Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

В XVII веке при Московском дворе существовала целая Академия – Оружейная Палата, где работали знаменитые царские иконописцы, художники, резчики, граверы и проч. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович ценили и любили иконы и украшали ими комнаты своего дворца, где, однако, не могли поместиться все царские иконы, и поэтому для них было устроено особое помещение. Существовавшая при Московском дворце Образная Палата служила для хранения икон, а также и других священных предметов и книг, принадлежащих государю и членам его семейства. Из этой Палаты образа, кресты и проч. брались по мере надобности в дворцовые приказы, Оружейную Палату, во дворец и в придворные церкви. В царствование Алексея Михайловича Образная Палата представляла собою громадный и превосходный музей памятников православной иконографии и искусства, равного которому по богатству в настоящее время нет в России и даже на всем православном Востоке. Это ясно видно из издаваемой нами описи Палаты, приблизительно от 1669 (7177) г. Составлена опись и скреплена по листам дьяком Мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным. Хранится она в Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора по оп. 34 (152а), но, к сожалению, уцелела не вполне, именно – не достает первых 16 листов. Всего в ней 214 листов; разделена она на 22 главы: 1 гл. – 1–4 лл., 2 гл. – 5–12 лл., 3 гл. – 13–20 лл., 4 гл. – 21–58 лл., 5 гл. – 59–72 лл., 6 гл. – 78–86 лл., 7 гл. – 87–101 лл., 8–9 гл. – 102–111 лл., 10 гл. – 112–119 лл., 11 гл. – 120–133 лл., 12 гл. – 134–142 лл., 13 гл. – 143–160 лл., 14 гл. – 161–172 лл., 15 гл. – 173–176 лл., 16–18 гл. 177–206 лл., 19–20 гл. – 206 об. – 209 лл., 21 гл. – 210 л., 22 гл. – 211–214 лл. Главы 13–15 заключают в себе перечень книг рукописных и печатных, которые находились в Образной Палате. Как видно из рассматриваемой рукописи, опись Образной Палаты была производима и раньше 1669г., именно в 7160г., 1651–2 гг. Главное богатство Палаты составляли иконы, – они были в серебряных и золотых, басемных и сканных окладах, или без них. Риз, покрывавших всю икону и тем безобразивших ее, здесь не было. Письмо на иконах было – греческое, грузинское и русское, последнее царских и других иконописцев. Число икон было очень велико. В описи нередко указано происхождение икон, откуда они поступили в Палату. Многие иконы были поднесены государю и членам его семейства или служили им благословением. В рукописи мы, между прочим, читаем: образ Богоматери Казанской в Палату . . Образ . (Перечень следующих затем икон дает косвенное указание на монастыри, которые подносили их, напр., Иосифа Волоцкого , Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Антония Сийского, Дмитрия Вологодского Прилуцкого, Соловецких чудотворцев и т.д.). Иконы взяты из царских хором. Образом Спаса Вседержителя . Образом Пречистой Богородицы Казанская . Иконою Воскресения Христова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Архив Пн Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

Архидиакон Стефан. Иван Андреев Поляк. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1680 г. Дерево, левкас, темпера. Девять мучеников кизических и избранные святые. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1732 г. Дерево, левкас, темпера. ЖМП 9 сентябрь 2019 /  11 октября 2019 г. 09:59 Студенты раскрывают шедевры РЕСТАВРАЦИЯ ДВУХ ИКОН ДИПЛОМНИКАМИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИВЕЛА К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ Кафедра реставрации темперной живописи факультета церковных художеств ПСТГУ давно и плодотворно сотрудничает с Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). Уже несколько лет самые талантливые студенты-старшекурсники выполняют здесь свои дипломные работы (подробно о некоторых из них мы рассказывали в материале «Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками» , см.: ЖМП. 2013. 9). Два года назад МГОМЗ решил доверить начинающим специалистам пять икон из своей коллекции. И реставрация двух из них привела к подлинным сенсациям. PDF-bepcuя К этим двум памятникам в МГОМЗ мечтали подступиться давно. В середине 1980-х годов по инициативе московских властей проводилась опись икон в действова­вших столичных храмах. К этой работе привлекли Ольгу Полякову, сегодня главного хранителя МГОМЗ, а тогда хранителя коллекции икон музея «Коломенское». «Однажды в храме Иоанна Воина на Якиманке (в те времена носившей имя Димитрова) под конец рабочего дня староста обмолвилась о двух старинных иконах, хранившихся на чердаке. Мне принесли их в темный неотапливаемый сарай, — вспоминает Ольга Полякова. — Несмотря на то что на черных поверхностях икон почти ничего невозможно было разглядеть, мы с моей напарницей Галиной Клоковой сразу поняли: это ценные памятники, заслуживающие музейного хранения. Причт храма с радостью передал их нам, что было официально зафиксировано актом исполкома Октябрьского района. Время создания икон я поставила под вопросом как рубеж XVII–XVIII столетий, а по поводу образа архидиакона Стефана — также под вопросом — отметила, что он написан в Оружейной палате».

http://e-vestnik.ru/culture/restavratsiy...

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Свт. Николай Чудотворец (Можайский). 1723 г. Дмитрий и Григорий Федоровы Поповы. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение. Частное собрание из Нижнего Новгорода ЖМП 2 февраль 2018 /  1 марта 2018 г. 17:00 Иконы стиля ШЕДЕВРЫ ЖИВОПОДОБНОЙ МАНЕРЫ ИКОНОПИСИ НА ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА Академическую стройность выставке из 55 памятников удалось придать благодаря невероятно широкому представительству частных коллекций. Здесь можно увидеть святыни из Собрания русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и из частной галереи «Русская икона» (город Саров). Выставляются здесь и знаменитые собиратели (наши современники Александр Бондаренко, Константин Воронин), и их куда менее известные коллеги, в основном пожелавшие сохранить инкогнито. Но благодаря им экспозиционный ансамбль получился весьма полным и репрезентативным. PDF-bepcuя Главным для него является знаменитая живоподобная манера иконописания, утверждение которой на Руси по времени совпало с пришедшимся на середину XVII столетия расцветом Оружейной палаты. Мастер, работающий в этой манере, дистанцировался от господствовавшего ранее условного языка в изображении ликов, выписывал их гораздо точнее, более соответствующими человеческим лицам. Так, в живоподобии еще сохраняется практически не встречающаяся у живых людей строгая симметрия лика, но уже появляются ресницы, а во внутреннем углу глаза тщательно изображается слезник. При этом законами светотени живописец этой эпохи еще не пользуется: предполагаемый источник света остается внутри самой иконы. «Зарождение живоподобия связано со знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым, — говорит Наталья Комашко. — Этот стиль очень понравился Алексею Михайловичу и членам его семьи. Но, конечно, дело не столько в личных вкусах. Люди XVII века хотели видеть лики не только угодников Божиих, но и Самого Господа близкими к лицу сотворенного по образу и подобию Божиему человека. Именно такие изображения на иконах были им понятнее и доступнее. В том числе по этой причине в творчестве Симона Ушакова, долгие годы определявшего художественную политику Оружейной палаты, огромное место занимает образ Спаса Нерукотворного».

http://e-vestnik.ru/culture/zhivopodobna...

Указание святынь и достопримечательностей в придворном большом соборе Кресты с мощами святых По церковной описи. Большая часть крестов, хранящихся в Большом придворном соборе, по времени своего происхождения относится к 17 веку. Принадлежностью большого собора они сделались в прошлом столетии от 1763–1777 года и перешли из разных мест, преимущественно из московской оружейной палаты. В настоящем веке большой собор обогатился 6 крестами, – 5 в благочестивое царствование Николая I и при Императоре Александре II: 11. Крест напрестольный золотой с Распятием, наведенным финифтью, украшен по борту и середине, по местам, алмазами, яхонтами. На рукояти надпись: «В лето 7186 (1678) мая в 31 день, сей животворящий крест Господень, златой, повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца построен в церковь Живоносного Воскресения Христова, что у него, Великого Государя вверху». На задней стороне креста надпись мощей, в нем положенных. Цена 1000 рублей ассигнац. Поступил из ризницы дворцовой Воскресенской церкви; прислан из мастерской оружейной конторы в 1775 году 2 марта. 14, 15, 16. Кресты серебряные вызолоченные с мощами святых, имена которых написаны в 10 кружках на задней стороне креста, поступили в 1773 году. 82. Крест золотой, с чеканным изображением распятия Спасителя, украшен по борту средним жемчугом, двумя красными и двумя синими яхонтами. Сверху надглавие на винте с четырьмя по краям жемчужинами, а в середине с изумрудом. В нем находятся мощи святых, имена коих и надписаны, поступил в 1763 году. На обороте в надглавии следующая надпись: «Сим крестом Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея России самодержца, благословил отец Его Государев, Великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России». Принят из комнат Императора Павла Вышиной 2 1 / 2 вершка, шириной 1 3 / 4 вершка. 83. Крест почти такой же, с мощами и украшениями, поступил в 1763 году, вышиной 3 1 / 3 вершка, шириной 2 вершка. Оба креста утверждены на пьедесталах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Бронницы. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Кирпичное здание собора сооружено в 1696-1705гг. Типичная композиция посадского храма здесь сочетается с декоративными элементами московского барокко. Основной объем представляет собой бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный четверик с пятью тесно поставленными главам. Он несколько напоминает деревянные посадские храмы. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика. Трапезная была увеличена в длину в 1865г. Стены и своды трапезной внутри обработаны лепными барочными картушами, обрамляющими живописные панно, подновленные во второй половине XIXb. У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов - М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина - статуя ангела в традициях скульптуры классицизма. К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.

http://sobory.ru/article/?object=00378

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010