23. С. 924-940; 24. С. 966-980; Поучение в день свт. Николая//Там же. 24. С. 963-966; Алфавит духовный Святителя Димитрия Ростовского в рус. переводе//Там же. 1899. Приб. особое. 1-15. С. 1-151 (отд. отт.: Уфа, 1899); Жизнь во Христе//Уфимские ЕВ. 1899. 1. С. 20-32 (отд. изд.: М., 1899 2); Поучения в честь и славу Пресв. Богородицы. М., 1900 2; Что такое жизнь и как должно жить. СПб., 1901; Ручная книжка правосл. христианина, содержащая в себе Божественные слова и речи Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1902 2; Правосл.-христ. вероучение, или Догматическое богословие. Херсон, 1886-1887. СПб., 1902. 2 ч.; Прп. и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни. М., 1902 4; Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса. М., 1904 3; Кр. поучения о посте и молитве. М., 1906 3; Келейное правило (окончено в Уфе 16 окт. 1898)//Китайский благовестник. 1910. 2-3; На высоте истинной и чистой христ. нравственности. М., 1911. Лит.: Беляев А. Д. Отзывы о трудах еп. Иустина (Полянского)//Журнал Совета МДА за 1889 г. М., 1890. С. 55-80; А. Р. Прибытие преосв. Иустина, еп. Уфимского и Мензелинского, на кафедру Уфимской епархии//Уфимские ЕВ. 1896. 23. С. 841-846; Введенский А. И. О трудах преосв. Иустина (Полянского), еп. Рязанского и Зарайского//БВ. 1896. Т. 2. 6. С. 472-486; Иосиф (Богословский), архиеп. Письма к преосв. Иустину, бывш. еп. Тобольскому, ныне Рязанскому. М., 1896; З[ефиров] Е. Служение преосв. Иустина в церкви Уфимской ДС//Там же. 1897. 5. С. 184-185; Освящение нового придела при Александро-Невской ц. в г. Уфе//Там же. 20. С. 757-760; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 56-57; Празднование 100-летия Уфимской епархии, 1800-1900. Уфа, 1900; Херувимов К. П. Кр. ист. записка о просветительной и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии, 1800-1900. Уфа, 1900. С. 38-45; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

10. С. 426; 23. С. 956, 961, 976-979; 24. С. 1062; Желателев П., прот. Мон-ри Уфимской епархии//Справочная книжка Уфимской губ. Уфа, 1883. С. 37; Адрес-календарь и справочная книжка Уфимской губ. на 1899 г. Уфа, 1899. С. 18-19, 109; То же, на 1904 г. Уфа, 1904. С. 81; Адрес-календарь Уфимской губ. и справочная книга на 1911 г. Уфа, 1911. С. 61; То же, на 1916 г. Уфа, 1916. С. 121; Адрес-календарь Уфимской губ. на 1912 г. Уфа, 1912. С. 106; То же, на 1914 г. Уфа, 1914. С. 118-119; То же, на 1915 г. Уфа, 1915. С. 121; То же, на 1917 г. Уфа, 1917. С. 118; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 54, 133-134; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 112-113; Чичерина С. В. У приволжских инородцев. Каз., 1905. С. 33-34; Шестаков И. В., свящ. История Камско-Берёзовского Богородицкого миссионерского черемисского муж. общежит. мон-ря Уфимской епархии. СПб., 1906; он же. Выдающиеся духовные писатели и деятели по религ.-нравственному возрождению в духе церковном Пермско-Вологодско-Вятско-Уфимско-Уральского края. Пермь, 1914; Миссионерское путешествие по епархии преосв. Нафанаила, еп. Уфимского и Мензелинского (24 июня - 9 июля 1909 г.). Уфа, 1909; Второе миссионерское путешествие по епархии преосв. Нафанаила, еп. Уфимского и Мензелинского (14 сент.- 3 окт. 1909 г.). Уфа, 1909; Под молитвенным покровом свт. Николая: ЕИВыс. Елисавета Феодоровна у черемис язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Берёзовке Уфимской епархии. М., 1910; Альбом для изучения церк. истории Пермско-Камского края: Пособие для семьи, школы и народных чтений. М., 1915. Л. 31; Тюнин И. П. К посещению ЕИВыс. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной с. Николо-Берёзовки, Бирского у., в 1908 и 1914 г. Уфа, 1915; Власть труда. Уфа, 1923. 22, 30 янв.; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России: (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 158; Роднов М. И., Васильева О. В. История Николо-Берёзовки. Уфа, 1997. С. 132-165; Тетерев В.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

Богородский Я. А. Падение человека и его последствия//ПС. 1905. Т. 1. С. 3–17, 209–225. Он же. Начальные черты истории рода человеческого после грехопадения//ПС. 1905. Т. 3. С. 21–38, 202–229. Воронцов Е. К вопросу о библейском походе Гога и Магога//ВиР. 1905. 1. С. 26–48 Комментарии к книге пророка Иезекииля и Откровению (ср. Быт. 10, 2 ). Евсеев И. Е. О следах еврейского оригинала в древнеславянском переводе книги Бытия//ХЧ. 1905. 3. С. 397–402. (Отд. отт: СПб., 1905.) Елеонский Ф. Г. Следы влияния еврейского текста и древних, кроме греческого LXX, переводов на древний славянский перевод Библии. СПб., 1905. 68 с. [Отд. отт. из: ХЧ. 1905.] Рассматриваются книга Бытия и Исход. Он же. Сравнительное достоинство греко-славянского и еврейско-славянского переводов Бытия гл. 2, стих 5//ХЧ. 1905. 2. С. 173–194. Покровский А. И. Комментарий на I– XXV главы книги Бытия. СПб., 1905. 152 с. Богородский Я. А. Всемирный потоп и его последствия//ПС. 1906. Т. 1. С. 481–492; Т. 2. С. 3–22. Он же. Начальные черты истории рода человеческого после потопа: Ной и его сыновья//ПС. 1906. Т. 2. С. 195–223, 313–336. Полянский Е. Теория касательно Салима, города царя Мельхиседекова//ПС. 1907. Т. 2. С. 495–520. Г. X. М. [Макинтош Ч. Г.] Толкование на книгу Бытия/Пер. с франц. СПб., 1909. 260 с. Введенский Д. И. Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов//БВ. 1910. С. 645–656; 5. С. 99–111. (Отд. отт.: Сергиев Посад, 1910. 27 с.) Ландышев Е. В., свящ. Моисей или Дарвин?: По поводу одноименной книги Доделя. СПб., 1910. 88 с. Протасов H . Первобытный человек Библии. Харьков, 1910. 18 с. [Отд. отт. из: ВиР. 1910. 13.] Введенский Д. И. Блуждающая гипотеза: К вопросу о «панвавилонизме»//БВ. 1911. 4. С. 724–736. [Отд. отт.: Сергиев Посад, 1911. 15 с.] Хронология Ветхого и Нового Завета/Пер. с англ, и в ред. обработке Н. Глубоковского . Киев, 1911. 144 с. [Отд. отт. из: ТКДА. 1911.] Сахаров В. Библейский потоп и современная геология. Троице-Сергиева Лавра, 1911. 31 с. [Отд. отт. из: ХЧ. 1911. 10.] Введенский Д. И. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914. 16 с. [Отд. отт. из: Юбилейный сборник МДА.] Он же. Патриарх Иосиф и Египет: (Опыт соглашения Библии и египтологии). Сергиев Посад, 1914. XXI, 447 с., 17 л. ил. Он же. Кровь брата: (Культура и жестокость. Библейская параллель. Быт. 4, 10 )//БВ. 1914. 12. С. 816–831. (Отд. отт.: Сергиев Посад, 1915. 18 с.) Зыков В., свящ. Отрицательная критика и 14 глава книги Бытия: Речь перед защитой диссертации 9-го ноября 1914г.//ХЧ. 1914. Т. 242. Ч. 2. 12. С. 1433–1446. Раппопорт С. Я. «В начале»: Бытие. «Медраш». Толкования Пятикнижия на рус. яз. Вып. 1–2. Пг, 1917. Бендер И. К вопросу о делении источников книги Бытия//Записки Коллегии востоковедов. Вып. 3. С. 395–416. (Отд. изд.: Л., 1928. 22 с.) Винников И. Н. Социальная сущность сказания о первом братоубийстве//Палестинский сборник. Вып. 25 (88). Л., 1974. С. 39–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1891. Т. 26. 3. С. 117-122 (отд. отт.: Варшава, 1891); Об Обиходнике Архангелогородского собора и приложенной к нему летописи//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле, 1887 г. М., 1892. Т. 3. С. 1-5; Типик ц. Св. Софии в К-поле (IX в.)//ЛетИФО. 1892. T. 2. С. 156-254 (отд. отт.: Од., 1892); Патр. Фотий и визант. богослужение его времени//ЗИНУ. 1892. Т. 57. С. 23-40 (отд. отт.: Од., 1892); Никанор [Бровкович], архиеп. Херсонский и Одесский, и его учено-лит. деятельность//ЗапООИД. 1893. Т. 16. Отд. 3. С. 9-35 (отд. отт.: Од., 1893); И. С. Ястребов: Некр.//ЛетИФО. 1894. Т. 3. С. 103-109 (отд. отт.: Од., Заметка по вопросу о местоположении Халкопратийского храма в К-поле//Там же. 1894. Т. 4. С. 309-316 (отд. отт.: Од., 1894); О древних литург. толкованиях//Там же. С. 178-257 (отд. отт.: Од., 1894); Рец. на кн. Ph. Meyer «Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster»//Там же. С. 123-127; Рец. на книги А. И. Пападопуло-Керамевса «Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη» и «Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας»//Там же. С. 112-117; Рец. на кн. А. А. Дмитриевского «Евхологион IV в. Серапиона, еп. Тмуитского»//Там же. С. 127-128; Рец. на кн. А. А. Дмитриевского «Патмосские очерки»//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 723-732; Новый список рус. богослужебных «Действ» XVI-XVII в.//Тр. VIII Археол. съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 34-37; Отзыв о соч. В. Шведова «Христианство в доме Цезарей в первые три века»//ЗИНУ. 1895. Т. 66. С. 6-8; Рец. на кн. И. И. Соколова «Состояние монашества в Византийской церкви с пол. IX до нач. XIII в. (842-1204)»//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 205-213; Рец. на кн.: Iahnius A. Anecdota graeca theologica cum prolegomenis - Gennadii archiepiscopi Constantinopolitani Dialogus Christiani cum Judeo//Там же. С. 214-220; Рец. на кн. А. А. Дмитриевского «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв.»//Там же. Вып. 4. С. 632-655; К изучению «Типика Великой Церкви»//ЛетИФО. 1896. Т. 6. С. 323-344 (отд. отт.: Од., «Прение» Панагиота с Азимитом по новым греч.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Каз., 1885); Рец. на кн. А. Алмазова «История чинопоследований Крещения и Миропомазания»//Протоколы заседаний Совета КазДА за 1885 г. Каз., 1885. С. 193-198, 267-276; Сведения о некоторых литург. рукописях Ватиканской б-ки, с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Каз., 1885; Церковь св. Климента в Риме и соединенные с нею восп. о слав. апостолах//ПС. 1885. Т. 1. 4. С. 461-488 (отд. отт.: Каз., 1885); Обзор археол. открытий 1886 г. в России и за границей//Волжский вестн. Каз., 1887. 11; О нек-рых церк. службах и обрядах ныне не употребляющихся: [Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки)]//ПС. 1887. Т. 1. 1. С. 20-80; 2. C. 226-234; 4. C. 419-433; Т. 2. 5. С. 75-98; 1889. Т. 1. 1. С. 95-124; 3. C. 370-386; Т. 2. 6. С. 244-263; 7. C. 404-427; 8. C. 568-571; Т. 3. 9. С. 49-97 (отд. изд.: К истории правосл. богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов ныне не употребляющихся. Каз., 1889); Церковная археология на рус. археол. съездах: По поводу VII Археол. съезда в Ярославле//ПС. 1887. Т. 3. 9. С. 59-81 (отд. отт.: Каз., Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в.//ПС. 1888. Т. 3. 11. С. 350-384 (отд. отт.: Каз., 1888); Славянские рукописи Патриаршей б-ки в Иерусалиме//ПС. 1888. Т. 3. 12. Прил. С. 1-32 (отд. отт.: Каз., 1889); Рец. на кн. прот. К. Никольского «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах»//ХЧ. 1888. 11/12. С. 854-896; Мат-лы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Каз., 1889. Вып. 1; 1895. Вып. 2; О значении археол. открытий для обработки древней церк. истории//ЗИНУ. 1889. Т. 50. С. 245-266 (отд. отт.: Од., 1889); Памяти покойного проф. КазДА И. Я. Порфирьева//И. Я. Порфирьев: Биогр. очерк и речи при погребении. Каз., 1890. С. 113-121 (отд. отт.: Од., 1890); К вопросу о греч. источниках «Беседы трех святителей»//ЗИНУ. 1891. Т. 55. С. 421-476 (отд. отт.: Од., 1890); О пещном действе: Замечания и поправки к ст. М. Савинова//РФВ.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

3-22; Покровский могильник//ЧИОНЛ. 1895. Кн. 9. Отд. 2. С. 215-218 (отд. отт.: К., 1895); Формы погребального обряда в могильных курганах Минской губ.//Тр. IX археол. съезда в Вильне. М., 1895. Т. 1. С. 221-235 (отд. отт.: [М., 1895]); [Рец. на кн.:] Мегалитические памятники Святой земли//ЧИОНЛ. 1896. Кн. 10. Отд. 4. С. 24-47 (отд. отт.: К., 1896); Откуда пошло спасение славяно-русского мира?//ТКДА. 1896. 8. С. 534-546; Вопросы жизни и духа: [Рец. на кн.:] Победоносцев К. П. Московский сборник. М., 1896]//Там же. 10. С. 249-258; А. С. Хомяков//Там же. 1898. 7. С. 311-388; 8. С. 469-533; 9. С. 97-147; 10. С. 108-263; 11. С. 394-438; 1899. 1. С. 8-58; 3. С. 357-392; 4. С. 578-603; 7. С. 357-413; 8. С. 433-468; 9. С. 191-125; 10. С. 151-192; 12. С. 525-572; 1900. 4. С. 611-660; 5. С. 71-106; 6. С. 227-253; 7. С. 415-467; Памяти А. С. Пушкина: О значении личности в истории//Там же. 1899. 6. С. 205-218; О высш. начале обществ. нравственности//Странник. 1900. Т. 2. 8. С. 529-544; Т. 3. 9. С. 1-21; Рационализм как источник неверия и сектантства, в связи с учением о Церкви, как единственной хранительнице и истолковательнице богооткровенных истин. К., 1900; А. С. Хомяков. К., 1902. Т. 1. Кн. 1-2; 1913. Т. 2; Высшее начало, положенное в основу западнорус. Братств, и причины стремления последних к ставропигиальности//ЧИОНЛ. 1902. Кн. 16. Вып. 4. Отд. 1. С. 24-28; Религ.-нравственное состояние Н. В. Гоголя в посл. годы его жизни//Там же. Вып. 1/3. Отд. 2. С. 338-424 (отд. отт.: К., 1902); Место А. С. Хомякова в истории рус. народного самосознания//Мирный труд. 1904. 4. С. 1-43 (отд. отт.: Х., 1904); О кресте, к-рым, по словам находящейся на нем надписи, прп. Сергий благословил кн. Дмитрия на борьбу с Мамаем//Тр. VIII археол. съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. Т. 3. С. 246-257 (отд. отт.: М., О восстановлении соборности в Рус. Церкви//ЦВ. 1905. 14; [Отзыв о соч. проф. прот. Ф. Титова «Рус. правосл. Церковь в польско-литовском гос-ве в в XVII-XVIII вв.: В 2 т.»]//ТКДА. 1906. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Присоединение иноверцев к православию в случае смертной опасности (отд. II, § 13). Запись присоединяемых в метрической книги (отд. II, § 14). Присоединение лиц духовного звания к православию (отд. II, § 15). Причащение Св. Тайнам детей после крещения и миропомазания (отд. III, § 25). Пролившееся миро (отд. I, § 5). С. Смертная опасность но отношению к вопросу о присоединении иноверцев к православию (отд. II, § 13). Сорокадневное обмолитвование или сороковая молитва как и когда совершается (см. Воцерковление). Позволительно ли женщинам, удостоенным причащения, в случае особенной опасности, до истечения сорокадневного очищения, входить потом в церковь ранее 40 дней (отд. III, § 24)? Старое миро (отд. I, § 5). Ф. Форма записи в метрической книги о присоединяемых к православию (отд. II, § 14; сравн. главу Дополнит., приложение, под буквою Б). X. Хождение восприемников с младенцем вокруг купели по миропомазании (отд. I, § 7). Как совершать этого рода хождение при восполнении обрядов крещения над лицами, крещенными прежде, или вообще когда нет купели, и т. п. (там же)? III. О причащении и совершении литургии А. Агнец если окажется негодным к совершению литургии, то что делать в этом случае (отд. IV, ст. 2, § 63)? Что делать, если священник узнает о каких-либо недостатках предложенного агнца непосредственно пред произнесением воспой и нательных слов Христовых (отд. IV, ст. 2, § 64)? Об агнцах, если бы какой из них был похищен мышами или по какому-либо случаю не оказался бы на престоле или на жертвеннике во время совершения литургии (отд. IV, ст. II, §§ 65, 66). Что делать с оставляемым агнцем, когда он заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 67)? Чем надобно занимать народ в церкви, когда один агнец заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 68)? О том, что должен делать священник, если заметить какие-либо недостатки во св. агнце по освящении даров, или во время самого причащения, и т. п. (отд. IV, ст. 2, § 69)? Что делать, если надо переменить агнец, а другой подходящей для этого просфоры отыскать нельзя (отд. IV, ст. 2, §§ 70, 71; сравн. ниже, отд. IV, §§ 73–78)? Что должен наблюдать священник, чтобы не было недостаточных агнцев для литургии (отд. IV, ст. 2, § 72)? Что делать с агнцем в случае, если бы священник, позванный для исполнения какой-либо не терпящей отлагательства требы во время совершения литургии, не мог вскоре возвратиться и окончить литургию в свое время (отд. VI, ст. 1, § 102)? О поднятии св. агнца или частицы его в случае, если бы они упали с дискоса (отд. VI, ст. 3, § 112). Что должен делать священник, если бы агнец зимою замерз на дискосе (отд. VI, ст. III, § 116)? Как должен поступать священник, если бы предложенный агнцев показался действительным Телом Господним (отд. VI, ст. 3, §§117, 118)? О заготовлении св. агнцев для литургии преждеосвященных даров и о хранении их (отд. IX, § 170).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Соч.: История чинопоследований Крещения и Миропомазания (I-XIX вв.). Каз., 1884; Сведения о храмах и богослужении Русской Церкви по сказаниям западных иностранцев XVI-XVII вв.//ПС. 1887. 2, 4, 6-8. (отд. отт.: Сообщения западных иностранцев XVI-XVII вв. о совершении таинств в Русской Церкви. Каз., 1900); Краткий курс церковного права: Лекции, читанные в имп. Новороссийском ун-те. Од., 1889; Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории. Од., 1894. 3 т., М., 1995р; К истории молитв на разные случаи: (Заметки и памятники)//ЛетИФО. 1896 [Т.] 6. Визант. отд. [Вып.] 3. (отд. отт.: Од., 1896); Сословно-профессиональные характеристики в пословицах русского народа. Од., 1897; Вступление в брак: (Очерк народного воззрения по пословицам и поговоркам). Од., 1898; Врачевальные молитвы: (К мат-лам и исслед. по истории рукописного русского Требника)//ЛетИФО. 1900 [Т.] 8. Визант.-слав. отд. [Вып.] 5. (отд. изд.: Од., 1900); К истории византийской отреченной письменности: (Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры). Од., 1901; Чин над бесноватым: (Памятник греч. письменности XVII в.). Од., 1901; Законоправильник при русском Требнике: Крит.-библиогр. очерк по поводу кн. А. С. Павлова «Номоканон при Большом Требнике». М., 1897//ХЧ. 1902. 7-12 (отд. отт.: СПб., 1902); Неизданные канонические ответы Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила. Од., 1903; Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского: (Малоизв. памятник права Греческой Церкви XV в.): Текст и пер. с предв. очерком и примеч. Од., 1903; Испытание освященным хлебом: (Вид «Божьего суда» для обличения вора): Греч. устав совершения его по ркп. XVII в., с крат. ист. очерком//Зап. имп. Новороссийского ун-та. Од., 1904. Т. 98. (отд. отт.: Од., 1904); Святые - покровители сельскохозяйственных занятий: (Из истории относящихся к ним греч. последований)//Там же. (отд. отт.: Од., 1904); Издание проф. А. С. Хахановым Номоканона Иоанна Постника в грузинском переводе: Критич. заметки. Од., 1906; Канонарий монаха Иоанна: (К вопросу о первоначальной судьбе номоканона Иоанна Постника)//Зап. имп. Новороссийского ун-та. Од., 1907. Т. 109. (отд. отт.: Од., 1907); Проклятие преступника псалмами (Ψαλμοκατρα): К истории суда Божиего в Греческой Церкви. Од., 1912.

http://pravenc.ru/text/114902.html

собору)//Уфимские ЕВ. 1905. 2. С. 123-126; Текст «Отводной книги по Уфе (1591/92-1629 гг.)»/Публ.: Н. Ф. Демидова//Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа, 1971. С. 261-351; Нестеров М. В. Давние дни: Воспоминания, очерки, письма. Уфа, 1986. С. 186-187; Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы Казанския, в с. Богородском, Уфимской епархии, близ града Уфы. Уфа, 1991; Васильева О. В., Латыпова В. В. и др. Дорога к храму: История религ. учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 16, 42-47, 51-53; Мохов В. В., прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери//ЖМП. 1994. 3. С. 142-143; Слово жизни в акафистных песнопениях Правосл. Церкви, с присовокуплением особых молитвословий, избранных для общенар. употребления. Уфа, 1994. Вып. 2: [Акафисты в честь и во славу чудотв. икон, прославившихся в Уфимской епархии]. С. 10-38; Гутовская С. М. Заступница усердная//Уфимские ЕВ. 1995. 5/8. С. 5; Ширгазин А. Р. Правосл. храмы Башкирии: История и архитектура: Кат.-справ. Уфа, 1995. С. 118-123; ПЦК, 1996 г.: [С прил. «Сказания» о явлении чудотв. Богородско-Уфимской иконы, о чудесах, бывших от нее, службы на день празднования иконы и акафиста]. СПб., 1995. С. 154-222; Александров В. Свет и радость праздничного дня//Уфимские ЕВ. 1996. 8/9. С. 1, 3; Васильева И., Зимина Н. П. 375 лет явления Богородско-Уфимской чудотворной иконы Божией Матери//Там же. 1996. 6/7. С. 1, 4-5; Зимина Н. П. Ансамбль историко-архитектурный Градо-Уфимской Богородской церкви//Башкортостан: Кр. энцикл. Уфа, 1996. С. 121; она же. Иконы чудотворные//Там же. С. 291; она же. Путь на Голгофу: Жизнеописание сщмч. Симона, еп. Охтенского. М., 2005. С. 260-261; она же. Богородско-Уфимская Божией Матери икона чудотворная//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2005. Т. 1. С. 514; она же. Богородско-Уфимская церковь//Там же. С. 514; она же. Крестные ходы//Там же. 2007. Т. 3. С. 535-536; она же. Православные праздники//Там же. 2009. Т. 5. С. 167-168; Зимина Н. П., Мохов В. В., прот. Крестные ходы//Башкортостан: Кр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Наиболее известна деятельность Е. как издателя, редактора и писателя - историка и публициста. Еще в период службы в Мин-ве народного просвещения он публиковал, преимущественно в ведомственном журнале, собственные сочинения: церковно-исторические труды, посвященные рус. средневековью, в т. ч. юго-зап. землям, и фундаментальные биографии современников. К его историческим сочинениям относятся: «Память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском» (Маяк. 1842. Т. 3. Кн. 5. Мат-лы. С. 20-29; отд. отт.: СПб., 1842) - рецензия-рассказ на основе публикации «Русского вестника» (1841), содержащая воспоминания о с. Пурех (Пурих) Нижегородской губ.; «Первые христианские мученики в Литве» (ЖМНП. 1843. Ч. 38. 6. Отд. 2. С. 113-129; отд. отт.: СПб., 1843); рецензия на «Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковно, Трок, православных монастырей, церквей и по разным предместьям. Вильно, 1843» (ЖМНП. 1843. Ч. 39. 7. Отд. 6. С. 1-19); научно-биографические очерки «Елена Иоанновна, великая княгиня литовская и королева польская» (ЖМНП. 1846. Ч. 50. 4. Отд. 2. С. 39-84; отд. отт.: СПб., 1846) и «Патриарх Иоаким и заслуги его Отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях» (СПб., 1847; отд. отт. из газ.: Северная пчела. 1847. 133-136); рецензия на «Описание второй войны императора Александра I с Наполеоном в 1806 и 1807 годах, по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом и членом Военного совета Михайловским-Данилевским. СПб., 1846» (ЖМНП. 1847. Ч. 55. 9. Отд. 6. С. 244-267). Особое место занимают публикации Е., посвященные Киеву: единственное художественное произведение -назидательное сочинение о потомках св. равноап. кн. Владимира «Рассказ о Киевской старине» (СПб., 1842), статья об уникальном открытии Ф. Г. Солнцевым древнейших рус. росписей «Фрески XI века, открытые в Киево-Софийском соборе» (ЖМНП. 1844. Ч. 41. 1. Отд. 7. С. 1-4; отд. отт.: СПб., 1844) и опубликованная значительно позже рукопись И. П. Боричевского «Киевские пещеры» (СПб., 1872), к-рую Е. сопроводил собственным предисловием. Е. видел значение открытия софийских фресок в том, что они объясняют «стиль и вкус» визант. искусства, служат образцом для исторических живописцев и восстановления «древней греческой живописи», доказывают благочестие «русских князей и народа» и преемственность церковной традиции.

http://pravenc.ru/text/189667.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010