– Прогресс идет вместе с наукою вперед шаг за шагом. – Вся суть дела в том, что геология находится еще в младенчестве; поэтому то, что ныне отвергает в богооткровенном учении как мнимую выдумку, то завтра признает за истину; что ныне считает последним своим словом, то завтра отвергнет как несостоятельную гипотезу. Возьмите в пример сказание Моисея о единстве происхождения человеческого рода и о всемирном потопе. Давно ли геологи над этим смеялись как над мифом и сказкою? А ныне они сами говорят об этих истинах как о несомненных. Естествознание часто вторгается в чуждую область, вовсе для него непонятную, старается все объяснить одними законами естественными, и оттого впадает в ошибки и заблуждения. Что же касается до философии, то и она напрасно в наше время так высоко поднимает свою голову, возвышает свой голос против христианства и стремится к тому, чтобы похоронить христианство, отнеся его к истории заблуждений человеческого рода. Христианство не устарело и не устареет никогда, потому что оно есть сама истина, свет и сила, дух и жизнь; оно возносит нас на истинную высоту знания и совершенства, так что всякий честный христианский мыслитель есть уже истинный философ, потому что ему уже известны ответы на все вопросы нашего духа, занимающие мудрствующих сынов века сего, философов и прогрессистов. Сами даже современные философы, несмотря на свою войну с христианством, многое похищают у христианства и выдают за свое, разумеется, чаще всего в искаженном виде. – Помилуйте! Кто же это вам сказал? Московский батька Ключарев в своей нелепейшей проповеди , хотя и очень витиеватой? – Да, именно он, если это вам угодно. Но протоиерей Ключарев не вашим прогрессистам – покойному Писареву, Цебриковой и подобным – чета: он высокообразованный человек и служитель Церкви Христовой, пользующийся общим уважением, можно сказать, целой России. Что он говорил о философии с церковной кафедры, то говорил верно. Так действительно и есть на деле. Страдая собственною пустотою идей, не умея ничего доказать, а лишь во всем сомневаясь, все отрицая и разрушая, современная философия похищает у христианства всю нравственную часть его учения и тем придает своим системам некоторую благовидность, соблазняющую христиан, мало знакомых или вовсе не знакомых со Священным Писанием и учением Церкви и не могущих понять лживость этих систем. Отсюда же выходит и ваше выражение «нравственное учение христианства, пожалуй, еще терпимо». Почему терпимо? – Потому, что им не брезгают излюбленные ваши философы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Жаннетта – Трижды. Именно Он. Именно Он трижды отрекся от него. Госпожа Жервеза Словно впадая в гнев праведный: – Отречение Петра, отречение Петра. Вам больше нечего сказать, кроме этого, отречение Петра. ( Глотая слова, говоря почти бессвязно от гнева). Его, это отречение, используют как аргумент, о нем говорят, чтобы замаскировать, чтобы скрыть, чтобы извинить наши собственные отречения. Чтобы заставить забыть, чтобы забыть самим, чтобы заставить себя забыть наши собственные отречения. Чтобы поговорить о чем–нибудь другом. Чтобы перевести разговор на другую тему. Петр отрекся от Него трижды. Ну а дальше. Ведь мы–то сами отрекались от Него сотни и тысячи раз ради греха, ради греховных заблуждений, отрекались греша. Tu es Petrus  Он единственный после Иисуса получил так свое имя, непосредственно, из собственных рук Бога. И Иисус был с ним на ты. Святые метельщики, великие святые метельщики мира. Жаннетта – Никогда те, кто родом из этих краев, никогда святые из здешних мест, никогда даже простые христиане из здешних краев не бросили бы Его. Никогда французские рыцари, никогда французские крестьяне, никогда простые прихожане французских приходов. Никогда участники крестовых походов не бросили бы Его. Никогда эти люди не отреклись бы от Него. Скорее сложили бы голову. Те, кто родом из Франции. Те, кто родом из Лотарингии. Госпожа Жервеза – Писания должны были исполниться. Жаннетта – Они могли бы оставить кому–нибудь другому заботу об их исполнении. Никогда король Франции  не бросил бы Его. Никогда Шарлемань и Роланд,  никогда уроженцы здешних мест не позволили бы сделать это. Никогда мастеровые из городов, никогда мастеровые из маленьких городков не позволили бы сделать это. Кузнец взял бы свой молот. Женщины, слабые женщины, сборщицы колосьев, взяли бы садовые ножи. Никогда Шарлемань и Роланд, участники крестовых походов, никогда монсиньор Годфруа де Буйон,  никогда святой Людовик  и даже сир де Жуанвиль  не оставили бы Его. Никогда наши французы не отступились бы от Него. Святой Людовик, король Франции, святой Людовик французский. Никогда святой Дионисий и святой Мартин, святая Женевьева и святой Аниан, никогда святой Луп, никогда святой Аудент не бросили бы Его. Никогда наши святые не отступились бы от Него. Это были бесстрашные святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Но призри на молитву раба Твоего (...). Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью (2 Парал. 6, 18–20). Что же есть особенного в жезле Моисея, отчего были чудеса от дерева или от Божией силы ( Исх. 34 )? Почему и жезл Аарона процвел более других жезлов? Не все ли жезлы были деревянными, почему один жезл Бог предпочел другим ( Исх. 17 )? Почему не всякий камень и не всяким жезлом поражаемый источает воду, но жезлом Моисея? Почему не всякий медный змей обладает лечебной силой, а только змей Моисея ( Чис. 21 )? Почему не всякий осел видит Ангела и беседует с ним, как Валаамова ослица ( Чис. 22 )? Но и помимо Писания, посмотри на самого себя, не во всем ли теле твоем есть душа? Почему же она не во всех частях тела действует одинаково, почему мыслит в голове, а не в животе, почему видит глазами, а не ногами, и слышит ушами, а не руками? ОТВЕЧАЙТЕ же нам, противники, почему некоторые места Господь избрал, чтобы прославить их чудесами больше, чем другие? Почему не всякий жезл творит чудеса так, как жезл Моисея, и не всякий процветает, как жезл Аарона, и не всякий медный змей лечит, как Моисеев? И что от вас услышим, то и вы от нас услышите, и поймете, почему мы отправляемся в путешествие в далекие чудотворные места к чудотворным иконам. Хотя и везде всякий образ являет образуемое, но не везде и не у всякой иконы бывают чудеса, как и все жезлы были деревянными, но не все процвели. Если же спросите, почему одна икона более чудотворна, чем другая, и я тоже спрошу, почему именно этот жезл процвел, а не какой-либо другой, именно этот разделил море, а не другой, именно этот медный змей был лечебным, а не другой. Пути Господни неисповедимы. Кто может Его спросить, почему Он отверг жилище Иосифа и колено Ефремово не избрал. Избрал Он колено Иудово, гору Сион, возлюбленную Им ( Пс. 77, 68 ). Претыкание восьмое Если бы от икон и происходили чудеса, однако им не подобает из-за этого поклоняться. Если вы поклоняетесь иконе за чудотворение, кланяйтесь и Валаамовой ослице, чудом заговорившей ( Чис. 22 ). Кланяйтесь трупу льва, из которого чудесно возник мед для Сампсона ( Суд. 14 ). Кланяйтесь ослиной челюсти, от которой чудесным образом потекла вода ( Суд. 15 ). Кланяйтесь плевку Христа и слюне, от которой чудесно открылись глаза слепорожденному ( Ин. 9 ). Кланяйтесь воде Иорданской, которой Елисей чудесно исцелил Неемана ( 1Цар. 5 ). Если же не хотите кланяться этим чудотворным предметам, то почему кланяетесь чудотворной иконе? Не творит ли Бог чудеса иногда и лукавыми людьми, такими, как предатель Иуда, однако лукавых людей за их чудотворение вы не считаете достойными поклонения. Так противники вводят в заблуждение тех, кто в нашей вере неискусен.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Почему не Александр I, который провел целый ряд реформ, открыл университеты, города. Почему не Николай I, его Палкиным называют. Мы знаем, кто называет. Он задавил восстание масонов и других тайных организаций, которые хотели раскромсать Россию. За это его называют Палкиным. Но он руководил страной десятилетия, страна при нем развивалась. Вы правильно сказали, что смертных приговоров почти не было. Почему не Александр II, грандиозный реформатор, которому памятники стоят в Хельсинки, в Софии. Это царь-освободитель, 160 лет освобождения от крепостного права сейчас, 140 лет со дня его жесточайшего убийства. Его разорвали на части террористы. Почему не ему? Александр III, мы сказали, почему ему. Государь наш, Николай II, он все заветы отца реализовал и превзошел их. Только за одну транссибирскую магистраль ему надо ставить памятники на каждом километре. До сих пор самая грандиозная железная дорога, которую он закладывал по плану отца. Он заложил её во Владивостоке, он руководил её строительством при жизни отца 3 года и после его смерти до 1912 года. Почему не Николаю II? У нас даже не осуждено официально на любом уровне убийство царя и его семьи. Нет этого осуждения, люди спорят о чем-то. О чем вы спорите? Вы спорите, что правильно или неправильно убили всю семью и царя? Суд был какой-то? За что, как, почему? Почему это не осуждено до сих пор? Мы эту историческую линейку должны выстроить, чтобы у нас не получилось, как в Советском Союзе. Что мы из царей допустили? Петра будем хвалить, он великий, ну и где-то как-то Ивана Грозного, так как Сталину он нравился, потому что царь часто употреблял метод «секи башка». Потом пришли 90-е годы, добавили туда Екатерину Великую. А почему не Елизавету Петровну, чем она хуже? Почему в Калининграде, где философ Кант писал Елизавете прошение стать русским подданным, почему её именем улицы не названы, площади? При ней была освобождена Пруссия и многие другие. Почему нет? Почему не Павел I? Ю. Кот – Его вообще заплевали и оговорили. Л. Решетников – Почему мы должны забыть и нем и так далее? Да, мы не против памятников советским воинам, советским маршалам, советским генералам, советским героям, советским рядовым солдатам.

http://radonezh.ru/2021/06/27/kak-my-pon...

Страх наемника – лишь вторая степень обретения страха Божия, но и до нее еще надо дорасти. Авва Дорофей объясняет, что наемником называют человека, который уже не боится вечных мук, но знает, что за добродетели Господь награждает нас блаженством и благодатью, и трудится для Бога ради награды духовной, ради Царствия Небесного. Третья степень страха Божия – это состояние сыновства, при котором человек трудится для Бога не из-за страха перед муками и не ради награды, а только из-за одной сыновней любви. Святитель Димитрий Ростовский так сказал об этом в своей молитве: «Господи, если за все мои бесчисленные согрешения Ты пошлешь меня в ад, то и там я не перестану любить Тебя». Схожие настроения мы встречаем и у Мейстера Экхарта , с трудами которого полезно ознакомиться всем: «Один великий проповедник рассказал следующую историю: был однажды человек (о нем можно прочесть в писаниях святых), целых восемь лет просивший у Бога послать ему человека, который мог бы указать ему путь к правде. Однажды, когда его охватило особенно сильное желание найти такого человека, был ему голос от Бога, который сказал: «Ступай к церкви, там найдешь человека, который укажет тебе путь к правде». Ион пошел; и увидал бедного человека с ногами, израненными и покрытыми грязью, вся одежда его не стоила трех грошей. Он поклонился ему и сказал: «Да пошлет тебе Бог доброе утро», а тот возразил: «У меня никогда не было худого утра!» Он сказал: «Да пошлет тебе Бог счастья! Почему ты так отвечаешь мне?» Тот возразил: «Никогда не было у меня несчастья». И опять он сказал: «Ради блаженства твоего скажи, почему ты мне так отвечаешь?» Тот возразил: «Я никогда не был не блаженным». Тогда он сказал: «Да пошлет тебе Бог спасенье! Разъясни мне свои слова, потому что я не могу этого понять». Тот молвил: «Хорошо. Ты мне сказал: да пошлет мне Бог доброе утро, а я возразил: у меня никогда не было плохого утра. Случится мне голодать, я хвалю Бога; терплю ли скорбь или позор, я хвалю Бога, и потому у меня никогда не было плохого утра. Когда ты сказал: да пошлет мне Бог счастья, я возразил, что у меня никогда не было несчастья. Ибо, что бы ни послал или ни назначил мне Бог, будь то радость или страдание, кислое или сладкое, я все принимал от Бога как наилучшее, – поэтому никогда не было у меня несчастья. Ты сказал: ради блаженства моего, тогда я заметил: я никогда не был не блаженным, потому что всецело отдал свою волю воле Божией. Чего хочет Бог, того хочу и я, потому никогда я не был не блаженным, ибо только и хотел одного – Божией воли».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

но вот включаеться окно эвертона, папа встречаеться с патриархом, и начинаються суды-пересуды, и чем дальше человек от жизни церкви и Бога, тем легче он принимает ее, подавляющее большинство тех кто не ходит в церковь, крещеных, говорят, а что там ерунда, у нас различия то - крестимся в разные стороны и у них все на лавках сидят... все люди настолько далеки, и если такие прейдут в очередной в храм посвятить куличи, днем на пасху и увидят, что там сослужат католики, им будет только радостно, вот: " мир, дружба, жвачка! " Если им сказать, что для прекращения войн, нужно признать папу римского и ввести обязательное половое воспитание в школах и прочие сатанинские вещи, они согласятся продать первородство за миску чечевичной похлебки... Спаси Господи всех наши розовых христиан, как говорил Св. Паисий Святогорец, людям нужна хорошая встряска, что бы они проснулись, но проснемся ли? " Просыпайтесь! Лукавое время. Гефсимания заканчивается, наступает Голгофа... " Блюди, душе моя, не сном отяготися " . Не простой сон, а сон Гефсиманский, когда Христос предается. Просыпайтесь! Поздно будет, когда застанут вас врасплох и будете предателями. Да укрепит Господь всех вас! " Старец Зосима (Сокур). Эдуард Стародубцев 20 февраля 2016, 18:27 В Символе Веры что исповедуется " Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь " . Если мы не верим в непогрешимость Церкви Православной и в Духа Святаго на ней почивающего и ее направляющего (через иерархов наших, через кого же еще), то получается лицемерим когда на Литургии поем со всеми вместе Символ нашей Веры. Ольга 20 февраля 2016, 17:48 Полностью поддерживаю слова Дмитрия, мы тоже Церковь и нас как всегда не о чем не спросили, по сути предали, никогда католики не будут желать нам что то хорошего и доброго, для них мы враги, посмотрите на многострадальную Украину хоть один из католиков вступился за православных? А в Сербии? Ватикан сразу признал суверенитет Хорватии, почитайте обращение Патриарха Сербии к папе. Pochta Pochta 20 февраля 2016, 16:45 Храни Вас Господь, батюшка Андрей!Ваше здравомыслие убеждает и усмиряет многих.Благодарю. 20 февраля 2016, 13:01 С такими священниками мы и Россию и веру Православную сохраним! Дмитрий 20 февраля 2016, 12:44 Очень жаль... Очень жаль видеть и отца Андрея в хоре успокоителей. Тем более жаль, что о.Андрей не по наслышке знает что такое католицид и уния как его инструмент. Никогда, никогда, никогда католики не покаются во главе со своим папой. Никогда, никогда, никогда католики не рассматривали себя лишь как одну из частей церкви. Их учение однозначто - ОНИ И ТОЛЬКО ОНИ ПОДЛИННАЯ ЦЕРКОВЬ, а до других они могут снисходить и " вести диалог " чтобы " вести к туфле папы схизматиков " . Никогда, никогда, никогда ещё встречи пап и православных патриархов не приносили какого либо доброго плода для православных. Наоборот - диалоги эти только смущали и смущают паству. И соблазняют пастырей. Варфоломей - типичный пример " патриарха " , пошедшего по пути " диалога " .

http://pravoslavie.ru/90832.html

Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Настоящее спасительное торжество столь чудно, что и обильнейший в слове вития не может изобразить величие оного, и многоречивейший язык, чувствуя свою неспособность достойно прославить благодеющую любовь Распятого, должен умолкнуть и признать свое бессилие. В самом деле, совершалось ли от начала веков что-либо подобное тому, что теперь мы созерцаем очами веры? Изобретало ли воображение, представлял ли ум, чувствовало ли сердце, изрекал ли язык, видело ли око, слышало ли ухо – что-либо подобное тому, что ныне даровано миру Иисусом Христом во плоти? Нет. Никогда еще солнце не зрело того, чтобы диавол был посрамлен кем-либо на древе, или во гробе. Никогда крест не избавлял твари от проклятия. Никогда цена искупления всего мира не полагалась в тридесять серебряников. Никогда страдания Невинного и Непричастного греху не были очищением грехов всего человечества. Никогда жизнь не висела на древе и во плоти зачатой без семени мужеского, не торжествовала победы над врагом. Никогда гроб не воспринимал в себя Низложителя смерти. Никогда небо не облекалось мраком в ясный полдень, чтобы не зреть жестокого поругания, причиненного Богу (которое, впрочем, коснулось одной Его плоти). Никогда земля не украшалась такою гробницею, которая соделалась вместилищем жизни. Но что я говорю? Это была не гробница, а брачный чертог: ибо Положенный во гробе не видел истления; Его нисшествие во гроб было брачным торжеством. Никогда природа в течение трех дней и трех ночей не произращала плода воскресения. Ибо Тот же, Кто во чреве Девы образовал Себе плоть, одному только Ему известным способом, Сам же и душу Свою, разлучившуюся с телом, паки соединил с ним, и воскресил Себя от мертвых в третий день. В первом случае, временем Своего рождения Он (Богочеловек) утвердил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своей властью над смертью доказал, что Он есть Бог . И Агнец, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ), никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба, и Создатель непостижимым для нас образом не облекся в естество Своего создания так, чтобы плоть Его служила источником жизни, кровь – ценою искупления, дух – печатию даров Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Фарисеи считали свой обеденный стол своего рода «храмом в миниатюре», что объясняет, почему они отказывались обедать с неевреями или грешниками. Возможно, Иисус также понимал свою трапезу как храм в миниатюре, что также объясняет, почему он ел в такой разношерстной компании сотрапезников. Великая трапеза, которую он возвещал, теперь открыта для всех, а не только для тех, кто принял особое очищение. 12 Дороти Сейерс добавляет по этому поводу: «Возможно, нет ничего удивительного в том, что женщины были рядом с ним наминая с яслей, в которых он родился, и заканчивая крестом, на котором его распяли. Они никогда не знали мужчины, подобного этому Мужчине —другого такого никогда не было. Пророк и учитель, который никогда не придирался к ним, который никогда не льстил, не задабривал, не относился к ним свысока; который никогда не отпускал злых шуток в их адрес, никогда не обращался к ним иначе, чем „Женщины, да поможет им Бог! " или „Женщины, да благословит их Господь! " ; который укорял без раздражения и хвалил без снисходительности; который воспринимал их вопросы и объяснения серьезно, который никогда не указывал им их место в обществе, никогда не призывал их быть женственными и не насмехался над ними за то, что они женщины; который не преследовал корыстных целей, и не имел чувства сложного мужского достоинства, которое нужно сохранять; который принимал их такими, какие они есть, и абсолютно не был застенчив. Во всем Евангелии нет ни единого поступка, или проповеди, или притчи, где содержались бы колкости относительно женской испорченности; вероятно, никто не мог бы заключить из слов Иисуса, что в женской натуре есть нечто „странное " . Но мы можем легко сделать такой вывод из слов Его современников, и Его пророков, живших до Него, и из отношения Его церкви до сегодняшнего дня». 13 Как пишут историки церкви, это доброе начинание имело место, пока к власти не пришел Константин, который легализовал веру и основал официальную имперскую Церковь. Начиная с этого момента, в церкви появилась тенденция одухотворять бедность и оставлять прерогативу обладания земными благами за императором. Со временем церковь сама стала одним из богатейших учреждений 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

После подписания Унии, греки старались как можно скорее покинуть Флоренцию. Первым уехал брат Императора, Димитрий Палеолог, увозя с собой Антония Ираклийского и Георгия Схолария. Все трое отнюдь не были друзьями Унии. Казалось, большего унижения Православной Церкви не могло и быть, но латинянам и этого было мало, требовалось и еще большее. Хотя Уния и была уже заключена, однако, латиняне требовали от греков дать ответы (вернее – отчет) на следующие вопросы: 1) почему на Литургии они присовокупляют к Св. Дарам и другия части просфор; почему они наклоняют голову, когда переносятся с жертвенника на престол еще неосвященные Дары (т. е. во время Великого Входа на Литургии); почему они вливают теплую воду в чашу (т. е. “теплоту”); почему прежде освящения Св. Даров они говорят: “Един от воин копием ребра Его прободе ... ”; почему они говорят: “И прииде звезда и ста верху, идеже бе Отроча”; почему миропомазание совершают не епископы, которым это дано, а священники; почему они помазывают умерших маслом прежде погребения; почему прежде совершения Литургии священники и епископы не исповедываются; почему не удовлетворяются для освящения Св. Даров произнесением евхаристических слов Спасителя, но еще прибавляют: “Сотвори убо хлеб сей – честное тело Христа Твоего” и “Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.”; почему, противно слову Божию, они разводят браки; и, наконец, почему здесь же во Флоренции они не избрали Патриарха, а желают отбыть не имея Главы их Церкви 610 . Иными словами, Папа решил совершенно “прибрать к рукамъ” все относящееся к Православной Церкви. Это не было просто желанием получить информацию, но скрытым требованием, как увидим из дальнейшаго. По воле Папы, Император послал к нему нескольких митрополитов, которых он потребовал ради разъяснения всех этих вопросов, но они ответили, что не уполномочены дать ответ Папе, но обо всем доложат Императору. Несколько дней спустя, 14-го июля, Папа созвал к себе всех, еще не отбывших, греческих епископов, и сказал им так: “Так как мы теперь пришли в единение в вере и так как я – ваш Глава, то я должен дать вам несколько напоминаний и советов, способствующих укреплению благочестия и Церкви: 1. нужно исправить вашу практику относительно развода браков; 2. покарать Марка Евгеника, бунтовщика против Унии; и 3. на место скончавшагося патриарха надо выбрать здесь же другого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

— А иззябло дитё, промерзла одежонка, вот и не греет. — Да почему это так? Почему? — всё не отстает глупый Митя. — А бедные, погорелые, хлебушка нетути, на погорелое место просят. — Нет, нет, — всё будто еще не понимает Митя, — ты скажи: почему это стоят погорелые матери, почему бедны люди, почему бедно дитё, почему голая степь, почему они не обнимаются, не целуются, почему не поют песен радостных, почему они почернели так от черной беды, почему не кормят дитё? И чувствует он про себя, что хоть он и безумно спрашивает и без толку, но непременно хочется ему именно так спросить и что именно так и надо спросить. И чувствует он еще, что подымается в сердце его какое-то никогда еще не бывалое в нем умиление, что плакать ему хочется, что хочет он всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дитё, не плакала бы и черная иссохшая мать дити, чтоб не было вовсе слез от сей минуты ни у кого и чтобы сейчас же, сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что, со всем безудержем карамазовским. — А и я с тобой, я теперь тебя не оставлю, на всю жизнь с тобой иду, — раздаются подле него милые, проникновенные чувством слова Грушеньки. И вот загорелось всё сердце его и устремилось к какому-то свету, и хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету, и скорее, скорее, теперь же, сейчас! — Что? Куда? — восклицает он, открывая глаза и садясь на свой сундук, совсем как бы очнувшись от обморока, а сам светло улыбаясь. Над ним стоит Николай Парфенович и приглашает его выслушать и подписать протокол. Догадался Митя, что спал он час или более, но он Николая Парфеновича не слушал. Его вдруг поразило что под головой у него очутилась подушка, которой однако, не было, когда он склонился в бессилии на сундук. — Кто это мне под голову подушку принес? Кто был такой добрый человек! — воскликнул он с каким-то восторженным, благодарным чувством и плачущим каким-то голосом, будто и бог знает какое благодеяние оказали ему. Добрый человек так потом и остался в неизвестности, кто-нибудь из понятых, а может быть, и писарек Николая Парфеновича распорядились подложить ему подушку из сострадания, но вся душа его как бы сотряслась от слез. Он подошел к столу и объявил, что подпишет всё что угодно.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010