[Лат. Othlo, Otloh, Othlonus de Sancto Emmeramo; нем. Otloh von Sankt-Emmeram] (ок. 1010, близ Тегернзе, диоцез Фрайзинг, Бавария - ок. 1070, аббатство Санкт-Эммерам, Регенсбург), монах аббатства Санкт-Эммерам, церковный писатель. Единственный источник сведений о жизни О. С.-Э.- его автобиографические сочинения. Вероятно, он происходил из состоятельного, не очень знатного рода. Учился в мон-ре Тегернзе, где с 1017 г. настоятелем был аббат Эллингер († 1056), сторонник монашеской реформы. Уже в Тегернзе проявились лит. таланты О. С.-Э., и его отправили для дальнейшего обучения в мон-рь Херсфельд (Liber Visionum. 1989. P. 61), где, вероятно, он принес монашеские обеты. Однако родственники добились снятия обетов, т. к. они были даны в юном возрасте и без согласия близких. В то время О. С.-Э. увлекался чтением античных авторов, прекрасно знал Платона и Аристотеля (в лат. переводах), Теренция, Цицерона, Вергилия, Ювенала, Горация, особенно любил поэта Лукана. Ок. 1024 г. стал каноником в Вюрцбурге, пользовался репутацией искусного писца и знатока «свободных искусств» (см. Artes liberales). Затем он переехал во Фрайзинг и трудился под рук. еп. Эгильберта (1005-1039). Там О. С.-Э. вступил в конфликт с влиятельным архипресв. Веринхаром, главой (препозитом) кафедрального капитула (Ibid. P. 65-66). Конфликт усугубился из-за стихов, написанных О. С.-Э. против Веринхара. Несмотря на попытки примирения, О. С.-Э. был вынужден уехать в Регенсбург; там он надеялся «находиться среди более ревностных и ученых клириков, а не среди невежд» (Ibid. P. 44). Его дружески принял Бурхард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам, к-рый рассчитывал использовать талантливого писца в интересах обители. В Регенсбурге под влиянием серьезной болезни О. С.-Э. принес монашеские обеты. Позднее этот поступок он называл «нелепым» и «беспечным», объясняя его «пылом юности» (более того, через много лет он приписал этот свой шаг диавольскому внушению - Othlonus. Libellus de suis tentationibus, varia fortuna et scriptis//PL. 146. Col. 29). Вероятно, там же позднее он был рукоположен во пресвитера. Став монахом, О. С.-Э. отказался от юношеских лит. пристрастий и полностью посвятил себя изучению Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ [лат. Gregorius] († 996), прп. (пам. зап. 8 нояб.), 3-й аббат мон-ря Айнзидельн (Швейцария). О деятельности Г. известно гл. обр. из юридических документов кон. X в., к к-рым относятся дипломы и привилегии герм. императоров Оттона I , Оттона II и Оттона III . Небольшие заметки о святом имеются также в Житиях его современников - свт. Вольфганга , еп. Регенсбургского, и свт. Гебхарда II , еп. Констанцского. Отлох Санкт-Эммерамский в написанном им Житии свт. Вольфганга сообщает, что Г. происходил из Англии; позднейшие народные легенды приписывают ему королевское происхождение, что не подтверждается более ранними источниками. В 949 г. Г. стал монахом мон-ря Айнзидельн, в 961 г.- помощником аббата, с 964 г. аббат обители. Г. пользовался расположением 3 императоров из династии Оттонов, благодаря к-рым он существенно увеличил монастырские владения, получая от них богатые пожертвования. В X в. на фоне общего упадка бенедиктинского монашества в Айнзидельне придерживались строгой дисциплины, и это привлекало людей, ищущих подвижничества. Среди них был свт. Вольфганг, подвизавшийся с 965 по 972 г. в Айнзидельне под рук. Г. Свт. Гебхард, еп. Констанцский, основавший в 983 г. мон-рь Петерсхаузен, в качестве первых насельников обители пригласил монахов из Айнзидельна (Vita Gebhardi. 18). В 987 г. Г. перестроил монастырскую церковь, т. к. прежняя уже не могла вместить всех монахов. Правила (consuemudines) мон-ря, введенные Г., были близки к правилам реформированного бенедиктинского устава аббатства Горце . Дата смерти Г. записана в поминальных книгах мон-рей Айнзидельн и Санкт-Галлен. Преемник Г. аббат Вирунт поместил над его могилой эпитафию, прославлявшую добродетели святого. Мощи Г. первоначально находились в специальной усыпальнице, позднее были перенесены в аббатскую церковь. В 1798 г. они были осквернены и уничтожены солдатами, когда революционная армия Франции заняла Швейцарию. Ист.: Othlonus Sancti Emmeramni Ratisponensis. Vita Sancti Wolfgangi Ratisponensis. 10//PL. 146. Col. 401; MGH. SS. T. 4. P. 530. Лит.: Henggeler R. Gregorio di Einsiedeln//BiblSS. Vol. 7. Col. 177-178. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)

http://pravenc.ru/text/166553.html

Автобиографический элемент менее заметен в пастырско-педагогических сочинениях О. С.-Э.: «Книге об увещевании клириков и мирян» (Liber de admonitione clericorum et laicorum; др. название - «Руководство» (Liber manualis)) и «Книге пословиц» (Libellus proverbiorum; написана в Санкт-Эммераме до 1062) - собрании сентенций и изречений, как прозаических, так и стихотворных. Для создания «Книги пословиц» О. С.-Э. использовал тексты Свящ. Писания, а также «Изречения Сенеки» (Proverbia Senecae) и труды др. античных авторов. По замыслу О. С.-Э., это произведение должно было стать альтернативой басням Авиана и двустишиям Катона, к-рые изучались в программе «свободных искусств», поскольку «христианам следовало бы более следовать наставлениям христианских авторов, а не языческих». В трактате «О трех вопросах», написанном в 1-й период жизни О. С.-Э. в Санкт-Эммераме, рассматриваются темы Божественного Промысла, суда и милости Бога, а также вопрос о мистическом значении чисел. О. С.-Э.- автор ряда агиографических сочинений. По-видимому до 1062 г., по просьбе монахов Санкт-Эммерама было составлено Житие св. Вольфганга, епископа Регенсбургского (Vita S. Wolfkangi; BHL, N 8990). В работе над этим произведением О. С.-Э. опирался на более раннее Житие, написанное во Франконии, а также на трактат Арнольда Санкт-Эммерамского «О чудесах блаженного Эммерама» (Libri de sancto Emmerammo; BHL, N 2541). В Житии св. Альтона (Vita S. Altonis; BHL, N 316), составленном до 1062 г., описываются жизнь и деяния основателя мон-ря Альтомюнстер близ Аугсбурга, а также история этой обители (с 1056 - жен. мон-рь). В Санкт-Эммераме О. С.-Э. создал компилятивную версию Жития свт. Николая Чудотворца (BHL, N 6126; ркп.: Monac. Clm. 14419; см.: AnBoll. 1898. Vol. 17. P. 204-209). Житие св. Бонифация (Vita S. Bonifacii; BHL, N 1403), написанное в Фульде между 1062 и 1066 гг. по просьбе монахов этого аббатства, было основано на Житии, составленном в сер. VIII в. св. Виллибальдом , и дополнено сведениями из посланий св. Бонифация, обнаруженных О. С.-Э. в Фульде. После возвращения в Санкт-Эммерам он написал Житие св. Магна, основателя мон-ря Фюссен в Баварии (Vita S. Magnis confessoris; BHL, N 5163). За основу он взял Житие, составленное Эрменрихом из Эльвангена († 874), а также привлекал материалы из Жития св. Колумбана авторства Ионы из Боббио и из Жития св. Галла, к-рое составил Валафрид Страбон .

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Уже по возвращении в Санкт-Эммерам (после 1067) он написал «Книгу о беге духовном» (Liber de cursu spirituali). В ней все христиане сравниваются с бегунами, стремящимися достичь Царствия Божия разными способами. Для мирян характерен «общий бег» (cursus generalis), для священнослужителей - «особый бег» (cursus specialis), к-рый О. С.-Э. подразделял на 3 вида: «бег» секулярных клириков; монахов и монахинь; ученых богословов (litterati), изучающих Свящ. Писание. Считая образ жизни последних наиболее подходящим для спасения, О. С.-Э. полагал, что все христиане имеют возможность избрать этот способ «бега». Наиболее очевидный автобиографический характер имеет «Книга об искушении некоего монаха» (Liber de temptatione cuiusdam monachi; известна также как «Книга об искушениях» (Liber temptationum) или «О своих искушениях» (De suis tentationibus), ок. 1069-1070). Она стала итоговым произведением О. С.-Э. и иногда рассматривается исследователями как 1-я автобиография в европ. лит-ре после «Исповеди» блж. Августина. Сочинение начинается с пространного рассказа об искушениях: О. С.-Э. описывает свое обращение к монашеской жизни и дает наставления тем, кто недавно принял постриг. Повествуя о диавольских искушениях и о способах их преодоления, он пытается объяснить мотивы, к-рые побудили его к творчеству (studium dictandi, dictamen librorum). В написании книг О. С.-Э. видел особый вид религ. практики, путь обуздания плоти и духовного самосовершенствования. В завершение он приводит перечень своих произведений, рассказывает об обстоятельствах их создания и передает их содержание, перечисляет также переписанные им манускрипты. Согласно О. С.-Э., «Книга об искушении...» была дополнением к «Книге об исповедании моих деяний» (Liber de confessione actuum meorum; не сохр.), написанной им на случай, «если болезнь или внезапная смерть воспрепятствуют принесению покаяния». Целью этого произведения было рассказать о том, «кем он был сам по себе, а кем - по милости Божией» ( Othlonus. Libellus de suis tentationibus, varia fortuna et scriptis//PL. 146. Col. 56).

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Из-за конфликта с новым аббатом Регинвардом (1048-1064) и угроз со стороны Оттона, еп. Регенсбургского (1061-1089), к-рых О. С.-Э. обвинял в разрушении Санкт-Эммерама и в ослаблении монастырской дисциплины, он с разрешения аббата покинул обитель (1062) и отправился в Фульду, где он жил до 1066 г. и при поддержке аббата Видрада (1060-1075) мог заниматься лит. деятельностью. Годы, проведенные в Фульде, были, по-видимому, самыми плодотворными в жизни О. С.-Э. Там он написал свои важнейшие сочинения, в т. ч. «Книгу видений» (Liber visionum tum suarum, tum aliorum, между 1062 и 1066) и новую версию Жития св. Бонифация, основателя Фульды. После смерти аббата Регинварда, преемником к-рого стал Эберхард I (1064-1068), О. С.-Э. по просьбе монахов из Санкт-Эммерама покинул Фульду и, пробыв непродолжительное время в мон-ре Аморбах, в 1067 г. вернулся в Санкт-Эммерам. Там он продолжил лит. деятельность, несмотря на враждебное к нему отношение нек-рых монахов. В некрологе аббатства Санкт-Эммерам смерть О. С.-Э. указана под 23 нояб. Сочинения Почти все произведения О. С.-Э. либо полностью, либо большей частью посвящены истории его жизни. Самое раннее из известных его сочинений «Поэма о духовном учении» (De doctrina spirituali liber metricus; ок. 2900 строк леонинским стихом) - была написана вскоре после его поступления в мон-рь Санкт-Эммерам (ок. 1035). О. С.-Э. отмечал, что обладал некоторым опытом сочинительства и до принесения монашеских обетов, но эти произведения не сохранились. В «Поэме...» он пишет о причинах своего обращения к монашеской жизни и об искушениях, к-рые испытал вскоре после пострига. Своим важнейшим трудом О. С.-Э. считал«Книгу видений». Произведение состоит из пролога, где автор сообщает, что образцом для него послужили «Диалоги» свт. Григория I Великого , и 23 глав, посвященных видениям и чудесам. В главах 2-5 автор описывает 4 своих личных видения, повествование о др. видениях основано на рассказах монахов Санкт-Эммерама и др. мон-рей (эти рассказы были собраны О. С.-Э. в разное время, самые ранние относятся, по-видимому, к 1024, когда он находился во Франконии), на материале из «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного и писем св. Бонифация. В этом произведении отражен личный духовный опыт аскетического обращения (conversio) О. С.-Э.

http://pravenc.ru/text/2581711.html

В Санкт-Эммераме он возглавил монастырскую школу, хотя и считал это занятие обременительным (Liber Visionum. 1989. P. 52). Среди его учеников был Вильгельм († 1091), впосл. аббат мон-ря Хирзау и идеолог монашеской реформы (см. в ст. Клюнийская реформа ). Он посвятил О. С.-Э. трактаты о музыке и об астрономии, составленные в форме диалога с наставником. К числу близких друзей О. С.-Э. принадлежал мон. Генрих из Райхенау. В 1053 г. он вместе с аббатом Рихардом из Райнау отправился в паломничество на Св. землю и по дороге остановился в Регенсбурге. Вернувшись в 1054 г. из паломничества, Генрих и Рихард вновь сделали остановку в Санкт-Эммераме. Ученые беседы с 2 монахами легли в основу трактата «О трех вопросах» (De tribus questionibus, ок. 1055). В 1055 г. О. С.-Э. стал деканом аббатства. В 1056 г. он встречался с папой Римским Виктором II (1055-1057), к-рый вместе с кард. Гумбертом посетил Регенсбург (Liber Visionum. 1989. P. 86). Известно, что О. С.-Э. посещал мон-ри Монте-Кассино в Италии (не позднее 1049) и Фульда в Германии (в 1054). Согласно традиции, аббатом монастыря Санкт-Эммерам был епископ Регенсбургский. В 975 г. св. Вольфганг , еп. Регенсбургский (972-994), поставил в Санкт-Эммерам 1-го самостоятельного аббата. В 1-й пол. XI в. в обители происходила частая смена аббатов, многие из них конфликтовали как с епископами, так и с монахами. В своих сочинениях О. С.-Э. сетовал на упадок монашества, к-рый он считал главной бедой своего времени, а также на отсутствие уважения к монастырскому имуществу со стороны светских властей. Из-за недостатка средств монахи не могли ни обеспечить самих себя, ни выполнять предписанные уставом требования гостеприимства по отношению к паломникам и бедным. Представителей светской власти во главе с молодым кор. Генрихом IV (1054-1105, император с 1084) О. С.-Э. воспринимал как разбойников, епископов критиковал за чрезмерную роскошь. По-видимому, О. С.-Э. принимал участие в изготовлении поддельных грамот о налоговых и судебных привилегиях мон-ря Санкт-Эммерам ( Schauwecker. 1966).

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Начиная с XI в. данное представление широко распространилось на Западе. В ясной форме его высказал Петр Дамиани . Он считал, что человеческое знание и искусство (artis humanae peritia) при использовании его для понимания смысла Свящ. Писания не может дерзко присваивать себе право учительства (jus magisterii), но должен прислуживать, как служанка своей госпоже (velut ancilla dominae), чтобы не совершить ошибки и не уклониться от внутреннего света Истины, последовав за хитросплетением доказательств (De omnipotentia divina. 6). Это положение было высказано им в полемике с Беренгаром Турским и др. диалектиками, злоупотреблявшими логикой и философией в ущерб вероучению Церкви. Позицию Петра Дамиани разделяло большинство его современников ( Фульберт Шартрский, Отлох Санкт-Эммерамский , Ланфранк Кентерберийский и др.). В системе Фомы Аквинского († 1274), несмотря на то что богословие превосходит все остальные науки, в т. ч. и философию (поскольку оно, во-первых, черпает свои истины непосредственно из Божественного Откровения, в результате чего имеет большую достоверность; во-вторых, обладает более богатым содержанием, в-третьих, имеет более высокую практическую ценность, ибо направлено на достижение вечной и блаженной жизни), оно может брать что-то и от др. наук, в т. ч. от философии, но не потому, что зависит от них (оно получает свои принципы через Божественное Откровение), а для того, чтобы рационально выразить содержание веры и тем самым сделать его более ясным и доступным для человека. В этом смысле богословие прибегает к др. наукам как к подчиненным ему служанкам (Sum. Th. I 1. 5). Истины, познаваемые в естественном свете разума (lumen naturale rationis),- суть, т. о., как бы «преддверия веры» (praeambulae fidei), или сверхразумных истин. После Фомы Аквинского это представление встречается у Раймунда Луллия († 1315), к-рый считал, что поскольку предметом познания является истина, а Бог и есть Истина, то философия и богословие не противоречат друг другу и истинная философия есть служанка истинного богословия (ancilla verae theologiae.- Lib. de efficiente et effectu, prol.; Lib. de modo naturali intelligendi, dist. 8).

http://pravenc.ru/text/75556.html

Сохранились проповедь «На праздник апостолов» (Sermo in natale apostolorum), вероятно не предназначавшаяся для произнесения, т. к. О. С.-Э. считал себя неспособным к публичным выступлениям, и стихотворные «Благословения на Рождество Господа» (Benedictiones in natali Domini). Традиционно О. С.-Э. считался автором сказания о перенесении мощей сщмч. Дионисия из аббатства Сен-Дени в Регенсбург, якобы происшедшем при кор. Арнульфе Каринтийском (887-899, император с 896), однако впосл. его авторство было поставлено под сомнение (новейшие аргументы в поддержку авторства О. С.-Э. см.: Hilduin of Saint-Denis. The Passio S. Dionysii in Prose and Verse/Ed. M. Lapidge. Leiden etc., 2017. P. 107-110). В средние века сочинения О. С.-Э. почти не были известны, сохранилось небольшое число рукописей (гл. обр. из Санкт-Эммерама). Соч.: PL. Vol. 146. P. 29-434; Vitae Bonifatii libri duo/Ed. W. Levison. Hannover, 1905. P. 111-217. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 57); Translationis et inventionis sancti Dionysii Ratisponensis historia/Ed. A. Hofmeister//MGH. SS. Scr. T. 30. Pars 2. P. 823-837; Benedictiones in natali Domini/Hrsg. B. Bischoff//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktiner-Ordens und seiner Zweige. Salzburg, 1933. Bd. 51. S. 114-115; Libellus Proverbiorum/Ed. W. C. Korfmacher. Chicago, 1936; Coens M. La Vie de S. Magne de Füssen par Otloh de St.-Emmeran//AnBoll. 1963. Vol. 81. N 1/2. P. 159-227; Liber Visionum/Ed. P. G. Schmidt. Weimar, 1989. (MGH. WR. QGGMA; 13) (рус. пер. фрагм.: Книга видений/Пер.: Н. Ф. Усков//СВ. 1995. Вып. 58. С. 223-264); Liber de temptatione cuiusdam monachi: Untersuch., krit. Edition und Übers./Hrsg. S. Gäbe. Bern, 1999 (рус. пер. фрагм.: Книга об искушениях, переменчивой судьбе и сочинениях/Пер.: И. П. Стрельникова//ПСЛЛ, X-XI вв. 2011. С. 766-769); Книга пословиц/Пер.: И. П. Стрельникова; Житие св. Вольфганга. Диалог о трех вопросах. Проповедь на день св. апостолов. Послание досточтимого Отлоха, монаха св. Эммерама, «О допущении причин добра и зла». Молитва грешника/Пер.: М. Р. Ненарокова//ПСЛЛ, X-XI вв. 2011. С. 769-814.

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Лит.: D ü mmler E. Über den Mönch Otloh von St. Emmeram//SPAW. 1895. Bd. 2. S. 1071-1102; Endres J. A. Otlohs von St. Emmeram Verhältnis zu den freien Künsten//Philosophisches Jb. Freiburg, 1904. Bd. 17. S. 44-52; Bischoff B. Literarisches und künstlerisches Leben in Sankt-Emmeram im frühen und hohen Mittelalter//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktiner Ordens und seiner Zweige. Salzburg, 1933. Bd. 51. S. 102-142; 1936. Bd. 54. S. 15-23; Schr ö bler I. Otloh von St. Emmeram und Hieronymus//BGDSL. 1957. Bd. 79. S. 355-362; Schauwecker H. Otloh von St. Emmeram//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens und seiner Zweige. 1963. Bd. 74. S. 3-240; eadem. Otloh und die St. Emmeramer Fälschungen des 11. Jh.//Verhandlungen des historischen Vereins von Oberpfalz u. Regensburg. 1966. Bd. 106. S. 103-120; Blum W. Otloh von St. Emmeram: Das Buch von seinen Versuchungen: Eine geistliche Autobiographie aus dem 11. Jh. Münster, 1977; Evans G. R. «Studium discendi»: Otloh of Saint-Emmeram und the Seven Liberal Arts//RTAM. 1977. Vol. 44. P. 29-54; Morrison K. F. The Structure of Holiness on Othloh " s Vita Bonifatii and Ebo " s Vita Ottonis//Law, Church and Society: Essays in Honor of St. Kuttner. Phil., 1977. P. 131-156; Resnick I. M. «Scientia liberalis», dialectics and Otloh of St. Emmeram//RBen. 1987. Vol. 97. P. 241-252; Stock B. Writing and Internal Time-Consciousness: Othloh of St. Emmeram//Le Nombre du temps en hommage à P. Zumthor. P., 1988. P. 263-271; Stanchi R. Fondare una tradizione: Appunti su due Vitae di Otloh di St. Emmeram//RSLR. 1989. Vol. 25. P. 404-422; R ö ckelein H. Hochmittelalterliche Autobiographien als Zeugnisse des Lebenslaufs und der Reflexion über Erziehung: Das Beispiel Otlohs von St. Emmeram und Guiberts von Nogent//Vormoderne Lebensläufe - erziehungshistorisch betrachtet/Ed. R. W. Keck, E. Wiersing. Köln, 1994. P. 151-186; Uskov N. F. Die «Conversio» eines Mönchs im 11. Jh.: Otloh von St. Emmeram bei der Arbeit an seinen Erinnerungen//Verhandlungen des historischen Vereins für Oberpfalz u.

http://pravenc.ru/text/2581711.html

В сер. XI в. началась полемика между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Германия), которая касалась вопроса об обладании подлинными мощами Д. А. Регинвард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам (1049-1064), во время строительных работ в монастырской церкви обнаружил высеченную на камне надпись. В ней сообщалось, что в храме покоятся мощи Д. А., увезенные из Сен-Дени при герм. имп. Арнульфе (король вост. франков в 888-899), кор. зап. франков Одоне (888-898) и настоятеле монастыря Эбулоне. После обретения мощей Отлох Санкт-Эммерамский составил сказание о перенесении святыни в Регенсбург. В сказании сообщается, что законный кор. зап. франков Карл Простоватый был отстранен от власти герц. Одоном и прибыл в Кёльн к кор. Арнульфу, прося его помощи. Арнульф вторгся в королевство зап. франков и помирил противников. Он остановился недалеко от Парижа и посетил монастырь Сен-Дени. Настоятель Эбулон подарил ему кн. «О небесной иерархии», читая к-рую король изумился величию святого и пожелал получить его мощи. Один из приближенных Арнульфа и родственник Эбулона, Гислиберт, согласился помочь королю. Он вкрался в доверие к настоятелю и осмотрел крипту, где покоились мощи Д. А. Вечером, во время пира в мон-ре, Гислиберт подкупил хранителей святыни, похитил мощи и ночью бежал в стан Арнульфа. Наутро, узнав о пропаже, к королю прибыл Эбулон. Арнульф обещал найти и вернуть похищенную святыню. Во избежание скандала король посоветовал настоятелю положить на место мощей Д. А. останки др. святого, что, согласно Отлоху, и сделал Эбулон. Из благоговения перед Д. А. Арнульф всегда возил мощи святого с собой, а перед смертью передал их в мон-рь Санкт-Эммерам. Регенсбургский еп. Тутон (893-930) велел замуровать мощи в стену церкви, закрыв их каменными плитами с надписью, удостоверяющей подлинность святыни. В рассказе Отлоха есть ряд исторических несоответствий. Карл Простоватый был помазан на царство в 892 г., но не получил реальной власти в королевстве зап. франков и обратился за помощью к кор. Арнульфу (893). Арнульф признал королевское достоинство Карла, однако отказал ему в военной поддержке. В 895 г. Арнульф признал также королевское достоинство Одона. Соглашение между Карлом и Одоном было заключено в 897 г. без непосредственного вмешательства Арнульфа. Согласно Отлоху, мощи были похищены из Сен-Дени в 893 г. Настоятель Эбулон умер в том же году, однако еще в 892 г. он принял сторону Карла Простоватого, был изгнан Одоном из Сен-Дени и бежал в Аквитанию, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/178443.html

  001     002