Владислав Александрович Озеров (1769 – 1816), не принадлежавший кругу Карамзина-Дмитриева, раздражавший Пушкина, был симпатичен князю, а его трагедия «Фингал» (1805) была одной из любимых русских постановок Петра Андреевича, благодаря большому количеству пантомимы, танцев и хоров. Заядлый с юности театрал, он, как и весь тогдашний Петербург, знал наизусть монолог Моины: «В пустынной тишине, в лесах, среди свободы…», – и говорил, что «Фингал» не трагедия, а «трагическое представление». Но в этой вышеупомянутой работе обнаруживаются не только дифирамбы в адрес Озерова, но и «этно-культурологические» наблюдения Вяземского, которых не встретишь ни у Павла Катенина, ни у Аполлона Майкова, исследовавшего в 1897 году литературную критику своих поэтов-предшественников. См.: А. Майков. Князь Вяземский и Пушкин об Озерове. – СПб.: Типогр. М. Стасюлевича. – 1897. Пётр Андреевич пишет: «Воображение Оссиана (т.е. Макферсона – Авт.) грустно, однообразно, как вечные снега его родины. У него одна лишь мысль, одно чувство: любовь к отечеству, и сия любовь согревает его в холодном царстве зимы и становится обильным источником его вдохновения. Его герои – ратники; поприще их славы – бранное поле, алтари – могилы храбрых… Северный поэт переносится под небо, сходное с его небом, созерцает природу, сходную его природе, встречается в нравах сынов ея простоту, в подвигах их – мужество, которые рождают в нём тёмное, но живое чувство убеждения, что предки его горели тем же мужеством, имели ту же простоту в нравах» (Там же).   В 1827 году Вяземский, очень внимательно анализировавший политические события вокруг развалившегося Священного Союза и общеевропейских перемен, пишет статью «Отрывок из биографии Каннинга». Министр иностранных дел Англии скоропостижно, в возрасте 58 лет, скончался 8 августа того же года, и Петр Андреевич, наблюдавший яркую пятилетнюю политическую карьеру Каннинга, восклицает: «Ныне смерть великого государственного человека, исповедующего правила политики великодушной и просвещённой, есть общая потеря. но благие семена, посеянные Каннингом, созреют и разовьются под сенью его преждевременного гроба» (ПСС, Т 2. – С. 1-9). Там же князь отмечает, что «Каннинг (Георг) ирландского происхождения, родившийся, по одним сведениям, в Лондоне, по другим – в Ирландии». Вяземский знал, что именно при Каннинге попытки ликвидировать «католическую ассоциацию» Даниэля О " Конннела в 1825 году были расстроены, так как министр «в отношении вопроса об эмансипации католиков проявил признак поворота к лучшему… После смерти Каннинга к власти пришли чистые тори во главе с «железным герцогом» Веллингтоном и Робертом Пиллем» (См.: Афанасьев Г.Е. История Ирландии. – 1907. – С. 165. Репринт. М., Красанд, 2010 г.). Ассоциацию О " Конннела закрыли, и Вяземский, сопереживая своим дальним сородичам, отмечает: «Внутри Англии – горестная для человечества тяжба католиков ирландских с мнимым и худо понимаемым законом государственной необходимости» (ПСС, Т 2. – С. 4).

http://radonezh.ru/analytics/dva-plemeni...

– Интересно, насколько ортодоксален был Державин в своих произведениях, не допускал ли он какого-то излишнего вольномыслия? – Это все-таки поэзия, и при желании можно придраться к каким-то богословским взглядам, тем более что «Бог» и «Христос» – не только духовные оды, но и произведения философского и богословского характера. В оде «Бог» последовательно рассматриваются доказательства бытия Божия, и каждое признается недостаточным. А в оде «Христос» Державин богословствует о том, как могло человеческое соединиться с Божественным, о соединении двух природ во Христе. Свои стихи он сопровождает ссылками на Священное Писание и святых отцов. На 38 строф там 82 авторские сноски. Это не только поэтический текст, но и текст, претендующий на то, чтобы быть богословским рассуждением. И здесь как раз можно было придраться – и придрались. В частности, духовной цензурой чинились препятствия публикации оды в 1814-м году, несмотря на славу Державина и его положение пусть и отставного, но все-таки вельможи. – Из-за чего? – На самом деле это были не богословские погрешности, а просто выражения, которые можно было по-разному интерпретировать. Одних они смущали, других – нет. Например, это совершенно не смутило святителя Филарета (Дроздова). Он был тогда еще ректором Санкт-Петербургской духовной академии и поспособствовал публикации державинской оды, защитил от цензорских придирок. Поздняя поэзия Державина, к которой относится и ода «Христос», вообще долгое время была недооцененной. Считалось, что на старости лет он стал писать что-то скучное, даже впал в маразм. Но на самом деле Державин и в XIX веке (он скончался в 1816-м году) был поэтом-новатором, опережающим свое время, что тогда далеко не все умели ценить. И потому многие совершенно великолепные произведения Державина оставались в стороне, причем для него самого первостепенно важные – как ода «Христос» или «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Это самое длинное его стихотворное сочинение, где описывается весь ход Отечественной войны 1812 года.

http://pravoslavie.ru/114348.html

Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду: скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афанасьев с 30 сентября 1813 г. По 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора: а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотою решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, именно: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасиевич, был родным братом протопресвитера Александра Афанасиевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому, еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, причем вторично проходил богословские науки в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1788 года, в течение семи лет, он был учителем в Лаврской семинарии, сперва греческого и еврейского языков, преподавал катихизис, а потом риторику, вместе с поэзией и историей, продолжая обучать и еврейскому языку и преподавал также катихизис. После семилетнего прохождения учительских должностей в Троицкой Лаврской семинарии, в 1795 году он был переведен во священника Христорождественской, что в Кудрине, Пречистенского сорока, г. Москвы, церкви: ставленная грамота была выдана ему за подписью Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

35. Иннокентий. – Соборный иеромонах, Воронежской семинарии префект и богословия учитель; произведен в архимандриты в Задонский монастырь в 1805 году 126 , скончался 3 сентября 1807 года в ипохондрии. При этом настоятеле выстроена каменным зданием братская трапеза, кухня и хлебопекарня. 36. Евграф. – В 1807 году переведен сюда настоятелем из Арзамасского Спасского третьеклассного монастыря Нижегородской губернии. Учитель богословия в Воронежской семинарии. 4 июня 1814 года назначен был в третьеклассный Тюменский монастырь Тобольской епархии; но сие определение почему-то было отменено, а вместо того назначено ему пребывать на покое в Санаксарском монастыре Тамбовской епархии 127 . 37. Самуил II – Из учителей. Воронежской семинарии инспектор и Коротоянского монастыря строитель; в 1814 году произведен в архимандриты и назначен настоятелем в Задонский монастырь. В 1819 году открыл Задонское духовное училище и занимал в нем должность смотрителя; был членом Воронежской консистории; имел золотой крест, алмазами украшенный, и орден Св. Анны 2-й степени. Скончался 11 декабря 1833 года. По устному преданию – настоятель строгий, хозяин бережливый, более 19 лет управлявший сей обителью. В это время пребывал в Задонской обители на покое Каменец-Подольский архиепископ Антоний I, Соколов. Из ректора Казанской академии хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского в 1810 году на место Арсения II, Москвина. Воронежская семинария пользовалась значительными благотворениями сего архипастыря. Это свидетельствуется в надгробной речи Воронежскому архиепископу Антонию II, произнесенной профессором Воронежской семинарии г-ном Эсманским, где между прочим говорится: «Сироты, воспитывающиеся в семинарии на казенном содержании! Вы помните и молитвенно вспоминайте архиепископа Антония I, основавшего вашу семинарию». Здесь упомянул г-н профессор об основании более материальном, в коем семинария Воронежская действительно имела тогда нужду, и в этом отношении Преосвященный Антоний благородно содействовал своими пожертвованиями благоустройству семинарии Воронежской, получившей свое основание еще в 1722 году. В 1816 году Преосвященный переведен в епархию Калужскую, в 1821 году из Калуги переведен архиепископом в епархию Каменец-Подольскую, которой управлял очень короткое время; в том же 1821 году, 25 августа, разбитый параличом и уволенный по прошению прибыл на покой в сей монастырь; любимый Воронежской епархией и сам ее любя, он среди нее избрал себе покой. Более 6 лет пребывал здесь на покое, живя в особо для него устроенных кельях (между северо-западной Евсевиевской башней и вторыми св. воротами перед колокольней), и 29 марта 1827 года скончался на 57 году от рождения. Погребен с честью Преосвященным Антонием II в монастырской придельной церкви (в 1845 году разобранной) против алтаря Рождества Иоанна Предтечи, между стеной и столпом, поддерживавшим свод ветхого Владимирского храма 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

10) На место Ираклия назначен строителем Тихоней пустыни, в том же 1835 году, казначей Лютикова монастыря иеромонах Аарон из духовного звания; он скончался в той же пустыне 23 июня 1836 года. 11) Иеромонах Паисий, из купеческого звания; начально поступил в Соловецкий монастырь. Пострижен в монашество в 1806 году, 1807 г. посвящен в иеродиаконы, перешел в Ростовский Яковлевский монастырь; в 1815 г. в воскресенский (Новый Иерусалим); в 1816 г. сделан казначеем, в 1717 году рукоположен в иеромонаха, в 1818 году определен на должность, в должность ризничего и благочинного; в 1827 г. переведен С.-Петербургской епархии в Сергиеву пустынь, откуда посылаем был, в с- петербургские больницы для исправления священно служения и треб во время холеры; также посылаем был во флот, где находился, целую компанию 1831 г.; в 1832 г. определен в Лихвинский Добрый монастырь в должность казначея; в 1834 году награжден набедренником, в 1836 году определен строителем в Тихонову пустынь, где и скончался 28 июня 1837 г. 12) Игумен Геронтий, родом из московских купеческих детей, по фамилии Васильев, поступил в число братства Оптиной пустыни 1830 года, в монашество пострижен октября 29 дня 1833 г.; посвящен преосвященным Никанором, бывшим епископом калужским и боровским, в иеродиакона 1834 года сентября 14, а в иеромонаха 1836 г. июня 24; по резолюции того же преосвященного, указом Калужской Духовной консистории, определен строителем в Тихонову пустынь 1873 года сентября 17, награжден набедренником 1840 года октября 27; 1847 года июля 8 дня, при совершении преосвященным Николаем в пустыни литургии, за ревностное благоустройство и украшение, как во внешнем, так и во внутреннем отношении вверенной ему обители, произведен в игумена, а в 26 день августа 1856 г., за отлично усердное служение церкви, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован наперстным крестом. Скончался 6 июля 1857 года. 13) Иеромонах Паисий, из ливенских купеческих детей, определен первоначально в число братства Оптиной пустыни указом 1837 г. апреля 29; 1841 года декабря 24 пострижен в монашество; 1842 г августа 15 рукоположен в иеродиакона; 1845 г. ноября 8 в иеромонаха; 1848 г. мая определен в помощь духовнику; 1854 г. февраля 26 определен духовником Оптиной пустыни; 1855 г. июля 19 награжден набедренником; 1857 г. июля 9 определен строителем в Тихонову пустынь, а 1858 г. июля 10 согласно его прошению, по болезни, уволен от настоятельской должности и указом консистории, от 15 декабря того же года дозволено ему находиться в Козельской Оптиной пустыне до открытия иеромонашеской вакансии, где находится и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аскетическое учение, как видим, возрождалось в России с трудом. Делателей было мало, и они терпели во многих местах не только трудности, но и порой гонения. Не принятые в одном граде, они «бегали в другой»... В 1816 году на Валааме скончался старец Клеопа. А в июне 1817 года отцы Феодор и Леонид переместились в Александро-Свирский монастырь. Здесь отец Леонид, по свидетельству старца Феодора, усовершенствовался в аскетическом делании особенно глубоко. 7 апреля 1822 года отец Феодор скончался во блаженном успении, сохраняя среди болезненных приступов не только мирный, но и радостный дух. Как он говорил, он увидел берег житейского моря. К этому времени отец Леонид был уже широко известен как духоносный старец и имел учеников. В разных монастырях были у него и единомышленники, почти все ученики учеников преподобного Паисия. Отец Феодор в последнее время мечтал о том, чтобы им всем, единомышленным, сойтись вместе в какой-нибудь тихой русской обители, где бы они могли в безмолвии работать Господу. После его кончины отец Леонид писал иеромонаху П.: «Вы изволите писать, что в нынешние пребедные времена, кажется, нужно собраться нам всем воедино и выпросить у какого-либо монахолюбивого архимандрита куточек. ...Батюшка наш отец Феодор насчет соединения, дабы нам не разлучаться, но сожительствовать вкупе, неоднократно подтверждал. Особливо, когда дар прозорливства перед смертию получил, уговаривал отечески тако: “Отцы мои! Господа ради друг от друга не разлучайтесь, поскольку в нынешнее пребедственное время мало найти можно, дабы с кем по совести и слово-то сказать. ...Собраться воедино, кажется, полезно для подкрепления друг друга» 89 . Когда стало известно о намерении отца Леонида покинуть Александро-Свирский монастырь, его начали приглашать вместе с учениками в разные места. Усердно звали к себе его оптинский игумен Даниил и скитоначальник отец Моисей, с ними единодушен был в этом и преосвященный Филарет, архипастырь Калужский. Оптинский скит как раз и привлекал всего более отца Леонида, и он отпустил туда в 1823 году одного из своих учеников, монаха Гавриила. Его же самого начальство еще несколько лет удерживало в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его тесть, благодаря своей энергичной деятельности, занимал в то время видное положение среди духовенства города. Он был действительным членом Православного миссионерского общества и устроителем публичных религиозно-нравственных народных чтений. Он написал историю Шуйского духовного училища со времени его основания в 1816 году, а также книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей с приложением сказания о чудесах от чудотворной иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», был признан родоначальником церковного краеведения в Шуе. Главной святыней Воскресенского собора была чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божией Матери, написанная в 1655 году шуйским иконописцем Герасимом Иконниковым, когда в Шуе свирепствовала моровая язва. С принесением иконы в храм эпидемия прекратилась – сначала в приходе Воскресенского собора, а затем и во всем городе. У отца Павла и Софии Евлампиевны родилось восемь детей. София Евлампиевна скончалась в 1906 году, и священнику пришлось воспитывать оставшихся без матери малолетних детей. В 1906 году отец Павел был награжден наперсным крестом; 8 апреля 1907 года возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского собора в связи с уходом его тестя за штат. С 1907 года протоиерей Павел стал благочинным и председателем Шуйского уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, с того же года он представлял духовенство на земских собраниях, а с 1908 года – в заседаниях Шуйской городской думы. Протоиерей Павел, кроме преподавания в мужской гимназии, был учителем в женской гимназии и законоучителем в воскресной церковноприходской школе. После прихода к власти безбожников и опубликования ими закона об отделении Церкви от государства, запрещающего преподавать Закон Божий в общеобразовательных общественных учреждениях, отец Павел перенес эти уроки в Воскресенский собор. Протоиерей Павел был одним из самых известных священников в городе как по масштабу своей деятельности, так и из-за своих выдающихся проповедей, и представители советской власти сразу же обратили на него внимание и стали искать повод для его ареста. Для осуществления надзора за жизнью священника к нему в дом вселили осведомительницу Швецову.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/403/Serg...

Отец Лев с отцом Феодором (подвижник отец Клеопа скончался в 1816 году) перебрались в Александро-Свирский монастырь, где подвизались до кончины старца Феодора. Отец Лев после смерти старца решился перейти со своими учениками в более уединённое место. Узнав о его желании, многие стали предлагать ему перейти к ним в обитель, в их числе были братия Площанской пустыни и только что устроенного скита в Оптиной пустыни. Отец Лев побывал на давно желаемом богомолье в Киеве, и, поклонившись мощам угодников Божиих в пещерах, изъявил своё желание поехать в Оптину. Премудрый Господь, однако, сотворил этот путь не прямым, а через Богородицкую Площанскую пустынь, где в то время о даровании ему духовного наставника пламенно молился отец Макарий, будущий Оптинский старец и любимый ученик, сподвижник и сотаинник преподобного Льва. Промысл Божий свёл их вместе во время короткого (полгода) пребывания отца Льва в Площанской пустыни. Эта встреча позволила им потом воссоединиться в Оптиной, куда преподобный Лев приехал с шестью учениками в 1829 году, а преподобный Макарий последовал за ним в 1834 году. Оптина стала последним местом земного пребывания преподобного Льва, здесь он прожил 12 лет – до самой смерти в 1841 году. Преподобный стал первым Оптинским старцем, родоначальником всех старцев Оптинских, наставником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия. Оптинская братия приняли отца Льва с великой радостью, как дар небесный. Оптинский скит в то время был очень беден, не отстроен до конца: вокруг маленькой деревянной церкви в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна с небольшой деревянной колокольней стояли несколько неоштукатуренных домиков, крытых тёсом. Ограды вокруг скита ещё не было, обнесён он был только плетнём, да и то не весь, зато вокруг скита шумел многовековой сосновый бор. С северной стороны скита находилось место для пасеки и небольшой домик, предназначенный для отца Льва, поставленный специально в отдалении, чтобы старца могли невозбранно посещать и монашествующие, и миряне.

http://pravoslavie.ru/65147.html

Во время Ленинградской блокады Елена Гавриловна продолжала работать воспитателем в осажденном городе. Земная жизнь Елены Гавриловны закончилась в 1953 году.   О настоятеле храма протоиерее Николае Парийском: Будущий священнослужитель родился в 1816 году, образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии, где закончил курс в 1843 году со степенью магистра богословия. Сразу же после этого Николай Михайлович поступил на службу священником Рождественской церкви на Песках. В 1867 году священник Николай Парийский был назначен настоятелем Рождественского Песковского храма. 7 сентября 1867 года определен благочинным. 18 мая 1869-го возведен в сан протоиерея. Протоиерей Николай прослужил в храме Рождества Христова на Песках 43 года. Скончался 10 августа 1886 года и был погребен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Чаще всего на богослужениях поет хор, собранный из прихожан   …и сейчас — История собирается по крупицам, — продолжает рассказ Валентина Михайловна, — люди сами к нам приходят. Стоило только опубликовать на страничке храма краткую справку о священнике Николае Парийском, как буквально на следующий день к нам в храм пришел его прапраправнук Василий Бескин с архивом семейных фотографий. От него мы узнали, что сын настоятеля Лев Николаевич Парийский был секретарем Патриарха Тихона и сподвижником митрополита Вениамина (Федченкова). Современная история прихода тоже слагается из личных историй каждого прихожанина и служителя храма. Судьбы многих так или иначе связаны со Спасо-Преображенским собором, в котором начинал свое служение настоятель Христорождественского храма отец Андрей Щербан. — Многие прихожане нашего храма пришли сюда из Спасо-Преображенского собора, — говорит отец Андрей. — Некоторое время я совмещал руководство нашей общиной со служением там. Вместе с отцом Андреем служил некогда и второй священник храма Рождества Христова иерей Сергий Савченков. — Прихожанином Спасо-Преображенского собора я был с детства, — вспоминает он, — меня туда еще бабушка водила.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=185449

И здесь старцы со временем обрели славу своими мудрыми советами и наставлениями. Валаамская братия, тогда также еще не имевшая собственных опытных наставников, вскоре осознала, какое сокровище послало им Провидение Божие в лице старцев. Их пребывание на Валааме послужило возникновению старчества в этой древней обители, которая процвела в дальнейшем целым сонмом своих подвижников. Старцы спасли от пагубного духовного состояния монаха Евдокима, который после этого всю жизнь был им благодарен и не уставал рассказывать всем об их мудрости и любви к людям. Обращались к ним и паломники, сохранилась обширная переписка отцов Леонида и Феодора с духовными чадами. Как сказал о старцах живший в то время на Валааме юродивый Антон Иванович, «торговали здесь хорошо», – так он выразился, имея в виду приобретение душ Христу. На Валааме старцев постигло искушение. Их свободное, безыскусное обращение с братией, готовность помочь в духовных нуждах породили в настоятеле игумене Иннокентии подозрение в посягательстве на руководство братией. Этот случай показывает, насколько утрачено было в то время истинное понимание значения старческого руководства. Дело дошло даже до митрополита Петербургского Амвросия. После разбирательства, которое пришлось учинить, причем старцев подвергли письменному допросу, истинная причина гонения на них стала очевидна. Митрополит, покоренный простотой и мудростью старцев, сделал замечание настоятелю. Хотя истина восторжествовала и после этих событий старцы оказались в еще большем почете, зная человеческую природу, они решили не оставаться на Валааме. Отец Клеопа скончался на Валааме в 1816 году, а отец Леонид и старец Феодор отправились в 1817 году в Александро-Свирский монастырь. Подробностей о жизни старцев Леонида и Феодора в Александро-Свирской обители известно немного. Сохранилось свидетельство о том, как они предсказали день и час приезда Александра I в монастырь. В 1820 году император совершал большую поездку по северным пределам России, посещая и расположенные на пути обители. Александро-Свирский монастырь не значился в его маршруте, но, увидев на дороге крест, указывающий дорогу к монастырю, царь изъявил желание побывать в обители, тем более, что ему рассказали о духоносных старцах, живущих там. Каково же было удивление императора, когда на подъезде к обители он был торжественно встречен настоятелем и братией. Оказалось, что отцы Леонид и Феодор заранее предупредили настоятеля о прибытии императора, хотя никаких официальных сообщений об этом не было. Когда царь узнал, что его приезд предсказали старцы, он захотел увидеть их и взять благословение. Чтобы избежать соблазна и славы, отец Леонид и Феодор на все вопросы императора отвечали сдержанно, когда же тот пожелал взять благословение у старца Феодора, тот отказался, объяснив, что он простой мужик, не рукоположенный во иереи. Император не стал настаивать, откланялся и уехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010