в наст. время оно сохраняется. Начиная с 17 дек. отменяются вотивные мессы и реквиемы . Цвет богослужебных облачений в период А.- фиолетовый (в XIII в. использовался черный, как и в Великий пост), в 3-е воскресенье (называемое Gaudete - Радуйтесь) - розовый. В прошлом с А. были связаны местные богослужебные традиции и народные обычаи: «исповеди А.» (confessiones adventus), сопровождавшиеся сбором «покаянных денег»; особые мессы в честь Божией Матери, первоначально служившиеся по субботам, затем и по др. будним дням периода А., получившие названия Engelmessen (нем.- мессы ангелов - от Лк 1. 26-38) или Rorate-Messen (нем., от первых слов интроита «Rorate caeli» (лат.- Кропите, небеса) Ис 45; 64); торжественная missa aurea (лат.- золотая месса) в среду 1-й недели А.; литургические драмы , в т. ч. с использованием скульптурных изображений св. прав. Иосифа, Пресв. Девы Марии и Младенца Иисуса. В это время отменялись увеселения, женщины носили особую черную одежду. До наст. времени сохранился поздний, происходящий из среды католич. молодежного движения или из семейных традиций протестантов обычай устраивать «венок А.» (или «свечи А.»): во время мессы 1-го воскресенья А. перед алтарем на подсвечнике зажигают свечу, через неделю к ней прибавляют вторую и т. д. Символика «венка А.» - возрастающий свет приближающегося пришествия Христова. На Востоке параллелью А. являются: в визант. обряде - рождественский пост с неделями (воскресеньями) святых праотец и отец, в сир. традиции - предшествующие Рождеству 4 (вост. сир. обряд) или 5 (зап. сир. обряд) «недели (седмицы) возвещения». Ист.: Tertullianus. De baptismo. 19; De spectaculis.

http://pravenc.ru/text/адвента.html

Г.С. Битбунов Краткий терминологический словарь Адвент (лат. adventusпришествие) – в Римско-Католической Церкви начало церковного года, период, предшествующий празднику Рождества. Аккламация (лат. acclamatio – восклицание) – в одном из значений: приветственные возгласы и славословия. Аллюзия (франц. allusion – намек) – намек на известный факт, событие. Аллегория (греч. alios – иной, agoreuo – говорю) – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Амбивалентность (лат. ambo – оба, valentia – сила) – двойственность свойств. Амплитуда (лат. amplitudo – величина) – отклонение свойств объекта от каких-то средних признаков, которые устанавливаются с известной долей условности. Аниксандарии – стихи псалма 102 Благослови душе моя Господа . Архитектоника (греч. architektonike – строительное искусство) – структурные закономерности построения различных объектов, обусловливающие соотношение его элементов. Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Бревиарий (лат. brevis – короткий) – римско-католический Служебник, содержащий отрывки из Библии , трудов отцов Церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Вигилия (лат. vigilia – бдение) – всенощное бдение в Римско-Католической Церкви. Вотивный (лат. votum – обет, желание) – совершаемый по обету, желанию. Градация (лат. gradus – ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении чего-либо, последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому. Градуал (лат. gradus – ступень) – группа антифонов (как правило, стихов из псалмов), до литургической реформы II Ватиканского Собора следовавших в чине мессы непосредственно после чтения Апостольских посланий; богослужебная певческая книга латинского обряда, представляющая собой собрание григорианских песнопений, используемых во время мессы. Диахрония (греч. dia – через, сквозь, chronos – время) – понятие, подразумевающее восприятие явлений как сменяющих друг друга во времени (противоположно синхронии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А.И. Солодков Скачать epub pdf Миссия в инославной среде. Беседа 4-я Содержание В ложном ожидании Христа День или год? Адвентизм сегодня Воскресенье и суббота Ветхого Завета «Можно в субботы делать добро» Суббота – в Евхаристии     О том, можно ли библейский день приравнивать к году; какое значение для христиан имеет суббота и что такое субботство; правомерно ли празднование воскресения заменять на субботу, как это делают адвентисты седьмого дня, и как вести с ними диспут о субботе, в очередной лекции-беседе рассказывает сектовед Андрей Иванович Солодков. В прошлых беседах мы говорили об отношении к инославным, о создании центра реабилитации пострадавших от сектантского заблуждения, о периоде реформаторства в Европе, о возникновении анабаптистского движения. В последней лекции кратко рассмотрели возникновение и историю баптизма, а также методику диспута о Священном Предании и Церкви. Сегодня остановимся на некоторых аспектах возникновения и истории заблуждения такого явления, как адвентизм, и его трансформации в движение адвентистов седьмого дня (далее АСД). В ложном ожидании Христа «Вечер и утро» в Библии – всегда один день. Ошибочно считать это за год, как делают вслед за У. Миллером адвентисты Адвентизм (от лат. adventusпришествие) возник в начале XIX века в Америке и был надконфессиональным явлением. Возглавил его некий Уильям Миллер, отставной военный, принадлежавший к баптистской общине. Изучаю Библию , он особое внимание уделял пророческим книгам, таким как Книга пророка Даниила и Откровение. Полагаясь в своих исследованиях лишь на собственный разум и пытаясь понять тексты Библии о пророчествах Второго пришествия Христа, он впал в заблуждения и начал вычислять время Второго пришествия Спасителя и год конца света. Миллер провозглашал о пришествии Христа трижды: в первый раз – весной 1843 года, во второй раз – весной 1844-го и в третий – осенью этого же года. Эти даты Миллер вычислял, исходя из пророчества Даниила, в котором говорится о восстановлении разрушенного Иерусалимского храма: «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ). «Вечер и утро», по мнению Миллера, – это не сутки, а год. Таким образом, он решил, что через 2300 «вечеров и утр» – не дней, а лет – и будет конец света и пришествие Христа, о чем он и заявил.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

В.М. Чернышев Христиане-адвентисты седьмого дня (асд) Догматическое учение адвентистов во многом тождественно учению баптистов. Но отличие заключается в трех основных пунктах: Учение о скором Пришествии Спасителя. Учение о душе, которая умирает вместе с телом. Обязательное празднование субботы, согласно 4-й заповеди Закона. Богослужение адвентистов седьмого дня отличается простотой. Молитвенные собрания их состоят из чтения Священного Писания, проповедей, молитв и пения гимнов. Каких-либо обязательных молитв у них нет, это скорее живая импровизация. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение под звон колокольчика с кафедры. Сами себя они именуют « Церковь верного остатка». Откуда такое наименование – мы рассмотрим в разделе об их возникновении. Из богослужебных обрядов АСД совершается водное крещение в открытых водоемах через единое погружение крещаемого в воду с головой; хлебопреломление, состоящее из разламывания хлеба после торжественной благодарственной молитвы с вкушением его виноградным соком (вина адвентисты не употребляют совсем), предшествует хлебопреломлению омовение ног. Праздников адвентисты не признают никаких, кроме субботы. Каждый член общины обязан отдавать с любых своих доходов десятину в общую кассу. Поэтому организация материально независима, приобщает частные жилые дома на средства общины для своих последователей и занимается другой благотворительной деятельностью. Рассмотрим более углубленно каждый из трех пунктов, отличающих вероучение адвентистов от других протестантских деноминаций. Учение о скором Пришествии Спасителя Соответственно общему эсхатологическому 43 характеру, вероучение адвентистов седьмого дня более тяготеет к пророческим книгам Ветхого Завета (особенно к книге пророка Даниила) и к новозаветной – Откровению Иоанна Богослова. Все проповеди вращаются вокруг близкого второго Пришествия Иисуса Христа, откуда идет и само название адвентисты (от лат. adventusпришествие). Со вторым Пришествием адвентисты связывают грядущее счастье в 1000-летнем Царстве Христа и Страшный суд для грешников. История рассматривается ими как извечная борьба Христа с сатаной, которая окончится гибелью последнего со всем его воинством. Своеобразное толкование у них получило древнее государство Вавилон, которое по трактовке адвентистов – есть Католическая Церковь во главе с Римским папой. Даже расшифровывая надпись на первосвященнической короне папы, они утверждают, что из трех слов, там по-латински написанных, складывается цифра 666 – число зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

О том, можно ли библейский день приравнивать к году; какое значение для христиан имеет суббота и что такое субботство; правомерно ли празднование воскресения заменять на субботу, как это делают адвентисты седьмого дня, и как вести с ними диспут о субботе, в очередной лекции-беседе рассказывает сектовед Андрей Иванович Солодков. Уильям Миллер представляет расчёты даты конца света В прошлых беседах мы говорили об отношении к инославным, о создании центра реабилитации пострадавших от сектантского заблуждения, о периоде реформаторства в Европе, о возникновении анабаптистского движения. В последней лекции кратко рассмотрели возникновение и историю баптизма, а также методику диспута о Священном Предании и Церкви. Сегодня остановимся на некоторых аспектах возникновения и истории заблуждения такого явления, как адвентизм, и его трансформации в движение адвентистов седьмого дня (далее АСД). В ложном ожидании Христа «Вечер и утро» в Библии – всегда один день. Ошибочно считать это за год, как делают вслед за У. Миллером адвентисты Адвентизм (от лат. adventusпришествие) возник в начале XIX века в Америке и был надконфессиональным явлением. Возглавил его некий Уильям Миллер, отставной военный, принадлежавший к баптистской общине. Изучаю Библию, он особое внимание уделял пророческим книгам, таким как Книга пророка Даниила и Откровение. Полагаясь в своих исследованиях лишь на собственный разум и пытаясь понять тексты Библии о пророчествах Второго пришествия Христа, он впал в заблуждения и начал вычислять время Второго пришествия Спасителя и год конца света. Миллер провозглашал о пришествии Христа трижды: в первый раз – весной 1843 года, во второй раз – весной 1844-го и в третий – осенью этого же года. Эти даты Миллер вычислял, исходя из пророчества Даниила, в котором говорится о восстановлении разрушенного Иерусалимского храма: «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8: 14). «Вечер и утро», по мнению Миллера, – это не сутки, а год. Таким образом, он решил, что через 2300 «вечеров и утр» – не дней, а лет – и будет конец света и пришествие Христа, о чем он и заявил.

http://pravoslavie.ru/102029.html

Центрами рим. Г. ц. являются праздники Рождества Христова (25 дек.) и Пасхи. Хотя в документах II Ватиканского Собора сделан акцент на праздновании Пасхи, в комментариях к ним обычно подчеркивается, что оба праздника посвящены одному и тому же - прославлению Господа и воспоминанию совершенного Им Искупления ( Adam. 1981). Рождественский цикл 3-недельный подготовительный период перед Богоявлением - Адвент (от лат. adventus - пришествие) был известен на Западе с кон. IV в. и сначала носил аскетический, а не литургический характер, будучи связан с приготовлением к таинству Крещения. В рим. обряде он закрепился в составе Г. ц. только к времени понтификата свт. Григория Великого ( 604). В отличие от др. зап. традиций рим. 4-недельный Адвент привязан к Рождеству, а не к Богоявлению и начинается в воскресенье, ближайшее к памяти св. ап. Андрея (30 нояб.). Со 2-й пол. VI в. на 8-й день после Рождества Христова в Риме совершалось празднование в честь Пресв. Девы (Natale Sanctae Mariae) (1 янв.), к-рое после Тридентского Собора было заменено воспоминанием Обрезания Господня и октавой Рождества, однако вновь восстановлено после II Ватиканского Собора. Воскресенье внутри рождественской октавы с 1921 г. посвящается Св. Семейству. В отличие от визант. традиции в праздник Богоявления (6 янв.) вспоминалось не Крещение Иисуса Христа, а поклонение волхвов. Крещению же и первому чуду в Кане была посвящена октава Богоявления (известна с VIII в., в наст. время отменена, поэтому Крещение празднуется в воскресенье после Богоявления). С VIII в. известно 6 воскресений post Theophaniam (после Богоявления) (после Тридентского Собора их насчитывалось от 4 до 6; в случае ранней Пасхи пропущенные воскресенья после Богоявления обычно вставлялись между 23-м и 24-м после Пятидесятницы). В связи с отменой в наст. время периода post Theophaniam праздник Богоявления соединяется с Адвентом и Рождеством в единый цикл. Пасхальный цикл Понятие sacrum triduum (священное триденствие) известно с кон. IV в. ( Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13; Aug. Ep. 55. 14, 24) и первоначально включало Великие пятницу, субботу и Пасху. На протяжении средних веков воскресный день обособился от триденствия, под к-рым стали понимать Великие четверг, пятницу и субботу. При этом по аналогии с триденствием Страстей появилось триденствие Воскресения (пасхальное воскресенье и Светлые понедельник и вторник).

http://pravenc.ru/text/165235.html

270 Адвентисты (от лат. adventusпришествие) – протестантское течение, возникшее в CШABXIX в. в связи с ожиданиями скорого пришествия Христа. Основатель – проповедник одной из баптистских церквей Уильям Миллер (1782–1849). Впоследствии разделились на несколько течений, из которых наиболее известными стали адвентисты седьмого дня (АСД). Считают обязательным соблюдение всех Десяти заповедей Моисея (в том числеˆзаповеди о субботе) и ожидают близкого пришествия Иисуса Христа. В 1907 г. организован Российский союз церкви АСД. В 1930-е гг. Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня (ВСАСД) из-за репрессий практически перестал функционировать. Впоследствии восстановлен. Вопрос об отношении к советской власти и воинской службе рассматривался на V Всесоюзном съезде АСД в 1924 г. Съезд признал советскую власть как законную и «Богом установленную». Снимался категорический запрет на ношение оружия. Отношение к воинской повинности признавалось личным делом каждого адвентиста (см.: Никольская Т. К. Указ. соч. С. 88). 271 После обретения Польшей независимости в 1918 г. в Польской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Российской Церкви, значительно усилились автокефалистские настроения. Одновременно в 1918–1920 гг. началось массовое закрытие православных храмов, многие из них были разрушены. Конфисковывалось и церковное имущество. В сентябре 1921 г. на Варшавскую кафедру был назначен архиепископ Георгий (Ярошевский), в 1923 г. убит противником автокефалии. Собором епископов Польши на вдовствующую митрополичью кафедру был избран Дионисий (Валединский), чье поставление было утверждено Константинопольским Патриархом (Патриарх Тихон в то время находился под арестом в ожидании суда). 13 ноября 1924 г. Вселенская Константинопольская Патриархия подписала документ о даровании Польской Церкви автокефалии (окончательно провозглашена в сентябре 1925 г.). которая не была признана Московским Патриархатом. 273 Речь идет о митрополите Платоне (Рождественском) (1866–1934), в 1920 г. эмигрировавшем в Северную Америку. В сентябре 1923 г. был назначен Патриархом Тихоном управляющим Североамериканской епархией. Недовольство АРК вызывали политические заявления митрополита Платона и полведомственного ему духовенства. Это противоречило и провозглашенному Патриархом Тихоном курсу на лояльность власти. 16 января 1924 г. указом Патриарха митрополит Платон был отстранен от управления епархией (см.: Акты Святейшего Тихона. С. 309). Вместе с тем так и не был назначен преемник митрополита Платона, которому надлежало донести до него распоряжение Патриарха и принять все церковное имущество. Это обстоятельство помогло в отстаивании интересов епархии в связи с притязаниями на власть обновленческого лжемитрополита И. Кедровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24. Брошюра «Каббала-2», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.). 25. Брошюра «Правда о происхождении Иисуса Христа и Девы Марии», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.). 26. Брошюра «Русский народ и Конституция РФ», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.). 27. Брошюра «Это должен знать каждый русский», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.). 28. Брошюра «Что делать...», автор – А. А. Вострягов, источник публикации – ООО «Сандерс» (средство массовой информации) (решение вынесено Заволжским районным судом г. Ульяновска 12 июля 2007 г.). 29. Брошюра «Сарынь на кичку», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – ОАО «Дом печати – ВЯТКА» (решение вынесено Ленинским районным судом г. Кирова 22 августа 2007 г.). 30. Брошюра «Язычество: закат и рассвет», автор – А. А. Добровольский, источник публикации – ОАО «Дом печати – ВЯТКА» (решение вынесено Ленинским районным судом г. Кирова 22 августа 2007 г.) 160 . Последнее время на территории России оживили свою деятельность и сектантские религиозные общества. Некоторые из них еще в советское время были запрещены и преследовались в соответствии с законом. В список современных сект, проповедующих конец света, включены: 1. «Адвентисты» (от лат. adventusпришествие). Это общее название протестантских сект, предсказывающих второе пришествие Иисуса Христа. Конец света, по мнению адвентистов, должен состояться уже в обозримом будущем. Все секты называют точные даты второго пришествия: одни готовятся встретить Господа уже сейчас, другие – через несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

С 1905 г. в Великобритании действует международная организация – Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи. – Комментарии. 292 Адвентизм (от лат. adventusпришествие) – протестантское направление, возникшее в 1830-е гг. Основателем считается американский фермер Уильям Миллер (17821849), проповедник баптистской общины г. Хэмптона. В 1833 г. он опубликовал труд «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г. и Его личном царствовании в течение 1000 лет», где со ссылкой на 8-ю главу ветхозаветной книги пророка Даниила указал время второго пришествия – 21 марта 1843 г. Позднее срок был пересчитан и на год сдвинут. По прошествии названных сроков в 1845 г. Миллера с его сторонниками изгнали из общины. Он признал ошибку – нельзя точно вычислить замысленное Богом, но близость пришествия это не отменяет, и к нему надо готовиться. Несбывшееся предсказание породило разногласия среди сторонников адвентизма, что положило начало их дифференциации. Первое время лидирующей была организация самого Миллера – миллериты. На съезде 1845 г. в Олбани она преобразовалась в Ассоциацию тысячелетнего пришествия. Центральным пунктом учения осталась вера в скорое, уже без указания точных дат, пришествие Христа – «буквально, персонально, видимо». Этому событию будет сопутствовать устроение тысячелетнего небесного града для обитания праведников. Грешники же останутся на опустошенной земле. Затем произойдет сошествие «святого града» с небес и огненное «погубление» Богом всех грешников. Праведные получат вечную жизнь на обновленной земле. Заслужить пребывание в тысячелетнем царстве Христа можно только глубокой верой, жизнью по библейским заповедям, строгим соблюдением ритуальных действий и правил. Этими основоположениями до сего дня руководствуются умножившиеся со временем разновидности адвентизма. Однако каждая из них вносит свои дополнительные установления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». ( Фил. 2:10–11 ) «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им». ( Мк. 16:17 ) Едва ли не все протестантские движения уже в своих наименованиях стремятся заявить миру об особых претензиях на истинность именно «своей» веры. Тем самым, косвенно, они обличают другие христианские вероисповедания. При этом чрезмерно выпячивается какая-то одна часть христианского учения и затем возводится в символ веры . Так, возникший в XVII в. баптизм (от греч. baptizo – погружаю) своим названием демонстрировал свое предпочтение всем Таинствам в христианстве – Крещению. Адвентисты (от лат. adventusпришествие) объявляли, что только им, истинным последователям Господа, ведомы сроки Второго Пришествия, которому, по их расчетам, надлежало состояться в 1843 г. Пятидесятники весьма заносчиво заявляют, будто только они крещены Духом Святым и являются единственными носителями благодатных даров христианства Апостольского века. Не исключение и свидетели Иеговы, утверждающие, что истинное имя Бога Библии – Иегова, и только те, кто освящает себя этим именем, есть подлинные «свидетели» Бога и Его замысла об этом мире. Остальные христианские исповедания рассматриваются ими как отпавшие от истинного Бога, имени которого они даже не знают. Иеговисты утверждают, что в Библии более 7 тысяч раз называется имя Бога – Иеговы, но неверные и искаженные переводы лишают нас возможности освящать себя при чтении Библии этим именем. Журнал «Сторожевая башня» сообщает читателям: «В 85-м псалме так горяча молитва Давида! Одиннадцать раз он повторяет обращение «О Иегова!» Позднее такое обращение к имени «Бога стало неприятно иудейским книжникам, особенно соферийцам. Они питали суеверный страх» перед неправильным употреблением имени Бога. Игнорируя свидетельство Библии о том, что человек создан по образу и подобию Божию, они отказались приписывать Богу качества, свойственные людям. Поэтому в семи из одиннадцати случаев употребления имени Божиего в древнееврейском тексте одного этого псалма они заменили имя ИГВГ – Иегова на имя Господь. «Мы должны быть благодарны тому, что в переводе Нового Мира Священных Писаний восстановлено имя Божие»  210 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010