Аменапркич. Хачкар из Марца. 1285 г. (Эчмиадзинский мон-рь) Аменапркич. Хачкар из Марца. 1285 г. (Эчмиадзинский мон-рь) В арм. монументальной живописи позднего средневековья прослеживается связь между центрами исторической А. и арм. поселениями, особенно в Нор-Джуге (Нов. Джульфа) под Исфаханом (Иран), в Сурхате (Крым), в Тифлисе. Росписи церквей XVII-XVIII вв. в Нор-Джуге отражают воздействие европ. (иконография) и иран. (орнаментика, вост. тип персонажей) живописи. В интерьерах храмов появляется живопись маслом на холсте, реже на шелке и на досках. Черты новоджульфинской школы присутствуют в декоре арм. церквей Иерусалима, Тбилиси, с этой школой связано искусство настенной живописи Нахичевана. В рамках нахичеванской школы, приобретшей большую известность благодаря работе династии Овнатанянов, выделяются художественные центры Агулиса, Шорота, Астапата. К XVIII в. относятся роспись в орнаментальных формах собора Эчмиадзин (художники Степанос Лехаци и Овнатан Овнатанян). Кафедральный собор Эчмиадзин. Роспись интерьера. XVII в. Кафедральный собор Эчмиадзин. Роспись интерьера. XVII в. Новое развитие получило скульптурное убранство фасадов, испытавшее персид. влияние (колокольня и барабан купола собора Эчмиадзин, мон-рь Тадеиванк в Артазе, 1819-1830). Резьбе на хачкарах свойственна большая глубина, рельефы Ст. Джульфы (XVII в.) отличаются сюжетным разнообразием. В XIV-XVII вв. в рельефах надгробных плит нашло отражение соединение христ. и светских сюжетов (особенно в Сюнике), напоминающих саркофаги, нередки надгробные памятники в виде скульптурного изображения животного (конь, баран). Развитие искусства в кон. XIX - нач. XX в. было связано с ростом городов и носило в основном светский характер, а со времени включения Вост. А. в состав Российской империи (1828) в основном развивалось в рамках европ. культуры. Искусство армян-халкидонитов Первый этап развития искусства армян-халкидонитов (кон. VI - нач. VIII в.) происходил на фоне формирования национальной традиции арм. культуры. Большинство памятников этого периода было создано армянами-халкидонитами, но соединение в них визант. влияния и типических черт местной архитектуры делает невозможным их выделение из общекультурной арм. среды (об этом см. выше разд. «Архитектура и монументальное искусство»).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Иона пожертвовали по 100 р., а казначей Н. П. м. Филагрий - 65 р. В наст. время храм представляет собой скромное камерное здание. Прямоугольный в плане объем церкви с полукруглой апсидой замыкает собой вост. крыло сев. корпуса келий. Ширина четверика храма равна ширине примыкающего с запада корпуса келий. По высоте церковь по коньку и по свесам кровли чуть ниже 2-этажного корпуса келий. Поперечно ориентированное помещение храма перекрыто сомкнутым 4-лотковым сводом. Завершается здание небольшой главкой на глухом барабане. Архитектура фасадов церкви лаконична и характерна для бесстолпных храмов рубежа XVII и XVIII вв. Углы четверика усилены широкими лопатками. Гладкие стены венчаются широким карнизным поясом, раскрепованным по угловым лопаткам и висячим лапам. Средняя часть карнизного пояса украшена поребриком. Завершаются стены четверика глухими парапетами с 3 кокошниками, обведенными архивольтами 3-центрового очертания. К 1755 г. были заново выстроены каменные больничные кельи. Между 1857 и 1863 гг., при игум. Иеремии (впосл. епископ Нижегородский и Арзамасский), Макариевская больничная ц. была переосвящена во имя апостолов Петра и Павла. Она поновлялась в 1887 г. После закрытия мон-ря в 1923 г. церковь была приспособлена под жилье. К алтарной апсиде больничной церкви с юго-вост. стороны пристроен вост. келейный Палладиевский корпус (1758-1765), получивший название по имени проживавшего в нем бывш. еп. Рязанского и Шацкого Палладия (Юрьева). Продольно ориентированный с севера на юг прямоугольный в плане 2-этажный корпус келий замыкает собой монастырский двор с вост. стороны: его вост. стена продолжает линию стены вост. ограды мон-ря, сев.-зап. угол здания «врезан» в алтарную стену Петропавловской ц. В нижнем ярусе юж. части корпуса устроена проездная арка вост. (хозяйственных) ворот, в прошлом связывавших мон-рь со слободой «Старые Печеры». К 2018 г. на 2-м этаже корпуса размещаются покои наместника мон-ря. До 1917 г. на 2-м этаже Палладиевского корпуса, над вост. воротами обители находилась надвратная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная одновременно с корпусом келий (1765); ныне ее место обозначено небольшой деревянной главкой, к-рая возвышается над пологой 4-скатной крышей, размещенной на одной оси с проемом ворот в стене корпуса.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Роспись кафоликона сохранилась в виде 2 слоев - времени строительства и XVI в. Первичный слой представлен галереей ктиторских портретов на сев. и зап. стенах сев. нефа, а также циклом сцен Жития Пресв. Богородицы. В наст. время просматриваются лишь фигуры ктиторов (выше пояса) на вост. половине сев. стены, над входной дверью в малую апсиду. Строители М. представлены в традиц. позе моления, с воздетыми руками. Фигуры мужчин даны в 3/4 развороте, женщина представлена анфас. Фресковые надписи, расположенные справа от каждой фигуры, выполнены асомтаврули, их дублируют надписи, выполненные в XV-XVI вв. мхедрули,- очевидно, при реставрации утраченных росписей большого нефа и апсиды (Там же. С. 64). Фрески в большом нефе и в апсиде алтаря - результат реставрации части старой погибшей росписи. Малая церковь во имя вмц. Екатерины (3,25×4,3 м, высота 3,2 м) расположена в неск. метрах к западу от кафоликона и более чем наполовину врезана в массив скалы: из 3 фасадов целиком выделен только восточный. В исследовательской лит-ре ее называют также молельней или часовней. Это однонефное одноэтажное строение, не имеющее апсиды; расположение совпадает с ориентацией кафоликона (развернуто в сев. сторону). Строение имеет 2-скатную крышу, опирающуюся на скалу, склоны образуют фронтон на вост. фасаде, декоративный узор фасадов повторяет художественные мотивы и формы обрамлений. Вход с юж. стороны низкий, имеет прямоугольное оформление. Окна расположены только на вост. стене: 2 центральных - арочные, 2 крайних - круглые. Фасады выложены тесаным известняком желтого цвета, церковь стоит на цоколе, профиль венчающего карниза аналогичен профилю кафоликона. Интерьер скромный, без украшений. Два каменных престола разной формы опираются на вост. стену. Южный и вост. фасады обильно декорированы, большая часть украшений расположена на вост. фасаде. Фронтон вост. фасада заканчивается скульптурным изображением овечьей головы. Два центральных арочных окна фасада объединены резной облицовкой, средняя полоса спускается до линии цоколя, как и в декоре кафоликона ( Гомелаури. 1982. С. 54-55). В областях боковых арок расположены круглые окна и кресты, ниже - декоративные квадраты, поставленные на ребро. Украшением юж. фасада являются резная полоса карниза и орнаментальный портал, верхняя часть проема двери сохраняет следы поздней реставрации. Видна включенная в орнамент надпись, выполненная асомтаврули: «Царица Фатман» (не идентифицирована). В вост. части стены юж. фасада, под карнизом, находится надпись, исполненная мхедрули: «Сия часовня была возобновлена во имя святой мученицы девы Екатерины в 1803 г. от Рождества Христова» (опубл. Броссе: Brosset. 1851. Р. 88-93). Сев. фасад украшает только короткий отрезок орнаментального карниза. На гладкой поверхности стены сохранились фрагменты росписи, имеющей сходство с росписью кафоликона. Очевидно, здесь были изображены светские лица (ктиторы).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

1910. Ч. 2. 11. С. 1412-1428. Пер.: Бэн А. Психология: Пер. с англ. СПб., 1881, 1887; Берсье Е. Беседы: Пер. с франц. СПб., 1885-1902. Т. 1-5; он же. О причинах, удаляющих молодежь от христианства: Пер. с франц. Серг. П., 1910; он же. Христианство и воображения: Пер. с франц. М., 1910; пер. богослуж. кн.: Die göttlichen Liturgien un serer hl. Väter Johannes Chrysostomos, Basilios des Grossen und Gregorios Dialogos=Божественные Литургии св. отец наших Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова: Новый нем. пер. с слав. текстом. B., 1890, 19114; то же, изм. загл.: Die Liturgien der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes unter Berücksichtigung des bischöflichen Ritus. B., 1894 2; то же, изм. загл.: Liturgikon: Die Liturgien der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes unter Berücksichtigung des bischöflichen Ritus=Служебник. B., 19023; Die Nachtwache oder Abendund Morgengottesdienst der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes=Всенощное бдение или вечерня в соединении с утреней Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1892; Der grosse Buss-Kanon des hl. Andreas von Kreta=Великий покаянный канон св. Андрея Критского: Нем. пер. B., 1894; Andachtsbuch der Orthodox Katholischen Kirche des Morgenlandes=Канонник Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1895; Die heilige Krönung: nach dem Ritus der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes, verbunden mit einer geschichtlich und liturgiologischen Betrachtung der ver schiedenen Kronungsriten=Священное коронование по уставу Правосл. Кафолической Вост. Церкви в связи с ист. и литург. Очерком различных чинов коронований. B., 1896; Bitt, Dankund WeiheGottesdienste der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes=Книга молебных пений Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1897; Ritus der Vereinigung mit der orthodoxen Kirche=Книга чинов присоединения к Православию. B., 1897; Die Sacramente der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes=Таинства Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1898; BegräbnissRitus und einige specielle und alterthümliche Gottesdienste der Orthodox Katholischen- Kirche des Morgenlandes=Чины погребения и некоторые особенные и древние церковные службы Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1898; Fastenund Blumen Triodion, nebst den Sonntagsliedern des Oktoichos der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes=Постная и Цветная Триоди с воскресными песнопениями Октоиха. B., 1899; Menologion der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes=Месяцеслов Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1900–1901. 2 Tl. (рец.: ПрибЦВед. 1901. 7. С. 251–253); Oktoichos, oder, Parakletike der OrthodoxKatholischen Kirche des Morgenlandes=Октоих, или Осмогласник Правосл. Кафолической Вост. Церкви. B., 1903–1904. 2 Bde.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Летописная статья 1405 г. также позволяет предположить, что уже современники выделяли из этого творческого союза прп. Андрея. Выстроенная в кон. XIV в. Благовещенская ц. была маленьким бесстолпным храмом, для росписи к-рого не было нужды приглашать 3 находившихся в полном расцвете творческих сил мастеров (Феофан Грек, Прохор с Городца, прп. Андрей), но заказ вел. князя, очевидно, являлся почетной работой, для выполнения к-рой были избраны лучшие на тот момент художники Московской Руси. Об этом же, по-видимому, свидетельствует и содержание гл. «Начало Андроникова монастыря» неск. редакций Жития прп. Сергия Радонежского, где имя Д. не упоминается. Ближайшие потомки художников отдали явное предпочтение прп. Андрею; его имя неоднократно встречается в документах XVI-XVII вв., а имя Д. забыто. Все связываемые с живописцами произведения были приписаны прп. Андрею. Нек-рые исследователи считают, что в кон. XIV в. Д. и прп. Андрей работали на дворе удельного кн. Звенигородского и Галичского Георгия (Юрия) Димитриевича в подмосковном Звенигороде, где украсили росписями и иконами недавно построенный (вероятно, в 1394-1396) Успенский собор на Городке. От росписи уцелели части 5 фигур праотцов и пророков в куполе, незначительные остатки композиций с 2 евангелистами в подкупольной зоне, руинированные и затонированные фрагменты 4 композиций цикла св. Иоанна Предтечи, 4 медальона с изображениями мучеников и верхней части фигуры святителя в жертвеннике, остатки правой части большой композиции «Успение Богородицы» на сев. стене храма, композиции на зап. гранях вост. подкупольных столпов и др. малозначимые фрагменты. На момент раскрытия в 1918 г. наилучшей сохранностью отличалась роспись на вост. подкупольных столпах - «Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому» на сев.-вост. столпе и «Мч. Лавр», триумфальный Крест на Голгофе, «Беседа прп. Варлаама с прп. царевичем Иоасафом» на юго-вост. столпе (о них ныне можно судить лишь по фотографиям 1918). Очень плохая сохранность росписи затрудняет ее атрибуцию. Так, Грабарь связывал с Д. нижние композиции столпов, а с прп. Андреем - изображения мучеников Флора и Лавра. Чураков приписывал роспись юго-вост. столпа Д., а сев.-вост.- прп. Андрею. Противоположное мнение высказывала Брюсова. Нек-рые специалисты (М. В. Алпатов, Лазарев, Плугин, Г. В. Попов, Е. Я. Осташенко) не считают возможным говорить об участии Д. в этой работе. По мнению автора настоящей статьи, с Д. может быть связана роспись сев.-вост. столпа («Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому») и часть росписи купола собора.

http://pravenc.ru/text/171187.html

приходов в Пинском католич. еп-стве и референтом по делам вост. обряда при Пинской епископальной курии. Члены миссии вели работу по созданию общины капуцинов вост. обряда в Пинске, где активную помощь Н. оказывала крупнейшая на западнобелорус. землях коллегия иезуитов (лат. обряда). После депортации из Польши Кирилла из Тернёзена в мае 1938 г. на должности главы «Славянской миссии капуцинов восточного обряда» его сменил голландец Иоанн из Одессы (наст. имя Антуан Кант; с 1932 настоятель общины капуцинов в Любешове). К 1939 г. он стал генеральным викарием Пинского католич. еп-ства по делам вост. обряда. Силами голл. монахов в Любешове был основан интернат для сирот и детей из бедных семей. Вместо существовавшего ранее вост. отд-ния Пинской католич. ДС при мон-ре капуцинов в Любешове в 1932 г. основана Малая семинария вост. обряда; к 1937 г. там обучалось более 30 студентов. В 1935 г. в Любешове открылся мон-рь вост. обряда жен. конгрегации малых сестер Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (настоятельница - польск. мон. Мария Алоизия Гано), в 1936 г. филиал этого мон-ря появился в с. Угриничи (ныне Любешовского р-на Волынской обл., Украина). В Полесском воеводстве с апр. 1928 г. действовала неоуниат. жен. монашеская община из 10 монахинь-студиток из Галиции во главе с капелланом Зеноном Каленюком. Они поселились в с. Заречье Пинского повята, где основали мон-рь католической конгрегации миссионерок - детей Пресв. Девы Марии. К нач. 1939 г. в Полесском воеводстве был зарегистрирован «законный дом» (мон-рь) ордена студитов в Хуторы-Марилинске, где ранее существовал храм, приписанный к приходу в с. Ольпень. Настоятелем мон-ря стал иеромонах ордена студитов Никодим Стецюра. В Пинске при поддержке местных иезуитов лат. обряда в 1938 г. появилась община иезуитов вост. обряда из 5 чел. В дек. 1927 г. указом Виленского католич. архиеп. Р. Ялбжиковского в Вильно была учреждена жен. конгрегация сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса; в 1928 г. основан монастырь этой конгрегации.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Дискуссионным остается посвящение четвертого придела и соответственно местоположение престола свт. Василия Кесарийского. Из летописи известно, что между 1547 и 1564 гг. он был перенесен в вост. паперть на стороне Казенного двора. Не исключено, что в связи с переносом престола в юж. паперть последняя подверглась частичной перестройке, при к-рой появилось юж. крыльцо. Полагают, что в 1564 г. престол свт. Василия Кесарийского был внесен обратно в дьяконник, а в юго-вост. приделе был помещен престол вмч. Георгия, к-рый там находился в XVII в. Но это маловероятно, поскольку в ладанных книгах с кон. XVI в. придел свт. Василия Кесарийского снова указывается «в паперти» или «на паперти». Скорее всего он, согласно предположению Маркиной, был внесен в верхний юго-вост. придел. Престол свт. Василия Кесарийского находился в юго-вост. приделе еще в 30-х гг. XVII в. Качалова полагает, что придел свт. Василия Кесарийского находился в дьяконнике вплоть до его упразднения, но, возможно, был неск. расширен и занимал часть юж. паперти. Придел вмч. Георгия, упоминающийся в ладанных книгах как находившийся также «на паперти», вероятно, изначально был размещен в самой галерее. То обстоятельство, что он не упомянут в Никоновской летописи, говорит о его появлении в соборе после 60-х гг. XVI в. Первое известие о нем относится к 1584 г., к кон. XVII в. престол вмч. Георгия переносят в юго-вост. придел, где он остается до упразднения в сер. XVIII в. В 1822 г. юго-вост. придел освятили во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, соименного святого имп. Александра I. До кон. XVI в. был, видимо, упразднен престол в честь Собора арх. Михаила, т. к. в 1584 г. фигурирует уже придел в честь Собора арх. Гавриила. После воцарения Михаила Феодоровича в соборе освящают придел во имя его ангела - св. Михаила Малеина. Ладанные книги впервые отмечают выдачу ладана для него 21 сент. 1613 г. Скорее всего он помещался в юж. или вост. паперти. В 1836 г. в помещении юж. паперти по указу имп. Николая I был устроен придел во имя его святого - свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Собор в ХХ - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав . В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии. В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы- федосеевцы , в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие ), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев . В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. После окончания войны и создания К.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

керамическая икона Благовещения Пресв. Богородицы. Собор выделяется необычной, не имеющей аналогов конструкцией перекрытия основного объема. На фасадах были использованы приемы, характерные для иконографии 6-столпного храма, внутри возвели 4-столпную конструкцию для поддержания сводов, отказавшись от зап. пары столбов и разделения зап. части наоса на 2 поперечных нефа. Высвободив в зап. части пространство, зодчие объединили его, перекрыв единым коробовым сводом. Смещенные к востоку 4 столба связаны между собой и с наружными боковыми и вост. стенами собора подпружными арками, на к-рые с помощью парусов опираются большой центральный и 4 малых барабана глав. Для поддержки зап. пары глав в вост. углах коробового свода введены дополнительные подпружные полуарки. В верхней части боковых стен под парусами, на подпружные арки к-рых опираются малые главы, сохранились круглые отверстия голосников-резонаторов. Зап. пара столбов имеет небольшие закрестия, а на уровне пят центральной подпружной арки - профилированные импосты. Вост. пара столбов соединена поперечной стеной, опирающейся на алтарные своды. Здесь проявляется еще одна, функциональная, особенность их устройства: на сводах алтаря в пространстве вост. поперечного нефа устроен тайник, освещенный через проемы в барабанах вост. пары малых глав и круглым окном центральной закомары вост. стены. Аналогов подобного устройства алтарной части соборных храмов в нижегородском зодчестве не имеется, зато этот прием был очень распространен в XVII в. при строительстве ярославских 4-столпных холодных храмов. Исторические росписи стен и сводов в соборе не сохранились, полностью утрачены иконостас с иконами XIV-XVI вв. и церковная утварь. Существующие иконостас и отделка помещений появились в соборе после возобновления мон-ря в 90-х гг. XX в. Единственным аутентичным элементом убранства является, по-видимому, только оформление главного входа в храм из зап. галереи, арочный проем к-рого украшает монументальный перспективный портал с массивными круглыми каннелированными колоннами и профилированным архивольтом с поясом наборных «бус». Пространство галереи перекрыто цилиндрическими сводами с распалубками, стены внутри галерей также были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010