Закрыть itemscope itemtype="" > В этот день Русская армия первый раз взяла Кенигсберг Сегодня мы также вспоминаем писателей А.Ф.Вельтмана и И.А.Родионова, монархических деятелей графа А.И.Коновницына и В.М.Пуришкевича, философа Н.О.Лосского 24.01.2020 567 Время на чтение 7 минут Сегодня, в день попразднства Богоявления, Святая Церковь чтит память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529), преподобного Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456), преподобного Феодосия Антиохийского (ок. 412), священномучеников Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919), святого Владимира исповедника, пресвитера (1932), отмечает праздник Елецкой иконы Божией Матери (1060). Сегодня мы вспоминаем писателя, историка, члена-корреспондента Петербургской АН, директора Оружейной палаты А.Ф.Вельтмана (1800-1870). Александр Фомич Вельтман родился 8 июля 1800 г. в Санкт-Петербурге. Происходит из обрусевшей шведской семьи. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1817 г. окончил корпус колонновожатых и был направлен в Бессарабию военным топографом. В Кишиневе сблизился с А.С. Пушкины м и В.Ф.Раевским. Увлекся археологией и историей края. Плодом этого увлечения был ряд опубликованных археологических и исторических работ. В 1842 г. А.Ф.Вельтман стал помощником директора Оружейной палаты, затем в 1852 г. ее директором. С 1854 г. - член-корреспондент Академии наук. С 1828 г. печатал стихи в столичных журналах. А.Ф.Вельтман создал несколько романов, среди них «Странник» (1832 г.), «Кащей Бессмертный» (1833 г.), «Святославич, вражий питомец» (1835 г.) и др. Вельтман в духе славянофилов с любовью и теплотой изображает великое прошлое России, восхищается патриархальной стариной. А.Ф.Вельтман скончался в 1870 г. в Москве . Сегодня также день памяти одного из организаторов и руководителей монархических союзов Одессы графа А.И.Коновницына (1855-1919). Алексей Иванович Коновницын родился 30 марта 1855 г. в известной дворянской семье. Его дед был героем Отечественной войны 1812 года, дежурным генералом у М.И.Кутузова, затем воспитателем Великих князей Николая (будущего Императора Николая I) и Михаила Павловичей.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/24/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII - нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда «резец» Федор Иванов отлил стальные пунсоны с нотным знаменем и со слогами текста, ни в 1671 г., когда была изобретена новая форма шрифта, приготовленная словолитцем Иваном Андреевым, позволявшая печатать отдельно крюки и текст. Первое известное российское (вероятно, московское) нотное печатное издание было учебным: это двознаменник , опубликованный в 1679 г. на 12 страницах, прикрепленных к «Ключу разумения» Тихона Макариевского (РГАДА. Ф. 181. 455; см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 18). Несмотря на то что в типографии Печатного двора уже существовал нотный крюковой шрифт, ноты в двознаменнике награвированы весьма небрежно (знаки крюков одной группы заметно отличаются друг от друга). Поскольку в типографии Печатного двора до 1708 г. не было граверов по металлу (см.: Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 378), можно предположить, что гравюры для двознаменника подготовил польск. органист Симон (Шимон) Гутовский, к-рый, согласно записям Оружейной палаты, 22 нояб. 1677 г. сделал «стан деревянный, которым печатают листы фряжеские», т. е. оригинальную печатную машину ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 гг. М., 1877. С. 446). Нотные издания светских муз. сочинений стали печаться в России с 1730 г. (публикация «Коронационного канта» по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны) в С.-Петербурге в типографии АН и типографии Горного уч-ща. Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. (синодальные певч. книги) с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала гос. учреждениям - Синодальной типографии и Придворной певческой капелле .

http://pravenc.ru/text/293876.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Иерусалимская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери «Иерусалимская» ювелир: мастерская Рязанцевых художник: Рожкова М.А. скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12640.jpg:   Размер: 479x555, 0.27 MPix, 440 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (224) , (15) . Описание: «Святая Афонская Гора 9 Декабря 1924 года. Сия Святая икона Пресвятыя Богородицы - подобие чудотворной Афонской, именуемыя «Иерусалимския», писана на Афоне и освящена на подлинной чудотворной иконе сего наименования в Русском Пантелеимоновом монастыре и посылается в дар от всего сердца, от монаха сего монастыря Святогорца Денасия, по благословению о. Архимандрита Мисаила, Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Файл 13009.jpg:   Размер: 461x560, 0.26 MPix, 101 Kb. Дата: 2011-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (269) , (14) . Описание: В Соликамском музее хранится небольшая, но примечательная именно с точки зрения краеведения, коллекция икон. Выполнены они в технике темперной и масляной живописи. Икона, о которой пойдет речь, относится к лучшим образцам иконографического искусства. Это икона «Богоматерь Цареградская с избранными святыми на полях» в серебряном окладе (СКМ 3466-1).Время создания иконы – конец XVII- начало XVIII века. По мнению специалистов ЦМИАР, она могла быть написана изографами Оружейной палаты в Москве,[...] Файл 32847.jpg:   Размер: 567x691, 0.39 MPix, 309 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (2) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Иерусалимская. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 5,5х5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9844064 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/105 Инвентарный номер: И XIII 19072 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей "

http://pravicon.com/icon-130-photo

Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея 17 мая. ПРАВМИР. Собор Рождества Богородицы города Устюжны передали в собственность Череповецкой епархии Вологодской митрополии. Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Лилия Ермоленко подписали акт приема-передачи в епархиальную собственность собора Рождества Пресвятой Богородицы города Устюжны. Эта церковь построена в 1690 году и является объектом культурного наследия федерального значения, сообщает официальный сайт Вологодской митрополии. Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея. По договоренности между учреждением культуры и православной общиной Казанского храма в церкви в течение двух десятилетий по праздничным дням проводятся молебны. В будущем в собственность Череповецкой епархии будет передан и еще один музейный объект Устюжны — церковь Благовещения, говорится в сообщении правительства Вологодской области. Ранее сообщалось о том, что здание Воскресенского собора Вологодского кремля передано местной епархии. До декабря 2016 года Картинная галерея будет находиться в здании на безвозмездной основе, а потом должна будет освободить все занимаемые помещения, для чего будет составлен график переезда. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне стоит на месте сгоревшего деревянного храма на берегу реки Ворожи у впадения ее в Мологу. Храм квадратный, пятикупольный, с примыкающей округлой апсидой. С западной стороны к нему пристроена зимняя церковь с четырьмя приделами. Хорошо сохранились богатые внутренние интерьеры церкви — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). Самая древняя и знаменитая икона собора — чудотворный образ Богоматери Одигитрия (конец XV века).

http://pravmir.ru/sobor-rozhdestva-bogor...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Путешествие во времени В декабре наши семиклассники совершили путешествие во времени.  Помогла нам в этом Алиса - экскурсовод Оружейной палаты Московского Кремля. Наше знакомство с музеем началось с зала «Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII веков. Светский костюм в России XVI - начала XX века». Нам, православным людям, это особенно интересно, потому что именно здесь можно увидеть коллекцию церковных облачений русских митрополитов и патриархов. Здесь же в витринах платья (так называли раньше и мужскую и женскую одежду) из парадной светской одежды и коронационного костюма. Коллекция тканей и одежд, хранящаяся в Оружейной палате, является ценностью мирового значения. До 1917 г. большая часть этих сокровищ находилась в Патриаршей ризнице, в ризницах соборов Московского Кремля и в многочисленных церквях. Многие экспонаты связаны с какими-либо историческими событиями или известными деятелями своего времени. Наиболее древние из одежд, имеющихся в Оружейной палате, относятся к XIV-XV вв. и принадлежали первым московским митрополитам. Они сшиты из очень дорогой для того времени ткани - византийского атласа и, тем не менее, носят названия саккосов. Здесь есть небольшой нонсенс с точки зрения лексического значения слова: слово «саккос» в переводе означает «власяница», т. е. простая, скромная одежда. Это название сохраня­лось за церковными одеждами в XVI-XVII вв., несмотря на то, что в это время они богато украшались жемчугом и драгоценными камнями. Облачения русского духовенства и произведения художественного шитья произвели на ребят большое впечатление. Особенно запомнился саккос Патриарха Никона. Он очень тяжелый - весит 24 килограмма. Объясняется это тем, что и сама ткань тяжелая и, кроме того, на нее нашиты драгоценности. В этом же зале мы увидели коронационные платья царственных особ. Девочки не могли отвести восхищенных взглядов от этих платьев. Поражает все - и красота тканей, и изысканность украшений, и тоненькие талии... Здесь мы узнали, что женское платье XVIII в. имело лиф с глубоким открытым вырезом и широкую длинную юбку с прикрепленным сзади шлейфом. Длина шлейфа зависела от того, какое общественное положение занимала его владелица: чем знатнее она была, тем длиннее был шлейф ее платья. Самый длинный шлейф " по протоколу " носила императрица.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/605...

В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому 04.10.2022 15:12:27 МОСКВА 23 сентября 2022 года в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский». Экспозиция приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок — с первой трети XV по начало XX века. С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Темного и матери Ивана III. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV века. Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, — самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба образа происходят из Успенского собора Московского Кремля. На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI-XVII веках и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо — вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона». В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 году обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

http://radonezh.ru/2022/10/04/v-moskovsk...

В Музее русской иконы в Москве проходит выставка, посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума 03.06.2021 13:25:20 МОСКВА Музей русской иконы и Серпуховский историко-художественный музей при содействии Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви представляют выставку, посвященную протопопу Аввакуму, сообщает Седмица.ru . Ее цель – представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры. В основу концепции выставки положено осмысление главного конфликта эпохи, на многие годы определившего путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты. Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте – как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности – организаторы выставки собрали около 200 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга. «Огнепальный» протопоп Аввакум – ключевая фигура этого времени. Духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков. Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» – равны.

http://radonezh.ru/2021/06/03/v-muzee-ru...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Всех скорбящих Радость 15 мин., 12.09.2023 «Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви. Парадоксально, но, с одной стороны он, как принято считать, берет свое начало из католической иконографии, а с другой — распространен среди старообрядцев. Нет человека, которому удалось бы прожить жизнь без скорбей, и потому совершенно разные люди идут к этой иконе за утешением. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» стала широко почитаться в XVII веке. В 1688 году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, долгое время страдавшая от незаживающей раны на теле, получила исцеление по молитвам перед этим образом. После этого чуда в честь этой иконы, находившейся в одном из московских храмов, были в короткое время написаны сказание, служба и молитвы. Вероятно, планировался выход печатного издания, и для него готовились гравюры. Списки образа делали мастера Оружейной палаты, икона стала приобретать новые черты и детали. Так Богоматерь на ней может представать в разных позах, с Младенцем или без, в окружении не только страждущих людей, нуждающихся в Ее помощи, но также ангелов и святых. «Всех скорбящих Радость». 19 в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник За основу образа, перед которым молилась сестра Патриарха Евфимия, иконописец взял западноевропейский тип изображения Девы Марии. Но похожие иконы и раньше встречались в православной традиции. Известно, что параллельно с московским в других регионах существовал очень похожий тип изображения Богородицы «Умиление и Посещение в беде страждущим». Со временем его название ушло из обихода, и два похожих образа слились в один. Кроме того, среди чудотворных богородичных икон упоминается «Всех скорбящих Радость», бывшая когда-то в Киево-Печерской лавре. Неизвестно, как она выглядела, но, по преданию, в больничный храм ее принес в XII веке святой праведный князь Никола Святоша. Сторож и больные не раз видели, как по ночам лазарет посещала некая Женщина, и после этого кто-то обязательно выздоравливал. Однажды Она, отвечая на вопрос больных, сказала: «Я — скорбящих Радость».

http://foma.ru/vseh-skorbjashhih-radost....

В Третьяковской галерее проходит выставка«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков» 17.08.2022 16:37:58 МОСКВА В Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 18 сентября проходит выставка «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков», посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, сообщает Седмица.ru со ссылкой на The Art Newspaper Russia. В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному свт. Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. На выставке демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха. Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием свт. Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Представлены на выставке и групповые изображения — свт. Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/08/17/v-tretyako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010