Белгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский собор (Валуйки) Белгородская область (неофиц. Белогорье, Святое Белогорье, Белгородчина, Белгородщина) — субъект Российской Федерации, расположен в юго-западной части России в 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной. Белгородская область образована 6 января 1954 года. С этого момента её границы не изменялись. Областной центр — Белгород . Содержание Православие в Белгородской области [ править править код ] В составе Белгородской и Старооскольской епархии числится 275 приходов, в которых служат 272 священника и 15 диаконов. В настоящий момент планируется строительство еще 40 храмов. Того же лета постави Леонт, митрополит Киевский и всея Руси: в Белгород Никиту " , - так повествует летопись об учреждении в 992 году Белгородской епархии, просвещавшей Светом Христовой Истины наших предков-русичей, а с ними и живущих рядом кочевых народов степей. Однако епархия просуществовала недолго - под ударами орд Батыя исчезла после разрушения Белгорода. Лишь по повелению царя Алексея Михайловича в Белгороде возобновляется архиерейская кафедра, и с 1667 года Белгород становится кафедральным городом обширнейшей Белгородской епархии, объединившей в своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Белгород Святыни Белгородской области [ править править код ] 17(4 по ст.ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора. 28 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы. Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г.Москвы, затем - в Курск, а оттуда - в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день - Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

Ущелье. Ущельский Иовский монастырь. Ущельский Рождественский мужской монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 4-х селений: с. Ущельского, деревень Березницкой, Смоленской и Пылемской. На месте с. Ущельского находился монастырь, основанный в 1614 г. преп. Иовом. Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика с северной стороны построенной им церкви. Впоследствии на могиле была установлена часовня. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня. 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. По другим сведениям, мощи были освидетельствованы по благословлению архиепископа Варсонофия ключарем Мезенского собора Стефаном совместно с 7 мезенскими священниками. Так совершилось его прославление. В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого.

http://sobory.ru/article/?object=43309

I. Т. Москвина. «Он научил нас стяжать благодать Святого Духа» Преподобный Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых земли Русской, дни памяти которого празднуются у нас с поистине всенародным торжеством. В 2003 году вся страна отмечала 100-летие со дня канонизации Преподобного, в 2004 году – 250-летие со дня его рождения, а 1 августа 2011 года – 20 лет со дня второго обретения мощей батюшки Серафима. В XX веке святые мощи угодника Божия более шестидесяти лет были сокрыты от всенародного поклонения. В Саровском монастыре они находились вплоть до 1927 года, когда советской властью было принято постановление о закрытии Саровского монастыря и изъятии мощей преподобного Серафима, первоначально якобы для передачи их в московский музей, однако сразу после Сарова следы их местонахождения теряются. И лишь в ноябре 1990 года, при инвентаризации церковного имущества в запасниках ленинградского Музея истории религии, располагавшегося в то время в стенах Казанского собора, были неожиданно обнаружены мощи преподобного Серафима, что явилось настоящим открытием, поскольку никаких документов, указывающих на возможность нахождения там святых мощей, не имелось. В начале 1991 года, после необходимого освидетельствования и подтверждения подлинности, святые мощи были официально переданы Церкви, которая во всеуслышание объявила об их обретении. Сначала они находились в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, затем в Москве в Богоявленском Елоховском соборе, а 1 августа 1991 года, в день памяти Преподобного, рака с его святыми мощами, в сопровождении патриарха Алексия II, множества архиереев, духовенства и паломников, была торжественно установлена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В каждом из городов на пути следования в Дивеево новообретенную святыню торжественно встречали при огромном стечении народа, проводили крестные ходы, служили молебны, коленопреклоненно молились 1 . Не будет преувеличением сказать, что событие это всколыхнуло всю Россию. Глубоко промыслительным представляется то, что именно в начале 90-х годов, с широким обращением русского народа к вере и Церкви, с началом повсеместного восстановления храмов, монастырей и возобновлением в них богослужений, – именно в это время неожиданно обретаются святые мощи одного из самых ярких светильников земли Русской – преподобного Серафима Саровского . Сокрытые от людских глаз во времена главенства безбожной власти и антирелигиозной идеологии, они, как хранившееся до времени под спудом сокровище, вновь были явлены Господом русскому народу на пути его возвращения к своим духовным истокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение преподобного Серафима 14.01.2020 730 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность Святой Серафим Саровский — великий угодник Божий, особенно любимый русскими православными людьми. Хотя его почитание в народе началось сразу после блаженной кончины — 14 января 1833 года, прославление в лике святых состоялось только в 1903 году по инициативе императора Николая II. Мощи преподобного Серафима были открыты для всенародного почитания 19 июля (по старому стилю), в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Прославление святого произошло накануне страшных потрясений, которые обрушились на нашу страну. Можно сказать, что святой Серафим пережил все ужасы гонений на веру вместе с нашим народом. 15 января, в день памяти преподобного Серафима, мы празднуем и Второе обретение его мощей. Как они были обретены и почему — во второй раз? Об этом — в нашем сегодняшнем материале. Антицерковная кампания Как только большевики пришли к власти, они начали борьбу с религией на всех уровнях. Центральное место в антирелигиозной пропаганде занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые советская власть рассматривала как «орудие для затемнения сознания трудящихся». Чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить их от Бога, идеологи атеизма стали говорить, будто бы непременным условием святости в Православии является нетленность останков святого. Они хотели показать, что многие мощи тленны — и тем самым уверить народ в «поповском обмане». Но на самом деле никаких канонических правил, касающихся нетленности, в Церкви нет. Христиане издревле почитали останки убиенных мучеников, вне зависимости от их физического состояния, и совершали Литургию на их гробах. Надругательство над православными святынями происходило повсеместно и принимало самые гнусные формы. Раки вскрывали, с мощей срывали облачения. Чтобы придать этим кощунственным актам видимость законности, комиссии составляли протоколы об освидетельствовании, а затем увозили останки в неизвестном направлении. Богоборцы не смущались даже в случаях, когда сталкивались с фактом нетленности: так, когда безбожники обнаружили нетленные мощи преподобного Александра Свирского, они, недолго думая, объявили их «восковой куклой». Гонимый после смерти

http://ruskline.ru/opp/2020/01/14/vozvra...

VI. Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице сего монастыря В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями. О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято – Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую деревянную бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании как самое тело, так и одежда и гроб оказались неповрежденными. С тех пор и по настоящее время место погребения схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся сыздавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служатся общественные и монастырские панихиды, а равно и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная. В 1905 году, с благословения Преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено, и, таким образом, образовалась обширная церковь , которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 г. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан 7 . Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасьевский приход, получивший своё начало в 1765 году, образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей её, святыне – мощам праведного Афанасия Новолоцкого Чудотворца, почивающим под спудом нынешнего каменного Афанасиево-Александрийского храма. К сожалению, сведения об этом угоднике Божием скудны и недостаточно определённы. По свидетельству рукописи, хранящейся в Афанасьевской церкви, “какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и из какого происхождения и звания и каких родителей — сведений не имеется“. По устным-же преданиям старожилов, — читаем в той-же рукописи, — сей муж в давние времена пришел из Новгородских пределов и страны Каргопольской в Важские пределы, в Верхоледскую слободку; отошедши от неё на три версты, тяжко заболел и скончался. Спустя сорок дней он явился одновременно четырём больным, жившим в разных волостях, и велел им предать тело его земле на том месте, где оно лежало. Эти больные, получив исцеление, одновременно сошлись все вместе как-бы по соглашению, похоронили останки святого Афанасия и на могиле его поставили часовню. Когда это было, в рукописи не говорится. Со времени погребения угодника мощи его стали прославляться совершаемыми от них чудесами. По одному из сказаний о чудесах праведного Афанасия, “в лето 7155 от сотворения мира“ (или 1647 от Рождества Христова) священник Верхоледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским видели много чудес, совершавшихся у гроба св. Афанасия и, взяв несколько благочестивых крестьян, задумали посмотреть тело его и приступили к раскопке могилы. Но вдруг напал на них ужас, руки их ослабели, все почувствовали себя больными и, отслужив молебен, должны были отказаться от своего намерения и разойтись по домам. Затем уже в 1725 году, согласно распоряжению Священного Синода и по указу преосвященного Варнавы от 1 декабря того-же года, игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священникам велено было достовернее освидетельствовать мощи. По вырытии их, они оказались нетленными, хотя лежали не в гробе, а прямо на земле; после того „положили их в новую раку, покрыли чистыми поволоками, написали образ Святого Афанасия и поставили для поклонения всем приходящим с верою“.

http://sobory.ru/article/?object=60690

Закрыть itemscope itemtype="" > Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы) Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Часть III 09.08.2012 2636 Время на чтение 16 минут Часть I Часть II ХХ век для России – время ожесточенной борьбы с Православием. Это было время не только физического уничтожения церквей, монастырей, священства. Уничтожались и подвергались поруганию православные святыни. Во всяком уничтожении всегда есть первые жертвы. Первым монастырем, ознаменовавшим собой начало крушения монастырей, стал древний Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный преп. Александром Свирским. Его мощи стали первыми, на кого обрушилось зло новоявленных богоборцев. Избранник Божий, перед которым Бог предстал в трех Своих Ипостасях, первый лицезрел и злобный вражеский лик. Шесть раз приезжали большевики к мощам святого, на шестой – увезли, было это 20 декабря 1918 года. Сам монастырь к 1925 году полностью прекратил свое существование. На его территории был совхоз им. Карла Маркса, интернат, сельско-хозяйственный техникум, Свирьлаг для заключенных. Обретение мощей святых — событие, наполненное мистическим смыслом. В обретении мощей прежде всего явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Так с обретением мощей св. Александра Свирского и век XV, и события, заключенные в нем, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства. Архивные поиски места хранения мощей Преподобного начались в сентябре 1997 года. 30 декабря 1997 года настоятель монастыря – игумен Лукиан впервые увидел мощи в музее анатомии ВМА. В соответствии с требованиями ВМА с января началось освидетельствование «мумифицированного тела» (именно так назывался безымянный экспонат музея анатомии) с помощью научных сотрудников ВМА, института Антропологии и Этнографии РАН, экспертов Городской Судебно-Медицинской Экспертной Службы. Консультативную помощь получали у сотрудников Государственного Русского музея, Института (Истории РАН СПб филиал, в Академии Истории Материальной Культуры (бывшая Археологическая комиссия), у сотрудников Пушкинс кого дома, Государственной Публичной Библиотеки, у сотрудников Исторического факультета Государственного университета Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сегодня мы чтим память преподобного Корнилия Переяславского Также в этот день мы вспоминаем выдающегося государственного деятеля, князя Я. П.Шаховского и русского физика и электротехника, академика В.В.Петрова 04.08.2021 582 Время на чтение 5 минут Сегодня Святая Церковь чтит память святой мироносицы равноап. Марии Магдалины (I), вспоминает перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404), чтит память прп. Корнилия Переяславского (1693), сщмч. Михаила пресвитера (1918), сщмч. Алексия пресвитера (1931). Сегодня, в день равноапостольной Марии Магдалины, мы вспоминаем преподобного Корнилия Переяславского. В миру он звался Кононом и был сыном богатого рязанского купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, прожив в которой пять лет перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба. В то время (XVII в.) в обители подвизались лишь три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет и что глух и нем, так тот ничего не говорил о себе. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели - в конце концов его приняли. Св. Корнилий усердно выполнял все послушания. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять он лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению многих, глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), освидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Граффити " Гюргич " на зап. косяке арочного проема Золотых ворот. Владимир Немногочисленные известия о жизни В. Г. содержатся в летописях и житии вел. кн. Георгия Всеволодовича. В. Г. родился очевидно, между летом 1214 и весной 1216 г. (В. Н. Татищев приводит дату рождения В. Г.- 1215). После возвращения Георгия Всеволодовича в февр. 1218 г. на великокняжеский стол во Владимир В. Г. принимал участие в ряде торжественных церковных церемоний, имевших большое значение для всей религ. жизни Сев.-Вост. Руси. Среди них следует отметить присутствие В. Г. 14 марта 1227 г. во Владимире при поставлении на кафедру сщмч. Митрофана (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 449), а также участие княжича 9 марта 1230 г. в перенесении мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (Там же. Стб. 453). В 1236 г. вел. кн. Георгий Всеволодович «ожени сына своя Володимера и Мстислава», имя супруги В. Г. неизвестно. В 1237 г. В. Г., по-видимому по поручению отца, находился в Москве. В сер. янв. следующего года он вместе с воеводой Филиппом Нянькой оборонял Москву от войск Чингизидов. Здесь (по сообщению «Истории» Татищева, 20 янв.- Т. 3. С. 233) В. Г. попал в плен к хану Батыю. 2 февр. монголы привели князя к Золотым воротам Владимира. Князь «бе... уныл лицем», но не терял мужества. После отказа владимирцев сдать город В. Г. принял мученическую кончину от рук монголов недалеко от Золотых ворот. После ухода захватчиков оставшиеся в живых горожане нашли тело князя-мученика и похоронили в Успенском соборе Владимира рядом с братьями Мстиславом и Всеволодом, погибшими при обороне Владимира. Предположительно в память о месте гибели В. Г. на левом (западном) косяке арочного проема Золотых ворот уставом была сделана памятная надпись: «Гюргич», к-рую Н. Н. Воронин датировал днем смерти святого - 2 февр. 1238 г. Во 2-й пол. XVII в. мощи В. Г. вместе с останками Мстислава и Всеволода Георгиевичей, а также кн. Феодора-Ярослава Всеволодовича покоились в приделе вмч. Георгия. Во время реставрации Успенского собора в 1882 г. захоронения были освидетельствованы. В гробнице В. Г. помимо его останков лежало множество сложенных в беспорядке костей. В нач. XX в. гробница с мощами В. Г. находилась в правом придельном алтаре в нише, на к-рой была высечена надпись: «Мощи благоверного великого князя Владимира Георгиевича положены на сем месте в лето 6745 февраля 7 дня» ( Николай Михайлович. Т. 1. С. 154-155).

http://pravenc.ru/text/159118.html

О святых мощах Статья получена родственниками митрополита Серафима из архива КГБ в перепечатанном на машинке виде. Она представляет собой скорее набросок конспекта. Редакция не взяла на себя смелость вносить в текст какие-либо изменения и исправления. Орфография, пропуски и сокращения оставлены без изменений. Конспект статьи митрополита Серафима (Чичагова) попал в семейный архив вместе с документами, выданными службой КГБ родственникам в связи с его реабилитацией. Публикуемая статья представляет исследование к вопросу об истинном учении Православной Церкви о святых мощах. Автор подробно изучил и научно-богословски доказал, что с первых веков христианства мощами считались нетленные кости, а не обязательным было наличие нетленного тела. Этот взгляд был положен в основу прославления многих святых, начиная с первых веков. Изучать эту тему митрополита Серафима заставило нежелание Святейшего Синода прославить мощи старца Серафима Саровского именно по причине отсутствия нетленного тела. Как известно, Владыка Серафим был одним из инициаторов канонизации старца Серафима Саровского . Он проводил большую работу, собирал свидетельства и доказывал необходимость канонизации, в немалой степени благодаря его трудам появились такие единомышленники прославления, как император Николай II и митрополит Антоний Вадковский . В течение почти семи лет они вели работу для прославления святого старца вопреки мнению Святейшего Синода. В настоящее время при канонизации святых Русской Православной Церковью в основу положено такое же, как и в раннем христианстве, представление о святых мощах. Поэтому опубликованная статья, несомненно, будет интересна священнослужителям и мирянам. «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится»,– говорит св. пр. Давид о праведниках. Этот 33-ий псалом ежедневно читается за богослужением в наших храмах, определенно объясняя, что такое св. мощи, которым поклоняются православные христиане. В старину, все верующие это знали и не забывали. Но теперь враги христианства, и в особенности православия, воспользовались замеченным ими незнанием и непониманием в обществе и в народе истинного учения о святых мощах и задались целью произвести духовную смуту в России. Советские власти, при содействии врачей, произвели освидетельствование св. мощей и затем напечатали протоколы вскрытия, причем утверждали, что нашли в пробах не только искусственные ноги и руки из картона и ваты, но даже стружки, кирпичи, гвозди и всякий сор.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010