«Душеполезные поучения, послания и вопросы» — одно из центральных произведений аскетической литературы, вобравшее в себя предшествующую традицию. «Поучения» аввы Дорофея, написанные простым и безыскусным языком, — это своеобразная аскетическая «азбука», решающая основные вопросы духовной жизни и монашеского подвига. Флоровский пишет о «Наставлениях» аввы Дорофея: «Его книга стала образцовым руководством в киновиях. Ее очень ценил преподобный Феодор Студит. Дорофей пользовался литературными источниками и старался подвести итог сложившейся уже традиции и накопленному аскетическому опыту. На общих вопросах он мало останавливается. Его наставления имеют практический, часто почти бытовой характер. Однако исходит он из яркого харизматического идеала. Первозданный был харизматиком. В раю он пребывал в созерцании и в молитве, «во всякой славе и чести». Грех был отпадением от созерцания, в «мимоестественное состояние». И отсюда смерть. С этого Дорофей начинает. От греха и смерти избавил Богочеловек Новый Адам. В крещении начало новой жизни, источник свободы к добру. Однако свобода осуществляется только в подвиге. И в подвиге всего важнее «отсечение своей воли», отсечение хотений, — иначе сказать, совершенное подчинение и послушание избранному духовному руководителю. Отсечение воли есть средство к бесстрастию. Исчезают поводы волноваться от неисполнения своих желаний и пристрастий. И тогда потухают самые желания, душа успокаивается. Создается впечатление, что желания всегда исполняются. Только тогда видит человек непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Иначе он не разумеет, что непорочны пути Божии. Однако послушание не есть только педагогика или дисциплина. Подчиняться нужно духовным старцам, то есть как харизматикам. Так самый ритм общежития определяется харизматическим идеалом. Задача инока в преодолении страстей, в достижении внутреннего мира и бесстрастия». Группа Вконтакте Facebook группа Творения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

составитель Терещенко Т. Н. СВОЕВОЛИЕ Это справедливо, что кто бы ни был, подвижник или постник, но живущий по своей воле и сам собою окормляющийся, утверждения и благого рассуждения в нем отнюдь не увидишь (прп. Лев, 22). Молодому человеку своя воля душетлительна и в последствия ведет наиболее пагубные (прп. Лев, 20). Не удивляйся, что по приезде твоем по прочтении писем о. Иоаникию напало большое расслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы, многогрешные, прежде вам советовали, то бы, получив и прочитав письма, непременно должен был ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по треклятой своей воле, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукавого, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтоб вы нас слушали и нашего совета держались; а мы только делаем, чтоб нам совесть свою очистить и на Страшном Суде ответа Богу не отдать. А вы, когда будете жить по своим волям и своим хотениям, которые противны воле Божией, будете творить свой суд, носить и бремя будете, а мы чисты пребудем от крови вашей; а вы что будете сеять, то и пожнете (прп. Лев, 30). Старайся идти путем, показанным от [святых] отец: послушанием и отсечением своей воли и разума; не доверяя им совершенно и противясь противным этому действиям, ты получишь духовный разум, смирением руководимый и управляемый, и безопасно можешь идти путем спасительным, но доколе не получаешь этого дара, опасайся вверить себе над собой управление; предайся воле Божией (прп. Макарий, 20). Покорность родителям отсечением своей воли нужна и полезна, ибо ты должна себя к этому приуготовить и приучить заблаговременно; там, т.е. в монастыре, первый долг – отвержение себя, своей воли и разума, к чему слова Спасителя нашего нас призывают: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 ). Отвержение-то своей воли и разума соделывает крест или скорбь, служащие нам на спасение (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Смирение – это безымянная благодать Беседа на 25-е слово «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского, «О смиренномудрии». Часть 2 Митрополит Лимассольский Афанасий      «Другой говорил, что смирение – это чувство сокрушенной души и отречение от своей воли» (стих 3). То есть смиряться – значит отсекать свою волю, оказывать послушание, которое есть матерь смирения , потому что весь наш эгоизм, всё наше существо концентрируется, проявляется и выражается в нашей воле. Поэтому в монашестве первой добродетелью, первым обетом, который монах дает при постриге, является послушание, отсечение своей воли, которое как раз и служит предпосылкой духовного совершенства. Причем так не только в монашестве, но и в браке. Если в браке человеку не удается отсечь свою волю и отказаться от нее, пожертвовать собой ради другого, тогда он не может найти покоя. В душе его нет мира, как сказал Господь: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» . Если же человек вкусит, какую великую свободу подает отсечение своей воли и то, чтобы ничего не ждать от другого, а совершенствоваться в добровольном самопожертвовании ради другого, тогда он на самом деле будет жаждать жертвовать собой и отсекать свою волю. Есть святые, которые шли и продавали себя в рабство жестоким и бесчеловечным идолопоклонникам и служили им в качестве слуг, чтобы отсечь свою волю, – так отвечая этой жажде жертвовать собой в служении другому человеку. А в те времена слуги были не то что нынешние, которым мы платим деньги. Тогда хозяин мог запросто превратить их в ничто, даже физически. Далее святой Иоанн Лествичник говорит: «Я выслушал всё это и исследовал с великим благоразумием, но из всего, что слышал, я не смог понять сущности блаженного смиренномудрия» (стих 4). Следовательно, вопреки всему, ничто из того, что мы сказали до сих пор, еще не является сущностью смирения, а есть только признак, симптом, путь, ведущий туда, но еще не само смирение. Всё это путь, но не конец. И святой продолжает: «И я пришел к следующему определению: смиренномудрие — это безымянная благодать души, оно – благодать» .

http://pravoslavie.ru/69534.html

Воля Божия ...Если плоть не будет умерщвлена, и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнять воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, есть воля Божия. Тогда мир имеем, и сынами Божиими назовутся таковые, ибо они любят волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно никому достигнуть без соблюдения заповедей, которыми всякие наслаждения, т. е. пожелания свои, отсекает (подвизающийся), и всякие огорчения, от сего происходящие, терпит (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 20). Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и то, чтобы оставить всякое свое разумение и свою волю (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его, и худшего, как любить свободу и легкомыслие души или тела (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 179–180). ...Предпочитай ее (Божию волю) всякой мудрости человеческой и признавай оную полезнейшею всех человеческих разумений... (прп. авва Исаия , 60, 186). Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней: но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия, и исполнять ее (свт. Василий Великий , 7, 521). Источник. ...Кто исполняет волю Господню, но не так, как хочет сего Бог, и не по чувству любви к Богу, делает это бесполезно... (свт. Василий Великий , 10, 76). Источник. Воля Божия есть вера во благое, посему воля вражия есть неверие. Воля Божия есть доблесть добрых дел (прп. Ефрем Сирин , 32, 252). Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властию в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим (прп. Ефрем Сирин , 33, 95). Источник. ...Без Духа Святаго... никому невозможно уразуметь волю Божию (прп. Макарий Египетский , 67, 428). ...Как в мрачных пещерах, когда вносится туда свет, мрак исчезает, так, когда Твоя воля во мне будет совершаться, всякое лукавое и неуместное движение произвола обратится в ничто. Целомудрие угасит невоздержное и страстное стремление ума, смиренномудрие истребит кичливость, скромность уврачует болезнь гордыни, а доброта любви изгонит из души многочисленный сонм противоположных зол; бегут от нее ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражительное расположение духа, злонамеренность, притворство, памятование огорчения, жажда мщения, воскипение крови в предсердечии, недоброе око – все это стадо таковых зол уничтожится любвеобильным расположением. Так действенность Божией воли исторгает сугубое идолослужение; называю сугубым, как неистовую приверженность к идолам, и как вожделение серебра и золота – этих, как наименовало их пророческое слово, идолов язык (ср.: Пс. 113, 12 ). Посему да будет воля Твоя ( Мф. 6, 10 ), чтобы стала недействительною воля диавола (свт. Григорий Нисский , 18, 434–435).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пюхтецкий монастырь ЖМП 7 июль 2015 /  24 августа 2015 г. 17:30 Испытание послушанием На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева). Отсечение воли «Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22). Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

http://e-vestnik.ru/church/_ispytanie_po...

Скачать epub pdf О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати 190 Всем известно «Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», написанное святителем Игнатием (Брянчаниновым) . Оно начинается замечательными, очень важными словами, которые в свое время произвели на меня сильнейшее впечатление. Святитель Игнатий говорит о том, что многие, находясь долгое время в монастыре, не только не преуспевают в добродетелях, но и приобретают страсти, каких не имели до прихода в обитель. Такое случается с теми, у кого нет покаяния. Конечно, чаще происходит так, что в монастыре человек обнаруживает в себе те страсти, которые у него уже были. Раньше они действовали скрыто, потому что человек, живя в миру, руководствовался своей волей и тем самым как бы «сглаживал» проявление страстей. Когда же он, придя в монастырь, отрекается от своей воли, то под действием тех требований, которые предъявляет к нему монастырский устав и вообще монашеский образ жизни, его страсти, так сказать, выходят на свет Божий. Такое происходит по большей части в первое время пребывания в обители. Конечно, не в первый месяц, но постепенно страсти обнаруживают себя. Человек должен относиться к этому не то чтобы спокойно, но благоразумно, понимая, что благодаря молитве и, в особенности, послушанию, отсечению своей воли в нем теперь всего лишь проявляется то, что раньше было скрыто. Но иногда все происходит иначе, гораздо печальнее, опаснее и страшнее. Человек долгое время как будто прилежит к духовной жизни и ожидает хотя бы некоторого преуспеяния (и другие от него этого ждут), но преуспеяния не происходит, более того, человек развращается. Святитель Игнатий говорит, что покаяние – главная причина преуспеяния и главная добродетель, как бы совокупляющая в себе все прочие. А отсутствие покаяния как раз является причиной того, что человек не преуспевает. Под покаянием следует понимать не только сокрушение, печаль, а может быть, даже и плач о своих грехах, но и борьбу с грехом – постоянное сопротивление ему. Однако, даже понимая это, мы часто обнаруживаем, что у нас нет такого состояния. Соответственно нет и преуспеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

поиск:   разделы   рассылка Арсений Загуляев Духовный отец или гуру? " Много раз предостерегали от младостарчества известные духовники нашего времени " Источник:  Нескучный сад Митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)снова поднял один из самых сложных и принципиальных вопросов в Церкви – о подчинении духовникам и о том, что некоторые священники " приводят духовных чад не ко Христу, а к себе " . Председатель ОВЦС видит в этом угрозу не только духовной жизни, но и общественным отношениям. Теме обожествления духовных наставников и проникновению сектантсткого мышления в церковную среду митрополит Иларион посвятил свое приветствие участникам встречи Инициативной сети по изучению религий и деструктивных культов, которая недавно проходила в городе Нови-Сад. " Вместо воспитания в человеке ответственности перед Богом и ближним, а значит – и перед обществом и перед Отчизной, лже-наставники взращивают в своих учениках горделивое самопревозношение и противопоставление себя другим, стремление изолировать себя от социума. Находясь в прельщенном состоянии, такие горе-руководители порой склоняют своих адептов к явному греху, нанося непоправимый вред их личному нравственному здоровью " , – говорится в документе. В послании особо раскрывается вопрос отсечения своей воли и послушания у монахов. В духе учения о послушании, изложенного у ряда наставников монашества первых веков его существования и у свт. Игнатия Брянчанинова в XIX в., митрополит Иларион пишет: " Даже в христианском монашестве, где отречение от своей воли и полное доверие своему старцу считается одним из непременных условий духовного возрастания, вставший на путь послушания инок обязан отойти от своего наставника, если тот не ведет его ко Христу, отвращает его от Полноты Христовой Церкви, совращает в ересь или не приносит ему никакой духовной пользы " . Да, этот текст – приветствие тематической конференции, которая проходит даже не в России, а в Сербии. Но все же он больше, чем просто официальный документ. Будучи высказыванием известного иерарха и авторитетного богослова, он актуален прежде всего для России и актуален именно сегодня. Ведь побочным эффектом резкой критики Церкви и ее священноначалия в масс-медиа может стать усиление внутренней обособленности общин и появление харизматов.

http://religare.ru/2_97140.html

Слово 72 (1) Об отречении от мира и отсечении своей воли. – (2) Что всякому надо найти себе опытного руководителя, чтоб научиться от него добродетели. – (3) Что надобно иметь веру к духовному отцу. – (4) О зрении света, коим просвещается всякая душа и преуспевает в любви к Богу. 1. Возлюбленные мои братия! Много раз изъявляли вы желание слышать слово Божие от меня, последнейшего и худейшего, но я не имел времени, говорить же любви вашей о достодолжном и нужном как бы мимоходом я не хотел. Се ныне время благоприятно – и я с любовию приступаю к беседе с вами, не с тем, однако ж, чтоб учить вас, потому что этого я недостоин, но лишь чтоб напомнить вам о том, что полезно для души вашей, что возбуждает к удалению от мира, к побеждению страстей, к любви Божией и к совершенному бесстрастию. Так как я имею беседовать к людям, вожделеваюшим и жаждущим спасения своего, то мне подумалось, что приличнее всего начало слову моему положить словесами Самого Источника всякой премудрости, Господа нашего Иисуса Христа, Который и для новоначальных есть основание веры твердое и известное, и для средних – надежда непостыждающая, и для совершенных – любовь ненасытимая и неиссякающая. Каждодневно слышим мы святой глас Его, говорящий: кто не оставит отца, и матери, и братьев, и всего имения своего, и не возьмет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ; Лк.14:26 ). Таким образом, Писание научает нас и опыт подтверждает, что крест следует за подвигами самоотвержения и добродетели, разумея под ним скорби, искушения и наконец самую произвольную смерть, которую надлежит подъять возжелавшему быть последователем Христовым. В те времена, когда властвовали тираны и гнали христиан, многие с радостию претерпели смерть с такими страданиями и с такими разнообразными мучениями. Но ныне, когда, по милости Божией, христиане наслаждаются совершенным миром, крест и смерть не что иное есть, как совершенное умерщвление и отсечение своей воли. И тому, кто творит свою волю, – пусть будет это даже в малом чем, – невозможно последовать Господу нашему и соблюсти Его заповеди. Почему, желая сказать вам, как бы одному брату, слово спасительное, начинаю так:

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_29980.html 27 мая 2006 Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 4 Нередко светские люди спрашивают, почему Православная Церковь не приспособляется к современности – не упрощает богослужение, не ставит скамейки в храмах, не " облегчает " свое духовное послание. Словом, не становится удобной для духовно расслабленного (то есть, по Евангелию, парализованного) человека. Некоторые до сих пор считают, что именно так можно привлечь людей в храмы. Западный опыт ясно показывает обратное. Либеральные протестантские деноминации, а отчасти и Католическая Церковь, стремительно теряют паству и духовенство именно потому, что они стали слишком облегченными, слишком комфортными, слишком приспособленными к капризам публики. Некоторые воспринимают их просто как место, где можно расслабиться, послушать приятную музыку, попить чая с друзьями. А значит, и потребовать, чтобы чашки были поновее, музыка поинтереснее, а богословское учение – побесконфликтнее. Чтобы никто не пробудил ненароком совесть. Но в итоге в таких церквах становится пусто – в самом деле, отдыхать и расслабляться лучше на пляже или в кафе. Но вот удивительная вещь: в некоторых местах на Западе, где пытаются вернуться к долгой и молитвенной службе, где практикуются древние песнопения, где есть общинная жизнь – людей много. Пример – аббатство Сильванес на юге Франции, куда стекается множество народа на длинные торжественные мессы, совершаемые при общем пении в древнем стиле. Все-таки в храм люди по-настоящему идут не тогда, когда им хочется приятно развлечься. В Церковь приходят, чтобы разрешить острые жизненные проблемы, а не забыть о них. Приходят, желая изменить греховную жизнь. Христианства не может быть без подвига, без пробуждения совести, без отсечения своей воли ради воли Божией. Люди понимают это. И идут туда, где им говорят нелицеприятную правду, где предлагают горькое, но действенное лекарство.

http://religare.ru/2_29980_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 4 Нередко светские люди спрашивают, почему Православная Церковь не приспособляется к современности – не упрощает богослужение, не ставит скамейки в храмах, не " облегчает " свое духовное послание. Словом, не становится удобной для духовно расслабленного (то есть, по Евангелию, парализованного) человека. Некоторые до сих пор считают, что именно так можно привлечь людей в храмы. Западный опыт ясно показывает обратное. Либеральные протестантские деноминации, а отчасти и Католическая Церковь, стремительно теряют паству и духовенство именно потому, что они стали слишком облегченными, слишком комфортными, слишком приспособленными к капризам публики. Некоторые воспринимают их просто как место, где можно расслабиться, послушать приятную музыку, попить чая с друзьями. А значит, и потребовать, чтобы чашки были поновее, музыка поинтереснее, а богословское учение – побесконфликтнее. Чтобы никто не пробудил ненароком совесть. Но в итоге в таких церквах становится пусто – в самом деле, отдыхать и расслабляться лучше на пляже или в кафе. Но вот удивительная вещь: в некоторых местах на Западе, где пытаются вернуться к долгой и молитвенной службе, где практикуются древние песнопения, где есть общинная жизнь – людей много. Пример – аббатство Сильванес на юге Франции, куда стекается множество народа на длинные торжественные мессы, совершаемые при общем пении в древнем стиле. Все-таки в храм люди по-настоящему идут не тогда, когда им хочется приятно развлечься. В Церковь приходят, чтобы разрешить острые жизненные проблемы, а не забыть о них. Приходят, желая изменить греховную жизнь. Христианства не может быть без подвига, без пробуждения совести, без отсечения своей воли ради воли Божией. Люди понимают это. И идут туда, где им говорят нелицеприятную правду, где предлагают горькое, но действенное лекарство. Грех всегда разрушает, всегда делает человека несчастным. Даже если кажется поначалу привлекательным, даже если приносит на время удовольствие, " возвышает " перед другими людьми, позволяет забыться, загнать внутрь проблемы, ослепить совесть. Страсть – это ведь страдание.

http://religare.ru/2_29980.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010