820-ок. 893) 881 ; он же пытался приложить аттикистские лексические критерии к одному месту из I послания апостола Петра 882 . В «Эклоге» Фомы Магистра – поздневизантийской коллекции древнеаттических речений (первая половина XIV века) – несколько раз разбираются примеры библейского словоупотребления, причем одни раз констатируется его варварский, риторически некорректный характер 883 . Что касается «отцов Церкви», то два критических эссе Михаила Пселла , ориентирующихся на образец анализа манеры древних афинских ораторов у позднеэллинистического ритора Дионисия Галикарнасского и ближе всего подходящих к тому, что мы назвали бы литературной критикой, специально посвящены стилистическому разбору сочинений Григория Богослова , а также двух других «великих святителей» византийской Церкви – Василия Великого и Иоанна Златоуста , и еще Григория Нисского . Григорий Богослов был предметом гораздо большего церковного почитания, чем Роман Сладкопевец ; это отнюдь не мешало применять к нему сугубо профессиональные критерии и технические термины риторической теории: «Связывает ли он речь, расслабляет ли ее или разрушает соединение, собирает ли ее в периоды или растягивает дыхательными тактами, заканчивает ли ритмы анапестами, придает ли речи размеренность ионийскими сопряжениями, втискивает ли свою мысль в тетраметр, растягивает ли ее до гексаметра…» 884 При таком рассмотрении Григорий оказывается в одной ряду с мастерами аттического красноречия – Лисием и Демосфеном, Исократом и Платоном 885 , и подход критика к нему точно такой же, как к тем. В сокращенной стихотворной парафразе позднеантичного руководства по риторике (конец II века) тот же Пселл заменяет примеры из речей Демосфена примерами из проповедей Григория Богослова и Иоанна Златоуста , выполняющими совершенно идентичную функцию 886 . Ответ на этот вопрос, во-первых, почти до обидного прост и, во всяком случае, не имеет отношения к противоположностям «языческое – христианское», «мирское – сакральное» и прочим глубокомысленным антитезам истории идей; во-вторых, он чрезвычайно поучителен для уяснения самой сути того взгляда на литературу, который вырабатывался в Византии школьной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» . В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай — Дравой и Савой — и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее — Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610 — 641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Формирование собственно нем. искусства происходило в средние века. Сильнейшим импульсом для развития культуры Г. послужило т. н. Каролингское возрождение, когда происходило (кон. VIII-IX вв.; термин Ш. Л. Монтескьё) распространение христианства и одновременно восприятие элементов античной и визант. культур. Центрические капеллы этого периода построены по композиционным принципам раннехрист. храмов IV-VI вв. (капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, ок. 820-822; дворцовая капелла Карла Великого в Ахене, 786-800, строитель Одо из Меца,- вариация интерьера ц. Сан-Витале в Равенне). Др. тип церквей был разработан в монастырском зодчестве: 3-нефная базилика с плоским перекрытием и мощным трансептом перед вост. апсидой (церковь в Херсфельде, Гессен, 831-850 гг., не сохр.; первоначальный собор в Фульде, 792-819). Для нек-рых церквей характерно выделение зап. фасада, впосл. типичное для базилик романского периода (монастырская ц. в Корвее, Сев. Рейн-Вестфалия, заложена в 822, вестверк - 873-885). Об использовании в каролингский период принципов античной архитектуры говорит пропорциональный строй 3-пролетных монастырских ворот с надвратной Никольской часовней в Лорше (Гессен, 763-774). Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала Дворцовая капелла в Ахене. 786–800 г. Строитель Одо из Меца. Интерьер октагонального зала О взаимовлиянии черт каролингской придворной и церковной культур дают представление произведения резьбы по слоновой кости, металлопластики (реликварий из Энгера, 90-е гг. VIII в., Гос. музеи Берлина), а также миниатюры рукописей дворцовой школы (Евангелие Карла Великого, нач. IX в., Vindob.) и «школы рукописи Ады» (Евангелие Годескалька, ок. 781-783, Parisin.; Евангелие аббатисы Ады, ок. 800 г., Городская б-ка, Трир). Сооружения ранней фазы романского искусства в Г., получившей название оттоновского периода (или Оттоновское возрождение, сер. X - 1-я пол. XI в.), созданы под влиянием античного и визант. искусства, а также архитектуры предшествующего периода: монастырская церковь в Отмарсхайме (1049 г., Эльзас, ныне на территории Франции) повторяет композицию Ахенской капеллы, а хоры собора Санкт-Мария, Космас унд Дамиан в Эссене (хоры ок.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Меурсий , голландский византинист – 41 Мефодий (ок. 820–885), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82 Мехмед II Завоеватель , турецкий султан в 1451–1481 гг. – 262 Мина , патриарх Константинопольский в 536–552 гг. – 217 Михаил I Рангаве , византийский император в 811–813 гг. – 359, 364, 375, 378,389 Михаил II Травл (Косноязычный), византийский император в 820–829 гг. – 341, 364, 367, 368, 372, 380–382 Михаил III Пьяница, византийский император в 842–867 гг. – 365, 371, 373, 383, 384, 387, 388, 394, 395, 400, 417, 433 Михаил IV Пафлагонец , византийский император в 1034–1041 гг. – 401, 433,434 Михаил V Калафат , византийский император в 1041–1042 гг. – 401 Михаил VI Стратиотик , византийский император в 1056–1057 гг. – 402, 462,484 Михаил VII Дука Парапинак , византийский император в 1071–1078 гг. – 464,470,471,473 Михаил Атталиат (XI в.), византийский историк – 487 Михаил Керуларий (Кирулларий), патриарх Константинопольский в 1043–1058 гг. – 443, 444. Михаил Пселл (XI в.), византийский государственный деятель и писатель – 463,481–484,487 Мишель A. (Michel), французский историк византийского искусства – 91 Моавия I (Мавия, Муавия, Муавия ибн Абу Суфйан), арабский халиф в 661–680 гг., основатель династии Омейядов – 290, 292, 293 Монтелатичи Г. (Montelatici), итальянский византинист – 76 Монтескье Шарль Луи (Montesquieu, 1689–1755), французский философ, писатель и историк, представитель французского Просвещения – 44, 45, 65 Монфокон Бернар де (Montfaucon, 1655–1741), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Про – 44 Морис Ж. (Maurice), французский нумизмат – 99, 100 Мортрейль Ж.-А.-Б. (Мортрёль, Mortreuil), французский правовед (цивилист и канонист), марсельский адвокат – 91 Муральт Эдуард Гаспарович (Eduard von Muralt, de Muralt, 1808–1895), археограф, историк, реформатский богослов и священник, родом швейцарец, жил в С.-Петербурге с 1833 по 1864, где в течение 26 лет работал библиотекарем Имп. Публичной библиотеки (составил первые каталоги греческих рукописей ИПБ) – 92

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Его стараниями был приближен ко двору Михаил Пселл . В 10591063 гг. К. Л. был Патриархом. Константин Манасси (ум. ок. 1187 г.) – митрополит греческого города Навпакта. Автор многочисленных произведений в прозе и стихах, всемирной хроники, доведенной до 1081 г., лирического стихотворного эротического романа об Аристанде и Каллитее, биографии Оппиана, эпиграмм, экфрасиса о мозаиках императорского дворца при Мануиле I Комнине (1143–1180 гг) и др. См.: историки Византии. Константин Родосский – известный византийский писатель начала Х в., автор нескольких поэтических произведений. См.: экфрасис. Константин Философ (ок. 827–869 гг.) – известен также под монашеским именем Кирилл, которое принял незадолго до смерти. Вместе со своим братом Мефодием (до 820–885 гг.) был выдающимся византийским миссионером, прославился созданием славянской азбуки. Оба брата были греками, детьми Льва. Из Житий Константина и Мефодия следует, что это был человек «богатого и доброго рода», известного и василевсу, и всей области Фессалоники. Он служил при стратиге фемным друнгарием, то есть имел средний офицерский чин, вероятно, был командиром нескольких сотен стратиотов и получал, как полагалось, шесть литр золота в год. Константин и Мефодий родились в городе Фессалоники, в окрестностях которого жило очень много славян. Поэтому братья прекрасно владели как греческим, так и славянским языком, слыша его с детства. Самое главное, они получили очень хорошее образование. Константин, самый младший из семи детей Льва и его жены Фотины, особенно выделялся способностями и неустанной жаждой знаний. После семи лет он был отдан «в учение книжное», обнаружил незаурядные дарования. В возрасте не мене 14 лет был приглашен логофетом дрома, всесильным евнухом Феоктистом, пользовавшимся большим влиянием при вдовствующей императрице – регентше Феодоре, для продолжения обучения в частный кружок ученых, работавший в Константинополе. Изучение наук – грамматики, геометрии, диалектики, риторики, астрономии, арифметики, музыки велось здесь под руководством лучших наставников, в том числе прославленного Льва Математика и высокоученого Фотия, знатока логики, философии, теологии, который с конца 858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Как красивы растения, насажденные по порядку, или хорошо построенное войско, когда оно выступает чинно и красивыми рядами! Это доставляет удовольствие, но приятнее и усладительнее всего благолепие взаимно соединившихся в любви, наподобие естественного союза, в очах Божиих оно важно и ценно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Если, по слову Господа, бывает радость на небе об одном кающемся грешнике, то намного больше о... множестве спасающихся. Уже отсюда открывается радость будущего века, для диавола печаль, демонов рассеяние, когда мы составляем взаимные хоры, чтобы в единодушном и единомысленном славословии Бога подражать всестройному и славному Херувимскому пению (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Через любовь возрастает стадо Христово; любовь смиряет дух кровожадный, притупляет вражеское оружие, забывает всех врагов и вводит в мир мирную жизнь Христову... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. ...Любовь указывает тебе на ближнего твоего, как бы на тебя самого, и переносит грехи (других), будто свои собственные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Насколько несокрушима стена, укрепленная связями из огромных камней и защищающая от вражеских приступов, настолько несокрушим союз святых, гармонированный узами любви и отражающий искушения диавола (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Всюду вражду прекращайте и любовь насаждайте. Любовь друг к другу пусть будет у вас долгом, никогда не исполнимым (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Как ежедневно мы требуем себе пищи и минувшим насыщением не освобождаемся от ежедневного требования ее, но, вынуждаясь своею природою, отбываем это как бы долг, так и в любви будем блюсти тот же самый образ: не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания ( Еккл. 1, 8 ). Приятен свет для глаз, и ничей глаз не утомляется зрением, ничьи уши слышанием, так неленостно нам нужно совершать и желанное дело любви, и никогда не насыщаться (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Если, сказано, ты любишь любящего, какая польза? Это и язычники делают (см.: Мф. 5, 46–47 ). Но что служит признаком истинной любви? Любовь к ненавидящему (свт. Иоанн Златоуст , 54, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 880 г. в Нитре была учреждена епархия, состоявшая в юрисдикции равноапостольного Мефодия. В церквах Великой Моравии богослужение совершалось как на славянском, так и на латинском языке. Высшая юрисдикция при этом признавалась за епископом Рима, а не патриархом Нового Рима. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке В 881 г. святой Мефодий вместе с ближайшими учениками прибыл в Константинополь по приглашению императора Василия Македонянина. После трехлетнего пребывания в родной ему империи он отправился в сопровождении учеников в обратный путь. В его отсутствие Вихинг сумел убедить нового папу Стефана V во вредоносности славянских опытов Кирилла и Мефодия, в свое время получивших поддержку папы Адриана. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке. На нем разрешалось лишь произносить проповеди, как собственно обстояло дело и с другими национальными языками на христианском Западе, где давно уже по разным причинам старались удерживать народ от ознакомления с аутентичным текстом Священных книг и тем самым от адекватного уразумения подлинного вероучения Христа. Весной 885 г. святой Мефодий тяжело занемог. Предвидя скорую смерть, он выразил пожелание, чтобы Паннонскую митрополию после него возглавил его ученик Горазд. 4 апреля, в Вербное воскресенье, его, уже не встававшего с одра, принесли в кафедральный храм Велеграда, и он произнес там проповедь. Его телесные силы были исчерпаны, и в тот же день он преставился. Отпевали его на славянском, греческом и латинском языке. После преставления святого Мефодия в 885 г. в Моравии подняло голову немецкое духовенство, стремившееся вытеснить из церковного употребления славянский язык. Происки ревнителей пресловутого триязычия, стремившихся искоренить из богослужения церковнославянский язык, привели в 886 г. к изгнанию из страны учеников святых братьев Кирилла и Мефодия руками папских легатов. Святополк не смог или не захотел защитить их и отстоять природный язык своего народа в богослужебной практике. Ученики святых братьев подверглись заточениям, некоторые из них казнены, другие — Горазд, Климент, Наум, Савва и Ангелярий Охридские и Лаврентий — в 886 г. были изгнаны из Моравии, вскоре после этого изгнания павшей под ударами венгров. Изгнанники продолжили дело Равноапостолов в Болгарии и соседних с нею славяноязычных землях на Балканах.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Знаменский в своей прекрасной речи 6 апреля 1885 года (Православный Собеседник 1885 г. апрель стр. 399–400) делает более смелое предположение, что после 881 года Мефодий совсем прервал свою связь с Римом и начал завязывать новую связь своей церкви с Византией: «Не такое ли значение имело, говорит он, и путешествие его в Византию? И не отсюда ли все громы папской буллы Стефана, столь неожиданные после ласковости к Мефодию прежних пап?» Если бы могло быть принято это смелое предположение, то оно действительно лучше всего объяснило бы и полный успех нового доноса Вихинга, и папские громы на Мефодия, и даже такие выражения папской буллы, как обзывание безумным того, кто хулит римскую церковь , как упреки Мефодию за презрение римско-католической веры и за наклонность к вражде, а не миру, наконец – похвалы Святополку за то, что он, не блуждая по другим местам, пожелал обратиться к римской церкви. 286 Выше были изложены соображения, заставляющие предполагать, что папа писал к Святополку тотчас по вступлении на престол в августе 885 года; те же соображения заставляют думать, что Вихинг, получив папское письмо, немедленно отправился с ним обратно в Моравию, следовательно, мог прибыть сюда в конце сентября или начале октября. 288 О мире между Арнульфом и Святополком говорит фульденская летопись под 885 годом: pax in Oriente inter Arnulfa et Zuentibaldo, praesentibus scilicet Boioariorum principibus, jusjurando constare firmatur. Pertz, 1, p. 402. К сожалению, летопись не говорит в каком месяце 885 года состоялся этот мир. Но она дает приблизительно определить этот месяц тем, что известие о мире помещает сейчас после известия о вступлении папы Стефана на престол, которое последовало не ранее августа. Следовательно, мир состоялся после августа – в одном из последних четырех месяцев 885 года, т.е. тогда, когда Вихинг только что возвратился из Рима в Моравию. При тогдашнем обычае участия епископов, как высших представительных лиц, в переговорах между государями, при известных отношениях Вихинга к Арнульфу и Святополку, представляется совершенно естественным присутствие и участие Вихинга в заключении мира между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

882 г. Последнее письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с увещанием помнить о верности, которую он обещал Римской Церкви, вернуться в Римскую Церковь и придерживаться к ней, а так же послать болгарского посла в Рим (ЛИБИ, т. II, с. 179–180). 881–882 гг. Св. Мефодий в Константинополе по приглашению Императора Василия I и св. Патриарха Фотия. Встреча со св. Патриархом Фотием и с Императором Василием I (Житие св. Мефодия, 15). Св. Мефодий соблюл церковную дисциплину и уведомил папу Uoahha VIII о своей поездке в Константинополь (Письмо папы Иоанна VIII св. Мефодию от 881 г.). 882/3 гг. Моравский князь Святополк вмешивается в отношения между немецкими правителями и вторгается в Германию. Завладел, между прочим, гор. Шверином, северная Германия. [Раскопки 1976 г. раскрыли древнесловенский православный храм в Гросс Радене, округ Шверин.] 882/3 гг. Союз между Германией и Болгарией. 882/3 гг. Болгария пришла на помощь Германии. Святополку удалось отбить нападение Болгарии в юго-восточной Моравии. 15.ΧII.883 г. Убийство папы Uoahha VIII его писарем, который пытался отравить его, но чтобы прикончить его поскорее, разбил ему голову молотком (ЛИБИ, т. II, с. 190). 16.XII.882–15.V.884 гг. Папа Марин. 882 г. Папа Марин снимает с Формозы анафему и возвращает ему епископское достоинство. С 882 г. Безразличие св. Царя Бориса к Риму и безболезненный разрыв с Римом. Св. Патриарх Фотий больше не вмешивается в болгарские дела. 883–884 гг. Моравия два раза вторгается в Паннонию и опустошает ее. †6/19.IV.885 г. Св. Мефодий скончался в Велеграде, Великая Моравия. 17.V.884–XI.885 гг. Папа Адриан III. Ноябрь 885–14.IX.891 гг. Папа Стефан Осень 885 г. Письмо папы Стефана Великоморавскому князю Святополку, которое послужило юридическим основанием гонений против учеников Святых братьев (ЛИБИ, т. II, с. 298). Письма римского папы Стефана о деле св. Мефодия, Архиепископа Паннонского и Моравского, Учителя словено-болгарского: I. Из наставлений папы Стефана Епископу Доминику и пресвитерам Иоанну и Стефану, посланных к моравским славянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010