" Не сотворите себе (образов) рукотвореных, ниже изваяных, ниже столпа поставите себе, ниже камене поставите в земли вашей во знамение, ко еже покланятися ему " (Лев.26:1). И в некотором другом месте: " еда образ (εικονα) сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его; или подобием сотвори его " (Ис.40:19). С обеих сторон угрожает опасность идолослужения. Не следует думать, что, так как в древности в отношении к беспредельной природе было запрещено название образа (η της εικονος φωνη), то и нам не следует его употреблять, - равно как и другое в том же роде. Лучше будем пользоваться в отношении к изображению Христа в телесном виде словом " образ " (τη της εικονος φωνη), как и в начале, в повествовании о сотворении мipa, когда речь идет об образовании человека, для обозначения употреблено именно это слово. " Сотворим " , говорит, " человека по образу (κατ " εικονα) нашему и по подобию " (Быт.1:26). И в другом месте, в предложенном от Бога вопросе: " чий образ сей? " (Мф.22:20). Отсюда, как и естественно, возникло употребление этого наименования. В неточном смысле употребляются также выражения отпечаток (χαρακτρ) и подобие (ομοιωμα); что же касается наименования " идол " , то оно не употребляется нигде ни в каком случае, хотя по значению эти названия и сходны. (Это наименование) было в употреблении у древних почитателей твари, а в настоящее время оно пригодно только тем, которые не поклоняются нераздельной по природе, славе и силе Троице, и не признают воплощения Слова. Боги же, которые не сотворили небо и землю, сделанные из дерева, камня и всякого другого материала, разделенные и враждующие между собой не только по природе, но и по воле, и славе, и поклонению, - " да погибнут " , как написано (Иер.10:11), У нас же пусть водружаются иконы Господа и всех других святых, хотя бы и сделанные из тех же материалов. Православный. Поклонение одно только в отношении к Богу, в отношении же к остальным поклонения различны. Цари и начальники получают поклонение от нас, господа - от рабов, отцы - от детей, - но не как боги.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Для сравнения интересен еще один фрагмент: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор.15:51 ). Но апостол Павел в оригинале ставит слово «тайна» перед «вам говорю»: ιδου μυоτηριον υμιν λεγω. Такая последовательность предназначена для того, чтобы показать далее содержание тайны, этим самым, не включая само слово «тайна» в то, что он говорит. И если бы Свидетели Иеговы были правы, такой же последовательности мы должны были бы ожидать и в Лк.23:43 . То есть слово оημερον – сегодня должно было бы стоять перед словом λεγω – говорю или σοι – тебе, а не после них. Таким образом нет никаких лингвистических причин в Лк.23:43 делать исключение из ярко выраженной тенденции авторов Нового Завета ставить содержание речи сразу после слов «истинно» и последующих «говорю», «тебе» или «вам». Нет также и похожих на версию Свидетелей Иеговы случаев употребления слова «сегодня». Следовательно, выражение «сегодня со Мною будешь в раю» однозначно следует оценивать, как однородное высказывание, следующее за словами «истинно тебе говорю». 1Ин.4:2,3 «Вдохновлённые высказывания [inspired expression] от Бога вы узнаёте так: всякое вдохновлённое высказывание [inspired expression], которое признаёт Иисуса Христа, пришедшего в плоти, – от Бога, а всякое вдохновлённое высказывание [inspired expression], которое не признаёт Иисуса, – не от Бога, но это вдохновлённое высказывание [inspired expression] антихриста, о котором вы слышали, что оно придёт, и оно теперь уже в мире. » (1–е Ин. 4:2,3, ПНМ). εν τουτω γινωσκετε το πνευμα του θεου παν πνευμα ο ομολογει ιηоουν χριστον εν σaρκι εληλυθοτα εκ του θεου εστгν και παν πνευμα ο μη ομολογει του ιησουν εκ του θεου ουκ εστгν το του aντιχριστου ο ακηοατε οτι ερχετaι και νυν εν τω κοσμω εστιν ηδη (WH) В этом стихе довольно странным образом Свидетели Иеговы переводят греческое слово πνευμα. Они в отрывке 1Ин.4:1–6 восемь раз используют для его перевода выражение «вдохновлённое высказывание». Но слово πνευμα имеет значения: ветер, дуновение, веяние, дыхание, дух жизни, жизнь, душа, дух, испарение. Нет никаких оснований чтобы это слово переводить как «вдохновлённое высказывание». Приблизительные варианты значений для этого слова как: звук, звучание, глас – не относятся к библейской лексике, а к древнегреческой философии, например, Эврипид 48 0–405 г. до н.э. (Древнегреческо-русский словарь Дворецкого). Для таких значений в Новом Завете используются совершенно другие слова φωνη, λογος.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Иез.33:31 .  И они при­ходят к тебе, как на народное сходбище, и садит­ся перед­ лицем тво­им народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах сво­их делают из этого забаву, сердце их увлекает­ся за корыстью их. «И они приходят к тебе, как на народное сходбище» – такими массами, целым городом. – «И садится пред лицем твоим» – с намерением основательно послушать и нескоро уйти, как с какого-либо общественного развлечения. – «Народ Мой» – нет в Ват. и др. код. Место говорит о порядочной свободе, предоставленной вавилонским пленникам. – «И слушают слова твои, но не исполняют их», «чем наступление царства Божия было бы ускорено» (Креч.). Уменьшения у сопленников пороков, против которых пророк ратовал с XVIII гл. и с новой силой возобновил свои нападения в Иез.33.15 и под., он не замечал, по крайней мере, в желательной для него степени. – «Ибо они в устах своих делают из этого забаву» – предположительный перевод неясного еврейского выражения; лучше слав.: «понеже лжа во устах их» ( агавим прочитано как кезавим), т. е. ложно обещают пророку исполнение его увещаний. – «Сердце их увлекается за корыстью их». Корысть всегда была первым пороком евреев. 1Цар 8.3 ; Ис 56.11 . Иез.33:32 .  И вот, ты для них – как забавный певец с при­ятным голосом и хорошо игра­ю­щий; они слушают слова твои, но не исполняют их. «Забавный певец» – евр. шир агавим, соб. песнь любви, наиболее приятная, небезызвестная евреям (Песн; Ис 5.1 ). LXX общее: «глас песнивца», φωνη ψαλτηριον, Вульг. carmen musicum. – «С приятным голосом и хорошо играющий» – редкое и особенно восхитительное соединение: природного голоса и хорошей музыки; слав. «сладкогласного благосличнаго» ( ευαρμοστου) – с хорошим голосом и хорошей постановкой его. Пророк, следовательно, слыл неплохим оратором. Кроме своих риторических красот, речи пророка стали для народа приятной музыкой и по своему утешительному содержанию. – «Слушают слова твои» – рефрен; ст. 31. Иез.33:33 .  Но когда сбудет­ся, – вот, уже и сбывает­ся, – тогда узнают, что среди них был про­рок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моисей сказал, в переносном смысле, что «Бог есть огонь сожигающий и поедающий» Симон же, принимая слова Моисеевы навыворот, предположил следующее основание: «Огонь был началом всех существ». Из единственного и вечного основания этого происходит как бы шесть коренных начал: Ум (νου), разум (επιν0ια), голос (φωνη), имя (ονομα), рассуждение (λογισμος) и мысль (ρνθυμησις).      В этих шести коренных началах заключается бесконечное всемогущество, а бесконечное всемогущество это есть сущее, которое было, есть и будет, это – сам Симон. Коренные или основные начала называл он иногда зонами (αιων) или веками, давая тем разуметь, что в совокупности своей они составляют полноту времена, плирому, или всевечное. Отсюда почерпнул Валентин основание знаменитой системы своей. Ап. Павел знал эту систему, как то видели, из разбора его посланий. Симон, продолжая таким образом символическое объяснение Писаний, говорит, что: «Ум и разум есть то, что Моисей называет небом и землею, голос же и слово обозначает он словами солнце и луна, а рассуждение и мысль символически, изображает воздухом и водой. «Моисей, говорит также: Симон, утверждает, что три дня протекло до сотворения солнца. Под этим подразумевал он ум, разум и ту седьмую силу, которая соединяет в себе все прочие. Это есть та сила, которую выражает он словами: Дух, носившийся над водами». Рассказ же Моисея о творении, говорит Симон, чисто символический. Рай земной ничто иное, как лоно женщины, в котором образуется дитя, четыре реки, упоминаемые Моисеем, только четыре главные артерии, которые из средоточия тела человеческого распространяют жизнь по всему его организму. 700 Первым плодом действия бесконечного могущества был разум, им то произведены ангелы. Злые существа эти сотворили мир и восстали против разума; завладели им и заставляют его переходить из тела в тело, особенно же в тело Елены, которая была причиной троянской войны. Наконец, бесконечное могущество, вочеловечившись в Симона, нашло ее пленницей в Сирии, носившей еще имя Елены, и освободило. Она есть погибшая овца евангельская. Следовательно Симон и Елена были бесконечное могущество и разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Он мог регламентировать количество и состав стихир, поемых на „Господи воззвах...” и на стиховне 131 , время совершения каждения 132 и дни года, в которые полагалась на вечерне кафизма 133 . Однако и после Никона Черногорца монастырско-приходский чин вечерни подвергался влиянию порядков, сложившихся в богослужебной практике соборных храмов в пору существования в них песненных последований. Не малое значение в этом отношении имела также смена самих монастырских уставов и, в частности, начавшееся еще в XIII веке повсеместное распространение на Православном Востоке Иерусалимского устава, до этого времени имевшего значение местного палестинского. В силу сказанного современный греческий чин вечерни отличается от того, который изложен в более ранних, сохранившихся от XII-XIII вв., списках устава, как и от современного чина Русской церкви. Первую такую особенность составляет исполнение предначинательного псалма на великой вечерне. Надо заметить, что древние ктиторские уставы константинопольских монастырей ничего не говорят о каком-либо особом способе исполнения 103 псалма, даже на великие праздники. Они ограничиваются общим выражением „ και λεγομεν” (т.е. „и глаголем”) 134 , как правило, указывающим на псалмодическое чтение, а не на пение. Иерусалимский устав указывает особый способ исполнения этого псалма, но только на всенощном бдении. Он предписывает начинать псалом екклисиарху „высочайшим гласом” – ( γεγενωτερα φωνη) – и петь на 8-й глас медленно, мелодически ( αργως και μετα μελους), так чтобы и оба хора братии вместе с екклисиархом подпевали стихи псалма „ συμψαλλοτνων κια των λοιπων, αδελφων των εν τοις διο χοροις”. Такое пение полагалось до стиха „Отверзшу Тебе руку”. Этот же стих екклисиарх исполнял еще более высоким звуком – ( αναρ οει τον στιχον υψηλοτερον) – и далее псалом исполнялся постишно с канонарханием его по хорам ( ουκ εν τω μεσω παρ αμφοτερον των μερον, αλλ’ ιδια και ιδια ανα μερος) 135 . Но никаких припевов, которые прилагались бы к стихам псалма, устав не называет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Он мог регламентировать количество и состав стихир, поемых на „Господи воззвах...” и на стиховне, время совершения каждения и дни года, в которые полагалась на вечерне кафизма.    Однако и после Никона Черногорца монастырско-приходский чин вечерни подвергался влиянию порядков, сложившихся в богослужебной практике соборных храмов в пору существования в них песненных последований. Не малое значение в этом отношении имела также смена самих монастырских уставов и, в частности, начавшееся еще в XIII веке повсеместное распространение на Православном Востоке Иерусалимского устава, до этого времени имевшего значение местного палестинского.    В силу сказанного современный греческий чин вечерни отличается от того, который изложен в более ранних, сохранившихся от XII-XIII вв., списках устава, как и от современного чина Русской церкви.    Первую такую особенность составляет исполнение предначинательного псалма на великой вечерне. Надо заметить, что древние ктиторские уставы константинопольских монастырей ничего не говорят о каком-либо особом способе исполнения 103 псалма, даже на великие праздники. Они ограничиваются общим выражением „και λεγομεν” (т.е. „и глаголем”), как правило, указывающим на псалмодическое чтение, а не на пение. Иерусалимский устав указывает особый способ исполнения этого псалма, но только на всенощном бдении. Он предписывает начинать псалом екклисиарху „высочайшим гласом” — (γεγενωτερα φωνη) — и петь на 8-й глас медленно, мелодически (αργως και μετα μελους), так чтобы и оба хора братии вместе с екклисиархом подпевали стихи псалма „συμψαλλοτνων κια των λοιπων, αδελφων των εν τοις διο χοροις”. Такое пение полагалось до стиха „Отверзшу Тебе руку”. Этот же стих екклисиарх исполнял еще более высоким звуком — (αναρ οει τον στιχον υψηλοτερον) — и далее псалом исполнялся постишно с канонарханием его по хорам (ουκ εν τω μεσω παρ αμφοτερον των μερον, αλλ’ ιδια και ιδια ανα μερος). Но никаких припевов, которые прилагались бы к стихам псалма, устав не называет. Позднее блаж.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Особенны для него сложные δικριτος, κατστατος, νλεος, περαστος, ποκυω, φυστερω, δαιμονιδης, θανατηφρος, κακοπαθα, κατιομαι, νομοθτης, πολσπλαγχνος, σητβρωτος, χρυσοδακτλιος, «книжные» термины ποσκασμα, βρω, μφυτος, νλιος, κατφεια, ψιμος, παραλλαγ, υπαρα, τροπ, τροχς, τρυφω и картинные νεμζω, αχω, δψυχος, επρπεια, λολζω, ιπζω, σπω, φλογζω, φρσσω, χαλιναγωγω. Это послание имеет до семидесяти слов, свойственных только ему, между тем послание к Евреям, которое почти втрое больше, превосходит это количество едва на сотню, а 1-е Петрово, почти равное по величине с Иаковлевым, менее, пожалуй, на десяток по числу своих особенных терминов. Думают, что некоторые из Иаковлевых слов, напр., πολσπλαγχνος, χρυσοοδακτλιος, – образованы самим писателем. Пропорционально своему краткому объему – послание св. Иуды столь же характерно по терминологии, как и Иаковлево. Слова и фразы в роде ποδιορζω, πταιστος, κπορνεω, παγωνζωμαι, παφρζω, μεμψμοιρος, παρεισδω, σπιλς, φθινοπωρινς, πρ παντς το ανος, θουμζοντες πρσωπα достаточно обозначают его индивидуальность. Вокабуляр Петровых посланий представляет то явление, что из ста двадцати и одного слов, находимых в них и не встречающихся более в Новом Завете, только одно (πθεσις) – общее для обоих посланий, между тем каждое из них содержит, приблизительно, по равному количеству особенных терминов, а именно: первое около шестидесяти трех, второе до пятидесяти семи, хотя по объему они относятся почти как семь к пяти. Апокалипсис, самый яркий евраистический и ориенталистический образец литературы в Новом Завете, обязан своей лингвистической индивидуальностью не столько вокабуляру (хотя лишь ему свойственны слова и фразы в роде βασανισμς, δρκων (о диаволе), γχρω, νδμησις, ζηλεω, μωρον, θνατος, δετερος, θειδης, τ ππικν, κατθεμα, κατγωρ, κολλοριον, κρυσταλλζω, κυριακ μρα, μεσουρνημα, που… κε, πελεκζω, ποταμοφρητος, τ σιρικν, στρηνιω, τιμιτης), сколько неустранимому невниманию к принятым условностям греческой грамматики, чему образцы μν, π ν κα ν κα ρχμενος, ν ες καστος, δς μυριδες, μοιον υν νθρπου, φωνη λγων, οα, οα вь сопутствии винит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   За седальнами или ипакои следует пение утренних антифонов, носящих название «Степенны». Слово «антифон» происходит от греческих слов: анти αντι — «против» и φωνη — «глас», и значит буквально «противогласие-противопение». Этим именем называются песнопения, которые положено петь попеременно на двух клиросах. «Степенными» они называются потому, что составлены применительно к 15 псалмам (119—133), носящим название «Песни степеней», так как они пелись на ступенях Иерусалимского храма двумя хорами иудеев.    Степенны своим содержанием очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия. О предстоящем чтении Евангелия возвещается во время пения степенных звоном «в кампаны», т. е. трезвоном. Этот звон указывает на то, что «во всю землю изыде вещание» Евангелия. Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное нет. Однако, теперешняя практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея.    Степенны антифоны имеются на все восемь гласов и помещаются в Октоихе на ряду. На воскресном бдении поются степенны антифоны соответствующего рядового гласа, почему и называются тогда «антифоны гласа». На великие праздники Господские и Богородичные и в дни памяти святых, которым полиелей и величание, поется только один 1-ый антифон 4-го гласа: «от юности моея мнози борют мя страсти». Если с воскресным днем совпадет какойлибо великий Господский праздник, а также в Неделю Ваий, Неделю 2-ую по Пасхе, Св. Ап. Фомы и в Неделю Пятидесятницы поется один только 1-ый антифон 4-го гласа. Но если с воскресным днем совпадет великий праздник в честь Пресвятой Богородицы или святого с полиелеем, то поются «степенны гласа», то есть того гласа, который следует по ряду в данный воскресный день. В степенных антифонах, как бы в ответ на призыв полиелейных стихов хвалить Господа, мы исповедуем Господу свои согрешения и немощи и славим Отца, и Сына, и Святого Духа. Прокимен, чтение Евангелия    За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: «Вонмем». «Премудрость». И затем произносит Прокимен. Этот прокимен, по своему содержанию, всегда имеет связь с тем Евангелием, которое будет читаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ни один из этих «архиереев» (не исключая и иерусалимского) не назван по имени. Антиохийским патриархом в это время был, по-видимому, Феодорит, александрийским Политиан, если только кафедра не была вакантна.    (Mansi, XII, 1131D): τους θεοφιλεις αξελφους ημων Ιωαννην και Θωμαν, ζηλω θειω της ορθοδοξου κεκοσμημενους πιατεως, δυο αγιων και μεγαλων πατριαρχων ομοψυχους συγλλους λγοηκμενους (нрзб. текст) λα και της αγιοποιου ησυχιας οντας εραστας. Это, следовательно, бывшие синкеллы, в 785 г. находившиеся уже в пустыне. И тот и другой подписывается под ορος’ом (XIII, 380): «τον τοπον επεχων των τριων αποστολικων θρονων, Αλεξανδρειας, Αντιοχειας και Ιεροσολυμων». Иоанн подписывается непосредственно после Тарасия: «Ιωαννης πρεσβυτερος και πατριαρχικος συγκελλος» (Theoph. 6277; Ιωαννην τον μεγαν και περιβοητον λογω και εργω, αγιωσυνης μετεχοντα, και συγκελλον του πατριαρχου Αντιοχειας (Феодора?) γεγονοτα). Фома подписывается после Иоанна и называет себя: «πρεσβυτερος και ηγουμενος της μονης του αγιου πατρος ημων Αρσενιου της διακεμενης εν Αιγυπτω ανω Βαβυλωνος (Theoph.: οστις και αρχιεπισκοπος Θεσσαλονικης γενομενος διεπρεψεν).    Слова Тарасия (Mansi, XII, 999E): τινας ευαριθμητους επισκοπους, ων τα, νοματα εκων υπερβησομαι, ως παρα παντων γινωσκομενα.    (Mansi XII, 990E): ελθοντες εν τ λουτηρι της αγιας καθολικης εκκλησιας, ολυος τις αλλο εκραζε. παντων δε φωνη εις εν κατεληγε, μη καταδεχεσθαι γενεσθαι γυνοδον.    (Mansi, XII, 991В); ωρ ας ουση; ωσει εκτης, γενομενοι προσπεινοι οικαδε επορευοντο. (Theoph. a. 6278).    συμπαροντων και ακροωμενων των ενδοξοτατων και μεγαλοπρεπεστατων αρχοντων, τουτεστι Πετρονα του πανευφημου απο υπιτων, πατρικιου και κομητος του θεοφυλακτου βασλικου οψικιου, και Ιωαννου βασιλικου οστιαριου και λογοθετου του στρατιωτικου λογοθεσιου, και ευλαβεστατων αρχιμανδριτων, ηγουμενων τε και μοναχων.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Он оставался единородным Логосом Божиим, но не был еще совершенным Сыном Его. Окончательного совершенства Он, как мы видели, достигает лишь чрез воплощение, в котором становится истинным Сыном Божиим. Таким образом, по Ипполиту, Сын Божий действительно существует только со времени воплощения, и если до воплощения Логос называется Сыном Божиим, то лишь по предвидению и в переносном смысле. Эти существенные недостатки логологии, развитой Ипполитом, встретили себе, как увидим ниже, отпор даже среди церковных людей; тем более энергичную борьбу они должны были вызвать у модалистов, этих, так сказать, натуральных противников всякой логологии. О динамистах мало сказать, что они оспаривали идею Логоса, они пытались совсем устранить ее из церковного сознания. В их системе совсем не было места для Логоса, как ипостасного бытия, существующего на ряду с Богом, и если они иногда высказывали свое суждение по этому вопросу, то вопреки церковному учению понимали Логос в чисто стоическом смысле, как φωνη» vox (слово произнесенное) 271 . Правда, мы мало знаем об этой борьбе, но несомненно, что она велась оживленно. По крайней мере Ипполит писал сочинения против Ноэта и часто диспутировал с савеллианами, хотя и неудачно; по его словам, силою своих доводов он много раз заставлял своих противников признавать истину, т.е. соглашаться с его воззрениями, но каждый раз они снова возвращались к своим мнениям 272 . Но ни школа Ноэта и Савеллия, ни кружок Ипполита не могли получить преобладания среди римских христиан, большинство их не присоединилось ни к той ни к другой из спорящих сторон и составило собой собственно римскую церковь , руководимую епископами. Спрашивается, в каком же отношении стояли воззрения этого большинства к спорным вопросам? куда более склонялись они: к учению динамистов или Ипполита? Нужно сказать, что положение римских епископов, от которых прежде всего требовалось формулировать учение о Лице И. Христа, было до некоторой степени трагическим. Римская церковь в то время управлялась сначала Зефирином, за спиной которого действовал Каллист, а затем уже самим Каллистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  001     002