Когда он это сказал, Лука встал, чтобы удалиться; хитрец же говорит: «Постой, выпьем по рюмочке раки». Говорит Лука: «Не хочу; если же хочешь угостить меня, то приготовь немного шербета (варенья с водой). Если мне сейчас выпить раки или вина, станут говорить, что хмель возбуждает Луку делать такую смуту». Говорит хитрец: «Посиди, Лука, пока я сделаю». Лука, не ведая хитрости, присел немного; хитрец же, приготовив шербет, положил в него то, что ныне называют сулемой, положил такую меру, чтобы она подействовала в то время, когда Лука будет на соборе. Лука, не ведая сего, выпил, затем удалился от злодея и пошел на собор, собранный в одной из калив для решения дела о юном. Услыхал Лука, что юношу защищают, хотят, чтобы он оставался в скиту, пока не вырастет борода, не выходил бы из дома и не ходил бы в соборный храм, Лука весьма возмутился этим; одновременно с гневным волнением подействовала во внутренностях его и отрава. Только что поднял он руку свою, чтобы сказать, что не должно быть в скиту юноши, и едва открыл свои уста, тотчас ударила ему в голову отрава, закружилась голова, он упал к ногам собора и скончался там же, на соборе; у ног собора лежало его мертвое тело. Увидав эту внезапную смерть, заседатели собора изумились и подумали, что Божественный гнев нашел Луку и убил его за то, что он немилостиво требовал изгнания юноши. О, несмысленные и косные сердцем! Разве Богу нужно было вожделевать, (дабы пребыл в скиту) сей юноша, разве нужно было делать Богу из-за юноши таковое чудо? Тогда подобало бы отменить слова преподобного Павла, который говорит решительно: «Кто сообщается с безбрадыми, не узрит Лица Божия». Тогда нужно было бы отменить правило, по которому от сообщающегося с безбрадым или молодым удаляется благодать спасения. Пришлось бы тогда уничтожить не только слова преподобных Павла и Афанасия, но и всех прежних отцев и патриархов, говоривших, что от сообращения с молодыми человек впадает в душевную смерть. «Вследствие сего, и я внушаю тебе, чтобы ты больше не жил здесь, так как смерть Луки была делом рук человеческих (т.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

«О, если бы ты сам, царь, заговорил в ответ Георгий, познал истинного Бога и принес Ему жертвы хвалы!» В гневе Д иоклетиан прервал речь Георгия и приказал прогнать его от своего лица и заключить в темницу, где к мужественному исповеднику отнеслись с величайшей жестокостью. Когда на утро, по приказанию Диоклетиана, Георгий снова был приведен к нему, из уст его полилась новая обличительная речь царю. Тогда, по повелению императора, было приготовлено особое колесо, под которым были доски с укрепленными на них острыми ножами и гвоздями. На нем был распростерт обнаженный Георгий, и когда колесо привели в движение, все тело его было исковеркано и разорвано, а земля залита его кровью. Когда его сняли с колеса, казалось, уже не было жизни в его теле, и сам Диоклетиан был убежден, что Георгий умер. Но вот загремел гром и разразилась страшная гроза. Она принесла к Георгию небесного вестника Ангела Божия, который коснулся его истерзанного тела, и глазам мучителей предстал св. Георгий совершенно невредимым. Тогда многие из окруж ающих его лиц, враждебных раньше христианству, уверовали во Христа, и даже сама царица Александра, пораженная чудом, также обратилась ко Христу. Только жестокий царь остался непреклонным в своем заблуждении: он приказал бросить Георгия в глубокий ров и засыпать негашеной известью. Отправляясь на это новое ужасное мучение, св. Георгий обратился с пламенною молитвою к Богу, а затем, осенив себя знамением св. Креста, лег в ров и был засыпан известью. На третий день после этого Диоклетиан приказал раскопать могилу и о, чудо!, св. Георгий живым и невредимым вновь предстал пред глазами своего мучителя, который подумал, что пред ним стоит чародей-волшебник, и подверг его новым пыткам и мучениям. Наконец, не выдержали и силы самого мучителя. Он не мог уже изобрести новых мучений и приказал только держать св. Георгия под стражей. Народные толпы приходили к св. мученику днем и ночью, просили его молитв, утешений, слушали его одушевленную христианскую проповедь . Накануне своей кончины св. мученик удостоился величайш ей духовной радости, чудесного небесного видения во сне Самого Христа, возложившего на него венец мученический со словами: «Не бойся, Георгий, будь мужествен и сподобишься царствовать со Мною; не изнемогай, вскоре Я призову тебя к Себе и ты получишь уготованное тебе....»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно для них поясню. Слово «хитрец» в нашей повседневной речи и современных словарях чаще употребляется в отрицательном значении: хитрец - хитрый, лукавый человек, хитрость, и только как устаревшее фигурирует значение - искусный мастер в чем-либо, на что-либо, искусник. И в Древнерусском языке определение хитрый означало ловкий, сведущий, опытный, умный . В других славянских языках близким по звучанию словам соответствовали те же самые значения, и никакого лукавства! В Церковно-Славянском языке, на который переводились греческие духовные и богослужебные тексты, слово хытрьць соответствовало греческим словам τεχντης - ремесленник, мастер и ρητωρ - ритор, оратор, учитель красноречия. Но что удивительно, из Богослужебных текстов можно узнать, что одно из Божественных Имен Бога Слова - Иисуса Христа - Всехитрец! В Церковно-Греческом ему соответствует - Παντεχνμων. Например, и сейчас в еженедельно употребляемом в Православных церквях Воскресном каноне Преподобного Иоанна Дамаскина (Глас 7-й), в Ирмосе 9-й песни мы встречаем стих: Не тления искушением рождшая и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, Мати неискусомужная, Дево Богородице; приятелище нестерпимаго, село невместимаго Зиждителя Твоего, Тя величаем . Аналогичное выражение я некогда выписал из какого-то Акафиста одной из икон Божией Матери: « Радуйся, Всехитрецу Слову Плоть Взаимодавшая! ». А также Имя Всехитрец по отношению к Творцу раньше неоднократно слышал от одного почтенного Иеромонаха, когда он читал одну из старинных молитв в Чине Таинства Покаяния, которую широко сейчас не употребляют, возможно, эта молитва была из чинопоследования дониконовского Богослужения. Но дело даже не в словосочетаниях, определяющих такие явления, как «военная хитрость», «духовная хитрость», а в самом принципе: дозволительно ли Христианину вводить в заблуждение врагов Отечества? То есть попросту - «обманывать» их в идейном противоборстве с ними? На самом деле это большая духовно-нравственная проблема. Известно, что Христианин, совершая тот или иной духовный подвиг, в качестве примера для малого подражания выбирает тот или иной подвиг воплотившегося, вочеловечивовшегося Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/17/...

Он расположил все иконы в соборе по чину, к лучшим велел приделать пелены «от паволок», обновил старую стенную живопись, а где ее не было, велел написать новую. В 1533 году поставил вельми чудный амвон: «святых на нем от верха в три ряда тридесять и резью и различными подзоры и златом лиственным украшен, а от земли амвона устроены яко человечки древяные 12 и всякими ваиами украшены и в одеждах и яко со страхом на главах держат сию святыню» 30 . В 1537 году был обложен серебром большой Деисус, состоящий из 13 икон и украшен золотом, поставлены новые подсвечники и т. д. В бытность Макария в Новгороде была поновлена (может быть им самим, так как есть известие, что он быль живописец) знаменитая чудотворная икона Знамение Пречистой, «понеже от мног лет обетшала зело». Он украсил ее кузнью и монисты, посвятил в честь нее церковь , в которой и поставил эту икону (Соф. Врем., II–362). В продолжении 10 лет (1526–1536) в одном Новгороде было построено 27 церквей (18 каменных, 9 деревянных), из них 10 освящал сам архиепископ 31 . Что Макарий не ограничивался построением церквей, а желал и другими способами принести пользу городу, видно из следующего рассказа летописца. Однажды явился в Новгород какой-то хитрец Пскович 32 и всенародно объявил, что он сумеет построить мельницу на Волхове. Макарий поверил ему и дал средства осуществить его мысль; мельница действительно была построена на Софийской стороне, «и камень нача вертетися, тако видети, кабы ему и молоти». Весной, когда тронулся лед, мельницу снесло, «понеже токмо едины три поприща от града стоит в верх езеро, рекомое Илмерь, и в него впадают, сказывают прежнии человеце, до трех сот рек великих и малых, а тое езеро токмо единым тем Волховом проходит сквозь весь Великий Новъгород и входит в езеро в Ладожское: он же хотя на той реце такову вещь сделаши!» «А мастер», говорит далее летописец, «сказывался хитрец быти, но паче груб и велми несмыслен, в конец безумен; толико от господина истощи, а толикия вещи архиепископу не сказа, или того ради безумный не сказа, чтобы ему свой корман пронырством наполнити имения; но не сбысться ему безумному се и егда виде разрушение, и утаися страха ради и из града избеже неведомо камо крыся, и до ныне погибе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Корень всех зол есть сребролюбие. Апостол Павел Милостыня есть царица добродетелей. Святитель Иоанн Златоуст – Как же я люблю деньги, – говорил святой Косма Этолийский, проповедуя грекам в селах и городах покоренной турками бывшей Византии. – Ах, как я люблю высыпать монеты из кошелька и их пересчитывать. И как мило для сердца они звенят, когда засыпаешь их обратно! Как греют душу, когда положишь их за пазуху! Люди слушали, поднимая брови и вытаращивая глаза. Те, что поглупее, думали: «Надо же! И у святого то же, что у меня!» Те, что поумнее, думали: «Как же он глубоко мне в душу глянул! А рассказал все про меня так, словно бы про себя. Хитрец, однако. Святой хитрец». Признаваться в сребролюбии неприятно. Да никто особо и не признается. Есть мысленная ловушка: любишь деньги, значит жадный. А не жадный, так, значит, добрый. Но я же добрый! Это все знают. Значит, сребролюбие не про меня! Какое топорное лукавство. Доброта и сребролюбие – это «синее» и «кислое». Это – с разных полей ягоды. Сребролюбие обитает в сердце. Оно там живет внутри и наружу выбрасывает усики всякие, щупальца. По щупальцам его присутствие и узнается. Вот я вижу чужую яхту (автомобиль, etc.). Вид чужой дорогой вещи вызывает во мне грустное чувство и философские вопросы. «Это же сколько надо работать или красть, чтобы такое купить?» Или: «Зачем ему (ей/им) такие дорогие вещи? Это же заботы, лишняя трата, суета. Можно было бы столько добра на эти деньги сделать». Философская грусть при виде чужого богатства – это явный признак сребролюбия Прошу внимания! Философская грусть при виде чужого богатства – это явный признак живущего конкретно во мне сребролюбия. Того самого, из-за которого Иуда Господа продал! Иуда тоже философствовал по поводу пролитого мирра: «Зачем такие траты? Можно продать было и раздать нищим». А ведь не о нищих тревожился. Вор был. Как видим, сребролюбие владеет мастерством макияжа, переодевания и прочей маскировки. Кроме ложной тревоги на тему «что бы можно было купить для бедных за чужие деньги» оно, сребролюбие, может изображать из себя борца за справедливость. Корыстный человек с претензиями будет активно расследовать чужие грешки, настырно совать нос всюду, шуметь на весь мир о попранной справедливости и потрясать в воздухе собранными материалами. Но «ларчик просто открывался». Как правило, ему уже заплатили за активность некие бенефициары поднятого шума. Или он ждет, что заплатят те, под кого он копает. Или там еще что-то, но не без денег. Правдолюбцы информационной эпохи очень любят денежные переводы из неафишируемых источников.

http://pravoslavie.ru/115032.html

Но при всем своем совершенстве и мудрости, змей в этих качествах весьма и весьма уступал человеку. Человек не может оправдаться тем, что его постигло искушение сверх его сил. Об этом рассуждает прп. Ефрем Сирин : «Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек; но, если и превосходил в хитрости ту степень, на какой поставлены звери, то не следует из сего, что возвышался он до степени человека... Адам превосходил змия и по самому образу сотворения, и по душе, и по уму, и по славе, какою был облечен, и по месту жительства своего; а из сего видно, что он был безмерно выше змия и по хитрости» 244 . И далее, прп. Ефрем Сирин высказывает своеобразную мысль, может быть, основанную на каком-нибудь древнем предании, о неспособности зверей взирать на славу Адамову. «Как Израильтяне не могли без покрывала взирать на лице Моисеево: так животные не могли взирать на светлый зрак Адамов; потупив очи, проходили они пред ним, когда нарекал им имена, потому что очи их не в состоянии были взирать на славу его» 245 . Рассуждая о мудрости змея, отмечают его способность жертвовать всем, даже хвостом своим, ради сохранения головы, главного, без чего его уже и нет. Видимо, именно это имеет ввиду Христос, когда говорит Своим ученикам, посылая их, как овец среди волков, во враждебный истине мир: будьте мудры, как змии ( Мф. 10:16 ). Жертвовать можно, а иногда и нужно, всем, кроме главного – своей веры. Мудрость змея названа хитростью. Хитрость часто воспринимается как лукавство. Сатана действительно лукавый. Так он именуется в молитве «Отче наш». Но слово хитрость используется иногда и в положительном значении. Так, в молитве св. Василия Великого над страждущим от демонов: «Бог Богов, и Господь господей, огненных чинов творец, и безплотных сил хитрец, и небесных и наднебесных художник...» Т.е., хитро в этом случае – не лукаво, а мудро, замысловато. А в деле спасения св. отцы говорят, что Господь поступил, как премудрый Хитрец, поражая коварство диавола и силу адову. Так, через распятие диавол хотел поразить Христа, а оказался поражен сам. Как рыба поглощает червя, а оказывается на крючке рыбака, так ад поглотил тело Христа и сокрушился, ибо принял Бога. Об этом так говорит св. Иоанн Златоуст в Огласительном слове на Пасху: «(Ад) огорчился, ибо (оказался) связан. Принял тело – и с Богом столкнулся. Принял землю – и встретил небо. Принял, что видел, – и впал в то, чего не видел. Где твое, смерть, жало? где твоя, ад, победа?» [перевод со слав. – Г.Ф.]. Сочетание простоты голубя с замысловатостью змея и заповедал Господь ученикам, посылая их в мир. Если человек имеет только какое-то одно из этих качеств, то в этом его несовершенство. Совершенство в сочетании голубя и змея, но без греха. Сатана же использовал хитрость змея, обратив ее в лукавство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Знаменитая битва при Гастингсе 1066 года практически уничтожила всю английскую аристократию, лишив страну возможности централизованно бороться с захватчиками. В результате, нормандский герцог Вильгельм стал новым королем Англии, а английский народ оказался в униженном положении. Даже английский язык в последующие три века считался простонародным наречием. Вся правящая верхушка Британии говорила по-французски. Понятно, что у англосаксов или, как их называет Анна, «варягов» были личные счеты с Гвискаром. Когда варяги, вооруженные тяжелыми секирами, пошли в атаку, фланг нормандской армии был смят и обратился в бегство. Но вскоре случилось чудо. Нормандцы восстановили порядок в своих рядах и полностью уничтожили врагов. Мужественно сражавшийся в центре англосаксов Алексей Комнин понял, что шансы на победу утеряны, и отступил. Через несколько месяцев Роберт взял Диррахий . Анна Комнина, весьма красочно описывая эти события, напоминает, что Роберт Гвискар, прежде чем вступить в решительный бой, направился к алтарю святой Феодоры, и там, «в течение всей ночи искал благосклонность Бога», а все «нормандцы причастились Божественных и Непорочных Таин. Только после этого Роберт повел свои войска в битву», – патетично заканчивает свой рассказ Анна . Знала бы она о своем «герое» то, что знали о нем иные авторы. Например, бенедиктинец Амат из монастыря Монте-Кассино, который не менее красочно описал разграбление монастырей южной Италии войсками Роберта . Даже официальные хронисты нормандцев, такие как Годфред Малатерра или Вильгельм Апулийский, не умолчали о фактах грабежей мирного населения и святых обителей солдатами Гвискара . Кстати, именно два последних автора рассказывают множество историй, в которых Роберт продемонстрировал свои хитрость и изворотливость, за что и получил прозвище «Гвискар», означающее «Хитрец». Не удивительно, что Хитрец накануне решительного сражения, от исхода которого зависела судьба всей его экспедиции, вдруг стал благочестивым молитвенником, а его солдаты, недавно грабившие калабрийские монастыри, примерными христианами.

http://bogoslov.ru/article/4501812

«Светлой памяти» митрополита Антония Глубоковский посвятил одну из лучших и важнейших своих статей – «Православие по его существу» (СПб., 1914). Об одном из ректоров, епископе Иоанне (Кратирове), Глубоковский подготовил очерк для планировавшегося к 100-летию СПбДА «Биобиблиографического словаря», опубликованный в «Христианском чтении» в качестве некролога 706 . Их заочное знакомство относится к концу 1880-х гг., когда о. И. А. Кратиров, в то время ректор Харьковской духовной семинарии, пригласил Глубоковского (тогда еще студента МДА) к сотрудничеству в журнале «Вера и разум». Оба были выпускниками Вологодской семинарии, затем Московской академии. Епископ Иоанн, принявший монашеский постриг в 1893 г. (через несколько лет после смерти жены), в 1895 г., по рекомендации архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева) , был назначен ректором столичной Академии 707 . «Он вошел в С.-Петербургскую академию, – вспоминал Глубоковский, – с простотою и искренностью, которыми интимно овладел всеми, почему сразу установилось доброе взаимное доверие, (...) будучи не за страх, а за совесть всегда ее печальником, ходатаем и апологетом» 708 . Помимо ректорства, епископ Иоанн читал лекции по Св. Писанию Нового Завета, а именно обзор посланий апостола Павла к Тимофею и Титу, которыми занимался давно, еще со времени учебы в МДА, что также сближало ректора и молодого профессора (Глубоковский был моложе на 14 лет). В архиве Николая Никаноровича сохранилось единственное письмо епископа Иоанна (относящееся, по-видимому, к марту 1903 г., когда тот был уволен с Саратовской кафедры и переведен в Москву), показывающее степень доверительности их отношений. «Никогда прежде не думал, что архиереи самые несчастные из людей, – писал епископ Иоанн, – и теперь совершенно убежден в этом и считаю великою ошибкою своей жизни, что решился ступить на этот путь. Впрочем, бесполезно сожалеть о том, чего исправить нельзя» 709 . Для представителей «ученого монашества», каковыми являлись в указанный период все ректоры Петербургской академии, ректорский пост (в академии или семинарии) являлся необходимой ступенью продвижения по служебной лестнице; частая смена ректоров никак не соотносилась с интересами академии и богословской науки; в среднем пребывание на ректорском посту ограничивалось 2–3 годами, а иногда сроком и того меньшим. Неудивительно, что Глубоковский давал им довольно резкие характеристики, замечая: «И все лезут вверх. «Хитрец» С[ерг]ий [Страгородский] простирается на финляндскую архиепископию с членством в Синоде, чтобы торговать по шире, как за прилавком у «Макария» в своем Нижнем; «проходимец» Сергий [Тихомиров] получает магистерство (по отзыву Жуковича и Карташова) за какую-то странную книжицу о писцовых книгах вотской пятины и воздвизается ректором Спб. Академии» 710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  Недалеко от нашего дома освящают куличи прямо в супермаркете. Для нас это удобнее, чем ехать в храм. В последние годы все чаще прихожане спрашивают об этом… Конечно, это удобнее, но это никак не согласуется с церковным обычаем. Освящение снеди – не самоценная процедура, оторванная от богослужения Пасхи, но элемент праздника. Пасхальные яства освящаются в притворе храма! Для постившихся людей! Для них это как бы предначинание праздника. А для кого-то, из еще только находящихся на пути к вере, это возможность лишний раз войти в храм, увидеть иконы, услышать церковную молитву. Может быть, этот приход в храм снимет последний барьер на пути к Церкви. Так что никакого освящения в супермаркетах быть не может. В крайнем случае, если вы не можете приехать в храм в субботу, накануне Пасхи, то просто дома окропите продукты святой водой. Это будет правильнее.   Учение Церкви об ангелах Бесы, черт… Что эти названия злых сил означают? Силу личностную и злую, некогда взбунтовавшуюся против Бога, ныне вредящую человеку, желающую погубить человека, подвижники Церкви называли по-разному. Имен множество, но все они синонимичны, все об одном и том же… Сатана (от евр. сатан) означает противник. Диавол (греч. диаболос) – клеветник, сплетник. Бес (слав.) – филологи считают производным от бояться. Демон (греч.) – ложный бог, дух. Лукавый (слав.) – хитрец, обманщик. Черт (слав.) – предположительно от индоевропейского корня скер, скор, отсюда корнать, т. е. резать, обрезать, отсекать!   Мой дедушка говорит, что поминать черта («чертыхаться») нельзя. Так ли это? Примечательно, что церковные люди никогда не поминают черта. До революции 1917 года вообще в России неприлично было чертыхаться, всякий раз упоминание черта было вызовом, эпатажем. После революции слово «Бог» стали писать с маленькой буквы, а диавол – с большой, в послереволюционной литературе, поэзии слово черт становится очень популярным.   Боятся ли верующие люди бесов, демонов? Разумеется, нет. Свт. Афанасий Великий писал: «Не следует совершенно бояться бесов, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой».

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Приспособившись к диалогу с буйным безумцем, мы не заметили, что разучились общаться, как нормальные люди. Общаясь, мы никак не поймем, кто наш собеседник — безумец, прикидывающийся нормальным, или хитрец, принимающий нас за буйного безумца. Доверчивость — великое достоинство человека в этом недостойном мире. Мир свою подлость успешно сваливает на глупость доверчивого человека. А доверчивый человек, не переставая быть доверчивым, склонен поверить в это. Как и всякий одаренный человек, он менее всего замечает свой дар и думает, что речь идет не о нем, а о совсем другом человеке. Тоска и ярость, всеобщая подозрительность охватили многих людей. Юг пылает, и нет сил остановить этот пожар. Неужели только усталость от потери крови может отрезвить стреляющих друг в друга людей? Или они в этом кровавом тумане ищут новых безумных вождей, чтобы снова пустить в ход свой хитрый опыт приспособления к безумцам? Великий блеф коммунизма заменяется провинциальным блефом национализма. Национализм — конкуренция неконкурентоспособных. Но такими их сделали правители, долгие годы подачками и лестью скрывая от народа свою собственную неконкурентоспособность. И в основном они же теперь создают этот новый блеф в виде оружия возмездия за потерю власти и как самый верный способ возвращения ее. Наш путь — от единого мозгового склероза коммунизма к рассеянному склерозу национализма. Националисты всех мастей подхватили иссякающую ненависть коммунизма. Старые знамена перенасыщены кровью, новые, сухие знамена жаждут ее. Земля, усыхающая без любви, орошается кровью. Такова сегодня наша безблагодатная земля. И сложно в согласии с климатическими условиями, она особенно быстро усыхает без любви на юге, где и орошается уже потоками крови. Любовь — главное в учении Христа. У человека тысячи соблазнов, но верная опора только одна — любовь. Не поразительно ли, что даже самый закоренелый уголовник, совершивший десятки преступлений, все-таки нуждается в этой любви, помнит ее свет и делает наколку на своем теле “Не забуду мать родную”? И хоть сам он стал для своей матери источником самой большой боли, но все-таки помнит, помнит свет ее любви и носит эту наколку, сам того не понимая, как последний знак, что душа его не до конца омертвела.

http://blog.predanie.ru/article/popytka-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010