Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛИД [Лидиец; греч. Ιωννης Λυδς] (ок. 490, Филадельфия в Лидии, ныне Алашехир, Турция - между 557 и 561, К-поль), визант. ритор, чиновник, писатель. Сын некоего Лаврентия (мнение о том, что И. Л. носил имя Лаврентий, основано на неверном прочтении сообщения о нем в «Библиотеке» свт. Фотия; Phot. Bibl. Cod. 180). Большинство сведений о жизни И. Л. содержится лишь в его трактате «О магистратах». В возрасте 21 года, ок. 511 г., И. Л. переехал в К-поль, где рассчитывал сделать карьеру на чиновной службе. Получил образование ритора; кроме родного греческого прекрасно владел латынью. В К-поле посещал лекции по философии Платона и Аристотеля у философа Агапия, ученика Прокла. Нек-рое время служил в штате писцов (μεμοριλιος; лат. memorialis) при имп. дворце. В кон. 511 или в нач. 512 г. был принят в канцелярию нового префекта претория Востока Зотика, также выходца из Филадельфии. И. Л. получил должность секретаря (ταχυγρφος; exceptor) в юридическом департаменте префектуры претория, а вскоре после этого был назначен главным хартулярием (πρτος χαρτουλριος; chartularius princeps), что было необычно для его юного возраста, поскольку 2 др. хартулярия префектуры были уже пожилыми и опытными людьми. И. Л. отвечал за текущие дела, вел регистрацию всех посетителей префекта, от имени префекта вел офиц. переписку на латыни с синклитом (сенатом), организовывал работу скорописцев в ведомствах имп. дворца. Новые должности позволили И. Л. быстро увеличивать свое состояние; Зотик был префектом всего ок. года, но за это время И. Л. заработал официально и получил в виде «подарков» более 1 тыс. золотых солидов. Тогда же И. Л. написал несохранившийся панегирик в честь Зотика. По протекции Зотика И. Л. вступил в брак и получил приданое в 100 фунтов золота. Тем не менее после отставки Зотика в 512 г. И. Л. был вынужден вернуться к должности обычного секретаря в префектуре претория Востока. Ок.

http://pravenc.ru/text/471355.html

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Появление греческой литературы связано в первую очередь с письменной фиксацией гомеровских поэм в середине VI в. до н. э., а также так называемых Гомеровых гимнов в честь богов. Но первыми по-настоящему авторскими литературными произведениями стали сочинения Гесиода (ок. 730 – ок. 650 гг. до н. э.). К архаическому периоду относится, в частности, творчество таких греческих поэтов-лириков, как Архилох (ок. 680 – ок. 640 гг. до н. э.), Алкей (ок. 620/626 – ок. 580 гг. до н. э.), Сапфо (ок. 630 – ок. 570 гг. до н. э.), Анакреонт (ок. 570/559 – ок. 485/478 гг. до н. э.), Пиндар (ок. 522/518 – ок. 448/438 гг. до н. э.) и многих других. В это же время начинает творить Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – знаменитый греческий драматург, стоявший у истоков формирования трагедии как литературного жанра. Рождение греческой философии связывают с именами Фалеса (ок. 640/624 – ок. 548/545 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок. 610 – ок. 547/540 гг. до н. э.), Анаксимена (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 544 – ок. 683 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.). Концепции раннегреческих философов стали первыми известными попытками рационалистического объяснения окружающего мира. Римская Греция и греческая Эллада Названия «Греция» и «греки» вошли в употребление благодаря древним римлянам. Дело в том, что первоначально данный этноним ( γραικς ) применялся исключительно к одному из племён, живших в западной, обращённой к Италии, части Балканского полуострова – Иллирии, называемой также Эпиром. Впоследствии римляне перенесли наименование «Греция» на всю территорию Пелопоннеса. Сами же греки именовали себя «эллинами» ( λληνες ), а свою страну, соответственно, называли «Эллада» ( λλς ). Можно сказать, что классическая греческая цивилизация начала складываться на заре так называемого «архаического периода», была создана практически заново 488 . Это было поистине настоящее «греческое чудо». Преодолев хаос «тёмных веков», Эллада стояла на пороге «золотого века» своей культуры – эпохи, которая войдёт в историю как классический период древнегреческой цивилизации. В это время с необычайной силой и во всей красе раскрывается мощный духовный и культурный потенциал греческой нации, породившей гениальных философов, поэтов, писателей, архитекторов, учёных мужей и государственных деятелей. Достижения классической эллинской культуры не только заложили основы для становления и развития последующей цивилизации Древнего Рима, но и стали мощным импульсом для формирования будущей европейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита). Э. Н. Г. Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Албания ...

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

   Византийцы, ромеи, греки — passim    Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554    Генуэзцы 316, 585    Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561    Геты (торки) 131, 484    Гипербореи 524    Гунны (торки) 214    Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396    Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548    Евреи, см. также иудеи 307    Египтяне 607    Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557    Испанцы 596    Италийцы 63, 171, 172, 336    Иудеи 565    Карфагеняне 599    Кельтиберы (испанцы) 338    Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150—154, 159, 162—166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275—278, 285, 287, 289, 291—302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351—358, 361, 373, 381, 384—386, 388, 406, 442, 446, 504, 561    Киликийцы 55    Критяне 246    Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213—215, 233—240, 266—274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556    Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195    Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216    Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162—164, 167—170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278—282, 284—286, 288, 289, 291—296, 299—302, 306, 308— 311, 317—319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609    Лидийцы 55    Ломбардцы 581    Лонгиварды 319, 356    Македонцы 63, 145, 396, 473    Мариандины 274, 557    Мизийцы (печенеги) 131    Митиленцы 247, 248    Немцы, см. также германцы 109, 110, 472    Неренчане, см. также ветоны 596    Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600—602    Памфилийцы 55    Персы (древние) 195, 556    Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217    Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22—24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527—529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По состоянию на 1906 год его денежное содержание составляло 6000 рублей в год, из которых 1800 руб составляло жалованье и 4200 руб - столовые деньги . _______________________ Но откуда же пошел, собственно говоря род Рузских и кто был предками будущего генерала? Ведь, доподлинно известно, что дворян Рузских на Руси в раньше не было, но зато в Подмосковье исстари известен уездный городок Руза. Как оказалось, фамилия Рузских и впрямь «говорящая», а обязаны ею будущие носители любвеобильности одного из родственников нашего замечательного поэта М.Ю. Лермонтова - Алексея Михайловича Лермонтова, бывшего в чине коллежского советника, городничим города Руза. Алексей Михайлович Лермонтов по завершении военной службы в 1775 г. в чине капитана, служил в Московском гусарском полицейском батальоне, затем уездным казначеем в Серпухове, а в 1782 г. был назначен городничим в Рузу. Женат он был дважды, вторая его жена - Елизавета Семеновна (род. ок. 1751). У него четверо законных детей: Михаил (род. ок. 1774), Клеопатра (род. ок. 1775 ), Лия (род. ок. 1777) и Аполлон (род. ок. 1789). По всей видимости, в Рузе ни для кого не было тайной, что у их городничего долгие годы была и фактически вторая, побочная семья. От многолетней внебрачной связи с купеческой дочерью Маврой Козминичной Калашниковой (род. ок. 1777) он имел по меньшей мере девять детей. При этом все сыновья А.М. Лермонтова носили фамилию «Рузский», происхождение которой таким образом становится совершенно очевидным. Их мать - дочь купца Козмы Николаевича Калашникова и его жены Евдокии Дмитриевны. Согласно исповедной ведомости Воскресенского собора города Рузы за 1802 год семья проживала в Никольской слободе. Глава семьи - купеческая вдова Евдокия Дмитриевна Калашникова (род. ок. 1752), у нее дети: Мавра (род. ок. 1777), Пахом (род. ок. 1782), Яков (род. ок. 1785), Агафья (род. ок. 1785), Филипп (род. ок. 1786) и Наталья (род. ок. 1793). У девицы Мавры трое детей: Ольга, Арсентий и Дмитрий . А теперь рассмотрим фрагмент исповедной росписи Московской епархии города Рузы

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/01/...

Исх 1,1–5, 7, 13–14; 2,23б-25; 6,2-30; 7,1-13, 19-20а, 21б-22; 8,1–3, 11б-15; 9,8-12; 11,9-10; 12,1-20, 28, 37а, 40–51; 13,1–2, 20; 14,1–4, 8–9, 15–18, 21а, 21б-23, 26-27а, 28–29; 16,1–3, 6-14, 16–18, 22–28, 31–36; 17,1а; 19,1-2а; 24,15б-28а; 25–30; 31,1-18а; 34,29–35; 35,40. Левит целиком. Числ 1–9; 10,1-28; 13,1-17а, 21, 25-26а, 32а; 14,1–2, 5–7, 10, 26–30, 34–38; 15; 16,1а, 2б-11, 16–24, 27а, 32б, 35–50; 17–19; 20,1а, 3б-4, 6-13, 22–29; 21,4а, 10–11; 22,1; 25,6-18; 26; 27–31; 32,18–19, 28–33; 33–36. Втор 4,41–43; 32,48–52; 34,1а, 7–9. В. IV-я Священ. История (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ) ; источники: устное Предание, Книга войн Ягве, Книга Яшар , эпос, законодательные тексты, летописи. Первоначально эта история начиналась Второзаконием, за ним следовали книги: Иошуа (Иисуса Навина), Судьи, Самуил (1–2 Царств) и Цари (3–4 Царств). Завершена в VI b. до Р.Х. в Вавилоне. Охватывает время от смерти Моисея (XIII b. до Р.Х.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до Р.Х.) . 5. Хронология годы до н. э. Ветхий Завет годы до н. э. Внебиблейский мир ок. 1850 Переселение Авраама в Ханаан 1840–1742 Аменемхет III в Египте ок. 1750 Переселение Иакова в Ханаан 1728–1686 Хаммурапи в Вавилоне ок. 1700 Израиль переселяется в Египет ок. 1700 Воцарение гиксосов в Египте Устные сказания о патриархах 1580 Изгнание гиксосов из Египта ок. 1285 Угнетение Израиля в Египте 1301–1234 Рамсес II в Египте 1234–1220 Мернептах в Египте Проповедь Моисея ок. 1230 Поход Мернептаха в Сирию Десять заповедей (Исх 20) ок. 1190 Иисус Навин ок. 1200 Троянская война Вторжение Израиля в Ханаан 1125 Последняя борьба с хананеями Девора нач. XII в. Вторжение филистимлян в Ханаан Героический эпос Израиля 1112–1025 Период Судей 1112–1074 Тиглатпаласар I в Ассирии Книга Завета (Исх 20,22–33,33) ок. 1050 Самуил. Филистимское иго ок. 1025 Воцарение Саула ок. 1000 Смерть Саула ок. 1000-961 ок. 950 Возникновение царства Савского 961-922 Соломон Священная История Ягвиста (Я) 922 Летописи, сказания и гимны, вошедшие в Библию Разделение Израиля на Иудейское и Израильское царства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

чел., или 7,6% всего населения; в Латгалии - ок. 64,2 тыс. чел., или ок. 12,7% населения т. н. латгальских уездов Витебской губ. (Двинский, Режицкий и Люцинский). Всего в 1897 г. на территории совр. Л. проживали ок. 121,7 тыс. евреев; в 1914 г.- ок. 190 тыс. С образованием ЛР в 1918 г. всем национальным меньшинствам были гарантированы политические права и право на национально-культурную автономию. С этого времени действовали различные евр. религ. орг-ции и партии. В кон. 20-х-30-х гг. XX в. началось движение по переселению евреев (в основном молодежи в Палестину). По данным на 1935 г., численность евр. населения в Л. составляла ок. 93,5 тыс. чел. Крупнейшими в Л. были в это время общины в Риге (ок. 44 тыс. чел.), Даугавпилсе (более 11 тыс. чел.) и Лиепае (ок. 7,3 тыс.). В большинстве городов действовали синагоги. С установлением диктатуры К. Улманиса в 1934 г. и после включения Л. в СССР в 1940 г. евр. культурная автономия на территории Л. была ликвидирована. По окончании второй мировой войны от довоенной латв. евр. общины осталось ок. 14 тыс. чел. В Л. стали переселяться евреи из др. регионов СССР. По офиц. переписи 1959 г., здесь проживали 36,6 тыс. евреев, из них ок. 10 тыс.- уроженцы Л., остальные - выходцы из др. районов СССР. С кон. 80-х гг. XX в. в Л. начала возрождаться евр. общественная жизнь: восстановили свою деятельность евр. общины во мн. латв. городах; в 1989 г. открыта первая в СССР евр. школа, начали издаваться евр. газеты и журналы, возникли различные евр. общественные и культурные орг-ции. С 90-х гг. XX в. наблюдается массовая эмиграция евреев из Л.: если в 1989 г. здесь проживали 22,9 тыс. евреев, то в 2000 г.- ок. 10 тыс. Лишь незначительное их число исповедует иудаизм: по официальным данным на 2013 г., зарегистрированы 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам Ислам начал распространяться на территории совр. Л. со 2-й четв. XIX в. По переписи 1897 г., число мусульман составляло здесь ок. 1,67 тыс. чел., подавляющее большинство из них - волжские татары, призванные в российские армейские части и расквартированные в крупных городах остзейских губерний.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В Киеве, Чернигове, Галиче обнаружены дворы феодалов площадью ок. 0,1-0,2 га. Площадь дворов простых горожан в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске составляла до 0,06 га. В городах было от 3 (Рязань) до неск. десятков (Киев, Смоленск, Новгород) каменных церквей. Повсеместно обнаружены производственные комплексы, ремесленная деятельность представлена множеством узкоспециализированных профессий. Активное градообразование отмечено на Руси во 2-й пол. Х в. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Ср. Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. Систематизация по шкале социально-экономических укрепленных поселений позволяет определять как городские многие из тех поселений, к-рые известны только археологически. Абсолютное большинство имело площадь не менее 2,5 га, защищенную стенами и рвами с примыкающими к ним открытыми селищами-посадами. X - нач. XI в. датируют следующие поселения, обладавшие городскими признаками (указаны дата 1-го упоминания и площадь на это время): в Киевской земле - Киев (до X в., 11 га), Вышгород (946, ок. 7 га), Белгород (991,52 га), Витичев (949, ок. 10 га); в Переяславской земле - Переяславль (907, ок. 80 га), городища Гочевское (ок. 10 га) и Б. Горнальское (ок. 5 га); в Черниговской земле - Чернигов (907, ок. 8 га), Любеч (907, 4,5 га), Новгород-Северский (1079, 3 га); в Галицко-Волынской земле - Перемышль (981, 3 га), Червен (981, 4 га), Волынь (1018, 0,5 га), городища: Листвин (11 га), Ступница (14 га), Ревное I (4,5 га), Ревное II (ок. 10 га), Грозницы (ок. 6 га); в Полоцкой земле - Полоцк (862, 10 га), Витебск (1021, 4 га); в Новгородской земле - Новгород (859, 7 га), Псков (903, 2,5 га), Ладога (862, 1 га); в Ростово-Суздальской земле - Суздаль (1024, ок. 50 га), Белоозеро (862, ок. 30 га); в Рязанской земле - Рязань (1096, 4,5 га), городища Белогорское (4 га) и Титчиха (7,5 га). 14 из этих поселений упомянуты в письменных источниках в связи с событиями IX-X вв., 5 - в текстах XI в. Уверенно можно говорить о городском характере Киева и Новгорода, где первые укрепления были окружены кварталами с усадебной застройкой, улицами и переулками.

http://pravenc.ru/text/180421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010