С предисловием Святейшего Патриарха Варнавы. Содержание I. Спутаность понятий о спасении верой, различныя значения слова «вера». II. Условия рождения и сохранения веры. III. Два спасительных предмета Христовой веры. Первый – отрицание мира. IV. Положительное содержание спасающей веры во Христа.     «Что следует разуметь под «спасающей верой» по смыслу Божественного Писания», под таким заглавием автором был прочитан доклад на собрании общества религиозно нравственного просвещения 17 октября 1890 года в С.-Петербурге. Перепечатывается из полного собрания сочинений, том II, издание 2. И. Д. Тузова, 1911 года. Братству имени Преподобного Серафима. Даем благословение перепечатать главу: «Что следует разуметь под спасающей верой?» – из II тома полного собрания сочинений глубокого богослова-мыслителя и проповедника Блаженнейшего Митрополита Антония, известного не только в православном мире, но и в инославных богословских кругах. Эта перепечатка будет весьма полезна и своевременна для всех верующих православных, проникнутых теми же благочестивыми чувствами, которыми проникнут и автор этого замечательного сочинения. Патриарх Варнава. 1. Спутаность понятий о спасении верой, различные значения слова «вера» Кто не знает божественных словес о том, что мы спасаемся верой, что только в вере мы получаем оправдание, что через веру мы становимся чадами Божиими? Но многие ли из нас понимают значение этих истин? Многие ли из нас умеют их совместить с другими изречениями Божественного Писания, которые для людей непонимающих, могут представиться совершенно противоречащими этим, – каковы, например, слова апостола Иакова о том, что «человек оправдывается делами, а не верою только»? ( Иак.2:24 ). Да и независимо от этих слов, многие не могут понять, почему же для Бога может иметь цену, если я имею уверенность в Его бытии, которое не могут отрицать даже и бесы, враждующие против Господа и ненавидящие Его? Напротив, другие христиане с дерзкой настойчивостью утверждают, будто человек даже не смеет употреблять собственных усилий воли в борьбе со злыми страстями, а лишь должен углубляться умом в истины веры: одна вера его спасет без всяких его добродетелей. Как ни странно подобное представление, но и оно старается найти оправдание в словах апостола Иоанна: «всякий верующий, что Иисус Христос есть Христос, от Бога рожден» ( 1Иоан.5:1 ) и «всякий рожденный от Бога не грешит» ( 1Иоан.5:18 ). Итак, если на слова Священного Писания опираются мнения друг другу противоположные, то наш прямой долг – выяснить истинный смысл божественных глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

§ I. Вопрос об оправдании людей одной верой в Христа, по справедливости, надобно считать изначальным во всём догматическом «уповании» нашего сектантства. Правда, не всегда это сознают их малограмотные писатели, особенно из молокан. Нередко они отодвигают его совсем в тень; иногда лишь слегка затрагивают в своих «обрядниках». Даже на беседах с миссионерами названные сектанты не очень-то любят толковать об оправдании людей верою во Христа, сосредоточивая весь свой задор на более понятном для них православном догмате об иконопочитании. Но такой прием писательства и совопросничества со стороны молокан говорит лишь об их невежестве и боязни пускаться в надлежащее исследование христианской догматики, а не действительно о главенствующем значении для них такого или иного решения вопроса об иконопочитании: из этого догмата, конечно, при самом усиленном старании нельзя вывести всех других пунктов хотя бы того же молоканского учения. Как, напр., связать с ним отрицание молоканами таинства священства, таинства миропомазания, или неуважительное отношение их к Церковному Преданию?.. Совсем в ином положении оказывается дело, если исходными пунктом сектантских лжеучений считать своеобразное понимание ими догмата об оправдании верою в Христа. Это сознают и сами наиболее образованные сектанты, и в лице штундо-пашковцев всеми мерами стараются выдвинуть указанный догмат на первый план. С этой целью они тщательно, по несколько раз, подчеркивают в Библии те места, в которых говорится или о вседовлеющей крестной смерти Господа, или о вере во Христа, как о единственном средстве усвоения нам Его спасительных заслуг. Нет надобности перечислять всех этих мест. У кого была под руками, так называемая, пашковская Библия , тот живо представит их себе сам и воочию убедится, что в данном пункте сосредоточивается именно вся сущность догматики штундо-пашковцев и молокан. В самом деле: согласитесь хоть на минуту с сектантами, что оправдываемся мы от грехов и освящаемся только одной верой в искупительную смерть Господа; что все, приобщающиеся верой к этой смерти, уже потому самому святы , – и вы неминуемо примете тогда все их дальнейшие выводы отсюда. Вы принуждены будете согласиться, что если одна вера спасает нас, то нам совершенно не нужны никакие внешние посредства оправдания во Христе: не нужна Церковь , как Божественная наставница и руководительница в нашем спасении; не нужно священство, не нужны таинства, ибо мы и без них святы и непосредственно можем сочетаваться верою со Христом; не нужно призывание святых в наших молитвах, ибо один у нас ходатай пред Богом – Иисус Христос . Словом, догматическое заблуждение сектантов об оправдании христианина одной только верой в Голгофскую жертву Господа неминуемо приводит их к разрушению всего стройного здания Христовой Церкви и водворяет беспорядок там, где прежде красовался святой храм в Господе. – Вот почему остается лишь пожалеть, что на этот пункт так мало внимания обращается нашими обличителями сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Глава IV-я. Развитие евангелического церковного устройства § 31. Принципиальные воззрения протестантизма 288 Поводом к выступлению Лютера в качестве реформатора послужило злоупотребление по продаже индульгенций; но, начавшись с этого частного повода, германская реформация направилась против самых основ средневековой церковности. Злоупотребления по продаже индульгенций привели Лютера к мысли, что не только злоупотребления заслуживают осуждения, и не только сами индульгенции, как фиктивные добрые дела, ограничивающиеся механическим взносом известной денежной суммы, но и добрые дела вообще, сами по себе, не имеют значения в деле спасения человека. Человеческая природа настолько повреждена первородным грехом, что человек не в силах совершить такие дела, которые могли бы быть поставлены ему в заслугу. Поэтому человек может оправдываться перед Богом только лишь верой, а не делами. Вера, как глубокое сердечное религиозное настроение, не может не проявляться в соответствующих делах; но как самая вера есть дар Божий, так и те дела, в которых она обнаруживается, суть также дар Божий, а, следовательно, не могут быть вменяемы в заслугу человека. Из этого общего принципа оправдания верой сделаны были дальнейшие выводы. Уже борьбой Лютера с индульгенциями была затронута власть папы раздавать дары благодати и освобождать от наказания за грехи не только живых людей, но и умерших, находящихся в чистилище. Но этого мало. Так как христианин спасается исключительно верой во Христа, которая есть дар Божий, то нет нужды в священстве, как особом сословии, обладающем особыми дарами, преподающем благодать и посредствующем между Богом и людьми. По своему составу церковь есть общество равное 289 , в котором нет существенного различия между клиром и мирянами: все члены равно состоят в непосредственной личной связи с Христом и все суть равно священники. Ни особенного христианского священства, ни особенной новозаветной жертвы не существует, кроме одного Священника и Посредника Христа и кроме одной жертвы, раз навсегда и за всех принесенной Христом на Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Верой или делами? Апостол на Литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице К Галатам, глава 2, стихи 16-20 16 Братия, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17 - Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос - служитель греха? - Немыслимо! 18 - Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. 19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Предложенное место из Послания к Галатам Апостола Павла содержит в себе ядро учения Апостола об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Вырванные из контекста Священного Писания цитаты становились грозным оружием противостоящих в споре сторон. Что же это за «вера без дел»? И бывают ли «дела без веры»? «Спасается человек исключительно благодаря благодати Божией, никакими делами он сам себя спасти не может», - так утверждали одни. И были правы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Последовательный экзегетический анализ послания Апостола Павла к Римлянам Обширное по объему (шестнадцать глав) послание к Римлянам естественно разделяется на четыре части следующим образом. I. Предисловие (Рим. 1:1–17) с надписанием, приветствием и изложением некоторых предварительных обстоятельств послания, а именно: а) в силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение, хотя церковь римская не им основана, б) какое личное и особенное побуждение было у Апостола войти с ними в сношение, в) наконец, почему до сих по не приводил он в исполнение своего намерения. II. Затем идет вероучительная часть ( Рим. 1:18–11 ), составляющая более двух третей всего послания и подробно раскрывающая основную мысль послания о единственном средстве оправдания перед Богом чрез веру во Христа. Мысль эта раскрывается в нижеследующих подчиненных отделах. 1) Рим. 1:18–2:29 . Суд Божий открывается на всех язычников и иудеев, как содержащих истину в неправде. 2) Рим. 3:1–20 . Преимущества иудеев пред язычниками были только внешние и касались, собственно, даров Божиих (закон, обрезание и проч.), а не личных прав и заслуг иудейских в деле оправдания. 3) Рим. 3:21–31 . Спасение для всех устрояется единственно верой во Христа Иисуса. 4) Рим. 4–5:1–11 . Из примера Авраама и свидетельства Давидова открывается, что учение об оправдании верой согласно с самим законом ветхозаветным. Истинность же сего учения подтверждает и самое величие плодов нашего оправдания, совсем не соответствующее делам нашим. 5) Рим. 5:12–21 . Что новый способ оправдан чрез усвоение себе заслуг Спасителя, т. е. чрез заимствование праведности чужой от другого лица, действительно может спасти нас, это доказывается тем, что и грех, и осуждение мы заимствуем от другого лица – от Адама, без прямого участия его в преступлении. 6) Рим. 6, 7 и 8. Вопреки неверным выводам, якобы при вере оправдывающей можно людям безнаказанно грешить, Апостол с силой рассуждает об обязательствах и святых плодах оправдания верой во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

О том, как правильно провести радостные дни Светлой седмицы и не растерять то, что было приобретено в дни Великого поста, напоминает протоиерей Олег Стеняев . Христос воскресе! Пасха – это главный праздник в восточно-христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на Кресте, и Его враги и Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества, это было свидетельство о том, что Жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть Тот, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). «Сказав о нашей вере, апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к Которому он всегда обращается, вынося на средину крест... Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. “За что Христос распят?” - спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов. Говоря же о смерти Христа, он говорит и о воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» ( Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на Послание к Римлянам). «Крещенные до страданий Христовых получили только прощение своих грехов... После же воскресения все, крещенные до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святого, Который есть знак верующим, что они – сыны Божии... Страданием Спасителя побеждена смерть, которая прежде господствовала по причине греха, но она уже не осмелится властвовать над теми, кто оправдан» ( Амвросиаст . Комментарий на Послание к Римлянам).

http://pravoslavie.ru/92889.html

Как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет? 18.05.2016 12:05:09 Протоиерей Олег Стеняев Владимир Носов: Прошла Светлая Седмица, но не все провели её так же хорошо, как время Великого Поста. Многие расслабились, а некоторые потеряли всё то, чего достигли во время поста и как бы отброшены назад. Как избежать подобного состояния? Сейчас этим вопросом многие озадачены, потому что сейчас пребываем в радости, но одновременно чувствуем, что как бы и молитва исчезла, и мало читаем слово Божие. Батюшка, что вы посоветуете? О.Олег Стеняев:  Конечно, Пасха - это главный праздник в восточной христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, как я часто объясняю, Его враги, Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества -  это было свидетельство, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть тот,  как пишет апостол Павел: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это послание к Римлянам (Рим. 4, 25). В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего? Святитель Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на послание к римлянам» писал: «Сказав о нашей вере, апостол говорит так же о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на середину крест. Заметь, каким образом указав на причину смерти, он обращает её в доказательство воскресения. „За что Христос распят?“ — спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить Свое учение об оправдании как верой Авраама, которой Он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

Предисловие. О том, по какой причине собраны из Священного Писания эти ответы для разрешения вопросов о воздержании от брашен, возбраненных монашескому добровольному обещанию Много нас говорящих, а творящих мало, но никто не должен утаивать слово Божие или удаляться от него по своему нерадению, а должно, исповедуя свою немощь, не скрывать Божией истины, чтобы не быть нам виновными, вместе с преступлением заповедей, и в перетолковании слова Божия, как сказал святой Максим 1 . Но поскольку и я, унылый и негодный, сподобился прочесть с прилежным усердием и несомненной верой Священное Писание Ветхого и Нового Завета, а также учительные и отеческие книги и научиться от их многих полезных слов, добрых же дел не имею, то обличает меня слово Господне: «Врачу, исцелися сам» ( Лк.4:23 ). с другой стороны, ужасает меня участь того раба, который скрыл талант и лишен всякого оправдания, не только потому, что сам был праздным и бездельным, но и в особенности потому, что не передал слова другим слушающим, как считает и божественный Максим. Видел я, что некие из моей братии, которым при монашеском постриге я, недостойный, был наречен восприемником, во время путешествия по иным землям, бывают убеждаемы некоторыми людьми, что якобы вкушение мяса монахами – не грех и не нарушение обета. «Ибо, – говорят такие, – есть или не есть мяса – это в воле каждого, и это не закон и не правило нерушимое. Некоторые из древних отцов ели мясо, некоторые же – нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: «Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает» ( Рим.14:3 )» и прочее. Некие же, во всех этих словах находя оправдание своему неведению, лишенному всякого прощения, начинают легкомысленно относиться к вкушению мяса. Объявшее меня многое недоумение об этом привело к тщательнейшему исследованию и, с Божией помощью, я нашел очень полезную древнюю историю в Чиновной книге 2 преподобного Никона Черногорца. Этот святой учитель, прочтя послание кир Петра, Патриарха Антиохийского, разрешающего употребление мяса монахам, никак не потерпел этого, но по божественной ревности, словно Финеес (см. Чис.25:7 ), пронзая это патриаршее писание мечом обличения, будто духовным копьем, объявил о прелести и выступил против порока, говоря: «Патриарх, по своей страстной воле, вверг в монашество страстное учение и привел в оправдание этому постнические правила Василия Великого . Но об этом не должно молчать, ибо что значит эта древность теперь, когда монахам вовсе запрещено вкушение мяса? То было в начале христианства, ныне же недействительно», и прочее, о чем после будет сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии Отправление Мефодия из Рима в Паннонию, письма Адриана II к Коцелу, также Ростиславу и Святополку. Новое путешествие Мефодия в Рим; Мефодий – епископ Паннонии и Моравии. Падение моравского князя Ростислава; Святополк; усиление власти немцев в Моравии и Паннонии, злоба немецкого духовенства против Мефодия, суд над ним, заточение, безучастность Рима к его судьбе. Святополк – независимый моравский князь и успехи его в борьбе с немцами. Усилия немецких епископов удержать свою власть в Моравии и Паннонии. Записка их и посольство в Рим. Неудача дела их в Риме. Легат папы Uoahha VIII , отправленный в Германию и паннонию, инструкция ему, письма папы к королю Людовику и трем немецким епископам в защиту Мефодия и в ограждение прав моравско-паннонской церкви. Освобождение и восстановление иерархических прав Мефодия. Прибытие его в Моравию, изгнание моравлянами немецких священников. Дополнительные пояснения: виды папы в утверждении моравско-паннонского архиепископства. Письмо его к сербохорватскому князю Мутимиру. Письмо к Мефодию. Спокойная, просветительная деятельность Мефодия с 874 года. Процветание и расширение пределов моравского государства. Действия Мефодия в просвещении христианской верой над-вислянского князя, чешского князя и Чехии. Судьба славянского христианства в Паннонии; влияние Мефодия на хорвато-сербскую Далмацию. Новые козни и доносы в Рим на Мефодия с 879 года. Податливость Святополка внушениям врагов Мефодия и недостаток сердечной преданности ему. Иоанн венецианский, посол Святополка в Риме. Письма папы Uoahha VIII к Мефодию и Святополку и вызов первого в Рим. Путешествие Мефодия в Рим. Немец Вихинг. Письмо папы Uoahha VIII в оправдание Мефодия. Обстоятельства, повлиявшие на образ действий папы; отношения папы к франко-немецкой империи, к Византии, к Болгарии и личные – к Мефодию. Анализ Мефодиева дела в Риме и постановлений папы по нему, выражаемых письмом, особенно в вопросах о символе веры , о славянском богослужении и устройстве моравской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

XVIII. Об оправдании Святые апостолы, проповедуя, что без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ), что мы спасены благодатью чрез веру ( Еф.2:5:8 ), что всё, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ), в то же время учат, что человека спасает вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ), что человек оправдывается делами, а не верою только и нет пользы тому, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет; ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:24:26 ). Православная Церковь , на основании Священного Писания, утверждает, что человеку для оправдания и спасения совершенно необходимо, при истинной вере, совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Всё Священное Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ); ходите тесными вратами (ст.13), т.е., трудами и подвигами. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной ( Мк.8:34 ); т.е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и святые апостолы. Например, апостол Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Авраам, отец наш, не от дел ли оправдался – и делами вера достигла совершенства? ( Иак.2:22 ). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не только верой? (ст.24). И святой апостол Павел также учит, что Бог воздаёт каждому по делам его: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2 :б, 13). Каждый получит свою награду по своему труду: 1Кор.3:8 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении об оправдании Рим.3:24 . «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010