О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Ист.: Никодим (Кононов), иером. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1989. С. 184-185; Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 505-506; Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 595-596, 610-613; Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь/Науч. ред.: А. В. Пигин. СПб., 2017. С. 351-353, 365-366, 433-435. Лит.: Соловецкий патерик. М., 1873. С. 77; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик: Жизнеописания русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. М., 2000. С. 68-70; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 173-178; Соловецкие острова: Духовное, культурное и природное наследие: Указатели, пояснит. текст к карте, справ. сведения. М., 2006. С. 103, 260 (Тр. МАКЭ/Под общ. ред. П. В. Боярского, В. П. Столярова); Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 554-613; Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. СПб., 2017. С. 253-256, 273-275. О. В. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565118.html

212-257 КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти 269-359 359-364 КАНОНИКА (VI в.), прп. (пам. груз. 5 нояб.), дева, дочь к-польского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне 354-365 КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов 365-366 366-367 367-421 258-267 421-422 КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине 422-425 425-427 427-430 430-431 431-433 433-484 484-502 502-505 505-507 507-508 КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа 508-512 512-513 513-516 516-517 517-519 519-525 525-528 КАОНА муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви 528-530 КАПЕЛЛАН в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение о к.-л. общине или особой группе верующих 530-532 533-543 КАПИНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ муж., во имя свт. Николая Чудотворца, Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви КАПИТО Вольфганг Фабриций (ок. 1480 - 1541), нем. гуманист, богослов, проповедник, деятель Реформации 544-546 546-547 КАПИТОН (80-е гг. XVI в. (?) - ранее 1662), зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства 547-551 КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления 551-555 555-560 КАПОДИСТРИЯ Иоаннис (1776-1831), греч. и российский политический деятель, дипломат, 1-й президент Греции 560-564 564-565 565-568 568-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 606-608 608-612 612-614 614-615 КАРАБИНОВИЧ Григорий Максимович (1860-1942), свящ. старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор учебников для старообрядческих школ 615-616 КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.

http://pravenc.ru/vol/xxx.html

Феофил (кон. III – нач. IV в.), готский епископ, бывший участником Никейского I Вселенского собора (325 г.) – 141 Феофил , византийский император в 829–842 гг. – 365, 369, 370, 374, 380, 382, 383, 390, 394, 396, 397 Феофил († ок. 536), византийский юрист, комит священного консистория, профессор высшей школы в Константинополе, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов, Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого , автор Парафразы к Институциям – 207, 208 Феофилакт Болгарский († ок. 1107), блаженный, архиепископ Охридский, византийский экзегет – 428 Феофилакт Симокатта (Симокатт, VII в.), византийский историк – 168, 253 Фидий (V в. до н. э.), знаменитый древнегреческий скульптор – 139 Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), македонский царь в 359–336 гг., отец Александра Македонского – 110 Филокалес , знатный землевладелец в Каппадокии – 458 Филосторгий (кон. IV- нач. V в.), церковный историк арианского направления- 133, 181 Филофей (кон. IX – нач. Х в.), автор сочинения «Клиторологий» – 460 Финлей Георг (Джордж, George Finlay, 1799–1875), английский византинист – 53–57, 72, 335 Фока, византийский император в 602–610 гг. – 192, 238, 242–245, 259, 267, 268, 312 Фома Аквинский (Thomas Aqinas, ок. 1225–1274), итальянский теолог и философ, систематизатор схоластики, доминиканец, католический святой – 391 Фома Славянин , глава одноименного восстания в Малой Азии – 367–369 Фотий (между 810 и 828 – ок. 893), патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг., церковный и политический деятель, ученый и писатель – 253, 372, 387, 388, 395–397, 399, 433, 434 Фравитта (кон. IV – нач. V в.), готский вождь на службе Империи – 151, 152 Франциск I (1494–1547), французский король в 1515–1547 гг. (из династии Валу а) – 41 Фримэн Эдуард A. (Freeman, 1823–1892), английский историк – 49, 56, 57 Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из классиков аттической прозы – 48, 172, 230, 251 Фурд Эдуард (Foord), английский византинист – 73

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Меурсий , голландский византинист – 41 Мефодий (ок. 820–885), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82 Мехмед II Завоеватель , турецкий султан в 1451–1481 гг. – 262 Мина , патриарх Константинопольский в 536–552 гг. – 217 Михаил I Рангаве , византийский император в 811–813 гг. – 359, 364, 375, 378,389 Михаил II Травл (Косноязычный), византийский император в 820–829 гг. – 341, 364, 367, 368, 372, 380–382 Михаил III Пьяница, византийский император в 842–867 гг. – 365, 371, 373, 383, 384, 387, 388, 394, 395, 400, 417, 433 Михаил IV Пафлагонец , византийский император в 1034–1041 гг. – 401, 433,434 Михаил V Калафат , византийский император в 1041–1042 гг. – 401 Михаил VI Стратиотик , византийский император в 1056–1057 гг. – 402, 462,484 Михаил VII Дука Парапинак , византийский император в 1071–1078 гг. – 464,470,471,473 Михаил Атталиат (XI в.), византийский историк – 487 Михаил Керуларий (Кирулларий), патриарх Константинопольский в 1043–1058 гг. – 443, 444. Михаил Пселл (XI в.), византийский государственный деятель и писатель – 463,481–484,487 Мишель A. (Michel), французский историк византийского искусства – 91 Моавия I (Мавия, Муавия, Муавия ибн Абу Суфйан), арабский халиф в 661–680 гг., основатель династии Омейядов – 290, 292, 293 Монтелатичи Г. (Montelatici), итальянский византинист – 76 Монтескье Шарль Луи (Montesquieu, 1689–1755), французский философ, писатель и историк, представитель французского Просвещения – 44, 45, 65 Монфокон Бернар де (Montfaucon, 1655–1741), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Про – 44 Морис Ж. (Maurice), французский нумизмат – 99, 100 Мортрейль Ж.-А.-Б. (Мортрёль, Mortreuil), французский правовед (цивилист и канонист), марсельский адвокат – 91 Муральт Эдуард Гаспарович (Eduard von Muralt, de Muralt, 1808–1895), археограф, историк, реформатский богослов и священник, родом швейцарец, жил в С.-Петербурге с 1833 по 1864, где в течение 26 лет работал библиотекарем Имп. Публичной библиотеки (составил первые каталоги греческих рукописей ИПБ) – 92

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Кафедральное богослужение и богослужение городских аскетических общин оказали влияние на формирование зародившегося в IV в. богослужения монахов, живших как уединенно, так и в мон-рях. Блж. Иероним Стридонский (ок. 347-419/20) и прп. Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 365 - ок. 433), оба воспринявшие строгую сольную псалмодию егип. монашества непосредственно от носителей этой традиции, сообщают о включении городской практики псалмопения в богослужение монашеских общин. В рассказе Иоанна Кассиана о монашеской молитве в Вифлееме (куда Иероним удалился после 384) описывается, как неизменяемые псалмы, заимствованные из кафедральной службы, были добавлены к последовательной псалмодии, практиковавшейся в Египте. Со временем исполнительский и мелодический аспекты псалмодии стали приобретать гораздо бóльшее значение. Вместо простой речитации солистом, имевшей место в монашеской практике, в кафедральной псалмодии важнейшую роль стало играть иерархическое разделение труда певчих: стихи исполнялись солистами-клириками (специально поставлявшимися на это служение) или хорами, в то время как активному участию всей общины в богослужении способствовало употребление припевов. Многообразие достигалось путем использования всех перечисленных категорий исполнителей в различных видах пения - от респонсорной псалмодии с ее простым чередованием стиха и ответа до более сложных форм антифонной псалмодии, когда стихи и припевы исполнялись поочередно разными группами певцов. Хотя от IV-V вв. не сохранилось примеров псалмов с муз. нотацией, в святоотеческих писаниях этого времени отмечается, что одной из основных причин распространения псалмодии городского типа была ее мелодическая привлекательность, отношение к к-рой в Церкви было неоднозначным. Сторонники чистоты монашеского богослужения (напр., свт. Афанасий Александрийский - Ep. ad Marcel. 29//PG. 27. Col. 40-41) смотрели на развитие муз. элемента псалмодии как на случайное явление и возможный источник духовной рассеянности, в то время как святители Василий Великий (Hom.

http://pravenc.ru/text/387113.html

512. Антонов Виктор. Молитва Царю и за Царя//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 513. Мнение Движения " Россия Православная "http://Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 514. Никифоров Е.К., Осипов В.Н., Клыков В.М. и др. По вопросу идентификации и захоронения " Екатеринбургских останков "http://Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 515. Куликовская-Романова О.Н. Заявление для прессы//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 516. Клыков В.М., Сенин А.А., Большаков В.И., Хвалин А.Ю., Болотин Л.Е. Не участвуйте в делах тьмы! Обращение к представителям Рода Романовых//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 517. Фомин Сергей. Екатеринбургское ритуальное убийство//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 518. Публикуется впервые. Новое свидетельство//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 519. Оленев Е.П. Убийство Российского Императора Николая II//Русский Вестник. 25.06.1998, 22-23 (364-365). 520. Тилле Анатолий. Комментарий к поездке Ельцина в Кострому. Найдется ли Сусанин?//Советская Россия. 25.06.1998, 73 (11662). 521. Соловей Полина. Скромные похороны для императора//Труд. 25.06.1998. 522. Пестерева Ольга. Похороны Николая II увидят все – по телевизору. Вчера прошла очередная пресс-конференция советника вице-премьера Немцова Виктора Аксючица//Koммepcahmъ-daily. 25.06.1998. 523. Щербаков Андрей. Похороны последнего императора. Провал скороспелого историко-политического шоу//Правда. 26.06.1998. 524. Волынский Николай. Египетская пирамида из " царских " костей//Правда-5. 26.06.1998. 525. Кириенко С. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. 822-р г. Москва (о выделении 266 тысяч рублей для издания сборника документов)//Российская газета. 26.06.1998. 526. Мароховский Георгий, Алехин Сергей. Ритуал по русскому обычаю//Российская газета. 26.06.1998. 527. Мароховский Георгий. Станет ли земля пухом последнему русскому императору//Российская газета. 26.06.1998. 528. Пепия Бесик, Тимченко Святослав. Без сюрпризов, похоже, не обойдется. В похоронах последнего российского императора будет участвовать последний президент Советского Союза//Независимая газета. 26.06.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

Мироносиц Слава гл. 6, в неделю Разслабленного 5 и т. д. Прокимен на вечерни произносится обыкновенный воскресный: Господь воцарися... (л. 364 на об., 367). К воскресной стихире на стиховне присоединяются стихиры Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... В конце стихир – Слава – праздника, напр., в нед. Мироносиц: Тебе одеющагося светом..., в нед. Разслабленного: В притворе Соломонове... (см. в Цветн. Триоди последования накануне недель). На И ныне – Воскресения день... Христос воскресе... 1. После благословения хлебов «от недели святого Фомы, – сказано в последовании 3 нед. по Пасхе, – не бывает хлеболомление (т. е. раздаяние хлебов в церкви), за краткость нощи» (Тип., л. 365). На утрени положены не полиелейные псалмы, а непорочны, или 17-я кафизма (Тип., л. 365, 367, 369 на об., 371 на об.). После непорочнов поются воскресные тропари: Ангельский собор... (л. 365, 367, 369 на об., 371 на об.). Степенны и прокимен пред евангелием – гласа, в нед. Мироносиц 2-го, в нед. Разслабленного 3-го и т. д. Евангелия читаются воскресныя, но в том порядке, как показаны в столпах утренних воскресных евангелий: в нед. Мироносиц читается не 2 евангелие, а 3, Мр.,зач. 71; в нед. Разслабленного – 4, Лук. зач. 112; в нед. Самаряныни – 7, Иоанн., зач. 63; в нед. Слепого – 8, Иоанн. зач. 64. Воскресение Христово... 3 (л. 365 и др) и т. д. Каноны поются Пасхи и настоящие недели; из них канон Пасхи с ирмосом и богородичнами на 6, ирмос по 2, канон Триоди на 8 (л. 365 и др.). Катавасиею служат ирмосы пасхального канона (там же), но в неделю Слепого: Спасителю Бог... (л. 371 на об). Пред 9 песней Честнейшую не поется во все недели до отдания Пасхи (л. 365 и др.). После 9 песни и ектении трижды поется усвоенное воскресным дням песнопение: Свят Господь..., в нед. Мироносиц на 2 гл., в нед. Разслабленного на 3. В хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются (л. 365) 851 . На часах В неделю Мироносиц – тропарь воскресный. Слава, тропарь настоящей недели: Благообразный Иосиф... Кондак – недели Мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2 ). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция) использовали его до 1900–х годов, а православная церковь в России и некоторые другие православные церкви до сих пор используют его. В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня=365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. 2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь — это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется «Inter Gravissimas» по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. 3. Какой день является високосным? Это 24 февраля! Странно? Да! Объяснение связано с римским календарем, вы найдете его в разделе 7.1 . Если рассматривать числа, то конечно, дополнительный день — это 29 февраля. Однако если рассматривать праздничные дни, то традиционно используется следующее соотношение между днями високосных и не високосных годов: Обычный год Високосный год 22 февраля 22 февраля 23 февраля 23 февраля   24 февраля (дополнительный день) 24 февраля 25 февраля 25 февраля 26 февраля 26 февраля 27 февраля 27 февраля 28 февраля 28 февраля 29 февраля Например, день святого Леандра отмечается 27 февраля в обычные годы и 28 февраля в високосные годы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010