Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ответ на критику По следам публикации «Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни. Катынь: мифы и реальность» 18.07.2013 1266 Время на чтение 4 минуты В моей статье «Катынь: мифы и реальность. Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни» , опубликованной в «Оптинском альманахе», а затем в интернете на Русской народной линии, на основании изученных мною материалов признается факт убийства поляков в Катыни немцами и необоснованность установления мемориальной доски в Оптиной пустыни. Там некоторое время был лагерь для польских военнопленных, и где они, замечу, жили в нормальных условиях. За этими публикациями последовали недовольство как одного игумена, так и жалоба от музея «Мемориал. Катынь»; мне были высказаны претензии с явным желанием прекратить такие публикации. Это их право. Суть претензий такова: 1. Все в статье неправда, поляков расстреляло НКВД. Здесь нечего и обсуждать. Это «общеизвестно». 2. Даже если изложенное в статье правда, но в ней нет света в конце туннеля; а мемориальную доску в Оптиной Пустыни установить необходимо, ибо этого требуют принципы христианской дружбы, к тому же это привлекло бы многочисленные группы поляков в обитель... На первый пункт отвечу так. Боль за Польшу и полное отсутствие любви к своему Отечеству, мне не непонятна. Такова позиция либерально-демократической прессы, основанная на западной идеологии, она уже давно вбивается в головы несведущих в истории православных людей: всегда и во всем виноват НКВД! Кропотливый поиск правды излишен. И так всё ясно. Иногда в таких высказываниях и работах есть просто корысть: написать угодную начальству диссертацию, услужить Западу. Не потому ли статья так задела музей «Мемориал «Катынь», где экскурсия за сомнительную, с исторической точки зрения, информацию, для взрослого человека составляет 800 рублей, а для школьника и пенсионера ее можно узнать за 500 руб.? Из этого вытекает простой вопрос: а нужен ли такой компромисс христианину, и нужен ли он вообще?

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

Глава 19. Оптина Пустынь и писатели ее посещавшие Со времени старца Макария, привлекшего к переводам святоотеческой литературы ряд лиц, принадлежавших к образованным слоям общества, Оптина Пустынь стала известна в кругу современных писателей. С тех пор цвет мыслящей России стал посещать Оптину Пустынь и ее скит. Это общение со старцами оставляло тот или иной отпечаток на душах посетителей. В тексте настоящей книги мы уже касались имен братьев Киреевских, Леонтьева и под конец Толстого в связи с жизнеописанием старца Варсонофия (см. стр. 370–381). Но нами не были упомянуты имена двух знаменитых писателей XIX века, какими были Н.В. Гоголь и после него Ф.М. Достоевский, неоднократно посещавших Оптину Пустынь. Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем Оптиной Пустыни и ее старцев. Известен случай, когда «из Долбина от И.В. Киреевского Гоголь с М.А. Максимовичем съездил в соседнюю обитель Оптину. За две версты, Гоголь со своим спутником вышли из экипажа и пошли пешком до самой обители. На дороге встретили они девочку с миской земляники и хотели купить у нее землянику, но девочка, видя, что они люди дорожные, не захотела взять от них денег и отдала им свои ягоды даром, отговариваясь тем, что «как можно брать со странных людей!» «Пустынь эта распространяет благочестие в народе, – заметил Гоголь, умиленный этим трогательным проявлением ребенка, – и я не раз, – говорил Гоголь, – замечал подобные влияния таких обителей». О посещении своем Оптиной Пустыни в июне 1850-го года вот что писал Гоголь графу А.П. Толстому: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там царствует. Это слышится в самом наружном служении… Нигде я не видал таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители; не позабудьте также заглянуть в Малый Ярославец к тамошнему игумену, который родной брат оптинскому игумену и славится также своею жизнию; третий же из них игуменом Саровской обители и тоже говорят, почтенный настоятель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Летом 1914 года, а именно 15 июня, в Сербии был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд. Еще за год до своей смерти он намекал на то, что мировое масонство приговорило его к казни. Пусть это было и так, но последствия этого дела оказались весьма страшными для многих стран: это убийство стало причиной Первой мировой войны (в России эту войну называли Второй Отечественной, – первая была в 1812 году). Австрия обвинила сербское правительство в организации убийства и, объявив Сербии войну, тем самым вынудила Россию встать на защиту братской православной страны. К Австрии присоединилась Германия. Государь Император Николай Александрович, исчерпав все возможности мирного разрешения вопроса, отдал приказ о мобилизации войск. «Моя совесть спокойна, – сказал он. – Я сделал все от меня зависящее, чтобы предотвратить войну». Война оказалось трудной и затяжной. 20 июля везде в России читался Высочайший Манифест о начале войны, где говорилось: «Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.П. Быков V. Оптина Пустынь. Скит. Старцы. Последнее пребывание в Оптиной пустыни. Л.Н.Толстого Если путнику во время переезда от Сергиева скита до Оптиной пустыни, на протяжении 109 верст, с пересадкой в Сухиничах, приходится претерпевать целый ряд самых досадных неудобств, в особенности, если он едет в третьем классе, – то, как только выйдет он из вагона на станции Козельск, сядет, если даже на самого плохого извозчика и, не отъехавши версты от города, увидит в перспективе раскинувшуюся на бархате изумрудной зелени изумительную по своей красоте Оптину пустынь, – он забудет все пережитое им во время 4–5 часового переезда по железным дорогам. Оптина пустынь находится на расстоянии трех верст от Козельска, и, благодаря своим этнографическим условиям, совершенно изолирована от мира. С трех сторон она, как забором, окружена и защищена от соседних селений дремучим лесом, настолько девственным, что в нем, благодаря строгому запрещению всякой охоты, совершенно свободно располагается всякая дичь; целыми гнездами живут цапли, и во время вечерней зари, когда еще не разлетался выводок, оглашают окрестность самым невообразимым, самым непередаваемым криком. Неосведомленный в этом направлении человек обыкновенно останавливается, не знает на что подумать, и с нетерпением ждет первого встречного, что бы выяснить причину и происхождение этих звуков. С четвертой, западной, стороны, почти у самых стен величественных храмов обители, течет неширокая, но очень глубокая, местами до 8–12 аршин глубины, быстро бегущая речка Жиздра, приток Оки. По левому берегу Жиздры, широким ковром раскинулся роскошный зеленый луг, который идет вплоть до большой дороги на Калугу, и на котором кроме небольшой извилистой речки Кмотомы, притока Жиздры и нескольких небольших озер, красиво раскинулась чистенькая, нарядная, особенно летом, поддерживаемая обителью деревня Стенино. Если же к этому добавить то, что через речку Жиздру существует только лишь одна переправа в пустынь на пароме, против самого монастыря, и что этот паром содержится пустынью и обслуживается ее иноками, следовательно, находится под ее контролем, – тогда будет вполне понятным, что площадь, лежащая под Оптиной пустынью, как будто самой природой назначена для таковой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958–2005) Источник Содержание Жизнеописание Рождение свыше (Ин.3:3) Тесные врата (Лк.13:24) В духе кротости (Гал.6:1) Стойте в свободе (Гал.5:1) Горнило искушений (Ис.48:10) Воспоминания об отце Гавриле Из записной книжки Выдержки из писем Из бесед     Опыт жизнеописания недавно почившего подвижника, составленный его духовными чадами при участии братии Оптиной Пустыни. Духовник, пользовавшийся всеобщим уважением и любовью, явил безценный для наших времен пример жизни в Боге. Стараясь раскрыть некоторые черты его сокровенной жизни в традиции Отцов, составители снабдили жизнеописание изречениями Святых, а также известных подвижников и мыслителей. Жизнь дарует нам многочисленные встречи – радостные и скорбные, приятные и печальные, но лишь некоторые мы пронесем в сокровищнице своего сердца до конца, – встречи, открывающие нам Путь Жизни... Один оптинский послушник вспоминал об о. Гаврииле: «Бывало, подойдет в храме один из благочинных и строго скажет: «Ну, давай иди читать часы!» – и словно тягота навалится на душу, и идешь с какой-то скорбью. А подойдет Батюшка: «Брате, сотвори любовь, почитай часы,» – и хочется на крыльях лететь и исполнять». Тут надо еще учесть особую интонацию, исполненную внутренней тихости, кроткий взгляд всегда опущенных долу очей, иногда с ободряющей улыбкой, иногда без нее, но всегда с глубоким внутренним миром, без капли раздражения и властолюбивого насилия над душой. «Ну, давай, надо делать дело Божие», – словно взывала эта мужественная душа, здесь находясь телом, умом вникая в книги и порядок богослужения, вся же пребывая в духе своей незримой для других молитвы, во внутреннем отречении от видимого, но со смирением принимая все. Это был удивительно цельный человек, верный своим внутренним выборам, «муж желаний духовных», но крепость эта была особо пленительного свойства – в ней не было жесткости, уязвляющей немощь ближнего, и при всей твердости и безкомпромиссности его слова, при всей строгости его жития, некая внутренняя поэтичность и милосердность души вдохновляла, покоряла соприкасающихся с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Инициатором настоящего издания была Лидия Ивановна Соколова...» († 16.06. 2016) В издательстве Оптиной пустыни вышел сборник «История Псковской православной миссии в документах. Часть I» 16.06.2017 1115 Время на чтение 4 минуты В издательстве Оптиной пустыни под научным руководством кандидата исторических наук игумена Дамаскина (Орловского) вышел рекомендованный к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви сборник «История Псковской православной миссии в документах. Часть I. Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского)» (составители: А.А.Кузнецова, иеромонах Платон (Рожков), С.Н.Романова, канд.ист.наук, † Л.И.Соколова, З.Н.Столярова). Это сборник документальных материалов, касающихся малоизученной темы - деятельности православного духовенства на оккупированных территориях Северо-Запада СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Большинство из представленных документов публикуются впервые. Сборник представляет интерес как для светских профессиональных исследователей, так и для обычного читателя, интересующегося церковной историей, историей страны. В предисловии составителей к изданию, в частности, говорится: «Исследование истории Псковской православной миссии началось не так давно. Но, к сожалению, многие работы на эту тему не отличаются объективностью: их авторы берут лишь отдельные фрагменты и как бы «забывают» об обширной источниковой базе, сохранившейся в архивах по данной теме, то есть используют источники, подтверждающие только их концепции. Целью нашей работы является ознакомление всех интересующихся историей Русской Православной Церкви с наиболее информативными источниками по Псковской миссии. Первая часть посвящена документам из личного архива митрополита Сергия (Воскресенского), опубликованным впервые, а вторая - судебно-следственным делам служащих Миссии. Также в сборник вошли две статьи: «Смерш» - ветерана УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинг радской области С.В.Чернова и «Система административного управления оккупированными территориями Советского Союза» кандидата исторических наук И.Ю.Молодовой. Сборник снабжен необходимыми комментариями, именным указателем, списком сокращений и списком использованной литературы. Всего в сборник вошло 155 документов за период с августа 1941 г. по 1945 г. » Издание проиллюстрировано фотографиями членов Псковской миссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/16/in...

Путь к читателю Зимой 1942 года во время артобстрела Петроградской стороны пострадала квартира крупнейшего советского востоковеда, академика Н. И. Конрада. Его библиотеку и архив спасла ученица Н. И. Конрада, известная японистка О. П. Петрова. После войны Н. И. Конрад забрал все принадлежавшие ему книги и материалы, кроме одной папки. В ней хранилась рукопись его статьи «Синолог Оптиной пустыни», написанной в 1922–1923 годах. Статья посвящена ныне забытому русскому востоковеду А. Н. Виноградову , умершему в Оптиной пустыни в марте 1919 года «просто от голода», как сказано у Н. И. Конрада. В папке вместе со статьей хранились документы самого Виноградова. Их вероятнее всего передали Конраду сотрудники Оптинского музея, который располагал богатейшей коллекцией рукописей, книг и картин монаха-синолога. Опубликовать статью о А. Н. Виноградове в журнале «Новый Восток» Н. И. Конраду не удалось, и больше он не возвращался к этой теме. В 1926 году Оптинский музей ликвидировали, а книги и архив А. Н.Виноградова передали в Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, где они лежат с той поры в неразобранном виде и неизвестно, когда исследователи получат к ним доступ. Желая познакомить со статьей И. И. Кон рада ленинградских китаистов и писательницу Н. А. Павлови ч, занимавшуюся историей Оптиной пустыни, О. П. Петрова " сделала несколько машинописных копий, одну из которых оставила в папке покойного академика. 17 лет назад О. П. Петрова перенесла тяжелейшую травму, была парализована и с той поры лежит в постели. Сейчас ей 89 лет. В Японии она пользуется большой известностью, и работники японского консульства ежегодно поздравляют забытую многими из нас исследовательницу с днем рождения. В 1982 году О. П. Петрова познакомила автора данной статьи с папкой Н. И. Конрада, и с ее разрешения он использовал предоставленные материалы для своей работы. Для уточнения некоторых фактов биографии А. Н. Виноградова пришлось обратиться к архивам Москвы, Ленинграда, Калуги. Это дало возможность нарисовать картину жизни великой, одинокой и трагической личности, крайне противоречивой и необычайно талантливой.      Юрист, археолог, этнограф

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Рубрики Страстный любитель путешествий: как хорошо вы знаете Гоголя? Викторина Страстный любитель путешествий: как хорошо вы знаете Гоголя? Начать викторину В наше время Гоголь стал бы топовым трэвел-блогером. Ведь он часто путешествовал, чтобы спастись от меланхолии, набраться впечатлений и хорошо работать. Именно поэтому ведущий мотив многих произведений Гоголя это: дорога депрессия Мотив дороги у Н.В. Гоголя – ведет. Писатель страстно любил путешествовать, это давало ему силы для творчества. Поездки Гоголя были разнообразны: он ездил за границу, несколько лет прожил в Италии, но несомненно, был влюблен в Россию. Он ездил по монастырям и даже думал конец своих дней провести в Оптиной пустыни. Многие герои Гоголя также не сидят на месте, а постоянно куда-то едут, несутся и передвигаются. Это и есть вечный символ движения, герой может блуждать, сбиваться, идти не туда, но на дороге обязательно будут знаки, которые укажут верный путь. Мотив дороги у Н.В. Гоголя – ведет. Писатель страстно любил путешествовать, это давало ему силы для творчества. Поездки Гоголя были разнообразны: он ездил за границу, несколько лет прожил в Италии, но несомненно, был влюблен в Россию. Он ездил по монастырям и даже думал конец своих дней провести в Оптиной пустыни. Многие герои Гоголя также не сидят на месте, а постоянно куда-то едут, несутся и передвигаются. Это и есть вечный символ движения, герой может блуждать, сбиваться, идти не туда, но на дороге обязательно будут знаки, которые укажут верный путь. Мотив дороги у Н.В. Гоголя – ведет. Писатель страстно любил путешествовать, это давало ему силы для творчества. Поездки Гоголя были разнообразны: он ездил за границу, несколько лет прожил в Италии, но несомненно, был влюблен в Россию. Он ездил по монастырям и даже думал конец своих дней провести в Оптиной пустыни. Многие герои Гоголя также не сидят на месте, а постоянно куда-то едут, несутся и передвигаются. Это и есть вечный символ движения, герой может блуждать, сбиваться, идти не туда, но на дороге обязательно будут знаки, которые укажут верный путь.

http://foma.ru/ds_quiz/strastnyj-ljubite...

Виктор Афанасьев Иго благое Инокиня, к которой обращены эти письма старца Макария, была его родственница, молодая девица, еще в миру по традиции своего семейства окормлявшаяся духовно в Оптиной Пустыни. Он поддержал возникшее у нее желание оставить вся красная мира сего и уневеститься Господу нашему Иисусу Христу. Она была искренним человеком, но, как и многие, слабым и переменчивым в настроениях. „Наука из наук“ давалась ей нелегко. Но понемногу давалась... Словом, это была обычная инокиня, одна из многих, которые руководствовались в своей духовной жизни наставлениями о. Макария. Дело ее спасения совершал Господь, посылая ей искушения от людей и болезни. Старец то радовался ее устроению, то огорчался, часто повторял сказанное ранее, так как видел, что из посеянного зерна не произвелось ростка. С удивительным терпением и любовью о. Макарий воспитывал свое чадо. Он понимал, что значат его письма для получающих их. В нескольких женских монастырях с приходом каждой почты спешили насельницы узнать, нет ли кому писем от Старца. И Господь так чудесно умножал его силы, что Старец не испытывал слишком долго терпения ни одной из них. Первое письмо (вошедшее в „Собрание писем оптинского старца Макария к монашествующим“) относится к 1845 году. Адресату около девятнадцати лет. Бабушка и дедушка ее похоронены на кладбище Оптиной Пустыни. Родители ее – небогатые дворяне, живущие в уездном городке Ливны полугородской, полусельской жизнью. Девица во время посещения Оптиной высказала старцу Макарию желание стать инокиней. Он одобрил ее намерение и стал поддерживать. Родные, однако, воспротивились и не сразу согласились на избранный ею путь. Поначалу они даже не пускали ее в Оптину к Старцу. Она пожаловалась ему на это в письме, и он отвечал: „Я слышу о вашей скорби, что не имеете свободы побывать в нашей обители. Надобно это принимать с покорностью воле Божией... вам это на искус в терпении и укреплении благого вашего намерения. Если точно оно истинно, то чем больше будет препятствий, тем больше и оное умножится“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Прибыв в Рославльскиее леса, Тимофей поместился у старшего из пустынножителей иеросхимонаха Афанасия. Старец этот был Московский уроженец, из канцелярских чиновников, постриженик Оптиной пустыни. Он принадлежал к числу 12 человек, которые были отпущены Песношским Настоятелем старцем Макарием, вместе с учеником его О. Авраамием, для восстановления пустынной обители Оптиной, и в 1796 году принял в ней пострижение, был посвящен в иеромонаха и сделан духовником. Горя желанием безмолвной жизни, он собрался было на Афон, и уже получил увольнение, но, услышав об русских пустынножителях в Рославльских лесах, пришел туда и поселился между ними около 1805 года. Он прожил здесь безвыходно более 20 лет, храня до смерти духовное трезвение и имея дар умной молитвы. Под его руководством Тимофей провел 10 лет в лесной глуши и им был келейно пострижен, в монашеский образ, причем наречен Моисеем. Восприемным его отцем от Евангелия был другой пустынный старец, О. Досифей, постриженик Площанский, проживший более сорока лет в Рославльских лесах. Кроме названных старцев, в то время подвизались здесь до 6-ти пустынников. Вот как впоследствии О. Архимандрит Моисей рассказывал о своем пребывании с ними: «Когда я пришел в Рославльские леса, тамошние пустынники жили в трех кельях: в одной иеросхимонах О. Афанасий, от него в версте О. Досифей, а в версте от него О. Дорофей, который впоследствии (после 1812 года) переселился ближе к нам, поставив себе келью от нашей саженях в пятидесяти. Поселясь, с О. Афанасием, я построил для него и для себя новую келью; это был первый опыт моего зодчества, Келья имела шесть аршин в квадрате, с крыльцом, под навесом; прихожая в два аршина длины и два ширины, далее квадратная комната в четыре аршина в длину и ширину, ибо от нее была отгорожена перегородкой спальня, шириной также как и прихожая, в два аршина; между прихожей и спальней в углу находилась печка, которою нагревалась вся келья». «Место, в котором мы жили, принадлежало к дачам Рославльского помещика Демьяна Михайловича Броневского. Сельцо его Якимовское находилось от нас верстах в пяти; а верстах в тридцати было другое сельцо Межево, владельцы которого, Таптыкины, были нашими благотворителями, особенно мать этого семейства, урожденная Княжна Сонцева, – старица благочестивой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010