Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОНН ПАНОПОЛИТАНСКИЙ [Греч. Νννος Πανοπολτης] (ок. 400, Панополь, Египет - ок. 470, там же(?)), греч. поэт-эпик. Подобно таким авторам, как еп. Синесий Киренский , Клавдиан , Драконтий , Авзоний , Н. П. был представителем языческо-христианского синкретизма в позднеантичной культуре. Известны 2 основных его произведения - «Деяния Диониса» (Τ Διονυσιακ) и «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» (Μεταβολ το κατ Ιοννην γου Εαγγελου). О жизни Н. П. сведений не сохранилось; большинство рукописей его поэм анонимно. В рим. эпоху Панополь (ныне г. Ахмим, мухафаза Сохаг) был крупным культурным центром. Уроженцами Панополя были современники Н. П.- поэты Кир Панополитанский (ок. 400 - после 457) и Пампрепий (ок. 440-484). Н. П. как уроженец Панополя и автор «Деяний Диониса» упоминается в «Истории» Агафия Миринейского (кон. VI в.; Agath. Myr. Hist. IV 23). О том, что «ученейший (λογιτατος) Нонн из Панополя» переложил гекзаметром творение Иоанна Богослова, говорится в визант. словаре «Суда» (X в.; Suda. N 489 s. v. Ννναι). Эпиграмма в Палатинской антологии (AG. 9. 198), написанная от лица Н. П., также называет его родиной Панополь и указывает на его пребывание «в фаросских пределах» (ν Θαρη), т. е. в Александрии. Возможно, эпиграмма принадлежит 1-му издателю Н. П., автору краткого стихотворного пересказа его книг. Именем Н. П. подписана также любовная эпиграмма из Палатинской антологии (Anthol. Palat. 10. 120). Приблизительные даты рождения и смерти Н. П. устанавливаются по предполагаемому времени написания его произведений; как считают совр. ученые - примерно между 400 и 470 гг. (Brill " s Companion. 2016. P. 30). Прежде делались попытки отнести жизнь и творчество Н. П. к IV в. ( Cautadella. 1934; Riemschneider. 1957; D " Ippolito. 1964). Э. Ливреа высказал предположение, что поэт Н. П.- это еп. Нонн Эдесский. Иаков, диакон еп. Нонна Эдесского, в Житии св. Пелагии описывает ее красоту словами, близкими к лексике Нонна, и кроме того, сам еп. Нонн в Житии упоминается неоднократно. Однако это лишь одна из возможных гипотез. Высказывалась также гипотеза о том, что Н. П.- это авва Нонн, комментатор сочинений свт. Григория Богослова, живший в VI в. Однако независимо от того, был ли Н. П. христ. епископом, он, очевидно, был христианином, его богословские познания весьма обширны.

http://pravenc.ru/text/2577949.html

Сортировать по Исключить новости Преподобный Иоанн Кассиан Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 I. Жизнь Преподобный Иоанн Кассиан 1 родился ок. 360 г. Точное место его рождения неизвестно, но большинство исследователей указывает на Малую Скифию (ScythiaMinor, современная Добруджа в Румынии) 2 . Преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи 3 и получил прекрасное домашнее образование 4 . Он хорошо овладел греческим и улучшил свое знание во время пребывания на Востоке. Будучи еще юношей, ок. 380 г. Иоанн вместе со своим другом Германом отправился во Святую Землю. Там оба друга решили принять монашество и поступили в один из монастырей в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова 5 . Пробыв там два года, преподобный Иоанн вместе с Германом испросил у настоятеля разрешения посетить египетских подвижников и обещал вскоре вернуться 6 . После этого они отправились в Египет, в пустыню Скит (eremus Scythus) 7 , Келлию и Нитрию 8 , где познакомились с жизнью знаменитых египетских подвижников, в частности, Моисея и Пафнутия 9 . Через семь лет они, исполняя обещание, вернулись обратно в Вифлеем, но вскоре опять отправились в Египет, где провели еще несколько лет 10 . В это время преподобный Иоанн собирал материал для своих будущих сочинений о монашестве. Разразившиеся в 399 г. оригенистические споры породили смуты и раздоры среди египетского и палестинского монашества. Как и множество других египетских монахов, преподобные Иоанн и Герман были вынуждены покинуть Египет 11 . Ок. 399–400 гг. они прибыли в Константинополь, где преподобный Иоанн стал любимым учеником святителя Иоанна Златоуста, занимавшего тогда Константинопольскую кафедру. Вскоре святитель Иоанн возвел Кассиана в сан диакона 12 и предоставил в его ведение сокровищницу кафедрального собора 13 . После второй ссылки святителя Иоанна Златоуста преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом, тогда уже священником, в 404 г.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Разделы портала «Азбука веры» П.Ю. Малков Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы ( Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55 ; Мк. 3:31–35 ; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21 ; Ин. 2:1–12; 19. 25–27 ; Деян. 1:14 .). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о житии Богоматери явились раннехрист. апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе - «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.- кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе - «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400, Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сир., копт., арм., груз. языки; существуют также его лат. (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиоп., араб. и слав. («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправосл. идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к внесению памятей главных событий Ее жития в богослужебный годичный круг неподвижных праздников (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский, прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у правосл. христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические лит. традиции Поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях св. отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

Согласно «Похвальному слову...», Г. род. в Сев. Галлии, возможно, в г. Треверы (совр. Трир, Германия), в галло-рим. аристократической семье. В Житии нет прямого указания на то, кем были родственники Г.: христианами или язычниками. Его отец, видимо, был оглашенным, следуя распространенному в IV в. обычаю принимать крещение только на смертном одре. Согласно Иларию, он противился стремлению сына к благочестивой жизни и его желанию креститься в юном возрасте. Несмотря на недовольство отца, Г. не только не оставил стремления к благочестивой жизни, но и вдохновил своим примером старшего брата Венанция. Жизнь братьев в этот период представляла собой образец мирского благочестия: не уход из мира, а служение ему. Подвижники устроили в своем доме странноприимницу, заботились о путниках. Нек-рое время спустя Г. и Венанций приняли решение стать отшельниками, избежать мирской славы. Их благочестивый образ жизни стал многим известен, стремление к монашеской жизни появилось у братьев под влиянием образа прп. Антония Великого , Житие к-рого, написанное свт. Афанасием I Великим , к тому времени уже было переведено на латынь и известно в Галлии. Г. и Венанций нашли себе наставника, прп. Капрасия, человека образованного и близкого к ним по происхождению. Впосл. Капрасий проживал на Лерине; он пережил и Венанция, и Г. и скончался ок. 440 г., когда Арелатским епископом был Иларий. Согласно Житию Капрасия, подвижник сопровождал Венанция и Г. в Палестину, Сирию и Египет, куда мн. зап. христиане отправлялись в то время, чтобы познакомиться с вост. монашеской традицией; на обратном пути Венанций умер. Однако Иларий в «Похвальном слове...» ничего не сообщает об участии Капрасия в паломничестве и излагает иную версию событий: братья отплыли из Массилии (совр. Марсель), но Венанций скончался в Мефоне (совр. Метони, ном Месиния, Греция). После смерти брата Г. через Италию вернулся в Юж. Галлию, где поселился на о-ве Лерин (один из группы совр. о-вов Лерен ), впосл. названном в честь Г. (совр. Сент-Онора). В кон. I в. до Р. Х. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Г., т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Г. Согласно Житию, одной из причин, побудивших Г. поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, еп. г. Форум Юлия, к-рый рукоположил Г. во пресвитера. Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена 1-я ч. «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина , написанная ок. 419 г. Вокруг Г. собралась небольшая община учеников, к-рая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге о-в Леро (совр. Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, буд. еп. Лугдуна (совр. Лион). Возникновение мон-ря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 г.

http://pravenc.ru/text/166133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН, ИРАКЛЕМОН, АНДРЕЙ И ФЕОФИЛ [греч. Ιωννης, Ηρακλαμων, Ανδρας, Θεφιλος] (кон. IV - нач. V в.), преподобные (пам. 12 июня, 2 дек.). Сведения о них содержатся в Житии прп. Онуфрия Великого († ок. 400), написанном его учеником Пафнутием. Перед смертью прп. Онуфрий Великий велел Пафнутию возвратиться в Египет. Похоронив своего наставника, тот отправился в путь. Во «внутренней пустыне» (в Ср. Египте, на левом берегу Нила) он встретил 4 юношей, похожих на ангелов, к-рые приветствовали его, назвав по имени. Они происходили из г. Оксиринха, и их родители были градоначальниками. Обучившись грамоте, они пожелали познать божественную премудрость. Ожидая знака свыше, они решили провести в пустыне 7 дней в молитве. Некий сияющий муж встретил их и отвел к старцу-отшельнику. Наставив юношей в монашеских добродетелях, старец через год скончался. К тому моменту, когда к ним пришел Пафнутий, юноши подвизались в пустыне 6 лет. Они питались только овощами и фруктами. Разведенный ими сад напоминал райский. Всю неделю они подвизались в безмолвии каждый в своей келье, а по субботам и воскресеньям совершали богослужение, получая причастие от ангела Господня. Проведя у них неск. дней, Пафнутий также сподобился причастия от ангела. В визант. Синаксарях краткое сказание об этих преподобных помещено под 2 дек. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) уточняется, что их родители были христианами (SynCP. Col. 273-274). В Минеях-Четьих сведения об этих святых приводятся в день памяти прп. Онуфрия Великого - 12 июня. В некоторых рукописях Ираклемон назван Иракламвоном или Иракламоном. Ист.: BHG, N 1378; ActaSS. Iun. T. 2. P. 526-533; T. 3. P. 24-30; Т. 4. Р. 94; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 227-228; ЖСв. Дек. С. 47; Июнь. С. 247-252. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178, 373; Eldarov G. Andrea, Giovanni, Eraclambo, e Teofilo//BiblSS. Vol. 1. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 231. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/471253.html

[греч. Κρος Πανοπολτης] (ок. 400, Панополь, ныне Ахмим, Египет - после 457, К-поль), еп. г. Котией (ныне Кютахья, Турция) во Фригии (М. Азия), визант. чиновник, поэт. Полное имя - Флавий Тавр Селевк Кир. К. П. упоминается Иоанном Лидом ( Lyd. Mag. II 12; III 26) и в визант. словаре X в. Суда (Suda. K 2776). В молодости он занимал различные гос. посты и не позже 426 г. стал префектом К-поля. Один из рескриптов имп. Феодосия II от 26 дек. этого года дан на его имя (CJ. II 7. 5). Вторично он упомянут в этой должности 23 марта 439 г. (Ibid. I 2. 9), в конце того же года К. П. стал префектом претория Востока, оставаясь и действующим префектом города ( Lyd. Mag. II 12; III 26, 42; Chron. Pasch. Vol. 1. P. 588; Theoph. Chron. P. 96-97; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 19). Первый указ на его имя в новой должности датирован 6 дек. 439 г. (Novell. Theod. 18). Иоанн Малала и составитель Суды также называют его патрикием ( Ioan. Malal. Chron. P. 361). Последний из указов Феодосия II на имя К. П. датирован 18 авг. 441 г. (CJ. I 55. 10). В зависимости от характера распоряжений (касались ли они всей империи или только столицы) документы адресованы К. П. то как префекту претория, то как префекту города. К. П. занимался благоустройством К-поля, пострадавшего в 437 г. от землетрясения, ввел в столице систему уличного ночного освещения. При нем были обновлены городские стены ( Mich. Syr. Chron. VIII 4). Хронист XII в. Иоанн Зонара сообщает, что эти работы были завершены за 60 дней ( Zonara. Epit. hist. XIII 22. 50), однако, по всей видимости, он ошибочно переносит на деятельность К. П. предание о воздвижении первых стен при имп. Константине I Великом. В годы службы К. П. началась реконструкция бань Ахилла (CJ. XI 43. 6), завершенная уже после его отставки в 443 г. (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 583). В честь К. П. назван один из кварталов К-поля (Киров квартал), где по его инициативе была воздвигнута ц. Пресв. Богородицы ( Janin. Églises et monastères. P. 193-195). Иоанн Лид считает, что при К. П. документы в канцелярии префекта претория начали составлять на греч. языке, латынь была отменена. Верхом карьеры К. П. стало назначение его консулом на 441 г. Феодосий II обращался к нему как к буд. консулу уже в указе от 5 апр. 440 г. (CJ. I 14. 7).

http://pravenc.ru/text/1840133.html

Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Изображения крылатых животных - символов Е.- помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - над изображением Небесного Иерусалима человек (ангел) впервые представлен с крыльями; арка апсиды Санта-Мария Маджоре (432-440) в Риме; свод крещальни св. Иоанна Крестителя в Неаполе (IV в.); паруса свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440) - в центре звездного неба представлена композиция «Триумф Креста». В тот же период появились изображения символов Е. с книгами: апсида ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме (V в.); свод Архиепископской капеллы в Равенне (494-519); триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) и др. Тема видения прор. Иезекииля получила развитие в композиции «Maestas Domini», где символы расположены по диагоналям вокруг медальона с изображением стоящего или сидящего на радуге Спасителя. Самый ранний пример - рельеф врат ц. Санта-Сабина (ок. 430). В этой же композиции символы Е. в виде тетраморфа под мандорлой возносящегося Иисуса Христа представлены на миниатюре из Евангелия Раввулы (Fol. 13v) и на мозаике в апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.). Расположение символов (человек вверху слева, лев внизу слева, орел вверху справа, телец внизу справа) соответствует описанию видения пророка и стало в дальнейшем традиционным. В качестве темы алтарных росписей эта композиция получила распространение в искусстве христ. Востока: капелла мон-ря Бауит и мон-рь св. Иеремии в Саккаре, Египет (VI в.); икона VII в. «Христос - Ветхий денми» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В V-VI вв. появились изображения самих Е. с их символами. Один из первых примеров - мозаика капеллы ц. Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Е. На мозаиках вимы ц. Сан-Витале в Равенне (546-548) Е. представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, кон. VI в. (б-ка Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. Ms. 286. Fol. 129v), Лука изображен с крылатым тельцом. Византийское искусство

http://pravenc.ru/text/180937.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин В юности (ок 380 г.) преподобный Иоанн и его друг Герман отправились в Палестину. В Святой Земле они приняли монашество в Вифлеемском монастыре, расположенном недалеко от места рождения Спасителя. С той поры закрепилась глубокая дружба преподобного Иоанна с Германом, которого он называет “святым аввой”, говоря: с ним “у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце” 4 . В Вифлеемской киновии преподобный Иоанн получил первые наставления в подвижничестве. Проведя там два года, движимый стремлением к новым духовным знаниям преподобный Иоанн вместе с Германом по благословению настоятеля отправился в Египет. Посещая монастыри в верхнем и нижнем Египте, они собирали всё лучшее, что видели в монастырских постановлениях и в примерах жизни строгих подвижников. Встречаясь с просвещёнными и опытными старцами, в частности, с Моисеем и Пафнутием, запоминали и записывали их поучения о различных духовных предметах, их рассказы о многоразличном духовном опыте, старались усвоить себе высоту жизни египетских подвижников. Впоследствии этот приобретённый опыт и знания послужили материалом для сочинений преподобного Иоанна о монашестве. Проведя в “обозрении египетских монастырей” семь лет, духовные странники, исполняя обещание возвратиться в обитель, где они приняли монашество, вернулись в Вифлеем. Но там они пробыли недолго и вскоре опять отправились в Египет. На этот раз они прожили в пустыне около трёх лет. В это время в среде египетского и палестинского монашества возникли раздоры и смуты, вызванные оригенистскими спорами. Тишина и уединение монашеской жизни были нарушены; преподобные Иоанн и Герман, как и многие другие египетские монахи, покинули Египет. В 400 г. они отправляются в Константинополь. Главной их целью было увидеть и услышать знаменитого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста, возглавлявшего тогда Константинопольскую кафедру. В Константинополе преподобный Иоанн стал учеником Святителя, который вскоре (ок. 404 г.) возвёл его в сан диакона, а преподобного Германа, как старшего возрастом, во пресвитера. По достоинству Преподобные были приняты в Константинополе и преданными святителю Иоанну служителями Церкви. Во время второй ссылки Святителя преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом был направлен константинопольским клиром во главе посольства в Рим к папе Иннокентию I с ходатайством о защите святителя Иоанна. Миссия эта не увенчалась успехом; более того, опала распространилась и на друзей Святителя. После завершения посольства преподобный Иоанн Кассиан в Константинополь уже не вернулся.

http://pravmir.ru/marsel-i-vifleem/

Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 59) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 59) В 410 г., когда возникла угроза захвата Рима готами, Мелания Старшая, к-рая ок. 400 г. приехала в Италию и там пережила смерть сына (предположительно ок. 407), убедила семью покинуть город ( Pallad. Lausiac. 54). Мелания Старшая уехала на Восток и вскоре умерла. М. Р. вместе с Пинианом и матерью переехала сначала в Кампанию (где встречалась с родственником, поэтом еп. Павлином Ноланским), затем на Сицилию (на их вилле близ Мессины жил и умер Руфин Аквилейский ) и, наконец, в Африку, где встречалась с Аврелием, еп. Карфагенским, Алипием, еп. Тагастским, и блж. Августином, еп. Гиппонским. Блж. Августин посвятил Альбине, Пиниану и М. Р. соч. «О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия», им также адресовано его послание Ep. 124 (Ep. 126 адресовано Альбине, она же упом. в Ep. 125, к Алипию). Еп. Палладий ( Pallad. Lausiac. 61) сообщает, что они жили в своих владениях то на Сицилии, то в Кампании; согласно пресв. Геронтию, они провели 7 лет в Африке (VMgr. 19-20). Ок. 417 г. М. Р. с Пинианом и Альбиной переселились в Иерусалим (VMgr. 34-35); первое время они жили при храме Воскресения Христова (Гроба Господня) и раздавали остатки привезенного золота. Впоследствии они сами оказались в такой нищете, что, когда М. Р. заболела, у нее не нашлось подобающего ложа. Деньги у них появились только после того, как их доверенным лицам удалось продать оставшееся имение (VMgr. 35-37). Получив денежные средства, М. Р. и Пиниан предприняли путешествие в Египет, где встречались с подвижниками (упом. Ифестион, Виктор, Илия; также говорится о тавеннесиотах и зевгитах), которые оказывали М. Р. особое уважение. Они побывали в Александрии, посетили Нитрийскую пустыню и Келлии (VMgr. 37-39). Пока они путешествовали, Альбина по просьбе дочери устроила ей келью на Елеонской горе , в к-рой в течение 14 лет М. Р. затворялась в период от Богоявления до Пасхи в строжайшей аскезе (VMgr. 40). Не исключено, что именно эта келья известна как пещера прп. Пелагии Антиохийской. Житие М. Р. порой смешивалось с Житием Пелагии (в частности, в Шартрском кодексе). В наст. время напротив пещеры прп. Пелагии действует подземный храм в честь Вознесения Господня, левый предел к-рого освящен во имя М. Р.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010