На царских вратах пять образов: в средине из двух полови?? Благовещения Пресвятой Богородицы, по сторонам четырех евангелий. Над царскими вратами, в углублении фронтона, образ положения во?? Господа нашего Иисуса Христа; выше сего образ Господа Саваофа. По?? сторону царских врат: 1) местный образ Спасителя; 2) храмовый?? святителя Николая чудотворца, почитаемый чудотворным; древнего и вышиной 2 арш., 5 вершк., шириной 1 арш.. 15 вершк. Святитель Николай изображен в рост; по сторонам история его жизни и чудеса в лиц?? нем риза, венец с митрой, евангелие и двадцать венчиков – сребр?? щенные, на митре три образа Спасителя и двух херувимов – серебранн?? канные 84 пробы, свет и поля беспробного серебра: весу в ризе, в?? и надписях тридцать девять фунтов двадцать четыре золотника. 3) Южные двери; на них образ мученика архидиакона Лаврентия. По левую сторону царских врат: 1) местный образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках ; 2) образ св. Иоанна Златоустог о, древнего письма, длиной 2 арш., 5 вершк., шириной 1 арш. 15 вершк. На нем риза серебряная 84 пробы весом тридцать девять фунтов пятьдесят восемь золотников, художественной работы мастера Ф. А. Верховцева. 138 Из икон в прочих местах соборного храма и притвора замечательны: 1) В киоте за правым клиросом образ Спасителя, сидящего на престоле; на нем венец с митрой серебряный, чеканный, 84 пробы, весом один фунт сорок три золотника. По нижнему полю образа написано полууставом: «Лета Господня 1704 сентября в 26 день написан сей святой образ Господа нашего Иисуса Христа в обители иерарха Николая чудотворца, что в Ладоге, той же обители при игумене Исаии». Ниже мелкой надписью: «Иконописец Иван Петров сын Лязгин; 139 2) образ св. великомученицы Параскевы иконописный, древнего письма, почитаемый чудотворным, мерой в 4 вершка. На нем риза сребропозлащенная, чеканная, без пробы; по ризе венец с короной, убрус и одежда низаны средним и мелкии жемчугом, бермудскими половинчатыми зернами, весом риза с украшениями пятьдесят шесть золотников. В 1686 году, по указу новгородского митрополита Корнилия, образ сей был перенесен в Ивановскую церковь (бывшая Ивановского монастыря) из часовни Песоцкого погоста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Говоря о значении монастырей, следует отметить и то, что именно в монастырях воспитывались будущие высшие церковные иерархи. Богатая и разнообразная монастырская документация сохраняла информацию о разных сторонах жизни как внутри монастыря, так и за его пределами. В монастырях хранились и копировались многочисленные документы, касавшиеся обителей. К XVI в. в них был поставлен бухгалтерский учет, создавались многочисленные хозяйственные книги. Наше знание о прошлом страны было бы значительно обедненным без документов, дошедших из монастырских архивов. 256 К сожалению, безвременная кончина Евгении Ивановны (12 мая 1998 г.) не позволила ей продолжить работу над темой. Текст публикуется в авторском варианте, с незначительными сокращениями. 259 Водарский Я. Е. Землевладение Русской Православной Церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI – начало XX в.)//Русское православие: Вехи истории. М„ 1985. С. 506–507, 516–517; Борисов Н. С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XVI вв. М., 1986. С. 5; Маслов Е. А. Монастырское строительство и объединение русских земель XIV – первой полови- ны XV в.//Монастыри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 49. 261 Чернов С. З. Сельские монастыри XIV-XV вв. на Северо-Востоке Московского княжества по археологическим данным//Монастыри в жизни России. С. 25–27. 266 Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI в.). М., 1977. С. 251–254, 281–283. 271 Никольский Н. К. Указ. соч. С. 216–218; Беляев Л. А. Спасский «на Усть-Уг- ры» монастырь в XVI в. (археология, история, архитектура)//Реставрация и архитектурная археология: Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 55–72; Хитрово. Описание Лютиковского Троицкого Перемышльского монастыря. М., 1826. С. 5; Леонид (Кавелин) . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. С. 1–29, 36–38, 95–106, 167–168; Веселое- с кий С. Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси//Исторические записки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пакете была книга отца Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин». Ей уже прежде доводилось читать рассказы священника, и нравились они ей чрезвычайно! Она об этом отцу Борису говорила, вот он и постарался ей угодить. Хороший подарок. Агния Львовна положила книгу на тумбочку возле кровати: «Сегодня же начну читать, если силы будут…» После этого она отвезла тележку с продуктами на кухню, там аккуратно разложила все по полкам холодильника, вернулась в комнату, завязала поясницу пуховым платком, легла в постель и мгновенно уснула. Через час Агния Львовна проснулась свежей и отдохнувшей. Пошла на кухню — взглянуть, а как там обстоит дело с обещанной картошкой? Она про нее и забыла… Но подруги ее не подвели: большая кастрюля была почти доверху наполнена вычищенным картофелем. Она отложила полови ну в кастрюлю поменьше, залила водой и поставила на огонь. Потом занялась приготовлением стола для первой партии приглашенных, то есть для Гербалайфа со товарищи: прикинув в голове общее число гостей, она отделила от всех закупленных закусок примерно треть; что положено резать — порезала и разложила по тарелочкам. Вынула из холодильника одну из трех мисок холодца, выло жила его на большое блюдо, поставила на стол и украсила зеленью. Достала одну из двух банок маринованных маслят, а другую оставила на вечер, и положила грибочки в хрустальную вазочку. Пи рожки с мясом, конечно, тоже выложила на блюдо. В общем, решила она, стол для Гербалайфа с его командой был готов и получился не бедным. И она пошла на кухню готовить салат. Как раз и картошка закипела: она ее посолила, прикрутила газ и начала резать овощи. Приготовив салат, отнесла салатницу на стол, снова вернулась на кухню и принялась за клюквенный морс. Только она поставила стеклянный кувшин с морсом на стол, как и звонок прозвенел. Выйдя в прихожую на звонок, Агния Львовна сначала сбросила с ног разношенные тапочки невразумительного цвета и фасона и надела свои замечательные зеленые туфли, а уж потом открыла дверь. Из-за двери на нее пахнуло густой смесью шампуня и какого-то пронзительного одеколона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Пятьдесят центов? Хмм! – Дама повертела бант в пальцах, подумала, а затем положила обратно со вздохом. – Мда, разумеется, очень красивый, моя дорогая. – И она пошла дальше. Сразу после нее появились две оживленные девушки, которые, хихикая и обмениваясь шутками, выбрали расшитое блестками произведение из алого бархата и сказочное сооружение из тюля и розовых бутонов. Когда девушки, весело болтая между собой, ушли, Поллианна восхищенно вздохнула: – И так весь день? Ах, как вы, наверное, рады, что выбрали такую работу! – Рада? – Конечно. Это, должно быть, так интересно – столько людей и все особенные! И вы можете поговорить с ними. Вы даже должны говорить с ними, ведь это ваша работа. Мне она нравится. Наверное, я тоже стану продавщицей, когда вырасту. Это так весело – смотреть, что они все покупают! – Весело? Рада? – рассердилась девушка за прилавком. – Ну, детка, я думаю, что, если бы ты знала хоть полови… Один доллар, мадам. – Она оборвала речь на полуслове, чтобы поспешно ответить на резкий вопрос какой-то молодой женщины о цене ядовито-желтого бархатного банта, расшитого бисером. – Да уж, пора бы вам ответить, – раздраженно заявила молодая женщина. – Мне пришлось задать вопрос дважды. Девушка за прилавком закусила губу: – Я не слышала, мадам. – Ничего не могу поделать, мисс. Это ваша работа – слышать. Вам за это платят, не так ли? Сколько тот черный? – Пятьдесят центов. – А голубой? – Доллар. – Без дерзостей, мисс! Будете отвечать так отрывисто, пожалуюсь на вас за грубость. Покажите мне тот лоток с розовыми. Губы продавщицы приоткрылись, затем плотно сомкнулись, образовав тонкую прямую линию. Послушно потянувшись к витрине, она достала лоток с розовыми бантами, но ее глаза горели, а руки заметно дрожали, когда она ставила лоток на прилавок. Молодая женщина, которую она обслуживала, повертела в руках пять бантов, спросила о цене четырех из них, а затем отвернулась, коротко бросив: – Не вижу ничего подходящего. – Ну, – дрожащим голосом сказала девушка за прилавком Поллианне, которая стояла широко раскрыв глаза, – что ты теперь думаешь о моей работе? Есть тут чему радоваться?

http://azbyka.ru/fiction/pollianna-vyras...

Спб. Января 6-го 1839. Письмо 245 Больной больному, здравия вам, о. наместник, прошу от Источника здравия. Желаю, чтобы сие письмо нашло вас в лучшем состоянии здоровья, а если бы понадобился совет, кроме того, который имеете при себе, скажите о. казначею, чтобы призвал Григория Яковлевича Высоцкого. Лавра должна попещись о вас за ваше о ней попечение? Мне кто-то сказал во сне, что у меня шесть болезней. Счесть их я не умею; а примечаю, что не одна, и одна другой мешает. Простудная боль ни, левой полови не тела, и небольшой веред, на спине, правда, не заставляют меня тяжело страдать, но много стесняют и мешают дело делать. Здравствуйте о Господе душевно и телесно. И братии мир. Спб. Января 23-го 1840. Письмо 246 Простите меня, о. наместник, за умедление ответа на письмо, которое сильнее других требовало ответа. Оно нашло меня больным и не таково было, чтобы мне от него стало легче. Болезнь моя началась 11 дня, и вчера только в первый раз был я в церкви. Да какой же ответ, скажете вы? – Желание ваше удалиться принесло мне такой помысл печали, который не охотно разрешается в рассуждения и слова. Можете догадаться, что мне не легко вас отпустить: во-первых потому, что по благости Божией вижу вас весьма полезным, для обители, во-вторых потому, что, имея к вам полную доверенность и веря вашей доверенности ко мне, нахожу в сем по управлению много облегчения и успокоения. Кроме сего, душа моя находит благо в общении с вашею. Вспомните, что вы просили моей дружбы, тогда как я уже имел ее к вам, и просьбу вашу принял, как залог и обещание с вашей стороны искреннего со мною общения. При внезапном теперь намерении вашем оставить меня и лишить вашей помощи, не могу я роптать, и намерение ваше уважая, и мое недостоинство признавая; но не могу не чувствовать глубокой печали. Но отложим в сторону постороннее, и особенно меня, и станем рассуждать о деле так, как бы я обязан был решить ваше увольнение или неувольнение от кого-либо другого, а не от меня. Размыслив по мере моего разумения, нахожу, что я обязан не согласиться на ваше увольнение, потому что надобность в служении вашем очевидна; лета ваши не те, в которые принятый ныне закон дает право на успокоение от службы; здоровье ваше, при помощи Божией, может поддержаться, при употреблении оного с бережливостью, без упущения по должности, в чем, надеюсь, нынешний казначей вам поможет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Далее митрополит Филарет спрашивает: «Какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен еврейского народа? – Один Иисус Навин». Опять мы имеем здесь указания не только на единодержавную, но и на самодержавную власть вождя израильского Иисуса Навина. О той же самой истине свидетельствуют и слова митрополита Филарета: «Во время судий – один судия спасает от врагов и зол целый народ». В особенности об этом свидетельствуют следующие слова московского митрополита: «Вновь явился один полномощный силою молитвы и дара пророческого Самуил; и народ огражден от врагов, беспорядки прекращены, благочестие восторжествовало». Понятие полномощный совершенно равносильно понятию самодержавный. В этих словах митрополита Филарета есть даже такие выражения, в которых единодержавие царей народа еврейского прямо заменяется словом – самодержавный. «Потом, – говорит митрополит Филарет, – для непрерывного единоначалия, Бог в народе своем поставил царя. И такие цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, – представляют в себе образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя Небесного». 126 Поэтому мнение, что приведенные «слова митрополита Филарета доказывают только полезность единодержавия» – не соответствует истине. Как видим, здесь говорится не только об этой полезности, но и о происхождении царской самодержавной или единодержавной и наследственной власти от Бога и ее основанности, в то же время на Божественном Откровении, запечатленном в Священном Писании. Не соответствует истине и вторая полови на рассуждения, что данные слова митрополита Филарета являются аргументацией в пользу царской власти по соображениям целесообразности. Митрополит Филарет, весь проникнутый верою в Божественное Писание, доказывает полезность самодержавия или единодержавия царской власти не по человеческим соображениям, а в силу свидетельства самого Священного Писания, или веры в его богооткровенные истины, и в частности – касательно царской самодержавной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

— Вот уж, ей-богу, ваша милость, — молвил Санчо, — нашли кого приводить во свидетели и с кем дружбу водить: с какими-то не то Нибе-ни-меем, не то Пустомелей, — сами же вы честите его косоглазым, да еще, если я вас правильно понял, жулябией. Посмеялся Дон Кихот подобному толкованию имени и рода занятий космографа Птолемея, а также прибора астролябии, и сказал: — Послушай, Санчо: у тех, которые садятся на корабли в Кадисе и отправляются в Ост-Индию, существует примета, по которой они узнают, что уже миновали упомянутую мною линию равноденствия: у них разом подыхают вши, сколько бы их ни было, так что потом их на всем корабле ни за какие деньги не сыщешь. А потому, Санчо, поищи-ка у себя на ляжке; коли найдешь какое-нибудь живое существо, то сомнения наши отпадут сами собой, а если не найдешь, значит, мы эту линию уже миновали. — Нипочем я этому не поверю, — объявил Санчо. — Конечно, я исполню приказание вашей милости, но все-таки не могу взять в толк, зачем нужны такие опыты, коли я собственными глазами вижу, что мы не больше чем на пять локтей отъехали от берега и на два локтя не уклонились в сторону от той точки, где находится наша скотина, потому вон они, Росинант и серый, все на том же месте, и если прикинуть на глазок, как я сейчас делаю, то, ей-ей, мы движемся и продвигаемся вперед муравьиным шагом. — Ты, Санчо, произведи лучше тот опыт, о котором я тебе говорил, а об остальном не заботься: ведь ты не знаешь, что такое большие круги, линии, параллели, зодиаки, эклиптики, полюсы, солнцестояние, равноденствие, планеты, знаки, точки пересечения и расположения светил в небесной и земной сферах. Вот если б ты все это знал или хотя бы даже часть, ты бы отдавал себе полный отчет в том, сколько параллелей мы уже пересекли, сколько знаков видели, сколько созвездий осталось у нас позади и сколько еще остается. И я тебе еще раз говорю: поищи у себя и полови — я убежден, что сейчас ты чище, чем лист белой и гладкой бумаги. Санчо стал у себя искать и, тихохонько проведя рукой по левой ноге и пощупав под коленкой, поднял голову, взглянул на своего господина и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Иначе как объяснить то, что Он был осязаем по Воскресении ( Ин. 20, 27 ), и некогда явится тем, которые Его прободали ( Ин. 19, 37 )? Божество само по себе невидимо. Но, как думаю, Христос придет, хотя с телом, впрочем, таким, каким явился или показался ученикам на горе, когда Божество препобедило плоть. Но как сие говорим в отклонение подозрения, так и следующее пишем в исправление нововведения. Если кто говорит, что плоть сошла с неба, а не от земли и не от нас, да будет он анафема. Ибо слова Писания: вторый человек, Господь с небесе, и яков небесный, тацы же и небесный ( 1Кор. 15, 47–48 ), и: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий ( Ин. 3, 13 ), и тому подобные, должно разуметь сказанными по причине соединения с небесным; так же, как и сказанное, что все стало Христом ( 1Кор. 8, 6 ) и что Христос вселяется в сердца наши ( Еф. 3, 17 ), относится не к видимому, но к умосозерцаемому в Боге, потому что срастворяются как естества, так и наименования, и переходят одно в другое по закону теснейшего соединения. Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и недостоин быть всецело спасен, ибо невосприятое не уврачевано; но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одною половиною, то и восприята и спасена одна полови на. А если пал всецелый, то со всецелым Рождшимся соединился и всецело спасается. Посему да не завидуют нам во всесовершенном спасении и да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого. Если Он Человек, не имеющий души, то сие говорят и ариане, чтобы приписать страдание Божеству, так как что приводило в движение тело, то и страдало. Если же Он Человек, имеющий душу, то, не имея ума, как мог быть человеком? Человек не есть животное неразумное. И необходимость потребует допустить, при образе и покрове человеческом, душу какого-нибудь коня или вола, или другого животного неразумного. А таково будет и спасаемое. Итак, я обманут самою Истиною и превозношусь, когда почтен другой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Денис 29 декабря 2011, 23:16 Политика, политика... Не со всем согласен. Мы можем оценивать ситуацию в стране и давать ей соответствующую критику, но мы не можем знать как лучше поступить в той или иной ситуации главе правительства. С тем же пересмотром итогов приватизации. Если начать ворошить этот осиный улей, то можно " наломать дров " . Очень даже может быть, что в будущем и до этого доберутся. Как говориться " лишь бы не было войны " ... Блаженова 29 декабря 2011, 22:51 Спасибо за статью. интересующийся 29 декабря 2011, 21:48 Кто-нибудь может дать ответ на вопрос: почему в России никогда не оказываются у власти люди, руководствующиеся тем же принципом, как и автор статьи: " жила бы страна родная... " ? Чисто психологически интересно: современные лидеры борются за власть, чтобы, добившись её, хапать, хапать и хапать? Или, может, они становятся ворами по-крупному уже там, наверху, потому что не могут устоять перед соблазном не брать то, что плохо лежит? Игорь Х. 29 декабря 2011, 19:06 Власть у того в чьих руках СМИ(вещающие и печатные). СМИ неподконтрольны народу, это горстка людей, решающая ЧТО и КАК нам показать. Михаил Коренев 29 декабря 2011, 18:34 Уважаемый Николай Сергеевич! Как отрадно среди истерик, раздающихся в интернете и СМИ и с той и с другой стороны, услышать мудрое, спокойное и очень неравнодушное слово профессионала и патриота. Спасибо Вам за такую отрезвляющую и выверенную позицию. Именно этого сегодня так не хватает.С нетерпением всегда ждем Ваших статей на Православии ru. Рады, когда встречаем Вас в Сретенском монастыре на службах. несогласная 29 декабря 2011, 18:20 А что останется людям в их битве за наживу? Уже до того дошли,что лакомые куски земель российских делят прямо с вековыми людскими поселениями,с оговоркой,что люди будут проживать в своих домах на чужой земле по договору с собственником земли.Нас покупают вместе с нашими домами! Наступает возврат крепостного права?В лес не войди,рыбки не полови,ягод и грибов не собери.И все это только с разрешения владельца земли.КОТОРУЮ ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ ПОКУПАЮТ ЦЕЛЫМИ РЕГИОНАМИ,НЕ ВЗИРАЯ УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ УЧАСТКИ И ДОМА!Нас давно всех продали!Только к сожалению в хаосе шумной жизни не все это понимают.А жаль.

http://pravoslavie.ru/50699.html

- Да буквально. - То есть, мы должны свидетельствовать? - Ну, да, свидетельствовать об истине. - Но наши свидетельства, батюшка, часто оборачиваются против нас. Как бисер перед свиньями. - Ну, вот, здесь нужны рассуждения же. Если мы будем тупо следо-вать инструкции, то вырвем в себе глаз, отрубим руку. Нельзя же так. - Но где же взять этого самого рассуждения? - Понимаешь, какое дело. Тут каждый человек хочет себе, какую-то инструкцию. Вместо молитвы - вот тебе молитвенные правила. Вместо подготовки к причастию, покаянию - вот последование ко святому причащению. Он думает, что не покушает творожку, сме-танки, колбаски – значит, подготовился. Но Богу-то не это нужно. Ни колбаска, ни сметанка никакого отношения к Евангелию не имеют. А человек думает, что с помощью указаний он все сможет найти. А вот как? А вот сейчас скажу, вот так, так, и так. Все сде-лал. И ничего не происходит. Нужно искать живого Бога. Нужно понять, что это значит. - Господь говорит: «ищите Царствия Божия». - Да. - А вот, слово «ищите» для многих оно действительно закрыто. Как я буду искать, где искать? Евангелие прочитал. Ну, полови-ну понял, половину не понял. - По Евангелию написано что? Как приходишь на собрание - садись на последнее место. Ты делаешь так? Или, всех раздвигая, садишь-ся первым? Вот, и все. Начать с этого. - Пришел тут, вот, последний, я за ним. - Крайний. А то некоторые, вот, есть такая группа людей, они из суеверия, ну, хотят себя обезопасить от чего-то. Они не говорят слово «последний». Тем самым гневят Бога, потому что это суеве-рие. Я однажды рассердился на одного священника, который не го-ворит «последний раз». Он говорит «крайний раз». Искажает род-ной язык в угоду суеверию и думает, это правильно. Вместо того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Ну, вот, видишь, что бывает в нашей жизни. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/mnogie-smuschayu...

  001     002