Введение Нравственное богословие как дисциплина В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека. Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей. Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования и оценивает это существование с точки зрения нравственного блага и вечного назначения человека. Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики. Нравственное богословие – это учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики, или христианское учение о морали. Нравственное богословие создает мировоззренческие предпосылки и глубокую теоретическую основу для нравственного благовестия Церкви. В системе богословского образования Нравственное богословие имеет исключительно важное значение для формирования богословских воззрений на нравственную природу человека, на достоинство человеческой личности и на евангельский нравственный идеал, достигаемый человеком в состоянии обожения и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Скачать epub pdf Содержание Исторический обзор Сущность религии Происхождение религии Философская апологетика Естественнонаучная апологетика Историческая апологетика Литература     Апологетика (от греч. πολογα – защита) – раздел христианского богословия, ставящий задачей защиту основ­ных истин христианского учения. Поэтому часто употреб­ляют и другое название для этого учения – основное богословие. Однако, по нашему мнению, между этими терминами можно все же найти некоторые отличия. Так, если главная задача апологетики, как явствует из самого термина, защита христианства, то основное богословие ставит перед собой более глубокую, позитивную задачу – показать фундаментальное единство всех истин, открытых человечеством, разработать систему целостного знания, из которого, как следствие, вытекали бы и различные способы защиты христианства. В свою очередь, основное богословие включает в себя различные апологетические аргументы. Таким образом, апологетика и основное богословие тесно связаны по своим предметам, но отличаются по своим задачам. Система целостного знания предполагает включенность в него всех видов истинного знания – и естественных наук (фи­зики, биологии, геологии и пр.), и философии, и истории, и др. Тем более, что нападки на христианство в современном мире ведутся прежде всего от имени именно этих областей знания. Следовательно, курс апологетики всегда должен быть современным, тесно связанным с прогрессом наук, с развитием человечества, с историей. Существует два типа критики христианства: со стороны ложных учений (ложных религий, псевдонаучных теорий и т.п.) и со стороны истинных видов знания, прежде всего наук. В первом случае христианский апологет показывает ложность, ошибочность тех учений, которые протовостоят христианству. Необходимость апологетики во втором случае, т.е. защиты христианства как истинной религии от критики со стороны ученых, представителей истинных наук, возникает по нескольким причинам. Во-первых, предмет религии совсем иной, чем предмет науки, и не поддается познанию при помощи чувственных и рациональных методов.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Заключение Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период Подведем краткие итоги развития латинской христианской письменности и богословия в доникейский период. Мы проследили, как возникла и достигла своего расцвета латинская христианская письменность в Италии, Северной Африке иПаннонии. Начавшись с апологетики – Октавия Минуция Феликса , К язычникам и Апологии Тертуллиана , – очень скоро она достигла больших успехов в этой области. Юристы Минуций Феликс и Тертуллиан указали на нарушение норм судопроизводства в процессах над христианами и сформулировали основные ответы на ложные обвинения христиан в безнравственности, безбожии и непочтении к императору. Последующие апологеты – Арнобий и Лактанций , – в свою очередь, дали достойный христианский ответ на вызов со стороны языческого общества, культуры и философии, показав неизмеримое духовное превосходство христианства над язычеством. Лактанций в своей книге О смерти гонителей, впервые описал историю гонений на христиан, страшную смерть их гонителей и долгожданное признание римскими властями христианства в качестве законной религии. Наряду с апологетикой быстрыми темпами развивалась полемика. Более всех в данной области сделал Тертуллиан , написав специальные полемические трактаты против Маркиона, Валентиниан, Апеллеса, Праксея, Гермогена и еретиков в целом (Скорпиак и О прескрипции против еретиков). В последнем трактате он сформулировал основные принципы истинности Церковного учения – древность и апостольское преемство. Свт. Киприан Карфагенский продолжил дело Тертуллиана в другой области – полемике с церковными расколами Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме. Попутно он сформулировал основные принципы церковного единства.В ходе полемики с ересями и расколами постепенно развивалась и христианская догматика, включая как теологию, таки икономию. Тертуллиан , которого по справедливости следует назвать «отцом латинского догматического богословия», установил основные источники христианского вероучения, определил место веры и разума в богопознании, указал основные разновидности последнего – богопознание естественное и откровенное. Эту тему продолжил Лактанций , выяснивший отношения между христианской религией и мудростью, которые подобны двум рекам, проистекающим из одного Божественного источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Из архива радио «Радонеж» Радонеж.Ру Перейти к основному содержанию Братство «Радонеж» Группа СМИ «Радонеж» Контакты ГЛАВНАЯ РАДИО Города вещания Братство " Радонеж " Группа СМИ «Радонеж» Контакты Мобильные приложения ГАЗЕТА НОВОСТИ АВТОРЫ РАДОНЕЖ-ТВ ФЕСТИВАЛЬ Отзывы ПОМОЩЬ Братство " Радонеж " Группа СМИ «Радонеж» Контакты Мобильные приложения Форма поиска Поиск Мобильное приложение 08:32 28.02.2024 Из архива радио «Радонеж» 06.02.2024 20:02 Памяти новомучеников и исповедников российских. Программа журналиста А.Плотникова ч1 23.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.5, передача 34 16.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.4, передача 33 09.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.3, передача 32 02.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.2, передача 31 26.10.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.1, передача 30 17.10.2023 23:07 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . М.А. Булгаков " Мастер и Маргарита " ч.2, передача 29 12.10.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . М. Булгаков " Мастер и Маргарита " ч.1, передача 28 05.10.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . Поэты Серебряного века. ч 2, передача 27 26.09.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . Поэты Серебряного века ч.1, передача 26 19.09.2023 23:00 Из архивов радио.

http://radonezh.ru/Из архива радио ...

архимандрит Платон (Игумнов) Содержание Введение 1. Развитие и формирование личности 2. Естественный нравственный закон 3. Эмоции, влечения и потребности 4. Нравственное сознание 5. Свобода нравственного самоопределения... 6. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности... Информация о первоисточнике Введение Нравственное богословие как дисциплина    В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека.    Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей.    Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования и оценивает это существование с точки зрения нравственного блага и вечного назначения человека. Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики.    Нравственное богословие — это учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики, или христианское учение о морали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема II. Основные характеристики богословия В Священном Писании нет термина «богословие», но, тем не менее, в нём можно найти тексты, указывающие на основные характеристики такого явления, как богословие, и какие есть необходимые духовно–нравственные условия для занятия богословием. §5 Богословие как Божественный дар (χρισμα) В Священном Писании Нового Завета встречается понятие о даровании Богом человеку дара познания Себя: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога...» ( Гал. 4:9 ). Слова эти указывают, что источником богословия является Сам Бог . В самом деле, богословие как выражение богопознания не может быть без Богооткровения. Бог открывает Себя человеку, и это откровение является благодатным даром (χρισμα). В этом процессе Откровения как дара и познания этого дара главное место занимает вера. Именно вера является начальным условием богопознания. Разум же, как и другие свойства человеческой личности, преображается в этом опыте веры. Участие разума в познании Откровения не следует понимать как согласование истин веры с требованиями разума. В таком случае разум сам не изменяется, но, наоборот, хочет перепроверить веру, вложить ее в «прокрустово ложе» своих правил. Религиозный философ Иван Киреевский ввел понятие «верующее мышление», то есть такое мышление, которое является проявлением и результатом веры. Вера меняет разум, изменяет способ его бытия. Ум начинает искать и следовать воле Божией, а не только своим естественным принципам и правилам: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12:2 ). Следует понимать, что Откровение дано человеку и в его познании участвует ум, воля и чувства человека. Таким образом, Откровение: • просвещает и преобразует ум («Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк. 24:45 ); «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:14–16 ));

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Д.А. Тихомиров Введение Понятие о предмете, задаче, методе изложения и разделении науки Предмет «Основного Богословия», как показывает само название науки, составляют основные истины Христианской религии, или те основания, на которых утверждается и от которых получает непоколебимую крепость наша вера. Так как Христианская религия есть и одна из религий, и, вместе с тем, религия Богооткровенная, то и основания ее разделяются на два класса. Одни из них заключаются в тех непреложных истинах, без признания которых невозможна религия вообще. Другие служат только Христианской религии, утверждая ее безусловную истинность и превосходство пред другими религиями. В первом отношении основными истинами должно признать: бытие Божие и присутствие бессмертного духа в человеке. Во втором отношении наша преданность Христианской религии опирается на ее Божественное происхождение, Божественный характер ее Основателя, Богооткровенное достоинство ее учения. Таким образом, не касаясь частных пунктов Христианского вероучения и нравоучения, «Основное Богословие» раскрывает общие и коренные основы всего Христианского миросозерцания. Задача «Основного Богословия» заключается в том, чтобы представить основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера Христианина в непоколебимую истинность Христианского миросозерцания, и показать несостоятельность мировоззрений, несогласных с этою верою. Имея такую задачу, «Основное Богословие» называется также Христианскою Апологетикою, потому что защищает Христианскую религию от возражений и нападений. Поставляя своею задачею оправдать и защитить веру Христианина, «Основное Богословие» не может при своих исследованиях опираться на авторитет св. Писания и св. Предания, как это делается в догматическом и нравственном Богословии, – не может опираться, потому что обязано еще утвердить достоинство того и другого источника. Оно должно таким образом обратиться к науке, чтобы в ней найти оправдание для веры и защиту против нападений. Итак, метод «Основного Богословия» должен быть философский и научно-критический. Несомненные данные наук исторических и естественных, строгое умозаключение и индукция: вот те приемы и средства, которыми располагает апологет Христианства при исполнении своей задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kur...

Общие понятия о науке Основного Богословия Предмет науки Основного Богословия – основные истины христианской веры. Во всех разнообразных отраслях наук, кроме частных предметов их исследования, есть известные общие основы. Все науки дорожат своими основами, как опорными пунктами и исходными точками своего развития. В богословских науках такое основное значение имеют основные истины веры. На эти истины опираются все богословские науки в своих исследованиях и общих и частных религиозных вопросов; они необходимо предполагаются, как данные, при всяком опыте богословского исследования, будут ли его предметом вопросы догматические, или религиозно-нравственные, церковно-исторические и др. Под основными истинами христианской веры разумеются не те или другие отдельные пункты христианского вероучения, как бы ни были они важны сами по себе, но общие и коренные основы всего христианского миросозерцания. Так как христианство есть религия и притом религия богооткровенная, то и основные его подразделения на два класса. Одни из них заключаются в непреложных истинах, на которых зиждется религия вообще. Сюда относятся: истина бытия Божия, действительность сверхчувственного мира и личного бессмертия человека. Другие составляют, так сказать, специфическое достояние христианства. К этой категории относятся истины о божественном происхождении христианства, о богооткровенном достоинстве его учения, о богочеловеческом характере его Основателя, о важности и необходимости основанной Им церкви для религиозно-нравственной жизни человечества. Основные истины веры, в отличие от основных положений наук математических, естественных и других, обладая полной силой очевидности для чистого человеческого сердца ( Mф. V, 8 ) и находя для себя полное оправдание перед доброй совестью в глубине человеческого духа, не имеют, однако же, характера математических аксиом и не допускают проверки через внешний опыт и чувственное наблюдение. Как истины, касающиеся духовной жизни человека, они могут быть усвояемы с полным сочувствием и разумением только теми, в ком не заглушены высшие потребности духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Догматическое богословие Догматическое богословие или сокращенно догматика, называется еще «христианским вероучением». Для обозначения, какой именно церкви или какого исповедания излагается вероучение, присоединяется название церкви или исповедания. Отсюда названия: православно­-догматическое богословие, православное вероучение; догматическое богословие или вероучение католическое, лютеранское, евангелическое, реформатское и друг. Эти названия стали общеупотребительными в последние два века, а прежде эта наука имела иные и притом различные названия, как это видно будет ниже из обзора истории ее. Догматическое богословие как наука. Излагающая догматы христианской веры, христианское вероучение, догматика есть систематическое и научное изложение всей совокупности христианских догматов. Догматика, подобно нравственному, полемическому и апологетическому, или основному, богословию, есть наука систематическая и вместе с этими тремя науками составляет одну группу богословских наук, называемую систематическим богословием, и многие богословы соединяли в одну систему с догматическим нравственное богословие, иные – апологетическое, иные – полемическое, а иногда совместно излагались и все эти виды богословия. Шлейермахер, разделивши все богословие на три вида: систематическое, историческое и практическое, причислил догматику к историческому богословию на том основании, что каждое время имеет свою догматику. Основание нетвердое. Пусть догматика развивается и с каждою эпохою изменяется, но то же бывает и со всеми другими науками; однако можно ли все науки признать историческими? Догматика в сравнении с другими науками даже менее всего подвержена переменам, ибо объективное содержание ее – догматы, как почерпаемое из пребывающего неизменным Священного Писания, всегда одно и то же. Перемены и судьбы догматики излагаются в особой науке – «истории догматики». Что касается до исторического изложения самих догматов, то оно составляет только часть догматики, а в новое время оно выделилось даже в особую, отдельную от догматик науку – «историю догматов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Догматическое богословие (догматика) - раздел богословия , имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина догматическое богословие возникло в XVII - XVIII веках на Западе в результате дифференциации богословия, происходившей в русле всеобщей специализации знания. Тогда же возник и сам термин " догматическое богословие " . Поскольку в различных христианских конфессиях объем догматов, их содержание и истолкование не всегда совпадают, для указания на конфессиональные особенности догматики используются соответствующие эпитеты, напр.: православное догматическое богословие, католическое догматическое богословие, лютеранское догматическое богословие и т. д. В протестантизме догматическое богословие нередко именуется также систематическим богословием . Основными разделами догматического богословия являются триадология , антропология , амартология , христология , сотериология , пневматология , экклезиология , сакраментология и эсхатология . История православного догматического богословия Догматы , согласно православному учению, есть богооткровенные истины. Соответственно единственным непогрешимым источником православного догматического богословия признается Божественное Откровение , выраженное в Священном Писании и Священном Предании . Предание рассматривается в православной традиции в двух нераздельных аспектах: " вертикальном " и " горизонтальном " , т. е., с одной стороны, как непосредственное просвещающее воздействие Святого Духа в Церкви и, с другой - как историческая передача в ней " закона веры " и " закона молитвы " . " Горизонтальный " аспект Предания никогда не подвергался в Православии специальной кодификации. Тем не менее в нем можно обозначить определенный перечень церковно-исторических источников, имеющих с православной точки зрения безусловный вероучительный авторитет и служащих фундаментом для православного догматического богословия. Это прежде всего Никео-Константинопольский символ веры и догматические постановления (оросы) 7 Вселенских Соборов , а также догматические определения Константинопольских Соборов 879-880, 1156-1157 и 1341-1351 гг.

http://drevo-info.ru/articles/13678128.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010