Мир держит промыслом мудрым: Так образ его на земли Царь всей земли, солнце порфиры, Сын багряницы Василий, Победами славный, равно и словами, Как бы небо второе, составил он книгу, Из естественных кож соплетенную, Как звезды носящую славные образы Прежде всего Бога Слова во плоти, Далее Матери, родшей без мужа, Мудрых, пророков, архангелов, ангелов. Услаждает она ум православных, Приятно и взоры всех веселит. Тех, коих красками живописал, Всех да найдет в своем деле помощниками, В державе пособниками, во бранех споборниками, Страстей свободителями, болезней целителями, На страшном суде пред Владыкою Заступниками теплыми и к вышней славе И Божию царству вождями неизреченными. Бароний под именем императора Василия разумел Василия македонянина (867–889). Но это мнение не верно, 1) потому что Василий македонянин не от царя родился и не может быть назван порфирородным или багрянородным, как Василий называется в предисловии; 2) в месяцеслове находятся святые, скончавшиеся после Василия македонянина, напр. Феофания супруга императора. Льва философа ( ок. 892, память ее 16 декабря), Стефан патриарх константинопольский ( 893, память 17 мая и 25 августа), Антоний Кавлей патриарх константинопольский ( 895, память 12 февраля), Петр аргосский (10 века 3 мая) 313 . Посему последующие и новейшие писатели единогласно приписывают сей месяцеслов импер. Василию II (975–1025). К сожалению, во всем христианском мире сохранился только один экземпляр этого драгоценного памятника и при том в полном и первоначальном виде только за одну сентябрьскую половину года (с сент. по февр. включительно). Вот история его: экземпляр сей, украшенный золотом и драгоценными камнями, принесен был из Константинополя в дар Людовику Сфорце, герцогу миланскому, в конце 15 века; от него перешел в достояние фамилии Сфондратов; кардинал Павел Сфондрат подарил его папе Павлу V, а сей в 1615 году положил его на хранение в Ватинанскую библиотеку. Алляций так описывает его: «месяцеслов написан на пергамене в большой лист (in folio) искусно полированном, хотя от времени несколько побагровевшем, формы квадратной 314 , литеры превосходные; заглавные слова выведены золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

О Мариамне в славянском прологе по месяцеслову Василия, только в месяцеслове Василия говорится, что ав. Варфоломей из Иераполя ушел не в алфанейский град, а в счастливую Индию. Мина калликелад . Некоторые слово; калликелад, переводят: красноглаголивый, и думают, что так назван мученик по приятности голоса. Болландисты полагают, что это тот самый, память коего чтится 11 ноября. Несправедливо; это тот самый, который поминается 10 декабря; он (был ученый я красноречивый афинянин. По позднейшим прологах мощи его обретены при царе Мардиаде. По древнейшеху прологу Петрову (XI в ) и но древнейшим спискам стишного пролога (наприм. синод. 1295 года 1 и до синаксарю печатному греческих миней мощи обретены при императоре Василие. Без сомнения, здесь разумеется Василий I (867–889) и при нем было обретение мощей; 1, имя Маркиана царя вкралось вместо Василия, потому что в сказании говорится о Маркиане, (по прологу 1295 года Мариане) военачальнике, коим совершено обретение мощей по откровению одного благочестивого мужа; 2, обретение мощей по проложному сказанию совершено через 400 лет по кончине мученика; между Диоклитианом (285–305) и Маркианом (450–457) прошло гораздо менее 400 лет; между Диоклитианом и Василием прошло несколько более (ок. 460), но сие число несомненно ближе к царствованию Василия I, чем в Маркианову; 9, Наконец сие событие является записанным в памятниках агиологий не ранее века, и это опять указывает на более позднее время обретения, чем при Маркиане. Впрочем западное предание говорит, что импер. Зинон (474–491) дал главу Мины французскому дворянину из Лангра, что предполагает принесение мощей его в Царьград при Маркиане. См. 16 янв. Заметки. Павел новый , что ныне в неаполитанском календаре, есть неаполитанский епископ, а не патриарх константинопольский, как думает Мартынов. Сн. Мазохия. 18 Св. Лев папа римский . В Деяниях св. (April. II. 14) помещена жизнь его, составленная Петром Канизием. Кончина его большею частию древних мартирологов полагается 10 ноября; тело его обретенное не тленным в конце 7 века положено в новую гробницу 11 апреля и в этот день римская церковь празднует ему, 18 же февраля, думают Болландисты, совершается память его восточною церковию, потому что в Константинополе в сей день, вероятно, посвящен был ему храм. Еще в 536 году св. Лев внесен в диптихи святых в константинопольской церкви патриархом Миною. В календарях Фронтона и Алляция 28 июня полагается принесение мощей св. Льва папы и исповедника. Это сей же Лев I или Великий; у Рабана 28 июня сказано: Льва папы, который после ап. Петра 47-й сидел в Риме 21 год, 1 месяц и 13 дней (се 29 сент. 440 По 10 ноября 461 года). Здесь разумеется первое принесение мощей. См. примеч. к Узуарду 28 июня. Мощи св. Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе Петра в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1546 ...крепче. У Н. Голба: «более жестоко» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 140, л. 1 об, 22). 1547 Ираноязычный этнос – аланы к первой половине X в. обитали на Северном Кавказе, в Центральном Предкавказье и Северном Причерноморье (Кузнецов В. А. Алания в X–XIII вв. – Орджоникидзе, 1971. – С. 23 сл.). О враждебных отношениях алан и хазар в первой половине X в. см.: Константин Багрянородный. 06 управлении... – Гл. 10, 11. Однако из рассказа Кембриджского анонима следует, что поначалу взаимные отношения двух соседних народов были дружественными и даже союзническими, особенно по причине того, что часть алан, как и хазары, «соблюдала иудейский закон». Едва ли такое положение могло существовать позже начала X в. К Цукерман видит в угрозе для хазар исключительно венгров (Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 674), однако надо учесть, что не менее сложные отношения сложились у хазар с печенегами, аварами, узами, о которых, как о врагах хазарского царя, сообщал рассказчик (см. ниже). 1549 Предлагаемое восстановление опирается на дальнейший контекст. Из него видно, что описываемые события относятся к царствованию хазарского царя Вениамина, который, по мнению О. О. Прицака, правил около 880–900 гг. (в пер. Н. Голба имя дано с опиской – Вениамнин). В письме царя Иосифа к Хасдаю ибн Шапруту это имя в списке еврейско-хазарских царей не упоминается (см. Антологию). Вообще, создается впечатление, что автор документа либо его позднейшие переписчики пропустили царствование ряда хазарских правителей после Сабриэля и прямо перешли к событиям IX в. в царствование Вениамина (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 132, прим. 2; с.159). 1550 ... царя македонского – василевса ромеев. Ниже он же назван «греческим царем». Очевидно, к концу IX в. хазарам пришлось воевать с целой коалицией народов и государств, отганизатором которой была Византия в период правления MQDWN – Македонской династии (867–1056) (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 159).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

867 Скорее всего, хазарский полководец, находившийся на службе у кагана, как и большинство хазарской знати, беков, тарханов, исповедовал иудаизм и его обещание креститься вызывает сомнение. Впрочем, оснований не доверять источнику нет. Константин, великолепный богослов и проповедник, действительно мог посеять в его душе сомнение и тем обеспечить успешность переговоров. 868 К. Цукерман, пытаясь понять этот пассаж источника, выдвинул версию, что между хазарами и венграми не было союза и хазарский военачальник снял осаду с города не из-за уговоров Константина Философа, а из-за боязни приближения венгерского войска. В пользу этого предположения свидетельствует, по его мнению, нападение венгров на Константина и сопровождавших его после того, как они покинули хазарский стан (Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 677). Но поскольку оснований для гипотезы о столкновении хазар с венграми в это время нет, не стоит отказывать источнику в пользу самомнения критика. 871 Это первое письменное свидетельство о венграх, к тому же поддающееся датировке. Большинство исследователей исходят из того, что венгры были в то время союзниками и даже вассалами хазар, правда, ненадежными. Их конные отряды могли сопровождать хазарское войско, но, случалось, действовали по своему усмотрению (см.: Dvornik F. Les legendes de Constantin et de Methode... – P. 188–190; Артамонов M. И. История хазар. – C. 345; Moravcsik Gy. Byzantium and the Magyars. – Budapest; Amsterdam, 1970. – P. 45–46; Kristo Gy. Hungarian History in the Ninth Century. – Szeged, 1996). Видимо, их объекты нападения в Таврике отличались от хазарских: последние грабили города, городки-полисмы, тогда как первым доставались менее богатые окрестности. Именно недостаток добычи заставлял венгров совершать пока еще эпизодические походы на Дунай, наниматься на службу к болгарам и ромеям (Прохненко И. А. Пути передвижения венгров на территорию новой отчизны//Древнее Причерноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большая базилика в Плиске. IX в. Большая базилика в Плиске. IX в. В посл. четв. IX в. в городах и около них строились мон-ри, ставшие центром духовной жизни и художественных ремесел; здесь переписывали книги, изготовляли драгоценную утварь и др. Напр., в мон-рях, расположенных в окрестностях населенных пунктов Равна, Черноглавци и др., возводились базилики, нек-рые монастырские храмы были сходны с постройками раннехрист. Востока (Плиска, Силистра). В др. церковных зданиях отразилось влияние Рима и протороманских моделей Далмации и Адриатического побережья (базилика в центре Преслава, 866-867, и в мон-ре близ Равны, 889). В преславский период (кон. IX-X в.) под визант. влиянием в связи с активным строительством церквей для небольшого числа молящихся в городах, имениях и мон-рях стали появляться крестово-купольные храмы к-польского и преславского типов (с вписанным в плане крестом (купол опирается на колонны или свободно стоящие опоры), уменьшенным предалтарным пространством, 3 входами и фасадами, украшенными лепниной). II. Скульптура. Необходимость украшения христ. храмов привела к появлению мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов декоративной пластики из камня для построек 2-й болг. столицы - Вел. Преслава. В 3-й четв. IX - нач. X в. при строительстве Дворцовой базилики были применены массивные архитектонические элементы из известняка со стилизованной протороманской декорацией, созданные, очевидно, под влиянием искусства Адриатики. В то же время, напр. в Большой базилике в Преславе, для украшения литургически важных частей храмов использовали декоративные элементы более раннего времени, а также привезенные из К-поля. Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Архитектура времени правления царя Симеона (893-927) отличалась полихромным убранством (мозаики, стенные росписи, расписная керамика, инкрустация по камню), каменной пластической декорацией снаружи и внутри здания. Замечательным памятником той эпохи является Круглая (Золотая) ц. в Преславе (ок. 906). Ее богатое скульптурное убранство, в к-ром использованы античные, визант. и вост. (араб.) художественные мотивы, сродни лучшим постройкам К-поля (напр., ц. Богородицы Панахранты (Фенари-Иса) в мон-ре Константина Липса, 908). Ок. 60-х гг. X в. в украшении храмов проявляются местные особенности: напр., на фасаде небольшой церкви в местности Аврадака (в окрестностях Преслава) выполнены львиные протомы (передняя половина фигуры), свойственные протороманскому и раннему романскому стилям. Рельефы с христ. сюжетами в этот период не встречаются. В преславской декоративной пластике преобладал раскрашенный рельеф, инкрустированный кусочками стекла, керамики и др. Наиболее часто применялся низкий рельеф и ажурный орнамент, о широком применении пластических деталей, исполненных в технике высокого рельефа, говорить трудно, сохранились лишь немногие детали украшений церквей после X-XI вв. в Силистре и Шуменской крепости.

http://pravenc.ru/text/149669.html

I. Дванадесяти мученик. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии , † в Кесарии палестинской в 308 или 309 г. Конст. 42. Вас. Кап. Иер. Флор. 1. и почти все †. М. 12 в. МКр. Канон Феофана. Служба. (Рейм. 13 февр. М. Р. разделяет на 1 июня и 16 февр. Памфила мР. Б. А. У. Н. июня 1, Иулиана и прочих А. У. 16 февр. Иерон. всех 16 февр.). Свв. мучеников персидских , иже в Мартирополи, † в 4 в. Конст. Син. 1. Вас. Кал. Кап. Екл. Петр. (Копт. 19 февр.). Пр. Маруфы , еп. месопотамского, † ок. 422. Вас. и другие (М. Р. 4 дек. ЧГр. XI в. 28 февр. у Коптов 19 февр., у Сирийцев 9 февр.). II. Преп. Флавиана . 1295. Преподобномуч. Романа , † 1694. (См. 5 янв.). IV. Св. о. н. Александра. Папебр. Патриарх константиноп. с Флавианон или, вернее, начальник неусыпающих (23 февр.). Св. Николая . Сир. Св. Никона. Син. 2. V. Флавиана , патр. константинопольск. 239. 1295. Аполлос. 1806 (18 февр.). Иулиании мученицы перенесение мощей. Неап. Син. 1.М. Р. (21 дек.). Мариамны , сестры ап. Филиппа. Нан. Соф. Прол. Тип. У. 1236. Св. отца Геннадия и Космы . 51 (31 авг. и 19 февр.). Евфросинии девы. Италогр. (25 сент.). Пр. Феостирикта . 239 (10 нояб.). Саввы , архиеп. сербского. НПодл. (12 янв.). 17 I. Св. великомуч. Феодора тирона, † ок. 306 г. в Амасии; погребен в Евхаитах. Вас. Иер. Нап. Сир. Асс. Мст. и многие. М. 12 в. МКр. Служба. Канон Феофана по греч. печ. минее 1870 г., что и у нас, в М. 181 три канона: два Иосифа и один I. Дамаскина, канон I. Дамаскина у нас на вечерне пятницы 1 недели. По М. 153 стих. Феодора студита : страдальческим подвигом. (М. Р. 9 нояб. У. 1236 сент. 21). Св. Мариамны , сестры св. ап. Филиппа. Вас. Иер. Кал. 43. Флор. 1 и др. М. 11 и 12 в., по М. 181 канон Иосифа (239 втор. Белоз. 493. 15 февр. Нан. 16 февр. 51 февр. 19). Обретение мощей св. муч. Мины Калликелада при импер. Василие (867–889). Петр. 1295. Мак. Он же 10 дек. II. Авксивия , ученика ев. Марка, епископа Солона кипрского, † 102 г. после пятидесятилетнего управления паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Ночь 23 на г. Убийство Императора Михаила III кесарем (соправителем), бывшим его конюхом Василием Македонянином. 867–886 гг. Император Василий I Македонянин. Македонская династия. г. Низвержение св. Патриарха Фотия. 867–877 гг. Второе патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 867 г. Римские клирики Епископ Формоза Портуенский и пресвитер Павел Популонский в Болгарии. Болгарским посольством в Рим (во второй половине 867 г.) св. Царь Борис выразил желание, чтобы Формоза стал бы болгарским Архиепископом. Папа Николай I из-за ненависти к Формозе, так как считал, что он домогается папского престола, отказал св. Царю Борису и отозвал Формозу. [Епископ Формоза был ярым папистом, т. е. приверженцем господства папской власти над всей вселенской Церковью, придерживающийся к filioque, триязычник, т. е. радетель совершения богослужения только на трех языках, антиконстантинополец, т. е. противник Восточной Православной Церкви в лице Вселенской Патриархии в Константинополе, аскет (а аскетизм плюс еретизм приводит к беснованию). Позднее – римский папа. После смерти вытащен из могилы, судим и поруган папой Стефаном в 896/7 гг. Его труп с отрезанными пальцами сбросили в р. Тибр.] 13.XI.867 г. Смерть папы Николая I. 14.XII.867–14.XII.872 г. Время папства папы Адриана II. Он был противником Формозы, осудил Константинопольский собор 867 г. и признал filioque. 867/8 г. Папское посольство в Болгарии, сопровождаемое болгарскими послами в Рим. Февраль 868 г. Св. Царь Борис выгнал интригантствующего против Формозы пресвитера Павла Популонского и отослал его вместе с Формозой. Формоза должен был покинуть Болгарию, так как его отозвали. Февраль 868 г. Болгарское посольство в Риме во главе с кавканом Петром. В составе делегации были Епископы Формоза Портуенский и Павел Популонский. С ними был греческий монах Власий Аморейский, возможно как переводчик. Св. Царь Борис просил, чтобы Архиепископом для Болгарской Церкви был бы рукоположен и назначен диакон Марин, дипломат, друг Формозы, позднее – папа римский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обвинительные материалы 1195 против папы рассылались не только но всему Западу, но были посланы и на Восток, и патриарх Фотий решил воспользоваться эгими документами 1196 несмотря на то, что к 867 г. конфликт между папой и германскими епископами был давно улажен 1197 . На Константинопольском соборе 867 г. было рассмотрено дело папы Николая по обвинению западных клириков, в результате чего папа был анафематстъован. С точки зрения канонического права разбор дела папы не только в его отсутствие, но даже без его извещения делал это осуждение совершенно незаконным. После осуждения папы византийский император Михаил III и Фотий сразу же направили письмо западному императору Людовику II, в котором они просили силой сместигь папу Николая с престола 1198 . Однако вместо этого спустя несколько дней после собора 867 г. сам патриарх Фотий был смещен новым императором Василием Македонянином и отправлен в ссылку. На патриарший престол был возвращен Игнатий, а послы, которые везли Людовику II документы собора 867 г., были возвращены с половины пути. Вместо них в Рим были направлены другие послы с просьбой прислать в Константинополь папских легатов для водворения мира в Восточной Церкви. Папа Николай умер в ноябре 867 г., видимо так никогда и не узнав о своем мимолетном осуждении и о немедленном восстановлении своего имени в диптихах Константинополя в течение бурного 867 г. Папа Адриан II (867–872 гг.) прислал легатов, и в 869 г. Константинопольский собор отменил решения соборов 859 и 861 гг., вынесенные против патриарха Игнатия, а также сжег акты собора 867 г. Фотий и его сторонники были анафематствованы. Однако в скором времени Фотий вернулся из ссылки и примирился с патриархом Игнатием. После смерти последнего Фотий, по желанию императора, снова занял патриарший престол и немедленно приступил к торжественной реабилитации своей прежней деятельност и. Созванный Фотием огромный собор 879–880 гг., куда были приглашены и легаты от Римского папы Uoahha VIII (872–882 гг.), признал Фотия совершенно правым во всем, отменил и осудил все решения, когда-либо принятые против него 1199 , и анафематствовал всех его непримиримых противников 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Конец 866 г. Письма папы Николая I Императору Михаилу III и Патриарху Фотию. Требует, чтобы бывший Патриарх Игнатий и Патриарх Фотий предстали перед ним для его суда (!), лишает Фотия сана и угрожает ему анафемой. Громы и молнии римского ересиарха не дошли до Патриарха Фотия, так как Император Михаил III запретил папским легатам ступать в империю. Зима 866/7 гг. Изгнание греческого духовенства из Болгарии. Начало 867 г. Немецкая миссия в Болгарии на короткое время, возглавляемая Епископом Ерменрихом (или Германриком) Пассауским. Зима (ноябрь) 867 – до лета 870 г. Период пребывания латинского духовенства в Болгарии, окончившееся определением Константинопольского Софийского церковного собора 28. II. 870 г. о принадлежности Болгарии как церковного диоцеза юрисдикции Вселенской Константинопольской Патриархии. 866/867 гг. Возвращение обратно в Болгарию изгнанных из Рима еретиков – левкианов (новацияне ?), изгнанных ранее из Болгарии св. Царем Борисом по настоянию св. Патриарха Фотия. (ГИБИ, т. VI, с. 71–72.) Начало 867 г. Послание св. Патриарха Фотия восточным Патриархам в связи с болгарским церковным вопросом. (ГИБИ, т. IV, с. 99–100; Сборник от Посланията на Цариградския Патриарх Фотий и Отговорите на nana Николай I по допитванията на българите, C., 1994.) Великий пост – май-сентябрь 867 г. Собор в Константинополе восточных Патриархов, созванный св. Патриархом Фотием по болгарскому вопросу. Чтобы польстить и привлечь на сторону Византии немецкого императора Людвига, его удостоили титулом Imperator Romanorum (!). Анафема против папы Николая I, католики провозглашены отступниками, еретиками и антихристами. Лето 867 г. Письмо Императора Михаила III св. Царю Борису против латынян. (Письмо не сохранилось. Царь Борис переслал его папе Николаю I и о нем известно из Ответов папы Николая на вопросы Царя Бориса. Nicolaus papa, Epistolae, p. 293; ЛИБИ, т. с. 64–65.) Между 860–867 гг. Первое крещение россов. Назначение греческого Епископа для них. (Окружное послание св. Патриарха Фотия, 35; ГИБИ, т. IV, с. 102.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010