И все же самые ранние из местных свидетельств датируются 300-ми годами, и даже они были записаны лишь в VIII веке преподобным Бедой Достопочтенным. Как известно, Беда пишет о мученичестве святого Албана и страданиях Юлия и Аарона в Кэрлеоне (Уэльс). Это поселение располагалось возле крепости легионеров, и, скорее всего, здесь были и христиане: солдаты и торговцы из восточных провинций Рима, исповедавшие, как правило, христианство, могли принести сюда, на запад, эту новую восточную веру. Примечательно, что Аарон – еврейское имя; оно говорит о том, что он, скорее всего, был еврейским купцом, принявшим Православие. Имена Албан и Юлий латинские, а не кельтские. Неясно, когда именно пострадали эти три мученика: в середине III века, во время гонений Деция (250–251), или во время гонений Диоклетиана (303–305), – большинство ученых принимают самую раннюю дату. Согласно святому Гильде Премудрому (ок. 500ок. 570), в Британии также были «другие мученики обоего пола в различных местах». А примерно через десять лет после окончания гонений на Западе Бриттская Церковь уже имела епархии и епископов. На Арльском соборе 1 августа 314 года присутствовали три британских епископа. Это был первый важный собор всех западных провинций, и созвал его сам святой император Константин. Собор должен был разрешить спор между Карфагенским епископом Цецилианом и его оппонентами-донатистами, но вскоре обратился и к другим делам, таким как правильная Пасхалия и священнослужение диаконата. Британию представляли три епископа – из Лондона, Йорка и Линкольна (или, возможно, Колчестера), а также священник с диаконом. Сколько епархий и епископов существовало в Британии в то время, остается только догадываться. Выдвигаются различные версии; вероятнее всего, в те времена епархии были в Лондоне, Сиренчестере, Линкольне, Йорке и Карлайле, а также, возможно, в Кентербери, Рочестере, Винчестере, Колчестере, Сент-Олбансе, Дорчестере (Оксфордшир), Силчестере, Глостере, Бате, Эксетере, Каэрвенте, Роксетере, Честере и Каттерике. Не вызывает сомнений, что римское Православие в Британии было сосредоточено в определенных областях. Эти области находились: у эстуария Темзы (Чилтернс, Сент-Олбанс, Колчестер, Рочестер и Кентербери); у эстуария реки Северн (район города Илчестер и большие виллы вокруг Бата, Сиренчестера, Глостера и южного Уэльса); в регионе Ист-Мидлендс – районе сельских вилл; в районе Честер – Роксетер; в области Йорк – Лидс; в районе Адрианова вала, включая Карлайл.

http://pravoslavie.ru/53219.html

У святого Энды было великое множество учеников, прямых и непрямых, среди которых очень почитаемые святые: Финиан Мовильский († 579) в Ирландии и Кентигерн († 612) в южной Шотландии, мощи которого по сей день хранятся в соборе города Глазго. В этот период римского культурного упадка, наступившего к 420-м годам, некоторые в послеримской Британии поддержали типично языческое римское, гуманистическое, антимонашеское учение интеллектуала-аристократа римо-британца Пелагия (род. ок. 375). Его учение стало популярным в начале V века в Риме, где он проповедовал, а позднее в Карфагене, насаждаемое усердным учеником Пелагия Целестием. Интересно и промыслительно, что два даровитейших галльских епископа – святой Герман Оксеррский и святой Луп Труасский, давшие православный ответ на эту ересь, – посетили Британию в 429 году. Святитель Герман, сделавший Оксерр прославленным монашеским центром северной Галлии, наряду с Туром, вновь приехал в Британию в 447 году вместе со святителем Севером Трирским, чтобы опять сражаться с этой ересью. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльсский († ок. 530) – отец уэльсского монашества, ставший для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии. Под влиянием святого Иллтида возрастали святой Кадок († ок. 580) и святой с латинским именем Дубриций (Дифриг; † 545), святой Патерн († 550) и святой Павел Аврелиан († 575), а также святые Гильда († 570), Давид (ок. 500ок. 601) – обученный в монашеской жизни другими святыми с латинскими именами: Иустином († 540) и Павлином; Тейло († 560 или 580), Деиниол († 584) и целый сонм уэльсских монахов, живших и подвизавшихся по примеру египетских отцов, – своего рода уэльсская Фиваида. Говоря об уэльсском монашестве, мы не можем обойти вниманием первую миссию в юго-восточную Ирландию в начале V века, вероятно подготовленную в Уэльсе. Традиционно считается, что в составе этой миссии были: святой епископ Деклан († 450) Ардморский, который, возможно, обучался в Галлии; святой Ибар († 450) и его племянник святой Аббан († 470); святой Киеран Сайгирский († 530) – «первенец из святых Ирландии»; святой Аильбе († 527), имевший учеников в «неримской» Ирландии.

http://pravoslavie.ru/53219.html

Так, на ходатайство о преобразовании жен. правосл. обители, находящейся при Пекинской духовной миссии, в жен. общежительный монастырь согласие Синода было получено только спустя 5 лет после повторного прошения. К 1914 г. миссии принадлежали 2 мон-ря (первоклассный мужской и женский в Пекине), Крестовоздвиженский скит в горах Сишань, 19 церквей и 3 часовни, 5 кладбищ, 32 миссионерских стана, семинария в Пекине, 17 муж. и 3 жен. школы, богадельня на 16 чел., жен. община. Практически везде богослужение велось на кит. языке. В 1915 г. было построено новое здание б-ки миссии взамен уничтоженной ихэтуанями. Через нек-рое время в б-ке было уже ок. 4 тыс. богослужебных, научных и др. книг на разных языках, в т. ч. и уникальные экземпляры. К кон. 1915 г. в Китае насчитывалось более 5,5 тыс. правосл. христиан из китайцев. В 1916 г. в провинциях Хубэй, Чжэцзян и Цзянси приняли правосл. крещение более 570 чел. К 1917 г. миссия владела землями в Пекине и в др. провинциях Китая. Капитал миссии приближался к 1 млн р. После революции 1917 г. положение рус. духовной миссии в Китае кардинальным образом изменилось. Прекратилось поступление денежных средств от Синода и подворий в России. Миссия оказалась обременена огромными долгами, для погашения к-рых пришлось продать имущество в г. Дальнем. Ценой огромных усилий И. удалось избежать банкротства миссии. При этом пришлось значительно сократить деятельность миссии и перейти на самоокупаемость. Уже в 1919 г. на территории Китая были закрыты все правосл. миссионерские станы. Не было связи с Россией, где разгорелась гражданская война. Задачей миссии стала помощь многочисленным рус. беженцам в Китае, их численность по разным данным колебалась от 300 до 500 тыс. чел. Для помощи беженцам организовывались приюты, больницы, бесплатные столовые, низшие и высшие начальные уч-ща с бесплатным обучением, бесплатная столовая и б-ка для духовного просвещения. При каждом храме образовались церковно-благотворительные братства и кружки, помогавшие неимущим, престарелым, страждущим и т.

http://pravenc.ru/text/468765.html

Другой народ, который будет упоминаться в нашей истории, – галлы. Это еще одна кельтская народность, населявшая территорию практически всей современной Франции (откуда именование Галлия). Римская Британия (к 470 г.) В этот период Церковь главным образом составляли пришедшие вместе с оккупационными войсками римские христиане и те бритты, которые были в тесном контакте с армией, то есть торговцы, промышленники и чиновники. Вероятно, обращение к вере происходило благодаря контактам с римскими христианами постепенно, а не радикально, вследствие чьих-либо усилий. После обращения святого Константина Великого в 313 г. и провозглашения христианства государственной религией в империи рост Церкви несомненно ускорился; интересно отметить, что Константин был провозглашен императором именно в Британии, в Йорке. Римское господство в Британии закончилось, когда около 410 г. Рим захватили готы, и империя прекратила свою военную, административную и экономическую поддержку колонии. В литературных источниках говорится, что, несмотря на это, к концу V в. христианство стало доминирующей религией у бриттов, хотя во многих местах поддерживалось только номинально. Несмотря на конец римского правления в Британии, по крайней мере для некоторых британцев было естественным сохранение римского образа жизни с его пониманием культуры и цивилизации. К сожалению, по свидетельству святого Гильдаса 38 (ок. 500-ок. 570), среди духовенства это стремление часто оборачивалось элитарностью. Поскольку христианское духовенство было “классом”, насажденным римлянами, то у него было искушение стать просто средством для достижения престижа. Можно сказать, что романо-британская Церковь как таковая просуществовала примерно до 470 г., когда расцвет монашества придал ей более отчетливый местный характер. Истоки Археологические данные указывают на преобладание христиан среди жителей теплого и плодородного юго-востока Англии, который в основном заселяли римляне, а также на юго-востоке современного Уэльса и в зоне концентрации римских войск вдоль Адрианова вала – самой северной границы с Шотландией. Эта связь между христианством и римским присутствием в Британии указывает на то, что бритты были научены вере римскими христианами. Археологические находки подтверждают, что вера превалировала среди тех, чья работа теснейшим образом сблизила их с римлянами. Здесь картина была, судя по всему, той же, что и на континенте, где, как известно, Церковь сначала достигала твердого положения в городах или, по крайней мере, среди высших классов, и только позднее – в сельской местности. Происхождение термина pagan(язычhuk – Пер.) таково. Это слово происходит от латинского paganus ‘сельский житель’, и пока язычество продолжалось в сельских районах, термины paganus и язычник стали фактически синонимами 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Самсон был весьма искусным дипломатом; в делах политики святителю помогал его близкий родственник диакон святой Меен (также Меван; † 617; память 21 июня/4 июля), основатель монастыря Гаэль – в его честь назван город Сен-Меан-лё-Гран в центральной Бретани. Учрежденные святыми Самсоном и Мееном монастыри располагались в лесах центральной Бретани – показатель того, что проповедь Евангелия шла не только в прибрежных районах, но свет Христов распространялся и вглубь страны. Святой Меен был родом из исторического района Арченфилд, находившегося на границе между нынешними Уэльсом и Англией и включавшего в себя земли современных графств Поуис и Херефордшир. Арченфилд был родиной и святого Дубриция. Многие другие святые, выходцы из этого района, также переехали в Бретань. Святой Гильда Премудрый Говоря о святых Бретани, нельзя не рассказать о святом Гильде (также Гильдас; ок. 500ок. 570). Он автор уникального памятника «О разорении Британии» («De excidio Britanniae»), написанного около 540 года в стилистике проповедей ветхозаветных пророков, в котором святой обличает пять бриттских правителей, его современников, в нечестивой жизни. Житие преподобного Гильды было составлено в начале IX века. Согласно житию, Гильда родился недалеко от нынешнего города Глазго, на берегу реки Клайд, на юго-востоке Шотландии. Святому пришлось покинуть Шотландию после того, как его родина была завоевана язычниками ирландцами и пиктами (кельтским племенем, жившим на севере Шотландии, но в то время устремившимся на юг). Гильда направился в Уэльс, где стал монахом в обители Лланилтуд-Фор. Потом святой переехал в Бретань и некоторое время подвизался на острове Уат, затем перебрался на побережье Бретани, где основал свой главный монастырь на маленьком полуострове Рюи, рядом с Ванном, в юго-восточной части этой области. Остров Уат оставался местом подвижнической жизни преподобного Гильды до конца его дней – на этом острове, скорее всего, он и преставился. Хотя ни одна церковь в Уэльсе не освящена во имя святого Гильды, но немало приходов в этой стране посвящены многочисленным членам его семейства: братьям, сестрам, сыновьям и внукам, не говорим уж о его деде – короле Думнонии святом Герайнте († 508 (?); память 10/23 августа) и дяде – святом отшельнике Соломоне (Селеване; VI в.; память 25 июня/8 июля). По тому, в каких местностях располагаются все эти церкви, можно сделать следующее заключение: члены большой семьи святого Гильды перебирались из южного Уэльса через восточный Корнуолл в Бретань, используя, где это возможно, местные реки.

http://pravoslavie.ru/50484.html

Появление греческой литературы связано в первую очередь с письменной фиксацией гомеровских поэм в середине VI в. до н. э., а также так называемых Гомеровых гимнов в честь богов. Но первыми по-настоящему авторскими литературными произведениями стали сочинения Гесиода (ок. 730 – ок. 650 гг. до н. э.). К архаическому периоду относится, в частности, творчество таких греческих поэтов-лириков, как Архилох (ок. 680 – ок. 640 гг. до н. э.), Алкей (ок. 620/626 – ок. 580 гг. до н. э.), Сапфо (ок. 630 – ок. 570 гг. до н. э.), Анакреонт (ок. 570/559ок. 485/478 гг. до н. э.), Пиндар (ок. 522/518 – ок. 448/438 гг. до н. э.) и многих других. В это же время начинает творить Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – знаменитый греческий драматург, стоявший у истоков формирования трагедии как литературного жанра. Рождение греческой философии связывают с именами Фалеса (ок. 640/624 – ок. 548/545 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок. 610 – ок. 547/540 гг. до н. э.), Анаксимена (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 544 – ок. 683 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.). Концепции раннегреческих философов стали первыми известными попытками рационалистического объяснения окружающего мира. Римская Греция и греческая Эллада Названия «Греция» и «греки» вошли в употребление благодаря древним римлянам. Дело в том, что первоначально данный этноним ( γραικς ) применялся исключительно к одному из племён, живших в западной, обращённой к Италии, части Балканского полуострова – Иллирии, называемой также Эпиром. Впоследствии римляне перенесли наименование «Греция» на всю территорию Пелопоннеса. Сами же греки именовали себя «эллинами» ( λληνες ), а свою страну, соответственно, называли «Эллада» ( λλς ). Можно сказать, что классическая греческая цивилизация начала складываться на заре так называемого «архаического периода», была создана практически заново 488 . Это было поистине настоящее «греческое чудо». Преодолев хаос «тёмных веков», Эллада стояла на пороге «золотого века» своей культуры – эпохи, которая войдёт в историю как классический период древнегреческой цивилизации. В это время с необычайной силой и во всей красе раскрывается мощный духовный и культурный потенциал греческой нации, породившей гениальных философов, поэтов, писателей, архитекторов, учёных мужей и государственных деятелей. Достижения классической эллинской культуры не только заложили основы для становления и развития последующей цивилизации Древнего Рима, но и стали мощным импульсом для формирования будущей европейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На рубеже VI и VII вв. М. занимала территорию вдоль вади на северо-восток от Каабы на 800-900 м (Верхний город - Эль-Мала) и ок. 500 м к юго-западу от нее (Нижний город - Эль-Масфала). В центре, южнее Кааба, находился базар. Жилые кварталы представляли собой большие участки земли, обнесенные стенами, внутри находились жилища неск. родственных семей. Общее число жителей составляло не более 6 тыс. чел. Ок. 570 г. в М. род. основатель ислама Мухаммад, который хоть и принадлежал к племени курайш, но был из бедного рода Хашим. После начала его проповеди верхушка мекканского общества выступила против Мухаммада, и он вместе со своими сторонниками вынужден был переехать в Ясриб (ныне Медина; см. также Хиджра ). Неприятие проповеди Мухаммада курайшитами было обусловлено не только принципиальным несогласием с идеей единобожия, но и опасением потерять торгово-экономические и политические позиции, связанные с культом Каабы. После того как стало ясно, что Мухаммад не собирается отменять традицию паломничества и почитания Каабы (т. к. в Медине он во время молитвы обращался в сторону М.) и он готов поддержать традиц. обряды при условии очищения их от языческих идолов, курайшиты стали в массовом порядке принимать ислам, чему также способствовали и военные победы мусульман. В 630 г. М. открыла свои ворота Мухаммаду и постепенно превратилась в религ. центр ислама, главной святыней которого стала очищенная от идолов Кааба. В 632 г. Мухаммад совершил свое прощальное паломничество, которое положило начало традиции проведения хаджа. После его смерти и начала мусульманских завоеваний М. стала провинциальным городом халифата. При халифе аль-Валиде началось строительство вокруг Каабы архитектурного ансамбля Эль-Масджид-эль-Харам. Управление Хиджазом в период правления Омейядов осуществлялось халифскими наместниками (обычно членами правящей династии). В это время в М. сложилась своя школа мусульманского права и богословия. Когда в 684 г. Абдулла ибн Зубайр отказался признать законность власти халифа Язида ибн Муавии, началась осада М.

http://pravenc.ru/text/2562790.html

Церковь Пресв. Девы Утешительницы в Чолула-де-Ривадабия на фоне вулкана Попокатепетль. 1874 г. Пятидесятничество является самым значительным протестант. направлением в М. Первая пятидесятническая церковь была основана в 1914 г. мексиканцами, отправлявшимися на заработки в США. В течение XX в. пятидесятническое движение быстро росло и распространилось почти во всех штатах. Его организационная структура с самого начала была сетевой; действовали многочисленные библейские школы, где обучались буд. миссионеры и руководители движения. В наст. время большинство пятидесятников объединены в Национальный совет Ассамблей Бога (El Concilio Nacional de las Asambleas de Dios; ок. 3,4 тыс. приходов, 570 тыс. чел.). В 1923 г. пятидесятники из числа коренного народа отоми образовали Союз Независимых евангельских Церквей (Unión de Iglesias Evangélicas Independientes; ок. 1 тыс. приходов, ок. 500 тыс. чел.), штаб-квартира к-рого расположена в г. Пачука (шт. Идальго). С 1932 г. действует пятидесятническая Церковь Бога (Полного Евангелия) (Iglesia de Dios en México Evangelio Completo), насчитывающая 105 тыс. верующих в 825 конгрегациях. Церковь Четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular), возникшая в 1943 г., объединяет 32 тыс. чел. в 120 конгрегациях. Пятидесятники-унитарии представлены Апостольской Церковью веры в Иисуса Христа (Iglesia Apostólica de la Fe en Cristo Jesús), объединяющей 176 тыс. верующих в 1520 конгрегациях (состоит гл. обр. из метисов). Центральное управление - в г. Гвадалахара (шт. Халиско). Кроме того, в М. существует множество пятидесятнических групп и небольших объединений. Кальвинизм является 2-м по численности течением протестантизма в М. и представлен гл. обр. Национальной Пресвитерианской Церковью Мексики (Iglesia Nacional Presbiteriana de México). По данным на 2010 г., она насчитывала 437 тыс. верующих в 6 тыс. приходах, среди адептов много индейцев (гл. обр. в штатах Чьяпас и Табаско). Первый пресвитерианский приход возник в 1872 г. в результате миссионерских усилий Реформатской Церкви США. В 1901 г. прошел 1-й синод Национальной Пресвитерианской Церкви Мексики. В 1930-1935 гг., в период борьбы с кристерос, в шт. Табаско по инициативе губернатора Т. Г. Канабала пресвитериане подверглись гонениям. После прекращения преследований численность прихожан Национальной Пресвитерианской Церкви быстро возросла: в 1935-1960 гг. количество ее членов увеличилось в 8 раз, в 1960-1990 гг.- в 4 раза.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840–1868) – русский публицист и литературный критик, просветитель-материалист. Оказал значительное влияние на целое поколение молодых людей, своих современников, многие из которых покинули духовные семинарии ради естественно-научного образования (например, И.П. Павлов). ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 570ок. 500 до н. э.) – древнегреческий философ, мудрец и маг, основатель религиозно-философского учения (VI–IV вв. до н. э.), в недрах которого родилось представление о космосе (греч. κοσμος – строй, порядок) как противоположности хаосу. ПЛАНТАГЕНЕТЫ (Plantagenents, Анжуйская династия) английская династия, правившая с 1154 по 1399 г. Наиболее известные представители: Генрих II, Ричард I Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, Генрих III, Эдуард I, Эдуард II, Эдуард III, Ричард II. ПЛАТОН (428–348 до н. э.) – древнегреческий философ, автор многочисленных философских диалогов; основу его системы составляет учение об идеях как основах и образах материальных вещей. ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1827–1907) – юрист, государственный деятель, статс-секретарь, сенатор; с 1880 по 1905 г. – обер-прокурор Св. Синода, с 1872 г. член Гос. Совета, издатель «Московского сборника». С 1860 по 1865 г. преподаватель Московского университета, одновременно преподавал законоведение великим князьям, в т. ч. будущему императору Александру III. Автор Манифеста 29 апр. 1881 г. об укреплении самодержавия. Учредил «Священную дружину» с целью борьбы с революционным движением. Утверждал недопустимость равноправия Церквей, выступал против нигилизма и либерализма, обличал безверие интеллигенции. Политика П. была, в частности, направлена на усиление влияния Церкви в светских школах. Осуждал парламентаризм и считал, что процесс демократизации в стране несет в себе опасность, способную стать гибельной для России как государственного, хозяйственного и культурного организма. См. о нем: Победоносцев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996. См. его статью в наст. издании. ПОЛИКАРП, ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ, святой (ок. 70–156) – по свидетельству св. Иринея, был посвящен в епископы самими апостолами. Сохранилось описание его мученической кончины (Martirium Polykarpi), представленное очевидцами. Относительно даты мученичества ведется церковно-историческая дискуссия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ок. 475 г. Геласий Кизикский в Σνταγμα τν κατ τν ν Νκαια ονοδον πραχϑντων, II, 32, где он повторяет сообщение Сократа о словах Пафнутия на 1 всел. соборе, добавляя лишь, что, по словам Пафнутия, до хиротонии можно было жениться не только мирянам, но и чтецам и певцам 570 . 406 г. 571 Interpretatio Gallica (Галльский сборник), в котором 10 правилу анкирского собора придан противоположный смысл. Правило это помещено под именем 29 правила Никейского собора: Диаконы, хотя бы они при хиротонии засвидетельствовали, что не могут оставаться без жен и женятся, извергаются от священнослужения 572 . 500–510 г. 573 Сборник Дионисия Малаго, где впервые переведен на латинский язык 17 574 , 18 и 26 ап. правила, и также помещены 10 анк. и 1 неокес. правила. 506 г. Собор в Адже (Agatha) в южной Галлии, по прочтении постановления Баденского собора de bigamis non ordinandis, в правиле смягчил это постановление и определил: было угодно собору относительно второбрачных и женатых на вдовах, чтобы, хотя постановление отцов определило другое, рукоположенные до сих пор, по снисхождению, сохраняли только имя пресвитерства и диаконства, но пресвитеры не совершали бы литургию, а диаконы не служили бы 575 . 517 г. Собор в Эпаоне в Бургундии, пр. 2: Должно быть снова подтверждено апостольское запрещение второбрачным и женатым на вдовах делаться священниками и диаконами 576 . 524 г. Собор Арлесский (Арелатский) в южной Галлии, пр. 3: никто, выполнивший епитимию или женатый дважды или женатый на вдове, не может быть посвящен во епископа, пресвитера или диакона. Епископ, посвятивший такового, не должен совершать литургию в течение года, а если он совершит, то он отвергается от любви всех братьев 577 . 520–525. Св. Епифаний, патриарх Константинопольский, в своем «κϑεοσις»: Неженатый диакон пусть рукополагается только после заявления, что он может жить целомудренно и без законного брака, так как рукополагаемый не может после хиротонии вступить в брак. Если же это произойдет, то епископ пусть будет извержен из епископов, так как же и рукоположенный пресвитер пли дьякон пусть будет извержен из клира. Если же чтец возьмет вторую жену или одну, но вдову, не производятся в высшую степень, а если он произведен, да извержется из степени и снова, как и прежде, да будет чтецом» 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010