Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ [греч. Εδοκα] (ок. 400, Афины - 20.10.460, Иерусалим), св. (пам. визант. 13 авг.), визант. имп. со 2 янв. 423 г. Дочь Льва, философа-язычника, жившего в Афинах; до крещения носила имя Афинаида; получила хорошее классическое образование. Согласно сообщениям позднейших византийских историков (Иоанн Малала, Евагрий Схоластик, Пасхальная хроника), он завещал все свое имение 3 сыновьям, Афинаида была отправлена в К-поль, имея небольшие средства к существованию. В столице на нее обратила внимание августа Пульхерия, старшая сестра правящего имп. Феодосия II (408-450). Афинаида была приближена ко двору, приняла крещение с именем Евдокия. 7 июня 421 г. она вышла замуж за имп. Феодосия II. От брака родились дочери Ликиния-Евдоксия (422 - до 472; с 437 замужем за имп. Валентинианом III в Зап. Римской империи) и Флакилла (f 430). После рождения 1-го ребенка Е. была провозглашена августой и официально стала соправительницей имп. Феодосия II. Согласно позднейшей визант. историографической традиции, при дворе Феодосия разгорелось соперничество между Е. и августой Пульхерией за влияние как на различные политические дела, так и на императора. Е. как будто удалось «отстранить» Пульхерию от дел, и та стремилась «отомстить» Е. Мн. хронистами воспроизводится рассказ о том, как Пульхерия составила указ о передаче ей в рабство Е. и как легкомысленный Феодосий подписал указ не глядя. После того как обман раскрылся, произошел скандал; Феодосий приказал посвятить Пульхерию в диакониссу и удалить в монастырь. Большинство сведений византийцев о придворной жизни эпохи Феодосия признаются недостоверными; но др. источников, позволяющих объяснять мн. события в жизни Е. иначе, чем это делали визант. хронисты, нет. Очевидно, к сер. 20-х гг. V в. после рождения детей Е. приобрела большое влияние при дворе. Предположительно она могла быть связана с некой т. н. либеральной партией визант. знати, к-рая стремилась к продолжению политики веротерпимости в Византии, к сохранению классической античной системы образования и культуры. В числе сторонников этого направления исследователи называют дядю Е. Асклепиодота, префекта К-поля Кира. К успехам «либералов» относят организацию Аудиториума (высшей школы) в К-поле в 425 г., издание нового Кодекса Феодосия , широкую строительную деятельность.

http://pravenc.ru/text/187091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский . История Базилика вмч. Димитрия Солунского Базилика вмч. Димитрия Солунского После 313 г. в одной из частей комплекса терм был основан небольшой мартирий. Его идентифицируют с часовней, расположенной рядом с правой лестницей, ведущей в крипту; раз в неделю здесь совершается ночная литургия. Мартирий сменила 3-нефная базилика, время постройки которой спорно. Нек-рые совр. греч. археологи настаивают на существовании базилики в IV в. ( Πελεκανδης . 1987. Σ. 307). Наиболее распространенным было мнение о строительстве Д. б. в 412-413 гг., при эпархе Иллирика Леонтии (см., напр.: Popovi . 1987. S. 102). Однако уцелевшие детали свидетельствуют о более позднем сооружении 3-нефной базилики ( Kautzsch. 1936. S. 72; Kitzinger. 1946. S. 63): ок. 450 г. ( Vickers. 1969. Р. 313), в 3-й четв. V в. ( Kleinbauer. 1970. Р. 36), в 460-470 гг. ( Σωτηρου. 1952. Σ. 246), в кон. V в. ( Cormack. 1986. S. 17; Krautheimer, ur i . 1986. P. 128; последние допускают существование еще одной, более ранней базилики, напр. построенной Леонтием в 412-413) или в 510-520 гг. ( Spieser. 1984. P. 212), в правление имп. Юстиниана ( Speck. 1993). По мнению А. Мендзоса, строительство Д. б. было начато в V в., а на протяжении VI в. происходили изменения внутренней структуры базилики ( Μντζος. 2001. Σ. 219). Он считает, что нефы базилики времени Леонтия примерно соответствовали 3 нефам нынешней, ее нартекс - зап. части совр. наоса, экзонартекс - совр. нартексу. Стены базилики начинались от зап. столбов совр. средокрестия, между к-рыми в крипте в 1948 г. были открыты фрагменты храма Леонтия. От него сохранились также капители колонн, вторично использованные в базилике VII в. По мнению Р. Краутхаймера ( Krautheimer, ur i . 1986. Р. 128), храм VII в. сохранил основные архитектурные черты предшествующей постройки.

http://pravenc.ru/text/178245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИНА [греч. Δομννα, Δομννα] († между 450 и 460), прп. (пам. 1 марта), подвизалась в Сирии. Основной источник сведений о Д.- одна глава в «Истории боголюбцев» ее современника блж. Феодорита Кирского . Согласно Феодориту, Д., дочь благочестивых и богатых родителей, построила в саду материнского дома хижину, в к-рой подвизалась, проводя дни в покаянных молитвах и слезах. Каждый день утром и вечером она отправлялась в находившуюся неподалеку церковь. При этом она убедила мать и братьев «жертвовать от своих богатств на дом Божий». Питалась подвижница только смоченной в воде чечевицей. Многие приходили к Д. для духовной беседы, в т. ч. блж. Феодорит, еп. Кирский. Принимая посетителей, Д. не смотрела на их лица, сама же была укутана покрывалом до колен. Пользуясь возможностью распоряжаться имением и средствами матери и братьев, Д. помогала др. подвижникам и заботилась о всех приходящих странниках, которых она устраивала на ночлег в доме священника из своего селения, находившегося к югу от г. Кир. Память Д. со сказанием на основе текста блж. Феодорита значится в византийских синаксарях либо под 28 февр., либо под 1 марта. Под последней датой она есть также в древнерус. Прологе и с проложным сказанием в ВМЧ митр. Макария, где преподобная именуется Домнина Новая, видимо, чтобы отличить ее от антиохийской Домнины, пострадавшей с Виринеей и Проскудией. Составитель сказания о Д. в Минологии имп. Василия II под 28 февр. называет ее уроженкой г. Кир, что, по-видимому, лишь повторение сведений из «Истории боголюбцев» блж. Феодорита. Памяти Д. нет в Римском Мартирологе, однако она присутствует в некоторых менее известных западных мартирологах и календарях XVI-XVII вв., напр. в «Каталоге святых жен» Артура Дю Мустье ( Arturus Du Monstier. Sacrum Gynecàeum. P., 1657). Изображение Д. в позе оранты представлено на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 430, 976-1025 гг.). Ист.: Teodoret. Hist. rel. 30//PG. 82. Col. 1492-1496 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев. 30/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 282-285); ActaSS. Mart. T. 1. P. 33-34; SynCP. Col. 495-496, 499-500; PG. 117. Col. 331-332; ВМЧ. Март, дни 1-11. Freiburg, 1997. S. 36. Лит.: BHG, N 563; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 59; Sauget J. -M. Domnina, vergine in Syria//BiblSS. Vol. 4. Col. 763. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/178885.html

327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики 361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/vi.html

P. 38-39). Скорее всего к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 янв.: «Кафедра Петра в Риме» (Cathedra Petri in Roma), в нек-рых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Петр впервые воссел в Риме» (Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit - MartHieron. P. 10; MartHieron. Comment. P. 45-46). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Вост. Галлии, под 22 февр. указано «погребение святых Петра и Павла» (depositio sancti Petri et Pauli - CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция) еп. Перпетуя (ок. 460-488/9) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). Данные о праздновании К. ап. П. в Риме содержатся в источниках V-VI вв. В письмах имп. Валентиниана III , его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных имп. Феодосию II , говорится о прибытии имп. семейства в Рим (450) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике св. Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и др. епископами, «собравшимися из разных провинций» ( Leo Magn. Ep. 55-57//PL. 54. Col. 857-863). Поскольку известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, в письмах речь идет не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании К. ап. П. 22 февр. ( Lietzmann. 1927. S. 98; Pietri. 1976. P. 382). Сохранилось несколько гомилий на день К. ап. П., предположительно составленных в Риме в V-VI вв., одна, по-видимому, была произнесена в присутствии императора, скорее всего Валентиниана III или Прокопия Антемия (467-472) (изд.: Morin. 1896; PL. 39. Col. 2100-2103; PL. 54. Col. 505-508). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения ап. Петра (diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

408.05.01 Смерть Аркадия Флавия (377). Семилетний Феодосий II становится новым императором Византии под опекунством персидского царя Исдигерда. 408–414 Управление государством префектом Анфилием. Управление Византией перешло в руки к старшей сестре Феодосия  Пульхерии . Женитьба Феодосия II на Евдокии, дочери философа Леонтия. Открытие в Константинополе первого в Европе университета. 428.05.30 Императоры  Феодосий II  и Валентиниан III издали эдикт, направленный против последователей  манихейства . Несторий стал патриархом Константинополя. 431.06–10 III Вселенский собор в Эфесе осудил ереси, в том числе и учение Константинопольского патриарха Нестория. Несторий снят с поста патриарха.  434–453 Правление у гуннов Аттилы. Мирный договор между Византией и гуннами. Евдокия отстранила Пульхерию от управления государством. Опала Евдокии из-за связи ее с Павлианом. Казнь Павлиана. Возвращение Пульхерии к управлению страной. Гуннский правитель Аттила выдвинул Феодосию ультиматум, который не был принят. 442–447 Нашествие гуннов на Византию. Разрушение городов в Иллирии и Фракии, захват гуннами большой части Византии. Мир Византии с гуннами. Большая дань гуннам. Феодосий II созывает в Эфесе имперский собор (так называемый «Разбойничий» собор ), который принял  монофизитство . 450.07.28 Смерть Феодосия II Флавия. Императором становится Маркиан, незнатного происхождения.  Отказ Маркиана платить дань гуннам. 451.10.08 Халкидонский Вселенский собор, осудивший ересь монофизитов и принявший догмат о двух природах Господа Иисуса Христа.  Смерть бывшего патриарха Нестория в изгнании в Верхнем Египте. Аттила вторгается в Галлию. “Битва народов”. Смерть Аттилы. Распад Гуннской империи. 457.01.25 Смерть Маркиана Флавия (ок. 390) Возведение на престол Льва I Маркелла. Первый император, которого венчал на царство глава церкви. 460.10.20 В Иерусалиме умерла опальная императрица Евдокия. 461.11.10 Лев I приблизил исаврийского полководца Тарасикодиссу Русумвладеста, которому дал имя Зенон. Неудачный заговор против этого Аспара и Ардавурия. Казнь Аспара и всех его сыновей.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

С уверенностью можно сказать, что Н. П. жил позднее Клавдиана и знал его сочинения. «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» создан не ранее 425-428 гг., когда свт. Кирилл Александрийский написал комментарий на Евангелие от Иоанна, к-рый Н. П. явно знал и учитывал в своем сочинении. Возможно также, что «Парафраз...» был написан до Вселенского IV (Халкидонского) Собора (451), богословие которого у Н. П. никак не отразилось. Если признавать отождествление Н. П. с Нонном Эдесским, то, следов., он присутствовал на Халкидонском Соборе (ACO. 2.1.2. P. 35). В наст. время большинство ученых считают, что Н. П. написал оба произведения между 430 и 450 гг. и что они составлялись параллельно ( Agosti. 2012. P. 367). Возможно, на это указывает и употребление Н. П. слова «θεοτκος» (в эпической форме: Nonn. Dion. 41.112; 45.98 - о море, родившем Афродиту; Nonn. Paraphr. 2.9; 2; 66; 19; 135 - о Пресв. Богородице) (Ср. Stegemann. 1930). Ф. Виан считает, что Н. П., работая над «Парафразом...», мог писать также короткие эпиллии, впосл. вошедшие в поэму «Деяния Диониса» ( Vian. 1997. P. 160). Мн. исследователи приходят к выводу, что «Парафраз...» - 1-е сочинение Н. П. Некоторые полагают, что «Деяния Диониса» написаны ок. 470 г. Ряд ученых (среди них Л. Ф. Шерри) утверждают, что «Парафраз...» был написан не Н. П., а составлен одним из его учеников в технике центона из «Деяний Диониса» (Brill " s Companion. 2016. P. 267). На 40-50-е гг. V в. указывают встречающиеся у Н. П. текстуальные совпадения с сочинениями Кира из Панополя и имп. св. Евдокии . Вопрос о заимствовании окончательно решен быть не может ввиду нехватки сведений, но вероятнее, что Кир и Евдокия использовали тексты Н. П., а не наоборот. По крайней мере, Евдокия († 460) уже была знакома с обоими главными произведениями Н. П., хотя не исключено, что сочинения Н. П. были ей знакомы не в окончательном варианте, а в отдельных частях ( Александрова. 2018). По-видимому, можно утверждать, что был интерес к творчеству Н. П. при к-польском дворе. «Парафраз святого Евангелия от Иоанна»

http://pravenc.ru/text/2577949.html

Автор книги - кандидат филологических наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ. Книга рассчитана как на специалистов по истории и литературе данного периода, так и на широкий круг интересующихся историей поздней античности и Византии. Данная работа посвящена сложной, малоизученной и недооце­ненной эпохе: периоду правления императора Феодосия II (401-450), самому продолжительному в истории Византии. В это время империя переживала противоречивые процессы: упадку и нестабильности на Западе соответствуют подъем и расцвет на Востоке, в котором историки парадоксальным образом долгое время не видели никакой заслуги царствующего императора. В работе предпринимается попытка взглянуть на итоги его правления по-новому, с учетом современных исследований. Супруга Феодосия II, императрица Афинаида-Евдокия (ок. 405-460) -дочь афинского профессора, язычница, ставшая христианкой, прави­тельница, поэтесса и подвижница - является одной из символических фигур этой эпохи. Ее имя окружено легендами, далеко не все из которых достоверны, однако возникновение их само по себе знаменательно и имеет свои причины, разобраться в которых стремится автор. Автор книги - кандидат филологических наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ. Книга рассчитана как на специалистов по истории и литературе данного периода, так и на широкий круг интересующихся историей поздней античности и Византии. Настоящий сборник включает переводы цикла стихотворений «О вен- цах мучеников» (Peristephanon) крупнейшего христианского поэта конца IV в. Пруденция и избранных стихотворений замечательного поэта Стация (I в.) из сборника «Сильвы», одно из которых посвящено выдающемуся поэту эпохи принципата Лукану (данное стихотворение стало отправной точкой для биографического очерка об этом поэте). В основу сборника положена идея культурной преемственности между классической античной и христианской латинской поэзией. Купить книгу можно здесь. Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/person/3201157

Св. Герман (память 3/16 июля), возможно, был родственником св. Патрика. В 440-е гг. он принял монашество и трудился вместе со св. Патриком в Ирландии. После 450 г. он долгое время подвизался в Уэльсе под руководством св. Бриока. После 460 г. св. Герман посещал Британию и Ирландию, где тоже встречался со св. Патриком. В 466 г. он переехал на остров Мэн и до конца своих дней служил здесь епископом, изрядно преуспев в обращении жителей острова ко Христу. На острове Мэн он также известен под именами Гермон и Жарман. Ряд топонимов острова носят имя святителя. Ему посвящены некоторые церкви и на севере Уэльса и в Корнуолле. Относящаяся к XIII веку церковь в деревне Лланармон-ин-Ял уэльсского графства Денбишир также освящена в честь св. Германа – в средние века сюда приезжали паломники, чтобы помолиться перед чудотворной статуей святого, облаченной в епископские одеяния. Главным центром почитания св. Германа на острове Мэн является кафедральный собор города Пил, освященный в его честь. Обо всех этих святых, кроме св. Санктана, сведений, к сожалению, не сохранилось. Св. Санктан (VI в.; память 20 мая), вероятно, родился на севере Британии. Он был сыном одного местного правителя и непрямым учеником св. Патрика. Стал очень успешным миссионером в Камбрии, а затем епископом в местечке под названием «Церковь двух крепостей». Это место ученые отождествляют с селением Килл-на-Санктан близ Дублина или же с районом Сантон на острове Мэн, где до сего дня сохранилась церковь во имя св. Санктана. Упомянем еще нескольких связанных с островом Мэн святых, о которых сохранились некоторые сведения. Святые Ромул и Кониндр († ок. 450; память 28 декабря) были современниками и учениками св. Патрика и одними из первых миссионеров, проповедовавших Христа на острове Мэн. Св. Патрикиан (V в.; память 10 октября) был епископом в Шотландии; его оттуда прогнал язычник, и святой остаток дней прожил на острове Мэн. Св. Блад (время жизни неизвестно; память 3 июля) по традиции считается одним из ранних епископов на острове Мэн. Свв. Брадан и Орора (также Крора; время жизни неизвестно; память 20 октября) издавна почитаются на острове Мэн, о них больше ничего не известно. Святитель Конан († ок. 648; память 26 января) родился в Ирландии и, возможно, принял монашество на острове Айона. По некоторым данным, он позднее стал игуменом в Ирландии и воспитывал будущего св. Фиакра. Затем он переехал на остров Мэн, где служил епископом. Разные места и топонимы острова Мэн и Гебридских островов (где св. Конан тоже трудился и служил епископом) носят его имя. Некоторые предания называют его первым епископом Содора.

http://pravoslavie.ru/56015.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010