Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Всякое долготерпение Священноначалия когда-то может иметь конец Зампред ОВЦС МП не исключил, что зачинщики церковной смуты в Абхазии могут быть наказаны 17.05.2011 1089 Время на чтение 5 минут Заместителель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов дал интервью Государственному информационному агентству Республики Абхазия по поводу церковной смуты в Абхазии , спровоцированной иеромонахами о .Дорофеем (Дбаром), недавно приехавшим в Абхазию из Греции, и о. Андреем (Ампаром). Как рассказал протоиерей Николай Балашов, отец Дорофей учился в Московских духовных школах и был рукоположен в священный сан в Майкопской епархии Русской Православной Церкви. Потом он, по его просьбе, был уволен из штата Майкопской епархии, но остается ее заштатным клириком, как и иеромонах Андрей (Ампар), прошедший такой же путь. Несколько лет назад отец Дорофей отправился учиться в Грецию. Он сообщал, что работает над диссертацией, тема которой - место захоронения святого Иоанна Златоуста в Команах. В прошлом году иеромонах Дорофей обратился в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата с просьбой предоставить ему справку о том, что он является клириком Русской Православной Церкви. Он объяснил, что такая справка необходима ему для того, чтобы продолжить обучение в университете Салоник и довести до конца свой научный труд, и его просьба была удовлетворена. На вопрос корреспондента абхазского издания - дала ли Московская Патриархия согласие на возведение о. Дорофея в сан архимандрита и является ли он теперь кандидатом в епископы, о. Николай ответил, что эти утверждения не соответствуют действительности. По его словам, Русская Православная Церковь не давала согласия на переход иеромонаха Дорофея в клир Элладской Православной Церкви, а только клирик Элладской Церкви может быть возведен в более высокий сан иерархом этой Церкви и тем более рассматриваться в качестве возможного кандидата на епископское служение. Согласно действующим церковным правилам, разрешение на такой переход дается только Священным Синодом Московского Патриархата в ответ на соответствующий запрос (которого в данном случае не было), и отпускная грамота на основании синодального решения подписывается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. О том, что отец Дорофей теперь именуется архимандритом, Московская Патриархия узнала лишь из сообщений в абхазской печати, где была опубликована и грамота, подписанная иерархом Греческой Церкви митрополитом Гуменисским Димитрием. В связи с этим из МП были направлены официальные запросы в Гуменисскую митрополию и в Священный Синод Элладской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/17/pr...

Интервью Протодиакон Петр Скорер: Со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и во всей Европе соберутся вместе 08.10.2007 21:20 – Отец Петр, прошло полтора года с тех пор, как владыка Василий Осборн заявил о своем переходе из Московского патриархата в Константинопольский. У всех в памяти печальные события, последовавшие за этим. Могли бы вы подвести итоги этого периода? – Первое время было действительно трудным. Это была большая травма для всех бывших членов Сурожской епархии. Приходы и духовенство разделились примерно пополам: половина пошла за владыкой Василием под юрисдикцию Вселенского Патриарха, половина осталась под Москвой. Как известно, и синод Московского патриархата и лично архиепископ Корсунский Иннокентий заняли поначалу очень жесткую позицию – владыке Василию и его единомышленникам из числа клириков грозили лишением сана, однако недавно – и это тоже хорошо известно – епископу Василию была фактически дана отпускная грамота, и теперь мы можем сослужить с духовенством РПЦ. Жизнь Амфипольского викариатства – так теперь называется часть Сурожской епархии, перешедшая вместе с владыкой Василием в Константинопольскую юрисдикцию, – продолжается в том же духе, который был при митрополите Антонии. В этом году собралась первая большая ежегодная конференция, на которой присутствовало около 120-130 человек. Одной из тем дискуссий было: как нам жить в тех новых обстоятельствах, в которых оказалось наше викариатство, как преодолеть последствия травмы разделения. Многие из выступлений опубликованы на сайте нашем http://www.exarchate-uk.org/ , который очень активно освещает ситуацию вокруг Амфипольского викариатства. Также проводился наш ежегодный детский лагерь. – Хотелось бы знать конкретные цифры. Сколько приходов и евхаристических общин было в епархии к Пасхе 2006 года? Сколько из них на сегодня пожелали остаться в МП, и сколько перешло под омофор Константинопольского Патриарха? Были ли основаны за истекший период новые общины? – К моменту разделения в Сурожской епархии было около 30 приходов и евхаристических общин, в том числе очень маленьких – человек по 10. Эти приходы разделились приблизительно пополам. Если считать, что до большого наплыва недавно приехавших «новых русских» в епархии было около 3000 зарегистрированных прихожан (регистрация необходима в соответствии с нашим уставом), то теперь в Амфипольском викариатстве около 1500 верующих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

сост. Ю.П. Зуев Словарь старорусских понятий и терминов 35 Абие – тотчас, немедленно Аки – как; подобно тому как Аще – если (же); в том случае если Батоги – палка, трость; переносн. «наказание, кара» Безатщина – выморочное имущество Безстудие – бесстыдство, позор, бесчестье Берковеск – мера веса, равная десяти пудам (160 кг) Бесермен , бусурманин – человек, исповедующий мусульманскую религию; в условиях Древней Руси – выходец из Среднего и Нижнего Поволжья Бирич – судебный чиновник Блядеть – заблуждаться, ошибаться; лгать; распутничать Брашно (брашна) – пища, мучное кушанье Бураложник – лицо, ведающее ханской охотой на волков Бьетася женьскы – дерутся по-женски, как женщины Ведовство – колдовство Векша – мелкая денежная единица Древней Руси (IX–XIII вв.) Вено – плата; то, за что заплачено что-либо Вина – причина (м. б., преступления: внидеть в вину – впасть в преступление); основание Вира – побор, штраф в пользу князя за убийство свободного человека Возрех – взглянув, посмотрев Волостель княжь , волостель митрополичь – чиновники княжеской и церковной администрации, осуществляющие управление на местах Восхитить – взять, приобрести; похитить, унести; подхватить, поднять на высоту Вседенник сенаник – вседневный синодик, помянник Вступать – вмешиваться, ввязаться во что-либо Гобина – обилие, достаток; урожай Говение – пост Гость – купец; член высшей корпорации купцов в Московском государстве в конце XVI–XVII вв. Грамота благословенная – письменное дозволение от архиерея о построении и освящении храма Грамота отпускнаяграмота, выдаваемая духовным лицам при переходе их в другую епархию Гривенка рублевая – образец массы размером в полфунта (для взвешивания драгоценных металлов) Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси. Гривна денежная – гривна кун. Весовая гривна до XII в. равнялась 409, 512 г серебра (в течение XII в. масса ее уменьшилась вдвое) Грош – мелкая монета Дание – пожалование, дар, пожертвование. По данию – в соответствии с установлением Десятильник – должностное лицо, ведавшее округом в епархии; сборщик налога (десятины)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию. II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию: Распоряжение о временном командировании В соответствие с обращением Преосвященного имярек , управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течение ____ месяцев [не более года] . По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело. II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме: Священнику (или иной сан) имярек , клирику такой-то епархии Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии. По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем. При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ. II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3664786...

В период, последовавший за восстановлением Патриаршества и отделением Церкви от гос-ва, О. г. стали выдаваться, как и в досинодальную эпоху, без непременного указания епархии, в к-рую переходил клирик, получавший такую грамоту. В наст. время этот порядок изменен, и отпускные грамоты выдаются не на руки клирику, переходящему из одной епархии в другую, а высылаются архиерею по месту нового служения принимаемого им клирика. Порядок выдачи О. г. был установлен определением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г.: «При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию епархиальный архиерей издает указ по следующей форме: священнику (или иной сан) имярек, клирику такой-то епархии. Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию. В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию» (II 1). Если архиерей готов принять заштатного клирика, но желает предварительно испытать его, он направляет просьбу епархиальному архиерею этого клирика. В случае положительного ответа епархиальный архиерей издает распоряжение, к-рое выдается клирику, а копия его направляется в запросившую епархию. По получении распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении, а после испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает О. г. и личное дело (II 2). Вместе с О. г. направляется личное дело клирика, а сама она составляется по следующей форме: «Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию. Имярек состоит в каноническом общении с Русской Православной Церковью, под церковным судом, следствием или запрещением в священнослужении не состоит» (II 4).

http://pravenc.ru/text/2581719.html

Разделы портала «Азбука веры» Грамота – письменный документ. В Церкви существовали и существуют разные виды грамот. Некоторые виды грамот появились ещё в эпоху языческих гонений на Церковь , некоторые позже. Представительные грамоты выдавались епископами священникам и диаконам в удостоверение законности их рукоположения и церковнослужителям для подтверждения отсутствия препятствий к их служению (упоминаются в 12 и 33 правиле святых апостолов , а также в 11 и 13 правиле IV Вселенского собора ). Такие документы использовались в случае перехода в другую епархию или временного пребывания вне пределов собственной епархии для удостоверения личности и церковной правоспособности клирика. В настоящее время приблизительно такое же назначение имеет отпускная грамота, выдаваемая в русской Церкви клирикам правящим епископом. Ставленая (каноническая) грамота выдается епископом священнослужителю, в удостоверение действительности и правильности его рукоположения, с указанием его степени и принадлежащих ему прав (упоминается в 100 правиле Карфагенского собора ). В Русской Церкви, перенявшей византийскую практику, ставленая грамота появились очень рано, но образцы сохранились лишь с XVI века. В них указываются: имя епископа, который рукоположил ставленника; церковь , к которой он назначен; право литургисать (служить литургию); вязать и решить (то есть принимать исповедь); запрещение самовольно переходить в другую церковь; год (от сотворения мира); месяц и число посвящения. Разновидностью ставленых грамот являются настольные грамоты, которые выдавались епископам. Мирные грамоты получали от епископов миряне, обедневшие и нуждавшиеся в помощи (упоминаются в 11 правиле IV Вселенского собора и в 8 правиле Антиохийского собора ). С такой грамотой верующие могли обращаться за подаянием к своим собратьям по вере, находясь в пределах другой епархии. На Руси великими князьями и царями выдавались особые виды грамот: жалованные, взметные, губные, льготные, несудимые. Некоторые из них получали священнослужители и церковные учреждения.

http://azbyka.ru/gramota

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАМОТЫ [греч. ϒρμμα], письменные документы, акты; до сер. XV в. так назывались на Руси документы любого содержания, как офиц., так и частного характера, затем наряду со словом «Г.» стали употреблять и др. наименования - «запись», «крепость», «память». В Церкви существуют разные виды Г., одни из них относятся к эпохе гонений и упоминаются уже в Апостольских правилах , другие - к эпохе Вселенских Соборов , нек-рые виды церковных Г. сложились позже - в Византии и на Руси в разные периоды ее истории. Один из древнейших видов церковных Г., восходящих еще к эпохе до имп. св. равноап. Константина,- упоминаемые в Ап. 12 и 33, а также в IV Всел. 11, 13 представительные Г. (συζατικς). В нек-рых канонах Г. аналогичного содержания именуются увольнительными (Трул. 17) или каноническими (Антиох. 8). Они выдавались епископами пресвитерам и диаконам в удостоверение законности их рукоположения и церковнослужителям для подтверждения отсутствия препятствий к их служению. Употреблялись такие Г. в случае перехода в иную епархию или временного пребывания вне пределов собственной епархии для удостоверения личности и церковной правоспособности клирика, получившего такую Г. В наст. время до известной степени аналогичный характер носит отпускная грамота , выдаваемая в РПЦ клирикам правящим епископом. По назначению она сближается и с выдаваемой в наст. время ставленой грамотой (см. Ставленническая иерейская грамота ). Разновидностью ставленых Г. являются настольные Г., к-рые выдавались епископам. В канонах упоминаются также мирные (ερηνικς) Г. (IV Всел. 11, Антиох. 8), к-рые получали от епископов миряне, обедневшие и нуждавшиеся в помощи. Обладающий мирной Г. христианин мог обращаться за подаянием к своим собратьям по вере, пребывая в пределах иной епархии. На Руси в качестве офиц. актов вел. князьями и царями выдавались Г. особых видов: жалованные, взметные, губные, льготные, несудимые. Нек-рые из этих Г.

http://pravenc.ru/text/166369.html

Священный Синод Русской Православной Церкви выступил против решения Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии епископа Василия (Осборна), бывшего управляющего Сурожской епархией, действующей на территории Великобритании, в свою юрисдикцию. В июне Синод Вселенского патриархата принял епископа Василия в свою юрисдикцию и назначил викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского в составе Патриаршего экзархата (церковного округа) православных приходов русской традиции в Западной Европе, «дабы он пастырски окормлял тех православных, живущих в Великобритании, которые пожелают находиться под юрисдикцией экзархата». В Москве считают, что «решение Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия без получения им отпускной грамоты и без предварительного уведомления Священноначалия Русской Православной Церкви» следует «признать канонически неправомочным». «Выдача отпускной грамоты является непременным условием канонически правомерного перехода архиерея в юрисдикцию иной Поместной Православной Церкви. Поскольку таковая грамота Преосвященному епископу Василию не выдавалась (и не могла быть выдана, так как об этом не поступало ходатайства со стороны Священноначалия Константинопольского Патриархата), - епископ Василий по-прежнему остается архиереем Русской Православной Церкви, находящимся на покое впредь до окончательного рассмотрения его дела», - сказано в решении Священного Синода РПЦ. Епископ Василий вызван на заседание Священного Синода 17 июля. Раскол среди православных Британии Еще будучи управляющим Сурожской епархии епископ Василий Сергиевский заявил о намерении выйти из-под юрисдикции Москвы и присоединиться к Вселенскому патриархату в Константинополе. Против этого выступила значительная часть церковной общины. Противостояние среди британских православных продолжается уже давно: эксперты считают, что оно началось еще до 2003 года, когда умер митрополит Антоний Сурожский - легендарный основатель Сурожской епархии, ставшей в свое время центром православия во всей Западной Европе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иоанн, митрополит Дубнинский (Реннето Жан-Пьер) Дата рождения: 13 ноября 1942 г. Дата хиротонии: 15 марта 2015 г. День ангела: 9 октября Страна: Франция Биография: Родился 13 ноября 1942 г. в городе Бордо (Франция). В 1967-1974 гг. получил богословское образование в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1974 г. рукоположен в сан пресвитера управляющим  Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции  архиепископом Сиракузским Георгием (Тарасовым). В 1976 г. назначен настоятелем во франкоязычный приход храма Живоначальной Троицы и великомученицы Екатерины в Патриаршем центре в Шамбези (Швейцария), включен в состав клира Швейцарской греческой митрополии Константинопольского Патриархата . В течение многих лет вел передачу «Православие» на французском телевидении. 13 февраля 2015 г. на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата избран епископом Хариупольским, викарием Западноевропейского экзархата русских приходов. 3 марта в Георгиевском соборе на Фанаре в Стамбуле состоялся чин наречения во епископа, который возглавил Патриарх Константинопольский Варфоломей ; 15 марта в храме святого Павла Патриаршего православного центра в Шамбези хиротонисан во епископа Хариупольского. 28 марта 2016 г. на внеочередном общем собрании Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции избран ее новым архиепископом; утвержден правящим архиепископом и экзархом русских приходов в Западной Европе 20 апреля на заседании Синода Константинопольского Патриархата. Интронизация состоялась 26 мая 2016 г. в Александро-Невском соборе в Париже. 27 ноября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата, без предварительного извещения руководства Архиепископии, принял решение о ее упразднении. 23 февраля 2019 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры. Решением Синода Константинопольского Патриархата от 29-30 августа 2019 г. архиепископу Иоанну «лично и только для него» была дана отпускная грамота, он был освобожден от пастырского попечения над приходами бывшего экзархата — в связи с неоднократно изъявленным желанием перейти под омофор Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5502544...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010