Во второй половине XV в. стремления литовских князей приобрести особого митрополита для Киева осуществились. Но судьба Киевской кафедры не изменилась к лучшему и теперь. Приупадший, обедневший Киев и теперь, как и прежде, не был местопребыванием западно-русских первосвятителей. Живя в Новогрудке, западно-русские митрополиты как бы забыли свой кафедральный город и до самого конца XVI в. ни один из них, за исключением святителя Макария, не хотел посетить Киева. Делами кафедры за отсутствием митрополитов заведовали назначавшиеся ими наместники. Но это были большею частью люди, не отличавшиеся ревностью о церковных интересах и имевшие вообще мало авторитета в глазах других. Поэтому с половины XV в. положение дел Киевской кафедры продолжает ухудшаться и к концу XVI в., когда временно прекращается ряд православных Киевских иерархов, становится вообще очень печальным: митрополичий кафедральный храм беднеет, ветшает и остается в запущении; митрополичьи имения подвергаются частым захватам со стороны светских лиц и от разных притеснений приходят в разорение. Такова в общих чертах судьба Киева и Киевской кафедры с половины XIII и до конца XVI века. Что касается частных сведений, относящихся к истории кафедры за это время, то их дошло до нас немного. Небогатая событиями жизнь Киева почти не привлекала внимания летописцев. Да и те немногие известия о Киеве, которые сохранились в южных летописях и актах, касаются большею частью политической жизни Киева, а не церковной. Поэтому мы не имеем возможности представить цельную историю Киевской кафедры за данное время и должны ограничиться только собранием кратких и отрывочных сведений, к ней относящихся. Сообразно с своей задачей мы изложим сначала I) сведения о посещении митрополитами Киева и об их Киевских наместниках; затем II) проследим судьбу Киево-Софийского собора, который считался кафедральным храмом Киевских митрополитов до самого конца XVI в., III) изложим сведения о поземельных владениях Киевской кафедры в рассматриваемый период и, наконец, IV) обозначим пределы митрополичьей епархии в этот же период. I. Известия о посещении митрополитами Киева в XIII–XVI вв. и о Киевских митрополичьих наместниках

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В одной из лекций знаменитого историка Ключевского подробно рассказывается о том, как второй по счету представитель династии - царь Алексей Михайлович, расценивая отказ от Киева в пользу Речи Посполитой, как деяние, недопустимое для православного монарха, сумел настоять на включении его территории в состав Русского государства(2). Следует добавить, что во второй половине семнадцатого века некоторые представители малороссийской элиты, ссылаясь на опасности, связанные с близостью Киева к польской границе, выступали с инициативой ликвидации киевской митрополии(3). Поэтому сегодня нам необходимо склониться перед памятью первых русских самодержцев из династии Романовых, справившихся с нелегкой задачей сохранения Киева как одного из духовных центров Русского мира. Ведь если бы не они, то тогда значительная часть духовных и культурных ценностей, связанных с киевским периодом истории русского государства, могла быть объявлена достоянием западной цивилизации, а сама киевская кафедра сделалась бы платформой для католической экспассии. Порою, даже малозначительные на первый взгляд исторические факты способны дать представление о тех высоких задачах, которые православный русский царь ставил перед своими новыми подданными. Так, в одном из исторических исследований приводится трогательный рассказ о вручении Богдану Хмельницкому особого царского подарка - меховой шапки, которая, согласно пожеланию государя, должна была охранять голову гетмана, помогая ему «промышлять об обороне Православия». Неудивительно, что одно из первых распоряжений царя Алексея Михайловича, стремившегося решить проблему безопасности Киева, касалось создания новой городской крепости. Интересной особенностью этого проекта, весьма обременительного и затратного для Московского царства, было строительство новых оборонительных сооружений в той части Киева, которая носит название Старого города(4). Как известно, именно в этом районе, опустевшем в результате целого ряда драматических событий и остававшимся практически незаселенным вплоть до начала позапрошлого века, тем не менее, уцелели некоторые церковные объекты, напоминавшие о былом величии Киева(5). Принимая решение о начале масштабных строительных работ на юго-западной окраине своего государства, царь Алексей Михайлович стремился обезопасить эти православные святыни от возможной агрессии со стороны тех сил, для обозначения которых в малороссийских казацких летописях того времени использовался термин «поганые». Таким образом, труд известного специалиста по фортификационному делу полковника и стольника Степана Янова, направленного в Киев уже по повелению сына Алексея Михайловича - государя Феодора Алексеевича, кроме сугубо военного, также имел большое религиозно-нравственное значение.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/01/...

Прокуратур Филатова всеми силами и ухищрениями пытается затянуть дело и направить следствие в " нужное " русло. За прошедший месяц со дня обнаружения тела Кирилла от имени его родителей было подано на имя прокурора Печерского района Киева десять обращений и восемь обращений на имя прокурора Киева. Ни на одно из них не получено ответа. 4 октября в прокуратуре Киева состоялся прием пострадавшей стороны с заместителем прокурора Киева Гораном В.А. Во время приема заместитель прокурора отметил, что " Действия прокуратуры Киева направлены прежде всего на то, чтобы идти навстречу потерпевшей стороне " . Почти ежедневные Крестные ходы и молитвенные стояния православных верующих Союза Православных братств Украины и братства святого Александра Невского к прокуратуре Печерского района, прокуратуре г. Киева, Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре Украины не дает никаких результатов. У прокурора Печерской прокуратуры Филатовой молитвы и чтения акафистов под ее окнами вызывают раздражение. Она в пылу негодования сказала, что пора прекратить это мракобесие. И это говорит прокурор самого престижного района Киева - Печерского! Молитвы и Крестные ходы для нее - мракобесие. А что же тогда безстыдное нарушение законов с ее стороны? Видимо прокурор Филатова не боится нарушать законы как Божественные, так и государственные. Валерий Гончаренко , спецкор газеты " Русь Державная " Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/11/...

Началось наступление 1 ноября с Букринского плацдарма, цель которого было введение противника в заблуждение о месте главного удара и сковать его силы. 3 ноября с севера, с Лютежского плацдарма в наступление на Киев пошли основные силы 1-го Украинского фронта. Наши войска действовали слаженно и грамотно. Уже к концу того дня они продвинулись на 5-12 км. А к концу 4 ноября Киев оказался почти полностью блокирован. В ночь на 5 ноября красноармейцы вошли в Киев. Завязались уличные бои. Утром 5 ноября немецкие войска, видя возможность окружения, стали выходить через южную часть Киева, которая на тот момент не была блокирована. И 6 ноября город был полностью под контролем освободителей. Однако на этом наступательная операция не закончилась, она продолжалась до 13 ноября. Противник был отброшен ещё на 50-60 км, освобождён ряд населённых пунктов, в том числе город Житомир. По имеющимся данным, в ходе операции по освобождению Киева Красная Армия потеряла убитыми около 6500 человек, более 24 000 ранеными. Потери военной техники – 270 танков и самоходок, около 100 орудий и минометов, 125 самолетов. Приводятся потери немецкого вермахта – 41 тыс. убитых, раненых и пленных, 600 танков и штурмовых орудий. По итогам Киевской операции орденами и медалями были награждены около 17 тысяч советских солдат и офицеров, 65 воинских соединений отмечены званиями «Киевские». А 1-я отдельная Чехословацкая бригада Людовика Свободы была представлена к ордену Суворова степени. Освобождение Киева и значительной части западнорусских земель от фашистских захватчиков стало очередной и значительной Победой в ходе Великой Отечественной войны. И мы не должны забывать этой даты. 6 ноября, полагаю, должен стать Днём воинской славы России наряду с Днями воинской славы, напоминающими другие Победы в этой тяжелейшей войне – Днём полного снятия блокады Ленинграда, Днями разгрома фашистских войск под Сталинградом и Курском, в битве за Кавказ, Днём начала наступления советских войск под Москвой. А нам, здоровым и патриотически настроенным гражданам страны стоит отметить 80-летие освобождения русского Киева. Во многих городах России есть памятники городам-героям, среди которых и памятник городу-герою Киеву. Давайте отметим День освобождения Киева 6 ноября возложением цветов к его монументам по всей России. Это будет знаковая акция поддержки действий России в борьбе с неофашизмом на Украине, да и по всему миру, поддержки наших бойцов, участвующих в СВО.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/04/akciya...

Вестерберг У., см. Westerberg U. Веттины, знатный восточносаксонский род (по замку Веттин в Тюрингии) (со втор, пол. X в.) 280, 309 Вибальд, аб. м-ря Ставло, канцлер германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1159 г.) 251 Виберт, автор записки о св. Бруно Кверфуртском (XI в.) 91 Вибольт, аб. м-ря Корвай (сер. XII в.) 280 Вигберт, еп. мерзебургский (1004–1009) 85 Виггер, еп. бранденбургский (1138–1158/61) 280 Вид, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 357–358, 357–358 Видон, герц, сполетанский, кор. итальянский (889–994) 238 Видукинд Корвайский, немецкий хронист (ум. после 973 г.) 64 Викперт, см. Випрехт Виктор III, п. римский (1086–1087), до этого под именем Дезидерия – аб. м-ря Монтекассино (с 1058 г.) 50, 328, 328 Виктор IV, (анти)п. римский (1159–1164) 258 Виктор I, патр. Градо (848–853) 53, 53 Вильгельм I Завоеватель, герц, нормандский, кор. английский (1066–1087) VII, 111, 134, 134–135, 139, 239 Вильгельм II, кор. английский (1087–1100) VII, 195 Вильгельм II, норманнский кор. Сицилии (1166–1189) 249, 249 Вильгельм VI Толстый, герц, аквитанский (1030–1038) 119, 119 Вильгельм VII, б. предыдущего, герц, аквитанский (1038–1058) 119 Вильгельм, мгр. Саксонской северной марки (1044–1056) 328, 328–329 Вильгельм III, гр. ваймарский (1003–1039) 230 Вильгельм IV, гр. ваймарский, с. предыдущего, мгр. майсенский (1046/50–1062) 230, 230 Вильгельм I, гр. люксембургский (1096–1130) 234, 234 Вильгельм, архиеп. майнцский (954–968) 42, 47–49, 47–49 Винцентий Кадлубек, еп. краковский (1208–1218), польский хронист (ум. в 1223 г.) 257, 296–325, 345, 347, 396 Винцентий Пражский, чешский хронист (третья четв. XII в.) 261–266 Виоанн Василий, см. Василий Виоанн Випон, немецкий историограф (сер. XI в.) 96–99 Випрехт (Викперт) I, гр. «области бальзамов» (сер. XI в.) 218–219, 218–219 Випрехт (Викперт) II, гр. гройчский (ум. в 1124 г.) VI, 218, 219–220, 219, 232, 232, 234 Випрехт (Викперт) III, гр. гройчский (ум. в 1135 г.) 234, 234 Виталиан, п. римский (657–672) 327 Виталий I, патр. Градо (856–875) 53, 53

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(а, значит, по летописи под 981); но несколько выше, тот же Соболевский говорит (и опять на основании летописи), что смерть Ярополка последовала вскоре после занятия Владимиром Киева. Уже такие выражения о последовательности одних и тех же фактов, как: вскоре, значительно раньше, приблизительно за год, показывают, что и сам ученый профессор значительно путается в определении действительного срока между упомянутыми событиями. Притом же, допуская значительный промежуток времени между захватом Киева Владимиром и смертью Ярополка, – промежуток приблизительно в год, – Соболевский тем уже признает, что летопись под одним и тем же годом ставит иногда события годов разных, о чем мы выше говорили и чего он, кажется, не признает; а выражаясь, что рассматриваемые события совершились одно за другим вскоре, сам же ослабляет силу своего доказательства, будто Ярополк погиб на другом году занятия Владимиром Киева. В действительности, ближайшее рассмотрение летописного рассказа о борьбе Владимира с Ярополком, помещенного под 980 г., не подтверждает предположения Соболевского. – Владимир вошел в Киев после того, как Ярополк бежал оттуда в город Родню, на устье Роси, где и был осажден немедленно своими врагами. Конечно, Ярополк бежал не один, а, вероятно, с военным отрядом, хотя и небольшим 243 ; но мог ли он отсиживаться и защищаться в Родне долго, около года? Уж если он бежал из Киева, хотя и по совету Блуда, то могла ли быть продолжительною оборона в Родне? Притом же, город этот конечно мало был приспособлен к обороне, не имел запаса для продовольствия, и в нем, при отсутствии подвоза съестных припасов, действительно открылся „глад велик». А Блуд в свою очередь не переставал склонять Ярополка на мир с братом и указывать на невозможность борьбы с ним. В общей сложности все эти обстоятельства и не могли надолго отсрочить гибель Ярополка, приготовленную ему изменником Блудом. Сам Блуд потому и ускорял бегство князя из Киева, что признавал это более надежным средством к скорейшей развязке борьбы его с Владимиром. И летопись в своем рассказе ничем не дает понять, что осада Родни, куда бежал Ярополк, была продолжительна, тянулась около года. Простое и краткое повествование ее: „Володимер вниде в Киев и осаде Ярополка в Родне и бе глад велик в нем» указывает, что, убежавши из Киева, места более безопасного и надежного для защиты, Ярополк попал в ловко устроенную для него западню, в которой не в состоянии был держаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

По-видимому, «дело» мое, спрятанное Ковалевым, все-таки всплыло наверх. Приходилось уезжать из Киева – но куда? Друзья мои по Дошк Инстит (которые в эти годы и в последующие годы изгнания трогательно заботились обо мне, а потом о моей матери) устроили меня (дело ведь было летом) в украинской детской колонии, которой заведывал некто Р-ий, близкий мне по старому учитель (фамилии его не упоминаю, ибо он доныне еще работает в тех местах). Колония эта находилась в 25 верстах от Киева, в двух верстах от ст. Боярка, в лесу. Вечером, взявши с собой небольшой чемоданчик, простившись с родными, я выехал один из Киева, а на станции Боярка меня встретил Р-ий, который провел меня в колонию, жившую в нескольких домиках в лесу. Тут мне было суждено прожить 1,5 м . Скоро появились еще подпольные люди, уехавшие, чтобы быть подальше от Киева, а в начале Августа появился некто (фамилии не помню), украинский коммунист, тоже скрывшийся на время из-за какого-то дела из Киева. Он прямо мне заявил, что меня узнал, но не будет выдавать меня и еще одного с -р а, скрывавшегося в той же колонии. Несколько позже, уже когда добровольцы овладели Киевом, до меня дошли сведения, что этот коммунист все же выдал меня и моего с -революционера и приказ о нашем аресте уже был подписан, но его не успели привести в действие. В Киеве на мою квартиру являлись два раза из ЧК, чтобы арестовать меня и, не найдя меня, слава Богу, не арестовали никого из родных (упомянутый выше Глеб Жекулин был как раз арестован вместо его матери, которой не нашли – и за день до своего отступления большевики его расстреляли...). Между тем добровольцы продвигались все дальше, овладели уже Екатеринославом, Харьковом, подходили к Киеву с востока и юга; большевикам приходилось уходить на север – и это давало возможность Петлюре с его небольшими отрядами тоже идти на Киев. Украинские войска меня как раз и спасли; они подошли за два дня до оставления большевиками Киева к Боярке; большевики медленно отступали, боясь быть отрезанными со стороны с -востока, куда шла единственная на север ветка (на Нежин – Курск – Москву).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Конрад, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (ум. в 1133 г.) 234 Конрад, мгр. майсенский (1123–1156) 280, 280 Конрад, мгр. нижнелужицкий (ум. в 1210 г.) IV, 309 Конрад Церингенский, правитель Бургундии (ум. в 1152 г.) 280, 280 Конрад, архиеп. майнцский (1161–1165, 1183–1200) 284 Конрад, еп. констанцский (934–975) III, 189 Конрад, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Констант II, имп. византийский (641–668) 327, 327 Константин I Великий, имп. римский (324–337) 37, 56, 58, 159, 159 Константин III, имп. византийский (641) 354, 354 Константин VII Багрянородный, имп. византийский (913–959, с 944 г. самостоятельно) VIII, 23, 28, 34, 36, 38, 38–39, 46, 49, 58–60, 76 Константин VIII, имп. византийский (976–1028, с 1025 г. самостоятельно) VIII, 73 Константин IX Мономах, имп. византийский (1042–1055) VIII, IXb, 136 Константин X Дука, имп. византийский (1059–1067) VIII Константин Ангел, дед византийского имп. Алексея III Ангела VIII Константин Склир, о. Феофано, тесть германского имп. Оттона II (сер. X в.) VIII Константин, правитель Киликийской Армении (рубеж XI–XII вв.) 159 Константин I, митр, киевский (не позднее 1155–1159) 206 Константин (в монашестве Кирилл), св., первоучитель славянский (ум. в 869 г.) 77, 103 Кончак, хан половецкий (втор. пол. XII в.) 127 Копулч, хан половецкий (кон. XI в.) 360, 360 Королюк В. Д. 107, 187 Кресценций, предводитель римской оппозиции германскому имп. Оттону III (ум. в 998 г.) 163 Кузенков П. В. 54 I Кунигунда, см. Гунхильд (Кунигунда) Кунигунда, ж. германского имп. Генриха II (ум. в 1023 г.) II, 85, 85 Кунигунда, родоначальница рода Дисенов, д. швабского герц. Конрада (ум. в 1020 г.) III, 190 Кунигунда (Ирина), ж. волынского кн. Ярополка Изяславича (ум. в нерв. четв. XII в.) IXa, 120, 231, 231–232, 233–234, 234 Кунигунда, ж. итальянского мгр. Альберта Аццо II, д. гр. Вельфа II, III Кунигунда, ж. бавар. и сакс. герц. Генриха X Гордого, д. герм. имп. Лотаря III (ум. в 1143 г.) III Кунигунда, ж. гройчского гр. Випрехта III, затем – мгр. Севернобаварской марки Дипольда III (перв. пол. XII в.) 234

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

553 Темное место. По идее, здесь должно было быть сказано что-то вроде: «растение [добродетели], находясь в бороздах лжи, имеет корень лишенным источников добра и, показавшись ненадолго [из земли], затем исчезает». Ср. Мф. 13:5–6 . 554 В греческом тексте стоит το Γρηγορου (Григория), но Буавен и ван Дитен переводят: «Григоры», что логически следует из контекста. Мы принимаем их конъектуру. 555 Имеется в виду совмесгное служение литургии, как выражение церковного общения и единомыслия. По церковным канонам, имеющие литургическое общение с обвиненным в ереси подлежат такому же отлучению, как и он. 557 Basilius, Epistulae, Ep. 234, 1.28 (в русском переводе: Письмо 226 (234), К тому же Амфилохию [епископу Иконийскому]). 558 Gregorius Nazianzenus, In theophania (Oratio 38), в: PG, vol. 36, col. 320; In sanctum pascha (Oratio 45), ibid., col. 628D. 560 Gregorius Nyssenus, Ad Graecos ex communibus notionibus, b: Gregorii Nysseni Opera, ed. F. Mueller (Leiden, 1958), vol. 3.1, p. 19. 565 Слово οκονομα употреблено здесь в специфически церковном смысле и означает обусловленное обстоятельствами разовое отступление от точного соблюдения правила (κρβεια), не возводимое в систему. В русский богословский лексикон «икономия» и «акривия» перешли без перевода, как термины. 569 Basilius, Epistulae, Ep. 234,3.9–13 (рус. пер.: Письмо 226 (234), К тому же Амфилохию [епископу Иконийскому]). 570 Scholia in Maximum Confessorem, Section 13, в: Maximi confessoris Quaestiones ad Thalassium, 2 vols., ed. C. Laga and C. Steel ( Tumhout, 1980, 1990) (Corpus Christianorum. Series Graeca, 7,22) (pyc. пер.: Вопросоответы к Фалассию, ч. 1: Вопросы I-LV, в: Теорения преподобного Максима Исповедника , кн. II (M., 1993), с. 192). Вопросоответам к Фалассию предпослан «Максима монаха пролог к помещенным на полях схолиям», в котором от имени самого Максима утверждается его же авторство этих схолий. Ряд современных исследователей (в том числе и издатели упомянутого критического текста), однако, подвергают сомнению как принадлежность перу Максима самого пролога, так и схолий (если не всех, то, по крайней мере, значительной их части). Так, например, в цитируемой схолии об авторе основного текста сказано в третьем лице: «он говорит». Древние же вполне принимали авторство св. Максима. См., например: Euthymius Zigabenus, Panoplia dogmatica, Tim. II (PG 130,100 A).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, со взятием Киева в 1171 году кончилась история самостоятельности этого города, Киев более уже не воскресал, а в след за ним мало по малу покорились Князьям и прочие города Приднепровья; долее всех держались Чернигов и Смоленск; их самостоятельность совершенно уничтожили уже Монголы и Литовские Князья. Чтобы яснее понимать историю самостоятельности Киева, я несколько продолжу историю этого города после его падения. Мстислав Андреевич, предводитель войск Боголюбского, посадил там Князем Глеба Юрьевича, не справляясь с волею граждан. Во время отсутствия Глеба в Суздаль Киевлян опять было пригласили Мстислава Изяславича, который, вошедши в Киев, по прежнему заключил договор с гражданами: «взем ряды с братиею и с Кианы;» но Мстислав не мог уж удержаться в Киеве. А возвратившийся Глеб не думал спрашивать о желании граждан, и всего ждал только от своей дружины и от распоряжений Суздальского Князя, Андрея. В таких же отношениях к Киеву был приемник Глебов, Владимир, и потом Роман Ростиславич, сделавшийся Киевским Князем по воле Андрея Боголюбского. Андрей прислал к Ростилавичам сказать: «Нарекли мя есте собе отцем, а хочу вы добра, а даю Романови, брату вашему, Киев» (Ипат., стр. 107). О согласии граждан тут не было и помину. Точно также в 1174 году Князья, воевавшие под Вышгородом из за владения Киевом, вовсе не заботились спрашивать Киевлян, кого они хотят. Ростиславичи в самом воинском стане уступили Киев Ярославу Изяславичу, тогда как Киевское войско с Михаилом Юрьевичем находилось в стану противников. При вступлении Ярослава в Киев летописец уже не упоминает ни о радости, ни о нерасположении Киевлян: «Вниде Ярослав в Кыев и седе на столе деда своего и отца своего» (Ипат., стр. 110). Святослав Всеволодич напал на него ночью и выгнал из Киева, но, захватив его жену, сына, дружину и имение, возвратился в Чернигов. О сём узнавши Ярослав, немедленно вошел в Киев и, обвиняя Киевлян в измене, «попрода всь Кыев, игумены, и попы, и черньце, и чернице, Латину, и гости, все Кыяны, река им: подвели есте вы на мя Святослава, промышляйте, чим выкупити Княгиню и детя» (Там же). И что же? Порабощенный Киев сносил все несправедливые обвинения и тягостные поборы; Киевляне даже не знали, что отвечать Князю на его обвинения: «Онем же не умеющим, отвещати ему», говорить летопись, тогда как лете за семь ещё ни один Князь не осмелился бы намекнуть Киевлянам об измене, когда они откровенно говорили Князю: «Иди от нас» или: «Приходи после, когда будет твое время, а теперь мы за тебя не бьемся», или: «Ты неугоден нам». Но, кажется, уже довольно противоположностей в сравнении с прежним, независимым, состоянием Киева, а еще не прошло и трех лет после вступлении в Киеве войск Боголюбского в 1171 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010