[  назад  ] Патриархи Иерусалимской православной церкви Иаков Брат Господа (ок. 27-62) Симеон (62 ?-107) Юстос I Заххаеос Тобиас Вениамин Иоанн I (117-1 ?) Маттиас Филип Сенека Юстос II Леви Эфрем Иофиф Иуда Марк Кассиан Публий Максим I Юлиан I Гай I Симмах Гай II Юлиан II Каптий Максим II Антоний Валенс Дольчиан Нарциссий Диос Герман Гордион Александр Мазбенес Гменей (260-298) Заюдас (298-300) Хермас (300-314) Макарий I (314-333) Максим III (333-350/1) Гераклий (350/1) Кирилл I (350/1-386) Евтихий (в оппозиции) Ириней (в оппозиции) Илларий (в оппозиции) Иоанн II (386-417) Праилий (417-422) Ювеналий (422-458) Феодосий Монофизит (посл. 451-457) (в оппозиции) Анастасий I (458-478) Мартирий (478-486) Салуст (486-494) Илия I (494-516) Иоанн III (516-524) Петр (524-552) Макарий II (552 и 563/4-574) Евстахий (552-563/4) Иоанн IV (574-594) Амос (594-601) Исаак (601-609) Захария (609-631) Модест (632-633/4) Софроний I (633/4-638) вакантно 638-c. 650 Георг (? -668) Феодор I (668- ?) Анастасийй II (ок. 692-705) Иоанн V (705-735) Феодор II (735-770) Илия II (до 787?-797?) Феодосий (в оппозиции Илие) Георг (807 или ранее ?- ?) Фома (807-821) Василий (821-839) Иоанн VI (839-843) Сергий I (843-859) Саламон (ок. 860-865) Феодосий (867- ок. 878) Илия III (ок. 878-907) Сергий II (907-912) Леонтий I (912-929) Афанасий I (929-937) Христодул I (937-951) Агат (951-964) Иоанн VII (964-966) Христодул II (966-969) Фома II (969-979) Иосиф II (980-983/4) Агапий (983/4-985) Орест (986-1006) Феофил I (1012-1020) Никифор I (1020- после 1048) Иоанникий Софроний II (до 1059 - после 1064/до 1076 - после 1083) Евфимий I (после 1083 ?) Симеон II (до 1092-1099) Иоанн VIII (ок. 1099-1106/7) Сабас (ок. 1117/8) Николай (1122-1156) Иоанн IX (ок. 1157) Никифор II (1166-1171) Леонтий II (1174/5-1184/5) Досифей I (до 1187-1189) Марк II (1189/90-1195) Евфимий (ок. 1222) Афанасий II (? -1235 ?) Софроний III Григорий I (ок. 1273- ок. 1285) Фаддей (? -1296?) Афанасий III (ок. 1303- до 1308 и после 1309) Гавриил Вулас (ок. 1309)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-je...

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратим внимание на псалмы. Оба псалма второй части (50 и 101) и молитва Манассии положены на 4-м часе нощи по Соф. 1052 ; там же мы находим и великое славословие в третьей части; пс. 69 встречается раньше, на 3-м часе нощи, а псалмы 142 и 150 входят в состав почасий третьего и девятого часа, по Ватопед. 350 и Син. 868, – Тропари повечерия, по преимуществу, совпадают с тропарями дневных почасий. Так, здесь мы встречаем все тропари второй части обычного повечерия (см. обычное почасие 1-го часа), а также тропари третьей части: «Многая множества» (3-й час Син. 865), «Все упование» (поч. 1 ч. Син. 865), «Преславная приснодево» (поч. 1 ч. Син. 870 и др.); тропарь «Упование мое Отец» положен на обычной полунощнице. Из тропарей малого повечерия тропарь «Боже отец наших» встречается на почасиях 1-го, 3-го и 6-го часа (Син. 865 и друг), «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы» – на обычном почасии 6-го часа, «Со святыми упокой» – на обычной полунощнице, «Иже во всем мире» – в числе седальных-мученичных 4-го гласа. – Наконец, и среди молитв в дополнительных частях повечерия немного найдется таких, которые были бы свойственны только повечерию. Молитва второй части – «Владыко Боже Отче вседержителю» – читается на обычном 3-м часе и обычной полунощнице, а равно и на почасиях (напр. 1 ч. Син. 12); из молитв третьей части и общих с ними молитв малого повечерия м-ва «Иже на всякое время» является обычной молитвой всех часов и полунощницы, встречается она и на почасиях (1 ч. Син. 865); м-ва «Нескверная, неблазная» читается на 1 часе (Син. 865), а м-ва «И даждь нам, Владыко» положена на 4-м часе нощи, по Соф. 1052 . Не оспариваются пока у повечерия лишь две последние молитвы: «Владыко многомилостиве» и «Ненавидящих и обидящих нас». В ряду обычных суточных служб за повечерием следует полунощница. При изучении состава ночных часов была установлена несомненная органическая связь их с полунощницей; было выяснено, что полунощница служить средоточием ночных часов, и нет никакой возможности выделить её из их состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Нисколько не удивительно, после этого, если между, так сказать, второстепенными частями повечерия – второй и третьей, а равно и малым повечерием, составляющими как бы почасия великого повечерия, и между чином 12-ти псалмов, куда входят также дневные почасия, можно находить немало точек соприкосновения, свидетельствующих о взаимном родстве между теми и другими. Обратим внимание на псалмы. Оба псалма второй части (50 и 101) и молитва Манассии положены на 4-м часе ночи, по Соф. 1052 ; там же мы находим и великое славословие из третьей части; пс. 69 встречается раньше, на 3-м часе ночи, а псалмы 142 и 150 входят в состав почасий 3-го и 9-го часа, по Ватопед. 350 и Син. 868. – Тропари повечерия, по преимуществу, совпадают с тропарями дневных почасий. Так, здесь мы встречаем все тропари второй части обычного повечерия (см. нынешнее 1-е почасие), а также тропари третьей части: «Многая множества» (3-й час Син. 865), «Все упование» (1 поч. Син. 865), «Преславная Приснодево» (1 поч. Син. 870 и др.); тропарь «Упование мое Отец» положен на обычной полунощнице. Из тропарей малого повечерия тропарь «Боже отец наших» встречается на почасиях 1-го, 3-го и 6-го часа (Син. 865 и друг.), «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы» – на обычном 6-м почасии, «Со святыми упокой» – на обычной полунощнице, «Иже во всем мире» – в числе седальнов-мученичных 4-го гласа. – Наконец, и среди молитв в дополнительных частях повечерия немного найдется таких, которые были бы свойственны только повечерию. Молитва второй части – «Владыко Боже, Отче Вседержителю» – читается на обычном 3-м часе и на обычной полунощнице, а равно и на почасиях (напр. 1 поч. Син. 12); из молитв третьей части и общих с ними молитв малого повечерия м-ва «Иже на всякое время» является обычной молитвой всех часов и полунощницы, встречается она и на почасиях (1 поч. Син. 865); м-ва «Нескверная, неблазная» читается на 1-м часе (Син. 865), а м-ва «И даждь нам, Владыко» положена на 4-м часе ночи, по Соф. 1052 . Не оспариваются пока у повечерия лишь две последние молитвы; «Владыко мпогомилостиве» и «Ненавидящих и обидящих нас»; но эти молитвы носят общий характер и прямого отношения к повечерию не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Син. 868, оставляя часы без молитв, вместе с тем для почасий назначает по три молитвы, соответственно трехчастному составу почасий. За утратой в рукописи начальных листов, в 1-м почасии сохранилась только одна последняя молитва, усвояемая в Ватопед. 350 преп. Никону. На 3-м почасии положены молитвы: «Боже Вседержителю, Отче Господа нашего И. Христа, единороднаго Твоего Сына» (см. Син. 12, 3 час), «Господи, Спасе мой» (см. Син. 865, 3 час) и «Господи, высоту и землю» (см. Син. 865, 3 почасие); на 6-м почасии – молитвы: «Господи над всеми и чрез всех и во всех» (см. Син. 12, 6 час), «Господи, яко благ и человеколюбец Бог , многия милости сотворивый со мною, ихже несмь достоин» и молитва Манассии, царя иудейского (2 Паралип. в конце); на 9-м почасии – молитвы: «Нищ и убог восхвалит Тя», «Господи, якоже волиши» (см. Син. 12, 9 час) и «Благословлю Тя, Господи» (см. Син. 865, 9 час). В Син. 867 уцелело только два почасия – первое и последнее; другие два утрачены. На 1-м почасии положена краткая молитва: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всегда презирающему согрешения наша», а на 9-м – молитва «Иже душу, на древе вися» (см. Ватопед. 350, 9 час). Первая молитва в древнеславянских памятниках встречается в числе утренних молитв. По Син. 870, в конце 1-го почасия читаются три молитвы: «Иже на всякое время», «Владыко Господи вседержителю и творче всяческих, Отец щедрот и Бог милости, от земли создавый человека» и «молитва иная к Богородице» – «Нескверная, неблазная»; две последние молитвы произносятся с воздеянием рук. Остальные почасия совсем не имеют молитв. В древнеславянских Часословах Син. 12 и Спб. 57 на 1-м междочасии непосредственно после псалмов положены молитвы «Отче святый, Иже солнце сы правьдьное» (см. Типогр. 46, 1 час) и «Владыко Господи Боже Отче Вседержителю» (3-го часа), а в конце службы указывается молитва «Боже, оцести мя грешника, не остави мене». Остальные междочасия имеют по две заключительных молитвы; первыми стоят молитвы, приведенные в Соф. 1052 на часах, а вторыми – особые молитвы: на 3-м междочасии – «Господи, Господи, Иже высоту и землю пядию измерив» (см. Син. 865, 3 почасие), на 6-м – «Нищь и убог» (см. Син. 868, 9 почасие), на 9-м – «Господи, Иже еси над Лазорьм плакався».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

868), богородичен 3-го гласа – «Кийждо идеже спасается» (в 3-й части повечерия Син. 865), 4-го гласа – «Яко всех еси» (3 поч. Син. 868), 7-го гласа – «Превзошла еси силы небесныя» (2-я часть повеч. Син. 865) и «Избави, Богородица, от содержащих нас грехов» (в числе «покаянных» Соф. 1052 ), наконец, великопостный – «В храме стояще» (копто-эфиоп. полун.). Заметнее отразилось келейное влияние на утренних «хвалениях» в копто-эфиопском богослужении. Здесь после «молитвы полунощи», или полунощницы, которую можно сопоставить также с начальной частью нашей утрени, положена «молитва в 3-й час нощи», представляющая последование канона, или среднюю часть нашей утрени, а затем следует особая служба – «молитва при пении петуха», соответствующая «хвалениям» утрени. Эти три службы усвояют себе, между прочим, все тропари (кроме предварительных), положенные в Син. 865 на повседневной полунощнице (см. выше, гл. 5, часть 7 «Тропари»); при чем первые шесть тропарей (II – III) и «Царю небесный» исполняются на полунощнице, следующие три (IV) – на 3-м часе ночи, а два последние – на петлоглашении 300 . Очевидно, все копто-эфиопские ночные службы, не исключая и «молитвы при пении петуха», находятся в тесной связи с келейными последованиями типа полунощницы Син. 865, а чрез ее посредство, и с чином 12-ти псалмов. Кроме келейных тропарей, «молитва при пении петуха» содержит еще в себе и три келейных молитвы: «Воспеваю благодать твою» («песнь полунощная» в наших утренних молитвах), «Величая величаю Тя» (см. чин 12 пс.) и «Многих и великих даров насладився» (пол-ца Соф. 1052 ) 301 . Вообще же составные элементы келейных и церковных последований настолько тесно переплетаются между собою, как в нашем, так и в копто-эфиопском богослужении, что подчас бывает трудно и даже невозможно отделить их друг от друга. 12. Общие замечания Следовательно, чин 12-ти псалмов является как бы связующим звеном между всеми суточными службами; но далеко не все эти службы находятся в одинаково близких отношениях с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

857. Сеннаан ( Σενναν), колена Иудина. 857. Сенам (Senam), в колене Иудине. 858. Сеннаар ( Σενναρ), равнина Вавилона, где был выстроен столп; оттуда вышел Ассур и выстроил Ниневию; о нем упоминает и Иосиф, говоря в I-oй книге Древностей: «о равнине же, именуемой Сеннаар в стране Вавилонской, упоминает Естией, говоря: спасшиеся из жрецов, захватив святыню Зевса Ениалия, пришли в Сеннаар Вавилонский». 858. Сеннаар (Sennaar), равнина Вавилона, где был выстроен столп; оттуда вышел Ассур и, выстроил Ниневию; об этом месте упоминает Иосиф в первой книге Древностей, говоря: «о равнине, которая в стране Вавилонской зовется Сеннаар повествует Гестией историк, говоря: некоторые из жрецов, бежав из храма Зевса Ениалия, и захватив святыню, прибыли в Сеннаар, равнину Вавилонии». 859. Сеннаар ( Σενναρ), у Михея. Аквила: Сеннаар, Симмах – цветущую. 859. Сеннаар, что Аквила переводит: Сенна, (Sennam), Симмах тучный о нем упоминает пророк Михей. 860. Сеннаним ( Σεννανεμ), дуба; предел Неффалимов. 860. Сеннаним (Sennanim), дуб принадлежащий пределам Неффалима. 861. Серим ( Σερμ), колена Вениаминова. 861. Семри (Semri), в колене Вениаминове. 862. Серора ( Σερωρ), город, по дороге в Едом. 862. Сарара (Sarara), город, по дороге в Едом. 863. Сефеф ( Σεφθ), Хананеев. 863. Сефет (Sepheth), местность Хананеев. 864. Сефема ( Σεφεμ), предел Идумеи к В. 864. Сефама (Sephama), восточный предел Иуды. 865. Сефила ( Σεφηλ), у Исаии. Аквила; раввина, Сихмах: долина; и доныне зовется Сефила; это есть вся равнина к С. и 3. около Елевферополя. 865. Сефела (Sephela), как пишет Исаия; что Аквила переводит: ровный, Симмах: долина; до сих пор вся местность близ Елевферополя, гладкая и ровная, находящаяся в С. и 3., зовется Сефела. 866. Сефина ( Σεφιν), Аквила и Симмах – север. 866. Сефина (Sephina), что Аквила и Симмах переводят: север. 867. Сеффаруим ( Σεφφαρουεμ), выйдя откуда Ассирияне заселили Самарию, и от них Самаряне; о нем упоминает и Исаия. 867. Саффарваим (Saffarvaim), выйдя откуда Ассиряне поселились в Самарии, и от них повел начало народ Самарянский; о них упоминает и Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  Кузенков В.П.  Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//Древнейшие государства Восточной Европы. Проблемы источниковедения. М., 2000. С. 3–173;  Шумило С.В.  Князь Оскольд и христианизация Руси. К.: Дух и литера, 2010. С. 15–37;  Шумило С.В. впливи на в впливи в за князя Оскольда: 1150 2011. С. 58–73;  Шумило С.В.  Поход 860 года на Константинополь и начало христианизации Руси при князе Аскольде: 1150 лет//Труды Первой международной конференции «Начала русского мира», состоявшейся 28–30 октября 2010 года. СПб., 2011. С. 33–46;  Сахаров А.Н.  Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина Х в. М., 1980. С. 59–60;  Толочко П.П.  Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. К., 1987. С. 14, 22;  Сахаров А.Н.  860 год: начало впливи в за князя Оскольда: 1150 2011. С. 18–27;  Рыбаков Б.А.  Предпосылки образования древнерусского государства. М. 1958;  Рыбаков Б.А.  Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 163–165;  Левченко М.  Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 57–58;  Шумило В.В.  Мирний 860 р. та визнання впливи в за князя Оскольда: 1150 2011. С. 41–48;  Брайчевский М.Ю.  Утверждение христианства на Руси/Пер. с укр. Киев, 1989. С. 42–96;  Брайчевский М.Ю.  Вибране. К., 2009. Т. 1–2;  Брайчевский М.Ю.  Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину//Византийский временник. 1986. Т. 47.   Порфирий (Успенский) , епископ. Четыре беседы Фотия, Святейшего Патриарха Константинопольского. СПб., 1863;  Порфирий (Успенский) , архимандрит. Драгоценная для России находка на Святой Горе Афонской//Церковная летопись. 1861. 11 ноября. С. 688–700;  Фонкич Б.Л.  К вопросу о происхождении Иверского списка гомилий Фотия о нашествии россов на Константинополь//Byzantinoslavica. 1981. Т. 42. Р. 154;  Ловягин Е.  Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь//Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. 1882. Ч. 2. С. 414–419, 430–443;  Кузенков В.П.  Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках С. 3–173; Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. Нарративные памятники. М., 2009. Т. 2. С. 139–191.

http://pravoslavie.ru/93569.html

По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей многие русские корабли. В память о чудесном избавлении столицы Патриарх Фотий написал знаменитый «Акафист Богородице» («Радуйся, Невесто Неневестная»), который читается по Уставу Великим постом в «субботу Акафиста». Тогда же было установлено церковное празднование «Положение Ризы Богоматери во Влахерне», совершаемое по сей день 2 июля. Вскоре после набега на Царьград между Русью и Византией начались «какие-то переговоры» [II, 3, т. II, с. 229]. Цель их отражена в одном из греческих хронографов, где говорится, что «немного времени спустя (после набега. – Авт.) от руссов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено» [II, 14, с. 60]. Значит, странная сила, заставившая русских неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского и возбудила большое желание приобщиться Ему. Патриарх Фотий, описавший очень красочно в двух своих проповедях набег русских в 860 году, спустя шесть лет, в 866 году, в своем «Окружном послании» Восточным Церквам по поводу Крещения Болгарии (864 год) свидетельствует, что «не только этот народ (болгары. – Авт.) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже... и так называемые руссы, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы (Византии. – Авт.). А в настоящее время даже и они променяли... нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную (явный намек на Торжество Православия 842 года. – Авт.) христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго пред тем (т. е. незадолго до своего Крещения; здесь определенно имеется в виду набег 860 года. – Авт.). До такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностию» [II, 6, т. 1, с. 74]. Точной даты принятия русскими христианства после 860 года не указывается, но, судя по смыслу слов «Окружного послания», оно произошло до 866 года и вскоре после набега 860 года. Некоторый свет на события может пролить свидетельство внука Василия I Константина Багрянородного, который в жизнеописании своего деда говорит о том, что Василий заключил с русскими «мирный договор» и «устроил так, что они приняли епископа». При этом он рассказывает, как русский князь собрал народ и старейшин (что могло происходить только в столице русских – Киеве) и предложил им принять христианство. Люди потребовали чуда. Тогда книга «Евангелие» была брошена в огонь и не сгорела. После этого князь и народ крестились [II, 6, т. 1, с. 74 – 75, также 1, 4, 15 июля].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, нападение хазар относится по времени к концу лета-осени 860 г., до зимы 860–861 гг., поскольку именно в это время обычно предпринимались военные рейды (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 116). Рассказ следует сразу после сюжета об обретении мощей 30 января 861 г. и это единственное основание, для предположения, что хазары переправились в Крым зимой, по льду Керчерского пролива (ср.: Могаричев Ю. М. Крым в VI–XIII вв.//Древний и средневековый Крым. Ч. 1. – Симферополь, 2000. – С. 118). На самом деле он мог явиться отражением сведений об ухудшении положения в Таврике, что подогрело религиозный энтузиазм и заставило херсонитов более интенсивно заняться розысками и переносом мощей св. Климента в свой город в хазарский военный лагерь, когда известие о случившемся достигло Херсона. Не исключено, что речь шла об одном из окрестных фемных кастра или полисм Юго-Западной Таврики, может быть, Эски-Кермене или Инкермане (Фулах?), а Константин, как духовное лицо, уполномоченное от имени византийского императора, выполнял функцию посланника, отправленного вместе с другими «сопровождающими» к хазарскому военачальнику на переговоры, которые оказались успешными. Очевидно, нападение хазар относится по времени к концу лета-осени 860 г., до зимы 860–861 гг., поскольку именно в это время обычно предпринимались военные рейды (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 116). Рассказ следует сразу после сюжета об обретении мощей 30 января 861 г. и это единственное основание, для предположения, что хазары переправились в Крым зимой, по льду Керчерского пролива (ср.: Могаричев Ю. М. Крым в VI–XIII вв.//Древний и средневековый Крым. Ч. 1. – Симферополь, 2000. – С. 118). На самом деле он мог явиться отражением сведений об ухудшении положения в Таврике, что подогрело религиозный энтузиазм и заставило херсонитов более интенсивно заняться розысками и переносом мощей св. Климента в свой город. 866 Решительность поведения Константина может объяснятся одним немаловажным обстоятельством: он был посланцем официального Константинополя к хагану, членом имперской миссии, лицом неприкосновенным, поскольку Хазария не находилась формально в состоянии войны с Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010