В 1959 году после упразднения Балаклавского греческого батальона культовое сооружение передали в епархиальное ведомство. После установления в Крыму советской власти церковь святых Двенадцати апостолов закрыли — в ней размещались сначала дом пионеров, затем клуб ОСОАВИАХИМ. В 1990 году полуразрушенный храм святых Двенадцати апостолов передали в ведение Православной церкви, после чего начались работы по его восстановлению. Разработкой проекта восстановления занимался киевский архитектор Ю. Лосицкий. Как считают специалисты, это здание является уникальным памятником архитектуры XVIII века, который не встречается в сооружениях Крыма и соседних с ним регионов. Культовое сооружение, представляющее собой четырехстолпную крестово-купольную постройку из бутового известняка, относится к типу одноглавых церквей, вытянутых по оси восток — запад. Внутри него нет росписей, но в прежние века, возможно, они украшали его стены. Здание небольшое по объему, но устремленные вверх колонны дорического ордера и симметрично-осевая композиция создают впечатление величия. Церковь была отреставрирована трудами архимандрита Августина (тогда еще протоиерея Александра) и освящена вновь 13 июля 1991 года во имя святых Двенадцати апостолов. В настоящее время она является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Здесь хранятся частицы мощей святых угодников — святого блаженного Василия, святого преподобного Сергия Радонежского и святого священномученика Климента Римского. С сайта Мой Крым Храм Святых Двенадцати Апостолов - один из самых древних православных храмов Крыма, является уникальным памятником архитектуры XVIII века. Аналогов в Крыму ему нет. Храм крестовокупольный, четырёхстолпный. Здание возведено из бутового мраморовидного известняка. Вход украшает портик тосканского ордера с треугольным фронтоном из инкерманского камня. Согласно традиционной версии, эту православную церковь построил один из первых консулов Чембало по имени Симон дель Орто. Об этом свидетельствует надпись на камне " 1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоно дель Орто, консула и кастелянина " , найденном в 1861 году в стене здания. Многие исследователи считают, что плита была использована вторично. Камень этот хранится ныне в фондах национального заповедника " Херсонес Таврический " . Он уцелел случайно, так как во время оккупации Балаклавы в 1854-1856 гг. итальянский командующий Альфонс де Ла-Мармора вывез из Балаклавы все генуэзские надписи, сообщавшие о времени строительства и реконструкции башен крепости Чембало. Надпись Симона дель Орто спасло то, что она была покрыта толстым слоем набела.

http://sobory.ru/article/?object=04743

XVI-XVIII вв.: Тинторетто, Тицианом, Веронезе, Пальмой Младшим, Тьеполо. Церковь Мадонна дель Орто. Фотография. Кон. ХХ в. Без перестроек сохранилась бенедиктинская ц. Сан-Грегорио позади ц. Санта-Мария делла Салуте (теперь здесь располагаются реставрационные мастерские), ее готический клуатр датируется 1342 г. Францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, возведенная на месте более ранней и небольшой церкви 1250 г., имела огромные размеры, ее сооружение длилось более чем столетие. Она производит истинно венецианское впечатление теплым многоцветием, сочетанием красного и белого, отражающимся, подобно эху, в яркой палитре Тициана - образ Возносящейся Богородицы (Ассунта), написанный им в 1516-1518 гг. для главного алтаря, завершил художественный ансамбль. В архитектуре Фрари присутствуют визант. черты: многогранная апсида на вост. конце базилики, украшенные кафедра и органы с золочеными рельефами, подобные иконостасу. Ц. Санти-Джованни э Паоло производит более суровое впечатление, отчасти из-за скупого освещения (окна клеристория не были расширены), но особенно благодаря торжественности, подходящей для пантеона дожей и военных героев В. большой луковичный купол, сходный с Сан-Марко и возведенный позднее, подчеркивал связь с республикой. Планы Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло повторяют планы др. церквей этих орденов, напр. во Флоренции, за исключением того, что все капеллы и алтарь на востоке имеют апсиды. Помимо этих грандиозных церквей монашествующим орденам принадлежат ц. Сан-Стефано (начата в 1325), архитектура к-рой соединяет простоту монастырского стиля и позднюю живописную декорацию, отражающую богатство городского центра; ц. Мадонна дель Орто (начата в 1399, портал - ок. 1460), в к-рой простой готический интерьер соответствует легкой конструкции перекрытия; как и в ц. Сан-Стефано колонны выполнены из прекрасного вост. мрамора. Готический стиль до 70-х гг. XV в. оставался главным не только для церквей религ. орденов, но и для приходских (ц. Сан-Джованни ин Брагора, ок. 1470). В сер.- 3-й четв. XV в. готика сменилась ранним стилем Возрождения, иногда одни и те же мастера работают с одинаковым умением в обоих направлениях, напр. Дж. и Б. Бон, создатели готических врат Дворца дожей - Порта делла Карта и арки Фоскари в античном стиле по др. их сторону. Готический стиль XIV-XV вв. в В. вызвал к жизни много сооружений и разнообразие приемов и виртуозность скульпторов, создал почти не изменившийся до наст. времени образ города и породил типы зданий, господствовавшие вплоть до падения В., даже мастера Возрождения ценили готический облик В. как отражение исторических корней республики.

http://pravenc.ru/text/150247.html

1976. P. 119): в ней отсутствует трансепт, 3 нефа разделены простыми мраморными колоннами, поддерживающими деревянный «корабельный» свод. К сер. XIV в. определился тип большого венецианского монастырского храма и были возведены главные готические храмы Венецианской республики - доминиканская ц. Санти-Джованни-э-Паоло (1246-1430) и францисканская ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (1340-1433). Церковь Санти-Джованни-э-Паоло имеет план в виде лат. креста, 3 нефа и трансепт, большие боковые капеллы завершены полигональными апсидами с высокими окнами стрельчатых очертаний. Арки, разделяющие нефы, также стрельчатых очертаний, опираются на толстые каменные пилоны, связанные между собой деревянными балками. На фасаде более высокая центральная часть украшена изящными пинаклями, большому круглому окну над центральным порталом соответствуют 2 меньших круглых окна в боковых частях и еще одно - под декоративным карнизом, венчающим центральную часть. Церковь выстроена из кирпича; исключение составляют пилоны, разделяющие нефы, и декоративные элементы из камня. Церковь Фрари во многом аналогична ц. Санти-Джованни-э-Паоло, но ее 3-частный фасад более декоративен: переходы от низких боковых частей к более высокой центральной решены в виде 2 фигурных ступенчатых полуфронтонов, центральную часть венчают 3-скатный фигурный фронтон и круглые пинакли. В значительно упрощенном виде устройство и декоративное решение обоих храмов нашли продолжение в небольшой кирпичной ц. Мадонна-дель-Орто (XIV-XV вв.): 3-частное устройство пространства и фасада, круглое окно над центральным порталом, «дублированное» маленьким под самым щипцом центральной части фасада, декор из белого камня. В отличие от упомянутых церквей в Мадонна-дель-Орто на фасад выходит два 4-частных готических окна, боковые части фасада увенчаны арочными галереями со статуями. Еще одной крупной готической церковью Венеции является Санта-Мария-дель-Кармело (XII в.- 1348; реконструирована в XVI в.), к-рая имеет план, сходный с планами церквей Санти-Джованни-э-Паоло и Фрари, но без трансепта.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Греческое слово орто-доксия имеет два смысла: право-верие и право-прославление. Можно быть правоверным и неправославным. Быть православным – это значит стяжать умение правильно славить Господа, жить молитвой, радоваться ей. Есть три типа молитвы. Самый распространенный и самый низкий – просительный. Почему самый низкий? Потому что просить Бога может даже атеист. Я помню свою первую молитву в жизни, когда я был еще юным пионером и атеистом: «Господи, хоть бы учительница заболела!». Вторая молитва , более высокая, – благодарственная: Господи, благодарю Тебя за те дары, что Ты мне дал. Здесь память о Боге уже начинает теснить заботу о себе, любимом. Такая молитва встречается уже гораздо реже просьб. В Евангелии мы помним, что только один из десяти исцеленных Христом прокаженных вернулся благодарить ( Лк. 17 ). Но и в просительной молитве, и в благодарственной я на первом месте, Бог на втором. А вот третья, славословящая молитва бескорыстна. Но главное в ней то, что ее нельзя творить вдали от Бога. Просить Бога можно из греховного и мрачного далека: «из глубины воззвах к Тебе, Господи». Но славословить Бога можно только внутри Бога. Славить Бога, петь может только сердце, которого Господь уже коснулся. В Евангелии мы видим два случая, когда люди не просят Бога и не благодарят, а именно радуются Ему: при встрече апостолов с воскресшим Спасителем «горело… в нас сердце наше» ( Лк. 24:32 ). И так же было на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть» ( Мф. 17:4 ). Вот эта радость встречи – это и исток Православия, и его цель. С другой стороны, еще с апостольских времен известно и обратное: «молитва печального человека не имеет силы восходить к престолу Божию» ( Ерм . Пастырь. Заповедь 5,10). «Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадежно и это оскорбление Господу… Великий подвиг сейчас – сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то подвижнический тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своем Христе» 187 . У Иоанна Лествичника есть упоминание о людях, которые «одержимы бесом печали» (Лествица 5,29). А преподобный Серафим Саровский говорил, что «Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстию обличается от печали» 188 . И напротив, «Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то – явный признак, что оно не против воли Божией» – делился своим опытом улыбки св. Николай Японский 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В контексте этого обновлённого повышенного внимания к изображениям, как «месту желания» и средствам благочестия, появляются древнейшие феномены поклонения, в которых священные изображения играют главную роль. Они, по крайней мере, частично, связываются с возникновением благоговения перед «santi novellini» («святым новичком»). Слава новых чудотворцев часто находит в изображении наиболее благоприятный канал распространения, и бывало, как в случае с поклонением блаженному францисканцу Герарду из Валенцы в монастыре Святого Франциска в Пизе с 1346 г., что народное обожание принимало форму собрания вокруг изображения на фреске. Ныне утраченный образ знаменитого чудотворца, который его биограф брат Варфоломей (Бартоломео) из Альбиции велел написать на стене в церкви, за несколько лет сделался источником целой группы списков, распространившихся в обширном регионе от Марке до Балеарских островов, как об этом документально свидетельствуют современные событию тексты, и несколько изобразительных фрагментов 1200 . В отсутствие тела Герарда, похороненного в Палермо, фреска в совершенстве отвечает требованиям просителей: собирает вотивные предметы на свою поверхность, принимает молитвы верующих, напрямую воплощает блаженного и представляет собой средство, через которое он может говорить и действовать. В случае с Девой Марией, чьё тело было взято на небо после её смерти, изображение оказывается единственным святым предметом, способным напомнить о её присутствии, или о её способности принимать мольбы, и являться, чтобы исполнить их. С ростом связанного с Мадонной благочестия, поощряемого нищенствующими орденами, начали умножаться места поклонения, имеющие отношение к её чудотворным изображениям. Похоже, этот процесс достиг своего апогея, когда в конце XIV в. Франко Саккетти так писал своему перуджийскому корреспонденту Якопо из Конте: (...) Сколько перемен произошло в городе моём и с образом Владычицы нашей! И время было, когда к Святой Марии Чиголийской бежал каждый; потом к Святой Марии Лесной ходили; потом возросла слава Святой Марии в Прунете; потом во Фьезоле – к Святой Марии Первейшей; а потом – к Владычице нашей из Орто Сан Микеле; потом все они заброшены были, и к Благовещенью Слуг всякий человек прибегает (...) к которой то одним способом, то другим приставлено было и привешено столько образков, что если бы стены не были недавно стянуты цепями, то как бы вместе с кровлей не рухнули наземь. Теперь же на мосту Рубаконте к крохотному кивоту, Святой Марией Милостей называемому, построенному по подобию гроба Христова, весь народ тащится. Почти каждый день в сем малом месте воск снимать приходится, дабы место другому дать. И так-то Бог знает, сколько народу от грехов очищается, будто Владычица наша имеет больше силы в одном месте милости свои творить, чем в ином. О люд бессмысленный, всякий раз где сердца наши благорасположены окажутся, тут Владычица наша и украсится! 1201

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последние два предложения в переводе И. Я. Франко выглядят следующим образом: за для цього й зволив ти нераз нагадуватиб щоб я, коли ещо знайду про нього у переклав се на латинську мову. Та щоб ся, про його були вже в латинському стилю, випадае доси лиш те перекласти на латинську мову, що Константин Солунянин, муж апостолського житя, недавно перед тим сам написав про (с.205). 919 «Краткая история» об этом событии (reliquiarum beati Clementis inventione) была написана Константином Философом, очевидно, после возвращения из поездки в Хазарию в конце 861 г. или в 862 г., когда, до отъезда в Моравию, он жил при церкви св. Апостолов, в липсанотеку которой были доставлены им частицы мощей (см.: Житие Константина, гл.13; Уханова E. В. Обретение мощей св. Климента, папы римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//ВВ. – 2000 – Т. 59 (84). – С. 128, прим. 52). Следовательно, прошедший с тех пор десятилетний срок оценивался Анастасием как недавнее прошлое. 921 ...какими он сам имел рассказыать об этом – ego tarnen quae hinc ipse his verbis enarrare solitus erat. Тем самым Анастаий указывает на один из источников своей информации – личные беседы с Константином Философом, состоявшиеся, очевидно, после того, как в самом конце 867 г или начале 868 г. Константин и Мефодий, прибывшие вместе с правительственной делегацией, доставили мощи Климента в Рим, в дар папе. Известно, что в феврале 868 г. Адриан II давал прием в честь греческих монахов из римских монастырей, на котором, вероятно, присутствовали Константин и Мефодий и приближенные папы, среди которых был Анастасий (Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. – M., 1998. – С. 407). В Житии Константина сказано, что в загородной римской церкви св. Павла после всенощной на старославянском над могилой апостола ученики Константина и Мефодия отслужили литургию на том же языке вместе с двумя высокопоставленными лицами Римской церкви – папским апокрисиарием Арсением, епископом Орто, и его племянником, Анастасием библиотекарем (см.: Житие Константина//Сказания о начале славянской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний до принятия сана был женат и имел детей. В 868 г. Элевтерий, сын Арсения, влиятельного епископа Орто, приближенного к папе, похитил силой уже помолвленную дочь Адриана и во время последовавших осложнений убил ее вместе с матерью. В результате Арсений, которому Анастасий приходился племянником, бежал на юг Италии, где вскорости умер. Опальный Анастасий, которому эта история еще более подпортила его и без того невысокую репутацию, тоже был вынужден оставить Рим, где его в очередной раз прокляли вследствие обвинения в краже и намерении убийства. Однако он и на сей раз извернулся, нашел средства помириться с папой, более того, вошел в милость. В нем явно нуждались. Зимой 869–870 гг. Анастасий был в Константинополе во время VIII Вселенского синода, хотя и не принимал в нем непосредственное участие, но оказывал папе услуги, перевел соборные акты. Папа Иоанн VIII (872–882) вновь назначил его «библиотекарем апостольского престола». Закончил свою бурную жизнь Анастасий около 879 г. Оставил важное литературное наследие. В частности, был редактором знаменитого сборника житий Liber Pontificalis, переводил с греческого на латынь акты VII и VIII Вселенских синодов (867 и 869 гг.), а также Chronographia tripartita: хронографии патриарха Никифора, Георгия Синкелла и Феофана в извлечениях (см.: Lapotre A. De Anastasio Bibliotecario. – Paris, 1885; Richterich J. Papst Nicolaus I, eine Monographie. – Bern, 1903. – S. 14–16; Pereis E. Papst Nicolaus I und Anastasius Bibliothecarius. – Berlin, 1920; Голенищев-Кутузов И. H. Средневековая латинская литература Италии. – М., 1972. – С. 160–163; Андреев И. Д. Анастасий//Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – Т. 1. – С. 71–72). 903 В переводе И. Я. Франко: «...щиро biддahuй благае nocmiйhoro здоровля» (Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства iм . Шевченка. – Льbib, 1904. – Т. 59. – Кн.З. – С. 204). 907 ...молельню – oratoriam domum. По этому поводу Д. Оболенский замечает: «Начиная с VII в. обычай перенесения мощей христианских мучеников в Рим все более укреплялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Слышу вопли твои, стоны, Вижу, как ты, друг, грустишь, Как ты часто пред иконой Слезы горькие струишь... Но ты Бога раздражаешь, Коль с отчаяньем грустишь: Как ни плачешь, ни вздыхаешь, А меня не возвратишь. Все – Его святая воля! Он – премудрый наш Отец! Как ни горька твоя доля, А всему придет конец... Да, мой друг, среди ненастья Ты будь бодр, не унывай: На земле нигде нет счастья, Здесь не ад, но и не рай. Все кропится здесь слезами, Скорбь – всем близкая родня, И меж счастия цветами Грусть таится, как змея... Крест нам небо отверзает, Крест блаженство нам дает; Кто слезами засевает, Тот с улыбкою пожнет. Пусть слеза на гроб катится, Пусть любовь в слезе блестит; Пусть кадило здесь курится, К небу пусть мольба летит. Только слезы пусть невинны Увлажняют, друг, твой взор, Чтобы в них не были видны К небу ропот иль укор... Пусть мольба в слезе сияет, Пусть любовь ее струит, Пусть на небо проникает, Пусть надежда в ней блестит. О, как дух мой веселится, Сладко как моим костям, Над могилой коль курится Мольбы чистый фимиам! Так молись же, друг, и помни, Что есть Бог , есть мир другой, Где ты завтра иль сегодня Можешь встретиться со мной... Гермоген (Добронравин) Взято с сайта «Орто-Рус» Биография Гермоген (Добронравин Константин Петрович), епископ Псковский и Порховский. Родился 21 февраля 1820 года в С.-Петербургской епархии в семье священника Слободы Московской Славянки, Царскосельского уезда. Обучался в Александровском духовном училище и СПб духовной семинарии. В 1845 году окончил СПб духовную академию со степенью магистра богословия, назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере – это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость. 26 октября 1846 года рукоположен во священника и определен к С-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание и все свое сердце к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

10. Ответ на 9, Апографъ: у нас в Русской Церкви духовных жидов хватает! Высшая степень жидовства - это отрицание Христа. Хулой на Церковь - которой в данном случае Вы занимаетесь - как раз занимались иудеи в апостольский век. Иудеи, не принявшие христианства. 9. Ответ на 6, Константин В.: Православный еврей -это ортодоксальный иудей. Апостол Павел, например? Ортодоксия - греческое слово означающее правильное, верное учение, противуположное гетеродоксии - свободное, другое учение, появившееся в 3 ÷ 4 веке как реакция на включения во  всякие ложные верования, особенно в гностицизм - христианского вероучения. В последствии, чтобы отделить всех «христианских» (а правильнее сказать - антихристианских) гетер от Христианского орто появился термин православный или ортодоксальный и это православное учение закреплено на 7-ми Вселенских Соборах в виде 12-ти  Символах веры. Во времена Апостола Павла существовало иудейство, состоящее из враждующих между собой фарисеев - ревнителей народных традиций, желающих избавиться от власти Римской Империи и малочисленных  но богатых саддукеев - неверующих и равнодушных к народным традициям, которым было  материально выгодна Римская власть. Апостол Павел был из сановитых фарисеев и ревностно, до своего обращения в христианство, соблюдал иудейские народные традиции. Те первые иерусалимские христиане и так же ставший христианином Апостол Павел, назывались Святыми. А нынешние иудеи могут себя именовать хоть трижды ортодоксальными, правоверными, православными и в эПой степени, но от этого оне не будут ни православными ни причасны к Истине, пока не примут Таинство Крещения и пока не будут вести полную  церковную жизнь, как все члены Вселенской Православной Церкви. Жидовством является  замена заповедей Божиих, заповедиями человеческими. Так, что у нас в Русской Церкви духовных жидов хватает! Высшая степень жидовства - это отрицание Христа. 8. Ответ на 5, Vladislav: Православный еврей -это ортодоксальный иудей. Православный и отродоксальный -синонимы. Но есть большая разница между христианством и иудаизмом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/go...

  001     002    003    004    005