§ I. Вопрос об оправдании людей одной верой в Христа, по справедливости, надобно считать изначальным во всём догматическом «уповании» нашего сектантства. Правда, не всегда это сознают их малограмотные писатели, особенно из молокан. Нередко они отодвигают его совсем в тень; иногда лишь слегка затрагивают в своих «обрядниках». Даже на беседах с миссионерами названные сектанты не очень-то любят толковать об оправдании людей верою во Христа, сосредоточивая весь свой задор на более понятном для них православном догмате об иконопочитании. Но такой прием писательства и совопросничества со стороны молокан говорит лишь об их невежестве и боязни пускаться в надлежащее исследование христианской догматики, а не действительно о главенствующем значении для них такого или иного решения вопроса об иконопочитании: из этого догмата, конечно, при самом усиленном старании нельзя вывести всех других пунктов хотя бы того же молоканского учения. Как, напр., связать с ним отрицание молоканами таинства священства, таинства миропомазания, или неуважительное отношение их к Церковному Преданию?.. Совсем в ином положении оказывается дело, если исходными пунктом сектантских лжеучений считать своеобразное понимание ими догмата об оправдании верою в Христа. Это сознают и сами наиболее образованные сектанты, и в лице штундо-пашковцев всеми мерами стараются выдвинуть указанный догмат на первый план. С этой целью они тщательно, по несколько раз, подчеркивают в Библии те места, в которых говорится или о вседовлеющей крестной смерти Господа, или о вере во Христа, как о единственном средстве усвоения нам Его спасительных заслуг. Нет надобности перечислять всех этих мест. У кого была под руками, так называемая, пашковская Библия , тот живо представит их себе сам и воочию убедится, что в данном пункте сосредоточивается именно вся сущность догматики штундо-пашковцев и молокан. В самом деле: согласитесь хоть на минуту с сектантами, что оправдываемся мы от грехов и освящаемся только одной верой в искупительную смерть Господа; что все, приобщающиеся верой к этой смерти, уже потому самому святы , – и вы неминуемо примете тогда все их дальнейшие выводы отсюда. Вы принуждены будете согласиться, что если одна вера спасает нас, то нам совершенно не нужны никакие внешние посредства оправдания во Христе: не нужна Церковь , как Божественная наставница и руководительница в нашем спасении; не нужно священство, не нужны таинства, ибо мы и без них святы и непосредственно можем сочетаваться верою со Христом; не нужно призывание святых в наших молитвах, ибо один у нас ходатай пред Богом – Иисус Христос . Словом, догматическое заблуждение сектантов об оправдании христианина одной только верой в Голгофскую жертву Господа неминуемо приводит их к разрушению всего стройного здания Христовой Церкви и водворяет беспорядок там, где прежде красовался святой храм в Господе. – Вот почему остается лишь пожалеть, что на этот пункт так мало внимания обращается нашими обличителями сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

12 Нельзя спастись одной верою во И. Христа без добрых дел. Протестанты учат, что человек может оправдаться пред Богом, спастись одною верою во Христа без добрых дел. А православная церковь , на основании Св. Писания, утверждает, что человеку, для оправдания и спасения, совершенно необходимо, при истинной вере, совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит ( Mamф. VII, 21 ): «не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего небесного»; " внидите в царство небесное узкими враты», т. е. трудами и подвигами ( Mф. VII, 13 ); «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет», т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпениеи подражать подвижнической жизни Его на земле ( Mamф. XIX, 16–18 ): одному юному еврею, на вопрос его – как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться – соблюдать заповеди Божии: «соблюди заповеди»; Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. Не без веры ленивый раб принял один талант, но за то, что он не потрудился употребить талант в дело, получил наказание, а принявшие с верою два таланта и пять талантов, за труды и подвиги над этими талантами, получили великую награду ( Mamф. XXV, 14–30 ). Тоже самое подтверждают и св. апостолы. Наприм., ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: «Авраам отец наш не от дел ли оправдался... и от дел совершися вера его» ( Uak. II, 21–22 ), «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единой» ( Uak. II, 24 ). И св. ап. Павел также учит ( Puмл. II, 6, 7, 13 ): " Иже (Бог) воздаст коемуждо по делом его: овым убо по терпению дела благого, живот вечный; – не слышателие бо закона праведня пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся; и кийждо свою мзду приимет по своему труду». Теперь разберем, на чем протестанты основывают свое лжеучение об оправдании человека одной верою без подвигов добрых дел и что будто человек не может сделаться угодником Божиим за добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 40 в неделю 21 (Зачало 203.) ( Гал.2:16–20 ) Братие, уведевше, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдися от дел закона всяка плоть ( Гал.2:16 ). И нынешнее чтение, как предыдущее, предложено из послания апостола Павла к Галатам. Ближайшая цель этого послания была та, чтобы предостеречь Галатов от Иудействующих учителей, которые, между прочим, внушали Галатам, что верующим в Иисуса Христа надобно соблюдать обрядовый закон Моисеев. Предложенное ныне чтение из Апостола относится к той же цели: оно обличает заблуждение учителей, требующих исполнения обрядового закона Моисеева и внушает верующим соблюдать закон Духа, то-есть, жить по учению Христову, под руководством благодати Святого Духа. Апостол, прежде предложенных слов, сказал: «мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» ( Гал.2:15 ), то-есть, мы, по своему происхождению от праотца Авраама, знаем истинного Бога и соблюдаем Его закон, а не подобны язычникам идолопоклонникам, предающимся нечестию и порокам. И за тем Апостол говорит: «однакоже узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Св. Павел доказывает истину из примера. Говоря: мы по природе Иудеи, указывает Галатам на себя и на других Апостолов, как истинных учителей, достойных того, чтобы Галаты слушали их и последовали их учению и примеру. Какбы так говорит: Мы природные Иудеи, от рождения наученные уважать и соблюдать закон Моисеев, более чем другие учители, неприродные Иудеи или происшедшие от родителей язычников и бывшие прежде язычниками. Не смотря на это, когда убедились мы в той истине, что чрез исполнение закона Моисеева невозможно достигнуть оправдания пред Богом, – что все дела закона, как: обрезание, жертвоприношения животных, омовения и другие, не доставят спасения, ибо все это только образы, а человек может получить оправдание пред Богом и спасение только чрез веру в Иисуса Христа; – тогда и мы уверовали во Христа Иисуса, – оставили обрядовый закон Моисеев, и стали следовать учению Господа Спасителя, чтобы получить оправдание чрез веру во Христа, пострадавшего и умершего за наши грехи; и более не искать оправдания и спасения чрез дела закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Малые произведения В книгу вошли следующие короткие сочинения С. Фуделя: «Записи об апостольских посланиях», «Итог всего», «О церковном пении», «Приступающему к крещению», «Священное предание», «Соборность Церкви и экуменизм». Статьи по богословию Записи об апостольских посланиях Целью этих записей является желание передать не только и не столько свое понимание текстов апостольских посланий, сколько ту любовь, которая открывается к ним в душе современного христианина. Я убежден, что для спасения церковных людей нужен не либеральный, новейший экуменизм церковных верхов и не все та же древняя обрядовая косность или законничество православных низов, а только эта любовь, поскольку именно через нее в этих трепетных апостольских словах открывается как живая и духоносная и спасительная сила — первохристианство. В наше время видимая жизнь Церкви полна темноты и бессилия. Но ей дано видеть, что начало ее пути на земле все освещено огнями всесияющей благодати, и ей дано знать, что и конец ее пути будет озарен тем же самым светом Пятидесятницы. Конец христианства на земле соединится с его началом. I. Anocmoл Павел. К Римлянам, гл. 5: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом…» Оправдавшись верою. Апостол снова подтверждает основной принцип христианства — оправдание или спасение человека верою его, а не делами его. Тут основная антиномия христианства, по которой христианин должен совершить «все повеленное ему», должен исполнить множество добродетелей, но оправдание свое и спасение он получает не от них, а только от милосердия своего Господа, спасающего его даром, ради принесенной Им Голгофской жертвы. Это противоречие утверждается апостолом и подтверждается несчетным количеством свидетельств святых отцов как великая радость души: христианство не есть коммерческая купля–продажа блаженства в вечности ценою золота добрых дел. Христианство есть всегда милость Владыки и Нечаянная радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

     В апостольском зачале 21-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Как можно видеть, в данном предложении три раза повторяется глагол «оправдываться». Это слово связано с важным богословским термином апостола Павла: «оправдание». Поговорим об этом понятии. Греческое слово «дикэосини», которое использует апостол, в синодальной Библии переводится как «оправдание», «праведность», «правда». Действительно, в разных контекстах «дикэосини» имеет неодинаковый смысловой оттенок, но в богословской системе Павла все эти значения собираются, как части мозаики, в единую картину. «Дело спасения неотложно состоит в том и другом; то и другое, потому, можно и должно совмещать в сем едином слове», – пишет об этом святитель Феофан Затворник . Итак, что же значит «оправдаться верою в Иисуса Христа»? Сегодня мы привыкли к юридическому значению слова «оправдание». Мы можем думать, к примеру, что оправдание состоит в том, что наша вина перед Господом снята благодаря жертве Сына Божьего, подобно тому, как подсудимого оправдывают на суде. Но такое внешнее понимание не является верным. Ведь на суде никого не интересует, виноват человек или нет. Главное, какой приговор вынесет судья: оправдан или осужден? Нетрудно понять, что в отношениях Бога и человека подобное осмысление оправдания невозможно. Ведь проблема человечества не только в его вине перед Творцом, а во внутреннем повреждении, которое мы несем как некую наследственную болезнь человеческого рода, начиная от грехопадения Адама и Евы. В христианстве оправдание не может пониматься как правовой акт, ибо прощение само по себе не исправляет грешника. Да, допустим, оправдание «засчитывается», но ведь человек испорчен изнутри. И такое оправдание не исцелит его и будет нелепостью в очах Божиих, ибо преступник прощался бы только для того, чтобы он творил новые преступления, ведь он остается злым и грех продолжает управлять им.

http://pravoslavie.ru/107607.html

Положение ризы, яже есть хитон, Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Риза честная Твоя, Владыко,/яже Твое Божественное и пречистое тело покрывающая,/одежду исцелений дарова нам/и источник, источающий благодати присноживотныя воды,/тоя празднуем положение,/воспевающе Тя, всех Содетеля. Храм Твой, Владыко,/Твою священную ризу яко сокровище спасения/и исцеления нося, освящает вся,/иже верою притекающия/и Тя по долгу поющия всегда,/упование душам нашим/и твердый покров и держава. Держава непобедимая нам, христианом, даровася –/риза Твоя, Иисусе Спасе наш,/еюже иноплеменных языцы присно побеждаются,/и мир Церкви Твоей, Христе, осеняет./Сего ради верою целующе ю,/покланяемся Тебе, Человеколюбче, и молим/части сподобити нас святых Твоих. Слава, и ныне, глас 8: Кресту Твоему Честному/и ризе святей покланяемся, Преблагий,/и любовию облобызаем,/славяще Твое еже паче ума сошествие,/и безмерную милость, и богатую благостыню,/имиже исцеления подаваеши болящим/и спасаеши человеческое естество,/содержимо бывшее во тьме прегрешений,/яко Человеколюбец. Вход. Прокимен дне. Чтения 3. Исхода чтение (глава 15): Поят Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго/и веде их в пустыню Сур,/и идяху три дни в пустыни,/и не обретаху воды, да быша пили./Приидоша же в Мерру/и не можаху пити воды от Мерры, горька бо бе./Сего ради наречеся имя месту тому горесть./И роптаху людие на Моисея, глаголюще: что пием?/Возопи же Моисей ко Господу,/и показа ему Господь древо,/и вложи е в воду, и сладка бысть вода./Тамо положи ему Бог оправдания и суды./И тамо искушаше его и рече:/аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего,/и угодная пред Ним сотвориши,/и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его,/всяку болезнь, юже наведох на египтяны, не наведу на тя,/Аз бо есмь Господь, исцеляяй тя./И приидоша во Елим,/и бяху тамо дванадесять источник вод и седмьдесят стебль финиковых,/и ополчишася тамо при водах./И воздвигшеся от Елима,/и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син,/яже есть между Елимом и между Синою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Вопрос о взаимном личном отношении Апостола языков и Апостолов обрезания и о взаимном отношении их учений не сходил со сцены общецерковного сознания с самого появления этих Апостолов на порученных их деланию нивах. Разница в состоянии этого вопроса в разные времена была только в степени интереса и горячности занятий им, в степени важности пунктов учения, за решение которых брались интересующиеся, и отсюда затем в большей или меньшей ясности представлений вопроса, в большей или меньшей правильности решения его. И как теперь, так и всегда были и отрицательные решения этого вопроса, и положительные, и противополагающие Апостолов и их учение, и отождествляющие, но всегда в то же время различные по своему внутреннему достоинству: были и есть и детские, подобные вращавшимся среди иудеев, действующих об Ап. Павле, основанными на слухах и толках о личности и качествах его ума и характера (см. посл. к Гал., Кор. и под.), и более зрелые, пользовавшиеся и пользующиеся более умело и всесторонне всеми данными для решения этого вопроса. В последние десятилетия с особенной силой и всё захватывающим обаянием крайне отрицательно противополагающие решения выступили на сцену христианского сознания с именем тюбингенской школы Баура. Вызванные к жизни предшествовавшими решениями этого вопроса, отрицавшими всякое различие у Апостолов, обезличившими их до невозможности узнать, кто Пётр, кто Павел, кто Иоанн, кто Иаков и т. д., до невозможности понять их особенные миссии и служения (одного у «языков», а других у «обрезанных»), эти решения и доселе не потеряли в этой области своего всезахватывающего обаяния и значения. Их бурная волна коснулась и религиозного сознания русского общества, преимущественно верхних слоёв его, хотя большей частью поверхностно. Наш бауризм, особенно непечатный, не забираясь вглубь истории и учения Ап. Павла и Двенадцати, особенно соблазняется такими историями из встреч апостольских и встреч их учений, как антиохийская у Ап. Павла с Ап. Петром, Варнавой и другими братьями – членами иерусалимской церкви ( Гал.2 гл.), и иерусалимская с Ап. Павлом в деле принятия участия в издержках на жертвы назореев ( Деян.21:17 ) и далее, ( Деян.22:17–21 ). Такими же блазнящими пунктами, но, опять, лишь потому, что читаются они без проникновения вглубь их смысла 1 и без отличия «веры и веры», «дел и дел», служат и классически известные изречения Ап. Иакова и Павла о «вере и делах»: у первого «вера без дел мертва» ( Иак.2:17–26 ), а у второго «человек оправдывается верою независимо от дел закона» ( Рим.3:28 и пр.), по параллельному месту в послании к ( Гал.2:16–21 ) «не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, если же законом оправдание, то Христос напрасно умер».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Глава V Плоды оправдания – мир и блаженство (1–11). Причиненный Адамом вред человечеству излечен Христом (12–21). Рим.5:1 .  Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, Оправдание дает нам двоякого характера блага – настоящее и будущее. Первое состоит в примирении с Богом, которое основано на прощении наших грехов, второе – в вечном блаженстве. Последнее, хотя теперь еще составляет только предмет нашей надежды, но, однако, надежда эта верная, потому что за это ручательством служит любовь Божия к человеку, искупленному и освященному во Христе Иисусе. Благодаря этой любви, совершилось самое трудное – мы стали чадами Божиими, а дальнейшее, чего мы должны ожидать, именно прославление наше, является уже естественным следствием этого нашего усыновления Богу. После оправдания отношения наши к Богу стали вполне мирные. Не гнева, а милостей всякого рода можем ожидать от Него! Но что это за мир ( ερηνη) или, как Апостол выражается в 11-м стихе, примирение ( καταλλαγ)? Многие видят в этих терминах обозначение перемены, совершившейся в отношении Бога к человеку: Бог перестал враждебно относиться к человеку и стал милостив к нему (так, напр., толкует из новых комментаторов Richter). Но с этим мнением нельзя согласиться. Только у греков объектом примирения являлся Бог, а субъектом человек, т. е. человек умилостивлял Бога и в силу этого Бог примирял Себя Самого с человеком. У Апостола же Павла, напротив, не человек примиряет Бога с собою, а Бог – человека, мир водворяется в душе человека, а не Бога, потому что Бог и не мог враждовать с человеком. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст к 2Кор 5:20 ). В пользу такого толкования говорит и употребление выражения примирить ( καταλλσσειν) во 2Кор 5:20 : «примиритесь с Богом». Если бы примирение ( καταλλαγ) было чисто объективным актом, совершающимся только в Боге, то это увещание Апостола не имело бы смысла (Мышцын во 2 Кор стр. 132). Рим.5:2 .  через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Верой или делами? Апостол на Литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице К Галатам, глава 2, стихи 16-20 16 Братия, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17 - Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос - служитель греха? - Немыслимо! 18 - Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. 19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Предложенное место из Послания к Галатам Апостола Павла содержит в себе ядро учения Апостола об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Вырванные из контекста Священного Писания цитаты становились грозным оружием противостоящих в споре сторон. Что же это за «вера без дел»? И бывают ли «дела без веры»? «Спасается человек исключительно благодаря благодати Божией, никакими делами он сам себя спасти не может», - так утверждали одни. И были правы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010