Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими «учителями» и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезнет. Одни уверяют себя и нас, что Православие — это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие — это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично. Другие говорят, что Православие — это культура, некое «культурное наследие». Мы же должны знать, что Православие — это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого. Третьи утверждают, что Православие — лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но, напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников. Приходят еще некие и говорят, что Христос — это один из «учителей человечества», такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос — не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший чело веком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде «сего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием нам Святого Духа. И потому мы знаем, что всякий, кто учит о спасении помимо Креста и без Воскресения — не от Бога послан. Еще другие стараются убедить людей, что Христос — это не то экстрасенс, не то инопланетянин. Мы же должны противостать этой безумной проповеди твердым свидетельствованном о том, что Христос — Бог, Творец Вселенной, явившийся во плоти «нас ради человек и нашего ради спасения». Дорогие мои! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. И сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех вас — не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе отстаивали Православие. И если нет у кого-то из нас сил и знаний, чтобы доказательно обосновать невозможность совмещения Православия с возрождающимся ныне язычеством и

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviy...

Всякая трудная ситуация в нашей жизни задает нам вопрос: что там, в наших светильниках? Попросить у ближайшей «мудрой девы»? Конечно, мы все ищем духовной помощи у других людей: святых и несвятых, пастырей наших, архипастырей, известных старцев, авторов духовных книг, да просто друзей-единоверцев… Это для нас неизбежно и естественно: и нам помогают, и мы, при всем нашем несовершенстве, – такому же бедолаге, как мы сами, глядишь, и подсобим когда-нибудь. Но вот почему этот естественный, казалось бы, вариант – «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут» (Мф. 25, 8) – для юродивых дев из притчи оказался тупиковым: наша способность принять духовную помощь, воспользоваться ею зависит от того, сколько труда положили мы сами, насколько мы подготовили себя к принятию духовной помощи. Иными словами, помочь можно лишь тому, кто сам уже как минимум начал что-то делать, и еще – кто ясно понимает, что именно ему нужно сейчас от «мудрой девы». Помощь – дело доброе. Но елей в нашем светильнике – это наш елей, результат нашего личного – а не чьего-то еще! – выбора и труда. Если труда нет, если выбор не сделан – поиск помощи выродится в бестолковую «езду по старцам», в псевдодуховное потребительство и тому подобное. Запасаться чистым елеем нужно, не дожидаясь ни болезни, ни войны, ни старости, ни смерти Запасаться чистым елеем нужно, не дожидаясь ни болезни, ни войны, ни старости, ни смерти, не откладывая ни на какое «потом». Мы все, наверное, слышали от своих знакомых грустно-комическую фразу «Я еще не готов (-а)». Не готов (-а) прийти в церковь, исповедаться, причаститься, войти в церковную жизнь… Меж тем говорящему – за 50, за 60, а когда-то и побольше. И хочется его спросить: так когда же ты дозреешь-то, наконец – к девяностолетию?.. Да, мы пришли в Церковь, и даже задолго до старости. Но далеко ли ушли с той поры, как пришли?.. Если честно на себя оглянемся, сразу увидим, что сделали только первый шаг. А когда посещает нас Господь – а Он ведь каждого посещает, – тут-то и выясняется, что этот первый шаг, по сути, – шаг на месте. Я в этом убеждаюсь периодически – в перипетиях и горестях собственной жизни.

http://pravoslavie.ru/148714.html

«Как Отец Мой возлюбил Меня, так и Я возлюбил вас. Пребывайте в любви Моей. Вот заповедь Моя: Да любите друг друга, как и Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна: Глава 15, стихи 9, 12, 13. Предисловие переводчика (к русскому изданию) Священник–пастырь, духовный наставник, свидетель должен знать человеческое сердце. Но также и прежде всего он должен признавать пути Божии, знать как Святой Дух ведёт людей и что Он — Учитель любви. Психология полезна при условии её преодоления. Психолог пытается разблокировать людей, психологически освободить их. Человек же Божий помогает человеку жить со своими комплексами и своими проблемами, возрастать в послушании воле Отца и в любви к Иисусу, братьям и сёстрам, в верности и смирении, с уверенностью, что это один из лучших способов заставить их исчезнуть — комплексы и психологические трудности. Он будет помогать человеку во свете Божием. Кажется, мы забываем, что существует огромное различие между покоем, являющимся тем даром, который превосходит всякое разумение, и психологическим покоем. Если мы живём мечтами или заблуждениями, или же, если мы полны комплексов, а кто–то приходит восстановить нас в истине, исцеляя нас от комплексов или грёз, это вовлечение волнует и раздражает нас. Для того чтобы пребывать в истине, нужно иногда терять психологический покой. Покой на самом деле боговдохновенный часто проистекает из страданий и уничижения, от волнения, психологически принятого. Он приходит как дар Божий, возникающий из нашего собственного внутреннего бытия и из наших ран. Он сходит к нам в присутствии Божием и при желании служить нашим братьям и сёстрам. Он помогает нам нести крест. Введение Когда–то люди жили однородными группами. Так или иначе, все члены каждой конкретной группы по рождению принадлежали одной и той же семье, имели одни и те же корни. В этих группах, составлявших собой племя или деревню, люди говорили на одном и том же языке, совершали одни и те же обряды и соблюдали одни и те же обычаи, жили одной жизнью и принимали одну и ту же власть. Они были солидарны между собой. Эта солидарность скреплялась как общей плотью и кровью, так и необходимостью взаимодействия ради обеспечения себя благами жизни и потребностью в защите от нападений близких недругов и естественных врагов. Между людьми одной группы существовало единство, коренившееся в глубинах подсознательного.

http://azbyka.ru/katehizacija/obshhina-m...

«Как Отец Мой возлюбил Меня, так и Я возлюбил вас. Пребывайте в любви Моей. Вот заповедь Моя: Да любите друг друга, как и Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна: Глава 15, стихи 9, 12, 13. Предисловие переводчика (к русскому изданию) Священник–пастырь, духовный наставник, свидетель должен знать человеческое сердце. Но также и прежде всего он должен признавать путьи Божии, знать как Святой Дух ведёт людей и что Он — Учитель любви. Психхология полезна при условии её преололения. Психолог пытается разблокировать людей, психологически освободить их. Человек же Божий помогает человеку жить со своими комплексами и своими проблемами, возрастать в послушании воле Отца и в любви к Иисусу, братьям и сёстрам, в верности и смирении, с уверенностью, что это один из лучших способов заставить их исчезнуть — комплексы и психологические трудности. Он будет помогать человеку во свете Божием. Кажется, мы забывем, что существует огромное различие между покоем, являющимся тем даром, который превосходит всякое разумение, и психологическим покоем. Если мы живём мечтами или заблуждениями, или же, если мы полны комплексов, а кто–то приходит восстановить нас в истине, исцеляя нас от комплексов или грёз, это вовлечение волнует и раздражает нас. Для того чтобы пребывать в истине, нужно иногда терять психологический покой. Покой на самом деле боговдохновенный часто проистекает из страданий и уничижения, от волнения, психологически принятого. Он приходит как дар Божий, возникающий из нашего собственного внутреннего бытия и из наших ран. Он сходит к нам в присутствии Божием и при желании служить нашим братьям и сёстрам. Он помогает нам нести крест. ВВЕДЕНИЕ Когда–то люди жили однородными группами. Так или иначе, все члены каждой конкретной группы по рождению принадлежали одной и той же семье, имели одни и те же корни. В этих группах, составлявших собой племя или деревню, люди говорили на одном и том же языке, совершали одни и те же обряды и соблюдали одни и те же обычаи, жили одной жизнью и принимали одну и ту же власть. Они были солидарны между собой. Эта солидарность скреплялась как общей плотью и кровью, так и необходимостью взаимодействия ради обеспечения себя благами жизни и потребностью в защите от нападений близких недругов и естественных врагов. Между людьми одной группы существовало единство, коренившееся в глубинах подсознательного.

http://predanie.ru/book/74578-obschina-m...

Замечательно, что святого Авраамия считают покровителем детей, и родители, имеющие больных детей, приносят их к раке св. мученика и молятся об их выздоровлении. «Радуйся, болящих детей исцеление!» говорится в акафисте святому Авраамию (икос 6), и в молитве к нему: «веруем, преславне Чудотворче, яко ты силою Всемогущего Иисуса Христа через святые твои мощи... благосердно помогавши немощным младенцам!» Память блаженного Иова, в схиме Иисуса «Честна пред Господом смерть преподобных Его!» ( Пс.115:6 ). – В глубокой старости тихо и мирно скончался блаженный Иов, сказав перед кончиной, как бы уже проницая духовным взором своим блаженство, предстоящее ему в высшем мире: – «благословен Бог отцов наших! Если так, то не боюсь, но в радости отхожу от мира!» В этой смерти – отражение всей жизни блаженного. Величественно проста в своей высоте была как та, так и другая. В мире – священник Иоанн, он был не только на высоте своего призвания, но исполнял сверх того и иноческое молитвенное правило и, быв ещё в мире, был уже как бы монахом. Строго постился, уединялся в своей комнате, где в коленопреклонённой молитве часто молился всю ночь до рассвета, обыкновенно со слезами взывая: помилуй мя, Господи! пощади мя, Господи! и т. п. – Частные отношения его к людям были совершенно исключительные. С любовью принимал он всех приходивших к нему и с полным участием беседовал со всяким, применяя разговор свой к положению, званию и состоянию всякого. Он любил и сам посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно являлся куда-либо в дом – не званный – и всегда с какою-нибудь благодетельною целью. Поэтому все с радостью принимали его и слушали его поучения. Если ему нечаянно доводилось оскорбить кого-нибудь, то он немедленно просил прощения у оскорблённого. Иногда приходил о. Иоанн в дом к простым людям в виде частного лица, в одежде мирянина, и, беседуя таким образом с бедными, легче узнавал он о домашней нужде их и оказывал им посильную помощь, обращая при этом главное внимание на их мысли и чувства, которые не оставлял без утешения и наставления. – Его же дом был всегда открыт для бедных; усадив их за трапезу, он сам садился среди них и, как добрый отец, отрадно беседовал с ними и, отпуская их, наделял, чем мог. Подвергался ли кто-нибудь разорению от пожара, от неурожая, все знали, что у сострадательного о. Иоанна найдут необходимую помощь. – Пользуясь уважением и со стороны высокопоставленных лиц, он успешно ходатайствовал перед ними за обиженных и невинно-страдающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время этой исповеди я сам не сказал ни слова. И в этот вечер впервые в жизни причастился. И потом после службы мы еще долго стояли и с этим батюшкой разговаривали… Тот груз, который я в себе носил, — его вдруг не стало. И тут бы мне сказать: «Я переродился, началась новая жизнь». Но нет. Жизнь как раз осталась прежней. Через месяц я стал тем же самым Андреем, которым был раньше. — Ведь это достаточно частый случай. Человек впервые знакомится с Церковью, переживает что-то невероятное, а потом — как будто отказывается от этого опыта… Как Вам кажется, почему так происходит? — Часто первые шаги в Церкви бывают очень легкими — Бог как будто сам за руку тебя ведет, и даже не подумаешь сопротивляться — настолько это тебя обволакивает. Но потом все меняется — и благодать уходит. Вернее, сама по себе благодать никуда не исчезает, но меняется ощущение человека: теперь его уже никто за руку никуда не ведет. И не потому что Бог его оставил. Просто теперь Он ждет, что человек сам приложит усилия и через разные испытания к Нему придет. Мне кажется, в этом все дело. Получив впервые радость богообщения даром, человек не очень-то готов к тому, чтобы теперь ради этого трудиться. Так было и со мной. — И тем не менее Вы в Церковь вернулись? Что же заставило? — Испытав эту радость однажды и потом ее лишившись, начинаешь страшно по ней тосковать. И когда я уже работал в театре, к одному из наших друзей на спектакль пришел священник. Его пригласили к нам в гримерку. Я впервые в жизни видел священника в обычной жизни, вне храма. Он был в подряснике. Некоторые  в шутку норовили дернуть его за бороду, называли «дедом морозом». А он смеялся… Я дождался момента, когда он вышел в коридор, догнал его и буквально пристал: «Можно, приду к вам в храм на исповедь?» Что на меня нашло, сам не знаю… Батюшка тоже опешил, но поступил как удивительно чуткий духовник. Просто ответил: «Приходи прямо завтра, на раннюю Литургию». Оказалось, он служил в храме где-то за МКАДом. Я говорю: «Это далеко, как мне добираться…» А он отвечает: «Я за тобой сам заеду».

http://foma.ru/andrej-merzlikin-menya-vy...

А какое счастье слышать от Жени, автора этой картинки с Гоголем и кошкой: «Мой папа, Царство ему Небесное, предстал Богу, когда мне было 7 лет». Не «умер», не «скончался»! Предстал Богу! Женечка ясно помнит время, когда он лежал между папой и мамой и они читали Андерсена. И теперь мы встретились в этой колонии для того, чтобы он понял радость и счастье жить со Христом, совоскрешать со Христом своего папочку — для кого-то «умершего». Юрик «А что нужно делать, чтобы вот так же живым взяли на небо?» Такой вопрос мне задал еще один наш друг, Юра — художник, актер, певец, гитарист (во всем начинающий, но дерзновенный, как мы видим). Это после моего рассказа про Еноха. Они максималисты, наши новые друзья, и это прекрасно! Юрочка у нас играл Тесея. Тесей в нашей версии стал царем, но не может резвиться и веселиться, забыв погибшего отца. Его вопль к небу: «Господи, да будут все воедино!» И в ответ на него со стороны алтаря (спектакли проходят в трапезной, примыкающей к храму) выходят «капитаны Новой эры» и приглашают его на «Новый Арго» — корабль героев, сражающихся за соединение всех в Любви и преображение мира. Сергей Владимирович А вот одна из наших «легенд» — Сережа (теперь Сергей Владимирович). Закончил институт, инженер. Прихожанин нашего храма святой Анастасии Узорешительницы в Петербурге, на Васильевском острове. Отец четверых детей. Мой близкий друг. Его младшая дочь — Настя (в честь нашей святой). Я счастлив, что имею честь быть крестным его сына и даже племянника. Семнадцать лет назад он пришел к нам в студию, не будучи (мягко говоря) особенно искушенным в тонкостях духовной жизни. Начали с простейшего. Сначала он нарисовал… уточку. У нас установка: каждый выбирает себе планку по силам. Начали рисовать пастелью на цветной бумаге. Но уточка уточкой, а я тогда уже вовсю писал иконы и, конечно, не мог об этом не говорить, причем с упоением. Посмотреть вложение 1074 Чаепитие с учениками. Фото Алексея Олдина Я никогда не «задавал» никому писать икону, но не считаю себя вправе запрещать, если кто-то чувствует вдохновение и внутренний призыв к этому. Сережа, например, нарисовал пастелью несколько фрагментов икон. Это были лики Спасителя и Богородицы. Вспоминая их сейчас, вижу их очень убедительными и выразительными, тем более что человек рисовал их, не имея особой технической подготовки. Но вдохновение и решимость его были поразительными. И, конечно, то, что он пережил, предстоя ликам святых, неоценимо.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/nikto-iz-m...

Праведный Захария не видит, что все, что он просил, он получает с избытком. Он молится только об иудейском народе, а ему благовествуется о том, кто все племена приготовит к спасению. Рождается начальник воинства Царя Небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. А Захария не верит и требует подтверждения словам Божиим. За свое сомнение и неверие Захария наказывается немотою, и он пребывал, как сказано в Евангелии, в молчании, ожидая рождаемого. Он вошел в храм, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для освобождения других, а сам вышел осужденным. Принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. И когда сын рождается, речь возвращается к отцу. Захария, постигая пути Промысла Божия, восклицает: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1: 68). Евангелие – это книга жизни, это живой голос Бога о нашем спасении. Нам заповедано постоянно поучаться в Писании. Евангелие – это книга, в которой мы учимся постижению Промысла Божия. Как совершается дело нашего личного спасения? Оно совершается неприметным, не всегда сразу постижимым для нас образом, так же как было и с праведным Захарией. Мы молимся и о своем спасении, молимся и о спасении наших близких. И в нашей жизни случаются различные события – и скорбные, и радостные. Взирая на них, мы порой недоуменно вместе с праведным Захарией спрашиваем: а разве об этом я молился, разве этого ждал? Болезни, разочарования, потери друзей и многое другое сопровождают дни нашей жизни. Мы не понимаем, почему это с нами происходит. Один из подвижников писал своему чаду, находящемуся в тяжелых жизненных обстоятельствах: «Настанет момент в Вашей жизни, когда Ваше настоящее сделается прошлым, и тогда Вы с радостью будете вспоминать те трудности, которые Вам дали ощутить и свои плоды, и даже, быть может, будете жалеть о некоторых своих духовных состояниях, которые в других условиях Вы воспроизвести не сможете». И порой проходят многие годы, прежде чем мы начинаем уже по-другому смотреть на произошедшее с нами.

http://pravoslavie.ru/47482.html

Горе миру от соблазн! Соблазны в духовно-нравственном мире то же, что в мире вещественном вредные испарения, носящаяся в воздухе разносящие заразу, или те, незримые глазу, болезнетворные существа, о которых ныне так много говорят, которые, проникая в наше тело, поражают его жизненную силу, и доводят его до смерти. О этих, незримых глазу, воздушных испарениях и, вредных существ происходят губительные болезни, от которых страдают и погибают сотни и тысячи наших собратий. И когда разражается над нами губительная болезнь, мы принимаем крайние меры осторожности, чтобы предохранить себя о заразы и не дать ей овладеть нашим хрупким телесным составом. Но если мы боимся заразы: телесной, то как не бояться нам заразы духовно разносимой соблазнами, нас окружающими? Эта зараза более прилипчива и более опасна для нас чем зараза телесная. От воздушной заразы страдает тело, которому все равно, рано или поздно нужно будет предаться тлению; а от заразы, разносимой соблазнами, страдает душа, искажается в ней образ Божий: она теряет чистоту свою, и гибнет в ней то, что должно бы быть целым навеки вечные. Заразив душу и предав ее гибельному влиянию, мы теряем все, что дорого для нас и делаемся данниками смерти духовной, вечной. Горе митру от соблазн! Невозможно есть приити соблазном ( Лук. 17:1 ). От чего? Есть враг у нас, – враг злой, хитрый и коварный, враг царства Божия. Он свет и распространяет соблазны для уловления в свои сети тех, кого Господь зовет и ведет ко спасению. Издавна о враждует против церкви Божьей и разнообразные средства употребляет для совращения чад его на путь греха и противления закону Христову. Мы видим его, а многие не хотят и думать о его существовании и его действиях, направленных против нас. А он, при нашей беспечности, тем свободнее и беспрепятственнее, повсюду, на пагубу нам, расставляет свои сети. Между тем Господь неоднократно указывал на его силу, опасную для нас, называя его князем меира сего ( Ин. 12:31. 14:30. 14:11 ). Многообразны нападения этого врага; разнообразна борьба; он и сам враждует и действует чрез людей, говорит святой Иоанн Златоуст . Нужно быть всегда крайне осторожным и ко всему готовым. По изображению святого отца, жизнь наша то же, что плавание по опасному морю. «Как тот, кто намеревается выйти в море, должен предвидеть и стремление беспорядочных вод, и напор бурных ветров, и скопление облаков, и подводные камни и скалы, и нападения морских разбойников, и голод и жажду, и опасности моря, и неудобства пристани, и недостаток съестных припасов, и все подробное, и ко всему быть готовым, – так точно и вступившей в водоворот настоящей жизни должен быть готов и к козням людей и к нападениям врагов, и к обманам мнимых друзей, и к искушениям и к клеветам, и к полчищам бесов и к ярости дьявола, если хочет достигнуть царственного города и войти в пристань с полным грузом 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В такой-то семье 9 февраля 1820 года родился и затем воспитался будущий архипастырь Московский. Начальное и среднее образование Николая Яковлевича, по желанию матери получившего при этом не отцовскую, а её материнскую фамилию Ляпидевского 14 , прошло обычным порядком. Но уже и в это время отрока и юношу Ляпидевского всегда и неизменно отличали те похвальные черты и качества, которыми он постоянно отличался и впоследствии и которых, естественно, желал найти и в других, вверяемых его попечению. «Вёл он себя хорошо и весьма прилично, – свидетельствует о нём за то время хорошо знавший его современник и почти соученик его 15 , – был весьма далёк от всех шалостей, а по временам и безобразий семинаристов. Вина не пил и нигде не шатался, от чего не свободны были многие из наших товарищей. Семинарию посещал исправно 16 и всегда был в числе лучших учеников, не отставая нисколько от своих товарищей: Базарова 17 , Назаревского 18 и Поспелова 19 . К товарищам он относился хорошо, по-товарищески, но друзей не имел». В 1840 году, при самом окончании Н.Я. Ляпидевским курса, Тульскую духовную семинарию, принадлежавшую к Московскому духовно-учебному округу, приехал ревизовать в учебном, хозяйственном и других отношениях профессор Московской духовной академии священник П.С. Делицын († 1863). Правление семинарии назначило было для поступления в Московскую духовную академию в видах получения высшего духовного образования на казённый счёт помянутых учеников: Назаревского и Поспелова. Но ревизор предпочёл Ляпидевского Поспелову, обещав, впрочем, и последнему, что если он приедет в Московскую академию волонтёром, то также будет принят 20 , что и действительно оказалось потом 21 . Таким образом, посланными на казённый счёт из Тульской семинарии в Московскую академию по требованию были Владимир Назаревский и Николай Ляпидевский, а волонтёром приехал Михаил Поспелов. Благодаря академическим архивным данным и особенно бумагам покойного знаменитого профессора философии в Московской духовной академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского, сообщением коих мы обязаны сыну последнего, доселе здравствующему профессору той же академии Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010