Море для перегринов, живущих в 150-ти километрах от побережья, – стихия, тем не менее, вполне понятная. Отправиться в плавание человеку, далёкому от корабельного труда – дело небезопасное. Так что можно говорить о нескольких навигациях клонфертских иноков, совершённых до того, самого важного, Плавания, и являвшихся частью кельтского миссионерства VI-VIII веков. Агиография ирландской Церкви это вполне подтверждает. Самое раннее документальное упоминание о святом Брендане находится в Житии святого Коламбы (†597). После 563-го года преподобный посетил Шотландию, довольно долго там находился и даже основал собственный монастырь. Его миссия оставила следы в последующих шотландских географических названиях и церковных надписях 84 . Житие святого Давида Уэльского упоминает, что святой Брендан навещал обитель святого Давида, встречался с ним, как и многие другие перегрины тех лет. Корабль должен был идти от восточного побережья Зелёного Острова через штормовое ирландское море, или от западного, огибая Ирландию с севера или же с юга, через пролив святого Георга. В Житии самого преподобного рассказывается о его знакомстве со знаменитым церковным историком тех лет Гильдом (Гилдасом), состоявшемся там же, в Британии. Только море помнит маршруты экспедиций кельтских монахов, но на лёгком судне миссионеры святого не только достигли Оркнейских, Шетландских островов, но и, возможно, не создавая обителей, как делал святой Коламба на Айоне, отправились дальше, на «европейский» Северо-Восток, то есть к нашему русскому Северо-Западу. Вообще ирландцы с давних времён были известны как прекрасные мореплаватели. Их путешествия в разные стороны света к далёким островам в океане на подвижных судах для знакомых с плаваниями Хейердала, Конюхова и Папазовых не должны казаться фантастичными или невыполнимыми, особенно после экспедиции Северина. Другой важный эпизод связан с самим началом «Плавания», точнее, рассказом Баринтуса. Святой Брендан не столько удивлён, сколько вдохновлён услышанным. Сама возможность существования Земли Обетованной Святым сомнений у него не вызывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Щавелева 1990. С. 158–162) 932 Имеется в виду, вероятнее всего, силезский палатин Петр Влостович (см. 36, примеч. 910), который, однако, временно утратил эту должность зимой 1145–1146 гг., когда был ослеплен и лишен языка польским князем Владиславом II, после чего бежал на Русь (ПСРЛ 2. Стб. 319). После изгнания в 1146 г. младшими братьями самого Владислава II Петр смог вернуться на родину. 933 Итак, послание является ответом на запрос самого Бернарда Клервоского, интерес которого к этой теме был бы естествен, коль скоро речь действительно шла о крестовом походе на востоке и северо-востоке Европы. Надо, однако, заметить, что Матфей ничего не говорит об обращении силой, более того – указывая на «неисчислимое множество» «народа Руси», краковский епископ словно намекает на бесперспективность военного предприятия, из чего заключаем, что в письме Бернарда могли присутствовать какие-то рассуждения на этот счет (ДР. С. 387–390 [IV, 7]). 937 В литургии – евхаристическом богослужении, во время которого происходит пресуществление евхаристических даров в истинные Тело и Кровь Христовы, которые потом служат для причащения верущих. «Заблуждение» Восточной церкви в отношении литургии заключалось в использовании в качестве даров квасного хлеба, тогда как Западная церковь пользовалась пресным – так называемыми опресноками (греч. ζυμα), что служило, в свою очередь, одним из главных мотивов антилатинской полемики со стороны греков. 938 В отношении запретов на браки между кровными или духовными родственниками. Не вполне понятно, что именно мог иметь в виду Матфей, так как в середине XII в. брачное законодательство Западной и Восточной церкви было в этом отношении примерно одинаковым: запрещались браки между родственниками до 6-й степени родства включительно (иначе говоря, вплоть до правнуков одного лица). Из соображений церковной «икономии» (практических послаблений ввиду определенных уважительных обстоятельств) из этих правил бывали исключения с санкции сященноначалия, особенно в среде высшей знати, но они имели место как на Востоке, так и на Западе (ср., например: 29/9). Правда, латинское выражение «in coniugiis repudiandis» можно понять также и как «в вопросе о расторжении браков», но и здесь церковные каноны на Западе и Востоке были одинаковы, хотя строгость их применения в разных случаях могла быть различной. Возможно, краковскому епископу были известны какие-то конкретные случаи, которые он считал непозволительными нарушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Кирилл 2й, прибыв из Киева на северо-восток России, поставил Серапиона, Архимандрита Киевского Печерского монастыря, в Епископа Владимира и Нижнего Новгорода; а в надписи достопамятных правил Собора, бывшего в 1274 г. 3 , сказано, что Серапион был посвящен в Епископа Епископами, собравшимися на сей Собор во Владимир. Под 1275 г. летопись говорит уже о погребении Пастыря Серапиона во Владимирском храме Богоматери, и присовокупляет замечание: “бе учителен и силен в Божественном Писании” 4 . Посему можно принять за верное, что проповедник Преподобный Серапион есть Епископ Владимирский. Таким образом сведения о проповеднике Преподобном Серапионе заключаются в следующем: Прежде 1274 г. он был Архимандритом Св. Киево-Печерской Лавры, и вероятно был очевидцем страшного землетрясения 3го Мая в 1230 г., памятного для Печерской обители, особенно потому, что оно было в празднование памяти Преподобного Феодосия (3 Мая), и, как замечает летопись, первый удар почувствовали во время Литургии, причем трапеза Лаврская поколебалась в основании, и кирпичи падали сверху на стол. В 1274 г. Серапион, известный по просвещению и строгой жизни, посвящен в Епископа, и присутствовал на знаменитом Соборе, которым много сделано было для управления и благочиния бедствовавшей Церкви Российской. В 1275 г. просвещенный Пастырь скончался. В надписи третьего слова он называется святым, но неизвестно, был ли когда-либо торжественно признан Церковью принадлежащим к лику Святых. Только четыре поучения Преподобного Серапиона мы нашли: но что это малое из многого, то можно видеть из слов его в первом и во втором поучении: “многажды глаголах вам”. Четвертое слово Преподобного Серапиона особенно может служить указанием на образованность Пастыря Российской Церкви XIII века. В сем слове проповедник обличает слепых суеверов, убивавших волхвов и волшебниц по самым странным причинам. Обличение его исполнено ума и вполне согласно с духом Откровения. Читая сие обличение и обращаясь мыслию на Запад того века, видишь и изумляешься, какое расстояние отделяло тогда Запад от светлого Востока! Что делалось на Западе в XIII веке? На кострах горели волхвы по распоряжениям Епископов Запада! Благословен Господь Бог , благоволивший хранить свет Свой в Церкви Российской при посредстве светильников Своих! Слово 1 Преподобного отца нашего Серапиона Господи благослови 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хорош вид и из монастыря на главную часть города Старицы! По склону горы, правильными линиями расположены дома городских жителей, лучшие дома в виду монастыря. Впереди домов, на уступе горы, разведён небольшой сад, который в летнее время украшает местность и даёт приятную тень и зелень. На берегу Волги возвышается прекрасная, пятиглавая, Преображенская церковь , с высокою колокольнею, – одна из лучших церквей в городе. На торговой площади, у самой подошвы горы, видна красивая группа церковных построек Богородице Рождественской церкви, обнесенная каменною оградою с небольшими башнями, и напоминает собою скорее монастырь, чем приходскую церковь . От этой церкви по берегу Волги протянута линия сплошных каменных домов, – все дома под одну крышу. Но лучше всего вид на городской Борисоглебский собор! Прекрасное само по себе, обширное здание пятиглавого собора, с массивною при нём отдельно поставленною колокольнею, стоит на высокой горе и господствует над всею местностью, и видно не только во всем городе с фундамента, но и в окрестности, особенно по Тверской дороге, вёрст за десять от города, он кажется стоящим как будто на облаках. С западной стороны монастыря находится высокая каменистая гора «Старое городище» с двумя насыпными земляными валами на ней. Гора эта за рекою Волгою, но кажется так близко подходящею к монастырю, как будто она опирается о самую монастырскую стену. В настоящее время городище это в запустении, но оно замечательно в историческом отношении. Здесь в ΧΥΙ столетии, во времена Старицких князей и царя Иоанна Васильевича Грозного была главная Дворцовая часть города, или по древнему названию «Детинец». Здесь жили Старицкие князья с женами, детьми, с дворцовыми боярами, дьяками, с множеством боярских детей и дворцовых служителей 2 . На северо-западе от монастыря, за рекою Верхнею Старицею, видна деревня Коньково, получившая название свое от бывших тут конюшен Грозного. Этою деревнею и заканчивается вид из монастыря на окрестность. Постройки в монастыре Все здания Старицкого Успенского монастыря обнесены высокою, каменою стеною, с зубцами и галерею, на протяжении 259 сажень; по углам четыре круглых башни с конусообразным верхом и одна большая башня с пятью главами над входными воротами; крыша на башнях и на всем протяжении стены железная. Стены и угловые башни устроены князем Андреем Ивановичем, но впоследствии по частям в разное время были исправляемы. Башня над воротами устроена в 1885 году. Вход в монастырь первоначально был с западной стороны под церковью Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, но, по причине частых затоплений монастыря в весеннее полноводье, западные ворота заложены и устроены вновь на южной стороне монастыря в 1810 году. Храмы Божии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 июля. Ездил на биостанцию «Чистый лес» на сороковины профессора Валентина Сергеевича Пажетнова. Жарища, к тому же не выспался из-за пьяной оравы в «комфорте»… 90-километровая дорога, часть – по глухим местам, произвела грустное впечатление. Повсеместно, особенно, за поселком Бологово, вырубают лес. Сельхозработы видел лишь в районе погибшей деревни Жаберы, рядом с Андреаполем. Здесь механизаторы косили зеленку. Светлана Ивановна, вдова Валентина Сергеевича, обрадовалась моему приезду. Побывали на кладбище, где упокоился ученый. На прощание Светлана Ивановна сказала: - Дело, созданное Валентином Сергеевичем, не пропадет. Дети и внуки держат его в руках. Возвращаясь, навестил в деревне Бенек бывшего директора совхоза Николая Александровича Белоусова. Как и я, он озабочен истреблением леса. 20 июля. Носил под навес расколотые дрова. Половину уже переносил. В августе надо купить еще одну телегу, чтобы был «переходящий фонд». По первому разу окучил борозды вторично посаженой картошки. Снова солили и мариновали огурцы. Жена ворчит на меня: - Жаба у тебя горела, сажай больше, сажай больше, а куда их нам девать? Ничего, зимой все разойдется. …Перечитывал двухтомник Руслана Хасбулатова «Великая российская трагедия» о событиях 1993 года. Воспринимается остро. Многое я видел воочию. 21 июля. Дмитрий Борисов привез утром мед. Не так уж много, думаю, у нас таких фермеров. Прекрасно образован: окончил знаменитый Ленинг радский институт авиационного приборостроения и академию пчеловодства. Музыкален - зимними вечерами садится за фортепьяно и играет Свиридова. Интересуется историей России и политикой. Имеет собственное суждение (весьма критическое) о происходящем в стране и области. «Партия власти» таких самостоятельных личностей, как Борисов, сторонится. Предпочтительнее скучные, но покорные, управляемые. …Приезжал Егорыч. Сошлись во мнении: именно из-за вырубки лесов вода в Западной Двине все последние годы держится выше обычного почти на метр. «Водохлебов» (деревьев) стало на сотни миллионов меньше. Рубят нещадно, как и по всей стране. Читаю в «Советской России» (от 22 июля с.г.) статью профессора В. Катасонова. Он пишет «Ежегодно из России на экспорт уходит порядка 200 млн. кубометров древесины. На северо-западе, к примеру, в Архангельской области, лимит вырубки давно исчерпан. Такими темпами через 20 лет леса в стране будут вырублены. При этом выручка от экспорта леса в страну не возвращается». Где вы, правоохранители, депутаты, народные фронты, правозащитники, волонтеры?

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/09/...

Без копеек не обошлось и на этот раз. Однако Петр к «петропольскому» предложению патриарха Досифея оказался более глух, чем к «азовскому», хотя патриарх свои просьбы и предложения предварительно сообщил «господину Стефану, наместнику патриаршего престола». 127 Петру было не до введения митрополичьих округов и даже «копеечного» содержания епископов, когда на юге и северо-западе гремели пушки, а царь всем твердил: «денег, денег нужно для войны», когда из существовавших уже архиерейских домов брали последние деньги на войну, когда царь издал приказание даже серебряные вещи казенного приказа (архиерейские), патриаршие и монастырские и в прочих местах, кроме самых старых и диковинных, переделывать в монеты и не давать этих денег на расходы без особого указа. 128 Вместе с переливкой церковного серебра на деньги, церковные колокола переливались на пушки. При таких обстоятельствах на всем огромном пространстве завоеванных прибалтийских областей, разделенных на три губернии, долго не было учреждено ни одной самостоятельной епархии. Весь край с православными храмами по церковному управлению расписан по соседним епархиям, но больше всего вошел в территорию Новгородской епархии, состоявшей в ведении старейшего митрополита Иова. 129 Впрочем православное духовенство и немногие православные церкви древнерусских областей Корелии и Ингрии, уступленных Швеции по Столбовскому договору (1617 г.), с согласия самих шведов, никогда не выходили из ведение новгородских владык по духовным делам, хотя принадлежность их к Новогородской епархии с 1617 г. можно назвать неполной и случайной. 130 Как видно, ни наместник патриаршего престола м. Стефан, ни м. Иов, которому несомненно было известно предложение патр. Досифея, не поддержали последнего перед Петром. Епархиальное управление в Петербургском крае (Ингерманландии), приписанном к Новгородской епархии, ограничилось случайными распоряжениями, относительно её м. Иова. Ближайшим пособником в управлении быстро разросшейся епархией у м. Иова сделался архимандрит Хутыня монастыря – Феодосий (Яновский), человек, к которому старец-иерарх на первых порах был как-то особенно привязан, перенося часто оскорбления от «освоеволившегося» монаха, освобожденного из оков и произведенного в духовное начальство самим м. Иовом. Но Феодосий был очень полезен м. Иову. Скоро его заметил сам Петр. 131

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 193 году (после 7000 от сотворения мира: 71935508=1685 г. по P.X .) Казанская церковь названа «соборной». Празднование крестьянами кроме Казанской еще Крещения – как престольного праздника, побуждает предположить, что в Воскресенской церкви был придел во имя Богоявления Господня. На месте Казанской церкви, саженях в 70 ниже на северо-западе от настоящего храма, поставлена каменная столбовая часовенка, обнесенная небольшой оградкой. Бывшее около этой церкви кладбище издавна занято под жилые постройки и ограды. Прежде тут при копании земли встречались черепа и прочие человеческие кости. Попадаются кости и теперь при перекопке земли в саду священника. Место Воскресенской церкви точно неизвестно и ничем не отмечено. Старожилы говорят, что она была на Алатской горе. Наружный вид существующего каменного храма, как видно по помещенному в начале снимку, показывает тяжелую, как бы придавленную своей тяжестью, старую постройку главного храма, не вполне гармонирующую с более легкой новой колокольней. Главный храм имеет форму куба, по 5 сажень каждая сторона. На этот куб опрокинут в виде полушария – купол с фонареобразной неудобной шейкой около 5 аршин высотою и трех в диаметре, с четырьмя окнами в сажень вышиною и аршин шириною. На шейке большая глава около 7 аршин в поперечнике. Затем на шейке новая позолоченная глава, и на шпилеобразной шейке – позолоченная маковка. В шейку, как в трубу, вытягивает тепло из храма, так что при современной дороговизне дров приходится устроить в ней большую круглую раму. Колокольня, в связи с храмом, в основании квадратная. Во втором и третьем ярусах и крыша восьмигранная. До позолоченной маковки – 14 саж. Кресты над храмом и колокольней железные, позолоченные. Над храмом, соответственно храму – массивный, около 12 пудов весу, а на колокольне – более легкий, простой, изящный. Вообще при постройке Михляев железа и камня не жалел. Все толсто, прочно. Хотя не особенно изящно скроено, но крепко сшито. Недаром в нем, при нашествии пугачевцев летом 1774 г., население надеялось найти не только одну духовную защиту. В северной двери сохранилось отверстие, сделанное для наблюдения за пугачевцами в 1774 г. спасавшимися в храме алатцами. 3 Окна в старой части храма небольшие – в два яруса, в новой – большие. Входные двери с запада и севера. Паперть с одной ступенью крыта до св. ворот. Ограда каменная с железной решеткой. Кроме западных врат есть еще с севера такие же. Ограда построена в 18861888 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля/5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом. Возрождение монастыря началось после 1715 года, когда Валаам вернулся в состав России, и царь Петр I своим указом предписал восстановить древнюю обитель. Новыми насельниками Валаама стали выходцы из прославленного Кирилло-Белозерского монастыря. В XVIII веке иноки Валаамского монастыря осуществляли миссионерское служение на Американском континенте. Среди них — преподобный Герман Аляскинский (†1837, память 27 июля/9 августа), равно почитаемый православными людьми в России и в Америке. Известно, что восемнадцатое столетие не относится к числу наиболее благополучных в истории русского монашества. В этот период окончательно оформилась определённая антимонашеская тенденция в государственной политике, получившая своё выражение в некоторых указах 1 . Конечно, помимо бурных внешних событий, точнее — параллельно с ними, протекала и внутренняя сокровенная жизнь автора очерка «На Северный Афон». В конце 1904 года он вместе с двумя своими товарищами Виктором Раевым (впоследствии — архимандрит Иоанн) и Николаем Соболевым (впоследствии — архиепископ Серафим) посетил Кронштадт, побывал на богослужении, которое совершал в Андреевском соборе святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, видел знаменитую «общую исповедь», беседовал с батюшкой. Эта встреча — первая в цепочке встреч с «живыми святыми», подвижниками веры и благочестия, возможно, укрепила будущего святителя в его тогдашнем стремлении к монастырскому служению в миру, настолько ярким, вдохновляющим явился перед ним образ «всероссийского пастыря». Но были у молодого богослова и иные думы. При поступлении в академию

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

По подсчетам историка М.В.Шкаровского, на захваченных территориях РСФСР открылось 2150 храмов: около 470 на Северо-Западе, 332 - в Курской области, 243 - в Ростовской, 229 - в Краснодарском крае, 127 - в Ставропольском, 108 - в Орловской области, 116 - в Воронежской, 70 - в Крымской, 60 - в Смоленской, 8 - в Тульской и около 500 в Ордженикидзевском крае, Московской, Калужской, Сталинградской, Брянской и Белгородской областях (в двух последних не менее 300). По отчету Совета по делам Русской православной церкви на 1 января 1948 г. число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7547, из которых к концу 1947 года осталось действующими не более 1300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). До сегодняшнего дня церковная жизнь на оккупированной врагом территории остается малоизученной. Одна из неразгаданных до конца страниц в истории минувшей войны - деятельность членов церковной организации " Православная миссия в освобожденных областях России " , известной также как " Псковская православная миссия " . Она была создана под эгидой оккупационных властей на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской и Калининской областей и провозгласила своей официальной целью восстановление церковной жизни, " разрушенной советской властью " . Предыстория этой организации такова. В феврале 1941 года в составе Латвийской и Эстонской епархий был учрежден Московской Патриархией Прибалтийский экзархат как особая митрополичья область. Возглавил его митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), бывший одним из ближайших сотрудников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который был направлен в Прибалтику в конце 1940 года - для ознакомления на месте с положением дел. В 1936 году Латвийская Православная Церковь откололась от Московского Патриархата и перешла в юрисдикцию Константинопольского. Лидером националистского крыла Латвийской Церкви стал митрополит Августин (Петерсон), но была и сильная оппозиция ему, особенно среди полулегальных студенческих движений. И в 1940 году, после того, как Латвия вошла в состав СССР, оппозиция заставила митрополита Августина просить Московскую Патриархию о воссоединении.

http://pravoslavie.ru/5209.html

ВСЕ ФОТОГРАФИИ 12 июля 1999 года в Токсово был заложен каменный храм по проекту, разработанному на благотворительной основе академиком архитектуры, народным архитектором РФ Валентином Назаровым. В 2004 году к Пасхе Христовой установлен фарфоровый иконостас, а 19 сентября Великое освящение храма возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; указом Его Высокопреосвященства храм был возведен в статус собора. Недавно протоиерей Лев Нерода, настоятель храма, встретил свое 65-летие. Уникальный храм комплекса - высотная доминанта поселка Токсово, храм-колокольня во имя святого благоверного князя Игоря Черниговского освящена 14 октября 2009 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне установлен 14-тонный колокол , являющийся самым большим на Северо-Западе России. Приход Михаило-Архангельского храма в Токсово уже сегодня зарекомендовал себя в сфере социальной работы: здесь находится большой Гериатрический центр, сотрудники которого заботятся о примерно сотне больных и престарелых людей. Большое здание будущего детского хосписа уже построено и требует лишь косметического ремонта. Здесь будут все условия для планового наблюдения, реабилитации и поддержке на терминальной стадии тяжелобольных детей и их родителей. 21 ноября 2016 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в сфере социальной деятельности между Ленинградской областью и Выборгской епархией Русской Православной Церкви. Детский хоспис - это учреждение, направленное на оказание симптоматической терапии, улучшение качества и продолжительности жизни детей, имеющих заболевания, ограничивающие продолжительность жизни. В фокус внимания паллиативной педиатрии попадают дети, страдающие заболеваниями, сокращающими жизнь (это состояния, приводящие к преждевременной смерти ребенка в возрасте ранее 40 лет или до смерти его родителей), или заболеваниями, угрожающими жизни (это состояния, требующие агрессивного лечения и сопровождающиеся высоким риском летального исхода). Сегодня паллиативная педиатрия понимается как активный и целостный подход к уходу за тяжелобольным и умирающим ребенком, включающий физические, психологические, социальные и духовные элементы помощи, ориентированный на повышение качества жизни пациентов и их близких. Для тяжелобольных детей и их близких особенно актуальна поддержка и помощь Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010