Однажды у святого Серафима Саровского спросили: отче, а почему сейчас нет таких великих святых, какие были раньше в древности? С вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). 14.07.2014 08:07:16 Кульков Сергей Андреевич Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый вечер радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясенево. И настоятель строящегося Покровского храма, что также находится в Ясенево. Однажды у святого Серафима Саровского спросили: отче, а почему сейчас нет таких великих святых, какие были раньше в древности? И преподобный ответил: Нет. Потому, что у людей не хватает решимос-ти. А Христос вчера и сегодня тот же во веки. И вот милостью божьей несколько недель назад я вернулся со Святой афонской горы, и я там видел святых людей и людей, преисполненных решимости. Людей, которые на самом деле как ангелы служат Богу день и ночь. И вот этими впечатлениями, воспоминаниями, которые станут для нас духовным примером и назиданием, хотелось бы поделиться сегодня в прямом эфире с вами, дорогие братья и сестры. Прежде всего, меня на Афоне поразил режим и расписание богослужений. Вот нам порой не хватает, как мы думаем, сна. Мы поздно ложимся и поздно встаем, не высыпаемся. Нам все время некогда, работа отнимает очень много времени. Эти бесконечные труды, занятия. В субботу и в воскресенье пытаемся прийти в себя, отоспаться. А вот интересно, как подвизаются братья- монахи на святой афонской горе. На ней 20 монастырей. Из них три славянских. Это наш Пантелеймов монастырь, болгарский монастырь Зограф, где хранится вселенская чудотворная икона Божьей Матери Трое ручицы. И в сербском монастыре хранится икона Божьей Матери Троеручицы. А болгарский монастырь Зограф имеет три чудотворные иконы Георгия Победоносца. Почти во всех монастырях богослужение начинается в три-четыре часа утра. Где-то в три, где-то в половине четвертого. А большая часть монастырей- в четыре часа утра. А до этого у каждого монаха есть определенное монашеское делание. Его монашеское келейное правило, которое состоит для схимников- а большинство монахов святой афонской горы схимники- и у них есть определенные правила, данные им духовниками. У них есть определенный обычай, традиция афонской горы.

http://radonezh.ru/text/odnazhdy-u-svyat...

Собор святаго Архангела Гавриила и преподобнаго отца нашего Стефана Савваита ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры Архангела, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Ум предвечный,/свет составивый вторый,/Гавриила тебе, причастиями Божественными/просвещающаго всю вселенную/и юже от века открывающаго нам/Божественную и великую воистинну тайну,/во утробе воплощаемаго девичестей/суща Безтелеснаго и бывша Человека,/во еже спасти человека. Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия и восхваляющия тя,/страстей мглы избави и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часто находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Ины стихиры преподобнаго, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Богоносе Стефане,/Божественною мудростию ум укрепль светло,/ярость убо мужеством,/целомудрием же желание,/правдою же всю силу душевную/управил еси любомудренно,/колесницу красну добродетелей составил еси,/на нюже всед, радуяся,/возшел еси к высоте, славне. Отче Богогласе Стефане,/богословием ум просветил еси, преподобне,/якоже копие, нося ярость,/простерту на хульныя, блаженне, еретики,/желанием пищи горния,/еяже сподобился еси причаститися, чудне,/предстоя престолу всех Царя и Вседержителя. Отче Богоглаголивый Стефане,/воздержанием ум оградив всюду,/к Первовиновному востещи сотворил еси,/и утишил еси мирский мятеж/и, молву оттряс,/ума чистотою удержан был еси, премудре,/желанием воистинну крайним,/Богомудре преподобне. Слава, глас 6. Византиево: Срадуйтеся с нами, вся Ангельская чиноначалия:/предстатель бо ваш и наш заступник,/великий Архистратиг, в днешний день/в честнем его храме/преславно являяся, освящает./Темже, по долгу воспевающе, тому возопиим:/покрый нас кровом крилу твоею,/великий Гаврииле Архангеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Молитвы перед началом чтения Псалтири Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари сия, глас 6. Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/всякаго бо ответа недоумеюще,/сию Ти молитву/яко Владыце грешнии приносим:/помилуй нас. Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество,/Небо Церковь показа,/с человеки ликуют Ангели./Того молитвами, Христе Боже,/в мире управи живот наш,/да поем Ти: Аллилуиа. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений,/к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:/посети немощствующую мою душу/и моли Сына Твоего и Бога нашего/дати ми оставление, яже содеях лютых,/Едина Благословенная. Господи, помилуй (40). И поклонися, елико ти мощно. Таже молитва Святей Живоначальней Троице Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Эти молитвы читаются в начале домашнего молитвенного правила и большинства церковных богослужений. Их должен знать наизусть всякий православный христианин. Аще иерей: Благословен Бог наш: Аще ли не иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. По совершении положенных поклонов, священник возглашает 1 : Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Мы же отвечаем 2 : Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. 3 Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) 4 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва Святой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvosl...

5. Понедельник 1-й седмицы. Мч. Конона Исаврийского. Начало Великого поста. Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Феофана Графова, диакона . В течение Великого поста в седмичные дни все богослужения совершаются по Минее и Триоди Постной. Из Октоиха в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в дни св. Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16). По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш...» . Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Слава» – «Вознесыйся на Крест...», «И ныне» – «Предстательство страшное...». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив...». Певцы: «Аминь», «Именем Господним...». Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Закрыть itemscope itemtype="" > О сопротивлении злу силой 27.03.2009 548 Время на чтение 5 минут Крест и меч, милосердие и мужество составляют монолит Православной Веры, который сегодня стремятся расколоть, расшатать, разрушить, обезоруживая христиан хитроумными разглагольствованиями, убеждая их в пагубности воинского подвига для христианской души. Отче наш, - обращаемся мы в данной нам в Евангелии молитве Господней к Богу, удостоенные чести называть Его своим Отцом. Отче наш, Иже еси на небесех. - Так христианин исповедует свою непреложную Веру в Бога Истинного, которая потому и Верой именуется, что не требует доказательств. Да святится Имя Твое, - любовь выражена в этих словах, приносящих славу Имени Божьему. Да приидет Царствие Твое, - надежда на спасение душ наших звучит здесь. А у слова надежда есть удивительный древний смысл: как одежда - покров телу, так надежда - Божий покров человеческой души, без которого не выжить Да будет Воля Твоя, яко на небеси и на земли, - премудрость Божия превозносится в этих словах - коренных словах Господней молитвы, и что очень важно -  когда мы молимся о воле Божией на земле, как на небе, тем самым полагаем себя орудием этой воли, не пассивными созерцателями творимого на земле зла, а поборниками Божьей правды, без которой мир погибнет. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, - так выражаем мы верность добродетели воздержания - христианскому аскетизму. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, - здесь сказано о нашем долге покаяния, искупления своих грехов и готовности прощать грехи ближнего. И не введи нас во искушение, - здесь христианин оглашает свою твердость стояния в Вере, свою готовность добровольно нести свой крест, ибо вольно  следующему за Господом не требуется искушений, то есть испытаний, ведь искушать значит пробовать, испытывать. Прошение: Не введи нас в искушение, Господи, означает, что мы и так уже, без проб и испытаний, несем крест свой вслед за Христом. Если же встречаем искушения в жизни, не в знак ли того, что уклоняемся от креста своего?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Молитва Господня в девяти беседах Беседа первая. О призывании Молитва есть воздух для душ, она служит как бы биением пульса духовной жизни. Где есть духовная жизнь, там она необходимо должна появляться в молитве к Богу. Где нет истинной молитвы, там не может быть вполне здоровой духовно-нравственной жизни. И наоборот. Где совершается молитва , и чем чаще совершается она, тем более крепнет и развивается эта духовная жизнь. Как много значит для человека, если он может искренне молиться и более и более совершенствоваться в этой молитве! Вот почему и Господь наш Иисус Христос не только убеждал учеников Своих молиться, и молиться непрестанно, но вложил в уста их и самые слова молитвы «Отче наш», которая поэтому и называется Молитвой Господней. Два раза Он учил их этой молитве. В первый раз, когда, по сказанию евангелиста Луки ( Лк.11:1 ), они просили Его: «Господи! научи нас молиться», а потом в Нагорной беседе ( Мф.6:9–13 ), когда предостерегал их от ложной, фарисейской молитвы, молитвы неискренней, напыщенной, многословной, совершаемой только напоказ. «Молитесь же так», – сказал Он им при этом ( Мф.6:9 ), то есть молитесь кратко, просто, без лишних слов и напыщенности, с указанием только сущности дела – словом, так как Я научу вас. О, возлюбленные братие и сестры! Если бы Господь Иисус Христос ничему более не научил нас, кроме этой молитвы, то и тогда мы не были бы в состоянии достойно отблагодарить Его. Молитва эта так коротка, так сжата, так немногословна, что ее даже дитя может прочитать в одну минуту, и, однако, она столь глубока по своему содержанию, столь богата по своим мыслям, что и муж зрелого ума не может исчерпать ее содержания во всей его глубине и полноте. «Откровенно говорю, – сказал один из ученнейших мужей богословского мира – что я не вполне еще уразумел молитву «Отче наш», хотя и имею ученую степень доктора». Кто же такие мы с вами, чтобы нам воображать себя вполне и совершенно исчерпавшими смысл и содержание этой молитвы? Мы не более, как дети припавшие, так сказать, к глубокому и широкому текущему источнику, чтобы руками черпать из него воду и подносить к устам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Канонник (рус) Канонник в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). КАНОН СВЯТОЙ И ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЕ Тропарь св. Живоначальной Троице (Праздника Пятидесятницы). Глас 8 Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе! КАНОН ТВОРЕНИЕ МИТРОФАНОВО, ГЛАС 1 Песнь 1 Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница/божественно силою прославилась:/ибо она, как всемогущая, противников сломила,/а израильтянам проложила/новый путь по глубине. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Серафимы, не умолкая, славят/Единое Триипостасное Начало/– безначальное, вечное, сотворившее все, непостижимое:/Его и всякий язык с верою/песнопениями прославляет. Чтобы людям явить Свое единое,/Тройственным Светом сияющее Божество,/Ты, создав в начале человека,/по образу Своему устроил его,/ум, и слово, и дух даровав ему как Человеколюбец. Слава: Проявляя свыше единую/в Трех Богоначальных Лицах власть,/Ты, Отче, изрек равнодействующему Сыну Своему и Духу:/«Давайте, сойдя, смешаем их языки». И ныне: Отец не рожденный/образно мудрыми как Ум предвозвещался,/Сын же, с Ним единый естеством, – как Слово собезначальное,/и как Дух Святой – совершивший воплощение/Слова во утробе Девы. Песнь 3 Ирмос: Единый, Знающий немощь естества смертных,/и из сострадания принявший его образ!/Препояшь меня свыше силою, чтобы взывать Тебе:/«Свят одушевленный храм/пречистой славы Твоей, Человеколюбец!» Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Когда Ты в древности Аврааму/явно явился в трех Ипостасях/и единым по естеству Божества,/богословие чистейшее образно показал;/и мы с верою воспеваем Тебя,/единоначального Бога и трисолнечного. Из Тебя Родившийся образом, достойным Бога,/не по законам тленным, Отче, воссиял/ как Свет от Света – Сын неизменяемый,/и Дух Божественный как Свет исшел,/и мы сиянию единого Божества трех Ипостасей/поклоняемся с верою и славим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010