Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († ок. 825), свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), митр. Халкидонский, исп. Источниками сведений о жизни И. являются сочинения прп. Феодора Студита (письма и «Малое оглашение»), а также Житие прп. Иоанникия Великого в обеих редакциях, созданных мон. Петром (BHG, N 936) и мон. Саввой (BHG, N 935). Согласно Житию прп. Иоанникия (Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357), И. принадлежал к знатному роду Камулианов. О его жизни до возобновления иконоборчества при визант. имп. Льве V (813-820) ничего не известно. Предшественником И. на Халкидонской кафедре был Косма, скончавшийся в 816 г. Первое письмо прп. Феодора Студита (Ep. 245// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 377-378), обращенное к И., датируется 816-818 гг. (по А. П. Доброклонскому, не ранее зимы 815/6 - Доброклонский. 1914. Ч. 2. С. 326-327). Из письма следует, что И. подвергся преследованиям иконоборцев и был отправлен в ссылку. Прп. Феодор говорит о том, что уже давно желал вступить с И. в переписку. Ответ И. не сохранился, однако из следующего письма прп. Феодора (Ep. 312// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 454-455) явствует, что в нем И. рассуждал об иконоборческой ереси. В одном из более поздних писем (Ep. 471//Ibid. P. 676-678; датируется на основании косвенных данных 821-825), посвященном учению об апокатастасисе , прп. Феодор также упоминает митрополита Халкидонского, не называя его по имени; вероятно, речь вновь идет об И. Согласно Житию прп. Иоанникия Великого (Vita Ioannicii auct. Petro. P. 404-405; Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357-358), И. участвовал в посольстве епископов и игуменов-иконопочитателей (в число к-рых вошли прп. Феодор Студит, Иосиф, игум. Кафарский, и свт. Петр , еп. Никейский) к прп. Иоанникию Великому , подвизавшемуся тогда на горе Трихаликс в горном массиве Олимпа Вифинского ( Janin. Grands centres. P. 188-189). По мнению Т. Прача, эта поездка имела целью выработку новой стратегии сопротивления иконоборцам, однако из-за противоречий между студитами и прп. Иоанникием иконопочитателям не удалось договориться ( Pratsch. 1998. S. 281-288). Во время встречи, состоявшейся на подворье прор. Илии мон-ря Агавр , И. предсказал скорую кончину Иосифа Кафарского. Относительно времени встречи высказывались различные предположения: Прач считал, что она произошла между нояб. 823 и мартом 824 г., Доброклонский - в 821 г.

http://pravenc.ru/text/468959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) . Сохранилось в 2 списках: в «Иоанна-Александра сборнике» (1347/48) и в идентичном по составу (и, возможно, восходящем к нему) сборнике XVI в. украинско-молдавского (?) происхождения (ГИМ. Барс. 1498); краткие фрагменты памятника из первого списка впервые опубликовал К. Ф. Калайдович ( Калайдович. 1824), полный текст из второго - Е. В. Барсов ( Барсов. 1885). Близость текстов обоих списков позволяет говорить об их происхождении от одного протографа, но, возможно, не от оригинала произведения ( Ильинский. 1925. С. 72). На протяжении полутора веков после открытия памятника исследователи выдвигали различные версии о его авторе (равноап. Кирилл (Константин), еп. Преславский Константин , митр. Керкиры, еретик Константин (XII в.) или равноап. Климент Охридский ), времени возникновения и предназначении (о развитии дискуссии см.: Юрченко. 1987. 1989. 1990). Мнение Калайдовича, что «Н. п. в.» является текстом исповедания, представленным в Риме «словесно и письменно» равноап. братьями Кириллом и Мефодием папе Римскому Адриану II ( Калайдович. 1824. С. 89. Примеч. 9), с незначительными вариациями получило широкое распространение в научной лит-ре, несмотря на отсутствие надежных доказательств и сомнения ряда исследователей в аутентичности и принадлежности памятника Кириллу (Константину). В 1986 г. А. И. Юрченко (см.: Юрченко. 1987) обнаружил, что текст «Н. п. в.» является переводом с греч. языка относительно небольшого фрагмента вероисповедного характера, взятого из «Большого Апологетика» (Apologeticus atque Antirrhetici//PG. T. 100. Col. 581C-589D) свт. Никифора I Исповедника (ок. 758-828), патриарха К-польского. Впосл. этот же вероисповедный фрагмент был найден и в греч. Житии прп. Иоанникия Великого в редакции мон. Петра (846-847 гг.; BHG, N 936; имеется и в составе слав. перевода текста), но по сравнению со слав. версией в нем имеется большая лакуна. Текстологический анализ «Н. п. в.», фрагмента Жития и опубликованной версии «Большого Апологетика» показал, что переводчик на славянский и автор Жития заимствовали текст свт. Никифора независимо друг от друга. Этот факт говорит о самостоятельном бытовании данного фрагмента вне «Большого Апологетика», к-рый, вероятно, был составлен в период ссылки патриарха Никифора, между 815 и 820 гг., а вероисповедный фрагмент получил самостоятельное хождение уже в нач. 20-х гг. IX в. ( Луховицкий. 2007, 2009). Данный текст святитель создал для защиты иконопочитания, поэтому ограничился тринитарной, христологической и иконологической частями, опустив части, посвященные др. членам Символа веры.

http://pravenc.ru/text/2564672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (754 или 761 - ок. 820), прп. Акритский (пам. 5 янв.). Известен благодаря записи в Синаксаре К-польской Церкви. Род. на о-ве Крит у благочестивых родителей Феофана и Юлианы. После обучения грамоте нек-рое время был пастухом. Воспылав божественным рвением, Г. бежал в Селевкию (юго-восток М. Азии), где подвизался, питаясь хлебом и водой. Когда Г. исполнилось 26 лет, умер иконоборческий имп. Лев (по мнению большинства исследователей, Лев IV (775-780)) и святой отправился в Иерусалим, где пробыл 12 лет, подвергаясь притеснениям от арабов и иудеев. Затем Г. совершил паломничество в Рим. Там он принял постриг, в 811 или 812 г. встретился со свт. Михаилом, еп. Синнадским, главой посольства, отправленного патриархом К-польским свт. Никифором I к папе Римскому Льву III. Свт. Михаил взял Г. с собой в К-поль, а затем определил его в мон-рь «на мысе Акрит». Г. жил в мон-ре аскетом, носил одну и ту же рубаху, принимал пищу раз в 2-3 дня. В 815 г., когда в империи опять возобладали иконоборческие идеи, Г. удалился в пещеру и оплакивал новый церковный раздор; затем жил в затворе в тесной келье. Каждый вечер Г. наполнял стоящую неподалеку бочку холодной водой и, войдя в нее, читал Псалтирь от начала до конца. Скончался после мн. лет подвижнической жизни. Расхождение в определении года рождения Г. обусловлено 2 противоречащими друг другу замечаниями в Синаксаре: 26-летний Г. отправился в Иерусалим после смерти «иконоборца Льва» (780), но в то же время, «когда свободно заговорило Православие», т. е. после VII Вселенского Собора 787 г. Т. о., год рождения святого или 754-й (Ж. Моссе), или 761-й (Р. Жанен). Отождествление в Житии «иконоборца Льва» с имп. Львом III (ΘΗΕ) или с имп. Львом V Армянином ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 31) не имеет оснований. Составитель Синаксаря, вероятно, ориентировался на более ранний историографический источник, из к-рого им были заимствованы сведения о миссии свт. Михаила, еп. Синнадского, о смерти имп. Ставракия и о восшествии на престол имп. Михаила I Рангаве. Тем не менее ни он, ни автор заимствованного синаксаристом источника не объясняли цели посольства свт. Михаила и не упомянули имп. Никифора I, но сообщали о фактически не участвовавшем в управлении гос-вом его сыне Ставракии, смертельно раненном болгарами в той же битве, в к-рой был убит император.

http://pravenc.ru/text/166537.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. NI_364 Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. NI_364 (Кон. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 28 мая), еп. Халкидонский. Его Житие неизвестно, но короткое сказание о нем сохранилось в неск. визант. Синаксарях, находящихся в рукописных сборниках, к-рые хранятся в Великой Лавре на Афоне (Laur. Δ, 36, Δ 39, Θ 87, Ω 147), а также в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и других палестинских литургических и агиографических памятниках; известен канон Н., составленный прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886), что явствует из акростиха. Часть этого канона приводит Софроний (Евстратиадис), еп. Леонтопольский, в своем «Агиологионе». В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Н. отсутствует (И. Делеэ приводит ее (без сказания) в одном из второстепенных синаксарей (SynCP. Col. 713)). Согласно сведениям источников, Н. с юных лет посвятил жизнь служению Богу, отрекшись от мира. После долгих лет монашеской жизни Н. был возведен на епископскую кафедру Халкидона (ныне Кадыкёй в черте Стамбула). Будучи архипастырем, он отличался нищелюбием и милосердием, странники находили в его доме приют, а неправедно преследуемые - защиту. Когда при имп. Льве V (813-820) были возобновлены гонения на почитающих иконы и начался 2-й период иконоборчества (815), Н. без колебаний встал на сторону иконопочитателей, обличая их гонителей в ереси. За свою приверженность истине Н. был отправлен в изгнание, как и многие его единомышленники во время 2-го периода иконоборчества, он претерпел множество др. унижений. Из канона прп. Иосифа известно, что Н. пострадал, т. е. подвергся неким преследованиям, вместе с 2 своими родственниками - дядей Никитой и братом Игнатием (в синаксарных сказаниях не упомянуты). Через нек-рое время после изгнания преставился ко Господу и был сразу же прославлен Им как святой чудесами исцелений, происходившими от его мощей.

http://pravenc.ru/text/2565354.html

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен, закованный в цепи, находился в темнице 18 месяцев (с лета-осени 815 до весны 817). Прп. Феодор Студит в одном из писем Игнатию, еп. Милетскому, к-рое скорее всего было написано в это время, называет настоятеля Кафарского монастыря в числе монахов и епископов, подвергшихся преследованиям ( Theodorus Studita. Ер. 267// Idem. Epistulae. 1992. Vol. 2. P. 394-395). И. принимал участие в борьбе за восстановление иконопочитания, возглавляемой прп. Феодором Студитом: он упоминается среди составителей 2 писем, адресованных прп. Феодором папе Римскому ( Idem. Ер. 271, 272//Ibid. Vol. 2. P. 399-403). Кроме того, об их переписке известно из письма прп. Феодора прп. Михаилу , исп., еп. Синадскому ( Idem. Ер. 364//Ibid. Vol. 2. P. 497-498). Затем И. снова был доставлен в К-поль; он предстал перед императором и после долгих споров с ним был, согласно синаксарному сказанию, отправлен к патриарху Иоанну VII Грамматику . Однако известно, что Иоанн Грамматик занял кафедру в 837 г., а ок. 817 г. он являлся игуменом мон-ря святых Сергия и Вакха в К-поле. Т. о., И. был отправлен либо к патриарху Феодоту I (815-821), либо к Иоанну Грамматику в мон-рь, который тогда был местом заключения иконопочитателей. В течение долгого времени И. морили голодом, после чего он вновь был приведен к императору. Не в силах сломить сопротивление игумена Лев V велел сослать его в крепость Криотавр в феме Вукелларии (Вифиния и зап. часть Галатии), где святой с 818 по 820 г. находился в подземелье. Имп. Михаил II Травл (820-829) после восшествия на престол издал указ о возвращении всех сосланных иконопочитателей. При имп. Феофиле (829-842) И. вместе с другими игуменами-иконопочитателями был арестован патриархом и отправлен в ссылку на о-в Афусия (ныне Авша, Мраморное м.), где провел 2,5 года. В видении И. был указан день его смерти, о чем он сообщил находившимся при нем монахам, и через 3 дня предал душу Богу. День памяти И.- 27 апр., вероятно, является датой его смерти. По мнению Стьернона, под 4 февр. в Синаксаре К-польской ц. отмечен день перенесения мощей И. в 843 г. в Кафарский монастырь или в К-поль (SynCP. Col. 444).

http://pravenc.ru/text/468999.html

Достигнув вершин карьерного роста, Н. осознал, что мирская суета больше не привлекает его, и решил уйти в мон-рь. Однако императоры Никифор I (802-811) и его сын и соправитель Ставракий (803-811) не разрешили ему принять постриг. При имп. Михаиле I Рангаве (811-813) Н. принял постриг ок. 812 г., в возрасте почти 50 лет. Позволив стать монахом, император, однако, не разрешил Н. покинуть столицу и поселил его в мон-ре Хрисоника близ Золотых ворот. Там Н. прожил до воцарения имп. Льва V (813-820), к-рый возобновил гонения на иконопочитателей (815). Н. покинул К-поль и поступил простым монахом в один из пригородных монастырей. Иконоборцы узнали, что у него есть ценная икона Спасителя, приобретенная в Риме, и донесли об этом императору. Тот послал к Н. слуг с приказом отобрать образ Спасителя. Н. отказался отдать икону, однако некий инок выдал императорским слугам местонахождение образа. Те забрали его из одного монастырского храма и надругались над ним, а Н. запретили покидать обитель. О жизни Н. при имп. Михаиле II Травле (820-829), сменившем Льва V, ничего не известно. При имп. Феофиле к Н. вновь пришел посланец из дворца с требованием признать иконоборческого патриарха Антония I Кассимату (821-837?). Но Н. отказался сделать это и гневно обличил ересь иконоборчества. По приказу императора он был изгнан из обители. Взяв с собой 3 иноков, он отправился странствовать. В уединенном месте на берегу Мраморного м. они построили ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила, позже на этом месте возник мон-рь. В ссылке, пережив множество бед и лишений, получив откровение о смертном часе, Н. скончался. От его мощей происходили многочисленные чудеса. Житие Н. было составлено, вероятно, вскоре после его смерти одним из монахов основанного им мон-ря во имя св. Архангелов. Память Н. со сказанием вошла в славяно-рус. Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 41-43). Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 444-450; SynCP. Col. 115-116; Papachryssanthou D. Un confesseur du second iconoclasme: La vie du patrice Nicétas (†836)//TM. 1968. T. 3. P. 309-351; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 340-343; ЖСв. Окт. С. 327-329.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

813 г. – Разгром византийцев болгарами в битве у Адрианополя. Осада Константинополя войсками болгарского хана Крума. 815 г. – Церковный собор, который подтвердил решения собора 754 г. Начало второго этапа иконоборства. Заключение 30-летнего мирного договора между Византией и Болгарией. 820–823 гг. – Мятеж Фомы Славянина и гражданская война в Византии. 827–902 гг. – Мусульманское завоевание византийской Сицилии. 843 г., 1 марта – Окончательное торжественное восстановление почитания икон императрицей Феодорой и церковным собором. 860 г. – Первая в истории осада Константинополя флотом росов. Начало миссии Константина Философа и Мефодия в Крыму и у хазар. 863 г. – Миссия Константина Философа и Мефодия в Мораве. 863 г. – Крещение царя Болгарии Бориса (Михаила) по чину византийской Церкви. 872 г. – Победа императорских войск над павликианами. Захват крепости Тефрики и гибель Хрисохира. 80-е гг. IX в. – Издание законодательного сборника «Эпанагога». 894 г. – «Экономическая война» между Болгарией и Византией. Начало X в. – Издание сборников законов «Василик» и «Прохирона». 904 г. – Захват и разграбление Фессалоники мусульманскими пиратами, приплывшими из Сирии. 907, 911 гг. – Договоры между Киевским князем Олегом и василевсами Львом VI Мудрым и Александром. 911 г. – Составление «Книги эпарха». 913–919 гг. – Война болгарского царя Симеона с Византией. 927 г. – Заключение Византией мирного договора с болгарским царем Петром. Ок. 932 г. – Восстание в феме Опсикий во главе с Василием «Медной рукой». 941 г. – Поход Киевского князя Игоря на Византию. 944/945 г. – Договор между Киевским князем Игорем и василевсами Романом II, Константином и Стефаном. 945–957 (964?) гг. – Регентство княгини Ольги в Киеве. 957 г. – Посещение княгиней Ольгой Константинополя и царского двора Константина Багрянородного. 972 г. – Договор между Киевским князем Святославом и василевсом Иоанном Цимисхием. 988–989 гг. – Поход Киевского князя Владимира на Херсон в Крыму и крещение Киевской Руси. 1018–1085 гг. – Падение Первого Болгарского царства и византийское господство в Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Название Зихия служило общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. Согласно 3-й нотиции (ок. 800), в состав митрополии Зихия входили Херсон, Боспор и Сугдея, а Н. была отнесена к митрополии Абазгия, что может быть связано как с развитием движения иконоборчества в Византии, так и с расширением на север Абхазского царства или с упадком самой Н. Так, в греч. Житии св. Стефана Нового (IX в.) упоминается о том, что в сер. VIII в. святой советовал бежать от иконоборцев в Н., что, вероятно, отражает византийские реалии периода 2-го иконоборчества (814-843). Еще один известный архиерей Зихии, Павел, был участником К-польского Собора 879 г., однако неясно, был ли он архиепископом в Н. или уже в Таматархе (ныне Тамань, Краснодарский край), куда кафедра Н. была перенесена во 2-й четв.- 2-й пол. IX в. Ок. 815-820 гг. визант. агиограф Епифаний Монах посетил в Н. гробницу ап. Симона Кананита. Это свидетельство является последним достоверным сведением о существовании церковной кафедры в Н. Лит.: Брун Ф. Черноморье: Сб. исслед. по ист. географии Южной России. Од., 1879. Ч. 2; Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.//ЖМНП. 1898. Т. 315. 2. С. 173-202; Миллер А. А. Разведки на Черноморском побережье Кавказа//ИИАК. 1909. Вып. 33. С. 71-102; Анфимов Н. В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа//Сев. Кавказ в древности и в ср. века. М., 1980. С. 92-113; Воронов Ю. Н. К локализации Никопсии//XV Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. Махачкала, 1988. С. 72-73; он же. Проблемы археологии Зихии//I Кубанская археол. конф.: Тез. докл. Краснодар, 1989. С. 17-18; он же. Джики груз. источников: К историографии проблемы//XVI Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. Ставрополь, 1990. С. 32-34; Гадло А. В. Визант. свидетельства о Зихской епархии как источник по истории сев.-вост. Причерноморья//Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991. С. 93-106; Качарава Д. Д., Квирквелия Г.

http://pravenc.ru/text/2577591.html

Идейная подоплека и причины возникновения иконоборчества не вполне ясны: возможно, оно было вдохновлено набиравшим силу исламом, в котором запрещены изображения людей, допускаются только изображения зверей и птиц, а также орнаментальная живопись. В народной среде имели место злоупотребления культом святынь и отношение к иконе как к предмету, наделенному магической силой (иконы брали в восприемники при крещении, в евхаристическое вино подмешивали краску, соскобленную с икон, и пр.). Однако иконоборчество отвергло не только злоупотребления, но и саму идею священного изображения Бога Слова, Божией Матери или святого. Недопустимость изображения Христа иконоборцы объясняли тем, что Христос одновременно Бог и человек, тогда как на иконе можно изобразить только Его человеческое естество. Иконоборцы также апеллировали к ветхозаветному запрету на изображения и поклонение кумирам (см. Исх. 20:4–5 ). Идейным противником иконоборчества стал преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) , который вскоре после появления эдикта 726 года составил три трактата против иконоборцев. В них он доказывал, что ветхозаветная традиция не допускала изображение Бога, поскольку Бог невидим: когда же Бог сделался видимым, восприняв человеческую плоть, Его можно и должно изображать. Поклонение иконам не имеет ничего общего с идолопоклонством, так как материальному образу воздается поклонение, которое восходит к нематериальному Первообразу, которому надлежит воздавать богослужебное почитание. Учение Иоанна Дамаскина легло в основу догматического определения Седьмого Вселенского Собора , созванного в 787 году в Никее в царствование императрицы Ирины (780–802). После Седьмого Вселенского Собора гонения на иконопочитателей возобновились при императоре Льве V Армянине (813–820), который в 815 году добился низложения патриарха Константинопольского Никифора и замены его на патриарха-иконоборца Феодора Каситера. Был созван Собор епископов для осуждения Седьмого Вселенского Собора и признания Вселенским Собора 754 года, осудившего иконопочитание. После этого гонение на иконопочитателей приобрело еще больший размах, чем при Константине Копрониме. Главным оппонентом иконоборцев после низложения патриарха Никифора стал игумен Студийского монастыря в Константинополе преподобный Феодор Студит , устроивший на Вербное воскресенье 815 года крестный ход с иконами: в шествии приняло участие около тысячи монахов. Феодор Студит был отправлен в ссылку, десятки епископов и монахов были сосланы, замучены или казнены. Гонения продолжились при императорах Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010