К. стал известен во всей Калабрии и на Сицилии. Он исцелил множество людей, прося благодарить не его, а Бога и Николая Чудотворца, а сам он «лишь простой грешник». Многие присылали настоятелю милостыню, чтобы тот распределил ее среди нуждающихся. Часть местной знати вначале враждебно относилась к К., однако со временем его бывшие недруги стали благодетелями мон-ря. Достигнув преклонных лет, К. понял, что приближается его кончина. Он объехал все владения мон-ря, дал братии последние наставления и советы, отпустил грехи и просил прощения у монахов. После этого К. мирно почил. Хотя он смиренно завещал похоронить его за пределами церкви по примеру своих предшественников, тело К. было торжественно погребено внутри храма по воле архиеп. Гиральда. На похороны, продолжавшиеся 3 дня, собралось много людей из города и окрестностей. Ист.: BHG, N 2089; Vita inedita di S. Cipriano di Calamizzi dal cod. Sinaitico n. 522/Ed. G. Schirò//BollGrott. N. S. 1950. T. 4. P. 88-97 [текст]. Лит.: Vita inedita di S. Cipriano di Calamizzi...//BollGrott. N. S. 1950. T. 4. P. 65-87 [исслед.]; Russo F. Cipriano abate di Calamizzi, santo//BiblSS. Vol. 3. Col. 1259-1260; Stiernon D. St. Cyprien de Calamizzi († vers 1210-1215): Notule chronologique//REB. 1974. Vol. 32. P. 247-252; Minuto D. Catalogo dei monasteri e dei luoghi di culto tra Reggio e Logri. R., 1977. P. 7-8. (Thesaurus Ecclesiarum Italiae; 17/1); Follieri E. I santi dell " Italia greca//RSBN. N. S. 1997. Vol. 34. P. 3-46; Musolino G. Santi eremiti italogreci: Grotte e chiese rupestri in Calabria. Soveria, 2002. P. 97-101; Re M. Italo-Greek Hagiography//The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography/Ed. S. Efthymiadis. Farnham; Burlington, 2011. Vol. 1: Period and Places. P. 227-258. Ф. М. Панфилов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1684696.html

Сокращенный пересказ жизнеописания М. С. из «Истории боголюбцев» включен в Синаксарь К-польской ц. (архетип Х в.) под 13 февр. (SynCP. Col. 462-463). Визант. стишные Синаксари под 23 янв. содержат др. краткую версию этого текста Феодорита Кирского, в т. ч. без чудес об исцелении младенца и наказании Литоиоса (ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 534). В некоторых списках память М. С. без дополнительных сведений помещена под 29 янв. (Там же. С. 535). Из стишных Синаксарей посвященные М. С. сказание и двустишие были перенесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца под 23 янв. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 131-132), а также в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 5. С. 63-64). В Тырновской редакции М. С. ошибочно назван Максимом (Там же. С. 63). В Московской редакции имя святого приведено правильно, но название города Кирр заменено на Рим (РГБ. Троиц. 720, 1469 г. Л. 262). Текст этой редакции был использован при составлении ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 411 (1-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский включил под 23 янв. в свои Четии-Минеи только память М. С. (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 418), но в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского», к ней добавлено проложное сказание (ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 333). Ист.: BHG, N 1013; PG. 82. Col. 1412-1413; SynCP. Col. 417, 463. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 22, 28, 43; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 329; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 5: Ιανουριος. Σ. 285; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3: Янв.-февр. С. 353. О. Н. А., О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)

http://pravenc.ru/text/2561164.html

Житие А. записано Мелетием Кесарийским (изд. в Афинах, 1862); служба А. и его сподвижникам прп. Евфимию из Димицаны и Игнатию из Ст. Загоры составлена Онуфрием Ивиритом и издана в Афинах в 1862 г. Память этих 3 мучеников совершается в их мартириуме, расположенном на территории скита Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь). Также сохранилось и опубликовано в Афинах мон. Акакием Продромитом письмо А., написанное духовному отцу за 3 дня до мученической кончины. Ист.: Афонский Патерик. Май. Ч. 1. С. 393-401. Лит.: Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 55-56; Δουκκης. ΜΣ. Т. 5. Σ. 18-31; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 21. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография А. изображается юным, без бороды, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, схиме, с кукулем, лежащим на плечах). На житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818; иконописец Досифей, мон. из Сербии) из скита Иоанна Крестителя Иверского мон-ря на Афоне А. представлен держащим икону «Воскресение Христово» в правой руке и пальмовую ветвь в левой. В левой части этой иконы - 5 клейм со сценами его жития: А. открыто исповедует христианство при дворе властителя; приведение А. к властителю; мучение в тюрьме; Причащение; отсечение головы. В 6-м клейме - перенесение мощей преподобномучеников А., Игнатия и Евфимия на Афон. Иконогр.: Treasures of Mount Athos. Thessal., 19972. Р. 194-195. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/63794.html

Церковь Востока отмечает память И. С. 15 июня и в 5-ю пятницу по Богоявлении вместе с памятью «сирийских учителей», а западносир. (яковитская) Церковь - 5 дек. Ист.: BHO, N 553; BHG, N 968-969; ActaSS. Oct. T. 8. P. 346-358; Iun. T. 2. P. 175-176; Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к ефессянам//Творения: В 12 т.. Т. 11. Кн. 1. С. 188); Sancti Ephraem Syri Hymni et Sermones/Éd. Th. J. Lamy. Mechliniae, 1889. T. 3. P. 837-935; Theodoret. Hist. rel. II 1-22//PG. 82. Col. 1305-1324 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 153-165); Bedjan. Acta. 1896. T. 6. P. 380-404; SynCP. Col. 149, 398-400; MartRom. Comment. P. 21, 231, 461; Beck E., Hrsg. Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen auf Abraham Kidunaja und Julianos Saba. Louvain, 1972. 2 Bde. (CSCO; 322-323. Syr.; 140-141); ЖСв. Окт. С. 423-427; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 373-377. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 323; Т. 3. С. 430-431; Scher A. Kita  b " ašhar šuhada " al-mašriq. Mosul, 1906. Vol. 2. P. 33-41; Schiwietz S. Das morgenländische Mönchtum. Mödling bei W., 1938. Bd. 3. S. 56-69; Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 247-252; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1960. T. 2. P. 42-51; Janin R. Giuliano Saba//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1226; Παπαδπουλος Γ. Σ. Ιουλιανς//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948-950; Griffith S. H. Julien Saba, «Father of Monks» of Syria//JECS. 1994. Vol. 2. N 2. P. 185-216; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien Sabas (52)//DHGE. 2003. T. 28. Col. 529-531; Van Paassen J. Julian Sabas, St.//NCE. 2003 2. T. 8. Col. 51; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 125-126. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)

http://pravenc.ru/text/1237835.html

митрополии Румынской Православной Церкви сроком на 99 лет. Святой упоминается в некоторых визант. Синаксарях (напр., Crypt. B. g. IV, XII в.) под 23 февр., а в Римском Мартирологе - под 24 июня (в этот день была освящена ц. И. Ж. в Стило); в издании 1922 г. его память была перенесена на 24 февр. Ист.: BHG, N 894, 894а; ActaSS. Febr. T. 3. P. 481-483; SynCP. Col. 485, 993; Agresta A. Vita di S. Giovanni Theresti. R., 1677; Borsari S. Vita di San Giovanni Terista//Archivio storico per la Calabria e la Lucania. R., 1953. Anno 22. P. 13-21, 136-151; Peters A. Joannes Messor, seine Lebensbeschreibung und ihre Entstehung: Diss. Bonn, 1955. Лит.: Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits Grecs de la Bibliothèque Nationale. P., 1888. Vol. 3. P. 217; Martini E. Catalogo di manoscritti greci esistenti nelle biblioteche italiane. Mil., 1893. Vol. 1. Pt. 1; Halkin F. Manuscrits grecs à Messine et à Palerme//AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 238-282; Laurent M.-H., Guillou A. Le «Liber Visitationis» d " Athanase Chalkéopoulos (1457-1458): Contribution à l " histoire du monachisme grec en Italie méridionale. Vat., 1960. (ST; 206); Russo F. Giovanni Theristi//BiblSS. Vol. 6. Col. 911-913; Mercati S. G., Giannelli C., Guillou A. Saint-Jean-Théristès (1054-1264). Vat., 1980; Matino G. Per la configurazione del greco nella Calabria medievale: Le due redazioni della vita di S. Giovanni Terista//Contributi alla cultura greca nell " Italia meridionale/A cura di A. Garzia. Napoli, 1989. Vol. 1. P. 259-288; Acconcia Longo A. S. Giovanni Terista nell " agiografia e nell " innografia//Calabria Bizantina: Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, 1998. P. 137-154; Gr é goire R. Jean le Moissonneur//DHGE. T. 27. Col. 300-301; Follieri E. I santi dell " Italia greca//Histoire et culture dans l " Italie Byzantine: Acquis et nouvelles richerches/Sous la dir. de A. Jacob, J.-M. Martin, G. Noyé. R., 2006. P. 120-121. М. А. Курышева Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) [Греч. Αθωντης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН МАРУЛИС Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона мон-ря Дохиар (Афон). Кон. ХХ в. Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона мон-ря Дохиар (Афон). Кон. ХХ в. [греч. Γερμανς Μαρολης] (ок. 1252 - ок. 1336), прп. Принадлежал к знатному фессалоникскому роду Марулисов, в миру носил имя Георгий. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. В Фессалонике он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником. В возрасте 18 лет принял монашеский постриг и удалился со старцем на Св. Гору. 5 лет он провел в аскитирии, относившемся к мон-рю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Зап. Церковью. Ок. 1275 г., после мученической смерти Иоанна, Г. М. подвизался под рук. старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впосл. Иов был избран игуменом Великой Лавры, но ок. 1283 г. был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору. Г. М. переселился в небольшой мон-рь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого мон-рем Вулевтирии ( Θεκτιστος Δοχειαρτης, μον. Σ. 148). Ок. 1300 г. он взял себе послушника по имени Иоанникий. Ок. 1326 г. из-за набегов турок Г. М. переселился в Великую Лавру. За богоугодную жизнь Г. М. был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, к-рый пришел посетить его на Афон. Прп. Савва Ватопедский сравнивает Г. М. с прп. Антонием Великим. Житие Г. М., написанное между 1341 и 1344 гг. Филофеем Коккином (буд. патриарх К-польский), не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени. Ист.: BHG, N 2164; Τσμης Δ. Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου γιολογικ ργα. Θεσσαλονκη, 1985. Τ. 1. Σ. 119. Лит.: Halkin F. Germain de Lavra (17)//DHGE. T. 20. Col. 910-911; PLP, N 17147; Μαρτζλος Γ. Ο Αγιοι τς Μονς//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. Αγιον Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 113-114; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 91-93; Θεκτιστος Δοχειαρτης, μον. Αγιοι, Οσιοι κα Νεομρτυρες Δοχειαρτες//Παρουσα Ιερς Μονς Δοχειαρου. Αγιον Ορος, 2001. Σ. 136-138, 148. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/164805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ [Греч. Νικδημος] († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы . Источником немногочисленных сведений о Н. служит «Похвальное слово» свт. Григорию Паламе, написанное его другом и учеником Филофеем Коккином , патриархом К-польским. Н. начал монашеский подвиг на горе Св. Авксентия недалеко от Халкидона. Затем переселился на Афон, вероятно, из-за нашествия турок. Келья Н. находилась недалеко от мон-ря Ватопед . Подвижник стал известен своими добродетелями, строгой аскезой и упражнениями в духовном созерцании. Именно к нему обратился молодой Григорий Палама, когда прибыл на Афон в поисках наставника; он провел под рук. Н. «в посте, бдении и в непрестанной молитве» 2 с лишним года и принял от него монашеский постриг ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 565). Григорий оставался с учителем до самой кончины последнего. Р. Синкевич утверждает, что Григорию Паламе, родившемуся ок. 1296 г., было примерно 18 лет, когда он покинул К-поль и пришел на Афон, и соответственно датирует смерть преподобного 1316 г. Лит.: PLP, N 20374; Sinkewicz R. Gregory Palamas//La théologie Byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. T. 2: XIII-XIX s./Sous la dir. de C. G. Conticello, V. Conticello. C. 132; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 150. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/2565558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010